Несомненно Креститель нередко беседовал с ними и отдельно, уча их о Грядущем. Несомненно он говорил им больше, чем сколько сообщают об этом Евангелисты 420 . Сколько нового и таинственного предлагал вниманию своих слушателей Иоанн Креститель! Вот несколько строк из этих его возвышенных бесед; некоторые из них записаны впоследствии самим Иоанном, учеником Крестителя. „Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его“ 421 . „Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Израилю. Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя и пребывающего на Нем“ 422 . „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым“ 423 . „Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь“ 424 . Кто этот таинственный Грядущий, о Котором говорит Креститель? Откуда Он? Как Он мог быть прежде Крестителя? Как Он совершит суд над всем миром, над миллионами живущих в нем людей? Что будет после этого? Где Он находится в настоящие минуты? Скоро ли придет Он? Вот вопросы, которые могла вызывать в душе Иоанна проповедь Крестителя о Грядущем и Царстве Божием. Все внимание Иоанна останавливалось не на внешней стороне, а на внутренней этой дивной проповеди. Он постигал сущность и дух этих мистических, возвышенных речей своего наставника. Благодаря этому, Иоанн мог в немногих чертах, сжато, точно и ясно передать, все, что слышал из уст Крестителя. Ни один из евангелистов не повествует в данном случае того, о чем повествует евангелист Иоанн. Характер, тон речи Иоанна, – все обличает в нем влияние Крестителя 425 . У Предтечи он научился противополагать небо земле 426 , понял, в чем заключается жизнь вечная; что такое нравственная смерть, гнев Божий 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Рождество Иоанна Предтечи Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1.

http://pravoslavie.ru/35999.html

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Крещение Господне связано с именем замечательного святого Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Мне о нем особенно радостно и страшно говорить, потому что моя церковь приходская посвящена именно святому Иоанну Предтече. Чесменская церковь – это храм Рождества Иоанна Крестителя, и Иоанн Предтеча является нашим покровителем небесным. Это один из самых удивительных людей в Священном Писании. О нем Господь сказал, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель, то есть среди людей он первый, он равен ангелам, и в то же самое время он прожил жизнь удивительно смиренную. При том, что слово его звучало, при том, что властители земные боялись его и считались с ним, все равно в Иоанне Предтече было величайшее смирение. Когда он видит перед собой Христа, он говорит ученикам своим: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Одно из величайших искушений человеческих – это искушение властью, причем властью не грубой физической, а духовной. Иоанн Предтеча действительно настолько ангелоподобен, он так свободно пропускает божественный свет, он так свят, что он с радостью отказывается от этой духовной власти. Он говорит своим ученикам «Вот Он, идите к Нему». Согласно Евангелию от Иоанна, среди апостолов, среди первых учеников Христа были люди, которые следовали за Иоанном Предтечей, и именно он отправил их ко Христу. Он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Идите к Нему и научитесь». Так вот, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель проповедует на берегах реки Иордан, проповедует покаяние во оставление грехов. В знак покаяния, в знак очищения его ученики входят в воды реки Иордан и совершают крещение, «баптизму» по-гречески, омовение. И вот среди толп народа, которые приходят на берега Иордана в пустыню, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя, оказывается и Сам Господь, причем Господь просит крещения у Иоанна. Иоанн говорит Ему: «Я не достоин развязать ремешки сандалий Твоих, как же Ты хочешь, чтобы я Тебя крестил?» Но Господь ему на это говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), и Он на общих основаниях, что называется, вместе с народом входит в воды Иорданские, хотя Он единственный, Кому это было не нужно. Проповедь Иоанна Предтечи была обращена ко всем, кроме Иисуса, потому что Он единственный, Кто не имел никакого греха, а значит, не имел никакой необходимости очищения от этого греха. И однако, Господь входит в эту воду Иорданскую, которая стала уже темной и тяжелой от грехов наших. Он входит туда, и в этот момент совершается такое удивительное чудо: Иоанн Предтеча видит раскрывшиеся небеса, видит Духа Свята в виде голубя, Который спускается на Христа, и слышит глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иоанн Креститель, икона Иоанн Предтеча, икона, XIV в. Проповедь Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии ( Христа ). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Темница Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого ) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы , и за незаконное сожительство с Иродиадой , которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом .

http://drevo-info.ru/articles/3825.html

Господу было угодно послать этого Пророка, чтобы он уготовал Ему путь, сделал прямыми стези Ему и подготовил сердца людей к принятию Христа как Бога и Спасителя. Среди народа израильского были и те, кто не принял Господа Спасителя, и те немногие, которые последовали за Ним. По крайней мере, часть из них – это люди, которые приходили на Иордан к Иоанну Крестителю и поверили его проповеди. Мы помним слова из евангельского рассказа, когда Господа спросили: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11.28), – и Он ответил: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне» (Мк. 11. 29-30). Услышав такие слова, книжники и первосвященники рассуждали между собою: «Если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11. 31-32). Люди, которые не поверили проповеди Иоанна Крестителя, которые не знали, что ответить на вопрос: от Бога было это крещение или от человеков, – не поверили и Господу Иисуса Христу, и добились того, что Он был распят по приказу римского прокуратора. А те, которые поверили Иоанну Крестителю, последовали и за Господом Иисусом Христом, в том числе и некоторые ученики Иоанна Предтечи. О чем мы тоже слышим из Евангелия от Иоанна. Когда Иоанн Креститель указал на Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1.36), тотчас двое учеников Крестителя отделились и пошли за Иисусом, а когда Он обернулся и увидел их, они спросили Его: «Равви,– что значит: учитель,– где живешь?» (Ин. 1. 38). Не потому, что им было интересно, где Он живет, а потому, что они хотели узнать, кто Он такой и зачем пришел, и почему Иоанн Креститель, которого они почитали как пророка, именно на Него указал как на Агнца Божия. Иоанн Креститель и сегодня стоит перед нашим духовным взором, указывает нам на Господа Иисуса Христа и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29). И сегодня Иоанн Предтеча обращает к нам свою проповедь и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1).

http://mospat.ru/ru/news/59753/

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (ст. 16). Что значит «отверзлись небеса»? Конечно, не нужно думать, будто разверзлось физическое небо и стало видно пространство, находящееся за атмосферой, окружающей нашу планету. Слова «отверзлись небеса» означают, что духовному взору Иоанна Крестителя открылся сверхъестественный мир, явилась слава Божия в полном, откровенном виде, как она является только святым существам — Ангелам на небесах. Мы говорим в молитве: «Отче наш, Который на небесах» — не потому, что Бог пребывает только на небесах, ибо Он Вездесущ, но потому, что на небесах Он являет Себя Ангелам в полной мере, а нам, грешникам, из-за наших грехов Он является только в малой степени, да и то лишь тем из нас, кто стремится к этому всей душой. Небеса «отверзлись» именно в том смысле, что отверзся духовный взор Иоанна Крестителя, и он увидел Духа Божия, Который сошел в виде голубя. Дух Святой не имеет никакого вида, как и Бог Отец, и Бог Сын по Своему Божеству, но Он принял вид кроткой, мирной птицы, для того чтобы показать, что наступило время примирения Бога и людей. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (ст. 17). Голубь сошел и почил на Господе, явившись, в первую очередь, для Иоанна Крестителя как бы указующим перстом, чтобы было понятно, что слова, раздавшиеся с неба, относятся именно к Иисусу Христу. Мы не знаем, что видели и слышали остальные люди, находившиеся в то время при Иордане. Однако, если мы вспомним другие примеры Божественных откровений, описанных в Священном Писании, то поймем, что человек воспринимает их по мере своего достоинства и своей готовности. Это видно, например, из следующего евангельского повествования — когда Господь наш Иисус Христос, входя в Иерусалим, обратился с молитвой к Богу Отцу: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему» ( Ин.12:28-29 ). Из этого описания ясно, что собравшиеся люди не поняли раздавшихся слов, а слышали только какой-то звук, поразивший их. Этот звук, конечно, не являлся голосом Бога Отца, потому что Он не имеет голоса и вообще органов речи, подобных человеческим. Но всемогущий Бог может облекать Свои откровения в образы, доступные как для зрения, так и для слуха, тогда последние принимают определенную звуковую форму. И одни люди слышали глас Бога как гром, другие — как некие не до конца понятные слова, которые они приписали Ангелу.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Иоанн Креститель — ближний друг Христов Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов. 18 января, 2013 Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов. 19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой. Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне? Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве. 20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

http://pravmir.ru/ioann-krestitel-blizhn...

О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Лк.1:5–25 Гал.4:22–31 Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью. А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайской, рождающей в рабство», «и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит от новозаветной праведности – праведность ветхозаветная, даже в лучших ее представителях. О родителях Иоанна Крестителя говорится, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но вот однажды, когда Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения». Он вошел, конечно, не только с каждением, но и с молитвой, и молитва его была, конечно, не о чадородии (что видно из последующего), но о спасении Израиля, о чем и «все множество народа молилось вне во время каждения». Вдруг Захарии является «Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Он объявляет, что молитва услышана. А что же Захария? А он мгновенно, «смутился, и страх напал на него». Почему же так? Ведь знал он, куда входит: туда, где Бог обещал Моисею «открываться» для беседы с ним. Он вошел в то место, которое в былые времена наполняла видимым образом слава Божия. Он вошел просить, и прошение услышано; а в душе вместо благодарности – смущение и страх. Значит, и служение его, и молитва его, хотя и были исполнены, как и все у него, «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», но не было в них живой веры, должного страха и благоговения. Ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Под влиянием таких мыслей Христос с грустью сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (евреи) извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Затем, обращаясь к сотнику, Христос произнес: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе». Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей радостную весть, что слуга его здоров. Воскрешение сына наинской вдовы. Лк. 7:11–17 Господь долго не задерживался в Капернауме, так как Ему надо было проповедовать и в других городах и селениях Галилеи. Однажды, путешествуя по Галилее, Господь, сопровождаемый народом, подходил к городу Наину. Как раз в это время из ворот города выходила похоронная процессия. Это вдова наинская хоронила своего сына. Горе ее было безгранично. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа. Она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. Господь, увидев ее, сжалился над бедной вдовой и сказал ей: «Не плачь». Затем Он, обращаясь к мертвецу, повелительным голосом сказал: «Юноша! тебе говорю, встань?» – И совершилось чудо. Объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа увидела, как по слову Христа мертвец ожил, поднялся и стал говорить. Придя в себя, все свидетели чуда начали прославлять Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Мф. 11:1–19; Лк. 7:18–35 Слух о чудесах великого галилейского Проповедника распространился по всей Палестине и дошел до учеников Иоанна Крестителя, которые ревностно охраняли славу своего учителя и потому не всегда дружелюбно относились к возрастающей славе Иисуса. До них дошел и последний слух о том, что народ почитает Иисуса за Великого Пророка. Обо всем этом они рассказали Иоанну, который в то время был заключен Иродом в темницу в крепости Махеронт. Ученики Иоанна Крестителя, как и все почти евреи того времени, ждали Мессию в блеске земной славы, ждали, что Он провозгласит Себя Царем Израиля, свергнет римское иго и покорит евреям все народы земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010