Он говорил это о храме Тела Своего, то есть, что, когда Его убьют, умертвят Его Тело, Он в третий день воскреснет, и тогда Они увидят, какую власть Он имеет. Но спрашивавшие Его не поняли этого и думали, что Он говорит о храме Иерусалимском, который строился сорок шесть лет. Они дивились, как Он может построить такой храм в три дня, и отошли прочь. Во время этого пребывания Господа в Иерусалиме многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него. 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Когда Христос выступил на проповедь, Галилеей правил сын того царя Ирода, при котором Он родился, – Ирод Антиппа. Это был человек тоже жестокий и распутный. Он увел у брата своего Филиппа его жену Иродиаду, приходившуюся им обоим к тому же родной племянницей, и сам женился на ней. При Иродиаде была ее дочь от первого мужа, Соломия. Святой пророк и Предтеча Христов, Иоанн Креститель, о котором Спаситель сказал, что из рожденных женщинами нет ни одного пророка больше него, усовещевал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада, боясь, что Ирод послушает пророка и удалит ее от себя, уговорила своего незаконного мужа схватить Иоанна и заключить в тюрьму. Она желала бы его казни, но Ирод, хотя и был очень дурной человек, все-таки берег Иоанна, зная, что он праведник и святой. Он иногда даже призывал его из тюрьмы к себе, с удовольствием говорил с ним и во многом его слушался. А пророк все настаивал, чтобы Ирод отослал от себя Иродиаду, которая все больше ненавидела за это Иоанна и обдумывала, как бы добиться его смерти. Однажды Ирод Антиппа праздновал в своем роскошном дворце день своего рождения; он сделал пир для начальников войска и старейшин галилейских. Во время пира вошла дочь Иродиады Соломия и стала плясать. Ея пляска так понравилась гостям и самому Ироду, что он сказал ей: «Проси у меня, что хочешь, и дам тебе». При этом он клялся, что готов дать ей даже половину царства. Конечно, Ирод думал, что она попросит нарядов, драгоценных вещей или большую сумму денег. Соломия же побежала к матери посоветоваться, чего ей просить. Та отвечала: «Проси головы Иоанна Крестителя». Соломия поспешила к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Такой просьбы Ирод не ожидал; он смутился и опечалился, но тем не менее не захотел отказать Соломии, чтобы перед гостями не изменить данному ей обещанию исполнить всякую ее просьбу. И вот он послал в тюрьму оруженосца; тот отсек Иоанну голову, принес ее окровавленную на блюде и подал Соломии, а эта отнесла матери. Ученики Иоанна пришли, взяли его тело и погребли. Усекновение главы Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, вспоминается православною церковью 29 августа (11 сентября по н. ст.). Этот день православные христиане проводят в посте. 12. Исцеление расслабленного в Овчей купели (Ин. 5:1–47)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Ричард Бокэм (баптист) 14. Евангелие от Иоанна как свидетельство очевидца Свидетельство Любимого Ученика об авторстве Евангелия от Иоанна • Параллельная структура Пролога и Эпилога Евангелия от Иоанна • Соперничество Любимого Ученика и апостола Петра • Загадочные свидетели истинности Евангелия от Иоанна Любимый ученик, «написавший сие» В одном из Евангелий содержится указание на то, что оно не просто основано на свидетельствах очевидцев, но написано очевидцем. Это – заключительные стихи Евангелия от Иоанна: : Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг : (21: 24–25). Ученик, о котором здесь идет речь, появляется в ключевых сценах евангельского повествования анонимно, как «ученик, которого любил Иисус». На первый взгляд, в заключение Евангелия ясно говорится о том, что этот ученик и есть автор Евангелия. Именно так понимались эти слова традиционно, вплоть до нашего времени. Однако большинство современных ученых не спешат принимать данное утверждение за чистую монету. Так, часто можно услышать, что стих 24 вовсе не указывает на Любимого Ученика как на автора Евангелия. Вполне возможно, мол, что эта греческая фраза говорит о каком-то ином, не столь прямом отношении Любимого Ученика к Евангелию от Иоанна. Этот аргумент основан на представлении о том, что греческий глагол graphein («писать») может использоваться и в «каузальном смысле», то есть означать «стать причиной написания». В таком случае нам сообщается, что ученик не «написал» это Евангелие, а «стал причиной того, что оно было написано». Свидетельства того, что этот глагол мог иметь такое значение, приводит один лишь Дж. Бернард в своем комментарии 1928 года 928 . Все остальные комментаторы, принимающие эту идею, основываются, прямо или косвенно, только на свидетельстве Бернарда. Он приводит примеры из Библии , разделяя их на две категории 929 . Первая, непосредственно относящаяся к обсуждаемому тексту, – Ин 19 (см. также 19:21–22), где говорится (если переводить с греческого буквально): «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте». Вполне резонно предположить вместе с Бернардом, что «Пилат распорядился о написании titulus – но едва ли сам писал на деревянной доске». Свидетельства второй категории у Бернарда относятся к Павловым посланиям. Павел, по-видимому, обычно диктовал свои послания писцу ( Рим 16:22 ; ср. Гал 6:11 , 1Петр 5:12 ) – однако он говорит о себе «я пишу» ( Рим 15:15 , 1Кор 4:14; 5:9; 9:15; 14:37 ) 930 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

В Новом Завете после Евангелий от Матфея, Марка и Луки следует Евангелие от Иоанна. Автором его является святой апостол Иоанн, призванный в число учеников одним из первых: увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 21–22). Первый богослов Остромирово Евангелие Церковь именует святого апостола Иоанна Богословом. Почему? Ведь если богословие — это слово о Боге, а богослов тот, кто говорит о Боге (кстати, древние греки называли «богословами» поэтов, писавших о происхождении богов), то каждый апостол является богословом. Это действительно так. Но Церковь выделила из числа учеников Господних одного — апостола Иоанна,— потому что именно его Евангелие раскрывает для христиан учение о вечном существовании Бога Отца, Сына и Святого Духа, говорит о духовном перерождении в Таинстве Крещения, о необходимости есть Плоть и пить Кровь Сына Божия и о многом-многом другом. Духовная высота четвертого Евангелия стала причиной того, что апостол Иоанн был назван Богословом. Но это не говорит о том, что три первых Евангелия не так духовно значимы или не глубоки по смыслу. Это говорит лишь о том, что все четыре Евангелия дополняют друг друга и во всей полноте являют верующим Христа-Спасителя и Его подвиг. В начале Если бы святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову задали вопрос: «В чем смысл жизни?», он непременно бы ответил, что смысл не только жизни, но и вообще всего — в Слове. Первые строки Иоаннова Благовестия торжественно провозглашают: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1, 1–3). Интересно, что первый стих четвертого Евангелия созвучен с первым стихом книги Бытия, с которой начинается Священное Писание Ветхого Завета: В начале сотворил Бог… (Быт. 1, 1). И Бытие, и Евангелие от Иоанна говорят о творении: Бог творит и Слово дает начало всему существующему, ничто не может существовать без Слова. В греческом оригинале Евангелия от Иоанна употреблены два сложных термина, использовавшихся уже в античной философии: «архэ» (начало, управление) и «логос» (слово, речь, смысл). Так вот, «архэ» — не просто начало, «архэ» — это то, что определяет дальнейшее существование и развитие вещей. «Логос» — не просто слово, это Сам Бог-Слово, Сын Божий, через Которого Бог призывает мир к существованию. Поэтому все творение имеет свое начало и существование в Боге, определяется и управляется Богом, только в Боге обретает свое истинное значение. Жизнь мира — это Бог.

http://pravoslavie.ru/68014.html

Поучение в день усекновения главы Иоанна Крестителя Ныне у нас праздник усекновения честной главы св. славного пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вот что говорится об этом усекновении в Четии-Минеи и Господнем Евангелии: Иудейский царь Ирод Агриппа прогнал законную жену свою и вступил в безаконное сожительство с Иродиадою, женою брата своего Филиппа. Св. Иоанн Креститель обличал Ирода пред всеми, как прелюбодея, и говорил ему: недостойно тебе иметь жену брата своего! Не терпя обличения, Ирод заключил св. Иоанна в темницу. Особенно же гневалась на св. праведника Иродиада; она хотела убить его, но не могла, ибо сам Ирод не дозволял ей этого и сохранял св. узника; он почитал Иоанна, как человека праведного и святого, слушал его, и по его словам творил много доброго. Но вот настал день рождения Ирода. Ирод созвал на большой пир своих князей, воевод и старейшин. На царском пиру много было всякого вина. Веселье продолжалось до поздней ночи. И гости, и сам царь были пьяны. У Иродиады же от законного мужа ее была дочь Иродия. Эта дочь явилась среди опьянелых гостей, стала плясать, и своим бесстыдным плясанием так угодила Ироду и гостям его, что Ирод сказал ей с клятвою: проси у меня, чего хочешь, я дам тебе даже до половины моего царства. Чего же хотелось беспутной плясавице? По научению злобной матери своей она сказала Ироду: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился такой просьбою; но, по причине данной клятвы и ради гостей своих, не захотел отказать плясавице. И тотчас, по приказанию царя, один из воинов пошел в темницу, и отсек у св. Иоанна голову, принес ее на блюде, и отдал девице, а девица отдала оную своей матери ( Марк. 6:17–29 . Чет.-Мин. 29-го августа). Видите, други мои, какое великое беззаконие сделал Ирод в пьяном виде! Он велел отсечь голову св. Иоанну Крестителю, тому великому праведнику, которого сам почитал и по его наставлению творил много доброго, которого сам хранил от убийства злобной Иродиады. – Пьянство помрачает смысл у самых царей, помрачает оно разум у всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Почему не пожалел своей жизни Иоанн? Всё в его жизни необычно, всё – предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета 11 сентября, 2016 Всё в его жизни необычно, всё – предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите… вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, – усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть – усекновение главы, и три обретения этой честной главы – великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё – предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всём – Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность – Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. «…жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; …он будет велик пред Господом… и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии…» (Лк. 1:13-17).

http://pravmir.ru/pochemu-ne-pozhalel-sv...

Все мы хорошо помним потрясающие подробности его смерти. Иоанн уже сидел в темнице, куда был посажен Иродом четвертовластником за то, что обличал того за женитьбу на жене родного брата Иродиаде. Тем временем Ирод устроил пир по случаю дня своего рождения. Во время пира дочь Иродиады так угодила Ироду своею пляской, что он с клятвою обещал дать ей, чего ни попросит. Она же, но наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь: он знал, что Иоанн муж праведный и святой, и берег его, – многое делал, слушаясь его, и в сладость беседовал с ним ( Мк. 6:20 ), что, впрочем, не мешало ему в минуты раздражения против Иоанна желать его смерти, и если бы он не боялся народа, среди которого почитали Иоанна за пророка, то, может быть, Иоанна давно бы уже не было в живых ( Мф. 14:5 ). Как бы то ни было, но теперь, когда нужно было произнести страшное слово, которое бы окончательно решило участь Иоанна, царь опечалился: даже и его развращенному сердцу не легко было помириться с насильственною смертию праведника и притом из-за изысканно-жестокой прихоти изысканно-жестокой женщины, но, – повествует евангелист, – ради клятвы и возлежащих с ним не решился отступить от своего безумного слова: послал отсечь Иоанну голову в темнице. Как прежде из-за страха перед народом удерживался от убийства Иоанна, так теперь, из-за того же страха, но только уже не перед народом, а перед гостями, приказал отсечь голову человека, которого сам же считал мужем праведным и святым. Так, бр., в обоих потрясающих событиях – и в предании на смерть Христа, и в усекновении главы Его Предтечи, страх перед тем, что скажут, в первом случае – кесарь, во втором, – народ или гости, собравшиеся на пир, оказался тяжестью, окончательно и бесповоротно определившей наклон воли тех лиц, в руках которых находилась земная судьба Христа Спасителя и Иоанна Предтечи, в сторону злого дела: что скажет кесарь? как бы из-за оправдательного приговора не лишиться места? что скажет народ? как бы своими действиями не вызвать возмущения в народе? что скажут гости? как бы не осудили за нарушение клятвенного слова? Что скажут, как бы не осудили, как бы не лишили места – и эти мелкие, недостойные побуждения оказываются могущественною силой в душе людей, созданных по образу и подобию Божию, призванных украшать землю своим богоподобным достоинством! Больно и страшно, – за человека страшно...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Ирод Антипа не искал для себя покаяния, посему гнев Божий пришел на него неожиданно – в момент его человеческой славы, человеческой чести, а правильнее сказать, бесчестия. О его смерти (Ирода Антипы) сказано в Книге Деяний святых Апостолов: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:21–23 ). По Иосифу Флавию, именно подозрительность и зависть побудили Ирода убить Иоанна Крестителя. Ирод, подобно всякому слабому, подозрительному, испуганному и напуганному тирану, видел лишь один выход и способ устранить соперника: убить его. Но была и другая причина, почему Ирод Антипа заключил под стражу и убил Иоанна Крестителя. И сегодня мы беседуем о смерти Иоанна Крестителя, и мы читаем далее, почему Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в темницу: Мф.14:3–4 . «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Древняя история повествует, что Филипп, – сын Ирода Старшего (во время которого Господь бежал в Египет), был братом Ирода (то есть Ирода Антипы – О.С.) , при котором пострадал Христос, – взял себе в жены дочь царя Арефы Иродиаду. А немного спустя вследствие возникновения некоторых подозрений против зятя, тесть похитил дочь свою и к прискорбию первого мужа устроил брачный союз с врагом его, Иродом (Антипой) » . Возникает резонный вопрос: почему Иоанн Креститель, зная мстительный и завистливый характер этого семейства, решился обличить царя Ирода Антипу, сына Ирода Великого, словами: «не должно тебе иметь жену брата твоего». Креститель Спасов Иоанн обличал царя Ирода не ради того, чтобы оскорбить, опозорить или унизить его. Его цель заключалась в увещевании – чтобы Ирод исправился и вернул чужую жену ее мужу, то есть брату своему Филиппу. Праведный человек никогда не стремится опозорить или унизить другого человека. То есть Иоанн Креститель проявлял заботу об Ироде, указывая на его грех. Но Ирода это только злило и раздражало. Причем, как мы говорили выше, он (Ирод Антипа) еще и завидовал славе Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель не мог не обличать Ирода, иначе бы он сам оказался бы преступником, ибо сказано: «Когда Я (то есть Господь Бог) скажу беззаконнику: ″беззаконник! ты смертью умрешь″, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» ( Иез.33:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь начал с того, что казалось более легким, хотя в области чуда малое и великое имеют одинаковое значение 144 . «Слепые видят и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат»; наконец, как бы в запечатление всего, сказал следующее: «мертвые воскресают» (ср. Мф.11:5 ), потому что последнее было главным делом благости Единородного, посредством которого разрушается и изгоняется зло, введенное в мир Адамом . При этом узнай то, что следует: «блажен будет, кто не соблазнится о Мне» (ср. Мф.11:6 ), каковыми словами дал ученикам Иоанна верное предостережение, дабы не соблазнялись о Нем. Если (же) некоторые возражают, что Господь ради Иоанна сказал: «блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф.11:6 ), – то отвечаем, что так как предшествующее было сказано ради Иоанна, соответственно и эта похвала высказана (также) ради Иоанна. Ибо (Господь) сказал это для того, чтобы предостеречь учеников Иоанна, а не потому, чтобы усомнился в Иоанне; и (что действительно) послал ему эту весть не потому, чтобы Иоанн ослабел в своей вере, о чем свидетельствует то, что следует (ниже). Ведь в дальнейшей речи (Господь) нигде не отвечает на вопросы, какие послал к Нему Иоанн, но после того, как ученики Иоанна ушли (обратно), «начал, – повествуется в (Евангелии), – говорить народу об Иоанне» ( Мф.11:7 ). В присутствии учеников Иоанна не хотел возвещать его славы, дабы они не подумали, что, восхваляя пред ними учителя, Он превозносит Сам Себя. «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» ( Мф.11:7–8 ). То есть разве Иоанн боялся гонителей и склонялся пред всяким (дуновением) ветра, так что некогда сказал: «вот, Агнец Божий» ( Ин.1:29 ), а потом отправил к Нему посланца (с вопросом): «Ты ли Тот, Который должен придти, или нам... ожидать другого?» ( Мф.11:3 ) – «Человека ли, украшенного мягкими одеждами?» (ср. Мф.11:8 ), – то есть знатного? Этим вторым местом изъясняется предыдущее место. Ведь что Иоанн одет быть не в мягкие одежды, об этом Писание свидетельствует в другом месте, где сказано: «одет был одеждою из верблюжьего волоса» (ср. Мк.1:6 , Мф.3:4 ). Подобным образом и (слово) трость ( Мф.11:7 ) должно принимать не в собственном смысле. Веровал он и не сомневался. Как Иоанн не был тростью непрочной, так и одет он был не в мягкие одежды. «Таковые находятся в чертогах царских» (ср. Мф.11:8 ), (а) не в пустыне. «Пророк... он, и больше пророка» (ср. Мф.11:9 ), – поскольку пророки предвозвещали явление Царя, Иоанн же один только удостоился сказать: «вот Тот, о Ком возвещали ...пророки» (ср. Мф.11:10, 13 ). Итак, если он больше пророка, то он не есть трость, ветром колеблемая.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Страх напал на всех соседей, и по всей нагорной стране Иудейской разнёсся слух о чудном рождении Иоанна. Все слышавшие то положили в сердце своем, говоря: «что будет младенец этот?» То же самое думали и удивлённый Царь Ирод, когда достиг до него слух о рождении Иоанна. Все со страхом ждали чего-то. Наконец протекло шесть месяцев по рождении Иоанна, и в Вифлееме Иудейском в вертепе родился Спаситель мира. Когда Творцу вселенной земля приносила в дар вертеп и ясли, тогда там – горе разверзлось небо, лучезарный свет озарил ночную тьму, и хор Ангелов воспел: Слава в вышних Богу! И на земле мир, к человекам благоволение! Дивная звезда взошла на востоке и возвестила всему миру о рождении давно ожидаемого. И вот со звездою идут от востока Волхвы, поклониться рождшемуся. Вступают во Иерусалим и вопрошают: где родился Царь Иудейский? Царь Ирод испугался, трепещет за земное царство своё, и замысля адское дело, начинает выведывать у Первосвященников и книжников о месте, где должен родиться Христос, а у Волхвов о времени явления звезды; потом с обманом говорит Волхвам: когда найдёте Христа, возвестите мне, и я пойду поклонюсь Ему. Волхвы, по повелению, полученному во сне от Ангела, не возвратились к Ироду. И испуганный, разгневанный Царь повелевает избить всех детей, не старее двух лет в Вифлееме, и во всех пределах его. Тогда Ангел Господень явясь во сне Иосифу, повелел бежать со Христом и Матерью Его во Египет. Уже сбывались слова Пророка Иеремии: «глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». ( Иер.31:15 ): Звереобразные воины без пощады избивали безвинных младенцев. Тогда Ирод вспомнил и о чудно-рождённом Иоанне, и помыслив; не он ли должен быть Царём Иудейским; послал нарочных убийц в Хеврон, в дом Захариин, убить Иоанна. Но посланные уже не нашли Святого Иоанна. Рука Господня пребывала с ним. Когда началось детоубийство в Вифлееме, тотчас услышали о том в Хевроне, находящемся недалеко от Вифлеема. В тот же час Елисавета взяла младенца Иоанна, и бежала с сыном в высокие пустынные горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общая аргументация в пользу аутентичности Евангелия от Иоанна распространяется и на тексты вида «Я есмь». Нет достаточных оснований подозревать, будто бы Евангелие от Иоанна и синоптические Евангелия не являются подлинными, хотя и независимы друг от друга. Данные тексты согласуются между собой во всех главных точках пересечения, зачастую – вплоть до подробностей. Иоанн тоже приводит высказывания в третьем лице, похожие на типичные высказывания у синоптиков. В Ин. 10:1–7 Иисус по очевидной причине переходит на речь от первого лица, поскольку Его слушатели не понимают смысла Его примеров, приведённых в третьем лице. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник [...] Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я – дверь овцам [ Ин. 10:1, 6–7 ; курсив Н. Г.). Иисус мог обращаться к более лаконичному и простому стилю, во многих случаях зафиксированному Иоанном, для усиления сказанного или из-за непонимания слушателей. Поскольку Иоанн подчёркивает враждебность иудейских руководителей Иисусу (см. Ин. 5:16,18; 7:1; 10:31 и т.д.), вполне понятно, что высказывания вида «Я есмь» будут встречаться именно у Иоанна. Не существует доказательств того, что Иоанном просто вымышлены семь изречений вида «Я есмь» или семь знамений (чудес), которыми Иоанн подтверждает сказанное Иисусом (ср. Ин. 20:30–31 ). И то, и другое евангелист выбрал для включения в Евангелие, чтобы обоснованно развивать свою тему. Получилось так, что «материал изречений» у Иоанна не совпадает с аналогичными материалами у синоптиков. Да и могло ли быть иначе, если Иоанн сознательно лишь дополнял уже доступные читателю синоптические Евангелия, отбирая материалы из сокровищницы, которую «и самому миру не вместить бы» ( Ин. 21:25 )? В некоторых точках Евангелие от Иоанна и синоптические Евангелия пересекаются, в частности, в аспекте знамений и совершённых Иисусом чудес. Хождение Иисуса по воде и насыщение пяти тысяч из Ин. 6 , а также Его воскресение из Ин. 20 описываются у синоптиков без существенных отклонений от рассказа Иоанна. Коль скоро в книге нет никаких признаков вымышленных добавлений или преувеличений при описании знамений Иисуса, нет и причин сомневаться в сообщениях Иоанна о том, что сказал Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010