А.М. Величко XLVIII. Император Иоанн Цимисхий (969–976) Глава 1. Разочарование Феофано. Восстановление положения императора в Церкви и государстве Было раннее утро субботы 11 декабря 969 г., Константинополь еще спал. Горожан разбудил крик глашатая, объезжавшего темные улицы и провозглашавшего императорами Римского государства Василия и Константина, сыновей царя Романа II, а также Uoahha I Цимисхия. За глашатаем в отдалении следовал отряд воинов, во главе которого находился проэдр Василий Варвар – незаконнорожденный и оскопленный в далеком детстве сын императора Романа I Лакапина. Позднее его пригрел покойный св. Никифор Фока, отметивший в нем изобретательность и мужество, но неблагодарный сановник примкнул вместе с другими к заговору Иоанна Цимисхия. Непосредственно перед убийством императора он испугался риска и даже на время отошел от заговорщиков, для видимости сказавшись больным. Теперь же, узнав о свершившихся переменах, Василий первым вышел на улицу, чтобы поддержать Цимисхия. Его труды были не напрасны: узнав о рвении Василия, новый император, положение которого было еще, мягко говоря, очень шатким, в первую же ночь на радостях даровал ему титул паракимомена. Следует сказать, что император Иоанн I очень опасался народных волнений и нестроений в армии, где св. Никифора Фоку очень любили. Поэтому он поспешил вознаградить своих товарищей пышными титулами, надеясь таким способом сформировать пусть еще маленькую, зато устойчивую и преданную лично ему группу сообщников, намертво соединив их судьбы со своей судьбой. Вслед за этим, по совету Василия Варвара, он в первый же день своего царствования издал указ, запрещавший всякие народные бунты и неподчинение царской власти 518 . Вообще, хотя Цимисхия и можно осуждать с этической точки зрения, объективно это был далеко не заурядный человек. Кратко остановимся на портрете нового василевса. Он был маленького роста, откуда и получил свое прозвище Цимисхий ( " туфелька«), 45 лет, и происходил из знатного армянского рода. Его предки неоднократно демонстрировали полководческое искусство на полях сражений, и не случайно Цимисхий с рождения выбрал путь воинской славы. Несмотря на маленький рост, этот блондин с голубыми глазами и чистым, белым лицом обладал мужской красотой и нравился женщинам. Невероятно чистоплотный щеголь, он находил время даже среди тягот военной службы привести в порядок свою наружность. Его тело буквально дышало силой: широкая грудь и мускулистая спина, мощные руки, в которых таилась громадная физическая сила, – их обладатель отличался не только честолюбием и хитростью, но ловкостью и отвагой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

280 Cram.). «Я обнимал тебя своими руками во время болезни, я закрыл тебе очи по смерти, я в продолжение целого месяца носил дорогую ношу из далекой страны и отдал супруге и родине, я похоронил тебя в гробнице и сердце; я, Иоанн, младший из твоих детей, написал и сию надпись» и т. д. CXXXVII, р. 329 Cram.). Во время Цимисхия известен нам стратиг Феодор из Мисфии, два раза упомянутый в истории героической борьбы Цимисхия с князем Святославом под Доростолом (Дерстром, Силистрией) и однажды едва не попавшийся в плен Русским (Cedren. II, 398. 409). С некоторою вероятностью можно предполагать, что это именно и был отец нашего Иоанна. Хотя, как мы дальше увидим, Иоанн Геометр не был другом и сторонником соименного ему императора и питает к Никифору Фоке большую любовь и уважение, но и в числе сподвижников Цимисхия не только были люди, лично ему приязненные. Образование, полученное сыном византийского вельможи, соединяло, по обычаю, предания классические с церковными, изучение языческой поэзии и философии с знаниями богословскими. Знакомство с Гомером обнаруживается в заимствованиях поэтических оборотов и выражений из Илиады и Одиссеи, нередких у Иоанна Геометра . Уже восемнадцати лет сын патриция Феодора, нужно думать, чем-либо заявил себя и свое будущее призвание. В одном четверостишии, «К себе самому», он говорит: «Кто дал тебе, еще восемнадцатилетнему юноше, Иоанн, знание небесной и земной мудрости? Дала тебе это царица всего; она сообщила тебе силу и смелость: да умолкнет всякое посмеяние» CXLVIII, р. 333 Cram.). В сборнике его стихотворений нередки такие явления, что двустишие «На рождение Христа» стоит рядом с другим «На Софокла». Особую память сохранил Геометр об одном из своих учителей, по имени Никифоре. В одном двустишии (Ля ХСУ, р. 305 Сгат.) он недоумевает: «носил ли Гермес имя Никифора, или же Никифор имел природу Гермеса»; а в другом CXXXVIII, р. 329 Сгат.) решает дело так, что Гомеру дан был язык Каллиопы, а ему (Никифору) язык Евтерпы и ум Урании». Оба двустишие озаглавлены: «На своего учителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Хорошо укрепленный Эмет сдался без боя, за этим последовала сдача Мартирополя. 12 октября Иоанн I застал Низибин фактически безлюдным: «Жители, напуганные вторжением ромейского войска, покинули его и убежали в глубь страны» 305 . Устремившись к Багдаду, Цимисхий, тем не менее, не стал рисковать и пересекать пустыню Джебель-Хармин, поэтому удовлетворился уже захваченной добычей и повернул назад. Зимовала армия уже в ромейских владениях, а трофеи были продемонстрированы в Константинополе под хвалебные славословия толпы. Весной 975 года началась новая кампания, ударные силы императорской армии отправились из столицы, союзником Византии выступил царь Ашот III Багратид. Первый удар ромеев пришелся на Мемпеце, который был взят штурмом. В числе трофеев оказались и священные реликвии, которые были отправлены в Константинополь. Следующей целью стала хорошо укрепленная Апамея. Лев Диакон сообщает о ее взятии за несколько дней, но это мнение оспаривается учеными. Вполне возможно, что этот город был заключен в кольцо осады и смог откупиться. В любом случае еще до конца года он снова оказался в руках арабов. Подойдя к Дамаску, Иоанн Цимисхий встретил правителя города с богатыми дарами, которые, тем не менее, не помешали императору обложить его большой данью и покорить своей власти. Далее, согласно Льву Диакону, ромеи перешли Ливан и вышли к морю. Согласно же письму Иоанна Ашоту, армия обошла его с юга, пройдя недалеко от Тивериадского озера через земли Галилеи. Взятие Ворзо (Барзуи) и Верои (Бейрута) стало последним успехом кампании, осада Триполи в июне 975 года оказалась безуспешной. Встретив сильное сопротивление, Цимисхий не стал испытывать судьбу и предпочел ограничиться захватом небольших поселений на побережье. Примечательно, что оба похода Цимисхия проходили по одной стратегии – быстрые переходы, внезапные взятия городов, которые не успевали подготовиться к обороне и сдавались чаще всего без боя. Встречая значительные препятствия, император не тратил силы на их преодоление, предпочитая переключаться на другие цели. Самые продолжительные осады длились не больше нескольких дней, а те города, которые было невозможно взять с ходу, оставлялись, подобно Триполи, в покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в это время в Константинополе император гасил апостасию другими средствами. Он принял совет своего многомудрого паракимомена Василия и женился на принцессе Феодоре, дочери императора Константина VII Порфирородного и тетке юных царей Василия и Константина. К сожалению, о новой императрице мало что известно. Пожалуй, лишь то, что она была старше своего супруга, и этот брак имел номинальный характер. Она почти не оставила следа в истории, очевидно, не имея никакого влияния на мужа и государственные дела. Зато Цимисхий таким способом вошел в правящий дом Македонской династии, сроднился с ним и подтвердил незыблемость прав Василия и Константина на будущее время. Это событие значительно укрепило положение царя Иоанна Цимисхия в обществе 539 . Однако вернемся к мятежникам. Увы, судьба Льва Фоки была несчастнее его сына. В 971 г., когда император Иоанн Цимисхий воевал в Болгарии, этот неугомонный искатель царской власти вновь попытался организовать переворот. Он тайно бежал на лодке с Лесбоса и причалил у берегов Константинополя, скрывшись в монастыре Пиламида. Оттуда он скрытно сообщил друзьям о своем местонахождении и целях прибытия в столицу. В ответ те пообещали вооружить воинов и достать ключи, чтобы проникнуть в царский дворец. Заговор стремительно развивался, и Лев уже считал, что императорская диадема сама идет к нему в руки. Все решил, как обычно, случай. Один из заговорщиков направился к своему приятелю, заведовавшему царскими ткацкими мастерскими, и предложил тому присоединиться к мятежу. Тот согласился, но тут же побежал к друнгарию флота Льву, которому Цимисхий оставил управление Римским государством и Константинополем в свое отсутствие. Офицер не стал мешкать и с отрядом воинов арестовал Льва Фоку. Вместе с сыном Никифором того привезли на остров Калоним, где обоих ослепили, а имущество конфисковали 540 . Так завершилась одна из крупнейших апостасий IX века. Глава 2. Война со Святославом, князем росским. Победы в Сирии Осенью 969 г. Святослав вновь появился на Дунае, и весьма вовремя, поскольку ситуация к тому времени уже существенно изменилась. Болгарский царь св. Борис, надеясь на помощь византийцев по мирному договору 968 г., отказался признавать над собой верховенство россов и выставил против их князя большое войско. Однако под Переславлем болгары были вновь разбиты, а осенью 969 г. сам город взят штурмом. Надежды болгар на византийцев не оправдались, поскольку те в это время перевели свои самые боеспособные части в Сирию. Напротив, амбиции росского князя стали непомерными: не ограничиваясь присутствием на Дунае, он пожелал основательно закрепиться в Болгарии. Святославу казалось несправедливым, что соседствующая с его государством Болгария оказалась в числе противников Киева. Он пришел к выводу, что самое правильное – завоевать данную страну, хотя бы это и вызвало негативную реакцию Византии 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был прирожденный воин: он без труда поражал дротиком цель через отверстие величиной с кольцо и отлично владел всеми видами оружия. На показательных выступлениях Иоанн демонстрировал такой трюк: он клал кожаный мяч на дно стеклянной чаши, а затем, пришпорив коня, проносился мимо на полном скаку, ударяя по мячу с такой силой, что тот подскакивал вверх, а чаша оставалась невредимой. Хотя этот маленький царь обладал изрядной долей вероломства, ему не были чужды христианские добродетели. Щедрый и часто совершенно бескорыстный, он практически никогда не отказывал в просьбах о помощи, жертвуя свои средства на благотворительность. Из малопривлекательных качеств современники отмечали его любовь к спиртному и тягу к женскому полу 519 . Больше константинопольцев Цимисхий и его сообщники опасались брата покойного императора Льва Фоки. Достаточно было тому раздать на улицах столицы богатства, праведным и неправедным путем приобретенные в последние годы, и призвать к отмщению убийц, как качели политического успеха могли качнуться в другую сторону. Воинские отряды, преданные св. Никифору Фоке, наверняка поддержали бы его призыв и стерли бы заговорщиков во главе с узурпатором в порошок. Однако, по счастью для Иоанна, Лев откровенно растерялся и струсил – единственным проявлением его активности стало срочное бегство в храм Святой Софии, где он искал убежища. Не теряя времени, Цимисхий в считанные дни сместил с высших государственных постов всех назначенцев убитого царя и поставил на их места своих товарищей. После этого в храм Святой Софии был направлен представитель царя, объявивший Льву условия его безопасности, – и тот немедленно согласился. Он и его сын патрикий Никифор были сосланы на остров Лесбос, однако не претерпели никакого урона своему имени, чести и здоровью. Другого сына Льва, патрикия Варду, также сместили с должности дуки фемы Халдии и сослали в город Амасий, что располагался в феме Армениак – родовое гнездо фамилии Фок. Буквально за семь дней Иоанн Цимисхий навел порядок и практически бескровно избавился от потенциальных конкурентов и могущественных врагов 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечером 10 декабря 969 года заговорщики тайно пробрались в апартаменты императрицы – и здесь начали ожидать удобной минуты для осуществления своего кровавого замысла. Наступила ночь. Заговорщики тихо пробрались в ту часть дворца, где находилась опочивальня Никифора. Уже они обнажили мечи, чтобы проколоть спящего императора. Но оказалось, что императорское ложе пусто. Страх напал на злодеев. Уже они готовы были броситься в бегство, предполагая, что их умысел открыт. Но вот маленький евнух шепнул им, что император удалился для сна в ту крепость, которая прилегает ко дворцу и которая построена была Никифором в виду возможности заговора на его жизнь. Там убийцы действительно нашли того, кого искали. Летописец передает интересные подробности о том, как проводил император последние месяцы своей жизни и в особенности как провел последний день ее. Поверив предсказанию, что на третьем месяце после сентября он умрет, император начал вести самую строгую жизнь. Он отказался от всех даже невинных удовольствий, не стал спать на ложе, а ложился для сна на полу на барсовой шкуре, прикрываясь тою мантией, которая перешла к нему в наследство от дяди его подвижника Михаила Малеина; в каждый из праздничных дней он приобщался Св. Таин. В ту ночь, когда последовало его убиение, император, по рассказу летописца, долго молился и занимался благочестивыми размышлениями при чтении св. книг. Когда же дремота стала смежать его глаза, он, как обыкновенно, лег на барсовую шкуру, на полу, но при этом он выбрал место, которое находилось под образами Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Крестителя. – Цареубийцы нашли его заснувшим. Цимисхий ударил его ногою, и Никифор проснулся, приподнялся на локоть руки и молчал. В это время один из цареубийц мечем рассек ему череп. Удар был тяжелый, но не смертельный. Цимисхий сел на царское седалище, а один из заговорщиков привлек раненого к его ногам. Тогда Цимисхий начал осыпать его упреками и бранью, вырвал ему бороду и приказал эфесом меча вышибить ему зубы. Никифор терпиливо переносил все эти поругания и тихо повторял: «Господи помилуй, Богородице помози».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Л. Д. преимущественно интересовался военной историей, но в некоторых случаях обращался и к церковной истории, напр., писал о каноничности брака Никифора Фоки с Феофано ( Leo Diac. Hist. III 8), об условиях, выдвинутых патриархом К-польским Полиевктом для коронации Иоанна Цимисхия (Ibid. VI 4), о гибели Антиохийского патриарха Христофора и избрании новым патриархом отшельника Феодора (Ibid. VI 6), о ссылке патриарха Василия I Скамандрина (Ibid. X 2). В то же время Л. Д. не упомянул об основании Вел. Лавры на Афоне, о духовной связи Никифора Фоки с прп. Афанасием Афонским . «История» - основной источник для исследования русско-визант. отношений во 2-й пол. X в., походов кн. Святослава Игоревича на Балканы, чьи воинские доблести и полководческие таланты, несмотря на языческую веру росов, Л. Д. оценивал очень высоко ( Иванов. 1981. С. 206-208). Интерес представляют этнографические описания Л. Д. загробных верований и погребальных обрядов росов (Там же. С. 210-212). Он подробно рассказывает о миссии патрикия Калокира к росам (в терминологии Л. Д.- к «тавроскифам») в 967 г. с целью склонить их к походу против болгар ( Leo Diac. Hist. IV 6; V 2); о переписке Иоанна Цимисхия со Святославом, к-рая завершилась угрозами со стороны росов осадить К-поль и битвой при Аркадиополе весной 970 г. (Ibid. VI 8-13); о походе Иоанна Цимисхия весной 971 г. и битве за Преслав (Ibid. VIII 2-8); о битве при Доростоле и гибели Святослава (Ibid. VIII 9 - IX 12). Вопрос об источниках, которыми пользовался Л. Д., решался исследователями по-разному. В предисловии к «Истории» он писал, что изложит либо то, чему сам был свидетелем, либо то, что слышал от очевидцев (Ibid. I 1). Возможно, Л. Д. опирался на официальные документы (письма и договоры) ( Карышковский. 1953. С. 52-53), а исторический экскурс о походе кн. Игоря на К-поль заимствовал из «Жития Василия Нового» ( Карышковский. 1960. С. 47-49). Сюзюмов ( Сюзюмов. 1916) и А. П. Каждан ( Каждан. 1961) пришли к выводу, что Л. Д. и Иоанн Скилица, описавшие одни и те же события независимо друг от друга, использовали 2 общих источника. Один из этих источников отражал благожелательное, а другой - враждебное отношение к Никифору Фоке и всему роду Фок. М. В. Грацианский считает, что у обоих авторов был один общий источник, в котором приводились 2 версии событий, благожелательная и враждебная, по отношению к роду Фок, но если Скилица приводил обе версии, то Л. Д. опускал неблагожелательную ( Грацианский. 2012).

http://pravenc.ru/text/2463295.html

Никифор был энергичным законодателем. В частности, в 964 году он издал Новеллу, ограничивающую рост монастырских и церковных земель, продиктованную, с одной стороны, государственными интересами непрстанных военных действий, а с другой – пониманием монашества как молитвенного делания, а не экономического предприятия. Активной была и внешняя политика: ведя войны с исламом, император постоянно был проникнут сознанием того, что он защищает не только государство, но и христианскую веру. Поэтому он предложил даже всех воинов, павших в сражениях с неверными, почитать как святых. При Никифоре была отвоевана Антиохия – центр древней патриархии, весь малоазийский полуостров принадлежал теперь византийцам. В 969 году в результате заговора против Никифора Фоки, во главе которого стояла императрица Феофания и ее новый избранник – талантливый полководец и друг Никифора – армянин Иоанн Цимисхий (968–976 гг.), император был зверски убит. В ответ на это патриарх Полиевкт отлучил всех убийц императора от Церкви, вынудил Иоанна Цимисхия сослать Феофанию в монастырь и еще вдобавок потребовал отменить закон Никифора Фоки об ограничении роста монастырских и церковных земель. Эти условия, получившие наименование «византийского схождения в коноссо», свидетельствовали об огромном влиянии в данный период Церкви на светскую власть. Время расцвета Византийской державы во второй половине X столетия на практике воплощало принцип симфонии двух властей. Классическими стали слова Иоанна Цимисхия: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней – заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности». Новый правитель империи женился на дочери Константина Багрянородного Феодоре, тетке венценосных наследников Василия и Константина. Цимисхий сочетал в себе качества блестящего военачальника и талантливого государственного деятеля. Он с успехом решил балканкую проблему: отвечая на притязания киевского князя Святослава, завоевавшему часть Болгарии, – ни больше, ни меньше – на Константинополь и все византийские земли в Европе, Иоанн Цимисхий в 971 году взял болгарскую столицу Великий Преслав и чуть позже вынудил Святослава подписать унизительный договор, по которому тот обязывался не только убраться с Балкан и никогда не нападать на Византию, но и помогать ей защищаться от своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн I Цимисхий (годы правления 969976) – византийский император, родной племянник Никифора Фоки, убитого им во время дворцового переворота. В своей внешней политике он руководствовался концепцией Константина VII Багрянородного о восстановлении прав Византии на господство над народами, которые входили в состав Римской империи. Иоанн I Цимисхий отвоевал у арабов Иерусалим и подчинил северо-восточную Болгарию, населенную христианами (971 г.). Он сформировал корпус привилегированных воинов – «отряд бессмертных», сам участвовал в сражениях, увлекая за собой солдат. В 790 г. и в июле 791 г. Цимисхий одержал победу над дружинами киевского князя Святослава и заключил с ним договор, повторивший статьи русско-византийских договоров 907 и 944 гг. Вероломный и коварный политик, он натравил на Святослава печенегов в днепровских порогах весной 972 г., что ускорило гибель князя. Идеализированный образ Uoahha I Цимисхия был создан Львом Диаконом в сочинении «История», в котором императору дана подробная портретная характеристика (низкорослый, белолицый со светлыми волосами, рыжей бородой и голубыми глазами), описана его встреча со Святославом, его уход за престарелыми и больными, что у византийцев считалось особой добродетелью. Историк сравнивает Цимисхия с античным героем Тидеем, одним из участников похода Семерых против Фив. Сведения о правлении этого императора содержатся также в панегирическом сочинении Иоанна Киннама. Иоанн II Комнин (годы правления 11181143) – византийский император, сын Алексея I, брат Анны Комниной. Он был женат на Ирине Венгерской и вместе с супругой уделял много внимания организации больниц. Ими была создана клиника при монастыре Пантократора в Константинополе на 50 коек с несколькими отделениями: хирургическим, гинекологическим, для больных с обычными заболеваниями и для страдающих острыми болезнями. Царствующая чета определила штат врачей, акушерок, ассистентов и аптекарей. За работу обслуживающему персоналу платили деньги, выдавали хлеб и предоставляли льготы: бесплатную квартиру с освещением и монастырских лошадей. «Краткий обзор» царствования Uoahha II открывает «Историю» Иоанна Киннама. Обобщенное повествование о правлении Uoahha II , Мануила и Андроника Комнинов содержится в «Истории» Никиты Хониата . Иоанн II и его жена Ирина изображены на мозаике в храме св. Софии. Они подносят дары Богоматери, Иоанн – мешочек с золотыми монетами, предназначенными на содержание храма, Ирина – свиток с текстом Священного Писания .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже в 972 г. возобновилась война на Востоке, начавшаяся с вторжения императора в месопотамские области Нисибина и Майяфа-рикина 677 . Главное же сражение разыгралось в Сирии, где предстояло упрочить и продолжить дело Никифора Фоки. Фатимиды, которые незадолго до того установили свою власть в Египте, распространили свою державу на переднеазиатские области и уже в 971 г. предприняли нападение на Антиохию. Поход Иоанна Цимисхия 974 и 975 гг. был сильным ответным ударом, который веял духом настоящего крестового похода. Из Антиохии император в начале апреля выступил против Эмесы, а оттуда пошел на Баальбек, который пал после недолгого сопротивления. Дамаск также сдался победоносному императору, признав его верховенство и обязавшись выплачивать дань. Затем Цимисхий вторгся на святую землю Палестины, захватил Тивериаду, Назарет, приморский город Акко и, наконец, Кесарию, главный опорный пункт египетских арабов. До Святого Града Иерусалима оставалось не так уж далеко, но император сознавал опасность слишком поспешного продвижения вперед. Он отступил на север, по пути заняв целый ряд важных приморских городов, среди которых были Берит (Бейрут) и Си дон. Во всех занятых городах были поставлены императорские коменданты. Своему союзнику, армянскому царю Ашоту III, Цимисхий направил победную реляцию, которая начиналась словами: «Услышь и узнай о чудесах!» – и завершалась заявлением: «Вся Финикия, Палестина и Сирия освобождены от ига сарацин и признают господство римлян!» 678 Ясно, что это утверждение являлось сильным преувеличением: оно указывало не на фактические достижения, но на цель, к которой стремился император в своем походе. Но даже и то, что было достигнуто во время этой стремительной победной экспедиции, означало невероятный успех: завоевания Никифора Фоки были не только закреплены, но и значительно расширены, а тем самым преимущественное положение Византийской державы в Передней Азии получило прочное основание. Из своего славного похода Иоанн Цимисхий вернулся в Константинополь смертельно больным (вероятно, тифом). Он умер 10 января 976 г.: его правление неожиданно оборвалось, продлившись всего шесть лет. 6. Наивысшая точка византийского могущества: Василий II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010