II. Славянские. Известны 2 перевода на слав. язык сочинений Д. Г. 1-й был выполнен, возможно, на Руси не позднее XIII в., 2-й - в XIV в. в Болгарии (вероятно, в рамках тырновской переводческой школы). 1. Перевод Поучений Д. Г., выполненный на Руси, представлен в 2 списках: ГИМ. Чуд. 164 (XIV в.; см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 224) и Hamilton 381 (XIII-XIV вв.) Берлинской гос. б-ки ( Христова. 2001. С. 47-50). Перевод не имел особенного распространения и, по всей видимости, в XIV в. был вытеснен среднеболг. переводом. 2. Южнослав. (среднеболг.) перевод представлен в многочисленных болг., серб. и рус. списках XIV-XIX вв. Порядок расположения сочинений Д. Г. в этих списках тождествен порядку в рукописи Coisl. 260 (XI в.), принадлежащей к «студийской» группе греч. рукописной традиции и содержащей все известные к наст. времени послания Д. Г. (SC. 92. P. 100; за исключением пролога «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях»): «Послание к брату», Житие прп. Досифея, Поучения 1-15, 22, 23, 16, 17, 18, 19, 20, Послания 1-8 (нумерация по изд. Ж. П. Миня.- Авт.). В 2 старших списках южнослав. перевода: болг. РНБ. Погод. 1054 (сер. XIV в.) и серб. сборнике Рильского мон-ря НМРМ. 3/11, т. н. Феодосиевой Лествице (1364),- Поучения Д. Г. следуют за «Лествицей» прп. Иоанна Лествичника . Древнейшим списком, содержащим полный корпус сочинений Д. Г. отдельно от «Лествицы», является рукопись, хранящаяся в Бодлианской б-ке в Оксфорде (Bodl. Crom. 4; 2-я пол. XIV в.). Оксфордской рукописи тождественны 2 серб. списка: Пловдивская Народная б-ка. 103 (XIV в.; содержит следы болг. правописания) и РГБ. Сев. 37 (1468) (XV в.; без начала). Все 3 рукописи содержат вслед за Поучениями Д. Г. еще 3 кратких текста. Совпадения в орфографии между оксфордской рукописью и пловдивским списком позволяют предположить либо происхождение этих рукописей от одного болг. протографа, либо прямую зависимость пловдивской рукописи от оксфордской ( Христова. 2001. С. 45). К старшим спискам следует также отнести сохранившийся не полностью, разделенный кодекс (3-я четв. XIV в.), написанный известным хиландарским книгописцем сер.- 3-й четв. XIV в. «таха монахом» Марком: одна часть кодекса находится в Твери (ТГОМ. Инв. 3062), другая - в Софии (Дуйчев. Cod. D. Slavo 16) ( Турилов. 2004-2005. С. 132-133; время и обстоятельства разделения неизвестны).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Рильский монастырь всегда поддерживался всеми правителями Болгарии, жаловавшими ему значительные пожертвования, благодаря чему он скоро стал одним из крупнейших духовных центров Болгарского царства. В XI в. монастырь кратковременно приходил в упадок, но скоро возродился вновь. Бурный расцвет его приходится на период XII–XIV вв. В XIV в. монастырь основательно перестраивает феодал Драговола Хрел ьо, укрепивший и возведший ряд оборонительных сооружений на его территории. В 1335 г. он строит мощную пятиярусную фортификационную башню, но на самом верхнем этаже промыслительно устраивает церковь во имя Преображения Господня. Уникальная средневековая башня дошла до нашего времени, горделиво возвышаясь в монастырском дворе, она носит имя своего создателя – Драговолы. В верхней ее церкви сохранились драгоценные фрагменты настенных росписей той жестокой эпохи. Монастырь становится могучим феодальным владетелем обширных земельных угодий и селений, богатства которого мудро направлялись на превращение его в центр православной культуры и просвещения. Национальный статус и могущество монастыря первоначально даже снискали уважение турецких султанов, которые своими фирманами подтверждали незыблемость прав, дарованных монастырю болгарскими царями. Но в середине XV в. турки полностью разоряют монастырь, вывозя его богатства и надругавшись над святынями. Запустение его продолжалось недолго, судьба его не могла оставить равнодушными сердца болгар и братьев-славян. Благодаря пожертвованиям русской обители на Афоне, монастырь восстанавливается и в возрожденную обитель в 1469 г. переносятся святые мощи Иоанна Рильского из Велико-Тырново, после чего монастырь становится национальной святыней. В эпоху османского господства обитель являлась хранительницей болгарского языка и национальной культуры. О его духовном значении видный просветитель и первый болгарский историк Паисий Хилендарский в своем труде «Славяно-болгарская история» в 1762 г. писал следующее: «На всей земле болгарской, где ранее имелось столько монастырей и церквей, в наше время бог сохранил один-единственный Рильский монастырь… От него большая польза всем болгарам. И потому все болгары обязаны беречь Рильский монастырь и жертвовать в его пользу…»

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В К. подвизалась прп. Пелагия (Негрепонти, 1752-1834), которой Пресв. Богородица открыла местонахождение Своей чудотворной иконы (см. подробнее в ст. Евангелистрии Пресвятой Богородицы церковь ). В 1833-1834 гг., во время церковной реформы, монастырь не был закрыт благодаря политическому деятелю К. А. Назу, т. к. его сестра Филоксения подвизалась в К. В 1895 г. в К. приняла постриг с именем Феодосия богатая уроженка о-ва Сирос Феодора Кардици. Она выделила большие денежные суммы на преобразование К. В т. ч. на ее средства был построен храм Всех святых, куда перенесли монастырскую усыпальницу из ц. св. Таксиархов. По ее инициативе монастырь приобрел десницу прп. Иоанна Рильского. Феодосия занимала должность игумении К. в 1928-1933 гг. Благодаря медицинским знаниям она безвозмездно оказывала нуждающимся врачебную помощь. Колокольня мон-ря Кехровуниу, о-в Тинос. 1979 г. представляет собой сочетание традиц. островной и венецианской фортификационной архитектуры. Он окружен стеной высотой 4-5 м и периметром 320 м. Юж. и зап. стены образованы келейными корпусами. Центром комплекса является монастырский двор, от к-рого в разные стороны разбегаются узкие улочки и переходы. На площади находится облицованная мрамором 3-ярусная колокольня (1979). В нише глухой арки 1-го яруса помещено мозаичное изображение Божией Матери «Владычица ангелов» («Кампанариотисса»). Келья и ц. прп. Пелагии. XIX в. и 1972 г. Келья и ц. прп. Пелагии. XIX в. и 1972 г. Кроме кафоликона (монастырского собора) на территории монастыря действуют еще 7 церквей. Кафоликон, освященный в честь Успения Пресв. Богородицы, расположен с вост. стороны площади. Он представляет собой 3-нефную базилику (время сооружения неизв.). Кафоликон был разрушен пожаром в 1-й пол. XVIII в. и восстановлен в 1774 г. Иоанном Халвадзисом, племянником иером. Макария (Халвадзиса). В 1900 г. это здание было перестроено и расписано фресками на средства мон. Феодосии (Кардици). Деревянный резной иконостас выполнен в кон. XVIII в. В кафоликоне хранятся чтимые иконы «Успение Пресв. Богородицы» и Божией Матери, названной «Колонная» (τς κολνας), потому что она была обнаружена в земле около колонны во время строительных работ по расширению кафоликона.

http://pravenc.ru/text/1684291.html

После включения территории Западноболгарского царства в состав Византийской империи и создания Охридской архиепископии здесь возникла грекоязычная практика почитания святых, наиболее прославленных местных слав. и славянизированных святых как в агиографии, так и в Г. Св. Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский, написал среди прочего службы на успение св. Климента Охридского и Тивериопольским (Струмицким) мученикам (почитание к-рых было установлено в Болгарии в княжение Бориса-Михаила) с фразовыми акростихами в каноне. Практика создания греч. служб во имя слав. святых в X-XI вв. была распространена здесь и позднее (см. выше в связи с почитанием прп. Иоанна Рильского), даже после образования в посл. четв. XII в. независимых серб. и болг. гос-в. В немалой степени этому способствовало то стечение обстоятельств, что свт. Климент и прп. Наум Охридские со временем и в силу традиции стали восприниматься греч. населением и церковной иерархией Охридской епархии как небесные покровители кафедры, но на территории 2-го Болгарского царства их почитание (возможно, из-за недолгого пребывания македон. территорий в его составе) не получило заметного распространения. Наиболее активный период греч. гимнографического творчества, посвященного слав. святым, пришелся на XIII - 1-ю четв. XIV в.: архиеп. Димитрий II Хоматиан (ок. 1216 - ок. 1235) в связи с переложением мощей св. Климента в новую раку написал цикл канонов ему на 8 гласов (сохр. 3 - 1, 4 и 8-го гласов) и молебный канон 8-го гласа. Архиеп. Нил Кавасила (ок. 1255-1260) написал свт. Клименту молебный канон 2-го гласа и, возможно, литийные стихиры. Им же создано 2 канона прп. Науму с общим акростихом. Архиеп. Григорий (ок. 1299 - ок. 1317) сочинил стихиры малой вечерни и адаптировал Феофилактову службу к Иерусалимскому уставу, а также написал молебный канон свт. Науму с акростихом (КМЕ. Т. 3. С. 679), известный по изданиям (см. ниже) и церковнослав. переводу XVIII в. В XIV в. (вероятнее всего, после включения Охрида в состав Сербского царства Стефана Душана (1334), хотя предлагают и более ранние датировки - см., напр.: Нихоритис. (I) 1990. С. 160; КМЕ. Т. 3. С. 674-675) греч. служба Клименту, включающая стихиры архиеп. Григория и каноны 1-го гласа Димитрия Хоматиана и Феофилакта, написанные слитно, и отдельный молебный канон Хоматиана, была переведена на слав. язык, но заметного распространения не получила.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЭТРОПОЛЬСКИЙ Даниил Этропольский (2-я пол. XVI в.- 1-я пол. XVII в.), иером., книжник, каллиграф и оформитель рукописей. Образование получил или в Софии, болг. книжном центре того периода, или в Этрополе, где в кон. XVI в. существовал серб. квартал. В 1592 г. уже именовал себя иеромонахом. С 1620 г. его имя связывают с Этропольским мон-рем (Варовитецем) и монастырским скрипторием. Известно не менее 20 написанных Д. Э. (единолично или в сотрудничестве) рукописей, большинство из к-рых снабжено выходными данными, а часть атрибутируется на основании почерка и оформления: самая ранняя - Требник 1592 г., поздняя - Апостол 1644 г. В 1622-1623 гг. по заказу митр. Тырновского Гавриила переписал Панегирик, выполнил ряд заказов для Гложенского мон-ря. В его наследии преобладают рукописи богослужебного характера. Панегирик и Пролог 1620 г. (НБКМ, 1042) являются компиляциями и отражают интерес Д. Э. к болг. лит-ре, т. к. включают произведения патриарха Тырновского Евфимия, Житие св. Иоанна Рильского и др. В рукописях Д. Э. оставил многочисленные датированные глоссы со сведениями по истории и культуре Болгарии 1-й пол. XVII в. Рукописи Д. Э. выдержаны в ресавской орфографии и выполнены особым письмом - этропольским полууставом, по устойчивости начертаний напоминающим типографский шрифт, с декоративной вязью заглавий, сочетающей геометрические линии с изящным растительным орнаментом. Каллиграфическое письмо Д. Э. отражает влияние тырновской школы и серб. ресавских рукописей. Приемы и стиль художественного оформления кодексов, характерные для Д. Э., оказали влияние на книжников и способствовали формированию этропольской книжной школы ( Мутафчиев П. Из нашите средногорски манастири// Он же. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 304-305). Лит.: Райков Б. Йером. Даниил Етрополски и Етрополският книжовен център през първата пол. на XVII в.//Старобълг. лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 263-287; Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на бълг. книжовници X-XVIII вв. София, 2004. Т. 2. 208, 213, 263, 269, 271, 272, 274, 276, 278, 279, 282, 294, 300, 308, 310, 311, 340, 502. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/171319.html

В монографии «Григорий Цамблак и бълг. лит. традиции в Източна Европа XV-XVII в.» (Вел. Търново, 2004) на материале большого количества источников (32 древнерус. летописи, хроники и документы различного происхождения, авторские произведения, многие из к-рых Д.-П. датировала и ввела в научный оборот) впервые был исследован литовско-рус. период жизни и деятельности митр. Григория Цамблака (1406-1420), приведены археографические данные, касающиеся 10 сборников под названием «Книга Григория Цамблака», представлены новые доказательства влияния сочинений митрополита на произведения рус. рукописной традиции. Так, впервые были опубликованы «Похвальное слово на поклонение честным веригам апостола Петра», к-рое является, по мнению Д.-П., лит. адаптацией «Похвального слова апостолам Петру и Павлу» митр. Григория, ранее неизвестные произведения «Похвальное слово вмч. Георгию», «Толкование на Апостол» и «Поучение о прощении грехов». Издание иллюстрировано миниатюрами из Лицевого летописного свода царя Иоанна IV Грозного. Важным вкладом в развитие палеославистики стала кн. Д.-П. «Аджарски книжовници - илюстратори от XVII в.» (Вел. Търново, 1998) -1-й комплексный опыт исследования книжных и иллюстративных традиций книжников с. Аджар (совр. Свежен близ г. Карлово, Болгария), среди к-рых наиболее известны поп Йовко, даскал Недялко и его сын даскал Филипп. В публикации изложены палеографические, историко-лит. и искусствоведческие аспекты их творчества, введена в научный оборот открытая Д.-П. Праздничная Минея даскала Филиппа из б-ки Великотырновской митрополии, опубликованы цветные и черно-белые репродукции орнаментов и миниатюр аджарских рукописей - Аджарского Четвероевангелия 1652 г., Аджарского дамаскина 1685 г., Псалтири 1692 г., Праздничной Минеи, Рильского и Костенецкого дамаскинов и др. Археографическими сведениями о новооткрытых и малоизвестных рукописях и средневек. произведениях Д.-П. сопровождала все свои публикации, в т. ч. и в ст. о собрании рукописей Великотырновской митрополии, в к-рой были напечатаны ранее неизвестные Похвальное слово и канон митр. Киприана, посвященные его предшественнику митр. Петру, неизвестные произведения Григория Цамблака и др. авторов.

http://pravenc.ru/text/178965.html

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Совершена хиротония нового епископа Болгарской Православной Церкви 26 марта 2007 г. 15:31 24 марта Патриарх Болгарский Максим в патриаршем кафедральном соборе святого Александра Невского в Софии хиротонисал в викарного епископа Величского архимандрита Сиония (Радева), сообщает сайт «Двери.Бг». На хиротонии присутствовали митрополиты: Врачанский Калинник, Видинский Дометиан, Варненский и Великопреславский Кирилл, Великотырносвски Григорий, Русенский Неофит, Плевенский Игнатий, Доростольский Иларион, Пловдивский Николай, епископы Деволский Феодосий, Маркианопольский Константин и Адрианопольский Евлогий, Стобийский Наум и Знепольский Иоанн, архимандриты и священники со всей страны, бывший премьер Симеон Сакскобурготский, директор дирекции по вероисповеданиям при Совете министров Болгарии Иван Желев, представители министерства образования и региональной инспекции по образованию Софии, учителя и учащиеся Софийской духовной семинарии и Богословского факультета Софийского университета. Как сообщает сайт «Двери.Бг», епископ Величский Сионий (Радев Стефан Стефанов) родился 18 ноября 1969 года в Софии. Закончил гимназию с углубленным изучением немецкого языка в Софии. После прохождения военной службы поступил в Софийскую духовную семинарию св. Иоанна Рильского, которую окончил в 1990 году. В 1994 году закончил богословский факультет Софийского университета св. Климента Охридского. В 1995-1996 гг. стажировался в Эрлангене (Германия). 5 июня 1991 года в Клисурском монастыре во имя Кирилла и Мефодия пострижен в монашество митрополитом Видинским Доментианом (Топузлиевым). 22 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 23 июня — во иеромонаха. С 1992 по 1995 года игумен Клисурского монастыря во имя Кирилла и Мефодия. С 1996 года преподаватель литургики в Софийской духовной семинарии. 15 июля 1996 года назначен ректором Софийской семинарии. 29 июня 1998 года Патриархом Максимом в Долно-Лозинском монастыре во имя Петра и Павла возведен в сан архимандрита. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/219852.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы. Захарий Димитров (9.10.1834, Самоков - 1889, Пловдив) был связан творческой деятельностью с Вост. Македонией. Его работы: иконостас в ц. Успения Богоматери (1858-1861) в Штипе, куда ок. 1862 г. он переехал с семьей, а также икона «Св. Иоанн Креститель» (Кратово, 1868). Между 1870-1872 гг. работал в церквах св. Прохора в Пчинском мон-ре и вмч. Пантелеимона в с. Пантелей близ г. Кочани. В 1873 г. им были написаны иконы для ц. Вознесения в с. Бели, в 1874 г.- для ц. Св. Духа в с. Нивичани (обе - близ г. Кочани). За участие в Апрельском восстании 1876 г. был арестован и осужден. По пути к месту заключения в М. Азии сбежал в Яффу, затем перебрался в Иерусалим, где работал в мон-рях. После 1882 г. вернулся в Болгарию и обосновался в Пловдиве. Иван Димитров (14.02.1840, Самоков - 15.08.1889, Ихтиман), ученик и последователь брата Станислава, создал в Самокове собственную мастерскую. Сохранился ряд написанных им икон (1862, в ц. св. Илии в с. Граница близ Кюстендила; 1867, в ц. арх. Михаила в с. Косача близ Перника; 1867-1869, в ц. вмч. Димитрия в Кюстендиле; «Успение Богородицы», 1870, в ц. Успения Богородицы в Пироте (Сербия); 1873, в ц. вмч. Георгия в с. Долно-Село близ Кюстендила; «Пресв. Богородица», «Вмч. Феодор Тирон», обе 1874, в ц. вмч. Феодора Тирона в с. Конопница (Сербия); «Святые Кирилл и Мефодий», 1880, в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Ново-Село близ Видина; для ц. свт. Николая в с. Негован близ Софии; для Германовского мон-ря и Пловдивской семинарии). Творческое наследие включает портреты. Д. увлекался фотографией (открыл фотоателье в родном городе), был политическим, лит. и театральным деятелем. Никола Димитров (9.08.1828, Самоков - 1888) работал совместно с братьями Захарием и Иваном. Писал иконы для храма в Горна-Джумая (ныне Благоевград) (1854 и 1856), для церквей во имя вмч. Димитрия в Радомире (1861), свт. Николая в Самокове (1862), св. Иоанна Предтечи в Лопушанском мон-ре, вмч. Георгия в Панагюриште (1879-1888), для ц. св. Недели в Софии, для ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Софии (1883). Им также были созданы 10 икон для Рильского мон-ря, 3 для ц. арх. Михаила в с. Копиловци близ Монтаны и образ Божией Матери «Достойно есть» (в наст. время находится в одной из болг. келлий на Афоне). Станислав (Зафир) Димитров

http://pravenc.ru/text/180363.html

При массовой поддержке народа и значительной финансовой и политической помощи свободной Болгарии Болгарский Экзархат решал задачи просвещения и укрепления национального самосознания болгар, остававшихся на землях в составе Османской империи. Удалось добиться восстановления школ, закрытых здесь в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Значительную роль играли общество «Просвещение», основанное в 1880 году в Солуни, и «Училищное попечительство» — созданный в 1882 году комитет по организации просветительской деятельности, вскоре преобразованный в Отдел школ при Болгарском Экзархате. В Солуни были основаны, имевшие большое значение в духовной жизни края болгарская мужская гимназия во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия (1880) и болгарских жен. Благовещенская гимназия (1882). Для болгарского населения Восточной Фракии центром просвещения стала мужская гимназия императорского двора П. Берона в Одрине (турецкий Эдирне) (1891). До конца 1913 года Экзархат открыл в Македонии и Одринском крае 1373 болгарские школы (в том числе 13 гимназий), где преподавали 2266 учителей и обучались 78854 ученика. По инициативе экзарха Иосифа I были открыты духовные училища в Одрине, в Прилепе, которые затем были слиты, переведены в Константинополь и преобразованы в семинарию. Ее святым покровителем был признан преподобный Иоанн Рильский, а первым ректором стал архимандрит Мефодий (Кусев), получивший образование в России. В 1900–1913 годах Константинопольскую Духовную Семинарию святого Иоанна Рильского окончили 200 человек, часть выпускников продолжила образование в основном в российских духовных академиях. В то время как руководство Экзархата добивалось улучшения положения христианского населения Османского государства мирными средствами, ряд священников и учителей создавали тайные комитеты, ставившие своей целью вооруженную борьбу за освобождение. Размах революционной деятельности заставил весной 1903 года экзарха Иосифа I обратиться к болгарскому князю Фердинанду I с письмом, в котором он отмечал, что бедность и отчаяние породили «революционных апостолов», призывающих народ к восстанию и обещающих ему политическую автономию, и предупреждал, что война Болгарии с Турцией станет катастрофой для всего болгарского народа. Во время Ильинденьского восстания 1903 года экзарх употребил все свое влияние для спасения населения Македонии и Фракии от массовых репрессий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010