Рубрики Коллекции Огненной восхождение пророка Илии, икона XIX века. Хранится в Британском музее Загадки Библии: Пророк Илия уже приходил на землю? 6 мин., 26.07.2020 Поделиться В Ветхом Завете сказано, что накануне Своего пришествия Господь пошлет к людям пламенного проповедника – пророка Илию. А Евангелие говорит, что «в духе Илии» уже приходил Иоанн Предтеча. Значит, самого пророка Илию нам уже не ждать? Пророчество о явлении на землю Илии содержится в заключительных строках книги пророка Малахии, жившего примерно за 400 лет до Христа. От лица Господа Малахия возвещает: Пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4:5-6). Вроде бы, всё ясно: Бог пришлет на землю пророка Илию… Но часто считают, что на самом деле здесь имеется в виду Иоанн Предтеча. Ведь это именно о нем, причем очень похожими словами, говорил некогда Архангел Гавриил: Предъидет пред Ним (Христом. – Прим. ред.) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:17). Да и Сам Христос однажды разрешил недоумение учеников: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде [Тебя]? – довольно двусмысленным образом: Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Из этих слов Христа ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:10-13). Образ Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» с житием, конец XVII в., из Успенского собора в Ярославле. Хранится в Государственной Третьяковской галерее Однако обратим внимание на слова пророка Малахии: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Если бы он пророчествовал об Иоанне, то под «днем Господним», очевидно, разумел бы события, описанные в Евангелии. А было ли пришествие в мир Господа Иисуса Христа две тысячи лет назад «великим и страшным»?

http://foma.ru/zagadki-biblii-prorok-ili...

На рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (II) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь ныне радостно воспоминает рождество честного славного Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Еще до его рождения о нем было предсказано, что он будет угоден Господу и предыдет пред Ним, что он будет великим подвижником, вина и никакого другого напитка хмельного пить не будет; напротив, будет вести жизнь самую строгую, добродетельную. Таким действительно и был Иоанн, Предтеча и Креститель. Он был человек необыкновенно святой жизни, с ранних лет поселившийся в пустыне, чтобы постом, молитвой и богомыслием в уединении приготовить себя к служению Богу и к проповеди о грядущем Мессии. Мысль о Боге и угождении Ему была постоянным его упражнением. За то и прославил его Господь, Который назвал его Ангелом (см.: Мф. 11:10 ) и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф. 11:11 ). Несомненно, в израильском народе были великие и святые мужи, как, например, праведный Авраам, которому Священное Писание усвояет наименование друга Божия и которого Сам Господь назвал отцом верующих. Велик был также и пророк Моисей, который был верен во всем дому Божию; велик и святой пророк и царь Давид, возлюбленный Богом за его кротость и простоту сердца; велики были Илия, Исаия и другие Пророки, но святой Иоанн Предтеча был более всех их. Для того чтобы убедиться в величии Предтечи, кратко вспомним всю его жизнь, и из этого откроется нам его благолепие. Святой Иоанн родился от неплодной, престарелой матери – праведной Елисаветы, что само собою уже указывало на необыкновенность его рождения. О его зачатии возвещает в Храме праведному Захарии Архангел Гавриил. Он говорит пораженному отцу, что сын его еще от чрева матери исполнится Святаго Духа и будет радостью и утешением не только для родителей, но и для многих и, что самое важное, – он будет велик пред Господом. Явление Небесного вестника, его чудное благовестие смущают Захарию, и он колеблется в вере, за что и наказывается немотствованием. И вот исполняется время, рождается великий сын, и неплодная Елисавета благословляет Господа за то, что Он снял с нее поношение людское. Радость довершается тем, что уста Захарии отверзаются и он, исполненный Духа Святаго, благословляет Господа и пророчествует о будущем великом служении своего сына. Такими событиями не сопровождалось рождение ни одного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Память 11 сентября 10.09.2022 567 Время на чтение 4 минуты Святой Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы ныне празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святой, и многое делал, слушаясь его (Мк. 6, 20). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его - Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ее, незаконную ее связь с Иродом: ибо Иоанн говорил Ироду, не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устроил пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины и нецеломудренною пляскою своей старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего ж она просит? Наученная своей нечестивою матерью, она говорит: хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя. И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принести главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери своей. Итак, пир пьяных людей закончился смертью великого праведника! Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в Священном Писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различной скверной.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/10/...

Сейчас праздник Крещения – один из самых многолюдных в наших храмах. И тогда, две тысячи лет назад, к Иоанну «стекалась вся страна Иудейская». Многие хотели увидеть облаченного в грубую одежду из верблюжьего волоса пустынника, в котором возродилось древнее пророческое служение и который крестил «крещением покаяния». В русском и церковно-славянском языках слово «крещение» созвучно со словами «Христос» и «Крест», но на оригинальном языке Нового Завета – греческом – крещение (баптизмо) означает «погружение». И во времена Ветхого Завета обряд погружения в воду (омовения или окропления водой) был знаком очищения человека от грехов. Но ведь понятно, что прощать нарушение Заповедей может только Тот, Кто дал их человеку, – один Господь Бог. Поэтому апостол Павел проповедовал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян.19, 4). То есть крещение Иоанново было приготовлением к пришествию Господа, Единого имеющего власть прощать людям их согрешения. Принимая крещение от Иоанна, люди исповедовали свои грехи и сходили в Иордан, чтобы там символически смыть их с себя. И вот в один из дней к Иоанну пришел Иисус из Назарета. «Я не знал Его» – говорил об этом Иоанн, но он был пророком и сразу понял, что перед ним Тот, Кто больше него: «Идущий за мною стал передо мною, потому что был прежде меня» – так скажет потом Иоанн о превечном бытии Господа. Иоанн говорил Господу, говорил что это Он должен крестить его. Тем не менее Господь сошел в Иордан, в ту воду, в которой люди оставили свои грехи, и Он – Единственный Святой и безгрешный, наоборот, взял их на Себя. И поэтому Иоанн Креститель, указывая на Христа произнес: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Агнец приносился в жертву за грехи людей. И после Крещения Господь уйдет в пустыню на сорок дней. Затем Он изберет Себе учеников, будет учить и через три года Его осудят на смерть. И на Кресте Господь принесет Себя в жертву за грехи всего мира. Проповедь Христа Спасителя предваряет Иоанн Предтеча, который взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие приблизилось, потому что в мир пришел Господь Иисус Христос, потому что в день Пятидесятницы на учеников Христовых снизойдет Дух Святой – Царь Небесный.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Сегодня день памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы можем предполагать, что когда Предтеча находился в пустыне и нес там свои подвиги, его, конечно же, искушал диавол, но он преодолевал диавольские искушения. Мы читаем в Евангелии, что когда Иоанн был заточен в темницу, он послал своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3) так, будто бы и в темнице приступил к этому великому пророку искуситель, искушал его и говорил: «Это не Тот, вся твоя жизнь была ошибкой, и ты зря на Него указывал. Ты зря говорил, что это Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира». Но так же, как Господь преодолел искушения в пустыне, так и Иоанн Предтеча преодолел все дьявольские искушения и взошел в Небесную славу через подвиг мученичества. А вслед за Спасителем и вслед за Иоанном Предтечей многие апостолы, святители, преподобные и мученики через подвиг постничества, через подвиг мученичества или иной подвиг, который они несли в этой жизни, не только дьявольские искушения отвергли, но и указали многим людям путь, ведущий в Царствие Небесное подобно тому, как этот путь указывал Иоанн Креститель, когда показывал на Христа и говорил: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). Святые, которых мы почитаем, нам указывают ни что иное, как путь в Царствие Небесное. И ни на кого другого они не показывают нам, как на Самого Господа Иисуса Христа, ибо именно Господь есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6) – путь к Царствию Небесному, истина, которая раскрывается для нас через слово Священного Писания, и жизнь, подаваемая нам в Таинствах церковных, наипаче же в Таинстве Святого Причащения. В день, когда мы празднуем Собор Иоанна Предтечи, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю, чтобы взять на Себя грехи мира, крестился в водах Иордана, дабы Своим схождением в воды их освятить и открыть нам путь к купели пакирождения, к рождению свыше рождению от воды и Духа. Будем также прославлять Его верного служителя Предтечу Господня Иоанна, который многим людям указал путь ко Христу и сегодня служит для нас напоминанием об этом пути, ведущем в Царство Небесное».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Из видения Преображения Господня апостолы вполне убедились, что И. Христос есть тот самый Мессия, Который обещан миру. Но так как на основании буквального понимания пророчества Малахии о предтече Христовом (4 гл. 5 и 6 ст.): Я послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня у Иудеев было верование, что прежде Мессии должен явиться пророк Илия и приготовить Ему путь, т. е. своею проповедию приготовить людей к принятию Его; то апостолы и спросили И. Христа: как же книжники, т. е. еврейские ученые, законоучители (2:4), говорят, что (глаголют, яко) Илии надлежит прийти прежде Мессии? 11. же вщавъ реч имъ: уб прежде и устроитъ вс: Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё 12. глю же вамъ, к уж и не познаша но сотвориша немъ, восхотша: так и снъ имать пострадати нихъ. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них 13. Тогда размша учнцы, к кртители реч имъ. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе Правда, Илии надлежит приити (Илия убо приидет) прежде и устроит все (вся). Да он уже и пришел, как Я высказал вам это и прежде (11 гл. 14 ст.) и теперь говорю (глаголю же вам), что Илия уже пришел (уже прийде). Кто же этот Илия? Это Иоанн Предтеча и Креститель Христов. Назван он Илиею потому, что действовал в духе и силе Илии. У Евреев было в обычае называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образу жизни (Злат.). Он (предтеча) предыдет пред Ним (И. Христом) духом и силою Илииною ( Лк. 1:17 ), сказал арх. Гавриил, возвещая рождение Предтечи. Только прибавляет Господь о своем Предтече не узнали (не познаша) его, а поступили с ним, как хотели (сотвориша о нем, елика восхотеша) и пр. Хотя многие из Иудеев и уверовали во Иоанна, как Предтечу Христова, и приняли крещение от него; но вообще-то Иудеи не узнали сущности его служения и великого его назначения: и потому он был ввержен в темницу и убит (14 гл. 1–12). Известно, что убил Иоанна Предтечу Ирод Галилейский за то, что он обличал его в отнятии жены у брата своего Филиппа; но Господь говорит, как будто убил его народ. Блаженный Феофилакт объясняет это так: «народ позволил Ироду убить Иоанна, тогда как мог воспрепятствовать сему, и тем самым сделался убийцею его». Тако и Сын человеческий (Он Христос) имать пострадати (пострадает) от них. Мученическая смерть Крестителя наводит на мысль о мученической смерти Его Самого, и Он пользуется этим случаем сказать об этой смерти апостолам, о чем еще так недавно говорил им (16 гл. 21 ст.). В последнее время Своей земной жизни Иисус Христос часто говорил Своим ученикам о предстоящей Ему искупительной смерти. Зач. 72-е. Исцеление бесноватого Иисусом Христом и новое предсказание Его о Своих страданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.11:9–10 . Чтó же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. «Пророка»: иудеи действительно почитали Иоанна за пророка ( Мф.14:5, 21:26 ). Господь, подтверждая справедливость сего мнения, говорит, что Иоанн даже более чем пророк. Он более других пророков «по причине близости своей к Пришедшему» (Злат.). Он не только последний и величайший из ветхозаветных пророков, но вместе предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь (ср. Феофил.). Притом самое пророчество его о Христе яснее, чем пророчества других ветхозаветных пророков. Иудеи смотрели как на великих пророков особенно на тех, которых пророчества о Христе были яснее других. Посему Исаию они поставляли выше прочих пророков, но Иоанн превзошел и его. Как предтеча Мессии, он говорил о Нем так ясно и точно, как не мог говорить ни один из ветхозаветных пророков, прямо указывая на пришедшего Мессию перстом. Посему он более пророка. – «О котором написано»: чрез пророка Малахию – Мал.3:1 . Место приведено свободно по еврейскому тексту. То же пророчество, в сущности, у Исаии ( Ис.40:3 ). У Малахии Бог Иегова говорит, что Он пред Своим лицом пошлет ангела уравнять путь пред Собою. Изъясняя истинный смысл этого древнего пророчества, Господь относит послание Богом вестника (ангела) к Своему пришествию, называя таковым вестником предтечу Своего Иоанна. – «Приготовит путь»: уравняет путь – образное выражение приготовления народа к пришествию Мессии (ср. прим. к Мф.3:3 ). Мф.11:11 . Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. «Из рожденных женами»: из всех вообще людей, которые обозначаются здесь по их прирожденному свойству, – слабости, несовершенству, греховности и т.п. – «Больший»: высший, совершеннейший, лучший. – «Меньший» же и пр.: что значит это изречение? Пред кем уничижается больший из рожденных женами, величайший из людей? Несообразно подумать, чтобы член царства Мессии (Царства Небесного) меньший, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Такое же смирение он показал, когда Господь Иисус Христос пришел креститься от него. Иной бы с радостью воспользовался случаем и беспрекословно крестил бы Господа, чтобы чрез это возвысить свое достоинство в глазах окружающего народа, но смиренный Иоанн поступил не так. Он удерживал Господа от крещения, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне ( Мф. 3:14 )? И, вероятно, святой Иоанн так никогда бы и не дерзнул возложить десницы своей на главу Иисуса Христа, если бы Господь ему не сказал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф. 3:15 ). Только долг правды и повиновения заставил его совершить то, на что он никогда бы по своему смирению не решился. Подобный пример умилительного смирения показал Предтеча и в другом случае: когда ученики его возвестили ему, что Иисус Христос крестит, подобно ему, и все идут к Нему, оставляя его, Иоанна. Оскорбился ли он при этом уменьшением славы своей в народе? Нет, он только объяснил ученикам, что Христос – Мессия, а он лишь послан пред Ним. Христос есть жених, а он – друг жениха и поэтому радуется успеху в деле Его проповеди и спасения (см.: Ин. 3:29 ), и сказал при этом: Ему должно расти, а мне умаляться ( Ин. 3:30 ). Такое смирение в ком еще найдешь из ветхозаветных праведников? Какое же назидание из жизни Предтечи извлечем для себя мы, дорогие братия и сестры? Очень многообразное. Прежде всего, если святой Иоанн есть великий Пророк и друг Божий, то мы должны чтить его с особенным благоговением, воздавая ему должную похвалу. Во-вторых, мы должны по силам подражать его добродетелям и добрым душевным качествам. Наконец, должны прибегать к нему с молитвой в наших нуждах с твердым упованием, что он подаст нам потребную помощь, ибо Предтеча Христов, будучи близок к Богу на земле, стал еще ближе к Нему на Небе и, без сомнения, сильно ходатайствует пред Ним за нас по святой любви, которая свойственна всем праведникам. Поэтому вознесем к нему свои молитвы о здравии и спасении нашем, помолимся ему и о том, чтобы научил он нас покаянию. Празднуя память его, поревнуем примеру святой его жизни, да обрящем благодать и милость у Бога молитвами сего великого праведника. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

После сего Он пошел с ними в Назарет и оказывал им повиновение. По мере возрастания, постепенно раскрывались Его дивные духовные дарования. Яснее и яснее для внимательных открывалась особенная к Нему любовь Божия; вместе с тем более и более усиливалась любовь к Нему со стороны добрых людей. К концу тридцатилетней жизни Господа Иисуса явился на берегу реки Иордана великий Пророк и Предтеча Господень, Иоанн. § 11. Проповедь Иоанна Крестителя. (Мф. 3, 1–12; Марк. 1, 1–8; Лук. 3, 1–18). (29-й и 30-й годы по P. X). Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора к холм да понизятся, кривизны выпрямятся в неровные пути сделаются гладкими. И узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис. 40, 3–5 ; Лук. 3, 4–6 ). Иоанн, Предтеча Господень, в ранних летах лишился своих родителей и, по примеру пророка Илии, удалился в пустыню. Здесь он проводил жизнь, как самый строгий подвижник: одежду носил из грубого верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным ремнем. Пищей его были акриды (род саранчи) и дикий мед. В совершенном уединении, постом и молитвою он приготовлялся к своему служению, и долгое время жизнь этого великого человека была неизвестна миру. Но вот, Святой Дух вызвал Иоанна из уединения и повелел ему проповедовать на берегах Иордана. Более четырехсот лет не было у иудеев пророка. Можно представить, какое впечатление должно было произвести внезапное появление величайшего из пророков. Иоанн возвестил народу о близком пришествии Спасителя и требовал от него покаяния и исправления жизни, чтобы достойно встретить Господа: покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие. Весьма многие из окрестных городов и иерусалимляне приходили к Иоанну. Громовая проповедь его потрясала сердца: многие искренно каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордане, но некоторые из иудеев, именно фарисеи и саддукеи, принимали крещение более по примеру других, в ожидании благ от Мессии, а грехов своих не сознавали. Тогда Иоанн строго обличил их: „порождения ехиднины! (т. е. лукавые, злые люди) кто внушил вам бежать от грядущего гнева? Сотворите плод, достойный покаяния 12 , и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму“. При этом Иоанн угрожал им гневом Господним. «Вот, говорил он, уже и секира (топор) при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». В то же время Иоанн учил евреев, чем можно отклонить действие суда Божия и показать свое исправление; это – во-первых, делами милосердия; во вторых, строгим исполнением тех обязанностей, какие налагает на каждого его звание. «Что нам должно делать?» спрашивали Иоанна иудеи. «У кого две одежды, одну отдай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». Мытарям 13 на такой же вопрос он ответил: «(собирая подати) не требуйте ни от кого более определенного вам». Воинам сказал: «никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своим жалованием».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Видите, скольких и каких великих даров делаемся мы участниками чрез крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы – народ крещеный, народ Божий и Христов и ведите себя достойно высокого звания христианского, живя в добродетели и удаляясь всякого греха. И так, вот для чего крестился безгрешный Христос Иисус от Иоанна; вот какой и сколь великий дар дарован нам всем от Бога в крещении, и как мы должны им дорожить и сколь быть его достойными! Иоанн Креститель проповедовал приходившему народу крещение покаяния для прощения грехов, и – народ исповедовал ему грехи свои. Отсюда, братия, ведет начало и наша покаянная исповедь. Иоанну от Бога повелено было принимать исповедь грешников. Священникам также от Господа Иисуса Христа дана власть исповедовать и разрешать кающихся грешников или связывать. Св. Евангелист Лука повествует, что Иоанн Предтеча строго, сильно – обличительно и резко говорил приходившему креститься от него народу: порожденья ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира, т. е. смертная секира, при корне дерев лежит (под корнем дерева разумеется жизнь человека): всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь 95 . Отчего так строго и резко, хотя и с великою любовью, обличал Иоанн Предтеча народ и понуждал его к покаянию? Во-первых, потому что он сам был величайший праведник, крепко любил Бога и правду Божию и ненавидел неправду, ревнуя о правде; и во-вторых, потому что народ по своему глубокому нравственному растлению, по своей крайней неправде и беззаконию, имел нужду в строгом и резком слове: как зараженные антоновым огнем требуют прижигания и резания или иссечения. Здесь нужно заметить еще и то, что Иоанн был прозорливец и видел глубину сердец приходивших к нему людей, всю отвратительную неправду и лукавство их; а потому и не мог иначе говорить с неправедниками как строго, чтобы устрашить их и страхом исправить, потому он не дорожил и происхождением их от Авраама, говоря, что всесильный Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму: и приводит им на память смертную секиру, готовую подсечь дни жизни, как посекаются бесплодные дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010