И если мы по добродетели и ведению находимся Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог , будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный» 123 . Поскольку Свет – это Бог, то тьма в Прологе и всем Евангелии – это отсутствие Света, активное ничто – действия падшего ангела, живущего отрицанием Бога. Именно Пролог является евангельским чтением на Пасхальной литургии, хотя связь этого текста с Воскресением на первый взгляд неочевидна. В Четвероевангелии немало рассказов о явлениях ученикам Воскресшего Христа, казалось бы более уместных в данном случае. И тем не менее на Пасху мы слышим апостольское свидетельство, вмещающее в себя все – о явлении в мир Сына Божия. Апостол Иоанн, называя Христа Светом, перед Которым бессильна тьма, и Жизнью: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», тем самым свидетельствует о Нем как о Победителе смерти и показывает неизбежность победы Воскресения: тьма, то есть диавол, грех и смерть не могут обладать и победить Того, Кто является Источником вечной жизни: «…свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1: 4–5 ). 1.4. Служение святого Иоанна Крестителя Святой Иоанн Предтеча был послан для того, чтобы Господь «явлен был Израилю» ( Ин. 1: 31 ) 124 . Суть служения Крестителя в свидетельстве о Христе как Мессии: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Ин. 1: 8 ); «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его…» ( Мф. 3: 11 ). Основание для свидетельства Предтеча получил в момент Крещения Христа, став очевидцем явления Бога-Троицы. Еще будучи в пустыне, Иоанн получил указание, как узнать Мессию: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Но одно переживание и осознание вины бесплодно и бессмысленно; оно превращается в непрерывное – как белка в колесе – верчение в неистовом круге психологии и психоанализа. Когда нет реального освобождения от греха, такое покаяние становится равнодушным психологическим обычаем или переживанием разъедающего уныния. Покаяние и Царство Небесное Для того чтобы освободить человека от вины и греха и дать живые силы для подлинно чистой жизни, воплощается в мире сем Христос. Еще прежде Него среди израильского народа появляется великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, который крестил, то есть омывал от душевной нечистоты в реке Иордане приходящих к нему людей. Будучи первым в новой эре проповедником покаяния, Иоанн взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда Сам Христос выходит на проповедь , Он, прежде всего, произносит те же слова, которые произнес прежде Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние, которое проповедовал Иоанн Креститель, и само его крещение стало очень значимым в нравственной истории мира. Но и оно оказывается недостаточным, помимо превосходящей реальности Царства Небесного. Это понимает и сам Креститель, указывая на разницу между собой и Христом: «Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом, Святым и огнем. (Мат.3,4). О необходимости восполнения Иоаннова (человеческого) крещения свидетельствует эпизод из книги деяний апостольских, в котором рассказывается, как апостол Павел в Ефесе нашел некоторых учеников Христа и сказал им: «Приняли ли вы Духа Святого, уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Он сказал им: «во что вы крестились?» Они отвечали: «В Иоанново крещение». Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса Христа ( Деян. 19,2–4 ). «Приблизилось Царство Небесное» – означает, что явился на земле и начал свое дело Спаситель мира и Царь этого Небесного Царства, иного мира, мира незаходящего света, абсолютного блага, любви и чистоты; мира чистоты совершенной, куда ничто нечистое не может войти и соединиться с ним. Поэтому необходимо очищение всякой земной человеческой реальности, имеющей стремление к небесному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Аминь. 11. В день Собора Крестителя Господня Иоанна Глас вопиющего в пустыни – приготовьте путь Господу. 9 Бог повелел св. Предтече и Крестителю Иоанну – выйти из пустыни Иорданской и проповедовать народам покаяние; ибо сказано в Евангелии: был глагол Божий к Иоанну сыну Захарии, в пустыне. 10 – Верно Иоанн достоин был того, чтобы Бог к нему одному обратился с речью, его одного сделал исполнителем своих величайших дел, благовестником небесных истин, пророком покаяния; ибо и Христос о нем сказал: что нет из рожденных женами человеков более Иоанна Крестителя. 11 Иоанн в пустыне ни с кем не говорил из людей, а только с одним Богом: явно – что он знал Бога, а Бог его знал; вот сей пустынник, сей проповедник покаяния, облеченный в одежду верблюжью, питается до 30 лет ягодами и диким медом. Из пустыни, наконец, по повелению Божию приходит он в – к богатым и знатным сего, к духовным и гражданам и воинам, к мужам и женам, и говорит: " покайтеся, перестаньте грешить; ибо к вам приблизилось царство небесное, – к вам пришел на землю Искупитель Который хочет спасти вас от греха, проклятия, смерти и от вечной погибели.» Христиане! и к нам относится проповедь Иоанна, и нам предлагается царство небесное, и от нас требуется покаяние, ибо и мы грешники, и нас пришел Господь на землю спасти. Великое дело провозвещает Иоанн: «Бог хочет нас с земли вознести на небо, вместо земного, – дать нам небесный рай, вместо земного царства – даровать нам царство небесное». Чего нам не достает, чтоб получить все то, что Бог нам обещал? Одних плодов покаяния не достает, то есть, добрых дел. Будем жить на земле, как в гостях, как странники и пришельцы временные. – Да и не для чего нам держаться земли, потому, что все на земле скоропроходящее и временное, все некогда сгорит и перегорит. Христиане! покаемея в грехах наших, как требует того Иоанн и сам Христос; с Богом лучше жить, нежели с лукавым миром и с бесами. Св. Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас грешных. Аминь. 12. На тот же день Се агнец Божий, который берет на себя грех мipa, сей есть Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Правда праведников и покаяние грешников удерживают праведный гнев Божий на беззаконных. Однако ж, будет и конец милосердию и долготерпению Божию. Восстанет на суд и правда Его во второе пришествие Сына Божия Иисуса Христа на землю. Точно так же будет и тогда, как было прежде. Яко же бысть во дни Ноевы, и во дни Лотовы, тако будет и в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37. Лк. 17, 28), – сказал Сам Господь. Ной с семейством спасся в ковчеге, а все прочие потонули; Лот с семейством быль выведен из Содома, а все прочие сгорели: так и в кончину мира, праведники войдут на небо, а грешники потонут в озере огненном (Откр. 20, 15). III. Возблагодарим, возлюбленные во Христе братия, Господа, что Он, по милосердию Своему, еще дает нам время и отлагает кончину нашу и кончину мира для нашего спасения. Не истратим времени, этого дорогого дара милости Божией, в пустых, и еще паче душевредных делах, а обратим его в пользу души и в приобретение жизни блаженной и вечной. (Составлено с дополнениями по «Сеятелю благочестия», прот. В. Нордова, т. 2-й, изд. 1891 г.). Двадцать третий день Поучение 1-е. Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (Троякий день рождения человека) I. B настоящий день, братия, празднуется зачатие св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, увидя вдруг ангела. Архангел сказал: «не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот, за недоверие ко мне ты будешь немым, пока исполнится мое предсказание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

31) ( Лk. I, 5 ) – Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в I главе Евангелия от Луки. Он был священником из Алиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечей Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие, Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие. Обещанный сын родился, и, когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом – как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн – имя его, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле. Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу ( Лk. I, 68–79 ), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений. 32) Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грознообличительной речи против книжников и фарисеев ( Mф. XXIII, 35 , Лk. XI, 51 ). Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, говорил Спаситель, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария – отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12 меньших пророков; но с большей вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению ц. Иоаса побитый камнями во дворе Дома Господня ( II Nap. XXIV, 20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

А вот у нас в храме читали такое толкование, будто он посылал своих учеников по той причине, что ожидал уже смерти и вдруг у него возникло сомнение, не напрасен ли его подвиг. Такое толкование тоже возможно? Ответ. Я высказывал мнение святоотеческое - Феофилакта Болгарского, а толкование, о котором говорите вы, может быть, более современное. Иоанн Креститель, который слышал голос с неба: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих " (Мф.12:18) - и видел, как на Спасителя в виде голубя сошел Дух Святый, не мог уже сомневаться. Это абсурд. Если Иоанн Предтеча говорит, что пришел для того, чтобы Он явился, и, имея это Откровение, всем проповедовал явившегося Мессию, - отчего бы потом он вдруг мог усомниться? Нет, это невозможно. Это смешно даже предполагать - получается, что он усомнился в тот момент, когда Господь воскресил сына Наинской вдовицы. Кто от этого может усомниться? От этого, наоборот, укрепляются в вере. Именно после этого события Иоанн послал своих учеников к Спасителю спросить: " Ты ли Тот, Который послан или мы иного ждем " (Лк.7:19), - потому что он думал, что пришло Господу время объявить открыто, публично, что Он Христос, раз Он совершил такое великое чудо - воскресение из мертвых. Вопрос. Почему Иоанн Креститель, когда его спрашивали, пророк ли он, отвечал отрицательно? Ответ. Во-первых, может быть, из смирения. Но я думаю, что главная причина заключалась вот в чем. Люди хотели отождествить его с кем-то из древних пророков. Тогда уже не было почти никаких пророков или их было очень мало и их не почитали - наступило время духовного оскудения. Когда же явился такой великий пророк, пытались отождествить его с кем-то из воскресших или явившихся в духе пророков: Илией, Иеремией. Так и про Спасителя говорили. Поэтому Иоанн Креститель и сказал: " Нет, я не пророк " . Вопрос. Я не понимаю, почему употреблена и что означает разная мера наказания в словах Евангелия: " Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, кто скажет брату своему " рака " , подлежит синедриону, а кто скажет " безумный " , подлежит геенне огненной " (Мф.5:22)? Ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто боится потерять временную жизнь свою, тот потеряет вечную; а кто поторяет жизнь свою ради Меня, тот сбережет ее на всю вечность. Принимающий вас, принимает Меня; принимающие Меня, принимает Пославшего Меня. Апостолы пошли, проповедывали покаяние и везде исцеляли больных. Усекновение главы Иоанна Предтечи Молва об Иисусе дошла до Ирода, правителя галилейского. Он думал, что это Иоанн, которому он недавно отсек голову, воскрес из мертвых. Не задолго перед тем Ирод убил Иоанна Крестителя, по злобе Иродиады. жены Филиппа брата его. Ирод взял ее у брата и женился на ней, а Иоанн прямо стал укорять царя за это и говорил ему: «не позволительно тебе иметь жену брата своего», за это Ирод приказал схватить его и бросить в темницу: а Иродиада, бывшая жена Филиппа, так озлобилась на Иоанна. что желала убить его; однако не могла, потому что царь берег его. Но вот настал для нее удобный случай. Ирод праздновал день своего рождения и сделал пир вельможам своим и старейшинам в Галилеи. Дочь Иродиады во время пира пришла, начала плясать и так угодила Ироду и его гостям, что царь сказал ей: «проси у меня, что хочешь, хоть половину царства моего». И он поклялся, что исполнить свое обещание. Девица вышла и спросила у матери своей: «чего просить?» Мать научила ее просить голову Иоанна Крестителя. Она тотчас вернулась к царю и сказала: «хочу. чтобы дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но, ради клятвы и ради гостей своих, не захотел отказать ей и тотчас послал оруженосца и велел принести голову Иоанна. Тот пошел в темницу. отсек там, голову Иоанна, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала матери своей. Ученики же Иоанна, услышав об этом, пришли, взяли тело и- похоронили его. Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Апостолы, возвратившись, рассказали Иисусу все, что они сделали и чему научили. Господь же, не желая теперь оставаться в области Ирода, удалился оттуда с ними в пустынное место. Но народ, узнав, где Иисус, начал собираться к Нему со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Память святой праведной Анны Святая и праведная Анна происходила из колена Асирова и была дочерью Фануиловою. Как показывает самое имя ее (Анна с еврейского значит «милостивая») она была женщиною добродетельною. За свою благочестивую жизнь Анна была наделена даром пророческим. Достигши глубокой старости, она, по слову Евангелия, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:37). Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок, которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, — сюда был принесен Младенец Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд. В это время Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное пророчество о Нем, сказав так: —  «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29–32). Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие пророчество: —  «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35). В эти святые торжественные минуты была в храме святая праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года. Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса. Теперь уже она могла умереть спокойно. Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме [ 1 ]. Память 29 августа Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Святому Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить смертью своею, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: «идет за мною Сильнейший меня» (Мрк.1:7): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь, что уже явился ожидаемый в мире Мессия. И подобно тому, как Господь наш Иисус Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23:35 ). Рождество Иоанна Крестителя празднуется у нас 24 июня. 7. РОДОСЛОВИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ПО ПЛОТИ ( Матф. 1:1–17 и Лук. 3:23–38 ) В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает свое Евангелие прямо с родословия Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до «Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос». Возникает вопрос, почему Евангелист дает родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, след., раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода. Св. Лука, как поставивший себе задачей показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010