1923 год. Православный журнал «Вера и жизнь» 1923 г. – Статья архиепископа Иоанна «Духовная жажда», с. 1–7. Слово, произнесенное Архиепископом Иоанном 16 сентября 1923 года в Кафедральном соборе «На горе Преобразился еси и, якоже вмещаху ученицы Твоя, Славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдания убо уразумеют вольная, мирови же проповедь: яко Ты еси воистину Отчее сияние». В этой священной песне определяется цель и значение явлений славы Господней людям. В явлениях славы Господней верующие могут и должны почерпать бодрость, крепость духа во времена искушений и испытаний, когда приходится видеть Господа распинаема, его св. церковь в поношении и гонении, его св. дело в попрании и поругании. Если св. пророки, апостолы, исповедники и мученики посреди ужаснейших гонений и мучений, перед лицом смерти хранили и проповедовали бодрую верность Господу, то в этом подвиге первостепенное значение имели ранее видимые ими явления славы Господней, свято сохраненные в благочестивой памяти. Неблагодарно забывающие явления славы Господней лишают себя великого и святого источника духовной бодрости и силы, обрекают себя на уныние, смятение и отчаяние в бедах, навлекают на себя справедливый гнев Господень. «Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида, ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада ниспровергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» ( Мф. 11:20-24 ). Вдумайтесь, за что Господь приравнивает эти города беззаконнейшим Тиру, Сидону, Содому? За что грозит им карой? Они забыли, пренебрегли бывшие в них явления славы Господней. По понятиям мира сего такое беспамятство — совершенно неважный недочет в человеке. Люди мира сего стесняются говорить о слабости своего ума и воли, но о слабости своей памяти они говорят, не стесняясь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Бей даже малым ручейком. Он в океан вольется. (Хомяков). Не говори: я капля в этом море Моя печаль бессильна в общем горе, Моя любовь бесследно пропадет. Смирись душой и мощь свою постигнешь, Поверь любви, и горы ты подвигнешь И укротишь пучину бурных вод. (Голенищев-Кутузов). Исполнив свой долг, и великие и малые богоносцы и духоносцы вынуждены мириться со смиряющей безвестностью. То непреложно известно, что половодье неминуемо будет, но день и час, когда Волга, поддержанная миллионами безвестных ручейков, разобьет ледяные оковы, кому ведомы? Апрель преполовинивается, а она все еще подо льдами… Мироносицы несли ароматы, чтобы помазать тело Иисусово, а вестник Господень говорит им: «что ищите Живого с мертвыми? Возста, несть зде» ( Мф. 28:6 ). Чем неожиданней, тем радостней была для них благая весть: «Христос Воскресе!». Газета «Сегодня» 12 апреля 1931 года, воскресенье, 13й год издания, с.1 Одиночество Христа И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне в сию ночь, ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф. 25:30-31 ) Старинная мудрость говорит: разделенное горе – половинное горе. Мы благословляем руку, помогающую нам нести сужденный нам крест. Если даже друг наш, подобно друзьям Иова, приближаясь к нам на развалинах нашего счастья, при гробе наших близких, не приносит нам ничего, кроме слез сочувствия, кроме увядающего венка, мы никогда не забудем такого друга. Но и то справедливо, что неразделенное горе – двойное горе. Именно на эту черту страданий Спасителя хотим мы обратить наше внимание. Он был одинок в страданиях Своих, никто не понимал Его, никто не поддерживал Его, Он бремя Свое нес одиноко. «Вы Меня оставите одного», – в этом одно из самых горьких обстоятельств страданий Христовых. I Не только на Страстном пути Христос одинок, Он одинок на протяжении всей Своей жизни. Уже тогда, когда Отрок Христос во храме говорит Матери Своей и Иосифу: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк. 11:49 ), Он сознавал Свою обособленность, одиночество. Уже тогда Его душу объемлет сознание непонятости: «…Но они не поняли сказанных Им слов» ( Лк. 11:50 ). Так проходит Его юность, одинокая, непонятая.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

На протяжении всей истории человечества, на протяжении всего слова Божия, мы постоянно слышим увещание: «Помни, помни, не забывай всех воздаяний Его». Нет лучшего назидания для нашей торопливой, суетливой, тщеславной и лживой современности, как это: «Помни, помни, не забывай». На протяжении всей истории человечества и всего слова Божия постоянно слышится обличение человека в забывчивости. «Родившего тебя ты забыл и не помнил Бога, создавшего тебя» ( Втор. 32:18 ). «Вы забыли питающего вас Бога» ( Вар. 4:8 ). «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а народ Мой не помнит Меня, не разумеет». ( Ис. 1:3 ). Вот капернаумляне, толпами стекались они ко Христу и слушали Его учение и умилялись, наблюдая Его жизнь и чудеса и поражались, принимая без счету благодеяния Его и восторгались Им. С каким увлечением делились они вечерним часом у домашнего очага всем виденным и слышанным в следовании за Христом. Но на этом дело и стало. Новые впечатления нового дня, злостная агитация врагов Христа и собственное забывчивое легкомыслие сделали то, что все то светлое, доброе, святое, что дало им следование за Христом, забылось. Шумливый текущий день заглушил святые отзвуки былого. Христос пронесся для них, как метеор, и не стал путеводною звездою. Неблагодарные, беспамятливые капернаумляне! Они не только забыли бывшие пред ними явления славы Господней, но и свои голоса в день распятия присоединили к безумному воплю толпы: «распни, распни Его», и они небесному Учителю и благодетелю предпочли Варраву. Таково преступное беспамятство «людей сих», «народа сего». Но они ли только грешны таким неблагодарным беспамятством? Оглянитесь на жизнь современных нам великих народов и на свою собственную жизнь. Разве и в жизни тех великих современных народов, которые в настоящее время или отстают от Господа или даже восстают на Него, не было великих явлений славы и милосердия Божия? Вчитайтесь в страницы истории великих современных народов и вы увидите, что в неблагодарном беспамятстве эти народы превзошли израильтян и капернаумлян.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

То обстоятельство, что во дни православной страстной седмицы кругом раздавались звуки светлого праздничного ликования, еще более углубляло чувство сиротства, еще более сближало переживания православных с пережитым апостолами и мироносицами. Всеведующий Спас наш предвидит эту опасную возможность навязчивого сознания сиротства и посему оставил верующим утешительное обетование: «Я не оставлю вас сиротами» ( Ин. 14:18 ). «Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь» ( Мф. 38:20). «Вот Я стою при двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь. Я войду к нему и буду вечерять с ним и он со мною ( Апок. 3:20 ). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». ( Мф. 18:20 ). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Слово Господне непреложно. Пребывание Господа с верующими никогда не прекращалось. Неопровержимые доказательства общения Христа с верными запечатлены на всех страницах истории Церкви. Приспело время и поприще святых апостолов заняли преемники их, не слышавшие и не видевшие Христа лично. Но и к ним Христос, всегда пребывающий в Церкви, был неизменно близок. И они не были сиротами. Со сверхчеловеческим мужеством шли проповедники и исповедники Христа на самые ужасные мучения, то посмеиваясь над мучителями, то с радостью славя Бога, то наставляя и укрепляя братий по вере. Когда архидьякона Лаврентия положили на раскаленную докрасна железную решетку и бок его прогорел на огне, он обратился к мучителям: «этот бок изжарился, переверните на другой». Про святого мученика Федора мученические акты повествуют, что он сгорая в пламени, пел хвалу Богу, как бы находясь в месте прохлаждения. Святой Киприан утешает своих соузников «блаженны связанные ноги, спешащие в рай». Женщины и малые дети соперничали с мужами в мужестве. На месте каждого замученного становились сотни и тысячи готовых принять мучения. Кровь мучеников поистине становилась семенем христианства. Языческий мир уставал изобретать пытки и казни и сам пал к ногам Христа. Христос неизменно пребывал в Своей церкви со Своими верными учениками, сам укреплял их, утешал, ободрял, умудрял и чрез них покорил противников Своих. «Победил Ты меня, галилеянин», возопил умирающий Юлиан Отступник и в этом вопле слышится вопль побеждаемого Христом христоборчества.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

в Моравии (ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 341. Личное дело А. П. Рождественского; Там же. 14. Л. 741. Протокол 18 заседания Академического совета Софийского университета от 12 марта 1924 г.; Богословскиять факултетъ у нас... С. 36; Юбилейно тържество... С. 492–493, 533). В мае 1924 г. Глубоковский просил архиепископа Иоанна (Поммера) употребить «все влияние и исходатайствовать визы для въезда в Латвию» о. Рождественского и его жены А. А. Рождественской (рожд. Горской) для переезда к своей дочери Нине в Ригу, поскольку тот «уже давненько лишен от университета всякого содержания, существуя лишь скудною и совсем иссякающею частною благотворительностью. Скорой надежды на поправление нет, а жить здесь инвалиду без средств дальше совсем нельзя: хоть умирай на улице...» (Письмо Глубоковского от 3 мая/20 апр. 1924 г. Цит. по: Сидяков Ю. Из архива архиепископа Иоанна (Поммера) . Письма из Болгарии, www.humanitatic.info/17 almanax/Sidjakov.doc.) Оригинал хранится в архиве архиепископа Иоанна (Поммера): ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. 26. Л. 208–209). 19/6 ноября 1924 г. протопресвитер Г. Шавельский благодарил архиепископа Иоанна «за внимание, оказанное А. П. Рождественскому» (Там же. Оригинал письма: ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. 26. Л. 160–161). 2963 ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 13. Л. 557, 561, 567, 580. Протоколы 14, 16, 19 заседаний Академического совета Софийского университета от 30 марта, 9 мая, 6 июня 1923 г. О преподавательской деятельности Глубоковского на факультете см. также: Богословскиять факултетъ у насъ (1923–1933). С. 37–38, 81, 82, 84; Юбилейно тържество... С. 490–494, 515; Петдесет години богословска наука в България. 1923–1973. София, 1978. С. 47–50, 132–133. 2964 В письме В. Н. Златарскому от 16 апреля 1923 г. M. E. Поснов напоминал его слова о том, что Академический совет намерен обратиться в Министерство финансов с просьбой назначить две-три вакансии для русских профессоров-богословов, а если в этом будет отказано, то «Б[огословский] Ф[акультет] не может быть открыт, ибо наши богословы не имеют никакого отношения к профессорскому персоналу и не знают даже техники дела».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Быть может, душа друга твоего связанная пленница грехов и томится в темнице неведения лица Божья? Поспеши во имя ее в темницу, облегчи сердце узников состраданием и помоги им, и Господь пошлет светлых Ангелов утешить душу друга твоего в скорби, укрепит ее надеждою, обрадовать ее обетованием милости Божьей. Быть может переселившаяся отселе душа в мир духовный, не сблизившись молитвою с его святыми обитателями, явилась в мир горний, как в страну чуждую и несродную, не находит себе духовных сродников в горнем Сионе? Укрой во имя ее странника, прими и упокой неимущего где главу свою подклонити, и Господь дарует ей одну из светлых обителей в доме Отца Своего, а души праведников примут ее в светлое и радостное свое общество. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если мы хотим облегчить мучение грешника, будем подавать во имя его милостыню и, хотя он  и недостоин, Господь облегчит его, сжалится над ним». Молясь об усопших, творя милостыню во имя их, надо, братие, заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовится к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо узами греховными и не прийти там, на место мучения. Мало ли, много ли Господь судить нам прожить на земле, но, то несомненно, что вся настоящая жизнь наша есть дорога к смерти и преддверие вечности, что лучше и драгоценнее христианской кончины мирной, непостыдной, покаянной, не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто благочестиво пребывает в теле, тот благочестиво и разлучается с ним. Кто с Господом живет, с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот с Господом будет и по смерти. «Иде же есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ). «Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершие во Иисусе приведет с Ним». «Вера и жизнь» 1936 год 1936 год, октябрь с. 209–212. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 63  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Пока беда не бьет прямо по нам самим, по нашим семьям, непосредственно по нашему достоянию, мы слабо сознаем свой долг и нерадиво исполняем его. Пока море пожарного огня свирепствует вдали от нас, на противоположном нам конце города или даже в самом центре его, мы готовы нерадиво сидеть у себя, сложа руки, и рассуждать: «Моя хата с краю». Как часто и в истории отдельных лиц и в истории целых обществ и народов повторяется картина нерадения, имевшая место, на поучение всему миру, в одной недалекой от нас стране. Там провозглашен был коммунистический государственный строй, провести который в жизнь казалось делом несбыточным, ибо и интеллигентным буржуазным, и аристократическим народным верхам, и широким народным низам коммунизм казался страшным жупелом. Но искусные вожди коммунизма, учтя нерадивость сограждан в области общественного долга, смело взялись за дело. Изданы были декреты о национализации в пользу народа и государства имуществ церковных, коронных и помещичьих. «Горим», — завопили заинтересованные собственники. Но вопль их не нашел отклика в соседях. Промышленники, купцы, крестьяне и пр. сограждане рассудили: «наша хата с краю, мы авось не сгорим», и остались спокойно сидеть дома. А некоторые из мира крупных купцов и промышленников, желая подслужиться новым господам положения, стали красноречиво доказывать законность и целесообразность декретов, ударивших по «непроизводящим» и «эксплуататорам». Последующие декреты ударили по крупным промышленникам и купцам. «Горим», — завопили они. Но так как крестьянство было теперь единственным еще уцелевшим «соседом», так как декреты по крестьянству не били еще, то крестьяне и рассудили: «Наша хата с краю, мы еще не горим», и остались спокойно сидеть дома. Потом совершенно также прошли декреты, ударившие по собственности зажиточных крестьян и когда пошли декреты, разными «продналогами», «учетами», «изъятиями» выколачивающие у самого бедного бедняка крестьянина «излишки» хлеба, масла, яиц и пр., уже и крика «горим» не стало слышно, ибо всякая собственность в целой стране сгорела, вследствие общественного нерадения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Удален Христос и из школ трудящихся. Вместе с Христом ушла и нравственность. Школы обратились в вертепы ничем не стесняемого разврата, в рассадники дурных болезней, перестали быть очагами света и благовоспитанности. Пресловутый Всеобуч угрожает породить Всенеуч. Так обстоит дело с семьей и детьми трудящихся, отторгнутых от Христа. Но как обстоит дело с самыми трудящимися, с их трудом с платою за труд, с свободою требований и так далее? Часть их прикрепощена к фабрично-заводским и другим учреждениям и предприятиям не хуже былых крепостных. О мере оплаты труда лучше всего говорят недоеданье, полуобутость и полуодетость трудящихся. О свободе предъявления требований, свободе слова, свободе забастовок и тому подобных свободах красноречиво говорят гостеприимные для трудящихся стены казематов, а особенно красноречиво – пресловутые «стенки». О продуктивности труда говорит острый недостаток во всех решительно фабрикатах. Упразднены, якобы отнимавшие много трудовых дней, праздники Христовы, время и силы на посещение храмов не тратятся и от якобы расслаблявшей рабочую энергию мысли о потустороннем мире трудящийся отвлечен, а фабрикатов нет, и народ все более и более переходит к первобытнейшим способам выработки одежды, обуви, домашней утвари и орудий работы. Но может быть сельские трудящиеся, по отторжении от Христа, стали благополучней? Острый недостаток в сельскохозяйственных орудиях сделал обработку земли первобытной. Неуверенность в обладании плодами труда неимоверно понизила энергию земледельца. Весь мир был свидетелем, как земледелец, сидящий на жирнейшем в мире черноземе, жестоко голодал. Один высокий, могучий «сановник», гордый изгнанием Бога из среды трудящихся, прибыл в родное мордовское село и повел речь к землякам: «Товарищи! Раньше вам попы твердили: все Божие – землица Божия, лошадка Божия, коровка Божия, курочка Божия, а я вам говорю: все ваше – землица ваша, лошадки ваши, коровки ваши, курочки ваши…» Поймав насмешливую улыбку старика, сановник обратился к нему: «иль я не так говорю?» – «Так говоришь, но не договариваешь. Землица-то наша, а пшеничка с ней будет не наша, а ваша, коровка-то наша, а молочко ее будет не наше, а ваше, курочка-то наша, а яички ее будут не наши, а ваши. Пока землица была Божия, пшеничка была наша, коровка была Божия, а молочком лакомились мы…» Так как мысль старика была ясна, его арестовали, не дослушав до конца.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Нам лично пришлось видеть, как при «изъятии» драгоценной дарохранительницы, большевик рассыпал св. запасные Дары по полу и нарочито топтал их ногами. Обычное явление, что разгромленный храм большевики обращают для мирских целей, не только не имеющих ничего общего с религией, но нарочито и вопиюще противоречащих религиозным целям. Известны случаи обращения храмов в клубы комсомольцев и безбожников, в музеи антирелигиозной пропаганды, в кинематографы, в театры самого легкого пошиба, в студии. В том числе и студии всякого бестудия, в свалочные помещения и т.п. Кроме ущерба, причиняемого верующим «изъятыми», имеется в виду причинить им острые страдания при виде открыто и длительно поругаемой святыни. Издевательствам над живыми силами церкви нет счету и меры. Кто не помнит как издевались большевики над св. Патриархом Тихоном, которого и именовали-то не Патриархом, а гражданином Белавиным. Общеизвестны и издевательства над архипастырями. Еще в начале большевизма арестован был Архиепископ Тульский Ювеналий. Пока ЧК разбирала его дело, он был обречен на служение в санитарном обозе и был вынужден разъезжать по своему кафедральному городу на облучке санитарной бочки. На заключенного Архиепископа Арсения Таганрогского возложили обязанности пастуха. Престарелого Архиепископа Иосафа Крутицкого, заместителя Патриарха по московской епархии, регулярно высылали из казематов ВЧК убирать улицы г. Москвы. Пытка, несомненно, ускорила смерть старца. Факты издевательства над архипастырями, благодаря занимаемому ими иерархическому положению, хотя не сполна, но отмечены. Но кем замечены и отмечены те издевательства и истязания, которые пережиты и переживаются рядовыми сельскими пастырями и мирянами? В изначальную пору большевизма и архипастыри и пастыри и миряне во множестве подвергались высшей мере большевистского насилия – расстрелу. По приблизительному, неполному подсчету, «у стенок» погибло свыше 30 архипастырей. Счету расстрелянным рядовым пастырям и исповедникам веры мирянам, я уверен, не знают и сами большевики.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Молодые суверенные народы не могут не сознавать, что железному кулаку не удалось покорить их под железное ярмо былого беспросветного рабства благодаря совокупным героическим усилиям всех тех народов, которые составили единый героический фронт против насильнических притязаний общего врага. Без ущерба для своего национального достоинства, без ущерба для заслуг своих особливых национальных героев молодые народы и могут и должны хранить благодарную память о всех тех героях, которые вместе с ними боролись против поработительских устремлений пресловутого железного кулака. Мы не смеем забывать, что объединяющим и командным центром в великой борьбе был великий русский народ. В общей сумме жертв, понесенных в великой борьбе за правду и право, на его долю приходится наибольшее слагаемое. Вместе с тем в области плодов великой борьбы русские герои имеют едва ли не самую скудную жатву. И в сегодняшний день поминовения героев великой войны, когда молодые суверенные народы имеют возможность торжествовать воскресение и возрождение свое, русские боевые товарищи их еще живут настроениями Голгофы. Но не ошибочны ли эти настроения? Обоснована ли скорбь? Не в том ли причина скорбных настроений русских героев великой борьбы, что они живут оторванно от родной среды? Мы жили на Руси в самую тяжелую для Руси пору, но мы не могли усмотреть оснований для отчаяния в возрождении и воскресении истерзанной великой борьбою Руси. Толща народная, а мы ее наблюдали в весьма широком масштабе, не знает не только отчаяния, но и уныния. Она оправляется от великих ран, она крепнет с каждым днем и духовно и внешне. Нам хочется думать, что скорбь пребывающих вдали от родного народа есть скорбь неведения и нетерпеливости. Процессы в великом организме идут не так быстро, как в малых, но они идут, и героям, показавшим способность на величайшие подвиги на защиту прав своего великого народа, надо приобщиться великому подвигу терпения. Для восприятия Христа Воскресшего малыми селениями было достаточно самого короткого срока после Голгофы, но для возрождения великого Рима понадобились долгие годы. Надо уметь черпать для себя ободрение, как это делали апостолы, видевшие успех своих подвигов лишь в зачатии.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010