— Иван Егорович, я хотела поблагодарить вас, за то, что вы прислали ко мне очень искусного печника. Печка теперь не дымит. И я, краснея и бледнея, пробормотал: — Погода весенняя, чудесная. Нам, кажется, по дороге с вами? Наша свадьба была скромной, поздравить нас пришли мои родители, мой любимый учитель Андрей Панкратович и несколько учителей из нашей школы. Галин папа не мог приехать, но прислал письмо и благословил нас с любовью. В выборе спутницы жизни я не ошибся. Жили мы с Галей, что называется, душа в душу, очень любили друг друга. Хоть и были ровесниками, но я всегда чувствовал себя старше, наверное, так и должно быть, потому что мужчина берёт на себя все трудности и тяготы, встречающиеся на жизненном пути. Моя Галя была оторвана от родителей, поэтому я старался окружить её заботой и дать ей внимание, ласку, чтобы хоть немного сгладить вынужденное сиротство. А Галя принадлежала к тем женщинам, рядом с которыми мужчинам хочется стать лучше, чище, сильнее, достойнее. Ради её улыбки, я готов был на любые подвиги. Да и улыбка-то эта казалась необыкновенной — как солнышко выглянет и всё обогреет, так и ласковая улыбка моей юной жёнушки. Семейная жизнь В 1936 году нам с Галей исполнилось по двадцать три года. Я окончил экстерном Оханский педагогический техникум. Впереди был институт, и моя мечта о высшем образовании становилась всё ближе к реальности. На последней сессии в Оханске получил от Гали телеграмму: «Сын четвёртого июля. Пока здоровы. Галя». Эту телеграмму я храню уже много лет как драгоценную реликвию. Сдав последний экзамен, помчался на переезд через Каму, чтобы на любой машине доехать до Перми (пароходом было слишком долго), а там на поезд и в Свердловск, где ждали меня самые родные и близкие мне люди: мои жена и сын. В Свердловск приехал утром, ночью почти не спал от волнения. Солнышко только вставало, начинался новый день. Свердловск вставал в лёгкой туманной дымке. Утренняя свежесть, пели птицы. И мне казалось, что начинается совсем новая жизнь, наша общая жизнь—теперь нас трое. Очертания этой новой жизни пока неясны, они проглядывали как силуэты свердловских зданий через туманную утреннюю дымку. Но было такое острое предвкушение счастья, как никогда в жизни. Оно казалось таким острым, что сердце замирало.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Ни XVII, ни XVIII веку не суждено было дать национальный русский перевод Библии. Тот небольшой интерес к Библии, какой обнаруживали эти века, удовлетворялся славянским переводом, и к усовершенствованию этого славянского перевода и направлялись тогда все наличные силы. Были отдельные частные попытки приблизить к народному пониманию Псалтырь (переложение Псалтыри Симеона Полоцкого , перевод Псалтыри с еврейского Абрама Панкратовича Фирсова) в XVII в., было какое-то переложение на русский язык в начале XVIII века всей Библии, сделанное будто бы пастором Глюком. Но ни одно из этих предприятий не оставило после себя какого-либо следа в истории русских библейских переводов, а деятельность пастора Глюка по переводу всей Библии, кроме того, известна нам только по имени. Вызвать к жизни русский перевод Библии суждено было только XIX веку. Первый толчок к переводу или сама мысль о переводе дана была русскому обществу, как мы уже упомянули, иностранным британским библейским обществом, получившим в России в 1812 году особую организацию под названием петербургского, а с 1814 года российского библейского общества. Но идея о приближении Библии к сознанию русского православного народа на русском языке скоро воспринята была отзывчивою частью русского общества и стала чисто русской национальной задачей. Уже после первого заседания британского библейского общества в начале 1813 года, на котором обсуждался вопрос о доставлении возможности читать Библию русским инородцам на их языках, ректор нашей академии архимандрит Филарет, впоследствии знаменитый митрополит Московский, тревожно задумывал: «Да не отымется хлеб чадом…» Образовался круг лиц, который поставил для себя долгом совести осуществить русский перевод Библии при российском библейском обществе. Такой идеей одушевлены были некоторые духовные лица и среди них особенно архимандрит Филарет; большинство же было лиц светских, как князь Голицын, президент библейского общества и в то же время министр духовных дел и обер-прокурор Святейшего Синода, Лабзин, Попов; эти последние лица соединяли интерес к библейскому делу с увлечением к распространённому тогда в петроградском обществе мистицизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/st...

30-го августа. Среда В 11 час. была обедница. Днём все гуляли в садике. Погода потеплела, а вечером пошёл дождь. День протёк как всегда. После обеда поиграли в кости. 31-го августа. Четверг День прошёл по обыкновению. 1го сентября. Пятница Прибыл новый комиссар от Врем.[енного] Прав. [ительства] Панкратови поселился в свитском доме с помощником своим, каким-то растрепанным прапорщиком. На вид — рабочий или бедный учитель. Он будет цензором нашей переписки. День стоял холодный и дождливый. 2го сентября. Суббота Погода была ясная и тёплая. Начали гулять в огороженном дворе перед домом;  всё-таки лучше, чем в сыром садике, так как тут солнце светит целый день. Лазил с детьми на крышу оранжерей. Вечером читал вслух “Девятый вал” Данилевского. 3го сентября. Воскресенье Дивный тёплый день. В 11 час. была обедница. Гуляли и утром и днём. Вчера кончил “В лесах” и начал “На горах”. Хорошо написано. 4го сентября. Понедельник Великолепный летний день. Много были на воздухе. Последние дни принесли большую неприятность в смысле отсутствия канализации. Нижний WC заливался мерзостями из верхних WC, поэтому [пришлось] прекратить посещение сих мест и воздерживаться от ванн; всё от того, что выгребные ямы малы и, что никто не желал их чистить. Заставил Е. С. Боткинапривлечь на это внимание комиссара Панкрат[ова], кот[орый] пришёл в некий ужас от здешних порядков. 5го   сентября. Вторник Телеграммы приходят сюда два раза в день; многие составлены так неясно, что верить им трудно. Видно, в Петрограде неразбериха большая, опять перемены в составе прав[ительст]ва. По-видимому, из предприятия ген. Корнилова ничего не вышло, он сам и примкнувшие генералы и офицеры большею частью арестованы, а части войск, шедшие на Петроград, отправляются обратно. Погода стояла чудная, жаркая. 6го сентября. Среда Такой же день и провели его так же. Выкопал в садике прудок для уток. Дочери играли в bumble puppy. 7го сентября. Четверг Утро было облачное и ветренное, позже погода поправилась. Много были на воздухе; наполнял пруд для уток и пилил дрова для нашей ванны.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Сщмч. Иоанн Панкратович. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Сщмч. Иоанн Панкратович. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Федорович Панкратович (1870, мест. Клецк Слуцкого у. Минской губ.- 6.10.1937, г. Слуцк, ныне Минской обл., Белоруссия), сщмч. (пам. 23 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Даты диаконской и иерейской хиротоний неизвестны. В 20-х - 1-й пол. 30-х гг. служил настоятелем Покровской ц. с. Чижевичи (ныне деревня, близ г. Солигорска Минской обл., Белоруссия). В 1934 г., после закрытия храма, втайне продолжал совершать требы в домах прихожан. В 1937 г., во время Всесоюзной переписи населения, говорил прихожанам, чтобы они не скрывали своей веры и в анкете указывали принадлежность к правосл. Церкви. 23 авг. 1937 г. арестован, обвинен в регулярном совершении религ. треб, «для чего ходил по деревням и агитировал за открытие церкви». На допросах И. предлагали отречься от сана, но он категорически отказался. Виновным в противозаконных действиях себя не признал. 28 авг. 1937 г. Особой тройкой при НКВД БССР приговорен к расстрелу. Был казнен, погребен в безвестной могиле. 28 окт. 1999 г. канонизирован в лике местночтимых святых постановлением Синода Белорусской Православной Церкви. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦА КГБ Респ. Беларусь. Д. 21262-С. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Минская епархия в период довоенных репрессий//Минские ЕВ. 1996. 39. С. 79; он же. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 гг.). Киевец, 1996. С. 83; он же. Жития священномучеников Минской епархии, 1-я пол. ХХ в. Минск, 2002. С. 125-126. Свящ. Феодор Кривонос Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469155.html

В конце XVIII в. селом владел Ф.С. Хомяков, затем его сын А.Ф. Хомяков, внук Степан Александрович Хомяков (общественный деятель), правнук Алексей Степанович Хомяков (известный философ-славянофил) и праправнук стацкий советник Д.А.Хомяков. Неподалёку от храма остались фундаменты бывшего усадебного дома. Ист.: Паспорт. Архив СПАМИР ГИИ МК РФ. Лит.: Чижков А.Б. Тульские усадьбы. Тула-Смоленск, 2011. С. 104. Богородицко-Рождественская церковь была включена в список памятников архитектуры согласно Решению исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 9 апреля 1969 года 6-294 «Об улучшении постановки дела охраны, эксплуатации и учёта памятников истории и культуры». В соответствии со статьёй 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» церковь включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время объект культурного наследия зарегистрирован Министерством культуры Российской Федерации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с присвоением регистрационного номера 711710860480005 с наименованием «Бывшая Богородицко-Рождественская церковь, конец XVII - начало XVIII в.». Исторические сведения об объекте культурного наследия, представленные в проектной документации В сохранившихся источниках д. Обидимо упоминается, начиная с первой четверти XVI века. По писцовой книге 1587–89 гг. первыми известными владельцами деревни были Булат и Владимир Гринковы (владели 1/2 деревни), Григорий Кобелев (1/4 деревни) и, возможно, Роман Хвощинский (1/4 деревни). В это время селение значится как Вобидимо. Последующими совладельцами Обидимо в XVI веке были: дворяне рода Хвощинских (Кузьма и Петр Романовы), Иван Сеитович Сухотин, Игнатьевы. В XVII веке, в период смутного времени, Обидимо было разорено. Возрождается только к концу 1620-х гг. В конце 30-х годов деревня насчитывала 15 дворов и приблизительно 110 человек. На протяжении XVII столетия деревня была поделена между несколькими владельцами: родом Сухотиных, родом Хвощинских, Ушаковыми, Лаврентием Панкратовичем Сухаревым, Толстыми, Нарышкиными. Пока Обидимо имело множество хозяев развитие селения шло медленно. С появлением в 40-х гг. XVII столетия в списках совладельцев Нарышкиных, завладевших сначала большей частью, а затем и всем селением, начинаются качественные изменения в жизни селения.

http://sobory.ru/article/?object=02309

Отец, Сергей Иванович,- сильный, крепкий телом и духом, работящий, с добрым понимающим сердцем. Он учит сына быть настоящим православным христианином, чутким к чужой боли и способным к состраданию. В общении между отцом и сыном мы ощущаем согласие и любовь. Когда Сергей Иванович после продолжительной болезни стал крепнуть и набираться сил, он взял с собой Ванюшу за «крынкинской» клубникой на Воробьевку. Там, во время чаепития, он стал наизусть читать любимые Ванины стишки. И такая неподдельная радость была у мальчика, такой восторг - до слез! И трудно сказать, чего в этом было больше - радости от любимых стихов, радости от летней природы или радости от того, что любимый папа выздоровел и рядом. «В первый раз я слышал, как он говорит стишки. Он любил насвистывать и напевать песенки, напевал молитвы, заставлял меня читать ему басни и стишки, но сам никогда не сказывал. А теперь на Воробьевке, на высоте, над раскинувшейся в тумане красавицей-Москвой нашей, вдруг начал сказывать... - и как же хорошо сказывал! С такой лаской и радостью, что в груди у меня забилось и в глазах стало горячо». Особое место в сердце мальчика занимает старый плотник Михаил Панкратович Горкин, который «уже не работает, а так, при доме». Он как бы невзначай занимается духовным обучением Вани, рассказывает ему о Боге, праздниках и святых. И так естественно, легко, складно это получается... Вот, например, беседуют они с Ваней в канун праздника Святой Троицы: -Я знаю. Это самый веселый образ. Сидят три Святые с посошками под деревцом, а перед ними яблочки на столе. Когда я гляжу на образ, мне вспоминаются почему-то гости, именины. -Верно. Завтра вся земля именинница. Потому - Господь ее посетит. У тебя Иван Богослов ангел, а мой - Михаил-Архангел. У каждого свой. А земли-матушки сам Господь Бог, во Святой Троице... Троицын день. «Пойду, - скажет Господь, - погляжу во Святой Троице, навещу». Адам согрешил. Господь-то чего сказал? «Через тебя вся земля безвинная прокляна, вот ты чего исделал!» И пойдет. Завтра на коленках молиться будем, в землю, о грехах. Земля Ему всякие цветочки взростила, березки, травки всякие... Вот и понесем Ему, как Авраам-царь. И молиться будем: «Пошли, Господи, лето благоприятное!». Хорошее, значит, лето пошли. Вот и поют так завтра: «Кто-о Бог ве-лий, яко Бо-ог наш? Ты еси Бо-ог, тво-ряй чу-де-са-а!».

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/01/nosi...

В материалах за 1799 год храм этот описывается так: «каменная, об одном этаже Сошествие Святаго Духа з двумя пределами Сергия Радонежского и святыя девы Александры». Клировые ведомости за 1915 год повествуют о том, что престолов в ней было три: главный – во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов, во имя Сергия Радонежского чудотворца и во имя Св. мученицы Александры. Утварью была достаточна. Для священнослужителей почетным гражданином города Рязани и церковным старостой Димитрием Панкратовичем Морозовым в 1910 году был построен дом, который составлял собственность церкви. Свою должность Морозов исполнял с 1902 года. Кажется, сведений немного, но они весьма интересны и поучительны для людей. Не государство строило храмы, но люди. На свои кровные средства. И разрушали храмы тоже люди… Вообще же об этой церкви в документах советского периода имеется достаточно много сведений. Храм, который находился на берегу речки Лыбеди и реки Трубежа, недалеко от красавицы Оки привлек в первую очередь внимание водников, которые решили сделать в нем свой клуб. Но до этого момента с 1919 года по 1929 год группа верующих приняла церковь под свой покров. Деятельность их была очень заметной, ведь в этом районе жили старые рязанцы в своих частных домиках. Они были верующими людьми… Только это продолжалось недолго. Сначала храм (как и многие другие) был обследован на предмет размещения в нем склада под зерно, затем это зерно воцарилось в церкви, и только после этого было принято постановление Мособлисполкома о его закрытии. Это было в 1930 году. В этом же году водники получили храм себе и начали переделывать его под свои нужды. Они написали просьбу в вышестоящие инстанции, желая быстрее сломать колокольню и снести купол, чтобы разместить там свой клуб. В темпе делалась сцена, на которой вскоре стал выступать хор водников. Очевидцы говорили, что хор пел прекрасные русские песни. Молодые женщины, все больше приехавшие из деревень, одетые в народные костюмы, как они ощущали себя на сцене, которая некогда была алтарем? Ведь у многих из них еще сохранялись воспоминания о благодати сельских храмов? Позднее, сюда стали бегать дети с окрестных улиц, так как в клубе стали показывать фильмы.

http://sobory.ru/article/?object=00865

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил Слуцкую епархию 16 ноября 2020 г. 15:08 15 ноября 2020 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин  посетил  Слуцкую епархию  и совершил освящение престола обновленного храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Чижевичи Солигорского района Минской области. В этом году Покровскому храму исполнилось 225 лет. Это самый древний из сохранившихся православных храмов Солигорщины. В 1913-1934 годах его настоятелем был иерей Иоанн Панкратович, впоследствии расстрелянный по приказу богоборческих властей и причисленный Церковью к лику святых. Освятив престол, митрополит Минский и Заславский Вениамин и епископ Слуцкий и Солигорский Антоний совершили в Покровском храме Божественную литургию. Архиереям сослужили секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Николай Лабынько, благочинный Солигорского округа, почетный настоятель кафедрального собора Рождества Христова г. Солигорска Минской области протоиерей Николай Розов, настоятель кафедрального собора Рождества Христова г. Солигорска протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Клецкого округа, настоятель храма Воскресения Христова г. Клецка Минской области протоиерей Матфей Белоус, благочинный Несвижского округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Несвижа Минской области протоиерей Александр Данченко, благочинный Любанского округа, настоятель храма Преображения Господня г. Любани Минской области протоиерей Александр Драгун, благочинный Стародорожского округа, настоятель храма святителя Николая Мирликийского г. Старые Дороги Минской области протоиерей Игорь Кручко, благочинный Копыльского округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Копыля Минской области протоиерей Сергий Чарный, благочинный Слуцкого округа, ключарь кафедрального собора Архангела Михаила г. Слуцка Минской области протоиерей Игорь Штепа, клирики Слуцкой епархии и гости в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского прихода под управлением Жанны Новик.

http://patriarchia.ru/db/text/5720713.ht...

Священномученик Владимир Талюш, иерей († 1933 г.) родился в 1891 году в семье сельского дьячка, проживавшего в деревне Залужье Бобруйского уезда Минской губернии. По окончании Минской Духовной Семинарии учительствовал в церковно–приходских школах. В 1914 году он был мобилизован и сражался на фронтах 1–й Мировой войны. В 1920 году Владимир Димитриевич принял сан священника и был назначен настоятелем церкви святого Георгия Победоносца деревни Залужье Бобруйского уезда. Его арестовали в апреле 1933 года за попытку сбора среди прихожан средств, требовавшихся для своевременной уплаты налога с церкви. Кто–то из односельчан донёс на батюшку, что он как–то сказал: Не верьте людям, которые называются коммунистами, ибо они антихристы!». Отца Владимира приговорили к 10–ти годам лагерей. В заключении он принял мученическую кончину. Священномученик Николай Мацкевич, иерей († 1937 г.) родился 4 мая 1878 года в городе Борисов. Обучался в Слуцком Духовном училище. В 1904 году был рукоположен в сан иерея. С 1910 года священствовал при Свято–Троицкой церкви села Бродовка Борисовского уезда. Впервые отца Николая арестовали в 1933 году, заключив на один месяц в тюрьму. После освобождения батюшка несколько лет прослужил в Борисов. Несколько раз его вызывали в Н. К. В. Д. и требовали, чтобы он публично отрекся от сана. Но отец Николай в последней проповеди заявил, обращаясь к соглядатаям Н. К. В. Д.:«Люди! Бог есть!». 15 августа 1937 года батюшку арестовали. На допросах он виновным себя не признал и никого из прихожан не назвал. Его осудили на 10 лет концлагеря. В заключении отец Николай мученически скончался. Священномученик Иоанн Панкратович, иерей († 1937 г.) родился в 1870 году в городе Клецк Слуцкого уезда Минской губернии. В 20–е — первой половине 30–х годов он служил настоятелем Свято–Покровской церкви деревни Чижевичи (ныне в черте города Солигорск). После закрытия в 1934 году этого храма, отец Иоанн тайно совершал крещения, отпевания и различные требы. Когда началась Всесоюзная перепись населения, батюшка говорил прихожанам, чтобы они соответствующую графу в анкете заполняли с указанием своей принадлежности к Православной Церкви. 23 августа 1937 года батюшку арестовали, обвинив его в том, что он»совершает религиозные требы, для чего ходит по деревням и агитирует население за открытие церкви». На допросе отец Иоанн держался мужественно, отречься от сана отказался. 6 октября 1937 года его расстреляли в Слуцке.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Уже призваны и отправлены в армию были молодые мужчины — учителя школы, где я директорствовал. Очередь была за мной. Меня зачислили в воинскую часть 418, скомандовали считать себя призванным в армию и не выезжать из района. Я начал готовить школу к передаче другому директору. Начальник НКВД по-дружески сообщил, что служить я буду «у столбиков», это означало пограничные войска. Но велика наша граница! Где? И вот однажды после рабочего дня в школе я получил повестку из РВК: явиться 15 января 1940 года к девяти утра в военкомат для отправки в воинскую часть. Зашёл на две-три минуты попрощаться к своему любимому учителю Андрею Панкратовичу и — домой. Неожиданной повестка не была, но слёз пролилось немало. Плакала мама, покашливал отец, а уж Галинка моя вся уревелась, еле успокоил. Сборы были недолгими: в один нагрудный карман — военный билет и повестку, в другой, поближе к сердцу, — фотографии жены, детишек, родителей, образок моего любимого святого Николая Чудотворца. В дорожный мешок — полотенце, кусочек мыла и хлеба на два-три дня. К шести утра подъехала подвода, и я простился с моими милыми родными людьми. Запомнился образ любимой плачущей Галинки, которая повисла у меня на шее и никак не хотела разжимать своих объятий. И потом долго бежала за подводой, глядя, как увозят от неё любимого мужа и отца её детей, может быть, навсегда. Мне было очень жаль её, и я, как мужчина, старался утешить и успокоить жену, хотя расставание было тяжёлым и для меня. «А что делать?! Пришла пора тебе, Иван, крестьянский сын, Родину защищать!» — сказал я себе, и на душе стало гораздо легче. Надо, значит, надо! Кто ещё отстоит наших жён, детишек, родителей, как не мы сами?! На то мы и мужчины. Среди призывников оказалось много друзей и знакомых. Обработали нас в санпропускнике и — в эшелон. Из призывников Пермской и Свердловской областей был сформирован целый батальон. Подцепили паровоз с западной стороны вагонов, это означало, что едем мы на запад. Поезд тронулся через час от станции Верещагино. Помахали мы руками родимой сторонушке и… на нары. В вагоне было тепло, посередине — печка-буржуйка. Везли нас быстро: везде давали «зелёную улицу».

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010