В Евангелии от Иоанна читаем: «Я хлеб живый, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сошедший с небес» (6:51–58). Получается же, что отвергая причащение Пречистым Телу и Крови Спасителя, «Свидетели Иеговы» обессмысливают данные слова Христа, в таком случае они были сказаны Им впустую. Этим же они лишают себя жизни во Христе, как и предупреждает Господь. Но как апостолы и первые христиане внимали словам Спасителя, считали ли они, что заповедь «творить в воспоминание» преломление хлеба есть лишь символ, или для них она было чем-то гораздо большим и принципиально важным? Из книги Деяний апостольских и их Посланий мы можем увидеть, что причащение было необходимым и довольно частым явлением в духовной жизни общин: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба...» ( Деян.20:7 ). И еще: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Видно, что апостол Лука упоминает о постоянном причащении в первохристианских общинах как о чем-то привычном и естественном. Знаменательно и то, что христиане собирались в «первый день недели», то есть в воскресение, ибо седьмой день у иудеев – суббота. То есть воскресный день уже в первые годы после Воскресения Христова чтился и служил днем для общих собраний и причащения. Обратите внимание, как переводятся рассмотренные места в переводе СИ: «В первый день недели, когда мы собрались вместе, чтобы поесть» ( Деян.20:7 ) – перевод Нового Мира «Свидетелей Иеговы»). Но согласно оригиналу – древнегреческому тексту книги (койне), мы увидим, что там стоит глагол «klasai» (надламывать?) и существительное «apton» (хлеб, – отсюда и название Артоса – пасхального хлеба в Православной Церкви). То есть перевод Нового Мира «поесть» неверен. Также некорректно переведено и другое место: « И посвящали себя тому, чтобы заниматься апостольским учением и делиться друг с другом, принимать пищу и молиться» ( Деян.2:42 – перевод Нового Мира). Здесь очень заметна нелепость перевода – оказывается, принимать пищу – это особое «духовное» занятие первых христиан, наравне с пребыванием в апостольском учении и молитвой. Будто остальные, нехристиане, пищу не принимали, или христианам такое действие вменялось в праведность? Явная нелепость перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

В последнем стихе, очевидно, речь идет о Причастии, которым не имеют права причащаться живущие еще по Ветхому Завету. В этом стихе ясно видно, что жертвенник у нас есть (который отвергают протестанты). «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр. 13, 15 ). Этот стих тоже говорит о Евхаристии, через Иисуса будем приносить жертву хвалы. Плод уст – словами, прославляющими имя Господне, порождаем жертву. Лекция двадцать вторая. Таинство Покаяния Прощение грехов в Ветхом Завете. Главная весть Нового Завета – прощение грехов. Природа греха. Предсказание в Ветхом Завете о прощении грехов. Учение о Таинстве Исповеди. Епитимия. Кому дана власть прощать грехи? Необходимость исповеди для всех. Прощение грехов возможно, в крайнем случае, без исповеди. Форма исповеди. Какие грехи не прощаются? Прощение будет продолжаться не бесконечно. Смертный и несмертный грех. Прощение грехов в Ветхом Завете. Проповедь Господа в Евангелии, а до Него Иоанна Крестителя, заключалась в возможности прощения грехов. Весть о прощении грехов является абсолютно новой, которая возникла только в христианстве. До этого, в период Ветхого Завета, были некоторые случаи прощения грехов, но в виде исключения. В Ветхом Завете через жертвоприношение можно было получить прощение грехов, которые человек сделал не умышленно. Но невозможно было освободиться от смертных грехов (убийства, прелюбодеяния и т.д.), единственным освобождением для согрешившего являлась смертная казнь (по закону Моисея). В Ветхом Завете были экстраординарные случаи прощения грехов, человек мог умолить Бога о прощении (например, Царь Давид, Царь Манасия, жители Ниневии). Такие случаи были очень редкими. Главная весть Нового Завета – прощение грехов. Главной вестью Нового Завета является весть о прощении грехов. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк. 24, 46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«В пятый день недели» – по нашему счёту – в четверг, ибо иудейская неделя исчисляется по «субботам», а наша по «воскресениям». Итак, Апостолы Христовы, когда настал день 13 нисана, следуя обычному укладу жизни иудеев, подошли к своему Учителю с предложением приготовить пасху. Господь послал Петра и Иоанна в Иерусалим и сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. И они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» ( Лк. 22:10–13 ). «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками» ( Мф. 26:20 ). «Вечер» – относится уже к следующему календарному дню по еврейскому счислению дней, то есть к 14 нисана – пятнице. По нашему привычному счёту – вечер четверга. Таким образом, Иисус Христос совершил ветхозаветную пасху вечером 14 нисана, строго в соответствии с законом, ибо Он пришёл исполнить закон, а не разорить, и до конца его исполнил. Тайная Вечеря начиналась с ветхозаветной пасхи, было четыре чаши 15 . Последняя, пятая, была уже Чаша Крови Нового Завета. И, таким образом, ветхозаветная пасха, которую совершил Сам Господь с учениками Своими, стала последней для Израиля. Ею завершался весь Ветхий Завет . Далее уже наступает Таинство Нового Завета – Таинство Тела и Крови Христовых – Таинство Святой Евхаристии. Отсюда начинается Новый Завет , истинный, основанный не на прообразовательной крови ветхозаветного агнца, а на истинной Крови Христовой. Закон Моисеев завершается, так как Господь исполнил закон; клятва (проклятие) закона «искупается Его честной Кровию». Это проклятие лежало на всяком, кто не исполняет всех постановлений и заповедей закона Моисея. Пришло время Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа, и потому хлеб, который Господь благословил и, преломив, дал Своим ученикам, «глаголя: сие есть Тело Мое, еже за вы даемо» ( Лк. 22:9 ) – несомненно, был квасным, так как закон исполнен и опресноки уже не нужны. Мы уже «безквасны», по слову апостола Павла и «новая тварь», то есть очищены от «старой закваски». И Господь даровал нам истинный Хлеб Животный – Тело Свое – оживотворяющий, очищающий и освящающий нас, вместе с Пречистою Своею Кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Евфимий Зигабен считает, что в покаянии Иоанновом люди только могли отрекаться от своего греха, а в том покаянии, к которому призывает Христос, оказывалось возможным перенестись «из ветхой (жизни) в новую» . Говоря « приблизилось Царство Небесное », Сын Божий говорит о начале Своего Царствия, имя которому – Церковь (она же и есть Тело Его). Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «…се, творю все новое…» ( Откр.21:5 ). Блаженный Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом, а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении действия закона (то есть когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал –О.С.) собственно (то есть после этого-О.С.) и начинается Евангелие». Закон – это надежда на спасение от дел праведности, а Евангелие – надежда на спасение от благодати. От благодати – означает даром и независимо от дел закона. Акценты полностью смещаются. Покаяние, по Иоанну Крестителю,  – есть плач о грехах и несбыточное стремление исполнить весь закон. Покаяние Христово – суть Рождение свыше. И сама этимология слова «покаяние» является тому ярким подтверждением. Слово покаяние (по-гречески метаноэ) буквально означает «меняю ум», «меняю образ мыслей», «схожу с ума» (но это уже в грубой форме). Иногда это слово переводят как «исправьте вашу жизнь», но его правильнее перевести «исправьте ваше сердце». Подлинное покаяние столь радикальное, ни на что не похожее событие в жизни человека, что со стороны его можно, действительно, сравнить с безумием. Апостолы прямо говорили о себе: «Мы безумны Христа ради…» ( 1Кор.4:10 ). Сама проповедь Евангелия воспринималась душевными (мирскими) людьми как нечто, лишенное всякого смысла и явно безумное. Сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Даже само христианское литургическое собрание представлялось внешним людям как нечто из ряда вон выходящее. Сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» ( 1Кор.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Есть в Евангелии от Иоанна особенная глава, семнадцатая, посвященная заключительным словам Господа Иисуса Христа перед Его шествием на казнь. Он обращает их не к ученикам, а к Отцу; вся эта глава – молитва Христа, обращенная к Своему Отцу. Он молится о Своих учениках. Не только о трех апостолах, бодрствующих с Ним в Гефсиманском саду, не только об остальных – Он молится о всех верующих по их слову. И обращаясь с этой молитвой к Своему Отцу, Он просит: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». И в этой молитве, с которой сейчас Он пойдет на Свой крестный путь, Он посвящает Себя и проливает Свою Кровь ради этого единства. Потому апостол Павел называет Христа Новым Адамом – Христос делает то, чего не смог сделать Адам. И потому мы, рожденные по плоти от наших родителей, кровь от крови, плоть от плоти Адама, пусть и рожденные вне данного Богом единства, но рожденные в Духе и от купели во Христе, причащающиеся Его Тела и Крови, составляем нового человека – не новое человечество, а нового человека. Мы составляем единство нового человека, потому что во Христе мы все едины и целы, суть одно. Поэтому неразумно, как порой это делают протестанты, радоваться тому, что, якобы, Бог есть только мой личный Спаситель. Величие дара Христа в том, что Он не просто нас спасает; Он нас делает едиными друг с другом – Он создает из разрозненного человечества единое целое, в котором одно желание, одна мысль, один дух, одно Тело, пропитанное Христом. Поэтому так важно, в частности, принадлежать Церкви, быть с Церковью, поэтому так важно креститься, причащаться, чтобы соединиться со Христом, влиться в это Тело, дышать этим Духом, жить Христовой Кровью. Потому что живущий не так выпадает из человеческого единства даже в раю – не едином для цельного человека, а в тех разнообразных «райских» местах, что придумывают себе индивидуумы, они будут одиноки. Глубоко, бездонно одиноки. Именно одиночество на самом деле – главная трагедия человечества, главное, если хотите, наказание человечества, главное бедствие человека и главное последствие его грехопадения.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/2

Жизнь, свет – ключевые понятия Ин. Отметим, что глагол «быть» стоит в прошедшем времени. Он означает неизменную изначальность. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (ст. 5) Начинаются свойственные Ин. противопоставления. Свет и тьма – понятия материальные. Они фигурируют и в Быт. 1, 4 (как элементы многообразия мира, в котором все «хорошо», ст. 31). Но в Ин. это символы прежде всего духовного плана: область света – Бог, Его Слово. В ответ – вера (появится в ст. 12). Следствие действия тьмы – неверие, неприятие Слова. «Не объяла» – возможны два значения: «не подавила, не потушила» и «не охватила, не приняла, не вместила» 864 . 2) Вторая часть (стт. 6–13) поначалу тоже не содержит ничего принципиально нового по отношению к Ветхому Завету. Прежде всего здесь говорится о миссии св. Иоанна Крестителя, причем говорится с заметным полемическим оттенком («он не был свет, но был послан,чтобы свидетельствовать о Свете», ст. 8). Возможно, это отзвук полемики с теми, кто почитал Крестителя как Мессию (уж больно контрастирует стиль этих слов с остальным текстом Пролога). Но и тут главное значение имеют глобальные темы, так же как и в начале Библии говорится о сотворении человека. Обратим внимание на то, что речь идет о «всяком человеке», обо всех людях: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (ст. 9). Далее намечается сквозная тема Ин.: приятие или неприятие Иисуса, вера или неверие в Него, причем неприятие в собственном Его народе, народе Божием: 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли (стт. 10–11). Впрочем, коль скоро было сказано о «всяком человеке», то в этих стихах можно услышать и указание на естественное откровение (ср. Рим. 1 ), доступное каждому человеку. Любой рождающийся в мир человек имеет на себе печать Логоса, а значит, имеет внутреннюю потенцию распознать Его в себе и откликнуться. 3) Именно третья часть и содержит то новое, что желает возвестить св. Иоанн Богослов как краткое выражение Благой вести. Но об этом новом нельзя сказать сразу: оно не будет понятным. Оно может вырасти и стать понятным, поддающимся оценке во всей своей новизне только на фоне и на основании прежнего откровения, прежней Священной истории – как постепенного приготовления, как пути к цели. Вот почему были необходимы первые две части Пролога, по существу не выражающие ничего нового (если не учитывать их поэтической неповторимости), но в сжатом, спрессованном виде переформулирующие главную суть библейского ветхозаветного откровения. И вот почему так важен союз «и», с которого начинается стих 14-й – центральный стих Пролога и всего Нового Завета:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

И разве умаляется сила Креста, откровение любви – тем, что мы не чувствуем этого, и не веруем в это? Если при взгляде на Крест у тебя все еще каменное сердце, то неужели из-за этого может быть подвергнуто сомнению пророческое обетование о том, что «все, от малого до большого будут знать Меня»? Здесь такое же мнимое противоречие, как в послании «к Римлянам», где сказано, что «весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ). Истинный Израиль, это лишь тот «остаток», который не приклонил «колена пред» ложными богами ( Рим.11:4 ). И только жители этого нового Израиля, «все, от малого до большого», вообще достойны упоминания. И поэтому задумаемся, как же это будет: весь Израиль спасется, а ты – нет? «Все, от малого до большого, будут знать» Бога, а ты – нет? А потом однажды заметишь, что как-то перестали вокруг тебя «учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа». И вдруг увидишь, что остались вокруг тебя только «все гнусности … и все мерзости» ( Иез.11:18 ). И тогда исполнятся слова Иоанна Богослова: «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» ( Ин.3:18 ) Вторник. О Ходатае Нового завета Мк.8:22–26 Евр.9:8–10, 15–23 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Однажды Господь исцелил слепого. Причем, на этот раз Он совершил семь действий: «взял слепого за руку» – «вывел его вон из селения» – плюнул «ему на глаза» – «спросил его, видит ли что?» – «опять возложил руки на глаза ему» – «велел ему взглянуть» – «послал его домой». Здесь – прообраз истории нашего спасения. Не сразу. Длительно и мучительно, как и все в мире. Как сегодня слепца, так и тогда: первое, что сделал Бог, – «взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской» ( Иер.31:32 ). После первого исцеления слепец сказал: «вижу проходящих людей, как деревья». Хорошо хоть что-то видеть! Но – видеть людей как деревья, – все равно, что не видеть их вообще. Как и ветхозаветный храм, или, иначе, скиния собрания. Она и приближала Бога, и закрывала Его. Апостол напомнил, что в третью часть, во Святое Святых, мог входить только Первосвященник, и только раз в год. Тем самым «Дух Святый показывает, что» для всего народа «еще не открыт путь во святилище». И он не откроется, именно «доколе стоит прежня скиния». И это «есть образ» дохристианского «времени». Это – воплощение бессилия. Без конца приносятся «дары и жертвы», но никогда кровь жертвенных животных не сможет «сделать в совести совершенным приносящего». Количество никогда не перейдет в качество. Так все и будет, «как деревья». «До времени исправления». До времени нового завета, до второго, окончательно исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих [позвольте, как же так может быть? Мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Дальше расшифровка]: для одних – запах смертоносный на смерть [как же может быть Христово благоухание смертоносным запахом на смерть?], а для других – запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? – Значит, от внутреннего отношения. От внутреннего отношения к тому, что говорит Спаситель, что говорят Апостолы. Одни через их слова спасаются, другие погибают. И вот запах такой, как от гниющего тела, запах смертоносный на смерть, а для других – запах живительный на жизнь. А они так вот и ощущают: да как вы там можете стоять? Да посмотрите, там какой тяжёлый запах, как голове-то не болеть? Я постоял чуть-чуть, так у меня так голова разболелась. Вот от чего она разболелась? От ладана – и вдруг разболелась. Не от этого она разболелась, а вот что у неё внутри, от того и разболелась. Несродный дух, и запахи все кажутся чужими. Вот такой-то йог пришёл, ходит в рубашке при сорокаградусном морозе и не чувствует ни холода, ничего, а зашёл в церковь  и упал. А в церкви он упал. Кто его, следовательно, поддерживает на этом холоде? Кто от него отступил? Кто его поддерживает на морозе? А в храме эти духи отступают. Теперь открываем 7-ю главу от Иоанна. Иисус на празднике Кущей. Очень важная глава. Вы знаете, праздник Кущей в честь 40-летнего странствования по пустыне, когда они жили в шатрах, в кущах, в шалашах. И вот в память этого сорокалетнего странствования и был установлен этот праздник. Праздник осенний, праздник сбора плодов, весёлый праздник. Люди собирали плоды, отделяли десятину, всё это собиралось в одном месте и везлось в храм. Никто не ел от нового урожая, пока не одесятсвует этого урожая – десятую часть от всего, что Господь ему уродил, он отделял на храм и не нищенствовал через это. А вот когда жалели на храм, ничто не шло в спорость. А вот когда давали и выполняли, оставалось с избытком: выбросите старое ради нового (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Каково же было значение пророков для Нового Завета? Будем помнить, что времена Нового Завета – это и наша современность. Вспоминаются слова Евангелия: Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется (Лк. 16: 16) Значит ли это, что пророки уже всё предсказали и после святого пророка Иоанна Крестителя более не нужны? Другими словами, актуально ли наследие Ветхозаветных пророков в Новом Завете? Святой апостол Петр писал: мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1: 19). Святой апостол обращается к своим братьям с этим словом наставления, свидетельствуя, что пророческое слово не только для людей Ветхого Завета, но и для христиан будет всегда актуально. Об этом же писал святитель Григорий Нисский: «Поелику, как говорит Писание, Божество неизреченно и непостижимо и превыше всякого уразумения мыслию, то движимые Святым Духом пророки и апостолы по необходимости руководят нас к уразумению нетленного Естества многими именами и понятиями» . Писания пророков и во времена Нового Завета, то есть, до сего времени имеют огромное воздействие на человека. Вот свидетельство об этом святителя Феофила Антиохийского: «Я также прежде не верил, что это будет, но теперь верю после того, как сообразил эти доказательства и вместе прочитал священные писания святых пророков, которые по вдохновению от Духа Божия предсказали и прошедшее так, как оно совершилось, и настоящее так, как оно происходит, и будущее в том виде, как оно исполнится. Таким образом, убежденный посредством того, что совершается и было раньше возвещено, я теперь не остаюсь в неверии, но верую, повинуясь Богу» . «Если хочешь, – советует тот же святитель, – и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путем приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божии» . Как говорил святой апостол Павел, слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4: 12). «А что пророчествующие бывают вдохновенны не иным чем, как Словом Божиим, с этим и вы, думаю, согласитесь» , – этим замечанием святого мученика Иустина Философа есть смысл подытожить наше размышление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их. Господь начинает теперь яснее раскрывать ученикам то, что прежде говорил прикровенно. Он говорит: вы говорите, то есть думаете, что в четвертый месяц отселе наступит жатва, то есть чувственная; а Я говорю вам, что разумная жатва уже наступила. Это говорил Он о самарянах, которые уже шли к Нему. " Возведите очи ваши " , и разумные, и чувственные, и посмотрите на множество самарян, идущих сюда, и на души их, расположенные и готовые к вере, которые, как побелевшие нивы, нуждаются в жатве. Ибо как колосья, когда побелеют, готовы к жатве, так и они готовы ко спасению. - " Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут " . Смысл этих слов такой: пророки сеяли, но не пожали. Впрочем, чрез это они не лишились удовольствия, но радуются вместе с нами, хотя и не жнут вместе с нами. В чувственных жатвах так не бывает. Там, если случится иному сеять, а иному жать, нежнущий скорбит. А в духовных жатвах не так. Но и пророки, проповедовавшие и предрасполагавшие умы людей, радуются вместе с нами, привлекшими людей к спасению. - " Я послал вас жать то, над чем вы не трудились " . Господь говорит это для того, чтобы, когда Он пошлет учеников на проповедь, они не смущались тем, что посылаются на дело трудное. Труднейшее, говорит Он, приняли на себя пророки, а вас посылаю Я на готовое. Справедливым изречением называет поговорку, употреблявшуюся в народе: иной сеет, и иной жнет. - Смотри, как Он говорит все со властью и повелением: Я послал вас жать. Пусть слышат это ученики проклятого Маркиона, и Манеса, и подобных, которые отчуждают Ветхий Завет от Нового. Они и здесь обличаются. Ибо если бы Ветхий Завет был чужд Нового, то как бы апостолы пожали сеянное пророками? Если же апостолы жали сеянное в Ветхом Завете, то он не чужд Нового Завета, но оба суть один Завет. Пусть слышат и ариане, что Христос посылает учеников как Господь и Владыка. Посылает для того, чтоб они жали и отрезывали от земных предметов пристрастившихся к ним язычников и иудеев, и сносили их на гумно, то есть в Церковь. В ней, чрез молотьбу волами, то есть учителями, и подчинение им, они растираются и, освобождаясь от всякой плевы, от всего плотского и пожираемого огнем, складываются чистыми зернами в небесную житницу и потом становятся пищею Богу, радующемуся об их спасении. Так Павел жал, отрезывая нас от земли и научая, что жительство наше на небесах (Флп. 3, 20). - Некоторые же слова: посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве, - применяют к старцам, по причине их седин и пожатия смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010