Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века. В конце подъема от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов. Главная святыня обители Дионисиат – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Приветствие Богородицы», или «Акафистная», вылепленная из воска и мастики. По преданию, этот образ Матери Божией был одним из тех семидесяти, которые написал евангелист Лука. Считается, что это тот самый образ, с которым в 626 году Патриарх Сергий во время нашествия авар и славян совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. Так же, во время освобождения Константинополя от крестоносцев, эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским в честь основания. В 1592 году икона была похищена пиратами. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. В 1767 году икона снова была украдена, на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам. В обители также хранятся и другие святыни: часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, часть десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апостолов Иасона и Сосипатра, святого Дионисия Ареопагита, святителей Иоанна, епископа Колонийского, и Григория, епископа Акрагантийского, святых Космы и Дамиана, священномучеников Власия и Антипы, святителей Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Фотия,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так что знайте, если вы и тысячу раз будете обращаться ко мне, больше ничего от меня не услышите». Когда они вышли, нотарий, немедленно доставивший императорский приказ, в котором требовалось под стражей привести Иоанна на суд, стал принуждать его идти. После ответа нотария объявились два пресвитера Иоанна, некий Евгений, который в качестве награды за участие в заговоре против Иоанна получил предстоятельство в Ираклее 419 , и Исаакий молчальник 420 , чтобы мне не говорить иным образом, сказав: «Собор объявил тебе: приди к нам, чтобы оправдаться в обвинениях». В ответ на это Иоанн, в свою очередь, объявил через другах епископов: «B согласии с каким последованием вы производите суд, вы, которые не изгнали моих. врагов и вызываете меня на суд через моих клириков?»  Они же, поскольку демон разъярил их наподобие львов, набросившись на епископов 421 , одного избили, у другого разорвали одежды, иному же наложили на шею оковы, которые были приготовлены для святого, чтобы таким образом брошенный на корабль он был отправлен в неизвестное место. Святой, уразумев их бесстыдный замысел, сдержался, а те «благородные», содеяв акты собора безобидней паутины только для вида, выносят приговор против блаженного 422 , ни лица которого не видели, ни голоса не слышали 423 , в один день, доведя до конца злое дело, замышляемое в течение долгого времени, ибо неукротимо диавольское стремление, не оставляющее места рассуждению, послав императору заранее составленные обвинения 424 : «Поскольку Иоанн, обвиненный в неких злых делах, сознательно не пожелал явиться в суд, законы такового человека низлагают 425 , что и исполнено. Жалобы же на него содержат и обвинения даже в оскорблении величества. Итак, Ваше Благочестие да прикажет изгнать его насильственно и предать суду за оскорбление величества, поскольку нам не подобает этого требовать». О трижды несчастные в том, что вы замышляете и творите! Побойтесь совершать это, стыдясь и страшась, если не Бога, тο людей! Ведь оскорблением величества была клевета об императрице, поскольку они донесли, что Иоанн назвал ее Иезавелью 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

То, что сказано Веббером – изъявление простых требований верующего сердца. Когда человек вспоминает, что быть христианином важнее, чем быть протестантом, он приходит к тем выводам, к которым подошел и Веббер. Православная Церковь стояла незаметно в культурном и общественном прогрессе последних столетий. Она как будто стояла на обочине бурных политических и иных событий, не подчиняя себе жизнь общества и, может быть, даже слишком благодушно взирала на нарастающую его дехристианизацию. Другие конфессии попробовали активно включиться в «диалог» и «обновление», «приспособление» и «модернизацию». Им удалось сохранить больше знаков христианского присутствия в публичной жизни своих стран. Но удалось ли им сохранить предание молитвы? Э. Фромм напомнил классический принцип средневековой метафизики: чтобы «иметь», нужно «быть». Бытие первичнее действия. Эффектность внешних действий может оказаться кажущейся, если за блистаниями церковной политики не стоит полнота Преданного бытия. Дмитрий Мережковский однажды заметил, что западная Церковь – это церковь Петра, апостола порывистого, активного и скорого даже в ошибках 346 . Восточная же Церковь – это Церковь Иоанна. Церковь мистика и Богослова, старца и молчальника. Петр спросил Христа о судьбе Иоанна «Господи, а он что?» Иисус говорит ему: « Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того ?» ( Ин.21:21-22 ). Не предречены ли в судьбе Иоанна судьбы церкви, «пребывающей» до Второго Пришествия. Судьбы пребывающей, а не действующей Церкви Востока? Важнейшее призвание Церкви — это пребывать. Просто быть. Быть – и только. Быть всегда, быть сквозь все века. Кто-то должен прежде всего пребыть сквозь все потрясения, кто-то из христиан должен просто сохранить все преданное от начала. На последней странице Библии мы встречаем слова Иоанна, которые можно назвать манифестом «пребывающей» Церкви. Со всей возможной для смиренного Иоанна торжественностью (« И я также свидетельствую всякому слушающему слова пророчества книги сей ») апостол любви провозглашает: не прибавляйте ничего, и не убавляйте от Преданного через него. Не надо «развивать» христианство: оно само просто прорастет в человеческих сердцах.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Творения Св. Ефрема Сирина на бумаге, в лист, написаны в 6993=1485 году. Творения Исаака Сирина , переведенные на арабский язык Абдалдою ибн-Фаделем, написаны в 7143=1635 году и свидетельствованы синайским епископом Иоасафом в 1641 году. Шестоднев Св. Василия Великого на бумаге, in 4°; написал его диакон Семеон при синайском епископе Иоасафе в 7133=1625 году. Шестьдесят шесть Слов Св. Иоанна Златоустог о на бумаге, в лист, переведенные Абдаллою ибн Фадедем, написаны в 6731=1223 году в монастыре Св. Харитона. Златоустого Толкования Ветхого Завета на бумаге, в лист, 6786=1278 года. Слова и поучения Варефмы на бумаге, in 4°, 6752=1244 года. Поучения аввы Дорофея , написанные после того, как он оставил обитель аввы Серида и построил свой монастырь, по смерти Иоанна Молчальника; рукопись на бумаге, in 8°, написана в Синайском монастыре в 6741=1233 году. Иоанна Лествичника творения и слова других Святых, in 4°,на бумаге, 6651=1143 г. и 1464. Тут сшиты две разновековые рукописи. Его же, Лествичника творение на бумаге, написано в Синайском подворье Дамаска в 6734=1226 г. Его же на бумаге, in 8°, 6955=1447 года. Антиоха инока лавры Саввы Освященного Пандект великий на бумаге, в лист, написан в 6723=1215 году при синайском епископе Измаиле. Всех глав тут 63. Его же Пандект малый, 130 глав на бумаге, in 4°, написан в Синайском монастыре в 6756=1248 году. Его же 130 глав или слов на бумаге, в лист меньший, 6814=1306 года, написан в Синайском монастыре пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея и Св. Екатерины. Слова Феодора Студита на бумаге, in 8°, написаны в 7147=1639 году диаконом Семеоном при синайском архиепископе Иоасафе. Слова Отцов на бумаге, in 4°, 6800=1292 года. Изъяснение Евангелия на бумаге, in4° majori, написано в 6721=1213 году. Разумный Рай на бумаге, 6787=1279 года. Эта рукопись принадлежала Петру авве ускуфу, т. е. епископу синайскому. Разумный Рай на бумаге, in 4°, 6811=1303 года. Богословие на бумаге, in 4°,составленяое в Синайском монастыре в 6797=1289 году. В отделе истории

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

27. Заниты, Лазаря, Мароты, Нарсеса, Илии, Магареса, Авива, Савы, Сцембаита, мучч. в Персии в 326 г. М. Р. Деян. св. Из актов Ионы и Варахисия.   Аввы Абнодия. Копт. 1338.     Силвана монаха, учен. Макария. Копт. 1425.    Преп. Иоанна брюхатого. Копт. 1425. 28. Приска, Малха, Александра, мучч. в Кесарии палестинской ок. 259. М. Р. А. Н. (небольшое сказание).    Рогата, Адександра, Дорофея, Авдакты, Марии, Модеста и Догодафа, мучч. в Кесарии. Иерон.     Кастора, Дорофея и Менелампа в Тарсе кидикийском. Иерон.     Георгия пресвитера. Копт. 1338. 29. Пастора, Викторина, Сатурнина, Долы, Иулианы или Иулиана) и 4 других в Никомидии. Иерон.    Феодора пресвитера, Пентада, Иулиана и Ахатии в Антиохии. Иер.     Кастора, Евсевия, Евнукула, Евсевия другого, Сатурнина в Никомидии. (Мартирологи монастыря Максимина).     Иоанна или Илии, еп. иерусалимск. при Адриане. Копт. 1338 и 1425.     Маркея и Фекура. Семраты-Циоп. Абис. у Люд. 30. Более 3000 мучч. в 351 году при Констанцие II пострадавших от Македония. М. Р.    Домнина, Филопола, Ахаика, Палатина, Виктора в Солуни в Македония при Максиниане. М. Р. Иерон. (Домнин у нас и в Р. М. еще 1 окт.).     Иакова игумена. Копт. 1338.    Мучч. Виктора и Декия, Ирины и многих других при Иудиане. Копт. 1425 и у Порфир. (У Порф. вместо Декия — Далия).     Хрисия преп. Никод. в житии Иоанна кладязника.     Диоскора молчальника. Абис. у Люд. Апрель 1. Парфена, Квинтиана, Виктора и Секунда мучч. в Армении. Иерон. Нотк.    Ингенианы, Сатурнина, Парфения, Дионисия, Пантера и Александра мучч. в Солуни. Иерон.     Виктора и Стефана мучч. в Египте. М. Р. Иерон.     Мелитона, еп. сардийского около 170 г. у Феррария и в других некоторых позднейших мартирологах сн., Фил. Черн. об отцах § 43—45.     Квинктиона и Иринея мучч. в Армении М. Р. Бароний ссылается на греков и Галезиний. Анастасий к ним причисляемый есть в Охр., но их нигде не найдено еще в греческ. памятниках.    Осязание Фомы. Копт. 1425.     Адама и Евы. Абис. у Люд. 2. Феодола, Агатофа, Мастеза, Публия, Валерия и других 3, также Урвана, Иулиана, Прокула, Гага, Агапита, Дионисия, Кириака, Зониса, мучч. в Солуни македонской. Иерон.   Мучч. Агапии и Феодоры. Копт. 1425.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Октября 3-го, оправясь мало в силах, собрался я наутрие отправиться в святую обитель Преподобного Саввы (куда уже мои товарищи сходить успели без меня) поклониться святому угоднику Божию, но паки посещен был за грехи мои наказанием свыше, и того же вечера упал я с лестницы каменной, пересчитав несколько ступеней в падении, и крайне разнемогся, повредив особенно плечо, и паки всю ночь простонал от новой жестокой боли в плече и принужден был отложить путь свой к преподобному Савве. 6 октября сходил к литургии в Гефсиманию и, сподобясь отслужить службу божественную на гробе Госпожи Царицы Богородицы, пошел я в Вифанию 107 и сподобился поклониться Господу на гробе воскресенного Им друга Его Лазаря, облобызав первее то место, где встречен был Господь Марфой и Марией. На обратном пути поклонился Господу, идеже изгна седмь бесов из Марии Магдалины. Господи, якоже хощеши, якоже веси, помилуй мя Господи, помози ми! 7 октября утром в шесть часов, по отслушании литургии в своем монастыре отправился в обитель Св. Саввы 108 в сопровождении игумена оной, куда через четыре часа и прибыл благополучно. Дикая пустыня, окружающая обитель, которая и сама выстроена в утесистом диком овраге (в коем вокруг видны многие пещеры – жилища некогда святых отшельников), свидетельствует, что воистину преподобный и ученики его, простиравшиеся числом до четырнадцати тысяч, возлюбили Господа от всего сердца и Его ради любви отреклись от мира отречением евангельским. Ныне, по укрощении наглости арабов от египетского паши Али, уже более года обитель сия не страждет, как прежде, от ненасытной их хищности, и почему число братии поприумножилось до тридцати, между коими более десяти есть русских, и управляются (за отсутствием игумена, живущего во Святом Граде) иеромонахом Иосифом, мужем благочестивым, имея общую скудную трапезу, постную, без масла, пять дней и единократную, кроме субботних дней и воскресных. Многие лета молился я угоднику Божию Савве Преподобному, да приведет меня во святую свою палестинскую обитель видеть неизгладимые веками следы благодати Божьей на месте пустынного его водворения, и, сподобясь получить просимое, повергся я с благоговейным жаром и излил душу мою в молении ко святому о призрении меня, грешнейшего, в дни печали моей о грехах моей юности. Успокоясь в гостеприимной келье своей, и напитавшись, и отдохнув, после вечерни посетил я все святейшие места святой обители, как-то: первоначальную пещеру преподобного, усыпальницу преподобных отцов, избитых персами, церковь Св. Иоанна Дамаскина , бывшую его кельей, в которой сокровенно от видения человеческого хранятся и святые его мощи, столп с церковью во имя Симеона Столпника, и, посмотрев с удивлением и благоговением на пещеры святого Ксенофонта, Иоанна, и Аркадия, и святителя Иоанна Молчальника, и все достопамятные здания монастырские, решился я остаться в обители еще на сутки, не столько для успокоения, как для того чтобы насладиться глубочайшим оной ангельским безмолвием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Из них упомянуто только три имени: Георгий, Иоанн, Иулиан. 2) Имена всех 63 приведены; между ними есть Иоанн, но нет ни Георгия, ни Иулиана. 3) Краткое описание паломничества их в Иерусалим. 3) Подробное описание паломничества их в Иерусалим. 4) Задержаны в Колонии по истечении семилетнего перемирия. 4) Задержаны в видах политических. 5) Судил их кесарийский наместник, сносившийся с протосимвулом (халифом). 5) Судил их кесарийский начальник Соломон Милхин, сносившийся с египетским царем. 6) Архонты были повешены на столпах и расстреляны стрелами; память их 21 октября. 6) Воины были повешены на столпах и расстреляны стрелами 21 октября. 7) Кесарийский гражданин Иоанн, прибыв в Иерусалим, на оставленные ему деньги купил для них место в Эксопилах, близь храма св. Стефана, где и похоронил их. 7) Кесарийский архиепископ Иоанн, прибыв в Иерусалим, похоронил тела их в том месте, где стоит храм св. Стефана, вне Иерусалима. 8) Память их была написана сначала на сирийском языке, а потом по поручению монаха Иоанна переведена на византийский. 8) Память их была написана сначала архиепископом Иоанном и потом изложена в форме μαρτριον’а Симеоном, монахом, пресвитером и молчальником иерусалимской пещеры Четыредесятницы. Прежде всего ясно, что это два не собственно иерусалимских предания, а точнее сирийское и кесарийское, на которые лишь в некоторой несущественной мере могла оказать действие иерусалимская легенда. Сирийское предание, изложенное в простой, крайне непритязательной форме, еще не носит в себе элемента чудесности; характерною особенностью его является благоволительное отношение к имп. Льву Исавриянину. Кесарийское предание, в очень литературно составленной форме, уже полно чудесного элемента и напротив относится к первому иконоборцу с чисто византийской точки зрения, то есть как к нечестивцу, которого называет даже «новым Магометом». С первого взгляда как будто кажется, что это второе заслуживает большего доверия, нежели первое, – именно как исходящее от современника события – архиепископа Иоанна. Но беда в том, что приурочение к определенному времени и к определенному лицу кажется подозрительным: архиепископа Иоанна, в VIII в. в Кесарии Палестинской мы не знаем; по Lequien (III, 573), с VI до XI столетия неизвестно ни одного из кесарийских иерархов. Кроме того известие этой редакции о зависимости Палестины от египетского (фатимидского) халифата в VIII в. уже прямо ложное, так как фатимиды утвердились в Египте только с начала X века. Уже одна эта черта свидетельствует, что кесарийская легенда явилась не ранее X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

По окончании учения, Иоанн принял на себя звание и обязанности адвоката. В то время это была самая модная и выгодная профессия; редкий юноша из знатных, привилегированных сословий не пробовал своих сил на этом поприще, открывавшем дорогу к высшим должностям в государстве, так как ораторское искусство ценилось тогда выше и дороже всего. Иоанну, как необычайно талантливому, блестящему, увлекательному оратору, адвокатство, очевидно, сулило и богатство, и славу, и блестящую служебную карьеру. Но бурный круговорот жизни суетной, светской, с которым неизбежно теперь пришлось ознакомиться Иоанну, и эти адвокатские занятия, чаще всего в сфере неправд, пороков и всякого жизненного зла, никак не могли заполнить душу Иоанна и удовлетворить его. Правда, благодаря именно этим занятиям, он ближе и точнее изучил сердце человеческое со стороны его отрицательных сторон и порочных склонностей, и это впоследствии пригодилось Иоанну, как духовному врачу людской испорченности; но во всяком случае теперь-то вся суета жизненная внушала ему сознательное и убежденное отвращение. Его потянуло совсем на другую дорогу, его влекло иное призвание. Скоро объявил он матери своей, что хочет покинуть мир и уйти в монастырь. Мысль о разлуке с возлюбленным сыном превозмогла слабы силы благочестивой Анфисы и она упросила Иоанна не покидать ее, по крайней мере до ее кончины. Узнав о моем намерении, рассказывает нам в одном из своих сочинений сам Златоуст: матушка взяла меня за руки и залилась слезами; стала она говорить слова, которые были жалобнее самих слез. Не подвергай меня новому вдовству на свете, говорила она, не пробуждай опять уснувшего в душе моей горя, подожди конца моего. Когда ты предашь прах мой земле, тогда иди, Господь с тобой! – иди, куда влечет тебя твое призвание. А пока я еще не перестала дышать, побудь со мною, не причиняй страданья безвинной пред тобою твоей матери и не прогневи этим Господа»! Как преданный и любящий сын, Иоанн исполнил волю матери, он не покинул ее и мира; но однако он сумел, и в мире живя, уйти от мира. Как раз около того времени, принявший святое таинство крещения, он прекратил свою адвокатскую деятельность и всецело занялся воспитанием души своей, он углубился в изучение слова Божия, проникался его духом и идеалами, постоянно ходил в храм, приняв даже на себя обязанности чтеца. В то же время и в частной жизни своей он все больше и больше упражнялся в делах благочестия и самоотвержения, даже наложил на себя подвиг молчальничества, т. е. по возможности полного воздержания в слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Император был разгневан и хотел немедленно отправить в изгнание зачинщиков этих событий Иоанна III, Савву и Феодосия . Однако Савва в качестве предупредительной меры направил в Константинополь делегацию монахов с посланием, где излагал исповедание веры палестинских монахов, обличал Севира и просил императора даровать мир Палестинской Церкви . Во время пребывания в Константинополе (511-512) Савва был с честью принят императором и сделал все, что мог, чтобы он благосклонно отнесся к патриарху Илии. Савва надеялся смягчить царский гнев в отношении патриарха Иоанна III. Ответ Анастасия сохранился в Житии прп. Феодосия Великого. Император сказал, что с уважением относится к палестинским монахам, в т. ч. к Феодосию, испрашивал его молитв, но вместе с тем обличал тех монахов, которые присваивают себе право решать, какая вера является православной, а какая нет. Обращение монахов, а также другие политические и церковные проблемы побудили имп. Анастасия оставить это дело без последствий. В прологе сказания о прп. Иоанне Молчальнике , помещенном в Великих Минеях-Четьих митр. Макария Московского , патриарх Иоанн III представлен как отступник от православной веры, отрекшийся от Халкидонского Собора и принуждавший к тому же прп. Иоанна Молчальника - насельника лавры прп. Саввы. В Житии Иоанна Молчальника, написанном Кириллом Скифопольским , эти сведения не упоминаются, хотя отмечено, что Иоанну Молчальнику пришлось претерпеть гонения за православную веру. Славянское проложное Сказание, несомненно, является переводом с греческого оригинала, который остается неизвестным . Это Сказание вполне достоверно отражает неоднозначное отношение к Иоанну III в среде палестинского монашества. Учитывая, что патриарх дважды обещал имп. сановникам осудить Халкидонский Собор, некоторые наиболее ревностные его защитники (как Иоанн Молчальник) могли обвинять Иоанна III в сочувствии монофизитству. Кроме того, Иоанн занял кафедру вместо изгнанного Илии и почти три года управлял Церковью при живом предшественнике (Илия скончался 20 июля 518), что ставило под сомнение законность возведения Иоанна III на престол, т. к., согласно Кириллу Скифопольскому, Илия несомненно был изгнан за приверженность к православной вере, и тогда в отношении Иоанна III, занявшего его кафедру, возникло подозрение в сочувствии ереси.

http://drevo-info.ru/articles/13679650.h...

Вместе с Василием они посещали особую подвижническую школу, где Священное Писание преподавалось известнейшими в то время учителями-пресвитерами Флавианом и Диодором, и эти благочестивые учители, и особенно Диодор, окончательно укрепили его в мысли посвятить себя всецело Богу. Вероятно, через эту школу, а может быть еще раньше, Иоанн сблизился с благочестивым епископом Мелетием, который, обратив внимание на даровитого и благочестивого юношу, привязал его к себе и совершил над ним святое Таинство Крещения. В это время Иоанну было около 22 лет (369 г.). Причина, почему так долго откладывалось его крещение, объясняется отчасти обычаем того времени – откладывать крещение до зрелого возраста, когда пройдут все увлечения молодости, а также, вероятно, и обстоятельствами времени. Антиохийская церковь в это время обуревалась печальными смутами, которые производились арианами. Захватив власть в свои руки, они дерзко и сильно теснили православных, притом сея раздоры и между ними самими, так что благочестивый епископ их Мелетий несколько раз подвергался изгнанию. В таком положении дело находилось в первые годы детства Иоанна и с промежутками продолжалось в течение более двадцати лет. Поэтому вполне естественно, что глубоко преданная Православной Церкви Анфуса и с этой стороны имела достаточно основания откладывать крещение своего сына, чтобы не сделаться сообщницей пагубной ереси. Теперь смута немного улеглась, епископ Мелетий мог возвратиться в Антиохию и вновь занял свой престол, и христиане Антиохии могли со спокойной совестью и безопасно принимать крещение. Крещение оказало на Иоанна глубокое действие – он всей душой отдался подвигам благочестия. Архипастырь Мелетий, заметив его благочестивые наклонности, возвел его в должность чтеца, которая дала ему возможность вполне удовлетворить свою любовь к чтению Священного Писания. Чтобы всецело сосредоточиться на этом упражнении, Иоанн даже наложил на себя обет воздержания в слове, и недавний адвокат и оратор сделался почти молчальником: удерживался от всякого празднословия и шуток и этим копил в себе духовные силы, которые так понадобились ему впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010