спасающийся в Лавре, коей поставлен настоятелем. Духовная простота доходит до ангельской невинности, всегдашняя улыбка на устах, терпение беспримерное с братией и с арабами, которых любовь приобрёл до такой степени, что повсюду ходит один. Между тем, он, общий духовник и Русских и Греков, потому что одарён, глубокою проницательностью и начитан духовных книг; знает все жития святых подвижников, и любит их как своих; скитается всегда пешком по горам, в грубой одежде, и хорошо знает все остатки обителей. Он будет моим проводником на Иордан. Мы уже обрели, или определили в беседе с ним, места многих знаменитых Лавр: Фаранской развалины около Хеврона видны ещё к мёртвому морю; Харитониева пещера в Фекуп; сегодня мы посетили Кастель, или крепость Ирода, за полтора часа от Лавры, где спасался Савва, и нашли там кости отшельников, заветные для всех, ибо никто не дерзал их тронуть. Здесь же я посетил в юдоли три келии Ксенофонта и чад его, Иоанна и Аркадия, башню в пещере Иоанна Молчальника, и калию матери св. Саввы. Старец Иосиф мне рассказывал, что однажды над сей кельей он стал ломать камни для церкви, и один упал внутрь разорённой калии. Ночью приснилась старица в черном платьев, и запретила тревожить её бывшее жилище. Обитель процвела с его управления, и украсилась так, что нельзя се узнать; братин 32 человека, и мир глубокий. Мы приехали сюда вчера с епископом Севастийским на праздник Преподобных, в самый день памяти Молчальника Иоанна, епископа Колонийского, по происхождению Никопольского; потому мне желательно было, хотя и с большим трудом проникнуть в его пещерную башню. Сего дня служили литургию в бывшей калии и церкви св. Иоанна Дамаскина , устроенной им в башне; теперь церковь носит его имя. Недавно обретена была в трапезе церковной его могила, под лестницей, ведущей в его верхнюю келью. Это малая пещера, служившая, как видно, для погребения; но тела Святого не нашли, и пе знаю даже, где оно. Умилительно было слышать его собственные вечерние песни в том месте, где он их писал, и воспевал сам, в своей убогой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

862 Возможно, то обстоятельство, что [исходный] письменный Устав не сохранился, в большей степени соответствует духу восточнохристианского монашества, сохранившему самое жизнь его обители, Типикон которой в течение многих столетий занимал первое место между Типиками, определяющими богослужебный строй Восточной Православной Церкви. Когда Египет уклонился в ересь или в раскол, а монастырей Афона еще не существовало, именно Лавра святого Саввы вместе с несколькими другими уцелевшими на земле Иудеи (пусть и утратившими в период господства ислама свою былую крепость) обителями задала на много веков вперед сам образ православного монашества вместе с его песнопениями и чином богослужения, с его догмами и с его продолжающейся интеллектуальной жизнью, один из образцов которой образец высочайший являет нам преподобный Иоанн Дамаскин . Когда осенью 531 года Савва прибыл в Скифополь, ему постоянно прислуживал помощник епископа Иоанн. 864 За двенадцать лет до этого, он, его жена и его дом получили благословление святого, когда тот пришел [в Скифополь] с тем, чтобы объявить о триумфе Халкидона со вступлением на престол императора Юстина. 865 Теперь Иоанна сопровождал и его сын Кирилл. Когда мальчик поклонился преподобному, желая получить от него благословение, святой старец обратился к его отцу с такими словами: «Отныне отрок этот будет моим учеником и сыном пустынных отцов». Затем он обратился к митрополиту: «Владыка, я вверяю тебе этого отрока, заботься о нем, ибо он нужен мне». Мать Кирилла очень хотела увидеть святого; [узнав от] Иоанна, что старец собирается посетить молчальника авву Прокопия, она поспешила к келье аввы, взяв с собою сына. Увидев мальчика вместе с матерью, Савва воскликнул: «Да это же мой ученик Кирилл!» И вновь он сказал Иоанну: «Учи его Псалтири, ибо он нужен мне и действительно отныне будет моим учеником». После трапезы у молчальника, на которой присутствовал и мальчик, они вернулись в епископский дом. На следующий день, прежде чем оставить Иерусалим, Савва посетил дом Иоанна и благословил его семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Благочестие родителей, близость обители, основанной преподобным Саввою, которую они, без сомнения, посещали и с сыном; слава великих подвижников палестинских, египетских и сирийских, наконец, собственная религиозность Кирилла – все это пробудило в юноше жажду пустынной жизни. И вот он перед праздником обновления храма Св. Воскресения отпросился у родителей в Иерусалим поклониться святым местам. Отпуская сына, благочестивая мать заповедала ему остерегаться еретиков (особенно оригенистов, которые в то время господствовали на Святой Земле), посетить Иоанна Молчальника в Великой лавре и неуклонно держаться его духовных советов и наставлений. Напутствованный материнским благословением, юноша с радостью пустился в путь и благополучно прибыл в Иерусалим. Восторг объял его душу при виде Святого города. Со священным трепетом поклонился он здесь дорогим для сердца верующего предметам; с благоговением и сладостным умилением лобызал Живоносный Гроб Христа Спасителя и Честной Его Крест; видел и прочие места, освященные присутствием Сына Божия. Торжество праздника, совершавшегося в величественном храме Воскресения в присутствии настоятелей лавр и киновий, при многочисленном собрании подвижников и подвижниц окрестных обителей, среди массы народа, отозвалось в сердце Кирилла порывами неземных чувств. Его душа воспламенилась святым желанием жить для Господа, служить и благоугождать Ему пустынными подвигами; он решился удалиться в одну из иорданских лавр. «Если хочешь спастись, – сказал Кириллу Иоанн Молчальник, когда юноша посетил его келью и испросил у него благословения на подвижничество в пустыне, – иди и поселись в обители великого Евфимия». Кирилл отправился, но не в лавру Евфимия, а к Иордану. По юношескому легкомыслию, как он сознался после сам, лучшим он счел последовать своему собственному желанию и скоро в этом раскаялся. В лавре Каламонской, с которой Кирилл начал выбор для себя обители, он тяжко заболел; к болезни телесной присоединилась еще душевная, им овладело уныние. В одну ночь, когда истомленный недугом лежал он на постели почти без движения, является ему во сне св. Иоанн Молчальник и говорит: «Вот теперь наказан за то, что ослушался; встань и иди в Иерихон; там в странноприимнице преподобного Евфимия найдешь малорослого старца, который проведет тебя в обитель блаженного аввы, где и обретешь спасение». Проснувшись, Кирилл почувствовал себя здоровым и бодрым, встал и в сердечной радости поспешил в храм благодарить Бога, восставившего его с одра болезни молитвою и предстательством раба Своего Иоанна. Изумилась братия, увидев больного в храме; но и возрадовалась и благодарила Бога, когда узнала о причине его чудесного выздоровления. Отстояв литургию и причастившись Святых Таин, Кирилл тотчас же один пошел в Иерихон, а оттуда с малорослым старцем в лавру Евфимия Великого. Там он и поселился и со всем пылом молодых сил начал подвизаться о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре все постановления этого судилища были уничтожены четвертым Вселенским Собором в Халкидоне, в 451 году: Евтихий был отлучен от церкви, а Диоскор удален. При отрешении Стефана от епископства на Халкидонском Соборе, когда он, стараясь опровергнуть показание Вассиана, произнес имя благочестивого Флавиана, подписавшего отрешение Вассиана от епископства, то епископ Севастопольский встал и воскликнул: «Стефан! Как силен Флавиан даже и по смерти своей», напоминая тем обвинение на Флавиана, подписанное Стефаном в Ефесе. Тогда все епископы и причетники воскликнули в один голос: «Так, вечная память Флавиану! Вот и мщение! вот и истина!»  303 . Когда при этом случае на Халкидонском Соборе положили наречь нового епископа вместо Вассиана и Стефана, то Леонтий, епископ Магнезии, подал голос: что так как со времен св. Тимофея двадцать семь епископов были посвящены в самом Ефесе, то для сохранения сих прав и для избежания распрей и смут подобных тем, которые возникли при назначении в епископы Ефесские Василия, в Константинополе, вопреки постановленям, – он полагает, что такое избрание должно быть сделано в самом Ефесе. Это самое явствует даже из подлинных актов Собора Халкидонского (ст. XI); но мнение Леонтия было отвергнуто, и, с этого времени, Азийские епископы назначались уже в Константинополе. Преемником Вассиана и Стефана был некто Иоанн II-й, о правлении которого почти ничего не известно  304 . В царствование Императора Зенона, ещё раз, по древним уставам Азийских церквей, был избран в епископы Ефеса некто Павел, но вскоре отрешен Акакием Константинопольским, восстановлен чрез Императора Василиска и опять отрешен возвратившимся на царство Зеноном. В промежуток времени, с 478 года, и, приблизительно, по 530 год, не известно кто правил Ефесскою церковью, хотя можно полагать, что Аферий, тот епископ Азийский  305 , о котором говорится в жизни св. Иоанна молчальника, занимал тогда эту кафедру. Аферий посетил Палестину; поклоняясь святым местам и раздав много злата нищим и монастырям, но возвращался уже в свое отечество, но буря обратила опять его корабль к святой земле и он должен был пристать к Аскалону; там Ангел Господень явился ему во сне и сказал: не подобает тебе плыть в отечество твое, прежде нежели ты не возвратишься в Иерусалим и не пойдёшь в лавру аввы Саввы, где найдешь авву Иоанна молчальника, который, будучи епископом, смирил себя вольною нищетою и послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Скачать epub pdf Схимонах Иоанн Молчальник Схимонах Иоанн (в миру – Иларион Родионов) родился в 1810 году. Происходил из крестьян Ярославской губернии, из семьи старообрядцев. С отроческих лет Иларион был обучен грамоте. Находясь в расколе с Православной Церковью , юноша стремилась узнать истину, и Господь не оставил Своего раба пребывать во тьме. В пяти верстах от Пошехонья находился основанный по благословению митрополита Макария Адриановский Пошехонский монастырь, в котором почивали мощи преподобного Адриана Пошехонского. В обители подвизался старец, известный в округе своею подвижнической жизнью и духовной мудростью. Иларион часто посещал эту обитель. Духовные беседы старца-подвижника благотворно подействовали на его восприимчивую душу. Вскоре Иларион, оставив своих родных, обратился в Православие из раскола, и около четырех лет проживал в Адриановском монастыре. В 1835 году, в возрасте 25 лет, Иларион прибыл на Валаам при игумене Вениамине. Ревнуя о подвижнической жизни, он с усердием выполнял все послушания. Но враг рода человеческого, желая удалить юношу из святой обители, навел на него искушения. Однажды, когда он был в келье, ночью диавол вошел к нему в виде седого старика, схватил за ногу и потащил, приговаривая: «Выходи вон из монастыря!» Потом явились и родственники, которые стали звать Илариона обратно в мир. Не выдержав таких искушений, Иларион решил уйти из монастыря, отпросившись у игумена съездить домой за увольнением от общества. Когда он возвратился в мир, родные стали уговаривать его жениться. Поддавшись их уговорам, Иларион женился и стал проводить обычную мирскую жизнь: торговал, ездил на Нижегородскую ярмарку. Внешне все шло как будто благополучно, но душа томилась от суеты житейской. Но милость Божия не оставила будущего подвижника. Вскоре жена и дети умерли. Лишившись близких сердцу людей, Иларион, как бы очнувшись от сна, оставил хозяйство родным и в 1840 году снова возвратился на Валаам, уже при игумене Дамаскине. 27 февраля 1843 году Иларион был определен в послушники, 6 августа 1847 года пострижен в монашество с именем Ириней. С полным самоотвержением и совершенным отречением своей воли нес он все тяжелые послушания: обрабатывал поля, убирал и молотил хлеб. В течение 28 лет он нес еще одно тяжелое послушание, совершая поездки по озеру в г. Сердоболь с почтой и по другим монастырским делам. В этих поездках его жизнь многократно подвергалась опасности. Однажды зимой ехал он на лошади с почтой по льду озера. В пути, переезжая разлом льда, лошадь у него провалилась в воду. Он был один, и помочь ему было некому. Долго он бился, вытаскивая ее, пока не обратился с молитвой к своим покровителям – преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тут словно невидимая сила помогла ему – лошадь мгновенно очутилась на льду. Отличительной чертой отца Иоанна была живая, горячая вера в помощь Господа Бога и Его святых угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молчальник Пахомий Валдайский (Память 29 августа). Монах Пахомий, в мире Петр, родился в 1809 году, (в Новгородской губернии, в Боровичском уезде) в приходе Рютине, в деревне Львове, принадлежавшей тогда помещику Александру Ивановичу Веригину. Родители его, отец – Тарасий, мать – Домника, были крепостными этого помещика, платили ему оброк и занимались земледелием. Кроме Петра, имели они еще сыновей Василия, Стефана и Иоанна, и дочь, бывшую в замужестве в г. Валдае. Петр смолоду отличался тихостью и кротостью нрава, был очень застенчив и трудолюбив, любил бывать в церкви при богослужении и удалялся гульбищ и веселостей сельской молодежи. Помогая родителям своим в трудах их земледельческих, Петр на 15 году своей жизни, в один летний день пошел на сенокос косить траву, умедлил там, целые сутки не приходил домой, чем возбудил недоумение в своих родителях, не знавших, чем объяснить себе его отсутствие. На другой день к вечеру пришел он, наконец, в дом родительский задумчивый и молчаливый, и, когда родители его стали спрашивать, где он так долго был и что делал, он рассказал им некоторое видение 45 и притом, сообщил им, что оно так его поразило, что он без чувств лежал потом целый день и целую ночь на месте бывшего ему видения, и только к полудню другого дня пришел в себя, несколько очувствовался и, чувствуя сильную слабость и трясение во всех своих членах, не без труда дошел с сенокоса домой. Действительно, он стал неузнаваем после этого события: имел вид больного человека: то бледнел, то краснел, по временам дрожал всем телом и перестал вовсе говорить с своими домашними. Начал объясняться с ними при нужде знаками, показывая руками, что ему нужно было объяснить. Сперва родители очень огорчались подобным болезненным состоянием своего сына, пробовали его лечить сельскими средствами от мнимой порчи, возили по знахарям и лекарям, но без всякой пользы. Петр упорно молчал, и вскоре все убедились, что он онемел. Так, немым и стал он слыть в своем селе. К тому же, после бывшего ему видения на сенокосе совершенно здоровым никогда уже не был, постоянно был болезненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанна, екзарха болгарского, перевод И. Дамаскина, 121, 176, 177. Шестоднев, 729. Слова, 9, 146. Иоанна, патр. антиохийского, житие И. Дамаскина, 176, 177, 684, 688, 689, 701, 746. Послание Никону черногорцу, 44, 210. Иоанна, архиеп. селунского, поучения, 13, 146, 667, 668, 671, 681. Иоанна Милостивого слово, 203, 794, 804. Иоанна Постника Правила, 209. Иоанна, митр. русского, правила, 15, 205, 206, 812. Иоанна, Евию иером., слово, 664, 665, 746. Иоанн Фракисий, 15, 205, 206. Иоанн книгохранитель, 205, 206. Иоанн монах молчальник, 205, 206, 233. Иоанну монаху, Никона черногорца, 211–213. Иоанна, затворника киево-печерского, молитва, 232, 262, 269. Иоанна, еп. ростовского, канон св. Леонтию, 288, 313, 327, 329, 332, 334, 600, 630. Иоанн, архиеп. ростовекий, 771. Иоанн Васильевич, вел. князь упом., 66, 90, 191, 224, 308, 369, 408, 466, 482, 522, 528, 590, 609, 628, 648, 664, 766. Иоанн Иоаннович, князь рязанский, 484. Иоанна Васильевича, царя, послание, 809, стихиры святителю Петру киевскому, 428; синодик, 816. Упом. 86, 87, 133, 146, 200, 201, 234, 257, 266, 269, 276, 327, 414, 422, 468. Иоанн Лодовик, толкователь Августина, 201. Иоанн Феодоров, краганец, 623. Иоасафу, архиеп. ростовскому, послание Геннадия архиеп. новгород., 730. Упом., 761. Иоасафа Скрипицына, митр. всероссийского, библиотека, 75, 81, 94, 95, 98, 101, 131, 160, 165, 210–212, 322, 499, 612, 684, 713, 783. Упом., 146, 636. Иоасаф II-й Черный, игумен Серг. мон., 86. Иоасаф, свящ. Воскресенский, владелец, 388, 692. Иоасафа, с. Кирьякова, уставщика и библиотекаря Троиц. Серг. мон., книги, 132, 140, 153, 193, 248, 252, 366, 449, 466, 528, 632, 790. Иоасаф, иеродиакон Троиц. Серг. мон., 628. Иоасаф новоторжец, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик, 429. Иоасаф, автор, 624, 625, 635, 637, 673, 677, 679. Иов, патр. всероссийский, 62, 69, 283, 625, 628. Ионы, митр. московского, молитва, 284. Упом., 528, 617, 645. Иона, митр. крутицкий, 741. Иона, какой-то, 755. Иона Феодорович, владелец, 761. Иона, игум. Троиц. Серг.мон., 241.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В ряде житий, написанных знаменитым агиографом VI века Кириллом Скифопольским , житий преп. Ефимия Великого, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, Саввы Освященного, Кириака, Иоанна Молчальника и Феогния Витилийского, в греческой переработке Иеронимова жития Иллариона Великого, в житиях подвижников: Харитона, Мартиниана, Малха, Анины, Досифея, Иакова Постника и Георгия Хозевита, отражается поэтичная обстановка и аскетические подвиги палестинских обителей, скитов и пустынь. Легенды об Иерусалимском патриархе Модесте, мученичество вмч. Анастасия Перса и особенно биография преп. Порфирия еп. Газского, написанная его учеником диаконом Марком, вместе с соответствующими местами житий преп. Саввы и Иллариона, знакомят нас с городскими бытом Палестины в вв. Наконец, опасности монашеской жизни в синайских скитах, в непосредственном соседстве с дикими кочевниками пустыни изображают рассказы об избиении монахов-синаитов в IV и V вв., а также житие великого синайского аскета Иоанна Лествичника . Обращаясь к византийскому Египту, прежде всего, встречаем аналогичный палестинским, аскетические жития подвижников Антония Великого , Пахомия Великого , Онуфрия В., Макария, Паисия В., Павла Фивейского, Марка Афинского, Арсения В., Пимена, Виссариона и Синклитикии, рисующие одинокие подвиги борьбы с плотью и глубокое аскетическое миросозерцание этих бесстрашных обитателей пустынь. Наоборот, другой ряд агиографических произведений: собрание александрийских чудес вмч. Мины, хроника чудесных исцелений мучч. Кира и Иоанна, и выше упоминавшаяся биография александрийского патриарха свт. Иоанна Милостивого, написанная Леонтием Неапольским, воскрешает перед нами пёстрое население и кипучую шумную жизнь великой эллинистической столицы Египта в V и VI вв. Целый ряд святых и написанных по-гречески их житий, выставили византийские Сицилия и Южная Италия. Тут следует отметить жития преп. Льва Катанского, Григория Агригентского, Илии Младшего, Илии Спелиота, Луки Корлеонского, Луки Армонтского, Виталия Сицилийского, Нила Гроттаферратскаго, Христофора Саввы и Макария Сицилийских, Варфоломея Криптоферратского, Филарета Калабрийского, Иоанна Фериста и Варфоломея Потирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 291. Разумь 7 Сбор, колико лет от коегождо сконьчася. После приведенного к сему заглавию начала в Оп. рум. Муз. л. 276 следует здесь: Образ правыа непорочныя християньскыя веры, потом уже о вселенских Соборах (шести же только), оканч. как в Рум. Муз. л. 277. л. 295. Пресв. отца нашего Афанасия, архиеп. александрьскааго, к Антиоху князю, о множайшиих и нужниих взысканий, и проч. Один вопрос с ответом. л. 295 об. (О) взбранении женитвах. Статей 29, последняя: от иного закона глава о взбраняемых женитв. См. Оп. Рум. Муз. стр. 277. л 298. От просвещении пресв. патриарха канон 9. л. 298. об. О епископех и о мьнисех. Оп. Рум. Муз. стр. 277. В конце ркп: Слва свершителю Богу и пречистыи Его Матери, аринь (т. е. аминь, по тарабарской азбуке). 208. (1917.) Мерило праведное, полууст., исх. XV или нач. XVI века, в четверть, 115 листов. Заглавие и содержание книги показаны под 205 л. 449–524. После Слова еже судити право другим почерком того же времени прибавлено: л. 109 об. Никона черногорца Слово 42 О Божиих судбах и яко никтоже сих убегнути можеть, якоже и Господь рече, глаголя: яко имже судом судите, судимн будете, и проч. См. 210 л. 62. 209. (1918.) Иоанна постника Номоканон, полууст., XVI века, в четверть, 125 листов. Заглавие: Иже в святых отца нашего Иоанна, архиепископа Костянтинаграда, Постника о исповедех различиа, различна извещена исповедающим тайная сгрешениа и сих всприемлющи истинна и несгрешна к Богу и о Бозе, и от Бога разсужена, якоже мня смиреный. Перевод правил Иоанна Постника совершен в глубокой древности, некоторые из них предлагал Кирик св. Нифонту, см. 114 л. 446. Николай III, патр. константинопольский (см. на вопрос Иоанна мниха и молчальника: Подобаеть ли правилы Иоанна Постника правити некыя? отвечал: Таковая правила многое схождение приимше, многы погубишя, темже в разуме добра сущи, от того сгрешающеи да неправятся (см. 105 гл. 41). Никон Черногорец между прочим замечает: о снеди же и питии, яже в книге Постникове лежащая, не сгласуют отнудь божественым правилом (см. ниже 211 л. 76).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Д. Зеемана, Ч. де Лото вопрос о влиянии «Лествицы» на гоголевскую «Шинель» (1841) можно, кажется, считать доказанным (32). C этого же времени цитаты из «Лествицы», произведений других «молчальников» постоянно встречаются в письмах Гоголя и т. д. (33) Вот очень характерный пример. В письме к А. О. Смирновой от 24 декабря (н. ст.) 1844 г. Гоголь указал: «Не просите у Бога небесных наслаждений духа, но просите только сил быть достойным их недаром Давид восклицал не один раз: Боже, ослаби ми волны Твоея благодати!» (XII, 417). Но Давид так никогда не восклицал. Именно этих слов нет в Псалтири, как и во всем Священном Писании. Но перед нами точная цитата из «Лествицы». Прп. Иоанн Синайский вначале процитировал в 29 Слове (О беспристрастии) «Псалтирь»: «Ослаби ми, да почию» (Пс 38:14), и затем добавил: «А сей подвижник Божий (речь идет о «Сириянине», т. е. прп. Ефреме Сирине. - В. Г. ) взывал: «Ослаби ми волны благодати Твоея». Таким образом, Гоголь приписал псалмопевцу слова великого подвижника и богослова, учителя Церкви IV в. не без очевидного влияния «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (34). ПРИМЕЧАНИЯ 1. См. об этом обобщающий труд современной исследовательницы: Попова Т. Г. Славянская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского. Монография. Северодвинск. 2010. См. также библиогр.: Иоанн Синайский (Лествичник)//Исихазм. Аннотированная библиография. Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М., 2004. С. 257-263. 2. Аверинцев С. С. Византийская литература. Ранневизантийский период//История всемирной литературы. М., 1984. Т. II. С. 348. 3. См.: Veder W. B. Le Protopaterikon Scaligeri//Полата кънигописьная. Nijmegen, 1981. Р. 76-77. 4. См.: Прохоров Г. М. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вт. пол. XIV-XVIb. Ч.2. Л-Я. Л., 1989. С.9. 5. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XVbek. М., 1994. С. 38. 6. См.: Попова Т. Г. Славянская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского. С. 11. 7. См. об этом, напр.: Подскальски Герхард. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010