Тексты не содержат какого-либо перечня предметов, имевшихся в келье, кроме уже упомянутой очень скудной «меблировки». Но, собрав данные, рассыпанные по разным источникам, мы все же можем восстановить самый незамысловатый интерьер в келье отшельника. Так, например, у всех должен был стоять какой-то сосуд с водой: чаша, кувшин, амфора или что-либо иное. Раскопки в Келлиях обнаружили большое количество различной керамики, но все они происходят из слоев того времени (VI–VII века), когда жилища отшельников в этом месте были уже довольно многочисленны. Некоторые сосуды были предназначены для того, чтобы черпать воду из колодца, другие, чтобы ее переносить, третьи служили просто для ее хранения 548 . Без сомнения, подобную утварь имели и Отцы пустыни, но не в таких количествах. Апофтегмы упоминают несколько раз о чаше пустынника 549 . Это позволяет думать, что каждый имел всего по одной такой чашке. Часто она была сделана из хрупкого материала, могла легко опрокинуться и разбиться. Очень редко упоминается о больших глиняных бочках. Авва Амун распорядился принести ему одну такую, чтобы хранить в ней воду и поить своих многочисленных посетителей 550 . Эти емкости иногда были столь больших размеров, что в них можно было разместить мужчину или женщину, или даже двух женщин. Именно в такой бочке один брат прятал свою сожительницу, когда он удостоился визита аввы Аммона. Авва, как мы помним, сел на бочку – значит, она могла закрываться крышкой 551 . В упомянутой нами притче аввы Иоанна Колова говорится о двух нагих женщинах, которых один человек везет с собой в бочке на корабле 552 . Однако чаще наши тексты подчеркивают относительно малую вместимость сосуда для воды. Так, авва Павел провел весь Великий пост с кувшином, вмещавшим только три литра 553 . Известно, что в Египте во все времена кувшины и амфоры служили для сохранения продуктов, спрятанных в надежном месте от насекомых и грызунов. Таким образом, в частности, отшельники хранили хлеб, которым они запасались на месяцы. Чаще всего эти кувшины имели узкое горлышко, чтобы удобно было из них пить. Один мальчик захотел взять орехи из такого сосуда, но не смог вытащить обратно свою руку 554 . Авва Макарий Александрийский пользовался похожим кувшином, где хранил хлеб, но он довольствовался тем немногим, что смог вытаскивать через узкое горлышко 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитва за мир является даром и источником вдохновения. Как дар она превосходит бесстрастие. Она же является необходимой предпосылкой для достижения бесстрастия. Святой Силуан, комментируя случай святого Иоанна Колова – подвижника четвертого века, жившего в египетской пустыне, – объясняет это явление. Святой Иоанн однажды молился, чтобы к нему вернулись его страсти, дабы вновь обрести те напряженность и теплоту молитвы, которые он имел ранее, потому что, когда он освободился от них, его молитва ослабла. Если бы святой Иоанн после победы над страстями получил дар молитвы за весь мир, тогда не было бы необходимости, чтобы к нему возвращались его искушения. Подвижник, борющийся со своими страстями, еще не имеет чистого созерцания, тогда как молящийся за мир уподобляется Христу, и его вдохновение бесконечно 1436 . Благодать молитвы за весь мир оправдывает страдания, крест и воскресение Христовы, из которых она проистекает. Эта молитва наделяет человека «царственным священством» и является совершенным подражанием Архипастырю Христу. Она является как исключительно «дар больший» 1437 Святого Духа. Старец настолько восхищался этим даром, что, по его словам, кто не приблизился к границам этого благодатного состояния, не должен дерзать называть себя христианином из страха и стыда, но со скорбью исповедывать, что он недостоин этого звания 1438 . Благодаря этому дару человек осуществляет свое предвечное предназначение и откликается на призыв к нему во Христе. Он проявляется как личность, исполненная «всею полнотою Божиею» 1439 , которая вызывает из состояния падения весь мир. 4. Любовь к врагам как критерий истины Как человеческий разум не смог бы своими силами прийти к вере в Святую Троицу, если бы ее не открыл Сам Бог, так и любовь к врагам была бы абсурдом, если бы ее не явил в мире Христос Своей крестной смертью. Христос абсолютным образом отдал Свою жизнь за Своих врагов 1440 . То, что Господь сотворил раз и навсегда силой Своего Духа, пребывает как совершенный путь, который соединяет человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Маленькая женщина, кутаясь в свое покрывало, спокойно переходила от одной группы к другой (по палубе корабля), поддерживая надежду на спасе­ние. Моника ни минуты не сомневалась. Ей было обещано свыше благопо­лучное путешествие [ведь ее сын еще не спасен, еще в грехе – она, Моника, еще нужна! – Г.Ф.], и она старалась вдохнуть бодрость в окружающих. Паника утихла...» К берегу Италии причалили благополучно. И настал день. В Милане через святого Амвросия – архиепископа Авгус­тин познал истину. Настал день, и Августин, в рыданиях ничком лежавший на земле, услышал: – Tolle, Lege! Tolle, Lege! – «Возьми, читай! Возьми, читай!». Августин открыл книгу Священного Писания. Он и его друг Алипий по­знали Господа. Свобода от греха была найдена, мир души обретен. «Моника, незаметно подошедшая к ним, слушала молча. Счастье свети­лось в ее глазах. Она видела, что теперь обращение Августина стало подлин­ным и что он хотел быть не только христианином, но и посвятить себя всеце­ло служению Богу. С благодарностью подняла она глаза к небу: – Ныне отпущаеши, Господи... Ее миссия возле сына была закончена». Моника отошла к Тому, Кого всем сердцем более всего любила всю жизнь. К Тому, пред Кем отчаянно всю жизнь боролась за своего сына. Она совершила дело своей жизни и тихо ушла. Не аду достался грешный блудник-еретик, а вселенской церкви – великий и несравненный учитель и святой отец. И раю – еще один спасенный житель. Она боролась нескончаемыми материнскими слезами – и там, где она, там теперь и он. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Повесть о великом старце Паисии Великом, подвизавшемся в V веке в Нитрийской пустыне в Египте, дошла до нас в передаче другого египетско­го подвижника, прп. Иоанна Колова († 430). Нам же она передана в Житиях святых, составленных святителем Димитрием Ростовским 1170 . Была у преподобного старца великая брань, встал он в ряд святых Бого­борцев. Если великий Моисей боролся с Богом за весь свой народ, то Паисий Великий боролся за одну погибшую душу, уподобляясь Доброму Пастырю, взыскавшему одну заблудшую овцу и оставившему девяносто девять.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После нескольких лет усердной благотворительной деятельности имение Таисии истощилось, и она стала нуждаться. Тогда она познакомилась с некоторыми неблагонамеренными людьми и подпала под дурное влияние. Ее жизнь становилась все более и более беспорядочной. Иноки пустынного скита, посещавшие раньше Таисию, узнав о такой перемене, произошедшей с нею, опечалились. Призвав своего авву (“авва” – отец, духовный наставник) Иоанна Колова, они сказали ему: “Мы слышали о сестре Таисии, что она разорилась. Когда она была состоятельной, она оказывала нам свою любовь. И мы ныне должны показать нашу любовь и помочь ей. Потрудись посетить ее”. Авва Иоанн пришел к Таисии, сел возле нее и, взглянув ей пристально в глаза, приклонил потом голову и начал горько плакать. Таисия смутилась и спросила старца: “Авва, что ты плачешь?” Он ответил: “Вижу, что сатана играет на лице твоем, и как мне не плакать? Чем не понравился тебе Иисус, что ты обратилась на противные Ему дела?” Она, услышав это, затрепетала и воскликнула: “Отец! Есть ли для меня покаяние?” Он ответил: “Есть!” – “Тогда веди меня куда знаешь”, – сказала она ему и, встав, вся в слезах пошла вслед за ним. Авва Иоанн удивился только, что перед уходом Таисия не распорядилась, что делать с ее имуществом и вещами, и даже ни с кем не попрощалась. Когда они достигли пустыни, уже смеркалось. Авва Иоанн сделал для Таисии возглавие из песка и в некотором расстоянии такое же другое для себя. Оградив ее возглавие крестным знамением, сказал: “Здесь усни”, – а сам, исполнив свои молитвы, тоже прилег. Утром старец начал будить Таисию. Но тут он обнаружил, что она уже мертва. Старец сильно опечалился, думая, что душа Таисии погибла, так как она не успела покаяться, причаститься и стать инокиней. Тогда он услышал голос: “Один час ее покаяния принят более долговременного покаяния других, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения”. Так Господь открыл авве Иоанну, что Он простил Таисию за искренность и решительность ее раскаяния. Святые Кирилл и Мефодий

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

П. В. род. в егип. дер. Шанша (совр. мухафаза Дакахлия к северо-востоку от Каира). После того как его мать овдовела, ей явился ангел и повелел посвятить Богу младшего сына. Всего у П. В. было 6 братьев. Из послания Аммония известны имена 2 из них - Павел и Псой ( Ammonis Epistola//Sancti Pachomii Vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). П. В. был зачислен в клир, позже удалился в Скитскую пустыню, где стал учеником аввы Амоя (в арабской версии; в греческой - прп. Памвы Нитрийского (пам. 18 июля)) и подвизался у него вместе с прп. Иоанном Коловом (пам. 9 нояб.). Главными добродетелями П. В. на раннем этапе монашеской жизни были послушание и смирение. Однажды, услышав слова наставника о том, что новоначальный инок не должен поднимать глаз на собеседника, он в течение 3 лет ни на кого не смотрел. После смерти аввы Амоя П. В. и Иоанн Колов нек-рое время жили вместе. Затем П. В. решил, что ему необходим еще более суровый образ жизни. Иоанн, узнав об этом, понял, что не сможет выдержать такую строгую аскезу и им предстоит расставание. Однако окончательное решение подвижники договорились принять, положившись на Божию волю. После продолжительной молитвы явившийся ангел повелел Иоанну Колову остаться в Скитской пустыне, а П. В. устроить келлию в 2 милях к северу (в греч. Житии - к западу). В новой келлии П. В. стал молиться с небывалым усердием, пищу вкушал, как правило, раз в неделю и ел только хлеб с солью. Иногда после причащения Св. Таин П. В. оставался без пищи в течение 70 дней. Не раз ему являлся Сам Христос и беседовал с ним. За мужественное противостояние искушениям и духовную ревность Господь обещал П. В., что исполнит любую его просьбу. Это обещание не раз спасало души грешников, на покаяние к-рых, казалось, не было никакой надежды. Так, по молитвам П. В. раскаялся инок, к-рый нарушил монашеские обеты, женился на иудейке, отрекся от христианства и богохульствовал. Вскоре после начала уединенной жизни к П. В. стали приходить желавшие подвизаться под его руководством. Они составили братию буд. мон-ря Дейр-Анба-Бишой. Этот мон-рь, расположенный к северо-западу от руин мон-ря Иоанна Колова, был основан позже, чем Дейр-эль-Барамус и Дейр-Абу-Макар, но до смерти основателя Скита прп. Макария Великого (Египетского) (ок. 390) ( Cody. 1991. P. 734; Evelyn-White. 1932. P. 113).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

Восследование пр. Феоктисты поется на повечерии. Муч. Алеандра Селунского, пострадавшего за Христа при имп. Максимиане. Взятый за исповедание Христа, он был принуждаем принести жертву идолам, но опрокинул жертвенный стол и за это, после мук, был усекнут мечом. Муч. Родом из Апамеи Сирской, по ремеслу каменосечец, он, ревнуя о славе Божьей, сокрушил в языческом капище идолов и начал строить бляз Апамеи храм Пресвятой Троицы, за что и был изрублен язычниками. Пр. Колова, подвизавшегося в Египте, в Скитской пустыне. Наименование пр. Иоанна «Колов» (что в переводе с греческого на русский язык значит – малорослый) объясняется тем, что он «мал бе ростом». Пр. Иоанн отличался необыкновенным послушанием, кротостно и смирением. Его руководитель, св. Пимен (см. 27 авг.), заставил его поливать сухое дерево – и оно дало плоды, отчего было названо «древом послушания». Сделавшись сам наставником других (сн. 8 и 10 мая), пр. Иоанн много заботился об их спасении. Скончался он в 1-й половине V в. (по некоторым, в 422 г., по иным, в 430 г.). От него осталось много мудрых изречений. Препп. инокинь и царевны. Пр. Евстолия, с юности посвятившая себя на служение Богу, в царствование имп. Маврикия прибыла из Рима в Царьград. Здесь она встретилась с св. Сосипатрой, дочерью имп. Маврикия, желавшей посвятить себя иночеству. Обе подвижницы, при содействии императора, устроили в Царьграде женскую обитель, в которой и служили Господу до самой кончины. Пр. Евстолия скончалась в 610 г. Пр. Сосипатра скончалась ок. 625 г. Пр. Печерского, подвизавшегося в Киево-Печерской обители в XII в. Скончался он в 1148 г. См. 28 сент. 10 . А. Свв. апостолов: Ераста, лмпа (или лмпана), и иже с ними; по М.В.С. и Х.М.: Карта и Св. Ераст ( Рим.16:23 ) был епископом в Панеаде (в Палестине). Св. Олимп ( Рим.16:15 ), спутник ап. Петра, был усечен в Риме, при Нероне, в тот же день, в который был распят и св. ап. Павел. О св. Poдiohe см. 8 апр. О св. Сосипатре см. 28 апр. Св. Куарт ( Рим.16:23 ) был епископом г. Берита (ныне Бейрут). О св. Tepmiu см. 30 окт. В церковной службе воспеваются вся сии шесть свв. апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

12:9)!    Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинский Евагрием. Этим чтением пользовался святый Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода; но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.    Слово 55.    Четьи-Минеи, житие преп. Исаакия 14 февраля, житие преп. Никиты 31 января.    Четьи-Минеи 1 сентября.    Пр. Макария Великого беседа 26, гл. 3.    Гл. 73 Доброт., ч. 2.    Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, Пр. Исаакий Печерский, и страшно пострадал.    Апреля в 22 день.    Последняя из глав зело полезных пр. Григория Синаита. Доброт., ч. 1.    Рукопись.    Четьи-Минеи, житие пр. Пахомия Великого, мая в 15 день.    Слово 7, гл.7.    Лествица, Слово 27. Пр. Нила Сорского Слово 11, Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами, житие пр. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января.    Пр. Нил Сорский, Слово 11, так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества.    О слепоте духа много говорит Святый Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15.    Доброт., ч. 3.    Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова.    Изречение пр. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68, Добротолюбие, ч. 2.    Лествицы, Слово 4, гл.35. Этого же мнения и все св. Отцы.    Слово о трезвении, гл.43. Доброт., ч.2.    Слово 38.    Ответ на вопрос 59.    Ответ на вопрос 21    Слово 4, гл. 13.    О духовном ощущении, см. Беседу 8, пр. Макария Великого и 1 Слово пр. Симеона, Нового Богослова.    Пр. Кассиана Римлянина, Слово о рассуждении, Доброт., ч.4.    Алфавитный Патерик.    Авва Дорофей, поучение о еже не оставляти свой разум.    Гл. 33. Доброт., ч.1.    Предисловие к Уставу.    Эта мысль обретается в житии старца Паисия (Величковского), искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце XVIII столетия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Думаю, что вправе мы так толковать эти слова разбойника и благодатный ответ ему Божественного Сердцеведа Иисуса. Потому вправе, что в житиях святых и в истории Церкви находим немало примеров столь же внезапного обращения к покаянию и исповеданию Христа Богом блудниц, развратников и страшных разбойников. Преподобная Таисия, впавшая в грубый разврат, была до глубины души потрясена словами жалости и слезами о ней преподобного Иоанна Колова, пошла за ним, куда повел он ее, и на первом же ночлеге под открытым небом преподобный Иоанн, внезапно проснувшись, увидел великий свет, восходивший на небо от только что умершей Таисии, сподобившейся Царствия Небесного за самое краткое покаяние. Один из великих отцов и учителей Церкви, блаженный Августин, епископ Иппонский, в юности был язычником и вел весьма развратную жизнь. Столь же внезапное и полное обращение, как у преподобной Таисии, произошло в нем, когда случайно услышал он проповедь другого великого святителя, Амвросия Медиоланского. Да будет же для нас потрясающим примером внезапное просветление души распятого со Христом разбойника и вспыхнувшая в его сердце любовь к сораспятому с ним Сыну Божию. Ибо, конечно, без пламенной любви к исповеданному им Господом не мог он сказать своих блаженных слов: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Не раз спрашивали, как найти веру. Запомните все вы, что вера в Бога рождается в сердце человеческом тогда, когда возгорится оно любовью к Спасителю нашему, претерпевшему за нас неописуемые крестные муки. Сперва полюбите Христа, всем сердцем прилепитесь к Нему, и тогда исполнится веры сердце ваше, стыдом о грехах своих, за которые взошел Христос на крест, исполнится оно и подвигнется к воплям покаяния, и воскликнет вместе с обращенным разбойником: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Аминь. 23 марта 1952 г. На пассии, пятнадцатое Низко опустилась на грудь святая голова в терновом венце… По этой главе били палками, и острые шипы терновника глубоко вонзались в нее. Кровь капала и стекала по лицу на запекшиеся губы. Она капает и сейчас…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Авва Феодор Фермийский купил три хороших и полезных книги. Он принес их авве Макарию и сказал: – Вот у меня три хороших книги, они очень полезные, братья тоже читают их и получают пользу. Посоветуй, что лучше: сохранить их для пользы моей и братьев или продать и деньги раздать нищим? – Деяния – это хорошо, – ответил старец, – но нестяжание выше всего. Нестяжательный человек уже миновал деятельную жизнь и преуспел в безмолвном созерцании. Услышав это, авва Феодор пошел, продал книги и деньги раздал нищим. Авва Кассиан рассказал о монахе, жившем в пещере в пустыне. Кто-то из родственников по плоти сообщил ему, что его отец тяжело болен и вот-вот умрет, и ему необходимо прийти и вступить в наследство. – Я еще раньше умер для мира, – ответил монах родственнику. – А разве может мертвец стать наследником? Кто-то из отцов рассказывал, что был один старец, удостоившийся великой благодати от Бога. Он был прославлен за свою добродетельную жизнь. Имя его дошло до императора, который послал за ним, чтобы взять благословения у старца. Когда они встретились, император получил большую пользу от беседы с ним и предложил ему золото. Старец взял золото и, вернувшись к себе, стал опять пахать землю и следить за делами в хозяйстве. Как-то к нему привели одержимого, и старец сказал бесу: – Изыди из Божиего творения. – Не буду тебя слушаться, – ответил злой дух. – Это почему же? – спросил старец. – Потому что, – сказал лукавый, – ты стал как один из нас: оставил попечения о Боге и погрузился в земные. Киновиарх спросил святого Кирилла Александрийского : – Чья жизнь важнее: у нас, имеющих братьев в подчинении и различными способами их направляющих к спасению, или у тех, кто спасаются в пустыне наедине сами с собой? – Не нужно сопоставлять Илию и Моисея, – ответил папа, – они оба угодили Богу. Сказал старец: «Я верую, что не будет неправеден Господь, когда избавляет от тюрьмы и когда ввергает в тюрьму». Рассказывали о таком поучительном случае из жизни аввы Иоанна Колова. Однажды он пришел в церковь из Скита и, услышав спор братьев, вернулся к себе в келью. Но прежде чем зайти в нее, он трижды обошел вокруг нее. Увидев это, братья пришли в недоумение, почему он так поступил. Они подошли и попросили объяснить свой поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Авва Макарий Великий , например, услышал, как один брат плачет, говоря: «Господи, если Ты не имеешь ушей, чтобы слышать, как я взываю к Тебе, прости мне грехи мои, ибо не устану я призывать Тебя» 642 . Ученики аввы Арсения слышали, как их учитель взывал к Богу: «Боже, не оставляй меня. Я не сделал ничего доброго перед Тобою, но по милости Твоей позволь мне положить начало» 643 . Авва Амой, придя к авве Ахилу, слышал, как тот повторял многократно строку из книги Бытия: «Не бойся, Иаков, идти в Египет» ( Быт. 46 :З) 644 . Когда у монаха были посетители, то читать на память следовало про себя, как делал это, например, авва Исидор. Авва Зинон, Феодор Фермейский и два юных ученика аввы Макария поступали так же 645 . Авва Исайя говорит об одном монахе в келье, который «совершал службу Богу в тишине» 646 . Чтение Было ли в долгом дне отшельника место для чтения? У монахов-пахомиан для чтения были отведены определенные часы, но нет никаких свидетельств, подтверждающих, что то же самое было и у пустынников. Впрочем, мы находим одну апофтегму, которая дает точное расписание занятий монаха в Келлиях: он работал все утро до полудня, затем, с 12 до 15 часов, читал и расщеплял пальмовые ветви 647 . В армянском переводе этой апофтегмы указано, что три полуденных часа были посвящены исключительно чтению Священного Писания , но в сирийской версии такое чтение не упомянуто 648 . В другом месте, сохранившемся в латинском переводе, перечислены занятия Иоанна Колова после его возвращения с жатвы – среди них есть и чтение, но упоминание о нем отсутствует в греческом тексте 649 . Следует сказать, что чтение никогда не упоминается при перечислении обычных занятий отшельника. Мы уже знаем, что в кельях Отцов пустыни было мало книг. Но иногда апофтегмы все же говорят о чтении монаха в келье. Один брат, например, находясь подле больного аввы Агафона, громко читал вслух книгу Бытия 650 . Авва Амон из Райфы читал Писание, авва Сисой – Новый Завет 651 . Один брат, искушаемый желанием покинуть келью, сказал себе: «Пойду, почитаю немного...» 652 Рассказывают также об одном старце, келья которого светилась чудесным образом: он читал и работал там не только днем, но и ночью 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010