Гнев Божий, он бесстрастен, и, как говорит Златоуст, не человекообразен. Свят. Иоанн Златоуст , пишет: « О гневе или ярости Божией мы должны разуметь не человекообразно, то есть не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения; именно под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что не правильно делается ». Итак, Господь повелевает: « приведите его ко Мне сюда », и отрока тотчас подводят, а учитывая страх бесов, подтаскивают к Господу. И далее мы читаем: Мф.17:18 . «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Здесь возникает сразу несколько вопросов: 1)    Кому запретил Господь? 2)    Кто виновен в бесновании отрока? Блаж. Иероним Стридонский , предполагает, что возможно во всем виноват и сам отрок. Св. Иероним, пишет: « Не страдавший, а демон должен был подвергнуться запрещению. Впрочем, может быть и то, что Он запретил отроку, и [вследствие этого] вышел из него демон, так как страдавший отрок был угнетаем демоном вследствие своих грехов ». О ужас! Оказывается, и в отрочестве можно совершить такое, что соделает согрешившего бесноватым. Блаж. Феофилакт Болгарский соглашается с тем, что виноват во всем мальчик. Он пишет: « Кому? (т. е. кому запрещает – О.С.) Лунатику. Из этого же видно, что он (т. е. сам отрок – О.С.) , будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону ». Страшные комментарии предлагают нам святые отцы! Но! Впрочем, а не является ли беснование, – Божием попущением, – чтобы избавить бесноватого от личной ответственности за свои поступки. Вить даже по мирским законам одержимые, безумные и сумасшедшие не отвечают за свои деяния по закону. Преп. Иоанн Кассиан пишет: « Бесноватые, когда бывают схвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не знают, предаваемы «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». – Здесь св. Кассиан цитирует 1-е Послание к Коринфянам, 5-ю главу, 5-й стих. Подобные мысли о бесноватости мы встречаем и у свят. Иоанна Златоуста , наставляя одержимого духом верующего, которого дьявол прямо во время церковной службы повергал на землю, утешал его мыслью, что виноват не тот, кто упал, а тот, кто толкнул, т. е. дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее Апостол говорит о грехе. «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» ( 1Ин.5:16-17 ). Ничто в словах Иоанна не заставляет относить ко «греху к смерти» те или иные конкретные грехи. Тем не менее, всякий грех может быть смертным, поскольку он выражается в сознательном противлении воли Божией. Все зависит от отношения к греху человека, от его воли к покаянию. Послание Иуды Епископ Кассиан (Безобразов) делает следующее заключение об авторе: «Составитель послания называет себя «рабом Иисуса Христа» и «братом Иакова». Ссылка на Иакова без дальнейшего определения может относиться только к Иакову, Брату Господню. Будучи братом Иакова, Иуда оказывается и сам братом Господним. Действительно, в списке братьев Иисусовых, на последнем месте – в Мф. (13, 55), на предпоследнем – в Мк. (6, 3), стоит имя Иуды. Очевидно, он был одним из младших. Принимая во внимание, что, по свидетельству Ин.7:5 , братья Иисусовы, в дни Его земного служения, в Него не верили, можно сказать с уверенностью, что Иуда был Апостолом только в общем смысле этого слова: в число Двенадцати он не входил, и для отожествления его с Иудою Иаковлевым (он же Фаддей, иногда называемый Леввеем) нет никаких оснований» . Послание оспаривалось из-за двух ссылок на апокрифы. Вот они: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (9) («Успение Моисея»). «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (14) (книга Еноха). Послание обращено ко всем христианам и написано, скорее всего, в Риме до разрушения Иерусалима. Послание Иуды очень схоже со Вторым посланием Петра. Епископ Кассиан (Безобразов) отмечает: «Как Петр, переживший Павла, считал нужным подтвердить его учение для основанных Павлом Церквей, так и Иуда, переживший Петра, напоминал его учение тем, к кому Петр обращался с последним словом наставления. И как Петра, так и Иуду побуждало к тому не сознание старшинства – Иуда ни в каком смысле не мог быть выше Петра, – а долг и право пережившего. Это напоминание – устами пережившего – являет еще раз единство христианского мира и откровения Нового Завета, тем более что Иуд. обнаруживает точки соприкосновения не только с 2 Пет., но и с другими новозаветными книгами» . Апокалипсис

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Здесь грехи называются долгами, потому что мы по вере и послушанию Богу должны исполнять Его заповеди, творить добро, удаляться от зла; а так ли мы делаем? Не делая добра, которое должны делать, мы становимся должниками Богу. Это выражение молитвы Господней лучше всего поясняет Христова притча о человеке, который должен был царю десять тысяч талантов ( Мф.18:23-35 ). И не введи нас во искушение. Приводя на память слова апостола: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак.1:12 ), эти слова молитвы мы должны разуметь не так: «не попусти нам когда-либо искуситься», – но так: «не допусти нам быть побежденными в искушении». В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:13-15 ). Но избави нас от лукаваго – то есть не попусти искуситься от диавола сверх нашей силы, но при искушении дай и облегчение, так чтобы мы могли перенести ( 1Кор.10:13 ). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Греческий текст молитвы, как и церковнославянский, и русский, позволяет понимать выражение от лукавого и личностно ( лукавый – отец лжи – диавол), и безлично ( лукавое – все неправедное, злое; зло). Святоотеческие толкования предлагают и то, и другое понимание. Так как зло происходит от диавола, то, конечно, в прошении об избавлении от зла заключается и прошение об избавлении от его виновника. Истолкование молитвы Господней занимает важнейшее место во множестве авторитетнейших богословских трудов, от первоапостольских времен и до наших дней. В Приложении мы приводим объяснение молитвы Господней из «Пространного христианского катихизиса» святителя Филарета Московского . Это — тот минимум понимания молитвы Господней, который необходим каждому православному христианину. Прилагается также толкование святителя Иоанна Златоуста. Тропари Троичные

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

протоиерей Виктор Василевич Скачать epub pdf Какое выражение нравственный закон имеет в разных религиозных системах? Насколько он универсален и чем отличается от христианской нравственности? Почему среди принявших православие иногда бывает больше безнравственных людей, чем среди неверующих или иноверцев? Все эти вопросы находят отражение в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича). Взгляды святого на эту тему приведены в статье преподавателя Минской Духовной Семинарии протоиерея Виктора Василевича. В своей книге «Слово о Законе» святитель Николай Сербский приводит беседу преподобного Серафима Саровского с ученым архимандритом Макарием 1 , ректором семинарии. Из этого разговора между двумя яркими личностями XIX века святитель выделяет временные эпохи, которые делят человечество на три периода: детский, юношеский и зрелый. Детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного 2 . Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана : «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4, 4 )? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? 3 " Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» 4 . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим. 2. 14–15 ). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Совсем иные акценты расставлены в Евангелии от Иоанна. В греческом оригинале в конце 4-й главы трижды повторяется слово «жив», которое по-русски лучше перевести как «будет жить». «Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой жив» (в Синодальном переводе — «будет жить»). Далее, царедворца встречают на дороге слуги и сообщают, что отрок его жив (или «будет жить»). Отец спрашивает, когда же ему стало легче? И узнает, что это было в тот час, когда Иисус сказал ему, что сын его будет жить (ср. Ин. 4:49-53). Это «будет жить» трижды повторено на кусочке папируса и потому сразу обращает на себя внимание как ключевое слово этого текста. Оно звучит, как рефрен. Оказывается, что Бог в Иисусе дарует жизнь, и дарует ее с избытком. Епископ Кассиан заметил по этому поводу, что в Синодальном переводе это место неудачно переведено как «здоров» — тем самым как бы стирается напряженность, которая присутствует в тексте. Владыка Кассиан говорит далее, что Иисус есть начало жизни для верующих в Него. И это понятно из приведенного текста. Но если вчитаться не только в это трижды повторенное здесь «будет жить», а еще и в диалог между Иисусом и царедворцем, то мы увидим, что, когда отец просит исцелить его сына, Иисус ему отвечает довольно странно. Он говорит: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (ст. 48). Иными словами, Иисус почти отказывает царедворцу. Это место напоминает начало Первого послания к Коринфянам, где апостол говорит о том, что эллины ищут мудрости, а иудеи требуют знамения (ср. 1 Кор. 1:22). Для верующего иудея — такова его психология — Бог открывается в каком-то знамении, чуде, которое заметно каждому. Так, в книге Исход Бог являет Себя десятью страшными чудесами, и каждому читателю понятно, что никто, кроме Бога, это совершить не может. Так и сегодня многие жаждут знамений, чуда, которое бы сразу бросилось в глаза и доказало бы нам, что Бог действительно среди нас. Поэтому чудо нередко воспринимается именно как доказательство бытия Божия, Его присутствия и действия. Об этом же, в сущности, говорится в Евангелии от Матфея. Иисус восклицает: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16:4). В Евангелии от Марка Он говорит: «Не дастся роду сему знамение» (Мк. 8:12). Значит, Иисус упрекает нас, и довольно резко, за то, что мы ищем знамения, чудеса. А «знамение не дастся». Почему? По той простой причине, что вера, которая основывается на жажде чуда, а не на жажде Бога, в высшей степени несовершенна. Бог из цели превращается в инструмент для совершения чуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Уединенному образу жизни – отшельничеству противопоставляется другой вид монашеского жития – общежительный монастырь (киновия). Прообразом его, по слову древнего писателя конца IV века, преп. Иоанна Кассиана Римлянина , была первохристианская община. Сей писатель, Иоанн Кассиан († 435), сын богатых и знатных родителей, получивший прекрасное научное образование, в молодых годах отправился в Палестину, поступил в Вифлеемскую киновию (т.е. общежительный монастырь), и стал монахом. Здесь, прожив два года, он вместе с другом своим Германом решился посетить около 390 г. египетские монастыри, где в то время подвизались великие подвижники. «Посещая все славные монастыри в нижнем и верхнем Египте, они, как пчелы, собирали все лучшее, что видели в монастырских постановлениях и примерах жизни строгих подвижников, и с более просвещенными и опытными старцами входили в собеседование о разных духовных предметах». Таким образом, преп. Кассиан Римлянин сохранил для потомства свои наблюдения над жизнью монашества в раннем его развитии. Эти наблюдения для нас ценны, т. к. они отражают быт и взгляды монашества того времени. Преп. Касссиан Римлянин говорит, что: «род сей жизни», – т.е. общежительный, – «получил начало с апостольской проповедью», т. к. такого образа жизни придерживалось все множество верующих в Иерусалиме. В деяниях апостольских говорится: «У множества же верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось то, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4:32, 34–35 ). – «Такова, говорю, была тогда Церковь » и такой образ жизни теперь сохранился «весьма мало и его можно с трудом найти даже в киновиях». «После смерти Апостолов общество верующих начало охладевать, особенно среди тех, которые присоединились из иноплеменников и разных народов». К последним, «по причине их невежества в вере и застарелым обычаям языческим» еще апостолами предъявлялись минимальные требования: «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» ( Деян. 15:2 ). Когда же число верующих сильно возросло по причине ежедневного присоединения «из числа туземцев и пришельцев», то эта свобода, предоставленная бывшим язычникам, мало-помалу стала ослаблять совершенство Церкви Иерусалимской и охлаждать «горячность первой веры», и не только новообращенные, «но и представители Церкви уклонились от прежней строгости». «Ибо некоторые, дозволенное язычникам по немощи, почитали позволительным и для себя, и думали, что не потерпят никакого вреда и при имуществе и богатстве своем, если будут содержать веру и исповедание Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Тесная связь Креста и Воскресения вытекает с еще большею ясностью из Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия символически изображается, как ночь ( Ин.13:30 ). Она начинается с омовения ног, тоже имеющего значение символического акта. В омовении ног Господь образно научает любви, о которой затем пространно говорит в Прощальной беседе и взывает к Отцу в Первосвященнической молитве: символ и его раскрытие. Первосвященническая молитва есть молитва Первосвященника и Жертвы, Приносящего и Приносимого: она предваряет Страсти. И Прощальная беседа потому прощальная, что предполагает разлуку, и ее задача объяснить ученикам значение момента: приближается соблазн Креста. Все связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног, относится ко всей цепи. «Во время вечери, когда диавол вложил уже в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери...» ( Ин.13:2–4 ). Далее следует рассказ об омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют и большее значение: в них указана сущность наступающей ночи, как ее понимал Иоанн. – Достигает своего предела восстание мира (ср. ещё Ин.13:1 ). Иисус отходит к Отцу. Но, так как «Отец все отдал в руки Его», то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение Сыном к Отцу уверовавших в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон раскрывается для Иоанна надвигающаяся ночь: восстание мира на Христа, восхождение Его к Отцу и возведение к Отцу учеников. Существенно для понимания внутренней связи Страстей и Воскресения, что у Иоанна ночь не кончается и с Воскресением. В отличие от синоптиков (ср. Мф.28:1 , Мк.16:2 ), Мария Магдалина приходит ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ): σκοτ ας τιοσης. Термин σκοτ α- один из характерных Иоанновских терминов. Он употребляется и в переносном смысле для обозначения тьмы грешного мира, противостоящей свету (напр. Ин.4–5 ). Символическое значение указания ( Ин.20:1 ) не подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего Марии Магдалине ( Ин.20:17 ): «He прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Если в четвертом Евангелии ночь изображает не только восстание мира на Христа, но и Его восхождение к Отцу, то для нас сейчас уже ясно, что в символике Иоанна ночь не ограничивается соблазном Креста. Она обнимает и Воскресение. Отсюда следуют и дальнейшие выводы. Мы видели, что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается явление Славы Божией, Славы Отца и Сына. Эта формула допускает теперь уточнение. Связь Креста и Воскресения – у Иоанна особенно тесная – показывает, что прославление Божие совершается и по учению четвертого Евангелиста не только чрез Страсти, но и чрез Воскресение Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Но при этом есть очень важные моменты, отличающие рассказ Иоанна от повествований Матфея, Марка и Луки. У них речь идет о чаше, у Иоанна — о часе, для которого Иисус пришёл в мир. Смысл происходящего открывается нам во всей полноте: «чаша» — это чаша страданий, судьбы, жизненного испытания; а «час» — это тот час, когда Он должен явить Себя людям. «Голос с неба» сближает рассказ Иоанна с рассказами синоптиков о преображении и крещении Господнем. В трёх Евангелиях Бог говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте» (ср. Мф. 3:17; 17:5; Мк. 1:11; 9:7; Лк. 3:22; 9:35). У Иоанна — голос с неба, который укрепляет Иисуса словами: «И прославил, и ещё прославлю». Те, кто знаком с иудейской традицией, знают, что голос с неба, или Бат-Кол, — это момент, когда Бог сообщает людям что-то очень важное. Это форма богоявления, или эпифании. Если в Гефсиманском саду душа Иисуса «скорбит смертельно», то в рассказе Иоанна душа Его «возмутилась». В Синодальном переводе четвертого Евангелия далее читаем: «Отче! избавь Меня…» Если же мы обратимся к греческому тексту Евангелия, то увидим, что здесь не «избавь Меня», а «спаси Меня» («сосон мэ»). (Кстати, и в славянском переводе — «спаси Мя», и в кассиановском — «спаси Меня».) Синодальные переводчики исходили из смысла, а не из текста. Но получилось так, что была утрачена связь с ветхозаветным текстом, который явно слышится в этом месте Евангелия. Этот стих является почти прямой цитатой из 6-го псалма, и это сразу проливает свет на молитву. В 6-м псалме (ст. 3—5) читаем: «душа моя сильно потрясена» (у Иоанна: «Душа Моя теперь возмутилась»), и далее: «спаси меня ради милости Твоей» (у Иоанна: «избавь Меня от часа сего», т. е. «спаси Меня»). В Евангелии обычно от молитвы, с которой обращается к Богу Иисус, остается два-три слова, и судить о её содержании мы можем, найдя эти слова в соответствующем месте Ветхого Завета. Нельзя не процитировать это место из 6-го псалма полностью: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Евангелие от Иоанна, зачало 3 В то время видит Иоанн Иисуса, идущего к нему, и говорит: вот Агнец Божий, Который берет грех мира. Это Тот, о Ком я сказал: за мною идет Муж, Который впереди меня стал, потому что прежде меня был. И я не знал Его, но для того пришел я крестить водою, чтобы Он явлен был Израилю. И засвидетельствовал Иоанн, говоря: я увидел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нем. И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: “на Ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым”. И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий. Ин 1:29–34 7 января, Иоанну Предтече. Евангелие от Иоанна, зачало 4 В то время стоял Иоанн и из учеников его двое. И взглянув на проходящего Иисуса, он говорит: вот Агнец Божий. И услышали оба ученика его слова и последовали за Иисусом. Обернувшись и увидев, что они идут следом, Иисус говорит им: что вы ищете? Они сказали Ему: Равви (что значит: Учитель), где Ты пребываешь? Говорит им: идите и увидите. И пошли они и увидели, где Он пребывает, и пребыли у Него день тот. Было около десятого часа. Андрей, брат Симона Петра, был один из двоих, услышавших от Иоанна и последовавших за Ним. Первым находит он брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию (что в переводе значит: Христос). Привел он его к Иисусу. Взглянув на него, Иисус сказал: ты Симон, сын Иоанна, ты будешь называться Кифа (что значит в переводе: Петр). На другой день захотел Он идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот, воистину, Израильтянин, в котором нет притворства. Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

12 В словаре «Иисус и евангелия» (М., 2003) обзор возможных источников концепции «логоса» в Евангелии от Иоанна заканчивается так: «Следует указать на необходимость истолковывать слова и понятия прежде всего внутри их непосредственного контекста. Итак, кажется предпочтительным искать значение термина logos сначала в самом четвёртом Евангелии, а уже потом обращать внимание на религиозные и литературные источники за пределами Нового Завета» (с. 349). 14 15:15: «Всё, что услышал от Отца Моего, я поведал нам», 12:49: «Пославший меня Огец Сам Мне заповедь дал, что мне сказать и что изречь». 15 13:13: «И никто ещё не восходил на небо», только с неба сошедший Сын Человеческий», 6:42: «Как же Он теперь говорит: «Я сошёл с неба»?». 17 13:1: Зная, что пришел Его час перейти от мира сего к Отцу», 17:13: «Теперь же к Тебе иду, и говорю это в мире». 20 11:25: «Я – воскресение и жизнь; верующий в меня не умрет», 14:1: «Я – путь и истина и жизнь». 22 Эти же положения мы уже встречали, когда обращались к теме света: Свет приодит в Мир (1:9), присутствует в мире (9:5) и покидает мир. (Только в стихе 16:27 это одно предложение, а в разделе «Особенности построения Евангелия» мы соединили все высказывания о свете как части единого целого. Свет пришёл не для того, чтобы люди, находящиеся во тьме, ненадолто получали свет, а я того, чтобы вывести их из тьмы. Те, кто поверит в Свет, навсегда останутся в свете, после того как свет покинет мир. 23 В большинстве дошедших до нас древнейших греческих рукописях стоит «Бог», а не «Сын», так и в переводе под ред. еп. Кассиана ( Безобразова). 24 14:10: «Те слова, которые Я говорю вам, Я не от себя говорю: Отец, во Мне пребывающий, Творит дела Своя. 25 15:22 – 24: «Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха... Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, они не имели бы греха: теперь же и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего». Читать далее Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна/Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010