Предисловие Проспер Аквитанский в своих письмах к блаж. Августину извещал последнего, что среди богословов южной Галлии возник новый взгляд на значение свободы и благодати в деле спасения человека. Этот новый взгляд южно–галлийских богословов был результатом их попытки смягчить резкость учения бл. Августина о полнейшей неспособности падшего человека к деланию добра и, избегая заблуждений Пелагия, представить правильное решение вопроса об отношении свободы воли к благодати Божией в деле спасения человека. Но эта попытка галлийских богословов оказалась неудачной и новое учение по словам Проспера содержало в себе «остатки пелагианского кривотолкования» (reliquiae Pelagianae pravitatis), как он выражается в своих письмах 1 . В виду этого тот же Проспер в 432 году пишет особое сочинение под заглавием «Contra Collatorem», направленное против Кассиана, пресвитера Массилийского 2 , в сочинениях которого он и находил эти остатки пелагианского кривотолкования. В своем же собственном сочинении («Contra Collatorem») Проспер и указывает те пункты в учении Кассиана, которые ему казались пелагианскими, несогласными с православным учением и требовавшими осуждения 3 . С этого времени имя Иоанна Кассиана вносится в историю, так называемых, пелагианских споров, волновавших запад в начале V–ro века и его учение делается предметом научной богословской разработки. И если в области богословской литературы, изучающей историю движения христианской богословской мысли по разным вопросам вероучения и жизни, интерес изучения начала V–ro века христианской эры сосредотачивается почти исключительно на пелагианских движениях, то на ряду с именами Пелагия и Августина всегда уже выводится и имя преп. Кассиана, как представителя, так называемого, полупелагианства. Почти единственно только с этой стороны и рассматривается деятельность И. Кассиана в новейшей сравнительно богословской литературе и весь интерес его изучения сводится к его учению о свободе и благодати. Между тем, если обратить внимание на литературные труды И.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Преподобный Иоанн Кассиан Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 I. Жизнь Преподобный Иоанн Кассиан 1 родился ок. 360 г. Точное место его рождения неизвестно, но большинство исследователей указывает на Малую Скифию (ScythiaMinor, современная Добруджа в Румынии) 2 . Преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи 3 и получил прекрасное домашнее образование 4 . Он хорошо овладел греческим и улучшил свое знание во время пребывания на Востоке. Будучи еще юношей, ок. 380 г. Иоанн вместе со своим другом Германом отправился во Святую Землю. Там оба друга решили принять монашество и поступили в один из монастырей в Вифлееме, находившийся недалеко от пещеры Рождества Христова 5 . Пробыв там два года, преподобный Иоанн вместе с Германом испросил у настоятеля разрешения посетить египетских подвижников и обещал вскоре вернуться 6 . После этого они отправились в Египет, в пустыню Скит (eremus Scythus) 7 , Келлию и Нитрию 8 , где познакомились с жизнью знаменитых египетских подвижников, в частности, Моисея и Пафнутия 9 . Через семь лет они, исполняя обещание, вернулись обратно в Вифлеем, но вскоре опять отправились в Египет, где провели еще несколько лет 10 . В это время преподобный Иоанн собирал материал для своих будущих сочинений о монашестве. Разразившиеся в 399 г. оригенистические споры породили смуты и раздоры среди египетского и палестинского монашества. Как и множество других египетских монахов, преподобные Иоанн и Герман были вынуждены покинуть Египет 11 . Ок. 399–400 гг. они прибыли в Константинополь, где преподобный Иоанн стал любимым учеником святителя Иоанна Златоуста, занимавшего тогда Константинопольскую кафедру. Вскоре святитель Иоанн возвел Кассиана в сан диакона 12 и предоставил в его ведение сокровищницу кафедрального собора 13 . После второй ссылки святителя Иоанна Златоуста преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом, тогда уже священником, в 404 г. был направлен в Рим к папе Иннокентию Ic посланием от Константинопольского клира просить защиты несправедливо сосланному патриарху 14 .

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Творения одного из величайших учителей духовной жизни. Стяжал непререкаемый авторитет как популяризатор и систематизатор восточной аскетики. Богословие Иоанна Кассиана представляет собой своеобразный синтез метафизических интересов Востока и практической установки Запада. Иоанн Кассиан аккумулировал аскетический опыт Египта и Палестины и преподнес его Западу. Иными словами, значение Иоанна Кассиана в систематизации восточной аскетики в более или менее популярной форме. В наше собрание творений Иоанна Кассиана вошли: «Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей» («О постановлениях киновитян» — главный труд Иоанна Кассиана, ситематический труд о монашестве: внешний уклад монастырской жизни, борьба с восмью помыслами), «К десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне» («Собеседования египетских подвижников» — своеобразное продолжение первой книге Иоанна Кассиан о киноветянах; отличеи он формулирует так: «Теперь от внешнего, видимого образа жизни монахов, который мы описали в первых книгах, перейдем к невидимому состоянию внутреннего человека, и речь от чина установленных молитв должна перейти к постоянству той непрестанной молитвы, которую заповедует Апостол» — по сути череда изречений великих Отцов Пустыни о главных вопросах духовной жизни». Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/ioann-kass...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 3: апостол Иоанн Образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное” (1), написанное для общего назидания Церкви как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю (2) и к некой “благочестивой госпоже” (3). Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: “Святой Дух”, “Дух истины” и “Утешитель”. Только термин “Святой Дух” используется в Ветхом Завете . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в писаниях ап. Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33) 2. Тварная духовная сущность (Откр 1:4) 3. Духовная природа Божества (Ин 4:24) 4. Дух=жизнь (Откр 13:15) Епископ Кассиан (Безобразов) утверждает, что во всем иоанновском корпусе существует четкое различение смысла, который автор сообщает термину тХ pneuma и термину рпеата. Это различение непосредственно определяет отличие в именовании Ипостаси Святого Духа (с артиклем) от обозначения Его присутствия или Его даров (без артикля); и на этом различии вл. Кассиан строит все понимание пневматологии апостола Иоанна. В этом ему следует и Георгий Завершинский. Однако столь решительное терминологическое разделение, на наш взгляд, не имеет для себя достаточных обоснований. Во-первых, сам же епископ Кассиан вынужден признать, что имеется ряд мест, в которых очевидно говорится о Лице Святого Духа и при этом слово употреблено без артикля, и наоборот; во-вторых, согласно правилам древнегреческого языка, существительное, единожды в предложении употребленное с артиклем, второй раз в том же предложении может свободно употребляться без артикля; наконец, в-третьих, не понятно, почему pneuma без артикля должно обозначать именно пристуствие Духа Святого или Его дары, а не что-либо еще, например, Его действия?

http://pravoslavie.ru/1515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР [лат. Castor] († до 426), свт. (пам. зап. 21 сент.), еп. г. Апта Юлия (ныне Апт, Франция). Один из основателей монашества восточного типа в Юж. Галлии, корреспондент прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Древнее Житие К. неизвестно. В нач. XIV в. еп. г. Апта Юлия Раймунд III (1275-1303) составил Житие святого, однако сохранилась лишь краткая заметка в документах XVI в., по-видимому предназначавшаяся для вставки в мартиролог, и вопрос о ее связи с произведением Раймунда III не решен. Др. источником сведений о К. являются богослужебные чтения аптского бревиария, изданного в 1532 г., они были полностью переработаны в переиздании 1664 г. Похожие чтения появляются также в бревиарии г. Нима (1679). Два последних памятника отражают тенденцию XVII в. и являются скорее обобщением сведений о К. Биографические данные, содержащиеся в этих поздних литургических памятниках, немногочисленны, однако их полное взаимное совпадение заставляет предположить, что они восходят к одной и той же устойчивой провансальской традиции. Согласно этим сведениям, К. род. в г. Немавс (ныне Ним, Франция), учился в Арелате (ныне Арль), к-рый в нач. V в. получил статус центра Галльской префектуры. Там же он женился. Все литургические тексты приписывают стремление к монашеской жизни и инициативу основания мон-ря не только К., но и его жене. То, что К. был одним из видных сторонников монашества вост. типа в Юж. Галлии, известно из сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Сохранилось послание К. к Иоанну Кассиану с просьбой составить описание жизни восточных монахов, пригодное для использования в качестве монастырского устава (PL. 49. Col. 53); хотя подлинность этого документа подвергается сомнению ( Chadwick O. John Cassian: A Study in Primitive Monasticism. Camb., 19682. Р. 37), факт подобного обращения возможен. Иоанн Кассиан прибыл в Галлию, уже снискав авторитет духовного наставника, прошедшего путь егип. аскезы. По просьбе К. Иоанн Кассиан составил «Установление для общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и позже - «Собеседования» (Collationes). «Установление для общежительных монастырей», а также первые 10 книг «Собеседований» посвящены брату К. Леонтию, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), и мон. Елладию, впосл. епископу Арелатскому, 2-я часть написана после смерти К. В предисловиях к обеим частям Иоанн Кассиан хвалит К. за основание мон-ря и его стремление подражать вост. монахам.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Н.А. Редин Результатом третьей международной патристической конференции «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада», проходившей с 19 по 21 ноября 2015 г. в Москве, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, стал одноименный сборник, вышедший в свет в Издательском доме «Познание» ( Иоанн Кассиан , 2017). Он посвящен фигуре св. Иоанна Кассиана (ок. 360–435), выдающегося представителя раннего монашества и видного теоретика христианского аскетизма, автора двух знаменитых сочинений – «Собеседований» (Collationes) и «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum), сконцентрировавших в себе сущность восточно-христианской духовной традиции. Св. Кассиан приобрел богатейший опыт аскетической жизни в различных монашеских общинах Египта, Палестины, Константинополя и Рима. Последнюю часть своей земной жизни он провел в Южной Галлии, где основал два общежительных монастыря (мужской и женский) и впоследствии был прославлен как святой 1 . Сборник состоит из пяти разделов. Первый из них, наименее объёмный (в нем всего три доклада), посвящён биографии и литературному наследию св. Кассиана. Здесь рассматриваются девять различных гипотез о месте рождения Кассиана, обсуждаются вопросы хронологии последних лет его жизни и рецепция его сочинений на христианском Востоке. Второй раздел сборника посвящён различным аспектам богословского учения св. Кассиана. В нём представлены доклады, в которых рассматриваются его учение о Евхаристии, о внутренних взаимосвязях в его богословской мысли, о взглядах св. Кассиана на природу Бога, материи и времени, а также особенности его христологии на основе трактата «О воплощении». В третьем разделе, представляющем наибольший интерес в рамках нашего обзора, на котором в дальнейшем мы остановимся подробнее, рассматривается аскетическое учение св. Кассиана. В него вошли доклады, посвящённые монашескому идеалу и дружбе, любви и эмоциям, внутреннему зрению, чистоте сердца, созерцанию и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Глава четвертая. Монастырские часы I. Правило псалмопения Песненный строй церковных служб первоначально был единственным богослужебным строем, господствовавшим не только в соборно-приходских церквах православного Востока, но и в монастырях. «В монастырях Палестины, Месопотамии и всего Востока, – по словам преп. Иоанна Кассиана († 435), – служба каждого часа состояла из трех псалмов и молитв, как это издревле установлено» 153 . Из слов того же И. Кассиана видно, что соборно-общественный песненный строй был общераспространенным и в монастырях Египта и Фиваиды 154 . На всех службах в этих монастырях, согласно песненной практике, псалмы обычно чередовались с молитвами. Впрочем, на первых порах все вообще монастыри придерживались такой практики и, по примеру приходских церквей, вовсе не допускали непрерывного рядового исполнения псалмов; очевидно, они считали общеобязательным соборное правило «о том, чтобы в (молитвенных) собраниях псалмы не пелись непрерывно один за другим, но чтобы после каждого псалма, в промежутке, следовало чтение» 155 . – Однако, это соблюдалось недолго. Мало-по-малу монастыри уклоняются от общецерковной нормы и вырабатывают свой особый богослужебный строй келейно-одиночного характера, с однообразным рядовым чтением псалмов, без священнических молитв и диаконских возглашений. Этот особый монастырский строй церковного богослужения развился под влиянием древнейшего иноческого устава, или так называемого «правила псалмопения» (κανν τς αλμφας). 1. Происхождение и виды правила псалмопения У преп. И. Кассиана, описывающего порядки египетских монастырей, везде говорится о псалмопении. Было в употреблении у египетских монахов и антифонное пение псалмов. Однако, при этом не полагалось читать общих молитв, составлявших, как известно, необходимую принадлежность песненных служб. В промежутках между псалмами каждый сам про себя совершал «умную» молитву, в которой выражал мысли и чувства, вызванные пением псалма. Отсюда недалеко было и до рядового пения псалмов, – стоило только сократить промежутки между отдельными частями псалмопения, предоставив молящимся сопровождать благочестивыми размышлениями протяжное пение. Самое псалмопение легко могло перейти в чтение. Дело в том, что, по чину, пел один, и пение, по-видимому, скорее походило на речитатив, близкий к нынешнему протяжному чтению нараспев 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 2.04.1483 - не позднее 31.08.1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, 2-й сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя) и кнг. Елены Романовны, брат прп. Игнатия Вологодского (в миру Иван Андреевич), внук вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Основные сведения о Д. А. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, Житии Д. А., «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его, благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (оба поздних Жития известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818), нек-рых Житиях современников Д. А. и др. источниках. Особого внимания заслуживают свидетельства Постниковского летописца, составленного во 2-й пол. XVI в., автор к-рого был хорошо осведомлен о жизни Д. А. Точная дата рождения Д. А. неизвестна. Постниковский летописец отмечает, что в сент. 1491 г., когда княжич был арестован, ему было 7 лет (ПСРЛ. Т. 34. С. 26); в Пискарёвском летописце сообщается, что мальчику было 4 года (Там же. С. 199; в последнем случае имя Д. А. не названо, но из контекста ясно, что речь идет именно о нем). Эти сведения противоречат дате кончины матери Д. А. кнг. Елены, наступившей не позднее 2 апр. 1483 г. (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 317; Т. 25. С. 330; Т. 12. С. 214). В Пискарёвском летописце есть сведения о том, что Д. А. умер в 7052 (1543/44) г. «штидесяти» лет (Там же. Т. 34. С. 180; число лет, возможно, округлено), следов., князь родился не позднее 1483/84 г., что близко к дате кончины кнг. Елены и позволяет предположить, что она умерла во время родов Д. А. или вскоре после них. В «Житии... князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его...» рождение Д. А. отнесено к 6986 (1477/78) г. (ГИМ. Увар. 818. Л. 158). 1477 год датой рождения Д. А. считали издатель Жития прп. Кассиана Учемского (Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. Примеч. на с. 115.) и свящ. К. Ярославский ( Ярославский. Стб. 707). Однако в обоих случаях ссылки на источники отсутствуют. По Житию прп. Паисия Угличского, Д. А. род. ок. 6987 (1478/79) г. (Житие Паисия Угличского. С. 137). По предположению Н. К. Голейзовского, Д. А. род. между 1 янв. и 31 авг. 6990 (1482) г. ( Голейзовский. 2002. С. 23). Источники также расходятся в данных относительно того, когда и кем был крещен Д. А. Среди его возможных крестных отцов называют прп. Кассиана Учемского (Житие Кассиана Учемского. С. 115) и прп. Паисия Угличского (Житие Паисия Угличского. С. 137).

http://pravenc.ru/text/178189.html

Скачать epub pdf Предисловие Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже предлагает курс толкования книг Нового Завета, принадлежащий перу покойного епископа Кассиана (Безобразова) , профессора, а затем и ректора Богословского Института. Милостью Божией, был недавно найден рукописный архив епископа Кассиана, затерявшийся после его кончины, и на его основании были пересмотрены и проверены машинописные лекции, которыми пользовались его слушатели. Естественным образом, издание начинается с лекций по Четвероевангелию. Но уместно предварить толкование Евангелий общим введением в так называемую «Евангельскую проблему». В этом введении епископ Кассиан исследует сложный и коренной вопрос взаимоотношений «синоптических» Евангелий и Евангелия от Иоанна. В заключении этого введения епископ Кассиан оправдывает порядок разбора евангелистов, начиная с Евангелия от Марка. Да благословит Господь издание жизненного труда приснопамятного епископа Кассиана. Мы убеждены, что он не потерял своей актуальности и является незаменимым вкладом в православную экзегетическую литературу. Протопресвитер Борис Бобринский , декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже. Евангельская проблема 1. Изучение Евангелий привело исследователей к сознанию сложного взаимоотношения, в котором они находятся. Формулировка этого взаимоотношения и есть постановка евангельской проблемы. Евангельская проблема не есть изобретение новейшей критики. Она была поставлена со всей ясностью бл. Августином в его трактате «De consensu evangelistarum» (О согласии евангелистов), но ее видели и древнейшие отцы. Предание 2-го века о происхождении четвертого Евангелия как духовного восполнения первых трех Евангелий предполагает ясное сознание евангельской проблемы, во всяком случае, в той ее части, которая касается отношения первых трех Евангелий, с одной стороны, и Ин., с другой стороны. В евангельской проблеме надо различать проблему Иоанновскую и проблему синоптическую. Синоптиками в науке условно называют первые три Евангелия в отличие от Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Иоанна Содержание Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний ВВЕДЕНИЕ Предварительные замечания Проблема текста Экзегетические предпосылки толкования Ин. Своеобразие Ин. Форма Ин. Ритм Неясности Форма и содержание Толкование фактического содержания Ин. Историческая верность Иоанна О братьях Господних О Вифанском помазании Смысл истории Толкование духовное Выводы Множественность смысла Двусмысленности Список учеников, свидетелей явления Воскресшего Господа при море Тивериадском (Ин. XXI, 2) План Ин ТОЛКОВАНИЕ 1. 1–18. Отношение Пролога к Евангелию Понятие Логоса Концентрическое построение Пролога Глава I. 1–2. Божество Логоса 3–5. Логос как посредник Творения и Откровения Свет и Тьма 10–13. Спасение как усыновление 14–18. Воплощение Логоса Благодать и Истина Теоцентризм Ин 6–8, 15. Иоанн Креститель Глава II. 19-II. 22 как вторая часть Введения 19–34. Свидетельство Иоанна Крестителя Агнец Божий Крестящий Духом Святым Сын Божий 35–51. Призвание учеников Иисус и Нафанаил Проблема апостола Петра 1–11. Знамение в Кане 12. Иисус в Капернауме. I 13–22. Очищение Храма 23–25 Глава III 1–21. Беседа с Никодимом 22-IV. 3. Свидетельство Иоанна Крестителя Глава IV IV. 4–42. Иисус в Самарии IV. 43–54. Исцеление Капернаумского отрока Глава V-VI Главы V и VI. Их порядок Единство глав V и VI. Внешнее единство Внутреннее единство Глава V Ин. V. 2–15 Конфликт. Ин. V. 10–18 V. 17–47 Глава VI Знамение и учение Хлеб жизни Дело Божие Вера Жизнь Отец Евхаристия Вознесение и Святой Дух Мистическое единение VI. 60–71 Главы VII-VIII Мир Христос Его отшествие VII. 37–39 Гл. VIII VIII. 12–30 VIII. 21–23 VIII. 24–29 VIII. 30–36 VIII. 44. Диавол – отец иудеев Главы IX и X IX. 1–7 IX. 8–23 IX. 24–34 IX. 35–38 IX. 39–41. й Тема греха X. 1–21 X. 19–39 X. 40–42 Глава XI Гл. XI Историческая проблема XI. 1–16 XI. 17–40. Воскрешение Лазаря как символ Воскрешение Лазаря как прообраз XI. 45–57. Решение начальников Глава XII XII. 1–19 XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010