Е.Н. Погожев Святой Алексий митрополит Над Москвой с ее окрестностями горит яркое солнце. Еще рано, не жарко. Прозвонили уже к ранней обедне, богомольные люди вышли из домов и разошлись по своим приходам. По одной из московских улиц, упиравшихся в луговые пространства, быстро и весело шел Елевферий Бяконт, двенадцатилетний боярский сын, крестник великого князя Иоанна Даниловича Калиты. За городом, в лугах, благоухали травы. Деревья на перегонки выгоняли из себя новые ветки. И хлебные посевы вбирали из матери-земли все большую и большую силу. С широкой дороги, ведшей от Москвы, мальчик свернул на проселок, потом пошел по меже, вдоль канавки, и, наконец, выбрал себе привольный лужок. Раскинув силки, незаметный среди уже высоко поднявшейся травы, он притаился, улегшись в траве, и стал тихо наигрывать на пастушеской свирели. Птиц пока не было. Но вокруг было так хорошо, что о птицах и не думалось. Опрокинувшееся над ним голубое, чистое, безоблачное небо, мягкая, сочная трава на лугу, кое-где купы деревьев; откуда-то донесутся звуки катящегося колеса и пропадут; переливами серебра сыплется где-то вдали песня купающегося в лучах солнца невидимого жаворонка. Темные очертания кажущейся столь далекой Москвы... Ласковое летнее утро, луг и синева бесконечного и величественного неба. Мальчик задремал. Дремлет, что-то снится, неясное, что-то ласковое и отрадное. Вдруг слышит он громкий голос: «Алексий, зачем напрасно трудиться? Я сделаю тебя ловцом людей». Св. Алексий митроп. Св. Филипп митроп. Вскочил на ноги, оглянулся, ища к кому бы был голос, который это говорил... Вокруг нет никого... А голос был к нему, он чувствовал это... Голос отдавался в его душе и называл его новыми именем. «Алексий, что ты трудишься напрасно...» … … Ночь, усадьба боярина Бяконта, детский терем, и в нем Елевферий. Но он не в постели. В длинном кафтанчике, приготовившись уже ложиться, он не лег, а стал перед иконами, озаренными лампадой, и замер в глубокой думе. Детские губы шепчут знакомые слова псалма: «Господи, скажи мне мой путь, куда мне идти».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме этого Святитель Петр должен был явиться к Узбеку, чтобы испросить подтверждение прав духовенства, тем более, что эти права подвергались резким оскорблениям и насилиям произвола даже со стороны христиан. Св. Петр спешил в орду, чтобы предупредить послов Немецкого Императора и Папы, которые тоже шли в орду и могли испросить себе у Хана преимущества для своей церкви, вредные для православия в южных областях России. И Господь с успехом благословил путешествие Святителя. Св. Петр был принят Узбеком с честью и еще с большею честью отпущен из Орды. 266 Вслед за тем прибыл из орды в отечество великий князь Тверской Михаил и привез от хана на имя Петра милостивую грамоту, в которой не только ограждена была личная свобода духовных лиц с правом на владения имуществами, но и утверждена свобода св. веры угрозою смертной казни ее оскорбителям, с признанием независимости церковного управления и т. п. Так по молитвам и заботливости св. Петра Господь устроял церковь российскую помощью самих врагов ее, чтобы оградить ее от волнений внутренних и внешних. Тем более тяжело было при этом Святителю Божию смотреть на господствовавшие тогда междоусобия князей русских. Напрасно удерживал он князя Московского Юрия во Владимире, убеждая его не ходить в орду домогаться великого княжения, когда жив был еще законный властителе всея России, великий князь Михаил Тверской. Юрий не захотел слушать Святителя, и своим властолюбием довел до мученической кончины Михаила. 267 Напрасно после этого Св. Петр удерживал сына Михайлова Димитрия от нападений на области Московскую и Новгородскую. И Димитрий и Юрий оба пали жертвою взаимной ненависти в орде, вследствие чего престол великокняжеский законно перешел в руки князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, брата Георгиева. Наконец, к новой скорби Святителя язычник Гедимин завладел (в 1321 г.) любимою родиною Его Волынью и сам первопрестольный Киев перешел в руки неверных. Среди таких невзгод и искушений взоры Святителя невольно обратились к Москве, в которой прозорливый дух Его видел главу будущей России, «хотя еще мал и не знатен был этот город, как мы видим его ныне», замечает блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Он, лично побывав в Орде, сумел получить от только что принявшего магометанство хана Узбека подтверждение прав духовенства и даже расширения их. Сам уроженец Волыни, святитель Петр проникновенно оценил по достоинству высокие государственные качества Московского Князя Иоанна Даниловича Калиты и предсказал будущее величие Москвы. Укреплял положение Москвы и преемник св. Петра, первый митрополит Московский Феогност. Митрополит Московский св. Алексий был ближайшим советником трех Великих Князей; в малолетство Димитрия Иоанновича (Донского) правил Московским княжеством, отстояв для него и Великокняжеский престол. Временно захвативший престол Суздальский князь усиленно звал митрополита покинуть Москву, но св. Алексий остался и тем укрепил Престол за Москвой. Святитель Алексий усмирял удельных князей. По его поручению Преподобный Сергий ездил увещевать враждовавших против Великого Князя: в 1365 г.– Суздальских князей Бориса и Димитрия Константиновичей, а в 1385 г. – князя Олега Рязанского, подошедшего было с войском к самой Москве. Трижды ездил святитель Алексий в Орду, исцелил жену хана Чанибека – Тайдулу и впоследствии, благодаря ее просьбам, спас Россию от угрожавшего ей нашествием жестокого хана Бурдибека... Преподобный Сергий Радонежский столь же неусыпно пекся о делах государственных. Он благословил Великого Князя Димитрия на Куликовскую битву и даже послал на бой с татарами иноков своей обители – Пересвета и Ослябю... Святитель Иона правил Московской митрополией в то время, когда, перед концом татарского ига, удельные князья особенно восставали против единой Великокняжеской власти. Владыка был неизменно на стороне Великого Князя Василия Васильевича Темного. По настоянию св. Ионы Собор русских архипастырей послал сопернику Великого Князя Василия – Димитрию Шемяке – обличительное послание, сравнивая его с Каином, и угрожал отлучением от Церкви. Шемяка должен был смириться. Святитель много содействовал Великому Князю в его борьбе с татарами. Вместе со своим другом Ионой, архиепископом Новгородским, св. Иона дал обет ежедневно горячо молиться Богу о победе Царя над татарами и об утверждении Самодержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

588 ...якоже Прьвыа Царъскиа Книгы извщают ο Саул... – Приводится рассказ из Первой Книги Царств ο первом израильском царе Сауле. 589 ...образом акы анафору... – Анафора – одна из частей богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы. 591 И начят Часы пти... – Часы – церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа). 596 ..егда великаа рать татарьскаа, глаголемая Федорчюкова Туралыкова, егда по ней за год единъ наста насилование, сирчь княжение великое досталося князю великому Ивану Даниловичю, купно же и досталося княжение ростовьское κ Москв. – Федорчук – татарский темник, участник карательной экспедиции против Твери 1327 г., к которой был причастен и московский князь Иван Калита. Согласно «Житию Сергия», Иван Калита получил великое княжение через год – в 1328 г. Правда, полновластным великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее – половиной Ростова. 597 ...Тормосовъ род, Дюдень, зять его, с родом си... – Β русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя – Тормосовы и Дюденевы (Деденевы). 599 ...даде князь великы сынови своему мзиному князю Андрю. – Андрей Иванович Серпуховской (1327–1353 гг.) – сын Ивана Калиты. 606 ...Климента да и Иоанна, иже тот Иоаннъ послди бысть Феодоръ Симоновский. – Симонов монастырь был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново). Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378–1388 гг.), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. 607 ...и бысть мних в монастыри святыя Богородица у Покрова иже на Хотьков. – Покровский Хотьков монастырь κ северо-востоку от Москвы, основанный в 1308 г. 610 ...и антимисъ... – Антиминс – льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

грива. В славянском переводе книг Ветхого Завета гривна встречается 12 раз; этим словом переведены Греческие: ορμσχο, ( Быт.38:18,25 ), χλοι (42Притч.1:9; Сир.6:25,30 ), ψλιον ( Чис.31:50 ), μανιχη ( Дан.5:7,16,29 ), χϑεμα ( Иез.16:11 ), μηνσχο ( Ис.3:18 ). Так как при большей части приведенных слов находится прибавление «на выи» или «окрест выи» (περ τν τρχηλον), то очевидно, что гривной называлось именно украшение, носимое на шее. Название μηνσχοι (Слав. луницы гривенные) означает вид гривны, обнимавшей шею и лунообразно спускавшейся на грудь. Это подтверждают и слова из харатейной рукописи 1263 г.: «аще се прилучить ему (смерду или нищему) и кнеза видети, седеща в сра(чи)це бисром покыдане, гривну цетаву 183 на выи носяща и обручи на руку, поясом влрмитом поясана, и меч злат при бедре висещ, и оба полы его болеры седеще в златых гривнах и поясах» 184 . – Из слов духовной грамоты Иоанна Даниловича Калиты: «дчери своей Фетиньи чело и гривну, то есмь дал при собе» 185 , видно, что гривна служила и женским украшением. В 1838 г., в курганах при с. Верхогрязье Звенигор. уезда на женских остовах найдены: жгут медный, витый из трех проволок, найден около шеи; жгут из медной же проволоки, найден около шеи; ожерелье из красных сердоликов четырехугольной продолговатой формы и белых круглых. Ожерелье находилось около шеи, под жгутом 186 . Подобные находки были в Волынской, Киевской, Орловской и Смоленской губерниях 187 . 160 Зап. Археолог. Общ. т. XI. СПб. 1865 г. стр. 597. – Гагать надобно отличать от агата: агат (agate) камень, слоистый халцедон, иногда содержит аметисты; бывает разных цветов – синеватый, темно-красный, белый; а гагать (gagate, jayet) отвердевшая горная смола, похожая на каменный уголь, с сильным блеском; у ювелиров известен под названием черного янтаря (schwarzer Bernstein). 177 Сведения об этих и других гривнах Тверского Музея, с рисунками их, сообщены А. К. Жизневским. 183 Цетаву или цатаву от цата. Этим словом в церковных описях называется полукруглая, в виде молодой луны привеска к венцу иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ [Грозные Очи] (кон. XIII - нач. XIV в., Ярославль? - 1345, там же?), св. блгв. кн. ярославский (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), старший сын блгв. кн. Давида Феодоровича , внук блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного и кнг. Анны. О первых годах самостоятельной жизни В. Д. известно благодаря родословным книгам XVI-XVII вв. В одной из наиболее ранних и авторитетных родословных росписей потомков ярославских князей, входящей в состав Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., отмечено, что «у князя Давыда были два сына: князь Василей, прозвище ему Грозной, да князь Михайло. А князь Василей служил в Орде, а был на большом княжении на Ярославском» (Новые родословные книги XVI в. С. 101). Успешной карьере В. Д. при дворе хана Узбека (1313-1342) в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в., очевидно, способствовали его родственные связи - бабка В. Д. кнг. Анна, 2-я супруга вел. кн. Феодора Ростиславича, происходила из правившей в Орде династии Чингизидов. Время вокняжения В. Д. в Ярославле неизвестно, по-видимому, это произошло в 20-х гг. XIV в., после кончины кн. Давида Феодоровича († 1321). Ярославское княжество было в то время весьма обширным, что давало возможность князю вести независимую политику. В. Д. был женат на Евдокии, дочери московского вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты . В. Д. впервые упоминается в летописях под 1339 г., когда он, как один из наиболее влиятельных рус. князей, был вызван в Орду. Ярославский князь отправился туда вместе со своим двоюродным братом белозерским кн. Романчуком Михайловичем и правителем Твери блгв. вел. кн. Александром Михайловичем , соперником московского князя. Новгородская I летопись сообщает о том, что Иоанн Калита, не желая видеть своего влиятельного зятя в Орде, выслал навстречу В. Д. отряд в 500 чел. Однако перехватить ярославского князя им не удалось, и он благополучно прибыл ко двору хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/150797.html

Преподобная Мария Египетская была тезоименитой святой покровительницей княгини Марии Ивановны Серпуховской (1330–1389), матери героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. В 1345 году сын Иоанна Даниловича Калиты Андрей взял в жены Марию, дочь Галицко-Дмитровского князя. На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии, князю Андрею Серпуховскому. Когда преподобный Сергий избрал гору Маковец для уединенного жительства, то Мария Ивановна дала согласие на основание Троицкого монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку. Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. 6 июня 1353 года от эпидемии чумы умер князь Андрей Иванович. На сороковой день по кончине мужа княгиня Мария родила сына Владимира. Став вдовой в 23 года, Мария не вступила больше в брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Большая заслуга княгини перед Отечеством в том, что родственная ей великокняжеская семья по ее примеру тоже избрала своим духовным отцом святого Сергия Радонежского. После мужа в ведении Марии Ивановны пребывала треть московской земли. Княгиня владела двором в Кремле и домом на Кучковом поле. В 1386 году по благословению преподобного Сергия она основала на своей земле женский Рождественский монастырь в память о победе на Куликовом поле, случившейся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Великий князь Дмитрий издал указ, утверждающий это начинание, а великая княгиня Евдокия приняла активное участие в благоустройстве обители. Первыми сестрами стали вдовы и сироты погибших воинов, а их первым духовником – преподобный Сергий Радонежский. Княгиня Мария приняла схиму в своем монастыре с именем Марфы. В нем же она и упокоилась в 1389 году . Именно княгиня Мария Ивановна устроила первый деревянный домовой храм в честь своей святой покровительницы на Кучковом поле у дороги из Москвы на север, а у москвичей появилась икона преподобной Марии Египетской, к которой они могли приходить молиться. У историков нет единого мнения о времени возведения деревянного храма. Александровский называет датой основания церкви преподобной Марии Египетской 1358 год , Снегирев и Кондратьев – 1378 год, Токмаков и Машков – 1385 год, причем сразу каменной. Вероятно, в начале XV века храм все-таки был деревянным. Княгиня Мария Ивановна Серпуховская стояла у истоков женского Рождественского и мужского Сретенского монастырей на Кучковом поле.

http://pravoslavie.ru/144342.html

1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337–1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский 1339–1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты ок. 1340–1396 г. Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки 1340–1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого 1345–1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидором Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии 1353–1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354–1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354 (1355) Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360–1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь 1362–1379 1362–1437 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

(7.10.1300-28.10.1339), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых во 2- ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех святых в земле Российской просиявших)), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), второй сын св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского . После казни 15 сент. 1326 г. в Орде старшего брата Димитрия Михайловича А. М. получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское, но уже в следующем году утратил его в результате восстания против татар в Твери, к-рое А. М. сначала безуспешно пытался удержать, а затем - возглавить. Зимой 1327/28 г. в результате карательного похода войск хана при участии рус. князей (в т. ч. Иоанна Даниловича Калиты ) укрылся во Пскове, где его приняли в качестве князя. В ответ на требование Узбека «искать» А. М. псковичи отказывались выдать его, пока в 1329 г. не были вместе с князем отлучены от Церкви свт. Феогностом , митр. Киевским. После этого А. М. бежал в Литву, не теряя, однако, связей со Псковом, где он снова и вокняжился в 1331 г.,- на этот раз «из литовскыя рукы», т. е. в качестве вассала вел. кн. литовского Гедимина . Этот 2-й период псковского княжения А. М., продолжавшийся до 1337 г., характеризуется сложной и не до конца ясной политической интригой, основанной на стремлении Пскова к автономии от Новгорода (планы выделения самостоятельной Псковской епархии, отвергнутые в 1331 митр. Феогностом), новгородско-московских противоречиях (после неудачных переговоров с Иоанном Даниловичем Новгородский свт. Василий (Калика) в нач. 1333 после 7-летнего перерыва посетил Псков, где крестил сына А. М.- Михаила) и на желании Орды урегулировать свои отношения с Литвой. В результате в 1337 г. А. М. отправился к хану Узбеку, к-рый вернул ему Тверской стол; распространенное в науке мнение, что этот шаг сопровождался пожалованием А. М. титула вел. кн. тверского, маловероятно. Видимо, возвращение А. М. в Тверь понималось как возобновление соперничества с Иоанном Даниловичем за великое княжение Владимирское, что вызвало конфликт князя с теми тверскими боярами, к-рые были сторонниками лояльной по отношению к Москве политики Константина Михайловича (младшего брата А. М., занимавшего Тверской стол в 1328-1338). В результате московско-тверской борьбы при дворе Узбека или неоправдавшихся надежд хана на посредничество А. М. в отношениях с Литвой (в 1338/39 вспыхнула ордынско-литовская война) А. М. в 1339 г. был вызван в Орду, где был казнен вместе со своим сыном Феодором . Приговор хана был объявлен А. М. за 3 дня до казни. Перед кончиной он исповедался и приобщился Св. Таин. Казнь А. М. и его сына поразила современников своей жестокостью. В «Повести об убиении Александра Тверского», сохранившейся в составе нек-рых летописей, сказано: «И разоимани быша составом» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 51).

http://pravenc.ru/text/64382.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010