70 Единъ же отъ нищихъ вземъ отъ него милостыню, и помал той же прииде... – Этот рассказ о князе Иване Калите и нищем близок к эпизоду Жития Иоанна Милостивого, когда к святому за милостыней трижды обращается один и тот же человек. В отличие от князя Ивана Калиты святой не осуждает нищего, а дает ему в три раза больше золота, ибо понимает, что это «Христос искушает его» (ВМЧ, ноябрь, 1–12. СПб., 1897. С. 822–823). 71 Възвсти же видние преосвященному митрополиту всея Русии Петру. – Петр (ум. в 1326 г.) – первый митрополит Московский. В 1310 г. был обвинен в симонии, но с помощью князя Ивана Даниловича Калиты был оправдан. В 1313 г. получил в Орде от хана Узбека ярлык, подтверждающий льготы духовенства. В 1325 г., после убийства в Орде великого князя Юрия Даниловича, официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. По его инициативе в Кремле был заложен Успенский собор. Местной канонизации Петра (1327) немало способствовал московский князь Иван Данилович Калита, записавший чудеса исцеления недужных у гроба святого, которые были прочитаны в один из праздничных дней ростовским епископом Прохором в кафедральном соборе Владимира. Тем же Прохором были составлены в Житие и Служба святому Петру. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы, относится к 1339 г. 73 О Витофте. – Витовт (Витаутас) (1350–1430) – великий князь Литвы (с 1392 г.), сын Кейстута, князя Троцкого и Жмудского. Трижды вторгался на территорию Московского княжества (1406–1408), захватил Смоленск. Был одним из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве (1410). После унии, заключенной между Литвой и Польшей в 1385 г., боролся за независимость Литвы и добился у польского короля Ягайлы признания за собой (на правах наместника) Великого княжества Литовского. Препятствовал объединительной политике русскнх князей; заключал договоры с враждебными Москве князьями: тверским (1427), рязанским (1430), пронским (1430); устранил местное княжение в Подолии, Киеве, Витебске. Витовт по рождению был православным, но затем принял католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того немцы и Литва надолго оставили в покое пределы Русские. Защищая Псков мечом своим, Довмонт укрепил его каменной стеною. 63 Он судил народ праведно, не давал слабых в обиду, помогал бедным, посещал узников в темницах, покоил странников, любил духовенство, строил храмы, 64 проводил жизнь в посте и молитве и благоговейно чтил праздники. Приближаясь к блаженной кончине, доблестный князь, уже маститый старец, должен был в последний раз отразить немцев от Пскова. В начале 1299 года Ливонские рыцари неожиданно напали на Псков, грабили и жгли монастыри в окрестностях города. 65 Блаженный князь вывел дружину, сразился с немцами под стенами города, на берегу реки Великой, вогнал их в воду и многих захватил в плен. Спустя несколько месяцев, 20 мая 1299 года, после тяжкой болезни святой Довмонт скончался. Горько плакал весь народ псковский, погребая тело его под сводами соборного храма Святой Троицы, «за которую», по словам летописца, «он много потрудился». Спустя год мирно почила и блаженная супруга его Мария, в иночестве Марфа. 66 Псковичи верили, что мужественный и благочестивый князь их – угодник Божий и небесный заступник города, в котором княжил. Перед битвой с врагами они обращались с молитвою к святому князю Довмонту. 67 В 1480 году, когда немцы в числе ста тысяч человек осадили Псков, святой князь Довмонт явился во сне одному благочестивому мужу и сказал ему: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестным ходом, молитесь, и не бойтесь». Исполнив волю святого князя, псковитяне смело вступили в бой с врагами и принудили их снять осаду. 68 Глава IV Борьба между Тверью и Москвою. – Страдальческая кончина великого князя Михаила Ярославича Тверского в Орде. – Горестная судьба потомков его. – Облегчение ига при великом княжении Иоанна Даниловича Калиты. – Кончина блаженного митрополита Максима. – Святой митрополит Петр. – Возвышение Москвы. – Смерть Иоанна Калиты. Как жизнь, так и кончина великого князя Андрея Александровича были несчастьем для Русской земли. Явились два искателя великого княжения: князь Михаил Ярославич Тверской и князь Георгий Данилович Московский; первый из них имел более прав, как внук Ярослава Всеволодовича и двоюродный дядя Георгия, следовательно старейший в роде. Это право, по понятиям того времени, казалось неоспоримым, и бояре великокняжеские, похоронив тело Андрея в Городце Волжском, поспешили в Тверь поздравить Михаила с престолом Владимирским. Новгородцы также признали его своим князем, с условием, что хан утвердит за ним великое княжение. Тщетно блаженный митрополит Максим уговаривал Георгия не искать великого княжения и обещал ему именем вдовствующей княгини Ксении, матери Михаила, предоставить на выбор несколько городов в прибавок к Московской области. Дядя и племянник поехали судиться к хану; началась продолжительная кровавая борьба между Москвой и Тверью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Московский Кремль: Архангельский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244563...

1042 Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 400–402. Сн. т. III, стр. 565–567. 1048 Святитель Митрофан был епископом Воронежским с 1682 по 1703 год. В сем последнем году 23 ноября он и скончался. 1055 При сем разумеется Н. М. Неронова, иждивением которой построен храм во имя св. Митрофана. См. С. К. Смирнов, Покровский Хотьков девичий монастырь, стр. 30, изд. 3-е, Москва, 1872. 1065 «В лето 6665 (1147), говорится здесь, прислав Гюрги (великий князь Георгий или Юрий Владимирович Долгорукий) и рече (князю Святославу Олеговичу): «приди ко мне, брате, в Москов». См. Полное Собрание Русских Летописей, II, 29. Сообщение Ипатьевской летописи. 1068 Проповедь говорил известный Московский проповедник того времени протоиерей С. Г. Терновский, проповедь которого, по распоряжению генерал-губернатора кн. Щербатова, была напечатана в Московских Ведомостях, 1847 год, 5. О самом же торжестве 700-летия Москвы см. 2. 1070 Убеждая Московского князя Иоанна Даниловича Калиту воздвигнуть храм во имя Успения Богоматери (Успенский собор), святитель Петр митрополит говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами русскими, и святители поживут в нем, руки его изыдут на плечи врагов наших, и прославится Бог Наш». Филарет Черниговский , История Русской Церкви, стр. 79, СПб. 1877. 1071 Митрополичья кафедра сперва была в Киеве, из Киева, по причине разорении его варварами, перенесена была во Владимир на Клязьме, а отсюда в 1325 году в Москву. 1072 В роде упомянутого сейчас князя Иоанна Даниловича Калиты, возымевшего благую мысль «собрать всю Русскую землю» вокруг Москвы. 1075 Сочинения Филарета, IV, 478–480. Срав. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, приложение, стр. 89–90. 1079 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1868, IV, 83, 93, 94, 99; V, 88 «Материалов для биографии Филарета»; Письма Филарета к родным, стр. 375, 887, 936; Письма Филарета к князю С. М. Голицыну, стр. 7, 9, 23, 26, 29; Письма Филарета к Антонию, II, 394, 492; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 311–312.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Сей Стефан, выселившись, как и преподобный Сергий, вместе с отцом своим, боярином Кириллом, из Ростовской области в подмосковную область Радонежскую, первую половину жизни своей провел на службе у Радонежского князя Андрея Ивановича, сына московского князя Ивана Даниловича Калиты. Он был в числе главных вельмож Радонежского князя, славился воинскими заслугами, но особенно отличался своим благочестием. Он был женат и от супруги своей Анны имел двух детей, Климента и Иоанна. Благочестивая жена Стефана вскоре скончалась, и Стефан тогда решил отречься от мира и принять иночество. Он постригся в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове и предался усердно иноческим подвигам, посту и молитве. Оставив вскоре Хотьковский монастырь, он ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления в особой келлии и проводил строгий и суровый образ жизни в посте и молитве, воздерживаясь от вина и пива и одеваясь в ветхие одежды. В то время находились в том монастыре и другие знаменитые подвижники, как святой Алексий, впоследствии митрополит, старец Геронтий и другие. Их любил преосвященный Феогност, тогдашний митрополит всея России часто к себе призывал и оказывал им почёт. Узнав о благочестивой подвижнической жизни Стефана, великий князь Симеон Иванович сын Ивана Даниловича, повелел митрополиту Феогносту посвятить его в священнический сан, а потом поставить и в игумены Богоявленского монастыря, и избрал его в духовники себе. Духовными детьми Стефана пожелали стать и многие бояре и вельможи. Великий князь Симеон любил Стефана, почитал и часто с ним беседовал. Таков был отец святого Феодора, называвшегося в миру Иоанном. По достижении семилетнего возраста, Иоанн отдан был благочестивыми родителями в научение грамоте и вскоре изучил всё, что было ему преподано. По смерти матери, юный Иоанн находился при своем отце, принявшем иночество. Слыша о жизни своего дяди, великого Радонежского подвижника Сергия, устроявшего тогда свою новую обитель, в которую отовсюду собирались разного чина и звания люди для духовных подвигов, Иоанн горел желанием видеть Сергия и последовать ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

К концу XIII и в 1-й четверти XIV столетий возникли еще монастыри: а) в Москве: Даниилов, созданный московским князем Даниилом Александровичем († 1303), и, как некоторые думают, Богоявленский, основанный тем же князем, а оконченный (1304) сыном его — Иоанном Даниловичем Калитою ; б) в Ярославле: Спасо-Преображенский — из прежних, где погребен святой ярославский князь Феодор Черный († 1299) и откуда взят (1311) на Ростовскую епископию архимандрит Прохор, и Толгский, основанный (ок. 1314 г.) в семи верстах от города на месте, где явилась икона Божией Матери епископу Ростовскому Прохору (в схиме Трифону), известная под именем Толгской ; в) в Твери: Отрочь-Успенский, построенный (ок. 1265 г.) отроком, или одним из придворных, тверского великого князя Ярослава Ярославича Григорием; Богородичный на Шеше, из которого (1289) игумен Андрей возведен был на кафедру епископии Тверской, и Архангельский, где встретили жители Твери (1319) тело убитого в Орде своего святого князя Михаила Ярославича ; г) в Юрьеве Польском: Архангельский, в котором погребен (1269) местный князь Димитрий Святославич . Во второй, более легкий период монгольского ига над Россиею, когда достоинство великого князя перешло в Москву и утвердилось в потомстве Иоанна Даниловича Калиты, когда Москва, постепенно возвышаясь над другими городами, сделалась постоянным местопребыванием и Русских митрополитов, средоточием духовной власти, число обителей начало быстро возрастать в средней полосе России, особенно в Москве и ее окрестностях. Сам Иоанн Данилович, едва сделавшись великим князем русским (1328), нарочно отправлял посольство к митрополиту Феогносту, находившемуся тогда в Волыни, чтобы испросить у него благословение на создание Спасского монастыря в Москве. Как большой любитель иноческого жития, князь назначил место для обители на собственном великокняжеском дворе, чтобы постоянно видеть ее, чаще посещать и удобнее иметь общение с ее черноризцами. Через год каменная церковь во имя Спаса-Преображения была уже окончена, монастырь сооружен и в него была переведена архимандрития из Данилова московского монастыря, из Заречья. Первым архимандритом в новом монастыре был Иоанн, «муж сановитый, словесный, любомудрый, учительный и добродетельный», который впоследствии (1346) за свои достоинства поставлен был епископом Ростову. Иоанн Данилович любил свою обитель более всех монастырей, наделил ее иконами, книгами и священными сосудами, постоянно снабжал пищею и одеждою, обогатил вкладами и доходами. Сын его великий князь Симеон расписал монастырскую церковь, и хотя обитель в нашествие на Москву Тохтамышево была предана огню, но вскоре была возобновлена попечением Димитрия Иоанновича Донского и продолжала пользоваться вкладами как великих, так и некоторых удельных князей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

При Иоанне Даниловиче Калите город был опоясан дубовыми стенами с мощными башнями, которые стояли на высоком валу, окружен рвом. Все это подтверждается археологическими раскопками. Память о строительных работах Калиты надолго осталась у потомства. «Постави князь великий Иван Данилович Калита град древян Москву, тако же и посады в ней украсив, и слободы, и всем утверди». «Близ града Москвы» было два монастыря - Даниловский и Богоявленский. В Даниловском в 1282 году был поставлен каменный храм в честь Даниила Столпника. При Иоанне Калите в московском Кремле были построены каменный Успенский собор и каменный храм Иоанна Лествичника, вместо обветшавшего возведен новый храм Спаса на Бору, заложен Архангельский собор. При Симеоне Гордом соборы расписывали русские и греческие мастера. Каменные храмы были окружены деревянными княжескими и боярскими теремами, а не покосившимися избами. Иван Данилович отдал свой двор под двор митрополита, который переехал в Москву из Владимира, а себе построил новый, рядом с деревянной церковью Благовещенья. Княжеские и боярские терема в то время состояли из ряда хором, связанных сенями, крыльцами и переходами, украшались затейливой деревянной резьбой. Считают, что ансамбль Соборной площади Кремля сложился уже в то время. Сколько всего церквей было в Москве мы не знаем, но летопись сообщает, что во время пожара в 1339 году «погоре 18 церквей», которые стояли в слобода х на московском посаде. На пристани Москве-реки стояли ладьи купцов, которые съезжались на торг в большой и богатый город, которым стала Москва при Иване Даниловиче Калите. В эти годы в Москве живут купцы-сурожане, т.е торгующие в Суроже в Крыму, регулярно появляются фряжские гости - генуэзцы. На посаде слободы ремесленников - кузнецы, оружейники, гончары, бронники, При Иоанне Калите в Москву переселилось множество обедневших бояр из соседних земель, но на службу Великому князю Московскому приходили и бояре с многочисленными дружинами воинов, переселялись знатные и могущественные боярские фамилии из тверского, нижегородского, суздальского княжества, и даже черниговского и волынского княжества.

http://radonezh.ru/monitoring/art-khaus-...

70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 484) Заключение мира между вел. кн. Иоанном Иоанновичем и суздальским кн. Константином Васильевичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 484) Жизнь И. И. проиллюстрирована в миниатюрах 1-го Остермановского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1). В большинстве случаев И. И. представлен средовеком в княжеских одеждах - кафтане, шубе и шапке. Облик И. И. не имеет индивидуальных особенностей, поэтому его не всегда удается идентифицировать. Миниатюра «Рождение у вел. кн. Иоанна Калиты сына Ивана» (Л. 309) близка по иконографии к другим сценам рождества. На миниатюрах, показывающих вел. кн. Иоанна Калиту с сыновьями, И. И. неотличим от своих братьев, напр. в композициях «О поездке вел. кн. Ивана Даниловича с сыновьями Симеоном и Иваном в Орду» (Л. 370 об.); «О преставлении и погребении вел. кн. Ивана Даниловича» (Л. 380 об.); «О женитьбе князей Ивана Ивановича и Андрея Ивановича» (Л. 412 об.), где представлены 2 аналогичные сцены свадебного пира; о том, как князья Симеон, И. И. и Андрей «слияша три колоколы больших, а два менших» (Л. 415 об.), где показаны все трое братьев; о посылке вел. кн. Симеоном в Вел. Новгород И. И. с др. князьями «да с ними воеводы и рати много» (Л. 437); «Об отправке вел. кн. Симеона с братьями Иваном и Андреем с ратью к Смоленску» (Л. 456 об.); «Совет митрополита Феогноста с князьями» (Л. 471 об.). На миниатюрах, изображающих преставление вел. князей Симеона и Андрея Иоанновичей, И. И. в обоих случаях стоит у гроба во главе группы светских персонажей. В композиции, посвященной дарованию ханом Джанибеком И. И. ярлыка на великое княжение (Л. 475 об.), фигура И. И. находится либо в верхнем правом углу перед ханом (может быть, это новгородский посол Семен Судаков), либо во главе свиты (всадник) в нижнем ярусе. В сцене возвращения от хана с пожалованием на великое княжение И. И. въезжает в сопровождении свиты в городские ворота (Л.

http://pravenc.ru/text/469778.html

VIII) Константин II Борисович, третий сын Бориса-Ярослава Васильковича, князя Ростовского, и княгини Марии Ярославны Муромской, родился 30 июля 1255 года, женат был два раза. Первая жена его, неизвестная по имени 7 , померла в 1299 году; от нее были дети: Александр князь Угличский, Василий (род. в 1291 году, † около 1316 г.) и, кажется, дочь (в 1297 году вышедшая в замужество за Юрия III Даниловича, Великого Князя Московского с 1319 г. по 1322 г.) 8 ;вторая жена его из Орды, дочь какого то «Кутлукорткы»; с 1286 г. князь Ростовский; в 1293 г. князь Угличский; а в 1294 г. снова князь Ростовский; † в Орде в 1307 году IX) Александр II Константинович, первый сын Константина II Борисовича, князя Ростовского и Угличского и княгини, неизвестной по имени, родился в 1286 году; с 1294 года князь Угличский; в 1302 году вступил в брак с княжною неизвестного имени 9 и имел сына Юрия; с 1307 г. князь Ростовский, † неизвестно когда 10 . X) Юрий I Александрович, единственный сын Александра Константиновича, князя Угличского, и княгини неизвестного имени; родился в 1303 году; князь Угличский, а с 1316 г. вместе и Ростовский;† 30 мая 1320 г.; потомства не оставил. После смерти князя Юрия Александровича Угличское княжество перешло во владение Ростовских князей: Феодора и Константина Васильевичей. XI) Феодор Васильевич, старший сын Ростовского князя Василия Константиновича († около 1316 г.) и княгини неизвестного имени, родоначальник старшей линии князей Ростовских, родился около 1310 года; с 30 мая 1320 г. князь Ростовский Сретенской стороны и вместе князь Угличский; в 1326 г. женился на княжне Марии († 21 ноября 1355 г.), имел от нее сына Андрея; † 28 марта 1331 года. XII) Константин Васильевич, младший сын Ростовского князя Василия Константиновича и княгини неизвестного имени; родоначальник младшей линии князей Ростовских; род. около 1312 года; с 30 мая 1320 года князь Ростовский Борисоглебской стороны Ростова и вместе князь Угличский; в 1328 году женился на княжне Марии Иоанновне (дочери Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, умершей 2 июня 1365 г.) и имел от нее детей: Иоанна, Глеба, Василия, Александра, Владимира, Агафию (была второю супругою Волынского князя Любарта – Василия Гедеминовича), Марию (была в замужестве за Андреем Ивановичем, князем Боровским) и Василису (бывшую в замужестве за Димитрием Константиновичем, князем Суздальским; она в монашестве носила имя Ирины и была матерью жены Великого Князя Димитрия Донского); в 1360 году полный князь Ростовский до 1364 г.; в сем же году выехал из Ростова в Устюг; † от моровой язвы, свирепствовавшей в 1365 г. в Твери и Ростове и погребен в Ростовском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С появлением нового митрополита, Феогноста, пришлось начинать строительство добрых отношений заново. Властный и самостоятельный политик, Феогност далеко не сразу стал другом Московского княжеского дома. Историк Н.С. Борисов высказался по поводу церковной политики Ивана Калиты исчерпывающе: «Митрополит Феогност не хотел отталкивать от себя кого-либо из правителей русских земель, а тем более — великого князя Ивана Даниловича. Тщательно дозируя свое благосклонное внимание, Феогност наделял им Москву и Тверь, Владимир и Кострому, Новгород и Сарай, Киев и Владимир-Волынский. Подобно митрополиту Петру, он странствовал по всей Руси, не имея постоянной географической “точки отсчета”… В этой ситуации Ивану Калите приходилось использовать все аргументы. Для привлечения святителя в Москву такими аргументами служили и проникнутые константинопольской церковной символикой новые московские храмы, и культ последователя святого патриарха Афанасия I митрополита Петра, и реформа архимандритии, и личная набожность князя Ивана Даниловича, его истовое преклонение перед святителем, о котором Феогност рассказывал в Константинополе своему другу историку Никифору Григоре». Но в конечном итоге Феогност принес Москве немало пользы. Памятниками непрерывной борьбы Ивана Даниловича за благосклонность митрополитов помимо Успенского собора стали каменные церкви апостола Петра и Иоанна Лествичника (в Кремле), храм Спаса на Бору, кремлевский Архангельский собор. Ничто из этих построек не дошло до наших дней. Последняя из них, Спас на Бору, была варварски уничтожена большевиками. Но в середине XIV века вся Русь с изумлением смотрела, как юная Москва украшается каменным зодчеством пышнее древних городов Суздальской земли. Аполлинарий Михайлович Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. 1921 Полжизни Иван Данилович стремился поладить с Церковью. И даже когда подошел его последний срок, даже готовясь сдать Небесному Судие последний отчет, этот «крепкий хозяйственник» не мог отделить простое и доброе пожертвование от возможности напоследок еще раз «сманеврировать средствами». Вот он пишет завещание, и в этой бумаге легко прочитывается характер князя: в нем бескорыстное благочестие и расчетливость смешаны в равным пропорциях. «Дорогую одежду, — прикидывает Иван Данилович, — и еще, пожалуй, серебряные пояса… так… и часть серебряной посуды… и 100 рублей серебряной монетою — раздать попам. Всё равно каким! Наследники разберутся. Дело-то божеское, какие уж тут расчеты». А вот «блюдо великое о четырех кольцах» — заметный ресурс. Отдать просто так? Ну, почти просто так. Пусть отправят «святей Богородици Володимерской» — видимо, в Богородице-Рождественский монастырь! Сыну Семену еще предстоит побороться за Владимир, так пускай же тамошнее духовенство получит дорогой подарок, авось, в нужный час отблагодарит…

http://foma.ru/uxazhivanie-za-czerkovyu....

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010