Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII ГРАММАТИК [Морохарзаний; греч. Ιωννης (Ιαννς) Γραμματικς] (кон. VIII в.- ок. 863 (?)), патриарх К-польский (21 янв. 837 - 4 марта 843). Происходил из арм. рода Морохарзаниев, представители к-рого жили в К-поле. И. Г. активно поддержал иконоборчество и был одним из участников конфликта, возникшего в Византии в связи с почитанием священных изображений. В источниках со стороны иконопочитателей он упоминается с негативными эпитетами, частично восходящими к ВЗ: Илила (Υλιλς или Υλζιλς, толкуемое как «помощник диавола»), Ианнис (егип. маг, противостоявший Моисею), и даже обвиняется в колдовстве («леканомантии»). В этот период подобное обвинение неизбежно сопровождало всякого, кто, как И. Г., славился ученостью, отсюда еще одно прозвище Леканомантис. За начитанность и филологические занятия И. Г. получил прозвище Грамматик. Патриарх К-польский Иоанн VII Грамматик во время гадания на воде в лохани. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 2) Патриарх К-польский Иоанн VII Грамматик во время гадания на воде в лохани. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 2) По одним источникам, род И. Г. был знатного происхождения, по другим - простого, но первое вероятнее. Племянником И. Г. был Лев Философ (Математик), при имп. Феофиле (829-842) ставший архиепископом Фессалоники. При патриархе Никифоре I (806-815) И. Г. постригся в монахи и был рукоположен во чтеца в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон в К-поле. Там он, по сведениям свт. Фотия I , патриарха К-польского, занимался писанием икон, что, впрочем, нек-рыми учеными оспаривается ( Θωτ ου μιλαι/Επ. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1959. Ομ. XV. 140. 24. 30). Сообщения о карьере И. Г. при патриархе Никифоре нельзя считать достоверными. По-видимому, ни в диаконы, ни в пресвитеры он посвящен не был, однако состоял в т. н. имп. клире. После прихода к власти в 813 г. имп. Лев V Армянин принял решение вернуться к иконоборчеству, осужденному на Вселенском VII Соборе 787 г.

http://pravenc.ru/text/469590.html

Феофил (829-842 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление По смерти Михаила II Травля престол достался его сыну Феофилу, в отличие от отца хорошо образованному под руководством ученого монаха Иоанна Грамматика. Феофил любил науки и искусства. Любил богослужение, чтил Богоматерь и святых и любил сочинять стихиры. Ему, например, принадлежит третья хвалитная стихира на Неделю Ваий: «Изыдите языцы.» Он занимался также и церковным композиторством, и даже регентством в церкви. Феофил считал своим идеалом правосудие и творил его c жестокостью азиатского деспота. Он тотчас по вступлении на престол приказал казнить убийц Льва V Армянина за то, что они «помазанника Божия» убили в алтаре, хотя те в свою защиту говорили: «ведь мы же боролись за твоего отца.» Благодаря им и сам Феофил очутился на троне. Но этой казнью Феофил выразил и свои симпатии иконоборческому императору, линию которого он решил продолжать, покинув формальный нейтралитет отца. И от отца, и от своего учителя Иоанна Грамматика Феофил усвоил твердые иконоборческие убеждения. Как человек до жестокости прямолинейный в понятиях ο государственных законах и правосудии, Феофил решил проводить борьбу с иконами с беспощадной требовательностью. Какой печальной иллюзией было присланное по вступлении Феофила на престол приветствие ему от трех зарубежных патриархов Антиохийского Иова, Александрийского Христофора и Иерусалимского Василия с просьбой не быть иконоборцем и оправдать свое имя θεφιλος. Феофил, наоборот, считал иконопочитание прямо политическим преступлением, «оскорблением величества,» ибо не терпел противоречий себе. С ним наступило самое жесткое царствование во втором периоде иконоборчества. Феофил приказал при сборе податей опрашивать все население: кто есть кто? Составлять списки иконоборцев и, как друзьям императора, оказывать им в податях всяческое снисхождение. Β 832 г. воспретил прилагать к иконам эпитет γιος, ибо это подобает Одному только Богу. Β 833 г. Феофил поставил патриархом фанатичного иконоборца своего профессора Иоанна Грамматика. Иоанн немедленно созвал род собора во Влахернском храме и тут анафематствовал иконопочитателей. После этого Феофил приказал вынести из церквей все иконы, a стенные изображения опять заменить фигурами зверей и птиц. Гонение обрушилось и на самих живописцев, писателей икон. Их убивали, или оставляли их жить под условием, что они плюнут на иконы, бросят их на пол и растопчут ногами. Знаменитый тогда изограф Лазарь подвергся увещаниям, затем тюрьме, a затем за упорство ему положили на ладони раскаленное железо, отчего он упал полумертвым. Житие говорит, что он выпущен был из тюрьмы по ходатайству ставшей императрицей Феодоры. Еще обожженными руками он написал икону Предтечи, a в 843 г. по восстановлении икон написал икону Господа εν τη Χαλκη. Πο-видимому, с этого времени на первом месте стала не скульптура, a икона, писанная красками.

http://sedmitza.ru/lib/text/435431/

Правилами (καννες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике православной церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона в XIV титулах В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852-59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви А эти правила суть следующие. А. Основные правила: I. Правила св. Апостолов. II. Правила вселенских соборов: 1. никейского первого, 2. константинопольского первого, 3. эфесского, 4. халкидонского, 5. трулльского и 6. никейского второго. III. Правила вселенских соборов: 1. анкирского, 2. неокесарийского, 3. гангрского, 4. антиохийского, 5. лаодикийского, 6. сердикского, 7. константинопольского 394 г., 8. карфагенского 419 г., 9. константинопольского 861 и 10. константинопольского 879 гг. IV. Правила св. отец: 1. Дионисия александрийского, 2. Григория неокесарийского, 3. Петра александрийского, 4. Афанасия Великаго, 5. Василия Великаго, 6. Тимофея александрийского, 7. Григория Богослова, 8. Амфилохия иконийского, 9. Григория нисского, 10. Феофила александрийского, 11. Кирилла александрийского, 12. Геннадия константинопольского и 13. Тарасия константинопольского. Б. Дополнительные правила: I. Каноникон Ванна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы. Происходил из богатого серб. рудничного центра Ново-Брдо. Сведения о В. Г. содержатся лишь в выходных записях переписанных им рукописей. Национальное происхождение В. Г. не установлено: он мог быть сербом, выходцем из Македонии или эмигрантом-болгарином. В болг. лит-ре приводятся аргументы в пользу болг. происхождения В. Г.: проживание в конце жизни в Рильском мон-ре , почти полное отсутствие житий серб. святых в Рильском Торжественнике 1479 г. Но последний аргумент не может иметь решающее значение, т. к. пространные жития серб. святых, за исключением Житий прп. Петра Коришского, иером. Феодосия и св. Стефана Дечанского Григория Цамблака, к-рые переписал В. Г., не включались в календарные сборники, в т. ч. и серб., из-за их объема, а используемая при переписке рукописей ресавская, серб. по происхождению, орфография отличается у В. Г. высокой степенью нормированности и не дает оснований судить о его происхождении. Следует также признать неубедительными попытки Г. Данчева отождествить В. Г. с соименными ему лицами, упомянутыми в источниках: «попом Владиславом», фигурирующим в Новобрдоском акте 1434 г., и дьяком Владиславом, служившим в канцелярии боснийского герц. Влатко Вуковича в 1466 г. ( Данчев. Владислав. С. 16-28). Против 1-го отождествления свидетельствует то обстоятельство, что «попу Владиславу» в тот момент было бы не больше 20 лет, т. к. самыми ранними годами рождения В. Г. считаются 20-е гг. XV в.; не согласуется с ним и молчание В. Г. о своей принадлежности к числу священнослужителей. Во 2-м случае заметно явное несоответствие почерков боснийского канцеляриста и В. Г. (Там же. С. 22, фиг. 1). Судя по памятникам, В. Г. получил хорошую каллиграфическую и лит. подготовку либо на Афоне, либо в одном из серб. культурных центров - при дворе деспота или Патриарха или в мон-ре, служившем центром епархии. Более вероятным является 2-й вариант, т. к. В. Г. нигде не упоминает о жизни на Св. Горе. В 50-70-х гг. XV в. В. Г. работал в слав. мон-рях Македонии, сначала в Младо-Нагоричине, затем в Матейче, находившемся под покровительством вдовы султана Мурада II Мары Бранкович , а под конец жизни, вероятно, в Рильском. Последнее известие о В. Г. относится к сент. 1480 г., когда он, проживавший в то время в Жеглигове, оплатил работу для Рильского мон-ря, возможно, своего ученика мон. Мардария - Беседы на книгу Бытия («Шестоднева») Иоанна Златоуста (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/2; лист с послесловием - РГБ. Григор. 52.3/М. 1734.3).

http://pravenc.ru/text/155003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ III ГРАММАТИК Печать патриарха К-польского Николая III Грамматика. Аверс. Реверс. 1084–1111 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Печать патриарха К-польского Николая III Грамматика. Аверс. Реверс. 1084–1111 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Кирдиниат; греч. Νικλας Κυρδινιτης, Γραμματικς], патриарх К-польский (авг. 1084 - до 24 мая 1111). Сведения о жизни Н. Г. опираются в основном на энкомий в его честь, написанный патриархом Николаем IV Музалоном ( Nicolas Mouzalon. 1988). Н. Г. получил образование в К-поле, но большую часть молодости провел в Антиохии Писидийской; предположительно там же принял монашество. Вероятно, Н. Г. обладал значительным состоянием, к-рое сохранил и после пострига. Ок. 1068 г., когда Антиохия оказалась под угрозой нападений тюрок-сельджуков, Н. Г. переселился в К-поль. В столице он основал мон-рь св. Иоанна Крестителя «ту Лофу» ( Janin. Églises et monastères. P. 418-419). Н. Г. был известен благочестивой жизнью; его аскетический образ жизни и скромность неоднократно подчеркиваются в источниках. В 1084 г., после низложения патриарха Евстратия Гариды , визант. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) предложил Н. Г. занять Патриарший престол ( Ann. Comn. Alex. X 2). Патриаршество Н. Г. является наиболее продолжительным в истории К-польской Церкви в визант. эпоху. Вместе с тем сведения о деятельности Н. Г. весьма ограниченны. Несмотря на усилия исследователей В. Грюмеля, Ж. Даррузеса и др., не определены даты большинства церковных постановлений, изданных при Н. Г. Во время мн. событий, происходивших в К-поле, Н. Г. всегда оставался в тени рядом с имп. Алексеем. Император в эти годы прочно удерживал инициативу в ведении дел, касавшихся Церкви. Значительная часть решений, принятых Н. Г., была лишь поддержкой предложений, выдвинутых императором. Вместе с тем патриарх неизменно пользовался большим уважением и авторитетом и при дворе, и в столице, и среди церковной иерархии.

http://pravenc.ru/text/2566036.html

священник Максим Козлов Содержание Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Часть I. Христологические и полемические трактаты Предисловие Иже во Святых отца нашего Иоанна Дамаскина, монаха и пресвитера, против манихеев Беседа сарацина с христианином О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси Преподобного аввы Иоанна Дамаскина Златоструя слово против несториан Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина слово о вере против несториан Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина о сложной природе против акефалов Блаженного Иоанна монаха и пресвитера послание, Писанное Иордану архимандриту, о Трисвятой песни О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на Богородичные праздники Смиренного монаха и пресвитера Иоанна Дамаскина слово на Рождество Пресвятой Богородицы Первое похвальное слово на Успение Всепетой Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Второе похвальное слово на Всечестное Успение Пресвятой Богородицы Третье похвальное слово на Всечестное Успение Богоматери Комментарии Часть I. Христологические и полемические трактаты Против манихеев Беседа сарацина с христианином О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники     Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Св. Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, тогда главном городе Сирии, столице халифата Омейядов 1 . Он происходил из знатной семьи, известной христианским благочестием. Его отец, Сергий Мансур, был распорядителем казны у дамасского халифа и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой. Воспитание и образование Иоанна и его сводного брата Космы (впоследствии еп. Маюмского) Сергий поручил ученому благочестивому иноку Косме из Калабрии, которого он выкупил из плена. Успехи воспитанников скоро оправдали доверие, оказанное иноку благочестивым мужем. «Благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они преуспели настолько, что не только украсили свой ум учением, но и смирили душевные страсти. И подобно тому, как орел смотрит на солнце, так и они пристальным взором взирали на основы естества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Из «Шестоднева» Иоанна экзарха болгарского Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Иоанн экзарх болгарский – болгарский писатель и переводчик конца IX – начала X в., поколения, следующего за поколением первых переводчиков с греческого на славянский Константина-Кирилла и Мефодия. Он перевел «Богословие» и «Философию» Иоанна Дамаскина , перевел также, а отчасти переложил, применяя к славянскому языку, греческую грамматику Иоанна Дамаскина «О восьми частях речи». Написал «Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа». Ему приписываются также «Слово на Преображение» и сочинение «От сказания евангельского». «Шестоднев» представляет собой перевод-компиляцию «Шестодневов» Василия Великого , Севериана Гевальского и произведений Иоанна Златоуста , Аристотеля и др., дополненный самим переводчиком-компилятором. О строении своего произведения Иоанн-экзарх говорит в Прологе. «Шестоднев» посвящен Иоанном-экзархом большому любителю литературы и просвещения болгарскому князю Симеону. Этот князь погиб в 927 году в неудачной войне с хорватами. Стало быть, «Шестоднев» создан Иоанном-экзархом до этого года. «Шестоднев» – рассказ о мире, природе, растениях, животных и человеке, построенный как комментарий к библейскому рассказу Книги Бытие о сотворении мира. Шесть частей-«слов» произведения соответствуют шести дням акта творения. «Шестоднев» являет собой богатое собрание античных и средневековых «естественнонаучных» сведений и «натурфилософских» представлений. Этим сведениям и представлениям всегда свойственно со временем изменяться. Бессмертным остается основной пафос всего произведения Иоанна-экзарха в целом – интерес к природе и человеку и изумление их устройством. Этот пафос прекрасно выражен в публикуемых нами здесь двух самим им написанных предисловиях – ко всему «Шестодневу» и к его шестому «слову», где речь идет о человеке. Текст публикуется по русскому списку XV века – РНБ. Соловецкое собр., 318/338, л. 1–6, 192–193 об. ПРОЛОГ Что прекраснее, что сладостнее для боголюбцев, поистине жаждущих вечной жизни, нежели всегда держаться мыслью Бога и помнить благие дела Его? И раз уж ты, господин мой, славный князь Симеон-христолюбец, непрестанно познаешь заповеди Его и творения, дабы теми украсить и прославить себя, того же и мы держимся правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Датский (вторая половина VII в. – около 753 г.) Иоанн Дамаскин – философ, полемист, поэт. Он родился и долгое время жил в Дамаске, находившемся под властью сарацин, занимая пост градоначальника Дамаска и первого министра халифа при его дворе. Когда византийский император Лев III Исавр (717–741 гг.) издал в 726 г. первый указ, запрещавший почитание икон, Иоанн встал на защиту иконопочитателей; он выступал против императора–иконоборца и в устных проповедях, и в письменных посланиях. Это не понравилось Льву, и он решил уничтожить Иоанна: направил халифу подложное письмо, написанное будто бы рукой Иоанна, в котором сообщалось, что градоначальник Дамаска намерен предать свой город византийскому императору. Халиф жестоко наказал Иоанна, приказав отрубить ему правую руку, но потом, узнав правду, снял с него обвинение и просил остаться при дворе. Но Иоанн не согласился и удалился в иерусалимский монастырь Саввы Преосвященного, где жил до самой смерти. Там он написал много церковных песнопений (в том числе 64 канона), в которых ярко сказался его поэтический дар, за который он был прозван «Златострунный». Современники Иоанна и потомки на протяжении многих веков считали его поэтические произведения лучшими образцами церковных песнопений, а Карл Великий приказал ввести октоих Иоанна в богослужение западной церкви. В монастыре Иоанн написал несколько философско–богословских сочинений, главное из которых – «Источник знания». Для своего времени это была попытка сделать полный свод наук, включая, разумеется, и богословие; в этом обширном сочинении Иоанн, по его собственным словам (гл. 1), не намерен отбрасывать «умений языческих мудрецов», в надежде и у них найти «что–либо пригодное и душеполезное». Действительно, в первой части трактата Иоанн довольно точно воспроизводит свои главные источники – части из трактатов Аристотеля и Порфирия; лишь иногда он вносит в них более или менее значительные изменения и дополнения с целью более удобного перехода к изложению христианских догм. Так, вместо аристотелевского разделения субстанции на первую и вторую он вводит термины «ипостась» и «индивид». Интересны его рассуждения о грамматических и логических категориях – о сказуемом (гл. 16), о термине, посылке и силлогизме (гл. 64). При построении богословских рассуждений Иоанн не случайно придает огромное значение логике; именно логика, по мнению Иоанна, должна составить основу догматики, так же, как она легла в основу философии языческой, и особенно позднеязыческой. Эту мысль развивали позднейшие теоретики христианского богословия, особенно западные.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Д.С. Бирюков Никифор Григора Никифор Григора (р. 1290/91 или 1293/94, ум. 1338/1361) – известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/32 г. , описанного в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/33 г. Никифор Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; считая, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, он убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав». В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламит-ского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники, при деятельном участии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ [греч. Γεργιος Ακροπολτης] (2-я пол. 1217, К-поль - 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник. Из семьи, принадлежавшей к столичной гражданской знати. В К-поле окончил школу грамматики и 16-летним юношей был отправлен отцом ко двору никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254) для продолжения образования. Был хорошо принят и в числе др. 5 знатных юношей в 1234 г. поступил для продолжения обучения к ритору Феодору Эксаптеригу; изучал поэзию и риторику. После смерти ритора в 1237 г. Г. А. был отправлен в Эфес, к философу Никифору Влеммиду , к-рый обучал его арифметике, геометрии, оптике, астрономии, логике и медицине. Осенью 1239 г. Г. А. стал приближенным императора и получил титул великого логариаста. С этого времени и до конца жизни он находился на службе при имп. дворе. В 1243 г. он преподавал логику и философию Феодору Ласкарю, сыну императора. Не позднее 1246 г. Г. А. был удостоен титула логофета геникона и сопровождал имп. Иоанна III в походе против Болгарии, составляя грамоты для завоеванных городов и крепостей, участвовал в заключении мира с болгарами и в дек. 1246 г. был свидетелем присоединения Фессалоники к Никейской империи. В 1252 г. Г. А. возглавил посольство к эпирскому деспоту Михаилу II Ангелу, с к-рым в Лариссе был заключен мирный договор. Смерть Иоанна III 3 нояб. 1254 г. не изменила положения Г. А. при дворе. Имп. Феодор II Ласкарь, его друг и бывш. ученик, был благосклонен к учителю и осенью 1255 г. почтил его званием великого логофета. Однако через год отношения между Г. А. и Феодором II резко изменились. Оставленный в кон. 1256 г. на Балканах с титулом претора (наместника) и обладавший полномочной властью над военными и гражданскими лицами областей, Г. А. в 1257 г. был пленен деспотом Эпира Михаилом II. Находясь в плену, он не перешел на сторону эпирского правителя, как это сделали мн. никейские военачальники. Он не был свидетелем смерти Феодора II (16 авг. 1258). Летом 1259 г., после победы в Пелагонийской битве, никейское войско, взяв Арту, освободило Г. А. Он сразу же направился в Анатолию ко двору нового имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), своего родственника.

http://pravenc.ru/text/164329.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010