Однако и на вопрос «откуда есть пошла Русская земля» Васильевский также попытался дать, хотя и косвенно, свой ответ. Говоря о том, что скандинавская теория не поколеблена, писал он, он не хотел сказать, что она непоколебима 42 . В 1877–1878 гг. в основном, а затем, перерывом, в 1889 г. (последняя из работ этого цикла) он опубликовал исследования устанавливаемых им исторически достоверных фактов, содержащихся в четырех житиях святых: Стефана Нового, Иоанна Готского, Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Именно в ходе критического источниковедческого анализа этих весьма сложных по происхождению, составу и рукописной традиции памятников Васильевский продемонстрировал высоты своего мастерства историка-аналитика 43 . Результаты изучения всех этих житий служили логически единой цели, хотя, казалось бы, выводы по первым двум из них стояли абсолютно особняком: согласно «Житию Стефана Нового» (написанному, как устанавливает ученый, около 808 г.), во время иконоборческих гонений, во всяком случае, до 765 г., множество верных ортодоксальному православию (иконопочитателей) бежало в поисках спасения из прилегающих с юга к Черному морю провинций империи в готские поселения в Крыму и Приднепровье – осколки некогда могущественного в этом регионе готского политического объединения 44 ; согласно «Житию Иоанна Готского» (составленному до 728 г., т.е. до начала иконоборческой эпохи), те же непосредственные контакты между Крымом и южным побережьем Черного моря осуществлялись и в первой четверти этого столетия. Именно Васильевскому принадлежит заслуга обнаружения и обоснования достоверности свидетельств двух других житий о походах Руси на владения империи задолго до принимаемой норманистами даты основания Русского государства (призвание варягов в 862 г.): о походе на рубеже XIII–IX вв. на Сурож-Судак в Крыму (Житие Стефана Сурожского) и походе Руси в период между 820 и 842 гг. на южное побережье Черного моря, в частности на Амастриду (Житие Георгия Амастридского). Как известно, эти выводы Васильевского, когда они были восприняты советскими византинистами, вызвали решительные возражения западных ученых в 40–50-х годах нашего столетия. Но вопрос вряд ли может считаться решенным: И. Шевченко подкрепил аргументацию Васильевского новыми наблюдениями, позволяющими даже несколько сузить время примерной датировки похода Руси на Амастриду (между 825 и 842 гг.) 44а .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

как «хаган зарезал 17 неповинных рабов», людей. О том, что из-за выступления Иоанна Готского «невинно некоторые умерли (несправедливо убиты)», агиограф упоминал и ниже, в гл.9. В любом случае, едва ли это были случайные, непричастные к происшедшему люди, как пытается изобразить агиограф, стремясь очернить хагана-иноверца. Расследование, разумеется, не могло быть не проведено и 17 рядовых участников выступления, даже не из числа мафитов – учеников Иоанна, были сразу же выданы хагану, скорее всего, самими архонтами Готфии, стремившимися обелить себя. Вероятно, «козлы отпущения» были найдены среди тех, кто выгонял из Дороса присланных киру Готфии стражников –таксатов, а потом засел в клисурах на подступах к Мангупскому плато. Как выяснится ниже, они окажутся единственными репрессированными, очевидно, потому что местное население в целом не поддержало стремление Иоанна Готского с его людьми выступить против хагана, а также потому, что последний все же чувстовал себя не в покоренной стране, а на все еще кондоминатной территории, где действовали и византийские власти. 585 Иоанн находился под стражей в Фулах (см. ниже гл. 9). Из описания происходившего явствует, что место ареста не могло быть далеко от основного места событий и маршрута бегства преподобного к морю, к ближайшей гавани. Разумеется, хазары располагали конницей, но увозить с ее помощью Иоанна за сотни километров от Дороса Мангупа не было никакого смысла (ср.: Байер Х.-Ф. Идеология, показанная на примере отрицания значительной роли готов в Крым к, отрицания их иконопочитания во время иконоборчества и перенесения их епископии на Нижний Дунай//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 460–461), тем более что селение, предавшее главу выступления «властителям хазарским», тоже находилось в зоне основных действий, скорее всего, на пути к морю, изначально сулившему неудачнику спасение. 586 В греческом тексте – edynethe. У А. Никитского: «...имел возможность» (Указ. соч. – С. 29, гл. 5). 589 ...eis Amastrin. Известный портовый полис в Пафлагонии, славивишийся своими панигирами, крупнейший центр посреднической торговли, связывавший Север, Восток и Юг Причерноморья (под. см.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 2001. – С. 315). Имел давние экономические и культурные контакты с Таврикой, особенно с Херсонесом. Согласно Страбону, как раз напротив Амастриды лежал важнейший ориентир мореплавателей – «мыс, носящий имя Бараний Лоб», который исследователи отождествляют то с мысом Сарычем, то с мысом Ай-Тодор

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191 . Ефрем Сирин , преп. творения. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1895–1914. – Ч. 1–8. 192 . Ефрем Сирин . Уроки о покаянии//ЖМП. – 1990. – 3. – С. 55. 193 . Желтов М. , диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря//KANIC- KION. Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. – М.: ПСТГУ, – С. 304–317. 194 . Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии/У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 261–386. 195 . Жизнь и мученичество святых мучеников Галактиона и Эпистимы//ВДИ. – 2009. – 3. – С. 210–235. 196 . Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских (Печат. по изд.: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского . – М., 1908. – Кн. 9)//Москва. – М., 1991. – 5. – С. 143–160. 197 . Жизнь святителя Иоанна Златоуста //Христианское чтение. – 1821. – Ч. 4. 198 . Житие Андрея Юродивого (с греч. текстом)/Вступ. ст., пер., коммент Е. В. Желтова. – СПб.: Алетейя, 2001. 199 . Житие блаженного Володимера//Христианское чтение. – 1849. – Ч. 2. – С. 328–335. 200 . Житие Василия Малого//Записки Новороссийского ун-та. – Одесса, 19111913. – Т 6–7. 201 . Житие Василия Нового//Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха/Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. – СПб., 1889–1890. – Т. 46. – Прил. – С. 3–89 (текст: 10–76); 1891–1892. – Т 53. – 6. – Прил. – С. 3–174. 202 . Житие и мученичество святого мученика Константина-грузина, который был замучен царем Вавилонян Джафаром//Пер. с древнегруз., исслед., коммент. Н. З. Вачнадзе, К. К. Куция. – Тбилиси: Хелевкеба, 1978. – 136 с. 203 . Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г Труды. – СПб., 1912. – Т 2. – Вып. 2. – С. 351–427. 204 . Житие Иоанна Готского: время создания и этапы формирования источника//Могоричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». – Симферополь: АнтиквА,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

следующего содержания: «Этот всечестный и божественный храм святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов [Петра и Павла] был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 (1427/1428 г.), индикта 6-го, в десятый день сентября» (греч. текст и пер.: Житие Иоанна Готского. – С. 421–422). Соответствует ли этот архиепископ главному герою Жития или это позднейший одноименный архиерей, трудно сказать, но не исключена большая вероятность именно последнего варианта. Н. И. Репников выделил три типа кладки, которые соответствовали трем периодам строительства Парфенитской базилики. Ранний храм, по его мнению, был одноапсидный, хотя и трехнефный, имел мраморные колонны, капители, аналогичные херсонесским, выстроен из инкерманского камня с соблюдением той же северо-восточной ориентации, что и херсонские базиликальные храмы, в массе возводившиеся во второй половине VI – начале VII вв. Не исключено, что его строили херсонские икодомы. Второй строительный период относится ко второй половине VIII в., когда ранняя базилика была перестроена, очевидно, стараниями Иоанна Готского, основавшего в Парфените упомянутый в Житии монастырь св. Апостолов (ton agion Apostolon) (Завадская И. А. Христианство в ранневизантийском Херсонесе (по культовым памятникам). Дисс. ... канд. ист. наук/Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, – Симферополь, 2000. – С. 172–173). В. Г. Васильевский путает храм св. Апостолов с монастырем св. Апостолов и поэтому ошибочно приписывает создание храма Иоанну Готскому, повторяя, впрочем, очень давнее заблуждение, как это видно из содержания надписи 1427/1428 г. По мнению В. В. Сухореброва, «этот монастырь был создан уже после возвращения Святителя из Иерусалима и обустроен по типу обителей Святой Земли» (Сухоребров В. В. Крымский полуостров в иконоборческую эпоху. – С. 78). В последнее время появились сомнения относительно прежней датировки Парфенитской базилики, которая, судя по результатам археологических исследований 1998 – 2001 гг., возникла или была кардинально обновлена не ранее конца IX – X вв., то есть именно тогда, когда можно говорить о существовании архиепископства Готфии (Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Археологические исследования храма монастыря св. Апостолов Петра и Павла в Партените на Южном берегу Крыма//Отчетная археологическая сессия Гос. Эрмитажа. – СПб., 1999. – С. 21–24; Адак-

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если верить автору Жития Иоанна Готского, составленного в период между 815 и 843 гг., епископ Готии (возможно, он же – архиепископ Херсона или Херсона Дорантского) уже существовал в правление василевса Константина V (741–775), причем до церковного синода 754 г., осудившего иконопочитание. – Житие Иоанна Готского//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 396; ср. Арсений, архим. Готская епархия в Крыму//ЖМНП. – 1873. – Ч. 115. – Январь. – С. 59–86; Кулаковский Ю.А. Из истории Готской епархии (в Крыму) в VIII веке. Где находились Фуллы?//ЖМНП. – 1898. – Ч. 315. – Февраль. – С. 173–202; Бертье-Делагард А.А. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде//ИТУАК. – 1920. – – С. 40–66,128,131; Васильев А.А. Готы в Крыму. II//ИГАИМК. – A., 1927. – Т. 5. – С. 210–216; Vkstliev A. The Goths... – Р.80; Артамонов М.И. История хазар. – С. 256–263, 327; Пятышева Н.В. Печать готского епископа в коллекциях Государственного исторического музея//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–36; Якобсон A.A. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Вып. 10. – С. 40,41; Xuxley G. On the Vita of John of Gotthia//Greek, Roman and Byzantine Studies. – 1978. – Vol. 19. – N 2. – P. 161–169; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–122; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. –- Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 1–113 (последние два автора относят время образования Готской епархии к концу VIII – началу IX в., но тоже связывают это с захватом большей части Крымской Готии хазарами). По мнению Ж. Дагрона, огромные размеры Готской епархии, согласно нотации де Боора или списку по Даррузе, отражали лишь проект распространения Византийской церковной иерархии в Таврике и были эфемерной реальностью (Dagron G. Crimee ambigue//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – Р. 293,300). 1203 Болгов H.H. Боспор Византийский: очерки истории//Болгов H.H.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

621 B переводе A. Никитского: «...так что казалось, что он висит на один локоть (от земли) » (oste pechyn ena orathenai auton kremasthenta) (Никитский А. Указ. соч. – С. 31, гл.7). 1 локоть (pechys, pechon)=0,3123 м. Воспарение во время молитвы агиографы с идеологической целью относили к числу величайших чудес своих героев, как это следует из обоих известных вариантов Жития Иоанникия Великого (ум. 846 г.) (Каждан А. П» Шерри Ли Ф., Ангелиди X. История византийской литратуры (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 428). 623 Монах Василий – второй после диакона Лонгина ученик преподобного, который назван агиографом по имени. Указанное позволяет утвердиться во мнении, что прочие мафиты – ученики Иоанна, из числа арестованных хазарами после выступления (см.: гл. 7), тоже были монахами монастыря свв. Апостолов в Партените и число их было неве- лико, как и невелики были обители того времени, очень редко превышавшие несколько десятков человек. Это еще раз подтверждает, что «народ» (о laos), который поддержал преподобного и который В. Г. Васильевский назвал паствой Иоанна, был малочислен. 625 ...в торжище Курасаитах (en Kourasaitois to emporio). Этот топоним до сих пор не локализован. В. Г. Васильевский помещал приморский эмпорий Курасаиты в Гур- зуфе (Gorsoubitai Прокопия Кесарийского), но И. А. Баранов, следуя предположению Ю. А. Кулаковского , сделал более убедительную попытку локализовать его в 3 км к востоку от эмпория Парфениты, в приморском урочище Карасан (Харасан), которое лежит между Партенитом и Ламбатом (древним Lampas). Оно располагает удобной бухтой, защищаемой от ветров горой Аю-Даг и мысом Плака, около которого сдела- ны массовые подводные находки строительной, тарной и бытовой керамики, остатки груза торговых кораблей, частью датируемые в пределах VII–X вв. (Кулаковский Ю. Гурзуф или Карасан (Харасан) помянут в Житии Иоанна Готского?//Археологические известия и заметки, издаваемые имп. Московским археологическим обществом. – 1896. – 1. – С. 5–6; Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., – С. 150; ср.: Зеленко C. М. Подводно-археологические исследования побережья между г.Кастель и г.Аю-Даг//Археологические исследования в Крыму. 1994 год. – Симферополь,1997. – С. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горизонт Тотилы омрачала только одна черная туча. Франкские короли, обладавшие сверхъестественным чутьем относительно того, куда прыгнет старый кот, взирали на происходящее с полной безучастностью. Правда, в своих сношениях с Юстинианом они высказывали необходимый минимум угроз. Видимо, они думали, что следует опасаться появления на франкской территории не готского короля, а войск константинопольского императора. IX Настала весна, и разноплеменная армия Нарсеса двинулась из Салоны. Это была устрашающая сила. По численности это было самое большое войско из всех, какие император посылал против готов. Велизарий завоевал Африку Гейламира и Италию Витигиса, имея армии численностью пятнадцать–двадцать тысяч человек. Армия, во главе которой Нарсес вышел из Салоны, насчитывала до двадцати пяти тысяч воинов. Но сила этого войска заключалась не только в его численности. Это было войско, составленное из замечательных воителей. У римлян было четыре соединения. Для начала следует упомянуть о знаменитой дружине, в которую Герман привлек лучших воинов империи. О войске Иоанна мы уже знаем по его многочисленным подвигам в Италии. Третьим соединением командовал Иоанн Обжора, четвертым – Дагисфей, опытный ветеран лазикских и персидских войн. Из этого блистательного воинства выделялись люди Иоанна и Германа – верховые лучники, благодаря которым была выиграна битва при Трикамароне. Вместе с армией Нарсеса на войну двигался персидский корпус под водительством Кобада, племянника Хосру и внука Кобада – царя царей. Был здесь также большой отряд гуннов и несколько меньший отряд гепидов, которых вел их вождь Асбад. Было также два отряда герулов – общей численностью около трех тысяч под началом короля Филемута и приблизительно столько же под началом другого вождя, Арута. Последним по списку, но не по значению, выступал со своей дружиной около пяти тысяч сильных, закованных в железные латы всадников король лангобардов Эдвин. Когда армия прибыла на Адриатическое побережье в районе Истрии, Нарсесу пришлось соблюдать осторожность. Вокруг простирались владения франков, а в задачу Нарсеса не входило сражение с ними. На его просьбу о разрешении свободного прохода к Равенне франки ответили вежливым отказом, мотивируя его тем, что не могут позволить войску лангобардов пройти по франкской земле. Пока Нарсес думал, что делать, выяснилось, что отказ франков не имел практического значения, так как войско не могло пройти на юг: в Вероне расположился Тейя с авангардом готского войска, поэтому все дороги были заперты, а мосты блокированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Вселенский VII Собор (II Никейский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греч. оригинале. Старейшей рукописью греч. актов является Vatic. gr. 836 (XIII в.); рукописи XV-XVI вв.: Vind. hist. gr. 29, Vatic. gr. 834, Vatic. gr. 660, Vatic. Ottob. gr. 27. Лат. перевод актов, сделанный с экземпляра, доставленного в Рим папскими представителями, был выполнен крайне неудовлетворительно, в связи с чем Анастасий Библиотекарь (IX в.) предпринял их новый перевод с греческого. Особую проблему представляет аутентичность многочисленных текстов, зачитывавшихся на Соборе. В частности, сомнения вызывает подлинность переписки папы Григория II с имп. Львом III Исавром и патриархом свт. Германом I (Gouillard. 1968); вопрос остается открытым. Текст в публикации Дж. Манси содержит немало неточностей и ошибок, особенно в именах и географических названиях (еще в большем числе они наличествуют в рус. пер., выполненном в XIX в. при КазДА). Полноценное исследование текстологических вопросов остается невозможным до выхода в свет критического издания (с 1991 его готовит Э. Ламберц во 2-й серии ACO). Публикацию протоколов соборных деяний в собрании Манси предваряют: 1) историческое введение; 2) 2 послания папы Григория II (715-731) к имп. Льву III о святых иконах (Jaffé. RPR. N 2180, 2182); 3) предисловие лат. переводчика актов Анастасия Библиотекаря, адресованное папе Иоанну VIII; 4) имп. указ (сакра) Константина VI и Ирины к папе Адриану I (только в лат. пер.); 5) речь свт. Тарасия по случаю его избрания на К-польскую кафедру; 6) краткое описание (συϒϒραφ) событий 786 г. (Mansi. T. 12. P. 990-991; ДВС. Т. 4. С. 337-338). В завершение прилагаются: 1) Похвальное слово Собору диак. Епифания из Катании; 2) послание патриарха Тарасия к папе Адриану; 3) послание Тарасия к игумену Иоанну. О событиях, непосредственно предшествовавших Собору, рассказывает прп. Феофан Исповедник (Theoph. Chron. P. 458-462). Нек-рые важные детали, подтверждающие и дополняющие «Хронографию» Феофана, сообщаются в 4-й гл. Жития св. Иоанна, еп. Готского (Vita S. Joannis ep. Gotthiae//ActaSS. Iun. T. 5. Col. 191; Никитский А. Житие прп. Иоанна еп. Готского//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 25-34; рус. пер.: Васильевский В. Г. Рус.-визант. отрывки, VII//ЖМНП. 1878. Ч. 195. 1. С. 126). Краткий, но сохранивший важные подробности рассказ предваряет текст соборных деяний (Mansi. T. 12. P. 990-991). Дополнительные сведения находятся в Житиях прп. Платона (ActaSS. Apr. T. 1. Col. 366 sq.) и свт. Тарасия (Ignatios the Deacon. The Life of the Patriarch Tarasios (MHG, N 1698)/Ed., transl., comment. S. Euthymiadis. Aldershot, 19983), а также в послании папы Адриана к Карлу Великому (Mansi. T. 13. P. 808).

http://sedmitza.ru/text/758863.html

544 ... имея В виду преподобного. He совсем ясное выражение – ton skopon echon tou Osiou. Вызывает сомнение, что патриарх Павел перед своей смертью решился на свой всех поразивший поступок, то есть на оставление патриархии (katelthen ek tou patriarcheiou) вследствие внушения или влияния Иоанна Готского, которому перед этим августа Ирина дозволила явиться в Константинополь. 545 Монастырь Богородицы Флоров (tes agias Theotokou ton Phlorou), где без ведома августы патриарх Павел принял монашескую схиму, упоминается довольно часто в византийских источниках, но именно здесь он носит наиболее точный титул, показывающий, что название его Флоровым происходит только от места, где он построен, основан, или от имени строителя, а не от св. Флора, которому будто бы он был посвящен. 547 Протоасикрит – гражданский чиновник, старший (первый) секретарь (Kazdan A. A. Protoasekretis//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1742). 548 ... цари (в оригинале – oi basileias) – императрица Ирина и ee соправитель, 14-летний Константин VI. 549 ... вышереченный собор. Следует отметить, что агиограф еще не вел речь о решении созвать собор для восстановления иконопочитания. Он скажет об этом ниже. Видимо, мы имеем дело с переработкой более обширного сочинения, из которого были взяты отдельные купюры, по-новому скомпанованные. 550 ...священные грамоты от четырех npecmonoe (ek ton trssaron Thronon ... kai ieron grammaton), to есть от Римского первосвященника и патриархов Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского. 551 На самом деле ни от одного из трех восточных патриархов не было ни грамот, ни уполномоченных, а было то и другое от папы Адриана I (772–795). Двое уполномоченных с востока, подписавшиеся каждый от имени трех восточных патраршьих престолов, были отправлены на синод архиереями, находившимися под властью мусульман. Из боязни гонения и преследования эти архиереи не допустили передачи посланий от Тарасия и августы Ирины самим патриархам и даже скрыли свои имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558 Рассказ o военном бунте известен и из других источников, но только Житие отмечает число наказанных воинов (tas ex chiliadas), вместе с семьями покаранных изгнанием (exorizontai). В византийском праве последнее не выступало в виде отдельного наказания, а, как и острижение, сочеталось с бичеванием (Сидоркин А. И. Лишение и ограничение свободы как наказания в византийском праве//Forum Romanum. Доклады III международ. конф. «Римское частное и публичное право: многовековый опыт развития европейского права». – M., 2003. – С. 141). 559 Это «[удобное] время» (chrono) было подготовлено августой Ириной, которая учла полученный урок и решила загодя нейтрализовать опасность со стороны солдат и стоявших за ними недовольных правительством, рвущихся к власти иконоборчески настроенных военных кругов. С этой целью к лету следующего, 787 г. под предлогом выступления в поход против арабов из крупного малоазийского города Никеи были выведены войска, которые заменили частями западных, анти-иконоборчески настроенных фем. Семьи воинов, отправившихся «воевать с арабами», оказались заложниками, что позволило разоружить неблагонадежные отряды. 560 Вероятно, имеются в виду легаты римского папы Адриана I. В переводе А. Никитского: «заместители апостольского престола» (kai Apostolikou Thronou topou epechontes) (Никитский A. Указ. соч. – C. 28, гл.4). 561 ... сошпись в Никее (synelthontes en Nikaia). Этот крупный город являся центром фемы Опсикий на азиатском берегу Босфора. Первое заседание VII Вселенского синода открылось здесь 24 сентября 787 г. Подробнее об этом: Theophanis Chronographia. – P. 461.16–483.5. 562 Сам Иоанн не присутствовал на этом соборе и от его имени здесь никто не подписывался, как зачастую думают исследователи. Имя некоего монаха Кирилла, подписавшегося от имени епископа Готского под некоторыми актами, в частности, под IV заседанием об установлении почитания св. икон («Кирилл, инок и представитель Иоанна, епископа Готов (Kyrillos monachos kai ek prosopou Ioannou episkopou Go- ton).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010