Главнейший закон Греко-Восточного церковного пения есть закон осмогласия – Глас (χος), по учению греческих музыкантов и писателей, 129 „есть определенный древними образ (τρπος) преемства согласных (μμελν) звуков, на основании которого составляются и выпеваются мелодии, или есть звуковая лествица известной системы, по которой музыканты, располагая определенным количеством звуков соблюдая определенные интервалы и оканчиная определенными звуками производят известного вида мелодию“. В христианской церкви первых её веков, как видно из надписаний церковных песнопений Восточной церкви и из системы св. Амвросия Медиоланского , были в употреблении только четыре гласа, которые и признаны автентическими, главными (κριοι) или прямыми (ρθο) гласами. Впоследствии к ним присоединены еще четыре от них производных, иначе косвенных или плагальных (от πλαγος). Система осмогласия введена в Западной церкви в 6 веке св. Григорием Двоесловом , а в Восточной церкви в 8 веке св. Иоанном Дамаскиным . 130 В средние века основанием для различения гласов автентических и плагальных служили финальные звуки мелодий. По свидетельству Гукбальда и Оддона автентические гласы могли восходить от своего финала до девятого звука вверх и нисходить не ниже терции, плагальные же могли подниматься выше финала до квинты и нисходить на кварту вниз. Отсюда понятно и название автентических гласов вообще высокими (ξες), а плагальных тяжкими или низкими (βαρες) 131 . Впоследствии правила эти, как стеснительные для певческой практики, были нарушены. Те, которые поставляют церковное осмогласие в связь с древним эллинским искусством (наприм., Мануил Вриенний и др.), придают каждому гласу и древние народные названия по системе Птолемея. К автентическим гласам они относят гласы, основанные на ладах: дорийском, ионийском (или миксолидийском), лидийском и фригийском, к плагальным же на ладах, производных от них: гиподорийском, гипомиксолидийском, гиполидийском, гипофригийском. Происхождение церковного осмогласия в связи с означенными древними ладами греческое предание, записанное у Иоанна Глики, приписывает четырем мастерам металлических дел, из коих один был дорянинь, другой лидянин, третий фригиец и четвертый миксо лидянин (ионянин) Эти разноплеменные мастера, построив каждый по две из разных материалов трубочки (σωλνους) и, соединив их, выставили против ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

покорил все княжество Волынское, а в 1321 г. овладел древнею столицею Руси Киевом, так что к 1321 г. вся юго-западная Русь стала Литовскою, за исключением Галиции. История поставления при св. Петре отдельного митрополита Литовского, который, как со всею вероятностию должно думать, получил в свое заведывание и Галицию или был поставлен в митрополиты Галицко-литовские, остается нам в своих подробностях неизвестною. В одном из списков каталога архиерейских кафедр, составленного при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1327), читается историческое замечание, что Литва, принадлежав к митрополии великой России, сделана особой митрополией при помянутом императоре Андронике и при патриархе Иоанне Глике 39 ; а Иоанн Глика занимал патриарший престол с мая месяца 1316 г. по тот же месяц 1320 г. Затем, в сохранившихся до настоящего времени записях деяний Константинопольского патриаршего собора XIV в. находим, что митрополит Литовский ( Λιτβδων) присутствовал на этом соборе в августе месяце 1317 г. 40 . Из сейчас сказанного мы получаем те исторические данные относительно поставления отдельного митрополита Литовского, что он поставлен был в 1316–1317 г. и что его испросил у импер. Андроника и патр. Иоанна Глики великий князь Литовский Гедимин. Совершенно естественно было, чтобы этот последний, овладев весьма значительною частию Руси, находил неудобною и небезопасною в политическом отношении церковную зависимость своих Русских подданных от митрополита, жившего во Владимирско-московской Руси: а потому он и мог придти к мысли искать для своей Литовской Руси особого митрополита. Кафедра отдельной Литовской митрополии учреждена была не таким образом, чтобы возведен был в сан митрополита один из существовавших Литовско-русских епископов, а таким образом, что митрополит поставлен был как новый против прежних архиерей, с новой епархией и с новой кафедрой. В епархию митрополиту была назначена самая Литва, сколько было в ней Русских и сколько было в ней православных христиан из самих Литовцев; а кафедра его помещена была в городе Новогрудке (Новом городке), нынешнем уездном городе Минской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

25. Арсения Авториана (1255–1260, 1261–1267): а) дозволение двум братьям брать невестку и золовку 1519 , b) послание к митрополиту Филадельфийскому о границах духовного родства, как препятствия к браку 1520 , с) три решения, относящиеся к митрополии Митиленской 1521 . 26. Иоанна Векка (1275–1282): ответы (1276, августа 12) на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского 1522 . 27. Иосифа (1267–1275, 1282–1283): а) шесть постановлений, относящихся к монастырю новой Петры, b) два определения об утверждении за монастырем Макринитиссы недвижимых имений 1523 . 28. Пιττακιον Григория Кипрского (1283–1289) от 1305 г. к Андронику Комнену Палеологу, касающийся заблуждений патриарха Иоанна Векка и митрополита Ефесского Иоанна Хила, у Banduri, Antiquitat. VIII. (Imper. orientale, II) 961, и изложение свитка веры (томос) против Векка там же 1524 . 29. Афанасия (1289–1294, 1304–1312) так называемая новелла (потому что была утверждена императором в качестве гражданского закона) в 6 статьях (о наследовании после родителей (1, 4), о наказании за внебрачное сожительство (2, 3), о неотобрании в казну имущества убийцы, имеющего детей (5) и других предметах) 1525 . Другие определения патриарха Афанасия у Banduri. Antiquit. VIII (Imperium orientale, II) 962–967 1526 . 30. Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославовичу о непоставлении на мзде 1527 . 31. Иоанна Глики (1315–1320) пятьдесят постановлений и посланий, из коих три касаются вопросов брачного права (расторжение обручения по причине незаконных действий и взаимного отвращения обручившихся, расторжение брака по причине несогласия и долгого взаимного отчуждения супругов, расторжение брака по причине легкого поведения мужа) 1528 . 32. Исаии (1323–1334) девятнадцать постановлений, из коих три касаются брачных вопросов (расторжение обручения по причине отсутствия канонических условий, объявление брака недействительным по причине малолетства невесты, расторжение брака в 6-й степени свойства по причине смешения родственных имен и отношений) 1529 и одно о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Другим фактом, свидетельствующим о материальном благосостоянии Константинопольских патриархов данной эпохи, служит история патриаршествования Иоанна Глики. Григора, описывая это патриаршествование, восхваляет Иоанна Глику за бескорыстие и замечает: «С патриаршего престола (когда Глика покинул кафедру) он принес с собой не много денег, потому что не был корыстолюбив, как большая часть других патриархов» 846 . Значит, если Иоанн Глика, оставляя Константинопольскую архипастырскую кафедру, имел мало денег, то это случайность. Другой патриарх на его месте накопил бы много денег: подобное явление не было бы чем-нибудь необычайным. В рассматриваемое время сами цари приходили на помощь высшим иерархам, щедро одаряя их деньгами. Так, Михаил Палеолог заботился о том, чтобы обеспечить материальное положение отставного патриарха Германа III. Пахимер пишет: «Царь заботился о назначении Герману достаточных средств содержания и обещал многое» 847 . Тот же император, по словам этого же историка, «пригласил Пинаку, архиепископа Ираклийского, служить литургию во дворцовом храме, и тот отслужил ее за большую награду» 848 . Но относительное благосостояние византийского духовенства быстро начинает клониться к упадку начиная с двадцатых годов XII в. И это происходит почти внезапно. Такой упадок материального благосостояния духовенства стоит в тесной связи с оскудением государственной казны. Уже к концу царствования Андроника Старшего финансы империи пришли в большой беспорядок. После они, кажется, ни разу не поправлялись. Описывая царствование Иоанна Кантакузина , историк Григора остроумно замечает относительно государственной казны того времени: «Кантакузин совершенно опустошил государственные сокровищницы, так что в них ничего не осталось, кроме воздухе, праха, да еще разве, пожалуй, Эпикуровых атомов» 849 . Стало весьма сильно беднеть государство, оскудевала и Церковь . Патриархи Константинопольские для улучшения материального положения столичной Церкви начинают прибегать к мерам совершенно экстренным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Д.С. Бирюков Никифор Григора Никифор Григора (р. 1290/91 или 1293/94, ум. 1338/1361) – известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/32 г. , описанного в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/33 г. Никифор Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; считая, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, он убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав». В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламит-ского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники, при деятельном участии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Собственно византийские памятники, как наиболее важные, понятно, останавливают на себе особенное его внимание. Так, он довольно подробно говорит о «Записках» Михаила Пселла , лучшего свидетеля событий данной эпохи, об «Истории» Михаила Атталиота, о хрониках Иоанна Скилицы, Георгия Кедрина, Иоанна Зонары, Михаила Глики, об исторических трудах Никифора Вриенния и Анны Комниной, о словах и письмах Михаила Пселла , Иоанна Мавропода и др. Менее останавливается он на латинских памятниках; тем не менее, некоторые из них, особенно важные, нашли себе в кратких заметках автора весьма меткую характеристику; таковы, например, Барийские анналы, «Хроника» Лупа Протоспафария, «Хроника» Анонима Барийского, «История норманнов» Амата, «Хроника Кассинского монастыря» Льва, еп. Остийского, «ДеянияРобертаГвискара», Вильгельма Апулийского, «Сицилийская история» Готфрида Малатерра, «Хроника» Ромуальда Салернского и других. То же самое нужно сказать о восточных памятниках, как «История» Аристакеса Ластивертского, «Хроника» Матвея Эдесского, «Летопись» Яхъи Антиохийского, «Всеобщая история» Ал-Макина и др., в суждениях о которых сам автор не всегда мог быть вполне самостоятелен в силу свойств самих памятников. В отделе законодательных актов и официальных бумаг рассматриваются новеллы и хрисовулы императоров Константина VIII, Константина IX Мономаха, Исаака Комнина, Константина Дуки, Михаила Парапинака и Никифора Вотаниата, определения патриархов – Алексия, Михаила Керуллария, Иоанна Ксифилина, монастырские акты, постановление по делу Пселла, Περα, докладная записка легатов, булла Льва IX, акты Римского собора, грамоты и привилегии Трани, Амальфи, Неаполя, Далмации и Хорватии. В своих заметках об источниках г-н Скабалланович указывает внешние черты того или другого исторического памятника (место, время, личность автора памятника), старается определить отношение его к другим современным или однородным памятникам, доискивается происхождения находящихся в нем данных и выясняет сравнительную ценность последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Поэтому-то решение этого собора, утвержденное императорскою властью, называется τμος τς νσεως. Постановление состоит в след. Четвертый брак безусловно запрещается. Кто вступит в него вопреки запрещению, отлучается от церковного общения до расторжения незаконного брака. Третий брак дозволяется только в виде снисхождения людям молодым, имеющим от роду не более 30 лет, и при том бездетным, а в случай, если у них уже есть дети от прежних браков, то с наложением четырехлетней епитимии. Сорокалетнему человеку не имеющему детей допускается третий брак под условием пятилетней епитимии, а имеющему детей и 40 лет возраста совсем запрещается вступление в третий брак. (Leuncl. t. 103–109. Συν V. 4–10. Кормч. гл. 52.) Из других Синодальных постановлений по делам брачным следует упомянуть: 2) О постановления патриарха Сисиния (996–999) о том, что два брата не могут жениться на двоюродных сестрах (Leuncl. t. 197–203. Συν V. 11–19. Кормч. гл. 51.). Его же постановление о невенчании второбрачных. (Павлов, Синод. пост. патр. Сисиния о невенч. втор. Визант. Врем. т. II. стр. 152–159). 3) О постановлений патриарха Алексея (1025–1043) о запрещении брака в седьмой степени кровного бокового родства (Leuncl. t. 204. Συν V. 36. Кормч. гл. 51.), о невенчании второбрачных. (Павлов, там же стр. 154). 4) О постановлении патр. Михаила Керуллария (1043–1059) о том же и о браке в шестой степени свойства (Leuncl. t. 206–210. 263. 264. Συν V. 40–47). 5) О постановлениях патр. Иоанна Ксифилина 1066 и 1067 об обручении, в которых оно приравнивается браку (Leuncl. t. 211. 212. 214. Συν V. 51–54). 6) О постановлениях патр. Николая Грамматика 1902 г. о браках в шестой степени свойства (Leuncl. t. 215. 216. Συν V. 58–60). 7) О постановлении патр. Луки Хрисоверга 11 апр. 1166 г., запрещающем брак в седьмой степени кровного бокового родства (Leuncl. t. 217–220. Συν V. 95–98). 8) О постановлениях патр. Михаила Анхиала 1169–1177 о значении обручения и о свойстве от трех родов (Leuncl. t. 230–231. Συν V. 100.). 9) Иоанна Глики (1315–1320) три постановления о брачном разводе – по причине несогласия и продолжительного взаимного отчуждения супругов, по причине легкого поведения мужа и по причине незаконных действий и взаимного отвращения обручившихся (Miklosich et Muller. Acta et diplomat. I. 1–95. Migne. Patrol. graeca. t. 152. p. 1058). 10) О послании патриарха Григория VI 10 февр. 1839 года к Ионейскому правительству, в котором изгаляются действующие в восточной церкви правила относительно родства как препятствия к браку ( Συν V. 164–168). Из Синодальных постановлений, касающихся других предметов кроме брака, нужно упомянуть след: 1) Синодальное постановление патр. Алексея Студита (1025–1043) о ставленных пошлинах ( περ τς το κανονικο δοσεως). Συν V. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) [греч] – богослов, разносторонний ученый, историк. Первоначальное образование Никифор Григора получил под руководством своего дяди, Гераклейского митрополита Иоанна, затем учился у Иоанна Глики и Феодора Метохита.   Многие десятилетия Никифор Григора был в центре богословских споров своего времени. Он был оппонентом Варлаама Калабрийского в открытом споре, организованном в Константинополе, но одновременно не принимал и исихазм. После признанания ортодоксальности позиции Григория Паламы на церковном соборе Никифор Григора подвергся опале и был заточен на несколько  лет в монастырь.   До конца жизни Никифор Григора не прекращал борьбы с паламитами. Универсализм его знаний  выразился в многообразии его сочинений. Он – автор речей и проповедей, житийных произведений. Он написал полемическое, построенное в форме диалога,  сочинение " Флорентиец " , в котором под вымышленными именами представил себя и Варлаама Калабрийского. Ему принадлежат труды по математике, музыке и астрономии; в этих последних он предлагал реформу календаря. Самый известный труд Никифор Григора – историческое сочинение " Ромейская история " , в последней части носящий характер мемуаров. Труд, который мы публикуем, называется " Антиретики " , это более поэтическое, чем научное описание Афона , прекрасные образец византийской риторики.   Перевод наш - портала Горы Афон. Мы постарались перевести это " чудо риторики " с древнегреческого на удобо-понятный язык так, чтобы вы и поняли мысль - и почувствовали и колорит слова автора. - Святая Гора Афон Гора Афон   достойна удивления и в том, что воздух здесь действительно обладает весьма великолепным естественным растворением, и что Гора украшается некой многочисленной и разнообразной зеленью, и, чтобы сказать во всей красе слова, она привлекает чувство паломников, сообщая им невероятную легкость, и кроме этого передает душе радость наслаждения этой красотой; ведь радость здесь отовсюду течет, как из сокровищниц, и включает в себя радующий дыхание восторг благоухания и восхищающий глаз цвет цветов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=20&iid=162...

Итак, визант. песнопения имели первоначально силлабическую, а не пространную мелизматическую форму. Эта последняя форма вместе с т. н. «кратким мелизматическим экзегесисом» (чаще всего 2 доли на 1 слог), предложенным дидаскалом Карасом, вероятно, является более поздним изобретением, положившим начало формированию последующих форм визант. пения. Как это впервые показал Странк (1942), первоначальными являются пифагорейские диатонические звукоряды, на основе которых в результате незначительных постепенных изменений в певч. практике и влияния калофонического пения (в большей степени открытого влияниям со стороны светской музыки) была выработана система используемых ныне интервалов. Пример 2: Рождественский ирмос (Iver. 470. Fol. 3v, XII в. — MMB. Vol. 6. Pt. 1 P. 61) Пример 2: Рождественский ирмос (Iver. 470. Fol. 3v, XII в. — MMB. Vol. 6. Pt. 1 P. 61) Метод обучения Помимо музыкально-теоретических трактатов, посвященных ранневизант. нотациям, не существует иного метода обучения этим нотациям. Единственный возможный дидактический путь — это использование и обучение хирономии. От данного периода, однако, не сохранилось ни одного ясного описания хирономии, и ее соотношение с нотацией также остается весьма неопределенным. Сама природа ранневизант. нотации делает описание процесса обучения и запись упражнений весьма затруднительными. Оба аспекта обучения становятся доступными для исследования лишь в более поздний период, с появлением полностью диастематической средневизант. нотации, и сначала только в виде перечня знаков и их комбинаций (которым также давались определенные названия — для краткости и с дидактическими целями). Данные о более систематическом обучении появляются не ранее нач. XIV в. Вероятно, оно приобрело законченную форму у Иоанна Глики («Дидаскала дидаскалов») и его ученика прп. Иоанна Кукузеля (по прозвищу «Μαστωρ» — Магистр) и явилось результатом появления калофонического пения с его новыми комбинациями ранее использовавшихся знаков средневизант. нотации и его высокими художественными требованиями.

http://pravenc.ru/text/365723.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010