Предисловие Во 2-й половине XVIII в. наряду со спором о поминовении усопших предметом полемики между участниками движения колливадов и их противниками стал также вопрос о частом причащении, который постепенно выдвинулся на первый план. Отечественный исследователь этой темы О.А. Родионов отмечает, что «попытки представить прения о коливе в качестве первой фазы споров, а вопрос о св. Причащении – как основную тему следующей… не выглядят убедительными, так как частое причащение святых Таин становится предметом обсуждения и поводом к столкновениям практически одновременно с возникновением проблемы поминовения усопших по воскресеньям» 1 . Однако вопрос о частом причащении стал не единственным предметом споров, связанных с богословием Евхаристии. Непосредственно в стане колливадов разгорелся спор о тленности Тела Христова в Таинстве, инициатором которого стал Неофит Кавсокаливит 2 . Последний был введен в заблуждение трактатом «О Пречистом Теле, коего мы причащаемся» 3 , надписанным именем прп. Иоанна Дамаскина и созданным сторонниками математика и астронома XII в. Михаила Глики (Сикидита), который утверждал, что Хлеб предложения по природе ( κατ φσιν) такой же, каковой была святая Плоть Христова, данная в пищу ученикам на Тайной Вечере, то есть св. Дары являются тленными, а причастник принимает не «всего Христа» ( λον τν Χριστ ν). Согласно Глике, евхаристическое Тело Христово тленно, за каждой Литургией реально приносится в жертву, преломляется, разделяется на части и вкушается причастниками. В учении Глики сочетались крайний евхаристический реализм (св. Хлеб после освящения есть самое Тело Христово, а не образ, икона или символ, и все, что происходит с Хлебом после освящения, происходит и с Телом) и оригенистское учение о воскресшем Теле Спасителя, которое недоступно чувственному восприятию и которого нельзя причаститься: оно не может быть преломляемо, вкушаемо и раздробляемо зубами верующих во время Литургии. Однако принесенное в жертву и дробимое и неодушевленное Тело Христово все-таки воскресает в причастнике, как во гробу, и соделывает того общником нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Д.С. Бирюков Никифор Григора Никифор Григора (р. 1290/91 или 1293/94, ум. 1338/1361) – известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/32 г. , описанного в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/33 г. Никифор Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; считая, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, он убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав». В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламит-ского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники, при деятельном участии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIV КАЛЕКА [греч. Ιωννης Καλκας] (1283, Апрос, Фракия - 29.12.1347, К-поль), патриарх К-польский (февр. 1334 - 2 февр. 1347), визант. ученый, юрист, ритор и писатель. Род. в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн Апрен (Απρηνς). Классического образования не получил, коснувшись «эллинской мудрости», по словам историка Никифора Григоры, лишь «кончиком пальца». Как пишет Григора, И. К. был человеком небольшого роста, с приятным лицом и живой речью. Обладал прекрасной памятью: через 2-3 ч. мог повторить наизусть то, что прочел. Произнося проповеди, рассуждал так, как будто читал по книге; никогда не запинался из-за забывчивости. Таланты И. К. были достаточно поздно замечены вел. доместиком Иоанном Кантакузином . И. К. нек-рое время был его духовником; до февр. 1334 г. был священником дворцового клира. И. К. был женат, имел сына и дочь, к-рая после возвышения отца вышла замуж за вел. стратопедарха Иоанна Ватаца, потомка никейских императоров. Ввиду предстоящей церковной карьеры И. К. развелся с женой. В 1334 г. кандидатура И. К. была предложена на Патриарший престол Иоанном Кантакузином с одобрения имп. Андроника III Палеолога . Свящ. Синод К-польской Церкви сначала воспротивился избранию, но 10 дней спустя И. К. был возведен в сан митрополита Фессалоники, что давало ему возможность быть избранным патриархом. В качестве мотива избрания И. К. историк Церкви протопр. Иоанн Мейендорф предполагает желание имп. Андроника и его окружения ослабить возросшее за годы междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III (1320-1328) влияние Церкви на государственные дела и в особенности избавиться от влияния монашества на патриаршее ведомство. В 1329 г. с целью ослабления авторитета синодального суда был создан институт «вселенских судей ромеев». В контексте этой судебной реформы понятна потребность императора в патриархе-юристе, тем более что в марте 1334 г. компетенция «вселенских судей ромеев» была значительно расширена. Вероятно, в связи с этими событиями в течение более 3 лет канцелярия патриаршего ведомства Великой ц. после восшествия И. К. на престол не издала ни одного документа. Первый акт за подписью И. К. появился лишь в июле 1337 г. Молчание Патриархии исследователь О. Крестен объясняет нежеланием «создавать конкуренцию» деятельности «вселенских судей ромеев», хотя логичнее было бы предположить отсутствие строгого разграничения юрисдикции вселенских судей и Свящ. Синода. В Патриаршество И. К. его канцелярия отказалась от подробной формы синодального акта (с перечислением всех присутствовавших на заседании Свящ. Синода), которая использовалась при патриархе Исаие , и вернулась к сокращенной форме, характерной для времени Патриаршества Иоанна XIII Глики .

http://pravenc.ru/text/469604.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) [греч] – богослов, разносторонний ученый, историк. Первоначальное образование Никифор Григора получил под руководством своего дяди, Гераклейского митрополита Иоанна, затем учился у Иоанна Глики и Феодора Метохита.   Многие десятилетия Никифор Григора был в центре богословских споров своего времени. Он был оппонентом Варлаама Калабрийского в открытом споре, организованном в Константинополе, но одновременно не принимал и исихазм. После признанания ортодоксальности позиции Григория Паламы на церковном соборе Никифор Григора подвергся опале и был заточен на несколько  лет в монастырь.   До конца жизни Никифор Григора не прекращал борьбы с паламитами. Универсализм его знаний  выразился в многообразии его сочинений. Он – автор речей и проповедей, житийных произведений. Он написал полемическое, построенное в форме диалога,  сочинение " Флорентиец " , в котором под вымышленными именами представил себя и Варлаама Калабрийского. Ему принадлежат труды по математике, музыке и астрономии; в этих последних он предлагал реформу календаря. Самый известный труд Никифор Григора – историческое сочинение " Ромейская история " , в последней части носящий характер мемуаров. Труд, который мы публикуем, называется " Антиретики " , это более поэтическое, чем научное описание Афона , прекрасные образец византийской риторики.   Перевод наш - портала Горы Афон. Мы постарались перевести это " чудо риторики " с древнегреческого на удобо-понятный язык так, чтобы вы и поняли мысль - и почувствовали и колорит слова автора. - Святая Гора Афон Гора Афон   достойна удивления и в том, что воздух здесь действительно обладает весьма великолепным естественным растворением, и что Гора украшается некой многочисленной и разнообразной зеленью, и, чтобы сказать во всей красе слова, она привлекает чувство паломников, сообщая им невероятную легкость, и кроме этого передает душе радость наслаждения этой красотой; ведь радость здесь отовсюду течет, как из сокровищниц, и включает в себя радующий дыхание восторг благоухания и восхищающий глаз цвет цветов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1624

Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Творения, вошедшие в так называемый Макариевский корпус, оказали глубочайшее воздействие на историю христианской духовности средневековья и нового времени, по праву почитаются одной из вершин православной мистики и подлинным выражением Предания. Среди направлений распространения CM в период его «рукописной жизни» можно особо выделить древнюю сирийскую литературу: в VII в. Дадишо Катрайа и св. Исаак Сирин цитируют произведения прп. Макария Египетского ; в VIII – Иосиф Газзайа и особенно Иоанн Дальятский испытывают его влияние. Эти авторы цитируют произведения из CM в основном по сирийскому переводу, но иногда используют и греческие слова 18 . Вполне вероятно, что Макария читал и прп. Симеон Новый Богослов , хотя этот вопрос не решен окончательно. До XI в. византийские авторы, тем не менее, хранят удивительное молчание о творениях прп. Макария Египетского . Помимо обширной переработки Великого послания, выполненной свт. Григорием Нисским , редкие отрывки или намеки на творения CM можно найти у прп. Марка Подвижника , Диадоха Фотики йского , Каллиника, в апофтегмах, у Варсануфия Великого, в греческой версии творений аввы Исайи , у Павла Эвергетидского, Михаила Глики и в псевдо-хризостомике 19 . Свое триумфальное шествие Духовные беседы начали только после победы исихастов, в кругу которых 20 творения Макария пользовались величайшим авторитетом (например, св. Григорий Палама прямо цитирует Макария). Соответственно, древнерусские переводы CM получили широчайшее распространение 21 . В книгу прп. Паисия Величковского Восторгнутые класы включены главы из Пс.- Марка Подвижника , входящие в CM 22 . На латинском западе в средние века (влияние Корпуса на прп. Иоанна Кассиана остается под вопросом) были переведены Сто пятьдесят глав, представлявшие собой подборку из творений прп. Макария, выполненную византийским автором Симеоном Логофетом 23 в популярном жанре «глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

Эпоха Комнинов может быть обозначена как особый период расцвета византийской историографии, и прежде всего благодаря трудам Анны Комнины, Иоанна Киннама и Никиты Хониата 784 . Старшая дочь императора Алексея I (1081–1118), умная и прекрасно образованная Анна Комнина , описала в своей «Алексиаде» историю своего отца с начала и вплоть до его смерти (1069–1118) 785 . Написанное изысканным античным слогом произведение принцессы, воспитанной на античных образцах, знакомой с древнегреческим историописанием, поэзией и философией, является не только наиболее выдающимся памятником византийского гуманизма, но и первосортным историческим источником. Подробное повествование Анны составляет основу нашего знания об этой важной эпохе, на которую приходятся восстановление византийской великодержавности, встреча Византии с Западом во время первого крестового похода, войны с норманнами и степными народами Севера и Востока. Панегирическая тенденция «Алексиады» и другие ее недостатки, к которым прежде всего относится хронологическая путаница, вполне искупаются объемностью и многосторонностью сообщаемой информации, овладеть которой писательница смогла благодаря своему положению и жажде знаний. В качестве историка пробовал себя и ее супруг, кесарь Никифор Вриенний , внук 786 того Никифора Вриенния, который в качестве провозглашенного императора выступал сначала против Михаила Дуки, а затем против Никифора Вотаниата. Оставшееся незавершенным сочинение Никифора Вриенния, которое не выдерживает сравнения с шедевром его супруги, кратко рассматривает историю дома Комнинов со времени Исаака Комнина, становится подробнее со времени Романа IV Диогена, однако обрывается уже посреди правления Никифора Вотаниата 787 . Эпохи Алексея I Комнина касается и заключительная часть часто упоминавшейся выше всемирной хроники Иоанны Зонары . При сильной зависимости от «Алексиады» краткие сведения Зонары содержат тем не менее важные дополнения к труду Анны Комнины. Напротив, никакой самостоятельной исторической ценностью не обладают ни стихотворная всемирная хроника Константина Манассии , доходящая до восшествия на престол Алексея-Комнина, ни доведенная до времени смерти того же правителя всемирная хроника Михаила Глики . На еще более низкой ступени стоит совсем скудная всемирная хроника Иоиля, которая доведена вплоть до взятия латинянами Константинополя в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КСЕН КОРОНИС [греч. Ξνος Κορνης] (кон. XIII - сер. XIV в.), мон., протопсалт, визант. мелург периода распространения калофонического пения . Возможно, его имя (означающее «чужеземец») и прозвище указывают на происхождение из г. Корони (п-ов Пелопоннес). В самой ранней певч. рукописи, в к-рой упоминается его имя, Аколуфии Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 62, 190v, 201v, 1336 г.), и в Пападики Ath. Cutl. 399 (Fol. 7, 79v, сер. XIV в.) К. К. назван лампадарием . Однако чаще всего он обозначается как «протопсалт Святой Софии», или «протопсалт Великой Церкви», или «протопсалт честнóго царского клира», из чего можно заключить, что бóльшую часть жизни мелург провел в К-поле. Наряду с прп. Иоанном Кукузелем К. К. считается учеником протопсалта Иоанна Глики , о чем можно судить по ремарке и иллюстрации с подписями в Пападики 2-й пол. XIV в. Ath. Cutl. 457 («начало с Богом Святым великой вечерни… содержит же древние и новые аллагмы различных авторов, знаменитого протопсалта Глики и его последователей и учеников кир Ксена, протопсалта Корони, и Пападопула кир Иоанна и маистора Кукузеля» - fol. 1). Мануил Хрисаф считал, что К. К. был немного моложе Иоанна Кукузеля ( Χρυσφης. 1938. Σ. 38-39). По наблюдению Н. Морана, крест на головном уборе (скиадионе) К. К., изображенный на миниатюре в рукописи Ath. Cutl. 457, может указывать на титул «крестоносца» (σταυροφρος), являвшийся принадлежностью некоторых должностей Великой церкви. Уточнить время деятельности К. К. можно, исходя из факта написания им мелоса для «умилительного» тропаря-пятнадцатисложника, сочиненного патриархом Исидором I Вухиром (17 мая 1347 - после февр. 1350) (Athen. Bibl. Nat. 2604. Fol. 263, 1463 г.; см.: Στθης. 1977. Σ. 93-93, 225-226). Вероятно, в конце жизни К. К. принял монашеский постриг с именем Ксенофонт, что следует из ремарки рукописи Sinait. gr. 1311: «сочинение кир Ксена Корониса и лампадария, во святой и ангельской схиме переименованного в Ксенофонта…» (Fol. 2v, 2-я пол. XIV в.). Указания на его монашеское имя присутствуют также в ряде рукописей XVIII в. (Ath. Laur. Μ 93. Fol. 266v, 1728 г.,- здесь он упом. как «протопсалт Святой Софии, впоследствии же в ангельской схиме Ксенофонт»; Athen. Bibl. Nat. 897. Fol. 54v, 50-70-е гг. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2462105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАМА [греч. ρμα], г. в Вост. Македонии, центр Драмской митрополии Элладской Православной Церкви. Следы первых поселений в окрестностях Д. относятся к раннему железному веку. В классическую эпоху, в V в. до Р. Х., на месте Д. существовал небольшой город, жители к-рого занимались виноградарством и почитали бога Диониса. В рим. период через город проходил важнейший торговый путь - Эгнатиева дорога (Via Egnatia). Однако росту значения Д. препятствовало соседство с таким крупным центром, как г. Филиппы. Точное время основания Драмской епископии, подчиненной Филиппийской митрополии, остается неизвестным. Нотиции N 15 и 17-18 свидетельствуют, что нек-рое время в средневизант. период Д. являлась архиепископией. В ранг митрополии Драмская епархия была возведена ранее Патриаршества Иоанна XIII Глики (1315-1319), в 1317 г. она была подчинена митрополиту Христополя (совр. Кавала), в 1395 г.- митрополиту Эноса. В 1345 г. Д. была захвачена серб. царем Стефаном Душаном. Его наместник кесарь Воихна в 1357 г. нанес поражение в окрестностях Д. Матфею Кантакузину, сыну имп. Иоанна VI Кантакузина. Зять и преемник кесаря Воихны деспот Иоанн Углеша († 1371) фактически был правителем независимого княжества со столицей в Д. После 1365 г. столицей становятся Серры ( Р. Kpaj Српског царства. Београд, 2001. С. 76). В болг. лит-ре высказывалось мнение, что в правление Иоанна Углеши Драмская митрополия подчинялась Охридскому архиепископу ( Снегаров И. История за Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 335). Основанием для этого явилось неверно истолкованное исследователем упоминание архиеп. Григория в хрисовуле Иоанна Углеши (1369), посвященном решению имущественного спора между епископом Иерисса и Зографским мон-рем ( Острогорски Г. Buзahmuja и Словени. Београд, 1970. С. 536-537). В 1371 г. К-польский патриарх Филофей Коккин издал грамоту, согласно к-рой он доверял Драмскому митрополиту управление Филиппийской митрополией и назначал его экзархом во владениях Иоанна Углеши с передачей ему всех патриарших прав в этой области (Там же. С. 602-603).

http://pravenc.ru/text/180401.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГЛИКА Иоанн Глика. Миниатюра из певч. рукописи XV в. (Ath. Laur. Л. 165. Fol. 10v Иоанн Глика. Миниатюра из певч. рукописи XV в. (Ath. Laur. Л. 165. Fol. 10v Иоанн Глика [Иоанн Гликис; греч. Ιωννης Γλυκς] (сер. XIII в.- ок. 1320), протопсалт, византийский мелург, учитель пения. Сведений о жизни И. Г. сохранилось не много. В рукописях он назван «протопсалтом» (самое раннее упоминание - в древнейшем из сохранившихся списков Аколуфии Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.), «протопсалтом и учителем» (Sinait. gr. 1252, XVI в.), «протопсалтом Святой Софии» (Ath. Paul. 27. Fol. 182, кон. XVIII в.). Прозвище Γλυκς (сладкий) мелург получил, вероятнее всего, за искусность и мелодичность сочинений (впосл. так же стали называть мелурга рубежа XVII и XVIII вв. Петра Берекета ). В лит-ре неоднократно обсуждался вопрос об идентичности протопсалта И. Г. и К-польского патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Одним из оснований для такого отождествления послужило изображение в рукописи Ath. Laur. Λ. 165 (XV в.) протопсалта И. Г. в священническом облачении. Однако совр. исследования доказывают, что это отождествление является следствием ошибки переписчиков муз. кодексов, допущенной из-за совпадения имен (см.: Κουροσης. 1974. Σ. 298-302; Στθης. 1977. Σ. 101). В качестве учеников И. Г. упоминаются мелурги магистр прп. Иоанн Кукузель и протопсалт Ксен Коронис . На листе из Пападики 2-й пол. XIV в. Ath. Cutl. 457, впосл. попавшем в коллекцию еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. Папка I. 2, 2-я пол. XV в.), изображен И. Г., обучающий 2 учеников. Кроме того, учеником И. Г. был мелург Николай Кловас (см.: Ath. Vatop. 1495, XV в.). Творчество И. Г. приходится на эпоху калофонического пения , когда простые традиц. мелодии сменились яркими, выразительными песнопениями, исполнявшимися хором певчих и обладавшими особыми художественными качествами. И. Г. следовал стилю своей эпохи, что отражено в технике его сочинений. И. Г. писал гл. обр. калофонические произведения, к-рые из-за большой продолжительности в наст. время не исполняются за богослужением.

http://pravenc.ru/text/471114.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010