Этимология слова «саддукей» и его древность до конца не определены. Чаще всего слово толкуется как происходящее от Садока, основателя династии первосвященников (3Цар.22:35). В основном это была вполне секулярная партия, без крепких религиозных убеждений. Многие взгляды, которых придерживались саддукеи, были весьма консервативными, представлявшими древний иудаизм. Так, они придерживались буквы закона и не признавали его традиционных толкований. Они отрицали личное бессмертие. С другой стороны, они отрицали существование духов, как добрых, так и злых, хотя понятие о духах присуще самому раннему иудаизму. Политически саддукеи были весьма влиятельны, но они не имели большой популярности в народе, противившемся всем иностранным влияниям и твердо придерживавшемся закона в его традиционном толковании. Самыми типичными представителями этого демократическо-легалистического мировоззрения были фарисеи . Название это значит «отделенные». Очевидно, что истоки фарисейской партии восходят ко времени Ездры, однако само это название впервые упоминается в документах, непосредственно предшествовавших правлению Иоанна Гиркана. Во время его правления начинается историческое соперничество двух партий. В целом, несмотря на то, что от фарисеев произошли зилоты - борцы за политическую независимость, они не были политической партией. Хотя они пользовались глубоким уважением всего народа, их число никогда не было слишком большим. У обыкновенного человека не хватало ни образования, ни свободного времени, чтобы его получить и примкнуть к фарисеям. Среди фарисеев можно было встретить довольно презрительное отношение к простому народу. Например, в Ин.7:49 мы находим слова фарисеев, обращенные к Никодиму: «Этот народ невежда в законе и проклят он». Тем не менее взгляды, которых они придерживались, были весьма широко распространены и во многом были естественным результатом религиозного развития иудейского народа после вавилонского пленения. Главным образом они подчеркивали необходимость соблюдения до малейших деталей всего закона, в его традиционном толковании.

http://sedmitza.ru/lib/text/434652/

История народа была совершенно чужда этим мечтательным фанатикам, которые не признавали никакой земной власти вообще. Но и среди самих раввинов, и слепо-фанатического народа была еще более крайняя партия – непримиримых. Некоторых из них не удовлетворяла даже вся суровость и строгость раввинов, и по временам то внутри самого круга раввинов, то вне его появлялись люди еще более крайних взглядов, которые не хотели терпеть никаких компромиссов, иногда допускавшихся фарисеями. Они не хотели признавать ни князя, ни царя, и еще менее какую-либо иноземную языческую власть. Уже во времена Иоанна Гиркана среди них начал раздаваться ропот недовольства, и голоса их поднялись еще громче при Александре Ианнее, который старался подавить их суровым гонением. Но когда прибыл Помпей, в качестве завоевателя и решителя судьбы иудейского народа, то они еще раз своими настойчивыми протестами доказали, что партия их была еще сильна. Во время междоусобных войн многие из них сражались за Асмовейских князей, но при Ироде они были подавлены настолько, что никакое политическое действие с их стороны не было более возможным, и они должны были посвятить себя ревностному изучению закона, которое и сделало его царствование золотым веком раввинства. Если не в политике, то по крайней мере в своих школах они все-таки могли воспламенять патриотический дух подрастающего поколения, и некоторые из них делали это с большим успехом. Даже в самые суровые периоды царствования Ирода некоторые не боялись высказывать резкий протест против захвата им престола, который, по их убеждению, принадлежал только Богу. Так называемые разбойники, разбитые им при Арбеле, по-видимому, скорее были шайками этих крайних патриотов, которые старались осуществить свою теократическую мечту. Главнейшим вождем этих ярых зилотов был некий Езекия, которого Ирод захватил только с большим трудом и предал смерти, хотя его сын, Иуда галилеянин, впоследствии опять не раз поднимал знамя восстания за свободу и учреждения народа. По случаю мятежей, происшедших при восшествии Архелая, в Иерусалим прибыл Квинтилий Вар, бывший в то время правителем Сирии и сделавшийся впоследствии, вместе со своими легионами, жертвой Арминия в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Когда я буду кончаться, прикажите от моего имени, не давая знать о моей смерти, избить всех заключенных Иудеев». Отдавая этот приказ, он неутешно плакал. К счастию, это не было исполнено. 4. Всеобщее ожидание великого царя – мессии Месяца за три до кончины Иродовой родился обетованный Спаситель мира, Христос, Сын Божий. Ожидание пришествия Его было всеобщим как у Иудеев, так и у язычников. Внимательные к пророческому слову Иудеи видели, что три всемирные монархии: Вавилонская, Персидская и Греческая, сменивши одна другую, уступили место царству железному, которое все разрушает и покоряет; что Иудея не имеет более скиптроносца от племени Иудина, сделавшись подвластною Риму и поставленному им Идумеянину; и что седьминам Данииловым наступает конец, и ждали возвращения царства отца своего Давида 236 . В обетованном Сыне Давидовом одни мечтали видеть царя завоевателя, другие полагали надежду избавления от всех бедствий, но были избранные, которые веровали, что обетованный Мессия будет Просветителем и Искупителем всего человеческого рода. В то же время весь языческий мир наполнен был молвою, что Некто, вышедший из Иудеи, овладеет всем светом. Конечно, эта молва могла быть разнесена Иудеями, рассеянными по всем концам земли. Но ожидание появления всемирного Властителя из Иудеи не тревожило язычников: народ соединял его с надеждами на возвращение золотого века, в котором не будет браней и раздоров, но воцарятся мир и счастие; а мудрецы народов верили в возможность проникнуть в тайны небес и надеялись слушать Учителя, Который разрешит им все недоумения и приподнимет завесу, скрывающую от нас мир духовный. VIII. Священные книги времен вавилонского и персидского владычества и другия писания иудеев С разрушением царства Израильского, а потом и Иудейского, уже сами собою прекратились те обширные летописи царей, которые ведены были особыми царскими памятописцами. Они едва ли и сохранились до времен Маккавеев. Во времена общего растления нравов и преобладания языческого нечестия, без сомнения, они не были проникнуты духом веры в Божественный Промысл, управляющий судьбами всех племен и в особенности избранного народа Божия, значит, и не могли быть продолжением тех книг Царств, которые были написаны пророками: Самуилом, Гадом и Нафаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Потому что нас, меня и народ мой, положено погубить, истребить, уничтожить! О, если бы мы только проданы были в рабство, эта участь бы еще сносна: тогда я стенала бы молча, и враг не сделал бы зла царю...» Царь с поспешностью спросил: «кто же это такой? и что у него за власть, чтобы он смел это сделать?» Есфирь сказала: «этот злодей и злейший наш враг вот кто – Аман!» Аман онемел от этой нечаянности. Царь в гневе встал со своего места и вышел в сад. Воспрянул и Аман. Он постиг, какая опасность угрожала ему, и бросился к Есфири, которая возлежала на своем пиршественном ложе, чтобы умолять ее за жизнь свою. Когда царь возвратился из сада, он увидал, что Аман припал к ложу и обнимает ноги царицы. Царь принял это, как величайшую дерзость, и вскричал: «как? он при мне, в моем дворце, и царице еще осмеливается наносить оскорбление?» Не успел государь вымолвить этих слов, как слуги уже накрыли Аману голову. У восточных повелителей это было знаком решительного осуждения на смерть, когда от виновного не хотели слышать ни воплей, ни жалоб, ни оправданий. Тогда один из предстоящих царю слуг проговорил: «а Аман еще поставил у своего дома дерево в пятьдесят локтей вышины, чтобы на нем повесить Мардохея, который доказал верность царю». Царь сказал: «повесить на нем Амана!» Смертный приговор был исполнен, и царь успокоился. В тот же самый день царь отдал Есфири все имущество Амана; и Мардохей был представлен царю, который теперь узнал от Есфири, что он ей двоюродный брат. Тогда царский перстень, который был у Амана, передан был Мардохею, а с перстнем перешла к нему вся власть Амана. Между тем Есфирь, припавши к ногам государя, со слезами умолила его отменить прежний распоряжения Амановы об истреблении Иудеев. Царь весьма милостиво соизволил на ее прошение и от своего имени предоставил ей и Мардохею написать новый указ, какой только они сочтут более благоприятным для Иудеев. Новый указ написан и разослан был, спустя десять недель после прежнего. В нем предписано было, в тот же самый день, который назначен для истребления Иудеев, то есть, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара, по всем городам соединяться им для отомщения всем врагам, которые нетерпеливо ожидали их погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Он отправился в Египет, и там приняли его с честию; Клеопатра удерживала его у себя, но не давала ему ни денег, ни войска. Он поплыл в Рим, – здесь тотчас же явился к Антонию; рассказал все, что случилось в Иудеи, и описал ему свои домашние несчастия. Антоний принял в нем самое живое участие. Воспоминание о заслугах отца его и ожидание обещанной благодарности побудили Антония ходатайствовать за него перед Сенатом Римским; сам Октавий, помня Антипатрову службу и желая угодить Антонию, принял сторону Ирода. Сенат, недовольный тем, что Антигон, для достижения престола, призвал Парфян, по предложению Антония, на случай войны с этими врагами Римского народа, провозгласил Ирода царем Иудеи и обещал свое содействие к возведению его на престол. Иос. Фл. XIV, гл. 15, 2–10. 14 и гл. 16 По возвращении в Иудею, Ирод поспешил освободить своих близких и родных, которых Антигон стеснил в Масаде, и потом обратился на Иерусалим и осадил его. Римские военачальники, которым предписано было помогать ему, будучи подкупаемы Антигоном, делали безпрерывные затруднения Ироду: то у них недоставало съестных припасов, то им время отправляться на зимние квартиры, то для них вдруг понадобились деньги. Ирод должен был прервать осаду; сначала он занялся истреблением разбойников в Галилеи; потом отправился с жалобою на Римских военачальников к Антонию, который в ту пору воевал на Евфрате. В его отсутствие погиб в одной сшибке с неприятелями брат его Иосиф. Антоний, окончивши войну, поручил военачальнику Созию помогать Ироду, а сам отправился в Египет. Созий, пославши наперед два легиона в Иудею, обещал Ироду с остальным войском следовать за ним. Ирод прибыл с войском под Иерусалим, осадил его и прнготовивши все нужное для решительного нападения на город, в ожидании прибытия Созиева, отправился в Самарию праздновать брак свой с Мариамною. Наконец, и Созий привел свои легионы. Тогда поведена была против Иерусалима самая деятельная осада. Осажденные не уступали в смелости и мужестве войскам Римским, но, наконец, должны были уступить искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Дан. 2 Спустя год по смерти своего отца, Навуходоносор, видя себя обладателем могущественнейшего царства на всем востоке и зная, что нет на земле царя, который мог бы противиться его силе, решился все народы подчинить своей державе. Раз он заснул с мечтами о своем единовластительстве и с безпокойными думами о том, сохранится ли это всемирное владычество между его преемниками? И видел сон, который оставил в душе его необыкновенное впечатление, но, между тем, до того смутил его, что совершенно вышел из памяти. Тогда он велел позвать к себе мудрецов и гадателей; и, когда они предстали пред него, спросил их: «что значит мой сон, который я видел, но который так смутил меня, что я теперь не помню его?» Мудрецы отвечали ему: «скажи самый сон рабам твоим, и мы объясним значение его». Царь сказал: «я уже определил, если вы не расскажете мне сна и не откроете значения его, нарубить вас в куски и ваши домы обратить в развалины; в противном же случае –щедро наградить вас. Теперь остается вам рассказать мне сон и истолковать его». Мудрецы настаивали, чтобы Навуходоносор сам открыл сон свой. Царь заметил им, что они только выигрывают время, дабы выдумать и сказать ему какую-нибудь ложь, и, наконец, строго подтвердил: «вы должны угадать мой сон; тогда я удостоверюсь, что вы в состоянии открыть мне и значение его». Гадатели Халдейские, обыкновенно хвалившиеся сообщением с Богами, теперь открыто принуждены были сознаться, что ни один человек на земле не может удовлетворить требованию царя, и что одни боги могут открыть ему тайну его, но они не находятся между людьми, живущими во плоти. Навуходоносор сильно разгневался и приказал истребить всех мудрецов в Вавилоне. Когда их отыскивали, чтобы предать на смерть, то между прочим хотели взять и Даниила с его товарищами. Исполнителем царского повеления был Ариох, начальник царских телохранителей. Узнавши от него о причине грозного царского указа, Даниил просил дать ему время, чтобы открыть то, чего требует царь. После этого пошел домой и уведомил своих друзей: Ананию, Мисаила и Азарию об угрожающей им опасности, чтобы и они умоляли Бога небесного об откровении тайны царевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Козел пронесся по лицу землн, ударил и низверг овна, но только лишь сам усилился, как сломился его большой рог, и на его месте выросли четыре рога. 5. Погибель Валтасара и падение Вавилонского царства Дан. гл .6 Царству Вавилонскому стали угрожать Мидяне и Персы. Царь персидский Кир, в соединении с Астиагом, дядею по матери и вместе тестем своим, которого Даниил пророк называет Дарием Мидянином, обратил свое оружие против Вавилона. В этой великолепной столице, снабженной продовольствием на многие годы, засел Валтасар. Будучи постоянно предан забавам, он и не думал об опасности, какая угрожала всему царству. Мать его, Нитокриса, укрепляла Вавилон, пристраивала и возвышала стены, а он пировал со своими вельможами, женами и собеседницами. Раз, в сумраке ночи, на одном из таких пиршеств он пил вино в присутствии тысячи; и в крайне веселом расположении духа, потребовал, чтобы принесли те золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор вывез из Иерусалимского храма. Дабы показать, что для него не страшен и Всемогущий Иудейский Бог, он начал пить из них вино, поить своих гостей и собеседниц и величать своих богов. Вдруг, на стене пиршественного чертога, на которую падал свет от светильника, появилась кисть человеческой руки и, в виду царя, начертала перстом какие-то слова. Ужас овладел Валтасаром; он побледнел и затрясся и с большим усилием закричал, чтобы привели к нему тайновидцев и гадателей. По его приказанию объявлено было им, что если кто прочитает написанные неизвестною рукою слова и объяснит их смысл, такого оденут в порфиру, пожалуют золотою цепью и по власти сделают третьим в царстве (то есть, первым после царей Набонида и Валтасара). Пришли мудрецы Вавилонские, но никто из них не мог ни объяснить, ни даже прочитать таинствен- Хотя Даниил пользовался при Дарии всеми почестями и славою, но душа его постоянно болела об Иерусалиме. Каждодневно три раза преклоняя колени пред окнами, открытыми на запад к Иерусалиму, он молил Господа призреть на запустение святого Сиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По ее наущению явился перед царем виночерпий с сосудом, в котором был яд и донес, будто царица подарками склонила его поднести этот напиток царю. Начались пытки. Открылось, что и в этот раз Мариамне сказано о повелении, данном на ее жизнь,– что также поставлено было ей в вину. Наряжен суд. Пристрастные судьи приговорили несчастную к смерти. Когда она шла на казнь, мать ее, Александра, из страха подвергнуться той же участи, при всем народе стала осыпать ругательствами свою дочь, что она жена нечестивая и неблагодарная и по делам заслуживает позорную смерть. Невинная Мариамна не отвечала ни слова, она шла твердою поступью и приняла удар, не изменившись в лице. Когда прошли порывы бешенства и злости у безумного убийцы, начались терзания совести. Он везде искал и звал свою Мариамну; ни увеселения, ни пиры не разгоняли тоски его; повелевал рабам кликать Мариамну, как будто бы она была жива и могла слышать их голос. Он оставил дела, удалился от всех и заболел; с телесною болезнию соединилось какое-то затмение ума. Больной лежал в Самарии. В это время Александра начала домогаться, чтобы ей сданы были укрепления Иерусалима. Верные начальники довели это до сведения Ирода, и он повелел предать ее смерти. По выздоровлении он сделался еше подозрительнее и свирепее. Иос. Флав. XV, гл. 8. 9 и 19. 4 Чтобы выказать свою преданность к Августу и свое усердие к знатнейшим Римлянам, Ирод решался нарушать древние уставы и нимало не уважал священных обычаев народа. В самом Иерусалиме он построил театр, на полях Иерусалимских воздвиг амфитеатр, завел языческие зрелища и игры. Открывшийся по этому случаю заговор подал ему повод к укреплению Самарии (которая, в честь Августа, названа была Севастиею), к построению Кесарии и к сооружению других крепостей для своей личной безопасности; а вне Иудеи, в областях, присоединенных Августом к его царству, он строил даже храмы в честь Августа и ставил в них его изображения. Марианну заменила ему дочь некоего священника Симона. Чтобы возвысить ее род, перед браком он отставил бывшего в то время первосвященника и возвел в это достоинство отца своей невесты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но и эти, во время работы, на случай внезапного нападения, были препоясаны мечами. Сам Неемия подавал пример неусыпной бдительности: он и его охранная стража ни день, ни ночь не снимали с себя одежд своих. Санаваллат и Гисам до четырех раз посылали к Неемии, вызывая его в поле под предлогом, будто им нужно сообщить ему нечто очень важное, а на самом деле имея намерение убить его. Ои всякий раз отвечал через посланного, что он делает великое дело и отнюдь не может отлучиться, дабы не произошло остановки. Санаваллат в пятый раз прислал слугу своего с письмом такого содержания: «слухи носятся, да и Гисам уверял, что ты и Иудеи замышляете отложиться, и для этого ты строишь стену и хочешь провозгласить себя царем. Такая молва может дойти до царя. И потому приди , посоветуемся вместе, что делать?» Неемия послал сказать, что это одни выдумки. Враги этим не удовольствовались; они нанимали лжепророков, чтобы устрашить Неемию и принудить его отказаться от продолжения работ, но он проникал во все козни Товии и Санаваллата. Наконец, через 52 дня работ стены были окончательно отстроены, и поставлены ворота. Такой невероятный успех этого трудного предприятия изумил и устрашил врагов Иудеи: все видели здесь великую руку Бога Израилева. На освящение стен собраны были левиты в Иерусалим и разделены на два хора, к ним присоединились и начальники народные. Один хор прошел по одной половине стен, а другой хор–по другой половине, с пением псалмов; наконец, сошлись во храме, где принесено было множество жертв. Этот день был великим праздником для народа. Неем. 5:1–13; 8:1–10, 39, 7, 4, 5, 11, 1 . Неемии предстояло еще многое совершить для благоустройства своих единоплеменников, и Бог помогал ему во всех предприятиях. Когда бедные жаловались, что у них ничего не осталось для пропитания себя и семейств своих, потому что для уплаты податей они заложили земли свои, и, по причине большого роста, который взыскивают заимодавцы, не в состоянии выкупить нх: Неемия уговорил богатых возвратить им поля, виноградники, сады и дома, и запретил брать им рост со своих единоплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В это самое время невидимая Божественная сила поразила Филопатора. Он зашатался, как тростник от ветра, упал на помост, не в состояния был двинуться ни одним членом и не мог проговорить ни слово. Испуганные телохранители поспешили вывести его из священной ограды, чтобы спасти жизнь. Спустя несколько времеии, он пришел в себя, но не вразумился, и возвратился в Египет с угрозами на Иудеев. Мнимую обиду, причиненную ему в Иерусалимском храме, он решился выместить на Иудеях в Александрии. У входа перед своим дворцом он поставил идола, под которым было написано, чтобы никто не входил во дворец, если прежде не принесет жертву идолу; и издал касательно Иудеев такой указ, что те только из них удерживают права Александрийских граждан, которые пожелают жить по обрядам языческим; все же прочие причисляются к черни и должны быть помечены выжженным на их теле знаком Дионисова (Бахусова) плющевого листа; а которые откажутся принять это начертание, те имеют быть обращены в рабов. Немного нашлось изменников отеческому закону; все прочие остались твердыми в благочестии и оказывали явное презрение к отступникам. Узнавши об этом, Филопатор пришел в страшный гнев и повелел собрать в столицу Иудеев со всего Египта. Тысячи несчастных, без различия возраста и пола, в оковах привлечены были в Александрию и заперты, точно звери, вне города на ипподроме, или на месте конского ристалища. Сделано было распоряжение всех растоптать их слонами. Уже приготовлено было кровавое зрелище к общему удовольствию врагов народа Божия. Но оно не состоялось по причине сна царева, который продолжался в назначенный день несравненно долее обыкновенного. На другое утро Птоломей впал в какое-то странное забвение: он не помнил, о чем два раза сам настоятельно приказывал и с гневом выговаривал начальствующему над слонами за то, что он вздумал погубить Иудеев, которые всегда отличались верностию к нему и к предкам его. Но потом, во время пира, мысли его опять переменились. На третье утро 500 слонов, разгоряченных смесью ливана с вином, были направлены к месту казни; и Птолемей, окруженный великолепною свитою, с большим отрядом войска, поехал к ипподрому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010