Вот, думал он, как люди трудились и терпели для спасения своей души, вот примеры, которым я должен подражать, – и с каждым днем более и более стал чувствовать отвращение от мирской жизни и возгораться любовью к Богу. Наконец он раздал все свое имение и богатство – часть нищим, часть на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии. Избавившись от всех попечений и житейских забот, Прокопий ощутил спокойствие в своей душе. Новый образ жизни сердечно ему полюбился, и он желал всю свою жизнь провести в тишине уединенной кельи под мирным кровом святой обители. Но когда лукавый и во зле лежащий мир оставлял кого-нибудь в покое от своих козней? Кого люди или не преследовали злословием и клеветою, или не смущали и не беспокоили своими почестями и похвалами? Узнавши о том, что Прокопий принял святую веру и раздал все свое имение, новгородцы стали хвалить и превозносить его. «Этот человек велик пред Богом, потому что от зловерия перешел в Православие, все свое огромное богатство раздал бедным и, смотрите, в какое сам пришел смирение и нищету, – говорили они. – Много каждый год приезжает в Новгород иностранцев, но никто из них еще не принимал нашей святой веры и не раздал нищим своего имения, а все стараются только о том, чтобы обогатиться». Некоторые из новгородцев даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских. Тяжело было Прокопию слышать о себе такие разговоры. Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем. Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Старец сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители, и сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трогательно было расставание ученика с наставником: оба плакали, зная, что это последнее их свидание в сей жизни. Преподавши наставление, старец с молитвою и благословением отпустил своего ученика в путь. Без всяких средств к жизни, не взявши ничего даже на дорогу, в бедной и разодранной одежде Прокопий вышел из монастыря. Он спешил оставить Новгородские пределы и устремился в неизвестные ему восточные страны, тогда еще не густо населенные и покрытые дремучими лесами и болотами. Часто усталому путнику после длинного перехода и целодневного труда и на ночь приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить странника: ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого. Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он на пути от грубых людей, находивших себе удовольствие в том, чтобы издеваться и мучить беззащитного юродивого. Много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара, и насекомых, и от зимних вьюг, и трескучих морозов. Но он не унывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближает его к вечному покою и небесной отчизне. Юродствуя днем, повсюду встречая насмешки и оскорбления, он и ночью не давал себе покоя, проводил ее в коленопреклонениях и молитвах, вспоминая слова Апостола: мнóгими скорбьми подобáет нáм внити в цáрствие Бóжие ( Деян.14:22 ), стараясь утешать себя тем, что все земные скорби, как бы они ни казались нам велики и тяжки, ничто в сравнении с небесными за них наградами. Переходя таким образом из страны в страну из города в город, и все далее и далее углубляясь на восток, Прокопий дошел до Устюга и здесь, усталый и голодный, нашел себе пристанище в верхнем конце города, в одной ветхой хижине. Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках (юродствуя, блаженный Прокопий носил в руках три кочерги или деревянные клюки) и едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все паломники, приходившие помянуть Марка из дальних деревень, служили панихиду, брали песок с его могилы, купались в речке, окружавшей часовню. Потом ходили к часовне с родником, где умывались холодной водой, пили ее и брали с собой. По мнению многих, целительной силой обладало и место захоронения иеромонаха Тихона. На его могиле стоял каменный крест, с одной стороны на нем были выбиты слова: «сделан старцем Тихоном». Приходящие сюда за исцелением просили служить панихиду по Тихону, после панихиды окачивали крест водою, а затем обливали этой водой больных. У могилы Марка происходили многие чудеса и исцеления от разных болезней, в том числе от полной потери зрения. Священник Иоанн Модестов, собравший сведения о Марке-пустыннике, приводит два случая исцелений, бывшие при нем. «Прихода моего деревни Фелистова уволенный за болезнью солдат Максим Максимов 6 лет сидел в углу без ног. У него повреждена спинная кость, и медицина такое повреждение признала неизлечимым. Слыша, что многие издалека приходят на могилу пустынника Марка, Максим тоже пожелал посетить ее. Но прежде посещения этой могилы ему нужно было побывать в уездном городе Боровичах, и вот он нанял подводу с тем, чтобы извозчик вез его в Боровичи мимо часовни Марка. Поравнявшись с часовней пустынника, Максим остановился и, сидя на телеге, со слезами (как он сам говорил) просил у Господа себе исцеления, и дал обещание, что если Господь исцелит его ноги – то он, прежде всего, придет в часовню молитвенника. Затем больной отправился своим чередом в Боровичи. На возвратном пути Максим опять подъехал к часовне и опять молился со слезами, сидя на телеге, но возвратился домой таким же больным, как и был. Проведши, однако ж, дома одну ночь, больной почувствовал, что ноги его получили способы движения, и объявил об этом жене, а жена сказала ему с улыбкой: «Когда движутся ноги, так вставай и ходи». – «А дай-ко мне палку». Жена подала ему сковородник, и он с помощью его дошел до печки своей избы. Потом на костылях начал выходить на улицу. Это было в августе. В сентябре он с помощью двух костылей пришел уже в часовню Марка, находящуюся в 4-х верстах от деревни. В это время по желанию Максима ходил в часовню и я для служения панихиды над могилою пустынника...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ряду чудес праведного Прокопия особенно замечательно следующее. У великоустюжского наместника, боярина Семена Борисовича, был служитель, которого он весьма любил. Этот, надеясь на расположение к себе боярина, творил устюжанам очень много зла и разных пакостей. Худой христианин, он умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия святых Таин. Боярин велел похоронить любимого своего служителя близ собора и построить над его могилой палатку. Воля боярина была исполнена, но в ту же ночь палатка была разметана. Боярин приказал построить новую палатку, но и та в следующую ночь была так же разметана. Тогда боярин рассердился, думая, что это делается кем-то по неудовольствию на него, и только слова одного из граждан утишили его гнев. «Успокойся, – сказал он боярину, – и не гневайся ни на кого напрасно, честный боярин... Никто из живых людей не трогал палатки и не имел намерения оскорбить тебя. Но я слышал от прадедов моих, что тут лежит праведный Прокопий, Христа ради юродивый». Боярин понял правду, велел перенести тело служителя в другое место и со слезами помолился: «Прости меня, блаженный Прокопий, грешного и неразумного раба твоего, что осмелился положить вблизи святых твоих мощей нечистого слугу своего». В малолетство царя Uoahha IV казанские татары нередко делали набеги на восточные и северные области России. Один раз они дошли до Устюга, все предавая огню и мечу, и в числе других пленных захватили одну бедную женщину Соломонию. Много лет томилась она в Казани, в тяжкой неволе, постоянно думая о своей далекой родине. Перебравши в уме все средства к своему освобождении и находя их или недостаточными, или недоступными для себя, она вспомнила о праведном Прокопии и, осенив себя крестным знамением, начала молиться и призывать его к себе на помощь. «Если вынесет меня Бог из татар на Русь, – говорила она, – и дойду я до Устюга и увижу своими очами чудотворный гроб блаженного Прокопия, то положу покров на гробницу его, сколько силы моей будет». Давши такой обет, Соломония почувствовала в себе необыкновенную решимость, немедленно отправляется из Казани и, не будучи никем из встречавшихся ей на пути ни спрошена, ни остановлена, благополучно достигает русских пределов. По возвращении на родину она исполнила свой обет и рассказала клиру и народу о своем чудесном избавлении от плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молился уже не о сохранении своей жизни, а о спасении души, ибо уже жить не надеялся, а ежечасно ожидал себе смерти и каждый вздох мой казался мне уже последним, так как тело мое совсем оцепенело и посинело. Когда я наконец начал забываться и терять сознание, вдруг почувствовал какую-то необыкновенно приятную теплоту. Открыв уже смежившиеся глаза, я увидел пред собою прекрасного юношу, лицо которого было так светло, что невозможно было смотреть на него, как будто горел на нем луч солнца. В руке у него была чудная ветвь, расцветшая всякими цветами: и белыми, и алыми, испускавшими из себя чудные ароматы, – не мира сего тленная ветвь, но райская. Взглянув на меня, он сказал: «Прокопий, где ты ныне?» – «Сижу во тьме и сени смертной, окован железом», – сказал я ему в ответ. Тогда юноша ударил меня цветущею благовонною ветвию прямо в лицо и сказал мне: «Прими ныне неувядаемую жизнь во все тело твое и разрешение оцепенения, постигшего тебя от мороза». И вдруг посреди невыносимой зимней стужи благовоние весенних цветов проникло в мое сердце и наполнило меня всего. Как молния, блеснул и скрылся от меня небесный посланник, но жизнь, данная им оцепеневшим моим членам, приразилась мне, и я жив доселе. Брат мой, вот что случилось со мною, грешным юродом, в это страшное время, но ты помни свою клятву и никому не поведай о том ранее моей смерти». Сказавши это, блаженный Прокопий поспешно вышел из дому Симеона и возвратился на соборную паперть, чтобы продолжать свои подвиги непрестанной молитвы к Богу и юродства перед людьми. Прибывши в Устюг еще в лучшей поре своего возраста, блаженный Прокопий достиг глубокой старости и давно уже покрыт был сединою. Но по-прежнему он был бодр духом и с юношеским жаром продолжал свои изумительные подвиги, так что никому из граждан и на мысль не приходило, что великий подвижник доживает уже последние дни свои и что скоро они должны будут расстаться с ним. Однажды, когда праведник ночью молился на паперти, явился ему ангел Божий и возвестил о скором окончании его подвига, об от-шествии его к Богу, назначив и самый день его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Молитва 4, преподобному единому О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво имярек! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо Твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещать чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселитися. Ведущи убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Месяц септемврий Сентемвриа 3 и ноемвриа 12. Молитвы блаженному Иоанну власатому, Ростовскому чудотворцу Молитва 1 О всесвятый угодниче Христов, Иоанне Преблаженне, земный ангеле и небесный человече! Ты от юности твоея мip суетный возненавидел еси, и иго Христово со тщанием нося, заповеди Того совершенне исполнил еси, и по многих трудех твоих к велелепному Божия славы престолу преселился еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

В том же году блаженный князь вместе с благочестивым архипастырем Нифонтом основал каменный великолепный храм святого Климента, но ему не довелось оканчивать его. В мае 1136 г. вспыхнул мятеж в Новгороде. Гордые своевольники в гневе за то, что не удалось им повеличаться победою над суздальцами, объявили Всеволода лишенным власти. Мало и того, они заключили его в княжеском доме с женою, детьми и тещею. Семь недель держали его, как преступника, за стражею 30 воинов. Когда князь Святослав Ольгович, друг Юрия, приехал по призыву княжить в Новгороде, они освободили Всеволода, но оставили у себя заложником сына его. Добродушный великий князь Ярополк дал изгнанному Всеволоду Вышгород. Псковитяне, дорожа и благодеяниями, и высокими качествами Всеволода, с живым усердием просили его к себе, и Всеволод согласился на призыв любви. По дороге имел он утешение видеть на опыте, что христианская любовь еще жила между князьями его времени. Полоцкий князь Василий, тогда как мог мстить Всеволоду за обиды, нанесенные отцом его, принимал и провожал Всеволода со всею братскою любовью. В Пскове приняли Всеволода с восторгом. Благочестивый князь немедленно заложил каменный храм Святой Троицы, оконченный в следующем году. Новгородцы подняли было войну за то, что Всеволода приняли в Пскове; но конец земного пути святого князя близился скорее, чем войска неблагодарных новгородцев. Блаженный князь во всю жизнь свою любил Господа и Его служителей; любил читать полезные книги и списывал их; любил нищих, которых снабжал всем щедро. Предчувствуя близкую смерть свою, он удвоил подвиги святой любви: сам перевязывал раны больным и смирял себя еще постом. Очищенный столькими скорбями в последние годы, блаженный Всеволод мирно скончался 11-го февраля 1138 г. 2 Новгородцы, узнав о кончине князя, велели протопопу своему, именем Полюду, взять Гавриловы мощи, но рака святого была неподвижна, и только один ноготь его был привезен в Новгород. 79 Мощи благоверного князя погребены в построенном им храме великомученика Димитрия. Обретены были мощи нетленными спустя 52 года после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие из почитателей преподобного Иосифа скорбели о том. Нашелся один инок, который из уважения к его памяти собрал и восстановил часовню, но, опасаясь клевет и укоризн, оставил ее без крыши и дверей и даже не посмел украсить гроб преподобного. Вскоре совершилось явное чудо. В монастыре произошел пожар: сгорели храмы с утварью, а никем не брегомая часовня сохранилась целой и невредимой и не обуглилась, хотя пламя огненное, как вода, затопляло ее. После пожара в часовне нашли чудотворный образ Божией Матери, перед тем стоявший в одной из монастырских церквей, теперь сгоревших. Но и это чудо не послужило началом чествования святого. Первоначально оно оставалось даже не записанным. Неуважение к святому месту было так велико, что когда стали возить лес для постройки новой церкви, то будто бы ввиду тесноты разломали чудесно сохранившуюся от огня часовню, бревна ее сложили в груду, и снова могила преподобного много лет была в небрежении, мочимая дождем и снегом. Затем усердием казначея Пахомия часовня была восстановлена в том виде, в каком существовала раньше. Нравы монахов Заоникиевского монастыря были тогда не высоки. Когда между братией произошли распри, часовня была разрушена и разметана, некоторые бревна ее сожжены; решетка же, окружавшая могилу святого, брошена была под трапезу. Прошло некоторое время, часовню восстановили в третий раз, но в худшем виде: кое-как, из старого леса, без окон и дверей, более низкую, – «не яко молитвенный дом, но яко непотребную хлевину». Могила же преподобного по-прежнему находилась в совершенном запустении. И опять совершилось чудо. Когда во время одного праздника в обитель собралось много народа, некоторые богомольцы, за неимением места в монастыре, ночевали в часовне. Случилось, что одна женщина, спавшая на самой могиле святого, вдруг неистово закричала: «Оставь меня, отче, не бей, ибо в неведении я легла на твою ногу». Спавшие богомольцы вскочили и стали женщину спрашивать, что с ней случилось, и она отвечала: «Этот монах бьет меня жезлом, так как я легла на его ноги».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блажени Власати, ростовски чудотворац Jepoмohax Urhamuje (Шестаков) Слави се 12/25 новембра Блажени се подвизавао подвигом Христа ради у старом руском граду Ростову у XV веку за време владавине цара Ивана Грозног. О овом свецу су се сачувале прилично оскудне Не зна се одакле тачно био родом и какво порекло. По у Ростов дошао 1561. године, био обучен као монах, а проводио на припрати и црквеном Блажени увек носио и читао Псалтир на латинском А у се каже да се молио на грчком. Због тога неки историчари да можда био странац. Светац се у Ростову подвизавао подвигом Христа ради. имао стално пристаниште и само понекад да се одмори код побожне удовице и код свог духовног оца, свештеника цркве Свих светих – Петра. саговорници били су свети преподобни Иринарх и блажени с надимком Велика Капа, отишао у Москву. Блажени се 3. септембра 1580. године. тело у цркви светог иза олтара. Сахрана подигао се ветар, почеле су да и да грми гром. Светост блаженог се нарочито после На гробу се десило мноштво чуда и од различитих болести и напасти. Многи су долазили на гроб, певали су у цркви молебане Господу Богу, Богородици и светом Претечи, су воду и пили су с песком из гробнице блаженог други су мазали тела и по вери су од различитих болести. Ростовског митрополита Кирила задесила тешка болест, одузеле су му се рука и нога. Кад чуо за чуда блаженог митрополит наредио да га однесу у цркву светог на гроб блаженог Власатог. За време молебана, приликом болесник одмах осетио од болести, почео да руку и поново могао да и да Ростовском После тога живео годину и пет месеци. Ово чудо се догодило 1618. године. Сва чуда су записивана и о обавештаван руски цар лично. побожни трговац изнад гробнице блаженог подигао цркву. Мошти блаженог се затворене иза леве певнице у цркви иконе „Толгска“, с олтаром у име светог Претече и свештеномученика у XVIII веку. _______________ Власати – значи ко има дугу косу и густу браду. Jepoмohax Urhamuje (Шестаков) 26 ноября 2012 г. ... Комментарии dusa 23 декабря 2012, 22:00 lepo je da mozemo da procitamo zitije i pouke nesto za duhovnu hranu Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57704.html

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Яко заченши Превечное из Безначальнаго Отца Слово,/плотию рождши паче слова, Дево Мати, Превечнаго Бога,/Того моли спастися рабом Твоим. Песнь 5 Ирмос: Ты, Господи мой, Свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя. Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Светило пресветлое от Бога возсиял еси, отче Иоанне, в преименитом граде Ростове/и в добродетельных светлостех чудесы просиял еси./Темже тя прославляем, память твою почитающе. Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Явился еси во граде Ростове земный Ангел и Небесный человек,/подавая всем источник благочестия и милости,/по преставлении же даруя душам нашим спасение и телесем исцеление. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Кое похваление принесем ти, честный отче Иоанне,/видяще и слышаще блаженное твое житие и терпение?/Яко и ныне, приходяще к тебе, приемлем неоскудно исцеление и здравие,/и что ти воздамы, не вемы, но токмо глаголем:/дивен Бог во святых Своих, творяй чудеса Един. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Всесвятая Богородице,/во время живота моего не остави мене,/человеческому предстательству не ввери мя,/но Сама заступи и помилуй мя. Песнь 6 Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию. Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Богомудре и всеблаженне Иоанне,/смиренномудрием, терпением и подвиги возжелел еси Небеснаго Царствия./Ныне же, предстоя со всеми святыми Цареви Силам,/моли спастися рабом твоим. Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Богатства Небеснаго возжелал еси, земную славу и богатство ни во чтоже вменив,/обрет Царство Небесное, нетленным и вечным богатством обогатился еси,/и нас спаси молитвами твоими от всех зол.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010