Ученики Иоанновы возвестили ему все, что творил Иисус. Великий пророк этот был тогда заключен Иродом в темницу за то, что уличал его в прелюбодеяниях. Не зная наверное о ком возвещали ему ученики, Тот ли это Иисус, на которого Дух Божий указал ему как на Мессию, и который с того времени уже явился миру, или появился новый пророк, как он сам, для возвещения Посланника Божия, Иоанн послал к Нему двух из учеников своих сказать: «Ты ли Тот, которому должно придти, или другого ожидать нам?» Иисус же отвечал на то, как может один только Бог . В присутствии же посланных от Иоанна совершил Он множество чудес и после того сказал им: «Подите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Таковы признаки, по которым, по пророчеству Исаии, 112 должно было узнать Мессию; но как чудеса эти вместо того, чтобы указывать на Него неверующим Иудеям, их только более ожесточали, то Иисус прибавил: «блажен, кто не соблазнится о Мне». Быть может, выразился Он так и потому, что те, которых Иоанн послал к Нему, по боязни или по другой предосудительной причине, не сделались еще Его учениками. Когда же ученики Иоанновы удалились, то Иисус начал поучать народ о святом Пророке этом, к которому все ходили в пустыню. «Что, ходили вы смотреть в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие, находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: се Я посылаю Ангела Моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобой. 113 Ибо сказываю вам; из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в царствии Божием, больше его». Действительно наименьший в Новом Завете должен по силе искупления участвовать в звании сынов Божиих, тогда как в Ветхом Завете самые великие из пророков, даже сам Иоанн, были лишь служителями Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Человек является подлинно человеком только в перспективе вечности, в перспективе отношений с Богом. Нет другой веры такой, как святое Православие. Бог обитал среди нас и Сам свидетельствовал о Себе. Он искупил нас от греха и установил Церковь и святые таинства с целью обожения человека. Он и теперь таинственно присутствует в Своей Церкви, в это новом человечестве, и дарует спасение Своим верным. Только в Православной Церкви возможно вечное спасение. Владимир 19 мая 2015, 15:13 Как человек, побывавший по обе стороны баррикад могу сказать, что вся пропасть недопонимания в том, что в одни и те же слова атеисты и верующие вкладывают разные понятия. Слова любовь, Бог, молитва, вера, все они имеют совсем разные значения для атеиста и верующего. Помню, как я узнав, что я не просто хитрая обезьяна, а человек, хотел открыть глаза близким людям. Начал подбирать слова, и понял, что хочу сказать то, что говорили мне. То, над чем я недавно так высокомерно смеялся. Вывод один: если человек вышел ИСКРЕННЕ на путь поиска правды, Правда выйдет ему на встречу. Иеромонах Серафим (Роуз) лучший пример этого. читатель 19 мая 2015, 14:44 " ...неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы " (от Иоанна 3,18-20) " Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. " (от Иоанна 3,36) Святитель Игнатий Брянчанинов: " По важности веры в деле спасения и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель, вечная мука в адских пропастях. Смертный грех — неверие: он отвергает единственное средство к спасению — веру во Христа. " Патриот 19 мая 2015, 10:16 А как быть с тем, что именно атеистический народ одержал победу в Великой Отечественной Войне, очистив мир от заразы фашизма, атеистический народ провел индустриализацию, атеистический народ запустил первого человека-атеиста в космос?

http://pravoslavie.ru/79342.html

133 . Мы же, видяще толи кий гнев Божий на злочестивыя, к праведным же толикия щедроты и чудный промысл, имже он обыче руководствовати к небесному блаженству, потщимся бегати греха и усердно хранити святый его закон, прославляя дивнаго в чудесех Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь. 74 Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. – О венце жизни идет речь не у апостола Павла, а в Соборном послании апостола Иакова: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим его» ( Иак.1:12 ), – и в Апокалипсисе (Откровении Иоанна Богослова): «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). 78 ...великий князь Александр Ярославич Невский... преставися к Богу... – Это случилось в 1263 г. Житие Александра Невского см. в наст. изд. Т. 5. 79 ...возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейшей брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. – Ярослав Ярославич был великим князем с 1263 по 1271 г. Слова «яко старейшей брат святаго»следует понимать не как «старший брат Александра», а как «старший брат после Александра». О возрасте Александра Невского и его братьев см.: Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского/Вопросы истории. 1986. 2. С. 174–177. 80 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира... – Имеется в виду общее количество великих князей от Владимира до Ярослава Ярославича. 81 ...по степени же родства седмый... – Согласно Степенной книге царского родословия, Владимир Святославич относился к четвертой степени, Ярослав Ярославич – к одиннадцатой (о Степенной книге см. наст. изд. Т. 12.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13) Медленно перечитайте обращение к Богу:  Отче наш, Сущий на небесах  и подумайте над этими словами какое-то время, особенно сосредоточившись на словах “Сущий на небесах”. Прочитайте справочный материал Справка Церковнославянский и русский переводы молитвы “Отче наш” различаются. Давайте попробуем разобраться в этих различиях. “Иже еси на Небесех” дословно переводится как “Который (иже) есть (находится)(еси) на небесах”. Дословный перевод греческого оригинала вообще звучит как “Который на небесах”. Но если мы будем говорить “Отче наш, Который на небесах”, это будет звучать не по-русски. Поэтому авторы Синодального перевода Библии использовали выражение  “Сущий на небесах”. Сущий здесь означает “существующий”. Кроме этого, Христос часто говорит об Отце Небесном – Своем и нашем. Еще раз перечитайте  Отче наш, Сущий на небесах  и подумайте над этими словами несколько минут, особенно сосредоточившись на словах “Сущий на небесах” После этого ответьте на вопросы (лучше письменно) Вопросы для размышления и обсуждения Что в этих словах привлекло ваше внимание? Почему? Почему мы подчеркиваем, что обращаемся к Отцу, “Который на небесах” Что здесь имеется в виду под “небесами”? Прочитайте одно или несколько толкований: Святитель Иоанн Златоуст Святитель Тихон Задонский Святитель Игнатий Брянчанинов Священномученик Владимир (Богоявленский) Толкование Иоанна Златоуста Когда говорит Господь в молитве: «сущий на небесах», то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах. Желая научить, чтобы мы оставили землю и земное и не преклонялись вниз, а взяли крылья веры и, взлетев выше воздуха и поднявшись выше эфира, стремились к именуемому Отцу, Он заповедал говорить: «Отче наш, сущий на небесах», – не потому, чтобы  Бог находился только на небесах, но чтобы нас, пресмыкающихся по земле, расположить к стремлению на небеса и, озарив красотою небесных благ, обратить туда все наши желания.

http://blog.predanie.ru/article/suschiy_...

161. Говорить ли Священное Писание о воздействии на дух человека снисшедшого на него Святого Духа? " Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благодати, праведности и истине« ( Eф. V, 9 ). Кто стяжал в себе духовным трудом Святого Духа, тот наделяется от свойств Божиих: благостью, святостью и истиной; его дух усваивает высшия добродетели, поименованныя св. апостолом Павлом: »Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание« ( Гaл. V, 22 ). Всякая добродетель имеет степени возрастания. 162. Что значить дар Святого Духа? Так названо в Писании особое дарование или сверхобычная благодатная способность, дарованая изволением Духа: »И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия, и страхом Господним исполнится« ( Uc. XI, 2 ); св. апостол Павел тоже перечисляет дары Духа: слово мудрости, знания, вера, дары исцеления, чудотворение, пророчество, различение даров, языки, их толкование ( 1Kop. XII, 4–11 ). Однако полное исчисление даров Духа невозможно, потому что, по слову св. Иоанна Крестителя , " не мерою дает Бог Духа» (Ioah. III, 34). «Но каждому дастся проявление Духа на пользу» ( I Kop. XII, 7 ). Дары Святого Духа тоже имеют степени; мы знаем их начало: для обретения даров необходимо покаяние: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Дeяh. II, 38 ). § 45. Разбор девятого члена символа 163. Что называет предметом нашей веры 9-й Член Символа? Единую, святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Церковь есть святая Божия семья, созданная словом и кровию Господа Иисуса Христа для человеков, которые образуют единство: Православной верою, аностольским священноначалием и заповеданными Таинствам и. Слово « церковь » образовалось из слов греческих: «еккалео» – призываю к себе, вызываю; и «екклисиа» – созванное собрание, тоже – место для созванных. Словообразование показывает, что говорится не о сходе или о сборище людей, но – об обществе призванных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

18 января 2019 года. Филимонковское. Настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» иерей Вадим Королев освящает воду в купели в крещенскую ночь. Фото: Владимир Смоляков Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. (Тропарь Крещения Господня) Возлюбленные верующие! Милостью и щедротами Божиими мы и в этом году достигли светозарнейшего праздника Крещения Господня. Этот святой и великий праздник называется также Богоявлением, или Епифанией. Но почему же он называется не Рождеством Господа, Его явлением, а Крещением Господним? Это четко и ясно объясняет божественный отец Иоанн Златоуст, говоря, что Христос стал известным для всех не когда родился, а когда крестился. О том же, что многие не знали Его и не ведали, Кто Он, послушаем Крестителя Иоанна, который говорит: «стоит среди вас Некто , Которого вы не знаете» (Ин. 1: 26). Христос стал известным для всех не когда родился, а когда крестился Да что нам удивляться, что Его не знали другие, когда сам Креститель не знал Его до этого дня? Ибо он говорит: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33). А коль скоро мы показали, что Крещение Господне называется также и Богоявлением, следует знать, что явлений Господних всего два. Вот что говорит святой Иоанн Златоуст в этом отношении: «Необходимо показать любви вашей, что явление Господа не одно, есть два явления. Одно – это нынешнее, совершившееся при Крещении, а второе – то, которое приидет и совершится с великой славой при кончине мира». Сегодня мы слышали великого апостола Павла, говорящего об обоих явлениях Господа в Послании к Титу. О нынешнем явлении он говорит: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2: 11–12). А о грядущем говорит: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13).

http://pravoslavie.ru/158250.html

1 2 июля 2010 года «Радио Ватикан» сообщило о создании Отдела по содействию новой евангелизации для оживления христианства (католицизма) в тех странах, где “уже звучало первое возвещение веры” и где тем не менее отмечается “усиливающаяся секуляризация общества и затмение чувства Бога”. 2 Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью . – M., ФондИВ, 2007. Оригинал – La papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec orientale, Paris, 1863. 3 От Матфея 16:13–16 : «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого». 20 John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 – New Rochelle: New City Press, 1993, p.327. 28 В патрологии Миня не содержится самого письма бл.Феодорита, но лишь его описание (PG 84, col.305). 38 Согласно А.В.Карташеву («Вселенские Соборы». Глава: «V-й Вселенский собор»), на латинском западе титул «вселенский патриарх» (икуменический патриарх) воспринимали иначе, чем на греческом востоке. Византийцы относили его именно к патриарху икумены, Империи, Византии, в то время как латиняне воспринимали его как патриарха Вселенной, против чего и протестовали. И тем контрастнее звучат возражения папы Григория. 42 Йоханнес Модесто, «Примат и экумена. Конкретные предложения, призванные очертить надлежащее положение Папы внутри надконфессиональной Вселенской Церкви». 45 Религиозно-политические предпосылки папизма следует искать в древнем языческом наследии Рима, а именно – в культе божественных императоров, однако обоснование и раскрытие этой идеи выходит за рамки данной статьи. 46 «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня». Подлинное единство христиан свидетельствует миру, захваченному тотальным разделением, энтропийным угасанием и смертью , о совершенно иной реальности, не подчиненной законам падшего мира – Церкви, «где побеждается естества чин».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

27.04.02 Лазарева суббота, «радость со слезами на глазах». Рассказ о воскрешении Лазаря тем для меня и замечателен, что не просто требует безусловной веры в обетованное Богом всеобщее воскресение, но и благословляет на скорбь и слезы… Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, – читаю у ап. Иоанна (11, 33-36), – Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его«. Вот ведь и Он, Совершенный Человек, восскорбел, прослезился… « Где вы положили его? « – это ведь сквозь слезы сказано… 28.04.02 Сегодня, на Входе Господнем, после долгого перерыва опять встретила в храме так запомнившуюся мне пару… Однажды на Литургии я увидела прямо перед собой высокую молодую женщину, державшую на руках мальчика лет пяти. Мальчик сидел на руках у матери, обхватив ее за шею и крепко прижавшись щекой к материнской щеке, совсем как Богомладенец на Владимирской иконе Божией Матери. У них были красивые и удивительно похожие лица. Ребенок был без обуви, в одних носочках, и понятно было, что у него что-то с ножками. Непонятно другое: как мать сумела продержать его на руках всю нашу долгую службу. Когда, уже после Литургии, стояли ко кресту, они опять оказались прямо передо мной, и тут уж я спросила: «Вы знаете, я смотрела на вас и поражалась – как вы сумели продержать такого большого мальчика все это время… Простите меня, пожалуйста, что с ним?..». Оказалось, он попал под машину; к счастью, пострадала только ножка. И вот она носит его к Причастию, но перед тем отстаивает с ним на руках всю службу. Я встречала эту милую пару в храме еще несколько раз, потом они исчезли из моего поля зрения, и вот теперь я увидела их снова. Мальчик уже был на ногах. «Ну что, поправились?» – спросила я. «Да, все в порядке, спасибо!» – приветливо ответила она, а потом, помолчав, прибавила: «Знаете, это ведь у меня на глазах было… Я стояла у окна, а он играл во дворе. И вдруг я увидела, что на него наезжает машина, – и перекрестила его. И вот… видите, Бог спас!..».

http://azbyka.ru/parkhomenko/proshhaj-i-...

2 июля 2010 года «Радио Ватикан» сообщило о создании Отдела по содействию новой евангелизации для оживления христианства (католицизма) в тех странах, где “уже звучало первое возвещение веры” и где тем не менее отмечается “усиливающаяся секуляризация общества и затмение чувства Бога”. Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. - M., ФондИВ, 2007. Оригинал - La papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec orientale, Paris, 1863. От Матфея 16:13-16: « Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого ». Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство, глава «Притязания римских епископов на главенство в Церкви. Причины, вызвавшие возвышение римской кафедры». Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.286. John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 - New Rochelle: New City Press, 1993, p.327. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.285. В патрологии Миня не содержится самого письма бл.Феодорита, но лишь его описание (PG 84, col.305). Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика - М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим исповедник – посредник между Востоком и Западом. – М.: Изд.Сретенского монастыря, 2004, стр.171. Согласно А.В.Карташеву («Вселенские Соборы». Глава: «V-й Вселенский собор»), на латинском западе титул «вселенский патриарх» (икуменический патриарх) воспринимали иначе, чем на греческом востоке. Византийцы относили его именно к патриарху икумены, Империи, Византии, в то время как латиняне воспринимали его как патриарха Вселенной, против чего и протестовали. И тем контрастнее звучат возражения папы Григория.

http://bogoslov.ru/article/1251083

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010