15. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец...», и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», или равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий...», и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 июля 2024 года 15. Неделя 5я по Пятидесятнице. Глас 4й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7ю по Пасце, святых отец…», и главой Типикона под 25 мая, 1е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4й – 3, отцов, глас 6й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4й – 3. «Слава» – отцов, глас 6й: «Тайныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4й – 3, отцов, глас 6й – 3, и равноап. Владимира, глас 4й – 4; «Слава» – отцов, глас 6й: «Тайныя днесь Духа трубы…», или равноап. Владимира, глас 8й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3й: «Апостольских преданий…», и равноап. Владимира, глас 2й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

А. Леднев, Е. Лукьянов Содержание Вступление Епископ Василий (Родзянко). Слово о владыке Иоанне Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Истоки Детство и юность (1896 – 1921) Югославия (1921–1934) Китай (1934–1949) Филиппинский архипелаг (1949–1951) Западная Европа (1951–1962) Америка (1962–1966) «Хотя я и умер, но я Жив» Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Творения святителя Иоанна Как св. православная Церковь чтила и чтит Божия Матерь Происхождение закона о престолонаследии в России Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия Праздничный круг Святительское слово Ангел Сан-Францисской паствы Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Предварительное исследование гробницы архиепискова Иоанна Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Пир веры. Торжество святости глазами паломника Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России     Сборник посвящён современному русскому святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Его прославление состоялось недавно, а почитание давно уже приобрело ха­рактер вселенский. В Америке, России, Франции, Сербии, Греции, Австралии, Голландйи и многих других странах возно­сятся молитвы святому Владыке. В сборник помимо проповедей и указов архиепископа Иоанна вошли его богословские и исторические произведения. Житие Святителя, составленное Владимиром Шохиным, и ряд материалов о прославлении публикуются впервые. Вступление Пока неспешно складывался сборник, что вы держите в руках (основанием его послужило жизнеописание, составленное в 1993 году), имя святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стало хорошо известно верующим в России благодаря публикациям последних лет. На Родине Святого появилось множество его почитателей и, судя по многим свидетельствам, почитателей не напрасных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Г.М. Прохоров Содержание Предисловие Ианна Кантакузина к его «опровержениям» Прохора Кидониса Перевод Предисловие к «переписке» Иоанна-Иоасафа Кантакузина с легатом Павлом Письмо Иоанна Кантдкузина епископу Иоанну на Кипр     В Москве, в Государственном Историческом музее, в Синодальном собрании, под 233 (143/CXLIV) хранится греческая рукопись, содержащая богословское полемическое сочинение (ντιητικ) экс-императора монаха Иоанна-Иоасафа Кантакузина, направленное против иеромонаха Прохора Кидониса. В Москву эта рукопись была привезена в 1655 г. из афонского монастыря св. Дионисия Арсением Сухановым 1 , ездившим за книгами на Афон по поручению патриарха Никона . Листы 3–20 кодекса содержат изложение взглядов Прохора Кидониса по теологическим вопросам, касающимся божественной сущности, энергии и Фаворского света, листы 21–98 об. заключают указанное сочинение Иоанна Кантакузина , к коему приложены выдержки из «Слов на Преображение» Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина и Андрея Критского , а также из богословских глав Дамаскина на Пятидесятницу (лл. 99–105 об.); лист 106–106 об, – чистый; лист 107 начинается с середины фразы на четвертом пункте оглавления или конспекта из 14 пунктов (лл. 107–109); этим открывается вторая часть кодекса, в которой счет тетрадей начинается с начала и которая содержит богословский «диалог» между императором (Кантакузином) и Прохором (Кидонисом) (лл. 109–164). Архимандрит Владимир, автор каталога греческих рукописей Синодального собрания, ошибочно отнес эту рукопись к XV в. 2 По водяным знакам бумага кодекса датируется 60 – 70 гг. XIV в. 3 , т. е. рукопись современна ее автору, Кантакузину (ум. в 1383 г.). Кроме этой рукописи сейчас известно еще девять, сохранивших списки того же сочинения Кантакузина 4 . Пять из них (Paris, gr. 1241, Paris, gr, 1242, Vatic, gr. 673, Vatic, gr. 674 и Метеорская 23) относятся к XIV в. и четыре (те же, кроме Paris, gr. 1242) писаны рукой Мануила Цикандилиса. (Μανουλ Тζυκανδλης) на Пелопоннесе 5 , в Мистре, в промежутке между сентябрем 1369 и июнем 1370 г., когда Кантакузин гостил при дворе сына, морейского деспота Мануила. Мануил Цикандилис – известный писец сочинений Иоанна Кантакузина , Григория Паламы , античных авторов, человек, «который служил секретарем интеллектуалов, группировавшихся вокруг Иоанна Кантакузина » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

ЦВ 8 (333) апрель 2006 /  30 апреля 2006 г. Встречи со старцем 10 апреля состоялся вечер, посвященный памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 11 апреля отцу Иоанну должно было исполниться 96 лет. Он скончался 5 февраля этого года в своей келье в Псково-Печерском монастыре. Вечер проходил в новом здании ПСТГУ в Лиховом переулке. Место проведения вечера было выбрано не случайно. Это здание, построенное в начале XX века, было Московским епархиальным домом. Именно в нем проходили заседания Собора 1917 года, более 40 участников которого причислены к лику святых. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал: «Благословение на создание нашего университета я просил у отца Иоанна, и он всегда внимательно следил за нашим развитием. Я думаю, что не случайно этот дом, связанный с памятью новомучеников Российских и патриарха Тихона, спустя столько лет оказался единственным официально принадлежащим нашему университету зданием. Думаю, что молитвы отца Иоанна также способствовали нам в этом». В начале вечера была отслужена лития по архимандриту Иоанну. Затем протоиерей Владимир Воробьев рассказал о жизненном пути батюшки. Рассказ сопровождался показом слайдов на большом экране. Среди фотографий были и ранее не публиковавшиеся редкие архивные кадры. Среди выступавших было немало тех священнослужителей, чей духовный путь был связан с отцом Иоанном: протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Сергий Правдолюбов, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владимир Волгин и другие. «Чем же отличаются старцы от ярких духовников, от ярких священников, от людей, которые стремятся в той или иной степени к праведной жизни? Ну конечно, это любовь, — сказал в своем выступлении один из духовных чад отца Иоанна протоиерей Владимир Волгин. — И конечно, это то, о чем сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов: кто видел и познал Господа, тот перестает грешить. Старцы, как мне кажется, это небожители среди нас. Они вестники Божии, и благодать, истекающая от них, навсегда остается в сердце того человека, который соприкоснулся с этим потрясающим явлением — старчеством».

http://e-vestnik.ru/analytics/vstrechi_s...

Доступ к отцу Иоанну Кронштадтскому Многим людям благодатную помощь оказал святой праведный Иоанн. О помощи рассказывают и те, кто далек от Церкви. Свидетельства об отце Иоанне побудили меня обратиться к его писаниям. Когда в начале 1990-х переиздали «Христианскую философию» отца Иоанна, я спешно приобрел книгу и возвращался домой с нетерпением – скорее погрузиться в мысли такого желанного автора. Читая Платона, Боэция, Владимира Соловьева, полюбил философию. Теперь же хотелось узнать, как строит философскую мысль подлинный христианин. И вот разочарование. Вместо философских рассуждений нашел что-то похожее на упражнения в риторике и вынужденно отложил книгу в сторону. Вынужденно, поскольку ощущал, что за риторически выстроенными рядами образов стоят глубокие личные переживания, а не краснобайство. Похожие истории случались и при жизни отца Иоанна. Один ученый протоиерей (не буду называть имя) наслушался отзывов об отце Иоанне. Принялся его читать, ничего достойного внимания не нашел. И чтобы сделать окончательные выводы, поехал на службу в Кронштадт. Здесь он испытал неожиданную радость от вдохновенного служения и от живого слова отца Иоанна. Только все это случилось когда-то давно. А как же быть здесь и теперь? Обнаружив, что читать отца Иоанна не могу, я по-прежнему чтил его как доброго пастыря и с удовольствием листал воспоминания о нем. В один прекрасный день я услышал по радио дневник отца Иоанна. Чтение неторопливое, вдумчивое, бережное по отношению к автору и пронизанное благоговением перед Богом. Озвучивал дневники заслуженный артист Владимир Заманский. Я знал его по киноролям. Владимир Петрович работал у замечательных режиссеров, достаточно назвать Андрея Тарковского и Алексея Германа . Актерские работы Владимира Петровича сочетали неподдельную человечность с интеллектуальной утонченностью. Все это характерно для лучших представителей русской интеллигенции. Что еще сказать? Известного актера не испортила «звездная болезнь», напротив, скромнее, чем он и вести себя нельзя. Еще в юности Заманский добровольцем ушел на фронт, пережил тяжкий опыт ГУЛАГа. Главное, Владимир Петрович – воцерковленный православный человек. Вот он прикасается к дневникам праведного Иоанна. И что же мы услышали по радио?

http://pravoslavie.ru/50740.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Креститель Глава из книги митрополита Иоанна (Снычева) " Самодержавие духа. Очерки русского самосознания " 31.07.2014 440 Время на чтение 8 минут НАКАНУНЕ КРЕЩЕНИЯ Руси и образования единой Киевской державы славянское язычество достигло наивысшей точки своего развития. В течение IX-X веков, при Игоре, Святославе и Владимире, кровавый культ Перуна стал государственной религией Руси. Язычество крепло и развивалось. Даже название князя - " Владимир-Солнце " (переиначенное потом христианами в ласковое " Красно Солнышко " ) уводит нас в седую древность к скифским, дославянским культам мифического Кола-Ксая, Царя-Солнца, почитавшегося кочевниками в качестве своего первого властителя. Религиозная самобытность рассматривалась князьями как основа государственной независимости, как форма и средство сохранения политической самостоятельности. Причем языческие гонения на зарождавшееся христианство проявлялись не только в грубой форме мучений и уничтожения православных церквей, но и более тонко, изощренно - в попытках противопоставить цельному церковному мировоззрению столь же цельное антихристианское видение мира. Дьявол - этот лукавый подражатель истины, по словам святых отцов, действует хитростью там, где не взять силой. Христианское откровение о Пресвятой Троице - Боге едином в существе и троичном в Лицах, язычество переиначивало по-своему, вводя в официальный пантеон Стрибога (он же Сварог, то есть небесный) как " бога-отца " , Даждьбога как " бога сына " небесного Сварога и Семаргла, крылатое божество как " бога святого духа " . Пресвятой Богородице противопоставлялась Макошь - богиня плодородия. И надо всем этим царил кровожадный Перун - бог грома и грозы, покровитель воинов и князей. Его помощи приписывал Владимир свой успех в междоусобной распре, возникшей между братьями Святославичами после смерти отца и окончившейся воцарением Владимира. После смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег у древлян, а Владимир в Новгороде. Олег вскоре умер, и его владения отошли Ярополку. Изгнанный братом Владимир бежал к варягам, через два года вернулся в Новгород с варяжской дружиной, взял город, занятый было наместниками Ярополка, и объявил, что будет вести войну за великое княжение. Начал он с того, что отобрал у брата невесту, Рогнеду, дочь полоцкого конунга Рогволода. Владимир взял Полоцк, умертвил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду сделал своей наложницей-женой (помимо многочисленных наложниц, которых он содержал - подобно восточным владыкам-мусульманам). После этого будущий благоверный святой князь, а в ту пору ярый язычник, двинулся к Киеву, осадил его, склонил киевского воеводу к измене, выманил к себе брата Ярополка и убил.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/01/...

Ивановский Остров. Часовня Иоанна Предтечи. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Иоанна Предтечи Год постройки:не ранее 1900. Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Ивановский Остров Координаты: 60.0261, 32.314771 Проезд:По а/д А115 Зуево - Новая Ладога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В деле " О часовнях по Новоладогскому уезду. О самовольном построении Новоладогского уезда крестьянами в своих селениях часовен, и о не хождении их в приходские церкви для богомоления " написано: " Сведения о часовнях в приходе Староладожского Успенского женского монастыря от 1816 года. ...В деревне Ивановском Острове есть так же ветхая часовня, которая издревле существует и построена самопроизвольно жителями сей деревни. Она воздвигнута во имя Предтечи Иоанна Крестителя " . (Л. 13) После восстановления часовня будет освящена также во имя Св. Иоанна Предтечи. Об истории часовни Иоанна Предтечи, или «Как Иван Грозный в Ладогу ходил…» Как появилась эта легенда, не вспомнит, пожалуй, даже самый опытный краевед. Но экскурсоводы с удовольствием рассказывают об этом небольшом историческом объекте в Ивановском острове, мимо развалин которого проезжают автобусы. И хотя «объект показа» - маленькая часовня Иоанна Предтечи и находится больше ста лет в разрушенном состоянии, за ним стоит очень необычная трагическая история. В 1569 году в Новгороде по приказу Ивана Грозного убивают князя Владимира Андреевича Старицкого, подозревая его и других князей в заговоре против царя. Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. Поводом к этому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. Он обвинял новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. 2 января 1570 года передовые отряды во главе с В.Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правёж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=24681

25/7 Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Собор новомучеников и исповедников Российских 40 : святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925); священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937); священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918); священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922); священномученика митрополита Серафима (1937), священномученика архиепископа Фаддея (1937), священномученика протоиерея Иоанна (1917), священномученика протопресвитера Александра (1937), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362). Праведного Софрония Ибердского (1914). Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову 41 . Тропарь святителю Григорию Богослову , архиепископу Константинопольскому, глас 1 Пастырская свирель богословия твоего/риторов победи трубы,/якоже бо глубины духа изыскавшу,/и доброты вещания приложишася тебе./Но моли Христа Бога, отче Григорие,/спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/Православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/юже и носящи, с нами зовет твоими чады:/радуйся, отче, богословия уме крайнейший. Величание Величаем тя,/святителю отче Григорие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому, глас 2 Веры Православныя непорочный блюстителю/и заповедей Христовых усердный исполнителю,/священномучениче Владимире,/Христа всем сердцем возлюбив,/паству твою добре упасл еси,/незлобиво мученическую смерть приял еси./Сего ради в вечной славе пребывая,/моли спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Память его празднуется 15-го Июля) С именем святого равноапостольного князя Владимира соединено воспоминание о господстве православной веры в русской жизни. При нем язычество было отменено, и как сам князь Владимир, так и народ Русский приняли Христову веру, и начали другую жизнь, более светлую и правильную. § 1. Язычество при Владимире и Владимир в язычестве Владимир был сын русского князя язычника Святослава, внук великой княгини, благочестивой христианки Ольги. Он родился во второй половине 10 века. По природе своей он был человек добродушный, общительный, откровенный; имел тонкий ум; любил вникать в жизнь своих подчиненных, дорожил преданностью к себе своей дружины, с которою он делил и радости, и горе; прихоти ее выполнял с готовностью. Так, когда на пиру у Владимира подгулявшая дружина стала пренебрегать за княжьим пиром деревянными ложками и пожелала кушать серебряными, то он приказал приготовить серебряные, приговаривая: «серебром и золотом не найду дружины; а с дружиной я найду и золото, и серебро, как доискались дед мой и отец». При общительности и доброте характера, Владимир, естественно, увлекался убеждениями и примером других; не прочь был провести время в веселом обществе; дозволял себе излишек в пище, питье и других чувственных удовольствиях. Он же слушался советов дружины касательно походов, нападений, борьбы с братьями или соседями. Поэтому Владимир, в душе своей не воинственный человек, любивший более мирную, семейную жизнь, должен бывал браться за оружие, предпринимать походы, и после удачного похода опять по совету же дружины приносил богам такие жертвы, которых сам лично не желал и не приносил. Так, в 983 году после победы над Ятвягами, Владимиру внушали почтить своих истуканов кровью людской. Старцы и бояре сказали ему: «кинем жребий на отроков и девиц; на кого жребий падет, того принесем в жертву богам». Стали бросать жребий, кого принести в жертву. Жребий пал на молодого христианина Иоанна, прибывшего из Греции и жившего в Киеве с отцом своим Феодором. Тогда язычники приступили к дому Феодора и стали требовать у него сына на смерть, в угоду богам. Отец Иоаннов вышел на крыльцо и оттуда взаперти стал говорить им: «у вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют; ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, Которому греки служат и поклоняются. Который сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, дал ему жизнь на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделанные: не дам им сына моего». Послы рассказали эти слова народу. Толпа схватила оружие и бросилась к дому Иоаннову, – разломала забор вокруг него. Иоанн стоял на сенях с отцом. Народ кричал: «отдай богам сына своего!» А Феодор ответил: «если ваши боги действительно боги, то пусть кто-нибудь из них придет сам за моим сыном, Вы о чем хлопочете?»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010