39 ...Трактатное общество в России. Рига. Международное трактатное общество. Гамбург, Базель, Ватфорд, Стокгольм, Гельзингфорс, Ныо-Йорк Вашингтон, Коллечь-Вью, Монтен-Вью, Капштадт, Калькута, Варбуртон, 1909. На первой странице брошюры внизу есть пометка: Sleep of the Dead. – Russian. 41 Такое обяснение, что «Котта»·– не на месте я имел случай слышать от Юлия Бетхера во время Киевского Миссионерного Сезда. 45 В 11-й главе послания к Римлянам св. Ап. Павел пишет; «Итак спрашиваю: неужели они (т. е. Израиль) преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность... Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое... Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока не войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:13 ; Рим.11:25–26 ) 49 Полтавским Миссионерским Советом мне было поручено изложение рассмотрения книги Даниила и лишь по связи с последней – рассмотрение Откровения св. Ап. Иоанна. 55 Толк. Библ. стр. 526. В царствование Домициана по достойному вероятия свидетельству св. Иринея был написан и Апокалипсис. Ibid. Стр. 509. 57 Пока не явился антихрист на землю нужно считать бесплодными попытки угадать под этим числом имя. Попыток этих было не мало и все они неудовлетворительны. 58 Поток крови простирался на 1600 стадий: 4х4х100 числа, указывающие на 4 страны света и полноту правосудной кары Божией. Толк. Библ. стр. 578. 59 Бывшие на киевском миссионерском сезде помнят, как Ю. Бетхер демонстрировал это учение зажженной спичкой, по его мнению от грешников останется после адского огня только пепел. 60 Сектанты – адвентисты могут возразить, нельзя говорить, что «воскресение уже было», это ересь по Апостолу ( 2Тим.2:18 ). На это должно сказать сектантам; если какой либо святой во время 1000 летнего царства, как вы его понимаете, скажет: «воскресение уже было» будет ли он подобен Именею и Филиту? Очевидно, Апостол в тексте 2Тим.2:18 разумеет еретиков, отрицающих будущее воскресение мертвых. Сам Апостол учит о воскресении от мертвых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

51. Поучение в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Кто сей дряхлый, безволосый на голове, но еще бодрый, с блестящими очами – стоит на высокой скале, погруженный в глубокие думы и созерцания – старец? Это девственник, наперстник, возлюбленный ученик Иисуса Христа – святый апостол и евангелист Иоанн Богослов, – сосланный жестоким царём Нероном, из уважения к его старости, в рудники на тяжкие работы, в каменоломни, на остров Патмос. Брошенный в Ефесе на растерзание зверей, потом в кипящее олово, – он остался жив, здоров и не повреждён; брошенный в море – не утоп; так его сослали на тяжкие работы; но и здесь апостол продолжал дело апостольское – всех идолопоклонников обратил ко Христу. И вот он, после недельного поста, получил от Бога великие и тайные видения о судьбе Церкви и последних событиях видимого мира. Он видит пред собою Сына Божия, среди седьми светильников, в предивном и чудном одеянии, и слышит громкий голос, как бы трубный: «Се грядет с блаками, и узрит Его всяко око, и те, которые пронзили Его, и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, сказал Господь, Который есть и был и грядет Вседержитель» ( Откр.1:7–8 ). В каком дивном и преславном одеянии явился пред Иоанном Сын Божий, – об этом вы можете сами прочитать в откровении: «Я первый и последний, сказать Господь, – Я был мёртв и вот жив, и буду жить во веки веков. Я имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ), – и из уст Его выходил острый меч, и лице Его сияло как солнце во всей силе и великолепии. – Далее Господь давал повеления Иоанну к седьми церквам азийским; открывал тайны о том: какие явления и знамения будут на небе и на земле; какие кары и страшные казни будут поражать человеков пред Его пришествием на землю; как будет свирепствовать антихрист и его клевреты, и как будут побеждены Ангелами, и брошены будут в озеро огненное: и смерть, и ад, и дракон и – все бесы; – и как обновится земля, и в каком виде явится с неба новый Иерусалим, куда войдут все праведники; – все это вы можете читать в Откровении Иоанна; можете читать и размышлять, и обдумывать, и удивляться, и ужасаться – сколько вам угодно. Довольно нам знать то, что Сын Божий жив во веки; что Он будет судить нас по своему страшному правосудию; что Он грешников подвергнет тяжким мучениям, а праведников введёт в чудный и прекрасный рай. Все это открыто Иоанну – возлюбленному ученику – сыном Божиим, распятым на кресте, но живущим во веки веков – и имеющим власть Божию на небе, на земле и в преисподней; ибо в Его руках ключи Рая и ада, ключи жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни (ср.: Откр.2:10 ). Полнота свидетельства об истине – в Личности и подвиге Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин.18:37 ). «Меня прославляет Отец Мой, – говорил Спаситель иудеям, – ... и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». ( Ин.8:54–55 ) В Откровении Иоанна Богослова Христос назван «Свидетелем верным и истинным» ( Откр.3:14 ). По Своем Вознесении Господь оставил во свидетельство о Себе святых апостолов: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Вся жизнь апостолов действительно была свидетельством о Христе, подвигом веры и исповедничества. Они не раз и сами называли себя свидетелями: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян.2:32 ), ср. Деян.3:15 ; 1Пет.5:1 ; и др. «Видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» – писал апостол Иоанн Богослов о происходившем на Голгофе ( Ин.19:35 ). На место Иуды Матфий мог быть избран именно потому, что он был свидетелем жизни и Воскресения Христова ( Деян.1:21–22 ). Свидетелем Своим называет Господь апостола Павла: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» ( Деян.26:16 ). Апостол Павел в книге Деяний называет свидетелем первомученика Стефана ( Деян.22:20 ). С его подвига открывается новый период исповедания истинной веры, когда свидетельство о ней становится подлинным мученичеством. Окончательная трансформация смысла слов «свидетель» и «свидетельство» в «мученик» и «мученичество» происходит в Откровении св. Иоанна Богослова. Эту книгу вообще называют «книгой мучеников». В ней воздается слава мученикам, победившим диавола «кровью Агнца и словом свидетельства своего», не возлюбившим «души своей даже до смерти» ( Откр.12:11 ) 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В том же послании говорится: «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Из других новозаветных текстов, имеющих отношение к теме сошествия во ад, следует упомянуть слова апостола Павла о том, что Христос «нисходил в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ), и о победе Христа над смертью и адом ( 1Кор.15:54–57 ). Учение о Христе – победителе ада, о низвержении диавола, смерти и ада в «озеро огненное» является одной из основных тем Откровения Иоанна Богослова ( Откр.20:10, 14 ). В книге Откровения Христос говорит о Себе: «Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, (аминь); и имею ключи смерти и ада» ( Откр.1:17–18 ). Воскресение – Сошествие во ад. Икона. XV в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) Изведение умерших из ада воплотившимся Христом описывается в апокрифическом «Евангелии Никодима» 1274 . Оно содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения сошествия Христа во ад: Христос не просто сходит в адские бездны – Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны. Именно такое понимание характерно для памятников литургической поэзии, посвященных данной теме, а также для восточнохристианской святоотеческой литературы. Упоминания о сошествии Христа во ад и о воскрешении Им мертвых мы встречаем у греческих авторов II–III вв. В сочинениях Иринея Лионского встречается несколько упоминаний о сошествии во ад Христа Спасителя. В трактате «Против ересей» он говорит: Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, то есть предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же как и нам, Он отпустил грехи 1275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все эти заветы легко исполнимы даже в самых трудных условиях жизни и во все времена истории, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки веков тот же» (13:8). Страдать за Христа – это неизбежный и радостный удел каждого христианина. Христос был распят на Голгофе «вне врат», т. е. принес себя в жертву вне храма и вне Иерусалима. Он был отвергнут духовными наставниками и светскими властями еврейского народа. К Голгофе влекутся сердца всех верующих во Христа, любящих Его и готовых разделить с Ним Его страдания. «Итак, выйдем к Нему за стан (к Голгофе), нося Его поругание, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (13:13–14). Этим последним призывом ап. Павел как бы окончательно подготовил и духовно укрепил евреев-христиан к мужественной встрече грозных событий падения Иерусалима и гибели храма. Это указание относится и к последующим поколениям, как предупреждение о грозных событиях и страшном суде. В заключение послания св. ап. Павел просит молиться о нем, чтобы он сам мог вернуться в Иерусалим, а также передает приветствие иерусалимским евреям-христианам от христианской Церкви Рима. «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» (13:24–25). Часть 3. Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) Откровение св. Иоанна является последней священной книгой в ряду канонических книг Нового Завета. В течение первых трех веков христианской эры, Апокалипсис не был открыто обнародован Церковью. Некоторые святые отцы объясняют это тем, что во время гонений на Церковь христиане скрывали эту книгу от римлян, владычеству которых в Апокалипсисе предсказывался скорый и ужасный конец. Может быть скрывали ее также и потому, чтобы сохранить в целости и неповрежденности от еретиков: манихеев, гностиков и других лжеучителей, искажавших в то время священные книги. Однако, из литературных памятников, оставленных великими духовными писателями первых трех веков христианства, видно, что Апокалипсис действительно написан св. апостолом Иоанном Богословом. Так, об Апокалипсисе и его авторе упоминают, или ссылаются на него, как на священную книгу, такие ранние писатели, как Иустин Философ , Ириней, Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Киприан и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из последующего будет видно, что о. Иоанн имел от Духа Святого и дар пророчества. Но я назвал его здесь пророком в смысле посланника Божия в грешный мир перед самой годиной лихолетья и пришествия антихриста в силе. Откровение Святого Иоанна Богослова, гл. XII, ст. 17: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Отец Иоанн несомненно, как будет ясно из последующего, еще от чрева матери своей был предназначен Господом Вседержителем, чтобы показать людям, что Сила Божья не ослабела с веками, но может и в наше время – материализма и безверия – творить великие знамения и чудеса, как в первые века христианства и чтобы укрепить в избранниках Божиих веру и силу духа на борьбу даже до смерти с дьяволом и ангелами его. 11 . «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». 12 . «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». (Откровение, гл. XII, ст. 11 и 12). Кронштадт, куда был назначен о. Иоанн, был местом административной высылки из столицы порочных людей (бродяг, непомнящих родства и т. п.). Люди эти ютились на окраинах города в землянках и лачугах, шатались по улицам, попрошайничали и пьянствовали. Кроме того в Кронштадте было много чернорабочего люда, работавшего в порту, т. к. в то время морские суда не могли, за мелководьем, доходить до Петербурга и товары с них перегружались на мелкие суда и затем иностранные корабли нагружались русскими товарами. Чернорабочий люд этот с семьями также ютился на окраинах. Мужья пьянствовали, жены с детьми жили в беспросветной нужде, в голоде и холоде. И вдруг, по повелению Божию, в среде этого мрака, блеснул яркий луч Божией любви: вновь посвященный молодой священник Андреевского собора о. Иоанн Ильич Сергиев стал посещать эти лачуги и землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, можно допустить, что слово, обращаемое в Откровении к церквам Малой Азии, указывает на будущее состояние Вселенской Церкви во времена отступления и потом, вплоть до самой кончины мира, когда повсюду оскудеет вера на земле. Этому последнему состоянию Церкви соответствует обращение к Ангелу последней из числа семи церквей – Лаодикийской. Из упоминаемых в Откровении семи церквей – Ефесская имела ту особенность, что была апостольским престолом св. Иоанна Богослова, а Смирна была епископским седалищем св. Поликарпа, ученика Иоанна. Сравнивая исторические данные о Греко-Российской Церкви юго-западной половины, составлявшей Киевскую митрополию, можем с некоторой вероятностью сказать, что Откровение Ангелу Смирнской церкви относится к страданиям в XVI и XVII столетии юго-западной православной Церкви от иезуитов (которых Откровение в переносном, быть может, смысле называет Иудеями): «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем, ты богат, – и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2:9 ). Как Иудеи, преследователи, хулители и гонители христианства недостойны называться Иудеями, так и иезуиты, преследователи, хулители и гонители Православия, не достойны именоваться братством Иисуса; в гонении на Православие, в юго-западной Российской Церкви, жиды были первыми пособниками иезуитов и поляков, брали на откуп св. храмы и кощунственно хозяйничали в них для извлечения барышей. Об этом гонении в Откровении сказано, что оно непродолжительно. И, действительно, продолжалось оно около тридцати лет. Во второй половине XVIII столетия самое больное место Вселенской Церкви была Церковь Галликанская, в Откровении – Пергам. «Знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ). В Асийском Пергаме действительно пострадал св. муч. Антипа, в Галликанском же Пергаме, или Париже, пострадало, во время революции, великое множество чтителей Бога Небесного и Христа Его, обезглавленных на гильотине за веру и верность, вместе с благочестивым королем своим Людовиком XVI. «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» ( Откр. 2:14–15 ). Несомненно, что тут дело идёт о той язве Галликанской и вообще католической церкви, которая именуется иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Как утверждают мормоны: «Господь дал Джозефу Смиту следующие откровения: – о некоторых знамениях перед Вторым пришествием Христа (см. У. и З, 88:81–91); – о порядке воскресения во время Второго пришествия и о том, что произойдёт во время Тысячелетнего правления (см. У. и З. 88: 92–110); – о некоторых событиях, которые произойдут в конце Тысячелетнего правления (см. У. и З. 88:111–116)…» (12, с. 47). Дж. Смит мл. своими «пророчествами» и «откровениями» существенно «расширил» Апокалипсис Иоанна Богослова. Это касается, в первую очередь, устройства мироздания после второго пришествия Иисуса Христа. Кроме того, Дж. Смит мл. в разделе 77 Учений и Заветов (16, с. 173–175) обнародовал «божественные разъяснения» Апокалипсиса: «В связи с переводом Священных Писаний я получил следующее объяснение Откровения Святого Иоанна» (16, с. 173). Вот краткое содержание «божественных» разъяснений: «1–4, У животных есть дух, и они будут жить в вечном блаженстве на бессмертной Земле; 5–7, Эта Земля имеет временное существование, 7000 лет; 8–10, Разные Ангелы восстанавливают Евангелие и служат на Земле; 11, Запечатывание ста сорока четырёх тысяч; 12–14, Христос придёт в начале седьмого тысячелетия… » (16, с. 173). Понятно, что Дж. Смит мл. не разъясняет, а именно добавляет к апокалипсису свои доктрины и называет конкретную дату Апокалипсиса, что не рискнул сделать даже апостол, евангелист Иоанн Богослов. Как же нам всё-таки узнать, являются ли внушаемые нам слова пророчеством, а не человеческой выдумкой или того хуже – искушением и прелестью? Что говорит о пророках и пророчествах Библия ? Читаем: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор.: 18:15–22).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

Некоторые толкователи Откровения Иоанна Богослова считают, что он заимствовал образы из Ветхого Завета. Однако Евангелист дал стенограмму того, что слышал или как художник, зарисовал с натуры, то что видел, и не мог поступить иначе: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего ( Откр.1:17-19 ). Четыре энергемы в образе льва, тельца, человека и орла образуют четверицу архетипов, заключающих в себе символические измерения провиденциального пространства. Это матрица, порождающая многообразие твари подобно тому, как четыре темперамента варьируют характеры людей. Пророчества возвещаются всему творению, что и отражено в тетраксисе живых существ. Новый Завет говорит о смысловом вовлечении живых организмов в эсхатологическое ожидание: вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами ( Рим.8:22,23 ), значит не только мы, но и тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих ( Рим.8:19 ). 3. Эсхатологическая композиция Влияние пророков на государственное благополучие и общественную жизнь происходило через прорицание надвигающихся событий. При этом они заботились не только и не столько о государственном процветании Иудейского и Израильского царств, сколько о теократическом устроении общества, чему способствовали своим вмешательством. При этом телеология конца света остается общим контекстом любого изложения, который в откровениях апостола-тайнозрителя Иоанна воссоздается по эсхатологическому сюжету. Горизонт последних дней мира очерчен символикой ветхозаветных образов. Теократия окончательно восторжествует после Страшного Суда, собрав своих верноподданных 4. Омнипотентность Аллегории несут в себе омнипотентность символов, как провиденциальное содержание онтологической реальности, существующей за временным порогом. Например, судьба правителя Тира отражает также действия денницы: Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото ( Иез.28:13-16 ). Это обращение к мировой гордыне, произнесенное Иезекиилем должно быть по смыслу адресовано к источнику мирового зла, к личности, с которой началось противостояние Богу. Аллегорию антихриста можно видеть в Ассирийском деспоте, о котором Исаия характерным слогом, пристойным для последних событий на земле, когда Господь скажет: “Посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирйского”… Он говорит: “силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин”… За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня… И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их ( Ис.10:12,16, 20 ). Провиденциальное время

http://azbyka.ru/apokalipsis/diakon-serg...

«Но ведь Сам Иисус никогда не провозглашал Своей Божественности! Наоборот, Он считал Себя обычным человеком» — скажут нам наши друзья-мусульмане. К сожалению, утверждая подобное, наши оппоненты заблуждаются. В Священном Писании Спаситель говорит о Себе такие вещи, которые никто, кроме Бога, сказать не смог бы. По слову Самого Христа: Неужели этого не достаточно, чтобы убедиться, что Спаситель считал Себя не простым человеком, но воплощенным Богом? Неужели после всех этих цитат мусульманам по-прежнему будет нужна прямая фраза Христа: «Я — Бог, поклоняйтесь Мне!»? Разумеется, нет. Провозглашая наличие у Себя Божественной власти, Христос, тем самым, говорил о Своей Божественности. Христиане верят Спасителю, но почему же Ему не верят мусульмане? К счастью, в отличие от приверженцев ислама, апостолы Христу верили. Верили и поэтому называли Его: Ученики Христовы не просто считали Его равным Богу Отцу (Филиппийцам 2:6), но также применяли к Нему эпитеты и цитаты, которые в Ветхом Завете использовались исключительно по отношению к Создателю. К примеру, в Ветхом Завете пророк Даниил следующим образом описывает увиденного им Господа: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.» (Даниил 7:9). В Новом Завете подобным же образом описывается Спаситель, Которого увидел в своем видении апостол Иоанн Богослов: «…и, посреди семи светильников, [увидел] подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.» (Откровение Иоанна Богослова 1:13–15). В Ветхом Завете Господь утверждает через пророка Исайю Свою вечность: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами утверждает в Новом Завете Свою вечность Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний… так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8).

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010