За столетия общения с такой паствой клирики привыкли разговаривать с народом на языке красочных преданий, эффектных историй и откровенного запугивания, потому что все увещания строились вокруг аргумента «Бог накажет». И самое грустное, что эта пастырская привычка не исчезла и пастыри до сих пор разговаривают с людьми так, будто они не умеют читать и писать. Восемьдесят пять процентов неграмотных! Целые поколения православных христиан рождались и умирали, ни разу не прочитав Евангелия! Что говорить, если даже для грамотных людей Священное Писание было роскошью: Пушкин знакомился с текстом Библии на французском, а русский перевод вышел в свет за сорок лет до революции! Это очень грустно, но таковы факты, которые можно суммировать только фразой из «Макбета»: «Добра и зла неразличимы грани среди болот в гнилом тумане». Почему так важно сегодня говорить о крестьянском стиле благочестия? Потому что в силу различных исторических причин именно этот тип религиозной жизни стал доминирующим в послереволюционном православии. Я бы даже назвал его не крестьянским стилем, а крестьянкинским, потому что в советское время хранили, определяли и развивали этот стиль религиозной жизни в основном верующие женщины крестьянского происхождения. Конечно, были и другие, но самым массовым, а потому определяющим был именно этот тип, так что с ним считалось и часто подыгрывало единственное из сохранившихся сословий — духовенство. Батюшки и папиросы Известно, что священники до революции курили и это не считалось чем-то ужасным. Для духовного звания это было чем-то скорее нескромным, чем греховным, вот почему в дневниках отца Иоанна Кронштадтского вы можете встретить упоминание о том, что батюшка временами любил выкурить хорошую сигару. Курили даже архиереи. Но я упоминаю эти факты не для того, чтобы оправдать курение или, не дай Бог, опорочить память хороших людей. Просто на отношении к курению хорошо видно, как менялась палитра благочестия в советское время. Характерная черта крестьянского благочестия — всему искать религиозное обоснование и даже под вполне бытовые действия «подкладывать» мистический смысл. Видимо, это наследие вековой неграмотности. Для людей этого типа психологические, политические, социальные, природные явления, одним словом, вся жизнь имеет квазирелигиозную подкладку, делится на грех и «не грех» — без вариантов и полутонов. 

http://pravmir.ru/izdrevle-na-rusi-bylo-...

Господи! Не знаю, что просить мне у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою перед Тобою. Сердце моё Тебе отверзто; Ты знаешь нужды, которых я не знаю: зри и сотвори по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами: приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь. Молитва Оптинских Старцев Господи! Дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час этого дня во всём наставь и поддержи меня. Открой мне волю твою для меня и окружающих меня. Какие бы я не получал известия, научи меня принять их со спокойной душой и с твёрдым упованием, что на всё святая воля Твоя. Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай забыть, что они ниспосланы Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не огорчая и не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события этого дня предать воле твоей святой. Научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Аминь. Молитва Св. Димитрия Ростовского Спаси меня, Спасе мой, по милости Твоей, а не по делом моим. Ты хощеши мя спасти. Ты веси, коим образом спасти мя. Спаси убо мене, якоже можеши, якоже веси. Имиже веси судьбами спаси мя. Аз на Тя, Господа моего, надеюся и Твоей воле святой себя вручаю: твори со мною, еже хощеши. Аще хощеши мя имети во свете, буди благословен. Аще хощеши мя имети во тьме, буди паки благословен. Аще отверзеши ми двери милосердия Твоего, добро убо и благо. Аще затвориши ми двери милосердия Своего, благословен еси Господи, затворивый ми во правду. Аще не погубиши мя со беззаконии моими, слава безмерному милосердию Твоему. Аще погубиши мя со беззаконии моими, слава праведному суду Твоему. Аще хощеши устрой о мне вещь. Аминь. Ежечасная молитва Святителя Иоасафа Горденко

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Пошли нам, Господи, Духа Утешителя, Духа премудрости, Духа разума и Духа рассуждения. Очисти наше сердце от всякия скверны и соделай его Храмом Духа Твоего, чтобы Дух Святый вселился и излил Благодатные Дары и данные Тобою таланты употребить во благо. Пошли нам благость, кротость, воздержание, милосердие, любовь, чистоту, душевный мир и спокойствие, радость духовную. Благослови наши отношения с духовными чадами, чтобы они были чистыми и беспристрастными. Сохрани нас от клеветы и злобы человеческой, от смертоносной язвы и болезни, от внезапной и насильственной смерти. Помоги сохранить Православную веру, иноческие обеты и все заповеди Твои до конца своей жизни. Помоги стяжать умную сердечную молитву; никогда не тяготиться любым послушанием. Помоги совершать Божественную Литургию и всякое молитвословие всегда со страхом и достойно. Укрепи веру, научи молиться, быть достойными причастниками Святых Тайн. Помоги нам исправиться от пристрастия, гордости, блудных помыслов, жестокости сердца, гнева и раздражительности. Помоги быть милосердыми ко всем людям; помоги нам во всех наших трудах. Смягчи сердца к нам начальствующих и окружающих и даруй до конца жить во Святой обители и в своей келии. Господи! Не вмени греха ради меня никакому человеку, осуждавшему, клеветавшему, тайно или явно зло делавшему мне, ибо я всем и всё прощаю от сердца. Прости и мои бесчисленные согрешения. Аминь. Молитва о христианской кончине Господи, Иисусе Христе, время жития моего сокращается, приближается ко вратам смерти; боюся и трепещу смертнаго часа, сего огненнаго крещения, ибо грешен всем; сердце моё страшится видения лукавых духов, ищущих моей погибели; ужасает мя прохождение воздушных мытарств – сей праведный суд Твой, на нём же имам слово воздати о всех, яже согреших в житии: страшит мя оная неведомая страна, в ню же вселиши мя по моём преставлении. Господи, Человеколюбче, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, помилуй мя, к тебе обращающегося, сопричти мя стаду твоему и сподобим я улучити христианскую кончину живота моего – безболезненну, непостыдну, мирну. Се аз, многогрешный, прежде онаго смертнаго часа припадаю к Тебе и с надеждою на Твоя спасительныя страдания и крестную смерть приношу слёзное покаяние о всех гресех и беззакониях моих вольных и невольных, ведомых и неведомых, прости вся грехи и беззакония и огнём Святаго Духа Твоего милостиво испепели я, да не помянутся они при кончине живота моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

После исповеди мы находимся, можно сказать, на досрочном освобождении от грехов, но пока мы не попали в Царствие Небесное, расслабляться не стоит. Если мы будем хранить память о грехах, будем действовать смиренно и милосердно по отношению к другим, то станем достойны того прощения, которое дал Господь. Как правильно писать грехи на исповеди? Многие люди предпочитают, готовясь к исповеди, письменно записывать грехи. Кто-то их застывает вслух, а кто-то — отдаёт читать священнику. И тут часто возникает вопрос: как правильно писать грехи на исповеди? Важно помнить, что исповедь начинается уже дома с того момента, когда мы взяли в руки ручку и листок, и завершается возле аналоя. Это длительный процесс, к которому надо подойти разумно, уделить подготовке к исповеди достаточное количество времени. Господь Сердцеведец все слышит и видит, Он знает то, что лежит грузом у нас на душе и тревожит сердце, поэтому не стоит сильно переживать, правильно или неправильно мы сформулировали свою мысль. Господу важно наше искреннее покаяние, а не академичность и выверенность списка грехов. Тем не менее, для того, чтобы верно сформулировать свои грехи, можно почерпнуть знания из духовной литуратуры. Советую прочитать небольшую книгу отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» как очень лаконичное пособие для кающихся, иле же книгу святителя Игнатия Бренчанинова «В помощь кающимся». Эти и многие другие труды, написанные на тему покаяния, могут быть полезны тем, кто никогда не исповедовался и не знает, что и как сказать. Чтобы определить, что есть грех и в чем необходимо исповедоваться, можно действовать следующим образом: читаете заповедь, смотрите, как делать нужно, и сравниваете это со своей жизнью. Из этого сравнения и вытекает понимание, что и как вы делаете не так, где вы промахиваетесь. Ведь грех по-гречески звучит как amartia, что означает «ошибка, промах, мимо цели». Формулировать грехи надо кратко. Попробуйте пронумеровать список, чтобы не сбиваться и не запутаться во время исповеди. Не советую «растекаться мыслью по древу» и детализировать каждое прегрешение. Священник — лишь свидетель покаяния, и подробно объяснять ему каждую ситуацию нет необходимости, но вот суть совершенного вами он из ваших слов должен понять четко. Как каяться в грехах на исповеди?

http://foma.ru/ispoved-grehi.html

С учетом большой скидки это составило сто двадцать тысяч рублей. Я взмолился Небесному покровителю обители: «Преподобненький, помоги!» Сидим мы с тем человеком в кабинете, разговариваем, вдруг секретарь сообщает, что пришла наша прихожанка и очень хочет меня видеть. Мол, только на минутку. Я вышел. Женщина протягивает мне конверт со словами, что это от ее сына. Открываю конверт при секретаре, пересчитываю – ровно сто двадцать тысяч! После того, как человек озвучил сумму, прошло полторы минуты. Максимум две! Господь заранее знает наши нужды, а примерам помощи Божией несть числа. Что-то покрасить, песка привезти, машину найти, кого-то в больницу отвезти, дерево спилить – если к объему работ, который сегодня выполняется в обители, подойти с точки зрения бухгалтерии, переложить его на финансовую составляющую, то, я полагаю, мы не смогли бы от этой суммы выполнить и треть процентов. Когда ты начинаешь кипятиться: «Ой, надо это, надо то!», тяжеловато приходится. Но когда ты покипятился, свое человеческое явил, затем обратился ко Господу, Господь откликается.      Велика помощь Божия и Его угодников. А насколько важна для Вас человеческая помощь? Например, правящего архиерея митрополита Ювеналия? Боюсь, чтобы мои слова не выглядели в чьих-то глазах лестью. Боюсь. Но коль прозвучал этот вопрос, для меня очень важный, отвечу на него. Владыка-митрополит сыграл определяющую роль в моей жизни. Я пришел к нему иподиаконствовать, будучи студентом второго курса духовной семинарии. Через полгода он поставил меня старшим иподиаконом, в чем я увидел большое доверие к себе, хотя такое назначение явилось для меня полной неожиданностью, потому что в тот период среди иподиаконов были люди более опытные, более зрелые. Неизгладимое впечатление произвело его состояние совершения Литургии, проведения богослужений, таинств, что каждый раз понуждает меня совершать богослужения и церковные таинства неспешно, быть в молитве неспешно. Вспоминается, как владыка-митрополит читал в алтаре светильничные молитвы.

http://pravoslavie.ru/133998.html

В бумагах отца Иоанна (Крестьянкина) сохранились записи с названием «Сегодняшний мой крест»: «Горе тому, у кого нет ежедневного креста, горе тому, кто противится ему! Крест олицетворяется часто тем самым человеком, которого Провидение ставит при мне и к которому я нерасположен [который мне неприятен], который чем-либо досаждает мне, который раздражает меня своей говорливостью, легкомыслием и даже своей внимательностью. Он всё тут, при мне, мои старания удалиться от него остаются безуспешны. Кажется, будто какая-то тайная сила умножает [увеличивает] его [этого человека] в моих глазах. Вот мой тяжелый крест. Как поступать мне с сегодняшним моим крестом? Искренно молиться о христианской любви к нему, [поскольку] этому человеку без моего и его ведома назначено Самим Богом освящать мою душу этим испытанием. Крест – это всё то, что расстраивает [нарушает] спокойствие, жало, которое раздражает, подстрекает [побуждает] нас и без которого мы остались бы недвижимы. Крест – это орудие, двигающее нас вперед, вопреки нашему сопротивлению и апатии [душевному безразличию]. Наслаждаться благами и оставаться в спокойствии не есть удел христианина. Он принужден [призван] подниматься выше и выше по суровой стезе. Всякую рану надо заговаривать следующими словами: “Так угодно Богу”. Спаситель всегда со скорбящей душой. “Скорбями, – говорит Он, – Я воспитываю твою душу для вечности”. Смирению от одних слов научиться нельзя: потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, выколачивал кострику [сор], без чего и в Царствие Небесное попасть трудно, которое многими скорбями приобретается». Во всей нашей жизни – от нательного креста, надеваемого в Крещении, и до смерти – всюду крест, везде мы идем со крестом. Как говорят подвижники, когда «тучи, то есть разные трудности надвигаются, мы крестимся в ожидании неведомого, и мы крестимся, когда уже гремит гром и полыхает небо, и мы крестимся, когда вновь солнце, умытое и ясное, несет радость и страх отступает». Будем стремиться к тому, чтобы наши собственные личные кресты были неразрывно связаны с Крестом Христовым, от него получали свою спасительную силу и дарования: «Нас ради, Христе, на Крест возшед, спаси ны силою твоею», «иже Крестом смерть упразднивый и нас свободивый, слава Тебе». Аминь.

http://pravoslavie.ru/116050.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Сергей Крестьянкин Вдохновение без расписания " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 2  голоса:  4.5 из  5) Это название одного из сборников рассказов Сергея Крестьянкина. Автор – не однофамилец архимандрита Иоанна (Крестьянкина) , а его внучатый племянник. Рассказы Сергея Олеговича, по преимуществу детские, знают читатели в России, недавно их прочли и полюбили в Германии.  Фото: tro-spr.ru Публикуем в  небольшом сокращении один из его рассказов о послевоенном времени с емким названием «Буханка». Исторический план рассказа пересекается с вневременным, в котором неизменны вечные реалии – сострадание, милосердие, прощение. Возможно, именно таким языком и о таких вещах нужно говорить с современными детьми,  у которых есть абсолютно все. И именно с такой прозы начинать важный разговор  с ними о христианстве, о милости и даже об аскетизме – таком непонятном и непопулярном сегодня. «Буханка» …Рынок. Самый разгар торговли. Народу – не протолкнуться. Здесь можно продать и купить всё: одежду и сапоги, туфли и шляпы, тульский самовар и трофейный немецкий самокат, табуретки, кастрюли, ложки, книги, собак и кошек, кур, гусей, картошку, лук, хлеб… Ваня давно нарезал круги вокруг продуктовых прилавков, уж очень сильный запах подзабытый, а порой и вовсе неизвестный, но такой манящий не мог оставить мальчика равнодушным, тем более что не ел он со вчерашнего дня, да и то, что удалось поесть – так, одно название. Перед глазами мелькало столько продуктов: свежее мясо, домашняя колбаса, тушёнка, сыр, молоко, творог, сметана, хлеб… Чёрный, с поджаристой корочкой, такой аппетитный. Ваня сглотнул, облизываясь. Не было больше никаких сил, чтобы удержаться. Взгляд приковался к буханке, которая нагло выставила свой запечённый хрустящий бок. Ваня представил, как он отщипывает, нет, откусывает огромный кусок от этого чёрного хлеба и начинает его жевать и тот, хорошо пропечённый, хрустит на зубах, открывая взору ноздреватую мякоть и источая сильнейший сногсшибательный, одурманивающий аромат свежайшего рукотворного творения.

http://azbyka.ru/deti/vdohnovenie-bez-ra...

У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. - Скажите, чем согрешили и как согрешили, но не округляйте. Вот такая рекомендация, вот такой духовный совет, он у нас должен быть. Но поскольку сейчас, я не знаю, откуда это был звонок, колоссальная нагрузка у священников во время исповеди, и поэтому надо выбрать конкретно беспокоящий грех, а не вообще перечисление всех грехов по книжке. Есть замечательное пособие отца Иоанна (Крестьянкина) " В помощь кающимся " . Если все мы будем просто переписывать- конечно, это будет неправильно. А от исповеди к исповеди мы все-таки должны обращать внимание, что больше всего беспокоит. Какая-то в течение от той исповеди до этой, к примеру, была какая-то ссора, которая никак не дает возможности помириться, не дает спокойствия души. И поэтому лучше уже не перечислять какие-то второстепенные вещи: смотрела телевизор до умопомрачения, нарушила пост и прочее, это какие-то повседневные наши грехи, у нас их бесчисленное количество. А больший акцент сделать на одной этой ссоре, на одной этой проблеме. Сказать: батюшка, до сих пор не могу простить. Кого? Свою родную сестру, потому что я ей сказала одно, она другое, я подумала то-то. И вот я никак не могу смириться, и поэтому прошу вас об этом помолиться, что время идет, а я никак не могу. И тут может быть какой-то конкретный совет или молитва священника за вас в конкретной ситуации. Поэтому лучше конкретную назвать одну, про один проблемный грех, на него сделать акцент, и те грехи, которые тоже беспокоят, их назвать. Поэтому оптинские старцы говорили: скажите, чем согрешили и как согрешили, и довольно сего. И не округляйте свои грехи. А не округлять- это значит, не заниматься самооправданием. Я не простила, потому что она то-то, то-то. Или как мужчина приходит: я, так сказать, немножко выпиваю. Немножко выпиваю. А когда спросишь, что конкретно? По бутылке водки в день. Это уже округление. Немножко выпиваю - это одно. А бутылка водки каждый день - это немножко другое. Это уже округление. Поэтому надо иметь рассудительность, не округляя, назвать конкретный свой грех. У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас, вы в прямом эфире. Постарайтесь нам, дорогие радиослушатели, в течение этой передаче хоть один пример из вашей повседневной жизни привести, пример ангельского отношения друг к другу или между собой. Слушаем вас.

http://radonezh.ru/text/kak-detey-ogradi...

Надо во всем принести покаяние — не формальное, но глубоко прочувствованное, пройти чин отречения от оккультизма, пособороваться и причащаться по возможности чаще. Сразу не придет исцеление, надо это осознать как наказание, враг не захочет вдруг отступить, а тебе надо верой и покаянием припадать Господу. Он один силен и властен освободить тебя из плена. Но надо об этом просить Его и молись. Падение Т., Вы отошли от Бога не тогда, когда ушел от Вас чужой муж, а тогда, когда он к Вам пришел и Вы его приняли. Читайте Священное Писание: «Блудники и прелюбодеи Царства Божия не наследуют». А Вы со своим «другом» есть и то, и другое. Вам необходимо осознать свое падение и то, что грех Ваш смертный стоит стеной между Вами и Богом. Вам нужно покаяться, пособороваться и принять епитимию во очищение души своей. Она у Вас во мраке пребывает, и враг тешится Вашим безрассудным желанием иметь сожителем чужого мужа. Просьбу о молитве выполню, а Вы побойтесь за свою душу: жизнь коротка, а вечность бесконечна. Б! Знаете Вы волю Божию, а с усердием исполняете волю вражью. Почитайте в Святом Евангелии, что отвечает Спаситель ученику на вопрос: «Сколько раз прощать человеку согрешения против нас?» Да и как Вы можете читать молитву Господню «Отче наш…», оставаясь уже такое длительное время в немирствии и отвергая покаяние человека-священника?! Побойтесь своего падения, ведь оно близко к беснованию. Покаяние Дорогой о Господе В.! Первым вошел в рай благоразумный разбойник. Ему потребовалось крайне мало времени на покаяние — один предсмертный вопль: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Но глубину его покаяния нам не измерить, она прорезала небеса до врат рая и стала лествицей разбойнику в Царство Небесное, от глубин ада — в рай. Знаем мы и житие Марии Египетской. 17 лет крайне греховной жизни возбраняло ей вход даже и во храм. Но сила её покаянного чувства исходатайствовала ей возможность приложиться к Животворящему древу Креста, а 48 лет трудов покаянной жизни сделало её святой. Вот и довольно с Вас примеров. Путь в алтарь может открыться только глубоким осознанием своего падения и покаянной жизнью. А когда? — это Господь известит.

http://pravmir.ru/pisma-arximandrita-ioa...

-Ну, у вас как бы один общий вопрос по поводу исповеди. Книга «О построении исповеди» - это не инструкция, которой надо строго следовать, это объяснение того, что считать грехом. Это прекрасная книга отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», но это не инструкция в том смысле, что надо строго следовать, вот именно такие же фразы произносить. Это просто хорошая подсказка, чтобы никакой грех не оставить неразрешенным. Поэтому здесь надо действовать не по инструкции, а по движению сердца, т.е. искренне, просто, спокойно подойти к священнику и сказать: у меня есть такие - то, такие проблемы. А дома вы можете прочитать построение исповеди и составить на основании этого прочитанного материала свою исповедь. Исповедь должна быть лаконичной, по библейски лаконичной, потому что если на исповеди мы начинаем говорить об обстоятельствах греха – то, как правило, мы оправдываемся. Вот всегда, когда мы, священники, слышим, что человек начинает много рассказывать о каком- то грехе - мы понимаем, что это самооправдание такое происходит. Например, он говорит: я там грешил с друзьями - а зачем про друзей то говоришь, что с ними выпивал, или ругался, чтоб часть вины на них переложить? Или я поругался с тещей, или с начальником на работе. Зачем он сюда тещу приплел, начальника? Он хочет сказать, что вина не только на нем лежит, но на неких обстоятельствах. Поэтому чем более лаконично, по -библейски лаконично будет исповедь - тем лучше. Смотрите, как в Библии все лаконично: не убивай, не кради. Казалось бы, тут можно много чего сказать по поводу «не укради», т.е. если ты долг не вернул во время, то ты украл. Или тебе дали на время какую - то вещь, хозяин забыл, а ты не напоминаешь, то ты тоже украл. Но когда мы в библейской лаконичности - то исповедуемся всегда более точно, правильно. Мы наносим точечный удар по греху. Здесь есть некая опасность, что распространяясь по поводу содеянного греха, на самом деле мы будем заниматься самооправданием или самолюбованием, какие мы усердные в этом вопросе, насколько мы опередили других христиан. Поэтому такие книги читать надо, это полезные книги «Опыт построения исповеди», но использовать как некий цитатник и жесткую инструкцию не надо, т.е. старайтесь с простотой душевной, сердечной подходить к священнику или какой- то может конспект составить себе, зачитать батюшке или просто перечислить лаконичным библейским языком содеянные грехи, преступления. Дать священнику прочитать, он прочитает разрешительную молитву и будет чувствовать себя спокойно.

http://radonezh.ru/text/s-kakimi-slovami...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010