Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него ( Ин.4:29–30; 39–40 ). Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два. Это – нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: «Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды», Спаситель ответил ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда», а самарянка возразила: «У меня нет мужа». Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни. Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: «Правду ты сказал, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: «Господи! Вижу, что Ты пророк» ( Ин.4:15–19 ). Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменят душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важные религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: «Господи! Вижу, что Ты пророк!», – продолжает: «Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме» ( Ин.4:19–20 ). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться, везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Боге есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духи и истине» ( Ин.4:23–24 ). В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, т. е. первому Лицу Святой Троиц, в Духе, т. е. в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, т. е. во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: « Я есмь Истина» ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Самая главная вечная ценность, которую мы имеем в этой жизни – есть Господь наш Иисус Христос. Он всегда с нами. И мы должны стараться ощущать эту близость к Господу нашему Иисусу Христу. Для этого надо читать Евангелие, и разуметь заповеди Христовы, и стараться исполнять их. Тогда в нашей временной жизни будут накапливаться вечные ценности, которые не останутся в этой бренной жизни, но сохраняются и в той – в Жизни Вечной. Вот за это мы и благодарим Господа, что Он даровал нам вечные ценности в этой временной жизни и нас, бренных, сделал способными вступить в Вечность. Среди тех людей, через которых мы можем приобрести вечные ценности, находятся все, достижимые для нашего влияния; словом или делом мы можем оказать им добро; молитвою мы можем оказать им еще большее добро. Среди этих ценностей находится наша Родина, дарованная нам тоже независимо от нас, т. е. свыше, и, работая для Родины, мы также приобретаем вечные ценности. Итак, приступим к этому Новогоднему молебну, будем благодарить Господа за все то доброе, что получили в минувшем году и просить Его о том, чтобы счастлив, мирен и безгрешен для нас был будущий год. Аминь. Слово в Неделю по Богоявлении 23 января 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! От берегов Иордана исшел Свет Евангелия и достиг Галилеи языческой. «Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:15, 16 ). Христос Спаситель призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Va/4? 17 ), и покаявшимся воссиял Свет. Свет бывает различный: 1) Свет естественный – от солнца и луны, сотворенный Богом, ибо Господь сказал: «Да будет свет!» ( Быт.1:3 ) – и признал, что это хорошо. Где есть свет – там жизнь. На Севере полгода бывает полярная ночь, почему и называются эти страны полнощными; но зато когда появляется солнце, то светит полгода. Туда устремляются перелетные птицы, вьют гнезда, и жизнь при солнце там кипит. 2) Свет образования – человека, научившись грамоте, может читать Божественные книги и познавать Бога, ибо он прочтет: «Якоже щедрит (милует) отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). И еще «Милостив и Щедр Господь, пищу даде боящимся Его» ( Пс.110:4, 5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Самоотверженная любовь и есть истинно христианская, она возвышает человеческую душу, она приближает ее к Богу. Она делает человека настолько близким к Богу, что его уже можно назвать святым. Вот таким был великий князь Александр Невский. Его же молитвами да поможет нам Бог так же работать на благо нашей любимой Родины. Аминь. Слово в Неделю 12ю по Пятидесятнице 19 сентября 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Один из законников спросил Господа нашего Иисуса Христа: «Какая наибольшая заповедь в законе?» ( Мф.22:36 ). Это был хороший вопрос, потому что заповеди Божии нужны человеку. Если человек боится Бога, если человек страшится быть наказанным от Бога, то он должен выполнять заповеди, а их ведь так много во всей Библии. Какая же наибольшая? Это был правильный вопрос. Если человек любить Бога, то он желает угодить Ему, а стало быть, хочет выполнить самую большую заповедь; поэтому, с точки зрения человека, любящего Бога, этот вопрос был уместным. Посмотрим, какие же в Библии заповеди являются наиболее известными. Самая первая заповедь была дана человеку в Рою. Она заключалась в следующих словах: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16–17 ). Это была первая заповедь данная совершенно невинному человеку, не знавшему греха, не имевшему никаких искушений; но ему нужна была заповедь, и исполнив ее, став совершеннее, он угодил бы Богу. Но, как мы знаем, человек согрешил и нарушил эту простую заповедь, данную только для упражнения. Потом, через многое время, последовали те заповеди, которые Бог изрек на горе Синае и которые были начертаны на каменных скрижалях. Это десять заповедей ( Исх.20:2–17 ). Первая: «Я господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня». Вторая: «Не делай себе кумира ни на небе – вверху, ни на земле – внизу». Третья: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Четвертая: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Святой Евангелист Марк говорит тоже, что их было много, и между ними именует Марию Магдалину, Марию, мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломию, и «другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк.15:41 ). И чуть ниже снова говорит о Марии Магдалине и Марии Иосиевой, которые «смотрели, где Его полагали» ( Мк.15:47 ). Святой Евангелист Лука никого не называет по имени. Он говорит вообще о том, что при погребении были женщины «и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» ( Лк.23:55 ). А святой Евангелист Иоанн говорит только, что «при Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Церковная мысль совершенно правильно прибавляет к этим именам Марфу и Марию – сестер воскрешенного Лазаря. Это так естественно, что и они должны быть там. Так вот, видите, мужчины удалились, потому что им казалось, что уже нечего делать, а женщины все еще сидели напротив Гроба и смотрели. Так они делали, вероятно, до наступления темноты. Казалось бы, делать больше нечего, но потребность делать что-то у них была. Эта потребность вызывалась любовью. Любовь – это великая сила, которая везде найдет себе путь и поймет, что именно нужно сделать. И вот когда, казалось бы, все кончено и делать было нечего, они все-таки нашли путь для того, чтобы делом своим проявить любовь. Они решили, что надо еще возлить драгоценное миро на Тело Господа. Приготовив благовония и масти, они уже в воскресенье утром, отбывши по закону субботний покой, пришли ко гробу. И вот любовь их получила великую награду. Они, прежде всего, увидели Ангела, который сидел на отваленном камне. Камень был отвален от дверей пещеры, а Ангел сидел на этом камне, и вид его был, как молния; Ангел сказал им: «Не бойтесь!» ( Мф.28:5 ). Потому что, в самом деле, такое Небесное видение должно было бы их устрашить. А затем объяснил: «Иисуса ищете распятого? Его нет здесь; Он Воскрес! И вы найдете Его в Галилее». Этим самым Ангел приготовил женщин к познанию великого события – Воскресения Христова. И когда они шли обратно, то Сам Господь встретился им и сказал: «Радуйтесь!»

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Святой Пророк Моисей был удостоен первого Богоявления при купине, в пустыне, когда он увидел горящий, но несгорающий куст и, придвинувшись к нему, услышал слова: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:2–5 ). А затем, когда он спросил об имени Божием, то Господь из пламени этого куста ответил: «Я есмь Сущий» ( Исх.3:14 ), т. е. всегда Существующий. Второе Богоявление получил Моисей на горе Синае, когда он вошел на вершину этой горы и Господь дал ему известные десять заповедей ( Исх. главы 19 и 20 ). Моисею нужны были заповеди, потому что он был руководителем народа и должен был народом управлять. А святой Пророк Илия получил Богоявление особое. Перед этим он шел сорок дней и сорок ночей и в течении этого времени постился и ничего не ел. На сороковой день он получил удивительное Богоявление «в веянии тихого ветра», что означало, что Господь милостив и с любовью обращается к людям ( 2 Цар.19:15–18 ). Так вот эти два Пророка – Моисей и Илия – явились на гору Преображения Господа нашего Иисуса Христи и беседовали с Ним. Казалось бы, предмет их беседы грустный – они беседовали о том исходе, который надлежало Христу Спасителю иметь в Иерусалиме ( Мф.17:1–9; Мк.9:2–9; Лк.9:28–36 ). А мы знаем, что этим исходом были Голгофа, Крест, Распятие и смерть – грустные темы, казалось бы, но беседа о них происходит в радостном и Божественном Свете, потому что Христос хочет дать понять и Пророкам и ученикам, что окончательный Его исход в Иерусалиме есть Его Святое Воскресение, которое Он и предсказал трем ученикам, когда спускался с горы и сказал: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мф.17:9 ). Итак, оказывается, что подвиги любви, совершаемые с огромными страданиями, сопровождаются Светом Жизни Божией. И этот Свет дает возможность совершать подвиг любви. Действительно, как свидетельствует опыт жизни Христовой Церкви, каждому, кто трудится во имя любви, Христос Спаситель посылает Свой укрепляющий и Животворящий, Несотворенный Божественный Свет.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Сегодня, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, мы вспоминаем другую победу, совершившуюся в Иерусалиме, на холме Голгофе, около 2000 лет том назад. На Куликовом поле победителем был князь Дмитрий Донской, и с ним весь русский народ, на Голгофе Победитель – Господь наш Иисус Христос, и с Ним все спасаемое человечество. Куликовская победа спасла на народ от исторической гибели, Христос Спаситель совершил победу еще более великую Христос боролся не за земное царство – Он Сам сказал: «царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). Он пришел в мир для того, чтобы всех людей привести к Богу Отцу и сделать их чадами Царства Божия. На кресте Христос искупил наши грехи и Своею смертию даровал нам Жизнь Вечную. Он «для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:9 ). Голгофской победой – Крестом – Христос приобрел Себе всех людей – живых и мертвых. Празднуя эту победу, мы возвышаем Крест, поклоняемся ему и прославляем результат победы – дивное Воскресение Христово. В праздник Воздвижения мы повторяем, в пределах нашей возможности, то что сделал Патриарх Иерусалимский Макарий после того, когда в 326 году, т. е. 1654 года тому назад, святая царица Елена произвела раскопки и нашла Крест Господень. Патриарх поднимал Крест, чтобы он был виден толпе людей, а народ восклицал: «Господи, помилуй!». Так сделали и мы вчера во время Всенощного бдения. Несмотря на то, что Голгофская победа и победа на Куликовом поле так различны по своей величине и целям, в них есть и одно общее. Это полное самоотвержение. Христос отвергся Себя, когда взошел на крест; русские воины не думали о себе, когда сражались за Отечество. Они исполнили слово Христа, сказавшего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Так должны поступать и мы. Цель нашей жизни – исполнить заповеди Христовы, не думая о себе. Так мы на деле прославим Крест Христов и Его Святое Пресветлое Воскресение. Аминь. Слово на Воздвижение Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Седьмая: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Да, тут тоже требуется действие; чтобы быть миротворцем, надо усиленно действовать. Восьмая: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное». Девятая: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах!» Кроме перечисленных заповедей, в Библии имеется масса других предписаний, которые тоже можно было бы назвать заповедями. Таким образом, в Ветхом Завете действительно было достаточно много заповедей. Поэтому вопрос законника о том, какая заповедь является наибольшей. был непростым. Господь наш Иисус Христос ответил законнику так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37–39 ). Держась этих двух заповедей, мы исполним и все десять заповедей, изреченных Богом на горе Синае; будем при этом соответствовать и тем блаженствам, о которых сказал Христос; будем всегда жить по совести. Поэтому запомним эти две заповеди, это просто, и это подвигнет нас к жизни, угодной Богу. Действительно, какие замечательные слова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», т. е. всем твоим существом: и разумом, и сердцем, и волею. Если ты возлюбишь Бога, то эта любовь окажется силой, которая поможет тебе действовать в мире сем активно. И вторая заповедь будет исполнена легко – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Так вот, дорогие братья и сестры, будем стараться любить Бога душою, и сердцем, и разумением, так любить крепко, чтобы эта любовь сказалась в действиях наших и ближний ощутил бы, что мы его любим, как самого себя. Так мы исполним закон Христов и достигнем той цели, которую должен каждый человек перед собой ставить, – цели быть угодным Богу и быть спасенным Богом. Аминь. Слово в Неделю 13ю по Пятидесятнице о благодарности Богу

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Сколько он добра сделал! Может быть, каждый из нас и не может указать, что лично ему сделал Святитель Николай, но каждый может радоваться о тех бесчисленных благодеяниях, которые совершил Святитель Николай в отношении тех, кто призывал его имя, и даже в отношении тех, кто не призывал, а только нуждался в его помощи. Святитель Николай жил в очень интересную эпоху истории Святой Церкви. Это был конец III века и начало IV века по Рождеству Христову. Его ранняя юность протекала в страдальческой Церкви, потому что языческие императоры воздвигали на Церковь гонения. А затем, когда воцарился святой равноапостольный император Константин, то Рпрекратились гонения, и Церковь стала свободно проводить свою жизнь. Но тогда Церковь подверглась уже другим опасностям – мирской элемент вошел в нее, и многие ереси возникли в Церкви. Посмотрим, как же слагалась жизнь Святителя Николая. Он с самого рождения был выдающимся ребенком. Надо сказать, что его родители – Феофан и Нона – долго не имели детей; поэтому они усердно молились, чтобы Господь даровал дитя, и наконец родился Николай, стало быть, он – дитя молитвы, и это отразилось на нем с самого младенчества. Когда было совершено Святое Крещение младенца, то он три часа стоял в купели, охваченный благодатным состояние, и под влиянием это благодати, когда стал больше, он стремился ближе узнать Христа. Для этого он совершил путешествие в Святую Землю – в Палестину, в святой град Иерусалим. Посетил все памятные места жизни Господа нашего Иисуса Христа, земной жизни Спасителя, и думал затем быть наедине со Христом, т. е. предполагал уйти в пустыню, ибо тогда такой обычай уже начал развиваться в Церкви – уходить в пустыню и проводить монашескую жизнь. Но был ему голос свыше: «Николай, не здесь твоя нива, на которой ты должен трудиться». Получилось так, что он стал архиепископом города Миры провинции Ликия. Получив столь высокое положение, он, прежде всего, вспомнил заповеди Христовы. Христос Спаситель уже в конце Своей земной жизни сказал Своим ученикам: «Когда же придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним… Тогда скажет тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:31–40 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Так какая же надежда является нам из этих всех событий? Господь обещал Апостолам силу свыше, благодать Святого Духа, и они десять дней собирались вместе, ожидая и надеясь ее получить. Мы тоже имеем благодать Святого Духа, потому что если бы мы не имели благодати, то не могли бы веровать, не могли бы произнести имени Господа нашего Иисуса Христа как нашего Спасителя, как Сына Божия. И мы, живя здесь, должны сохранить надежду, чтобы Дар Пресвятого Духа в своей духовной жизни, перестал бы жить духовно. Нам надо стараться стяжать больше даров Пресвятого Духа. Это одна надежда. А другая надежда заключается в том, что как сказали Ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это надежда на Второе Пришествие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Пусть после этого будет страшный Суд, но все-таки мы надеемся больше, чем боимся. Надо надеяться и надо повторять за святым Апостолом Иоанном Богословом слова: «Ей, гряди, Господи Иисусе» ( Откр.22:20 ). Вот две надежды: на Духа Святого и на Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. В этих двух надеждах будем жить и подвизаться, чтобы быть достоянными встретить возвращающегося в сей мир Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 28 мая 1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос есть радость наша. Этим словом «радуйтесь!» приветствовал Воскресший Господь жен-мироносиц ( Мф.28:9 ). Несомненно, каждое явление Воскресшего Господа приносило радость Его ученикам. Но Господь наш Иисус предупредил своих Апостолов через святую Марию Магдалину: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Еще до своих спасительных страданий и Животворящего Креста Господь знал, «что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» ( Ин.13:1 ). И в своей прощальной беседе Он сказал об этом своим святым ученикам и Апостолам: «Я к Отцу Моему иду» ( Ин.14:12 ). И это действительно говорилось. Господь вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Вознесение Господне тоже обрадовало Апостолов. Они возвратились с горы Вознесения – с Елеонской горы – в Иерусалим «с великою радостию» ( Лк.24:52 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Так Святая Церковь, подобно «человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» ( Мф.13:52 ), выносит 92й псалом на свое богослужение и в первоначальном ветхозаветном смысле на Вечерне, и в новозаветном освещении – при подготовке к Таинству Евхаристии. Аминь. Слово на тему: «Бог – Отец» 3 февраля 1988 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Библии (в Ветхом Завете) только два раза Бог называется Отцом: у Пророков Исаии и Иеремии, т. е. в сравнительно позднее время. До этого Он всегда и для всех – Бог милосердный, любящий, но не Отец. В Него нужно веровать, и эта вера наследственна. Он «Бог Отца моего» ( Исх.15:2 ). В Него надо веровать и Его надо любить ( Втор.6:5 ). Во время деятельности святого Пророка Исаии Бог впервые называется Отцом: «Только ты – Отец наш… Ты, Господи, – Отец наш» ( Ис.63:16 ). Заметим, что здесь Отец еще не личный, а для всего народа – общий Отец. В том же смысле говорит и святой Пророк Иеремия. У этого Пророка прямо приведена речь Божия к народу: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнулся; ибо Я – Отец Израилю» ( Иер.31:9 ). Господь наш Иисус Христос развивает это понятие дальше; Он говорит о Боге как об Отце каждого человека: «Отец твой, видящий тайное, воздает тебе явно» ( Мф.6:4 ). Далее, в той же Нагорной проповеди, Он, для того чтобы люди чувствовали себя братьями, предлагает им великую молитву, начинающуюся словами: «Отче наш, сущий на небесах!» ( Мф.6:9–13 ). Теперь обратим внимание на то, что Христос Спаситель неоднократно говорит Своим ученикам о Своем особом отношении к этому Общему Отцу. «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). «Отец во Мне, и Я в Нем» ( Ин.10:38 ). К Богу, как к Своему личному Отцу, Христос Спаситель часто обращается в дни перед Своими страданиями, а в особенности в Своей беседе и Первосвященнической молитве, произнесенных уже после Тайной Вечери ( Ин.12:28; 17, 26 ). Притом Он сообщает своим ученикам, что Он Сам составляет путь к Отцу, и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14, 6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010