Последний земной суд над Христом принадлежит Пилату. Пилату, представителю римского императора, важно знать, не объявляет ли Христос себя царем, не идет ли против римского императора, которому Пилат служит. «Ты Царь Иудейский?» – спрашивает Его прокуратор Пилат. А Христос, не отвергая того, что Он Царь, разъясняет: «Царство Мое не от мира сего» ( ин.18:33, 36 ). Тогда Пилат ищет разъяснения слов Христа: «Итак, Ты Царь?» – Христос также отвечает утвердительно: «Ты говоришь, что Я Царь» ( Ин.18:37 ). Пилат официально, перед всем народом, признает Христа невиновным, потому что не нашел в Нем никакой угрозы Римскому государству, и в то же время, из трусости, боясь, что народ возмутится, осуждает Его на смерть. И начинаются великие страдания Христовы, Воины подвергают Его оплеванию, избивают, ударяя по ланитам, и, схватив трость, бьют по голове, а затем подвергают мучительнейшему бичеванию. И наконец, вновь одев Его, ведут на распятие. Вне города, на холме, на Голгоф, распинают Его среди двух разбойников… Замолкли хвалебные песни – «Осанна Сыну Давидову!» – и исполняется пророчество Христово: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19:40 ). Земля сотрясается землетрясением, завеса церковная раздирается надвое, и солнце меркнет. Неодушевленная тварь проповедует Божество Христово, ибо человеческие голоса замолкли. Но и в муках на Кресте Христос продолжает строить Свое Царство. Когда разбойник, распятый вместе с Ним, обращается к Нему: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое» ( Лк.23:42 ), Христос сейчас же его принимает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( лк.23:42–43 ) Велика вера разбойника! Вокруг тьма, распятый Христос обещает рай, и разбойник верит Ему и входит со Христом в Его Царство. Христос Спаситель видит Мать Свою – Пресвятую Богородицу у подножия креста. И среди крестных мучений проявляет о Ней заботу. Взором Он указывает Ей на Своего ученика, Иоанна Богослова: «Се, сын твой!». А ему говорит: «Се, матерь твоя!» ( Ин.19:25–27 ). Апостолы всех верующих называли братьями, поэтому Пресвятая Богородица – Мать не только Иоанну Богослову, но всем нам, верующим во Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Родившийся в Вифлееме Христос Спаситель, как мы знаем, показывает Себя сперва лицам смиренным, доверчивы и кротким. Это – вифлеемские пастухи. Кто бы мог знать, что под такою простотою их души на самом деле скрывается херувимская колесница? Но это так. Так это и для каждого верующего, в простоте и радости принимающего праздник Рождества Христова. Таких много. Следовательно, много и херувимских колесниц. Постараемся быть в этой толпе, примем праздник Рождества Христова с верою, простотою и радостию. А родившийсв Владыка Сам направит жизнь нашу туда, куда Ему угодно, как Он направлял и движение колесницы. Аминь. Слово на праздник Крещения Господня 19 (6) января 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Крещения Господня называется иначе Богоявлением, потому что во время Крещения произошло явление Бога людям. Затем Дух Святой явился при отверзшемся небе в виде голубя, и Отец Небесный явил Себя голосом, сказав: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Праздник Крещения Господня называется также и Просвещением, потому что, явившись, Христос разгоняет тьму всякого рода заблуждений – и ложного идолопоклонства, и греховную тьму – и дарует свет истинного Богопознания и Свет праведности. Он просветил «сидящих во тьме и сени смертной» ( Лк.1:79 ), – так говорит святой Апостол и Евангелист Лука. Но мы знаем, что там и жизнь, где Свет Божий. Это записано в Евангелии от Иоанна. Святой Апостол Иоанн Богослов говорит: «В Нем (т. е. во Христе) была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ). Итак, Христос Спаситель, крестившись во Иордане, не только явил нам Бога, но и принес с Собою для нас свет и жизнь. Вот почему верующие родители должны заботиться о том, чтобы крестить своих детей в младенческом возрасте. Как же их оставить во тьме? Как же лишить их жизни, когда и то и другое передаются через Таинство крещения? Так что нужно просветить детскую душу Таинством крещения, надо, чтобы младенцы получили Духа Святого. И наконец, не надо заграждать младенцам путь к Господу по слову Самого Христа, Который сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное» ( Мф.19:14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

12 июля (29 июня) 1985 года (произнесено в Симферопольском Соборе) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем день святых славных всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это два совершенно разных человека, но проповедовали они одно и то же. Что главное в их проповеди? Во-первых, то, что они проповедовали Господа Иисуса Христа как нашего Бога и Спасителя. «Нет другого имени под небом, данного человекам (кроме Иисуса Христа), которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ), – смело заявляет святой Апостол Петр перед судом синедриона, который, услышав такие слова, вынес решение: «С угрозою запретим им, чтобы не говорили о имени сем никому из людей» ( Деян.4:17 ). Так же и Апостол Павел в своем послании к Филиппийцам говорит об имени Христовом, что Бог «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:9–11 ). Одновременно с этим святые Апостолы проповедовали, что Христос воскрес из мертвых. Вот примеры, немногие из многих: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти», – говорит святой Апостол Петр уже в самой своей первой проповеди народам, собравшимся в Иерусалим в день Пятидесятницы ( Деян.2:24 ). Святой Апостол Павел проповедует в Афинах, в этом средоточии греческой мудрости, «Иисуса и Воскресение» и предсказывает, что Бог «назначил день, в который будет праведно судит вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:18 и 31 ). Проповедуя Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых, оба Апостола убеждают всех людей принять веру в Воскресшего Господа и креститься, т. е. стать христианами. Какими христиане должны быть в нравственном отношении, оба Апостола говорят очень много, и учение одного совпадает с учением другого. Также оба святых Апостола приоткрывают нам завесу будущего. Оба они говорят, что человечество должно пройти через полосу страданий, происходящих от человеческого греха, но за этой полосой все переменится. Господь преодолеет грех и соделает Новое небо и новую землю, на которых правда обитает.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

27 (14) сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Страшен был крест, когда он был орудием казни. Величайшие мучения для искупления наших грехов и для нашего спасения понес Господь наш Иисус Христос на Кресте. Но с тех пор, как Он совершил подвиг Своего страдания и воскрес из мертвых, Крест стал иным: он источает Божественный Свет любви, и мы преклоняемся перед силою Воскресшего Господ, соделавшего Крест Свой орудием победы над всяким злом. Почему так? Потому что на Кресте в наибольшей степени явилась любовь Господня к нам. Он сошел на землю, чтобы во имя любви к нам благовестовавать о близости Царствия Божия: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Он совершил бесчисленные чудеса исцелений, показал, что может властвовать над стихиями и ходить по морю, и все это ради любви к нам. Истинная любовь, дорогие братья и сестры, всегда встречает препятствия. Так было и с Сыном Божиим, когда Он благоволил стать Сыном Человеческим. Как только начал Он Свою проповедь, зашептали книжники и фарисеи, воздвигли клевету на Него, схватили и распяли Его на Кресте. А Господь из любви ко всем людям, в том числе и к тем книжникам и фарисеям, по Своей воле взошел на Крест и претерпел распятие. И его любовь победила все. Ради этой любви Он воскрес из мертвых, и теперь Крест есть победно знамение, и, воспевая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», мы спешим засвидетельствовать: «И Святое Воскресение Твое славим!» Вот сила спасающей нас любви Христовой. Святая Церковь поет, что «процвете древо Креста» ( ирмис 3й песни канона Служба на Воздвижение Креста Господня ), т. е. крест, бывший страшным орудием казни, стал цветущим древом, приносящим плоды. Таков крест, который предлагается каждому из нас. Христос Спаситель сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Следуя призыву Иисуса Христа, мы должны совершать ежедневный, ежечасный подвиг. Каждому, по мере сил его, дается свой крест, он может быть и трудным, но он всегда благодатен, ибо сияет славою Божиею. Да поможет нам благодать Святого Духа нести наш крест.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Аминь. Слово в день празднования Ярославской иконе Божией Матери 25 (12) октября 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пресвятая Дева Богородица получила приветствие от Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная!» – и, получив эту радость, Она стала давать радость людям – нам, грешным. Поэтому, прибегая к Пресвятой Богородице, постараемся быть смиренными, как Она была смиренна, как сказано: «Яко призре на смирение рабы Своея…» Бог призрел, т. е. взглянул, посмотрел на Ее смирение и даровал Ей радость. Так и мы, если будем смиренны, тоже получим Небесную радость. В чем главная радость, которую приносит нам Пресвятая Дева? Это родившийся от Нее Господь Иисус Христос. Она дал на Христа Спасителя. Спасение, принесенное Христом, и есть наша главная радость. Спаситель Сам был смирен. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек» ( Флп.2:7 ). Сам о Себе Христос Спаситель говорит: «…Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ) – и из этого делает такой вывод: «Придите ко Мне все труждающие и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). Так вот, пред нами путь, который показан Пресвятой Девой Богородицей, – это путь смирения. Смирим себя перед Богом, в особенности смирим себя перед людьми, и тогда нас коснется благодать той радости, которую приняла Пресвятая Дева Мария, и вместе с Нею мы войдем в Царство Ее возлюбленного Сына – кроткого и призывающего всех грешников к покаянию. Войдем в Царство Господа нашего Иисуса Христа, и там мы обретем нескончаемую радость. Аминь. Слово в Неделю 20ю по Пятидесятнице, о воскрешении сына Наинской вдовы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святое Евангелие от Луки рассказывает о том, как Господь Иисус Христос воскресил умершего сына одной вдовы ( Лк.7:11–16 ). Вдова не имела других родных, кроме единственного сына. И этот юноша умер. Господь встречает погребальную процессию, когда она выходит из города. направляясь к кладбищу. Ему жаль бедную женщину, и Он останавливает людей, несущих носилки с мертвым телом, и говорит ей: «Не плачь».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Аминь. Слово в Неделю 1ю по Пятидесятнице, Всех Святых 26 июня 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В этот воскресный день, когда мы снова празднуем Воскресение Господа Иисуса Христа, совершаем еще память Всех Святых. Эта память связана с предшествующим праздником Святой Троицы и с днем Святого Духа. В лице Всех Святых мы видим результат действия верующих, угодивших Богу содействием Святого Духа, Святая Церковь выбирает некоторых, особенно выдающихся, которых прославляет как святых. Вернемся к празднику Святой Троицы. Трогательный народный обряд существует в этот праздничный день – украшать храм березками, приносить ветви березок в свой дом, украшать там святые иконы и вообще все наше жилище. Это символично, потому что березка – это живой организм. Это жизнь, которая указывает нам на Присносущную Жизнь Божию, на приснодышащую благодать Святого Духа. Вот почему мы украшаем свои дома березками. Это жизнь Новая, возрастающая, растущая. Это народный обычай. Народ правильно понял, что значит благодать Святого Духа и что соответствует ей, потому придерживается этого обычая. Знаменательно, что и Сам Господь наш Иисус Христос в своих словах, обращенных к Апостолам, приводил примеры из жизни растений: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», и далее Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Видите, в этом растении, виноградной лозе, заключается пример духовной жизни. Еще есть в послании святого Апостола Павла к Римлянам ( Рим.11:17 ) пример с растением маслиной. Для того чтобы показать, как возникает духовная жизнь, святой Апостол Павел пишет: «Ты, дикая маслина, – обращается он к тем, кто только что уверовал, – привился к настоящей маслине и стал общником корня и сока маслины». Обратим наше внимание еще больше на мир растений, он многому учит. Он, весь мир растений, взятый в целом, является символом множества святых. Одна земля, а много растений: есть там и маленькие травки, есть и цветы, есть и кустарники и деревья; растут рядом, но они различные. Одна земля их питает, а как они разнообразны! Точно так: один Пресвятой Дух, но от Его благодати рождается множество святых, которые различны по своему характеру, по роду занятия, по жизни, но одинаковы по своему благочестию и по своей благодати, по одухотворенности Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Аминь. Слово в Неделю 5ю по Пасхе, о самаряныне 17 мая 1987 года Христос Воскресе! «Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе» ( Пс.142:6 ). Так выразил святой Пророк Давид состояние своей жаждущей души; она подобна иссохшей безводной земле, томящейся по воде, которая сделала бы ее плодоносной. Таким было состояние душ многих людей Ветхого Завета. Не является исключением и душа самарянской женщины. Она вела рассеянный образ жизни, но были у нее две добродетели: она говорила правду и интересовалась духовными вопросами. Ей хотелось знать, где следует поклоняться Богу, – в Иерусалиме или на ее родной самарянской горе? Это одно из проявлений духовной жажды. Нам надо жаждать духовной жизни, тогда сбудутся на нас слова Господа Иисуса: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, то не будет жаждать вовек» ( Ин.4:14 ). Но это не будет вода стоячая, духовный застой: «Вода, которую Я дам ему (т. е. жаждущему), сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). Самарянка сделалась таким источником живой воды, потому что, уверовав во Христа, проповедовала Его всем своим односельчанам. Будем же и мы просить у Христа этой живой воды, поток которой приведет нас к вечной радости Христовой. Аминь. Слово в Неделю 6ю по Пасхе, о слепом 12 июня 1983 года Христос Воскресе! Христос Спаситель сказал о Самом Себе: «Я свет миру» ( Ин.9:5 ) и после этих слов дал зрение человеку который был слеп от самого своего рождения. Это было великое чудо. Но перед тем как просветить очи слепому, Господь Иисус Христос просветил разум учеников Своих. Они, видя слепорожденного, спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» ( Ин.9:2 ). Это был плохой вопрос; они предполагали, что всякая болезнь происходит от чьего-то греха. Это не так. Болезнь бывает для нашего спасения, для нашего совершенствования, а не только для того чтобы наказывать за грехи, хотя и такие случаи бывают. Но тут ученики спросили совершенно категорично: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Христос Спаситель отвергает такое положение и приводит их к светлому взгляду на жизнь, сказав, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Аминь. Слово в Неделю о Страшном Суде 13 марта 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь напоминает нам слово Господа нашего Иисуса Христа, в котором Он совершенно ясно предсказывает о Своем Втором Пришествии и о том Страшном Суде, который Он совершит над всем человечеством ( Мф.25:31–46 ): «Когда придет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним…» Христос смиренно называет Себя Сыном Человеческим. Это правда. Но Он также и Сын Божий. И вот соберутся пред Ним все народы, и никто не будет лишен суда Господня над ним. Об этом и мы повторяем каждый день, когда читаем Символ Веры: «Верую во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… паки грядущего со славою судити живым и мертвым…» Обратите внимание на эти слова: сказано «живым и мертвым», а не «живых и мертвых», т. е. поставлен дательный падеж, а не винительный. Таким образом, это означает, что самый Суд Божий – это какой-то дар, который дается каждому человеку всех народов. В самом деле, какое множество народа встанет на правую сторону от Спасителя. И тем, которые стоят на правой стороне, Христос Спаситель скажет: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Многие из них, услышав эти слова и получив известие спасения, т. е. Царство Небесное, при жизни даже и не думали о спасении и, быть может, даже не знали Господа Иисуса Христа, но они творили дела любви. Вот поэтому они на это приглашение в Царство Небесное отвечают удивленно. Они сам не знали своей добродетели, но имели ее. Они отвечают так: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» ( Мф.25:37–38 ). Им Господь Спаситель отвечает так: «Так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Ибо добро, которое оказывается кому-либо другому человеку, оно будет ставить его на Страшном Суде на правую сторону.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Аминь. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы 21 (8) сентября 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем празднование великого исторического события – Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие можно считать началом того периода человеческой истории, который называется Новым Заветом, а по гражданскому летосчислению началась новая эра, хотя, точнее, эта новая эра исчисляется от Рождества Христова. Давайте сравним, что обещают людям Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий завет обещает вот что: «Если… будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. …Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем» ( Втор.28:2–6 ). Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословения, то окажется, что эти благословения земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог. Вспомним, когда еще явился святой Иоанн Креститель, то он произнес такие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.3:2 ). Господь Иисус Христос начал свою проповедь с этих же слов: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.4:17 ). Итак, Новый Завет дает нам Царство Небесное. А что такое Царство Небесное? Это – Вечная Жизнь, это – жизнь с Богом. Счастье заключается в общении с Богом. Вот что дает Новый Завет. Причем Новый Завет дает возможность познать Царство Небесное уже здесь, на земле, а после смерти – особенно. Христос Спаситель сказал так: «… не придет царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть». ( Лк.17:20–21 ) . Царствие Божие приобретается тогда, когда Дух Божий касается человеческого сердца и оживляет человеческую душу. Это и есть плод Нового Завета, начинающийся здесь на земле и продолжающийся после смерти человека, когда он упокоевается в Вечном блаженстве. Но для того чтобы Новый Завет действительно вошел в человеческую историю, нужна была Пресвятая Дева; нужно было, чтобы родилась Дева столь совершенная, чтоб можно было бы удивляться ее святости, чистоте и непорочности.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Аминь. Слово о Благодати Божией 10 декабря 1988 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника; Неплодящей же прежде Церкви ныне процвете древо Креста в державу и утверждение» ( 3 песнь канона Честному Кресту ). Так Святая Церковь поэтически воспевает событие, описанное в книге Чисел, связывая его с Животворящим Крестом. За одну ночь жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали ( Чис.17:1–8 ). Теперь редко изображается полностью расцветший Крест Господень. Обычно он заменяется упрощением, которое ведет к кривотолкам, именно: под Крестом схематически изображается полумесяц; а кривотолк заключается в том, что полумесяц этот магометанский, поэтому получается, что Крест попирает магометанскую луну. Это вредное утверждение, ведущее к раздорам. Мы должны совершенно от него отказаться. Подумаем лучше о Благодати Божией, содействием которой расцвел жезл Аарона и «процвете древо Креста». В речах Пророков и Спасителя благодать очень часто изображается под видом воды. Это вода живая, текущая и подаваемая каждому желающему бесплатно: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1). Посмотрите, как многообразна благодать: желающие приглашаются к водам, а получают и вино и молоко. И вода, и вино, и молоко – суть символы разнообразия благодати. Обращение к ней должно быть подобно пути, на котором царит веселие. «Выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» ( Ис.55:12 ). В самих же людях, весело идущих за Божией Благодатью, произойдет дивное изменение к лучшему, что символически выражено у Пророка Исаии в словах: «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (Ис.55:13). Будем же верить в то, что существует Божественная Благодать и под ее влиянием изменяется все к лучшему: сухое дерево расцветает; жаждущий не только получает воду, но также питается вином и молоком; бесплодная дебрь превращается в прекрасный сад с кипарисами и миртами. Зная это, Новозаветная Церковь при совершении Таинства священства возглашает:

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010