2. Вопрос об автономии я бы советовал теперь не ставить. Он только осложнит наше дело, а чего-либо практического, осязательно полезного, в частности для Вашей Церкви, не принесет. Прежде всего, теперь и оправдать такую для Вас привилегию довольно мудрено. Автономия понятна для Церкви, находящейся на территории независимого государства, но теперь мы вас принимаем как граждан нашего же Союза, во всем с нами равноправных. По какому же признаку мы выделим вас в особую группу? Национальный признак опять-таки не годится, потому что в Эстонии проживают, хотя и в меньшинстве, и русские православные, да и немало соседних национальностей. Главное же, отдельная да еще автономная Церковь (не епархия) потребует для себя довольно громоздкой и сложной организации (и периодические Соборы, и постоянный Синод, и Высший церковный совет, и Архиерейский Собор, и по епархиям съезды и советы и пр.), и все это будет стоить недешево. При союзе с государством финансовый вопрос разрешался для Церкви почти безболезненно. Теперь же совсем другое дело. К тому же и оправдать необходимость столь сложной и дорогой организации будет не так легко. В силу того же отделения Церкви от государства добрых 9 / 10 дел, проходивших через наши церковные учреждения, теперь изъяты государством и переданы в свои государственные учреждения. У нас остается почти только область так называвшегося непосредственного архипастырского окормления, дела чисто канонические и пастырские. Теперь даже наши прежние учреждения епархиального масштаба кажутся излишне громоздкими и неудержимо стремятся к сокращению: архиерей, при нем два-три помощника духовных, из которых один заведует канцелярией, и слава Богу! Несомненно, и у Вас будет то же самое. Поэтому лучше и не задаваться многим, а возвратиться к более скромному: Эстонская епархия. Архиепископ (или митрополит) Эстонский и Таллиннский имеет в своем попечении всю православную паству, проживающую на территории Эстонской ССР. Под своим общим руководством он выделяет участки остальным архиереям, если такие епархии есть, для их непосредственного архипастырского делания на общих основаниях. В Вашем письме упомянут епископ Павел, а слышно было и об архиепископе Николае. Необходимо, чтобы они сами обратились ко мне со своими декларациями, представив при этом и послужные свои списки. Так как мы с Вами уговариваемся о мире, то прошу Вас с миром принять в свою систему и все, что сделано по Вашей епархии нами отсюда (мной и Владыкой митрополитом Елевферием). Считаться с управлением церковным, которое для нас было незаконным и как бы несуществующим, мы не могли, но и откладывать прошений паствы на неопределенное время, не зная, какую линию поведет Ваше управление, мы тоже не считали себя вправе. В частности, мы признали Преосвященного Иоанна (Булина) в звании епископа Печерского. Надеемся, Вы найдете ему архиерейское занятие где-нибудь около Печерска, пока не откроется возможность устроить его иначе (может быть, и вне Эстонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дубровка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1834 и 1837. Адрес: Новгородская обл., Новгородский р-н, Частовский с/с, д.Дубровка Координаты: 58.619114, 31.948681 Проезд:автобус Великий Новгород - Частова Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По сведениям священника Сергия Булина ( http://www.proza.ru/2016/04/03/2383 ), церковь на кладбище возле д. Самокража построена в 1834-1837 годах на средства помещиков статского советника Николая Ивановича Маношева и Татьяны Яковлевны Кемецкой (ее могила сохранилась у храма). Храм имел три престола: возле колокольни встроены два небольших теплых придела. Главный престол был освящен в честь Покрова, северный (левый) - во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского, южный (правый) - во имя Архангела Гавриила. Освящал храм епископ Старорусский Феодотий (Озеров). Храм в стиле классицизма из красного кирпича, оштукатурен. Трехчастная однокупольная церковь имеет над притвором колокольню, венчавшуюся шпилем. Длина всего здания 27 м, ширина 12 м. По обеим сторонам основной части - портики с четырьмя полуколоннами и фронтонным завершением. Фасады и апсида украшены горизонтальным рустом, в декоре использован дорический ордер. Для церковных нужд Манкошевым было предоставлено 30 десятин 812 кв. саженей земли. Новое церковное место стало называться сельцом Покровским. Первый настоятель о.Назарий Васильев преставился в 1830 г. Последний священник Владимир Васильевич Левочский родился 28 мая 1870 года в д. Самокража в семье священника Покровского прихода. Отец Владимир стал священником Покровского прихода в 1917 году и служил до закрытия храма в 1932 г. Расстрелян в 1937 г. В 1958 году разобрано здание бывшей церковно-приходской школы. В июне 2002 года во время урагана рухнул внутрь здания церкви купол. прот. Александр Берташ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18069

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 6 1920 г. 14 мая. – Письмо епископского совета Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 12 Вашему Святейшеству известно, что православная Церковь Эстонии со дня убийства епископа Платона сиротствует. Избранный Собором всего православного духовенства и мирян Эстонии в кандидаты во епископа священник Александр Паулус до сего времени не хиротонисован. Паства без архипастыря. Многие церкви не имеют священников. Некому посвятить их. Духовное стадо за неимением пастыря в смятении. Мирным договором к Эстонской Республике присоединен весь Печерский край с православным эстонским и русским населением. Церковная жизнь этого края также требует ближайшего архипастырского руководства. Епископский совет Эстонии обсуждал нужды этого края с мешанным населением в заседании своем 3 мая с. г. и признал необходимым, чтобы в Печерском крае был викарный епископ и, избрав кандидатом на эту должность печерского благочинного иеромонаха Иоанна (Булина), постановил ходатайствовать перед Вашим Святейшеством разрешить хиротонисать единовременно со священником Александром Паулусом во епископа-викария и упомянутого иеромонаха Иоанна, с академическим образованием, 27 лет от роду, человека вполне достойного принять сей высокий сан. Кроме сего, епископский совет Эстонии в заседании своем 10 мая с. г. выслушал отношение Финляндского православного церковного управления от 3 мая с. г. за 876 по вопросу о хиротонии викарным епископом Финляндской Церкви протоиерея выборгского кафедрального собора о. Казанского. Принимая во внимание все вышеизложенное, епископский совет Эстонии осмеливается просить Ваше Святейшество не отказать обрадовать православное население Эстонской республики Вашим личным прибытием в г. Ревель для хиротонисания священника Паулуса и иеромонаха Иоанна и тем избавить православную Церковь Эстонии от современного тяжелого и опасного положения. К сему епископский совет Эстонии долг имеет присовокупить, что Министерство иностранных дел Эстонской Республики отношением от 3 мая с. г. за 4022 уведомило епископский совет, что названное министерство готово содействовать прибытию Вашего Святейшества в Эстонию. Если ваше Святейшество найдете возможным исполнить вышеизложенную просьбу, то епископский совет Эстонии просит не отказать заблаговременно уведомить его о времени и условиях прибытия Вашего Святейшества в г. Ревель. Желательно было бы встретить Ваше Святейшество у нас не позже 27 июня с. г. Прося молитв и святительского благословения Вашего Святейшества, епископского совета Эстонии председатель. 12 ЭИА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 86–86 об. Подпись в сохранившейся копии письма отсутствует. Письмо было подписано священником Н. Пятсом. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологда. Церковь Кирилла Белозерского при духовной семинарии. Церковь Иоанна Богослова при семинарии /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирилло-Иоанно-Богословская церковь – одна из древнейших в Вологде. Точная дата возникновения храма в деревянном исполнении не известна. Первое официальное упоминание каменной Иоаннобогословской церкви встречается в документах середины XVII века, когда дворовое место на берегу реки Вологды, принадлежащее Д.С. Строганову, было отдано им под «храм Московских и Кирилла Белозерского чудотворцев». Сооружала его в 1650-1653 годах присланная из Соловецкого монастыря артель каменщиков во главе с Кириллом Серковым, одним из видных местных зодчих, много строивших в то время в самой обители. В 1653 году богослужение в каменной церкви стал осуществлять нанятый священник из белого духовенства города Вологды. Церковь с небольшой шатровой колокольней принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, подворья которого располагались на Кирилловской улице (современная улица Ленина). На Кирилловском подворье с давних времен продавалась монастырская соль, поэтому в окладных церковных книгах Кирилловская церковь писалась (для отличия от Кирилло-Рощенской) как «храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе». В его подклетных помещениях хранились запасы соли. В церкви было два престола – Иоанна Богослова и Кирилла Белозерского (отсюда двойное название храма) и придел Святителей Московских. По мере развития города церковь постепенно отдалялась от монастыря, превращаясь в приходскую. Так, в конце XVIII века к ней были приписаны 19 дворов, да и на месте монастырского подворья в 1780 году построены административные здания Присутственных мест и другие. В 1788 году Святейший Синод издает указ о переводе Вологодской духовной семинарии из Архиерейского подворья в здание Присутственных мест, что на Верхнем посаде у реки Вологды. В 1813 году семинария окончательно располагается в этом здании. Кирилловская церковь, продолжая оставаться приходской, начинает служить нуждам духовной семинарии. В начале XIX века в классическом стиле возводится новая колокольня, украшенная 10-метровым шпилем. Внутри храма появляются стенные росписи прилуцкого художника Андрея Булина.

http://sobory.ru/article/?object=35513

25 апреля 1926 года хиротонисан во епископа Печерского (с исполнением обязанностей настоятеля обители). В 1929 году стал депутатом эстонского Парламента. В 1930 году избран членом центрального совета Русского студенческого христианского движения (РСХД). Из-за неуклонного и последовательного сопротивления Владыки Иоанна начавшимся с середины 1920-х годов нарушениям канонических законоположений со стороны шовинистически, сугубо проэстонски настроенного епископата Эстонской Православной Церкви (самочинно перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата), Владыка был лишен в 1932 году епископской власти и фактически всякого права открытого священнослужения в Эстонии. В 1930-е годы посетил Константинополь и Святую Землю, жил некоторое время в Сербии (в Белграде), но вернулся в 1940 году на Родину, в Печоры. Здесь 18 октября был арестован органами НКВД и расстрелян 30 апреля 1941 года. Реабилитирован 22 апреля 1992 года. (См. о нем; Малков Ю.Ги Малков П.Ю. У «пещер Богом зданных». Псковопечерские подвижники благочестия XX века. М.: Правило веры, 1999. С. 295–300; Петров Г.8. Псково-Печерский монастырь в 1920–1940 годах/Там же. Приложения. С. 500–507; Петров Г.6. Предания и были Псково-Печерского монастыря. Псков, 2000; Зотова Т. Когда увозят в вечность. Жизнеописание епископа Печерского Иоанна (Булина). М.: Издание храма Сошествия С. Духа. 2006). 5 По материалу: Чудотворная икона Дальнего Востока в Москве: Беседа с епископом Благовещенским Гавриилом. [Электронный ресурс]/Православие!: (web-caйm]. http://ww.pravoslavie.ru/д uest/gavriil.htm. (01.12.2008). 6 Все подчеркивания в цитатах из рукописного наследия архимандрита Серафима (в книге жирным шрифтом), кроме специально оговоренных, здесь и далее принадлежат самому отцу Серафиму 7 Вполне понятно духовное смущение отца Серафима требованием монастырского начальства настойчиво взимать плату с посещавших монастырские пещеры (причем неприятная эта обязанность была возложена именно на иноков, водивших по ним и паломников, и просто туристов, – в том числе и на него).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 11 1920 г. 24 сентября. – Письмо Синода Апостольской Православной Церкви Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 17 Синод автономной апостольской православной Церкви Эстонии честь имеет при сем представить Вашему Святейшеству акты выборов на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса и викария для русских приходов иеромонаха Иоанна (Булина) по чину исповедания и обещания архиерейского со сделанными в нем изменениями, причем хиротония первого необходима без принятия монашества. Хиротония кандидатов предположена Синодом на последние числа октября месяца с. г. В связи с этим Синод почтительнейше просит Ваше Святейшество лично приехать для хиротонисания ставленников, если возможно вместе с митрополитом Петроградским Вениамином и с двумя иподиаконами. Синод Эстонии от себя предпримет через Министерство иностранных дел все возможные меры, чтобы советские власти предоставили Вашему Святейшеству со свитою свободный проезд в Эстонию. Если Вашему Святейшеству не благоугодно приехать в Эстонию или к тому со стороны советских властей будут сделаны препятствия, тогда Синод просит распоряжений Вашего Святейшества проживающему в Эстонии архиепископу Псковскому Евсевию и епископу Финляндскому Серафиму о хиротонисании епископов Эстонии. Для скорейшего получения указа Вашего Святейшества удобнее всего послать сим двум иерархам указы через эстонскую миссию на имя Синода для дальнейшего их направления. Далее Синод имеет честь довести до сведения Вашего Святейшества, что на церковном съезде духовных и выборных мирян 1–4 сентября месяца с. г. совместно с представителями русских приходов единогласно постановлено учредить избираемый благочинническими съездами малый Собор как законодательный орган, решения которого должны согласоваться с догматами и канонами православной Церкви и гражданскими законами Эстонии. В случае, если русские приходы объединятся в автономную церковную единицу, то русские представители примут в работах малого Собора участие по вопросам общим у них с эстонцами. Согласно традициям православной Церкви, все решения малого Собора идут на благословение и утверждение правящего епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всеми этими добродетелями старец Симеон в полной мере обладал и сам, «стяжав дух мирен», дух Христов: потому и спасались вокруг него – как некогда и вокруг столь почитавшегося им преподобного Серафима Саровского – поистине тысячи... Чем жил отец Симеон и что опытно знал сам – тому и учил, обретя в собственном иноческом подвиге (но неизменно основываясь на писаниях Святых Отцов) истинную мудрость, нисходящую свыше – исполненную милосердия и добрых плодов (Иак з, 15,17). Таким добрым плодом христианской мудрости стала и сама жизнь старца Симеона, полностью – безоглядно и радостно – отданная им Богу и людям. IV. Поучения старца Симеона, записанные его духовным сыном – сначала послушником, а затем иеромонахом Серафимом (Розенбергом) 1. О духовном ученичестве отца Серафима у старца Симеона. Начальные советы преподобного Как уже вкратце упоминалось, именно с письменным наследием (дневниковыми записями, цитирующими поучения старца – преимущественно 1930-х годов) ближайшего духовного ученика преподобного Симеона – архимандрита Серафима (Розенберга) оказался связан наиболее полный свод монашеских поучений преподобного старца. И это неудивительно, поскольку весь духовный путь самого отца Серафима оказался целиком определен его встречей со столь замечательным наставником и, по сути, основоположником псково-печерского старчества прошлого века По монастырскому преданию, будущий отец Серафим (тогда еще «аптекарский ученик» Аркадий) пережил на рубеже 1920–1930-х некий тяжелейший духовный кризис. Именно в таком своем внутренне отчаянном состоянии он и встретился тогда с иеросхимонахом Симеоном. Именно в тот период произошло подлинное возвращение Аркадия к Православию, почти уже забытому им с отроческих лет. После знакомства с отцом Симеоном он, пробыв еще несколько месяцев все тем же учеником аптекаря, все-таки решил окончательно порвать с миром и 18 марта 1932 года был принят в качестве послушника в Псково-Печерский монастырь – по благословению ранее уже упоминавшегося здесь отца Настоятеля обители епископа Иоанна (Булина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Вехновский. Фотография. Кон. 30-х гг. XX в. Николай Александрович (13.01.1895, пос. Лобно Новоржевского у. Псковской губ.- 18.07.1972, г. Печоры Псковской обл.), регент, композитор, общественный деятель. Род. в семье потомственного священника, прот. Александра. Прадед В., прот. Петр, настоятель Псковского кафедрального Троицкого собора, принимал активное участие в устроении Псковской ДС и стал ее первым ректором. С 5 лет В. прислуживал в алтаре; в 6-7 лет проявил незаурядные муз. способности. Образование получил в Псковской ДС, где изучал церковное пение под рук. регента и церковного композитора (впосл. протоиерея) Михаила Гривского . Во время обучения В. был регентом семинарского хора (с 1918). В 1912 г. написал 1-е произведение - «Разбойника благоразумнаго» (эксапостиларий утрени Великого пятка). После революции 1917 г. В. переехал в Нарву и служил регентом в храме, расположенном в крепости. В 1921 г. переехал в г. Печоры и по благословению наместника мон-ря архим. Иоанна (Булина) стал регентом смешанного любительского хора при Псково-Печерском мон-ре, где организовал муж. квартет, сопровождавший архиерея в поездках по епархии. В 1925 г. при участии В. было образовано Печорское русское об-во просвещения. В 30-х гг. В. в соавторстве с А. Анисимовым издал детский учебник пения, писал статьи о церковном пении для ж. «Русское общество». В 1937 г. активно участвовал в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, в т. ч. в 1-м слете рус. хоров в Эстонии. При открытии 2-го слета рус. хоров в 1939 г. руководил хором из 600 чел. В. преподавал пение в гимназии, муз. школе и педагогическом уч-ще. 65 лет прослужил регентом. В. награжден орденом митр. Платона (Левшина) (в 40-х гг.) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1970). Духовномуз. сочинения (неопубл.): «Разбойника благоразумного» (e-moll, 1912), «Христос воскресе» (на лат., эст. яз.: C-dur, на слав.

http://pravenc.ru/text/158306.html

...По монастырскому преданию, в бытность свою аптекарским учеником, будущий отец Серафим пережил некий тяжелейший духовный кризис. Именно в таком своем внутренне отчаянном состоянии он и встретился тогда с известным печерским иеросхимонахом Симеоном (Желниным), ныне уже причисленным к лику святых. Как раз в тот период и произошло подлинное возвращение Аркадия к Православию, почти уже забытому с отроческих лет. После этого он, пробыв еще несколько месяцев учеником аптекаря, 18 марта 1932 года был принят в Псково-Печерский монастырь – по благословению настоятеля обители епископа Иоанна (Булина) 4 . Тогда послушнику Аркадию еще не было и 23-х лет. Следует заметить, что при попытке поступить в монастырь молодой человек столкнулся поначалу с некоторыми сложностями. В ответ на первую просьбу принять его в обитель он получил отказ: ему велели прийти через год. Но Аркадий, горя сердечным желанием стать иноком Псково-Печерского монастыря, вновь явился к отцу настоятелю с повторной просьбой спустя всего лишь три или четыре месяца после неудачной первой попытки – и добился своего: благодаря такой настойчивости он стал насельником Печерской обители, в которой ему и суждено было нести монашеский подвиг более 60 лет. Вот как сам отец Серафим поясняет на страницах автобиографии причины поступления в монастырь и описывает сопутствовавшие этому обстоятельства: «Не имея интереса ни к каким занятиям, будучи малоразвитым (здесь не следует забывать о том, что отец Серафим был совсем неплохо образован. – Авт.) и застенчивым и не находя удовлетворения в различных удовольствиях и развлечениях, я стал тяготиться жизнью. Тоска эта заставила меня искать поддержки в религии, до тех пор мне совершенно чуждой. Познакомился ближе с монастырем, читал духовные книги, житие преподобного Серафима Саровского в частности. Наконец попросился, по совету одного монаха, в монастырь. В марте 1932 года был принят пономарем». С этой поры он и поступил под духовное водительство преподобного старца Симеона. С1932 по 1935 год молодой послушник трудился в качестве пономаря и «пещерника» – то есть водил паломнические экскурсии по святым монастырским пещерам, в которых со времен основания монастыря погребали его насельников, а также представителей благочестивых русских боярских, дворянских родов, благоустроителей и благоукрасителей Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Из пожертвований более значительными были: от А. Н. Муратова 3,200 рублей при его жизни и 1,000 по смерти на поминовение; от Г. А. Тимофеевой 1,200 при жизни и 2,000 по завещанию, на содержание столовой для бедных по праздникам; от В. Н. Вансович 1,000 рублей; по завещаниям Е. В. Алексеевой, О. И. Гербель, П. А. Арефьева, П. Г. Петрова – по 1,000 рублей; 500 от Ф. Д. Булина и по завещанию А. А. Синелобова; по 300 от В. А. Ратькова-Рожнова и Н. С. Сампсонова, по 100 рублей от В. Д. Васильева, И. И. Домонтовича, И. И. Захаровой (по завещанию), М. М. Мясниковой, Е. И. Петровой, М. Г. Петрова, Н. Ф. Родрихс (по завещанию), Е. Н. Сивохина, Е. А. Успенской , четыре раза от неизвестных лиц и однажды за упокой трех имен. Председательствовали в совете общества неизменно командиры полка, генерал-майоры: князь Н. И. Святополк-Мирский, Г. И. Домонтович, А. И. Пантелеев и В. В. Пенский; дочь председателя, М. А. Пантелеева и диакон Н. П. Благодатский бесплатно учили детей в приюте. Доктора Грибовский и Пахомов оказывали безмездно медицинскую помощь. Мысль об основании Введенского общества принадлежала священнику Евстафию Васильевичу Крюкову. Переведенный к Введенкой церкви от Троицкой церкви Измайловского полка, где приходское благотворительное общество существовало с 1870 года, он принес в новый свой приход и идею, и свои практическая знания, и немало поработал над учреждением и организацией общества и впоследствии. Он скончался, в сане протоиерея, в 15-й год существования общества. Его сотрудником и. ревностным, старателем общества был почивший в тот же год протоиерей А. П. Знаменский . За 24 года существования общества получено на приходе около 236,000 рублей. Из них в настоящее время у общества остается 96,000 рублей. В отличие от других благотворительных приходских обществ источники поступлений проявляли все почти время довольно резкие колебания: членский взнос – между 2,064 и 443 рублями, кружечный сбор между 1,936 и 356, пожертвования материалами между 1,459 и 355 рублями, притом с заметным прогрессивным понижением ежегодных цифр по каждой статье. Только доход с недвижимости (дома) и проценты с капитала стояли устойчиво, первый на сумму около 2,500 рублей, а второй доведен в последний отчетный год до 3,500 рублей. Из статей расхода может обращать внимание то, что на ежемесячные пособия общество расходовало менее, чем на единовременные, при общем расходе на те и другие свыше 1,500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010