Вологда. Церковь Кирилла Белозерского при духовной семинарии. Церковь Иоанна Богослова при семинарии /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирилло-Иоанно-Богословская церковь – одна из древнейших в Вологде. Точная дата возникновения храма в деревянном исполнении не известна. Первое официальное упоминание каменной Иоаннобогословской церкви встречается в документах середины XVII века, когда дворовое место на берегу реки Вологды, принадлежащее Д.С. Строганову, было отдано им под «храм Московских и Кирилла Белозерского чудотворцев». Сооружала его в 1650-1653 годах присланная из Соловецкого монастыря артель каменщиков во главе с Кириллом Серковым, одним из видных местных зодчих, много строивших в то время в самой обители. В 1653 году богослужение в каменной церкви стал осуществлять нанятый священник из белого духовенства города Вологды. Церковь с небольшой шатровой колокольней принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, подворья которого располагались на Кирилловской улице (современная улица Ленина). На Кирилловском подворье с давних времен продавалась монастырская соль, поэтому в окладных церковных книгах Кирилловская церковь писалась (для отличия от Кирилло-Рощенской) как «храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе». В его подклетных помещениях хранились запасы соли. В церкви было два престола – Иоанна Богослова и Кирилла Белозерского (отсюда двойное название храма) и придел Святителей Московских. По мере развития города церковь постепенно отдалялась от монастыря, превращаясь в приходскую. Так, в конце XVIII века к ней были приписаны 19 дворов, да и на месте монастырского подворья в 1780 году построены административные здания Присутственных мест и другие. В 1788 году Святейший Синод издает указ о переводе Вологодской духовной семинарии из Архиерейского подворья в здание Присутственных мест, что на Верхнем посаде у реки Вологды. В 1813 году семинария окончательно располагается в этом здании. Кирилловская церковь, продолжая оставаться приходской, начинает служить нуждам духовной семинарии. В начале XIX века в классическом стиле возводится новая колокольня, украшенная 10-метровым шпилем. Внутри храма появляются стенные росписи прилуцкого художника Андрея Булина.

http://sobory.ru/article/?object=35513

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Вехновский. Фотография. Кон. 30-х гг. XX в. Николай Александрович (13.01.1895, пос. Лобно Новоржевского у. Псковской губ.- 18.07.1972, г. Печоры Псковской обл.), регент, композитор, общественный деятель. Род. в семье потомственного священника, прот. Александра. Прадед В., прот. Петр, настоятель Псковского кафедрального Троицкого собора, принимал активное участие в устроении Псковской ДС и стал ее первым ректором. С 5 лет В. прислуживал в алтаре; в 6-7 лет проявил незаурядные муз. способности. Образование получил в Псковской ДС, где изучал церковное пение под рук. регента и церковного композитора (впосл. протоиерея) Михаила Гривского . Во время обучения В. был регентом семинарского хора (с 1918). В 1912 г. написал 1-е произведение - «Разбойника благоразумнаго» (эксапостиларий утрени Великого пятка). После революции 1917 г. В. переехал в Нарву и служил регентом в храме, расположенном в крепости. В 1921 г. переехал в г. Печоры и по благословению наместника мон-ря архим. Иоанна (Булина) стал регентом смешанного любительского хора при Псково-Печерском мон-ре, где организовал муж. квартет, сопровождавший архиерея в поездках по епархии. В 1925 г. при участии В. было образовано Печорское русское об-во просвещения. В 30-х гг. В. в соавторстве с А. Анисимовым издал детский учебник пения, писал статьи о церковном пении для ж. «Русское общество». В 1937 г. активно участвовал в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, в т. ч. в 1-м слете рус. хоров в Эстонии. При открытии 2-го слета рус. хоров в 1939 г. руководил хором из 600 чел. В. преподавал пение в гимназии, муз. школе и педагогическом уч-ще. 65 лет прослужил регентом. В. награжден орденом митр. Платона (Левшина) (в 40-х гг.) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1970). Духовномуз. сочинения (неопубл.): «Разбойника благоразумного» (e-moll, 1912), «Христос воскресе» (на лат., эст. яз.: C-dur, на слав.

http://pravenc.ru/text/158306.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 11 1920 г. 24 сентября. – Письмо Синода Апостольской Православной Церкви Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 17 Синод автономной апостольской православной Церкви Эстонии честь имеет при сем представить Вашему Святейшеству акты выборов на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса и викария для русских приходов иеромонаха Иоанна (Булина) по чину исповедания и обещания архиерейского со сделанными в нем изменениями, причем хиротония первого необходима без принятия монашества. Хиротония кандидатов предположена Синодом на последние числа октября месяца с. г. В связи с этим Синод почтительнейше просит Ваше Святейшество лично приехать для хиротонисания ставленников, если возможно вместе с митрополитом Петроградским Вениамином и с двумя иподиаконами. Синод Эстонии от себя предпримет через Министерство иностранных дел все возможные меры, чтобы советские власти предоставили Вашему Святейшеству со свитою свободный проезд в Эстонию. Если Вашему Святейшеству не благоугодно приехать в Эстонию или к тому со стороны советских властей будут сделаны препятствия, тогда Синод просит распоряжений Вашего Святейшества проживающему в Эстонии архиепископу Псковскому Евсевию и епископу Финляндскому Серафиму о хиротонисании епископов Эстонии. Для скорейшего получения указа Вашего Святейшества удобнее всего послать сим двум иерархам указы через эстонскую миссию на имя Синода для дальнейшего их направления. Далее Синод имеет честь довести до сведения Вашего Святейшества, что на церковном съезде духовных и выборных мирян 1–4 сентября месяца с. г. совместно с представителями русских приходов единогласно постановлено учредить избираемый благочинническими съездами малый Собор как законодательный орган, решения которого должны согласоваться с догматами и канонами православной Церкви и гражданскими законами Эстонии. В случае, если русские приходы объединятся в автономную церковную единицу, то русские представители примут в работах малого Собора участие по вопросам общим у них с эстонцами. Согласно традициям православной Церкви, все решения малого Собора идут на благословение и утверждение правящего епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 6 1920 г. 14 мая. – Письмо епископского совета Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 12 Вашему Святейшеству известно, что православная Церковь Эстонии со дня убийства епископа Платона сиротствует. Избранный Собором всего православного духовенства и мирян Эстонии в кандидаты во епископа священник Александр Паулус до сего времени не хиротонисован. Паства без архипастыря. Многие церкви не имеют священников. Некому посвятить их. Духовное стадо за неимением пастыря в смятении. Мирным договором к Эстонской Республике присоединен весь Печерский край с православным эстонским и русским населением. Церковная жизнь этого края также требует ближайшего архипастырского руководства. Епископский совет Эстонии обсуждал нужды этого края с мешанным населением в заседании своем 3 мая с. г. и признал необходимым, чтобы в Печерском крае был викарный епископ и, избрав кандидатом на эту должность печерского благочинного иеромонаха Иоанна (Булина), постановил ходатайствовать перед Вашим Святейшеством разрешить хиротонисать единовременно со священником Александром Паулусом во епископа-викария и упомянутого иеромонаха Иоанна, с академическим образованием, 27 лет от роду, человека вполне достойного принять сей высокий сан. Кроме сего, епископский совет Эстонии в заседании своем 10 мая с. г. выслушал отношение Финляндского православного церковного управления от 3 мая с. г. за 876 по вопросу о хиротонии викарным епископом Финляндской Церкви протоиерея выборгского кафедрального собора о. Казанского. Принимая во внимание все вышеизложенное, епископский совет Эстонии осмеливается просить Ваше Святейшество не отказать обрадовать православное население Эстонской республики Вашим личным прибытием в г. Ревель для хиротонисания священника Паулуса и иеромонаха Иоанна и тем избавить православную Церковь Эстонии от современного тяжелого и опасного положения. К сему епископский совет Эстонии долг имеет присовокупить, что Министерство иностранных дел Эстонской Республики отношением от 3 мая с. г. за 4022 уведомило епископский совет, что названное министерство готово содействовать прибытию Вашего Святейшества в Эстонию. Если ваше Святейшество найдете возможным исполнить вышеизложенную просьбу, то епископский совет Эстонии просит не отказать заблаговременно уведомить его о времени и условиях прибытия Вашего Святейшества в г. Ревель. Желательно было бы встретить Ваше Святейшество у нас не позже 27 июня с. г. Прося молитв и святительского благословения Вашего Святейшества, епископского совета Эстонии председатель. 12 ЭИА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 86–86 об. Подпись в сохранившейся копии письма отсутствует. Письмо было подписано священником Н. Пятсом. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дубровка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1834 и 1837. Адрес: Новгородская обл., Новгородский р-н, Частовский с/с, д.Дубровка Координаты: 58.619114, 31.948681 Проезд:автобус Великий Новгород - Частова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По сведениям священника Сергия Булина ( http://www.proza.ru/2016/04/03/2383 ), церковь на кладбище возле д. Самокража построена в 1834-1837 годах на средства помещиков статского советника Николая Ивановича Маношева и Татьяны Яковлевны Кемецкой (ее могила сохранилась у храма). Храм имел три престола: возле колокольни встроены два небольших теплых придела. Главный престол был освящен в честь Покрова, северный (левый) - во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского, южный (правый) - во имя Архангела Гавриила. Освящал храм епископ Старорусский Феодотий (Озеров). Храм в стиле классицизма из красного кирпича, оштукатурен. Трехчастная однокупольная церковь имеет над притвором колокольню, венчавшуюся шпилем. Длина всего здания 27 м, ширина 12 м. По обеим сторонам основной части - портики с четырьмя полуколоннами и фронтонным завершением. Фасады и апсида украшены горизонтальным рустом, в декоре использован дорический ордер. Для церковных нужд Манкошевым было предоставлено 30 десятин 812 кв. саженей земли. Новое церковное место стало называться сельцом Покровским. Первый настоятель о.Назарий Васильев преставился в 1830 г. Последний священник Владимир Васильевич Левочский родился 28 мая 1870 года в д. Самокража в семье священника Покровского прихода. Отец Владимир стал священником Покровского прихода в 1917 году и служил до закрытия храма в 1932 г. Расстрелян в 1937 г. В 1958 году разобрано здание бывшей церковно-приходской школы. В июне 2002 года во время урагана рухнул внутрь здания церкви купол. прот. Александр Берташ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18069

Указом митр. Сергия (Воскресенского) от 21 дек. 1942 г. еп. Павел был возведен в сан архиепископа. В ходе военных действий в 1944 г. был разрушен нарвский Преображенский собор (руины разобраны в 50-х гг. XX в.). Перед освобождением советскими войсками Таллина (22 сент. 1944) Эстонию покинул митр. Александр (Паулус). В Прибалтике остался единственный правосл. архиерей - Нарвский архиеп. Павел. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) утвердил его в должности временно управляющего епархией. 8 марта 1945 г. в связи с болезнью архиеп. Павла временное управление всеми правосл. приходами Эстонии было поручено временному епархиальному совету под председательством прот. И. Я. Богоявленского (см. ст. Исидор (Богоявленский) , еп.). 16 апр. того же года архиеп. Павел был назначен на Таллинскую кафедру, после этого Нарвская кафедра долго не замещалась. 27 мая 2009 г. было образовано Нарвское вик-ство ЭПЦ, его возглавил еп. Лазарь (Гуркин; архиерейская хиротония состоялась 21 июля того же года). После возобновления в 2011 г. Н. и П. е. вик-ство прекратило существование. На землях Н. и П. е. служили либо приняли мученическую кончину протоиереи священномученики Иоанн Кочуров и Димитрий Чистосердов , свящ. сщмч. Александр Волков. В нарвском Воскресенском соборе хранятся особо почитаемые иконы: список Нарвской иконы Божией Матери , икона Божией Матери «Знамение», образ свт. Николая Чудотворца. Там же находится деревянное Нарвское распятие XVII в. работы Э. Тилле, до 1944 г. хранившееся в Преображенском соборе. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2009. 7. С. 13; 2011. 7. С. 6. Лит.: Цыпин. История РЦ. 1997. С. 218-219, 291; Алексий (Ридигер), патр. Православие в Эстонии. М., 1999; У «пещер, Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в./Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 297-300, 496-497, 505-506; Архиеп. Павел (Дмитровский)//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 1(46); Синякова Г. А. «Хороших людей забывать нельзя»: Архиеп. Павел (Дмитровский) Таллинский и Эстонский//Там же. 2005. 1(94); она же. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же. 2006. 5(98); Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в Вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 101, 105-118, 121, 129-155; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия. 2006. 5(98); Шор Т. Крестный путь еп. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941)//Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61; Наречение и хиротония архим. Лазаря (Гуркина) во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии//ЖМП. 2009. 9. С. 58-62; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты: В 2 т./Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564678.html

Каин — символ мира, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19) и во все времена гонит того, кто не от мира сего. Если он и обращается к Богу, то лишь ради мирских же благ, и признает только такую «полезную» религиозность. Богоугодность служения Авеля обличает богопротивность сердечного устроения Каина. В мире Каина нет места Авелю.  Горбатого даже могила не исправит На примерах истории Ветхого Завета можно сделать вывод, что духовный крах ожидает всякого, кто пытается построить жизнь на непослушании, или еще ужасней, когда непослушание для людей становится (стало) нормой жизни. С болью в сердце приведу один пример из истории Пюхтицкого монастыря. Игумения Иоанна (Коровникова) назначила некой сестре А. нести послушание уставщицы в Гефсиманском скиту, где проживали престарелые монахини. Та отказалась, сославшись на плохое здоровье. Затем нашлась еще одна причина: в Гефсимании Божественную литургию служили только один раз в неделю, что никак не могло удовлетворить ее духовные потребности. Матушка игумения попросила владыку Иоанна (Булина) поговорить и вразумить сестру А., но и разговор с епископом не пробудил монахиню от безумия непослушания. Вскоре она ушла из обители, долгое время скиталась по миру, но, зная доброе сердечное устроение игумении Иоанны, попросила у нее прощения и вернулась в монастырь. А через некоторое время опять отказ от послушания. Говорят, горбатого могила исправит, но, увы, не в этом случае. Перед смертью мать А. скрутила судорога, вывернувшая ее тело в неестественную скрюченную позу. Даже смерть не выпрямила мышцы спины, ни рук, ни ног. Хоронить ее пришлось в специально сколоченном ящике, ни в какой гроб уложить ее было невозможно. Только ли непослушание стало причиной столь мучительной кончины? Никто не может однозначно ответить на этот вопрос. Но что-то побуждает нас думать, что грех непослушания, нераскаянный грех, вполне мог привести несчастную мать А. к подобным страданиям.   Служение за святое послушание В «Символе веры» мы исповедуем Церковь единой, святой, соборной и апостольской. Послушание защищает наше единство в Боге, устанавливает для церковной иерархии строго канонические рамки. Оно приобщает к святости Божией, способствуя освящению и очищению души и тела человека. Послушание обеспечивает соборность (целостность центростремительного единения во Христе2) нашего соработничества с Богом (ср.: 1 Кор. 3, 9); являет собой и хранит иерархический принцип устроения Церкви как Богочеловеческого организма, «от Бога установленного общества человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами»3.

http://e-vestnik.ru/church/_ispytanie_po...

Православные русские и эстонцы делали все, чтобы защитить собор. В канцелярию парламента были посланы тысячи протестов и писем. На сторону оскорбленных верующих единогласно встала и конференция Международного союза мира и дружбы, которая в это время проходила в Тарту. В своей резолюции от 31 октября 1928 г. она постановила: «Мы испытываем глубокую боль, что эстонское большинство хочет принести в жертву религиозные чувства меньшинства, вследствие своих эстетических и националистических чувств. Конференция серьезно обеспокоена, что этим шагом будет нанесен ущерб мирному сосуществованию различных наций и вероисповеданий в Эстонии и создан прецедент, который в будущем может опасно отразиться в мире, поэтому конференция высказывает свое твердое пожелание, чтобы таковой проект был снят с повестки дня» . На сторону противников националистического безумия встали и некоторые политические деятели Эстонии, представители левых оппозиционных партий в парламенте. В поддержку сохранения собора высказались многие пасторы Эстонской евангелическо-лютеранской Церкви и лютеранская общественность. Защитники собора отмечали, что Александро-Невский собор, построенный в древнерусском стиле, и лютеранский готический собор, расположенный неподалеку, составляют единый архитектурный ансамбль. Борьба за собор стала достоянием зарубежной прессы, и эстонским националистам пришлось отступить, добившись лишь снятия позолоты с его куполов (1936). При постройке собора на купола было нанесено 7 слоев золота, стоимостью 18000 руб. Священноначалие ЭАПЦ подтвердило статус Александро-Невского собора как кафедрального. В 1936 г. из Симеоновской церкви в собор был переведен православный приход, где служба велась по-эстонски, его настоятелем назначили протоиерея Николая Пятса, брата президента Эстонской Республики. Русский приход был перемещен в Симеоновскую церковь Таллина. Так завершился многолетний конфликт, возникший на почве национальной нетерпимости, противной самому духу христианства. Весьма характерным для внутреннего состояния Православной Церкви в Эстонии во время ее пребывания в юрисдикции Константинопольского Патриархата был и другой конфликт, возникший в конце 20-х гг. в связи с имущественным положением Псково-Печерского монастыря. Издревле ценнейшее движимое и недвижимое имущество монастыря являлось его собственностью. Опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 г., Синод Православной Церкви в Эстонии в феврале 1928 г. потребовал от настоятеля монастыря епископа Печерского Иоанна (Булина) зарегистрировать имущество на имя Синода, дабы оно, как заявлялось, не подверглось отчуждению в пользу государства. Епископ Иоанн, братия обители и православное население Печерского края и Эстонии восприняли это как посягательство на монастырскую собственность и выступили против закона.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

2. Вопрос об автономии я бы советовал теперь не ставить. Он только осложнит наше дело, а чего-либо практического, осязательно полезного, в частности для Вашей Церкви, не принесет. Прежде всего, теперь и оправдать такую для Вас привилегию довольно мудрено. Автономия понятна для Церкви, находящейся на территории независимого государства, но теперь мы вас принимаем как граждан нашего же Союза, во всем с нами равноправных. По какому же признаку мы выделим вас в особую группу? Национальный признак опять-таки не годится, потому что в Эстонии проживают, хотя и в меньшинстве, и русские православные, да и немало соседних национальностей. Главное же, отдельная да еще автономная Церковь (не епархия) потребует для себя довольно громоздкой и сложной организации (и периодические Соборы, и постоянный Синод, и Высший церковный совет, и Архиерейский Собор, и по епархиям съезды и советы и пр.), и все это будет стоить недешево. При союзе с государством финансовый вопрос разрешался для Церкви почти безболезненно. Теперь же совсем другое дело. К тому же и оправдать необходимость столь сложной и дорогой организации будет не так легко. В силу того же отделения Церкви от государства добрых 9 / 10 дел, проходивших через наши церковные учреждения, теперь изъяты государством и переданы в свои государственные учреждения. У нас остается почти только область так называвшегося непосредственного архипастырского окормления, дела чисто канонические и пастырские. Теперь даже наши прежние учреждения епархиального масштаба кажутся излишне громоздкими и неудержимо стремятся к сокращению: архиерей, при нем два-три помощника духовных, из которых один заведует канцелярией, и слава Богу! Несомненно, и у Вас будет то же самое. Поэтому лучше и не задаваться многим, а возвратиться к более скромному: Эстонская епархия. Архиепископ (или митрополит) Эстонский и Таллиннский имеет в своем попечении всю православную паству, проживающую на территории Эстонской ССР. Под своим общим руководством он выделяет участки остальным архиереям, если такие епархии есть, для их непосредственного архипастырского делания на общих основаниях. В Вашем письме упомянут епископ Павел, а слышно было и об архиепископе Николае. Необходимо, чтобы они сами обратились ко мне со своими декларациями, представив при этом и послужные свои списки. Так как мы с Вами уговариваемся о мире, то прошу Вас с миром принять в свою систему и все, что сделано по Вашей епархии нами отсюда (мной и Владыкой митрополитом Елевферием). Считаться с управлением церковным, которое для нас было незаконным и как бы несуществующим, мы не могли, но и откладывать прошений паствы на неопределенное время, не зная, какую линию поведет Ваше управление, мы тоже не считали себя вправе. В частности, мы признали Преосвященного Иоанна (Булина) в звании епископа Печерского. Надеемся, Вы найдете ему архиерейское занятие где-нибудь около Печерска, пока не откроется возможность устроить его иначе (может быть, и вне Эстонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...По монастырскому преданию, в бытность свою аптекарским учеником, будущий отец Серафим пережил некий тяжелейший духовный кризис. Именно в таком своем внутренне отчаянном состоянии он и встретился тогда с известным печерским иеросхимонахом Симеоном (Желниным), ныне уже причисленным к лику святых. Как раз в тот период и произошло подлинное возвращение Аркадия к Православию, почти уже забытому с отроческих лет. После этого он, пробыв еще несколько месяцев учеником аптекаря, 18 марта 1932 года был принят в Псково-Печерский монастырь – по благословению настоятеля обители епископа Иоанна (Булина) 4 . Тогда послушнику Аркадию еще не было и 23-х лет. Следует заметить, что при попытке поступить в монастырь молодой человек столкнулся поначалу с некоторыми сложностями. В ответ на первую просьбу принять его в обитель он получил отказ: ему велели прийти через год. Но Аркадий, горя сердечным желанием стать иноком Псково-Печерского монастыря, вновь явился к отцу настоятелю с повторной просьбой спустя всего лишь три или четыре месяца после неудачной первой попытки – и добился своего: благодаря такой настойчивости он стал насельником Печерской обители, в которой ему и суждено было нести монашеский подвиг более 60 лет. Вот как сам отец Серафим поясняет на страницах автобиографии причины поступления в монастырь и описывает сопутствовавшие этому обстоятельства: «Не имея интереса ни к каким занятиям, будучи малоразвитым (здесь не следует забывать о том, что отец Серафим был совсем неплохо образован. – Авт.) и застенчивым и не находя удовлетворения в различных удовольствиях и развлечениях, я стал тяготиться жизнью. Тоска эта заставила меня искать поддержки в религии, до тех пор мне совершенно чуждой. Познакомился ближе с монастырем, читал духовные книги, житие преподобного Серафима Саровского в частности. Наконец попросился, по совету одного монаха, в монастырь. В марте 1932 года был принят пономарем». С этой поры он и поступил под духовное водительство преподобного старца Симеона. С1932 по 1935 год молодой послушник трудился в качестве пономаря и «пещерника» – то есть водил паломнические экскурсии по святым монастырским пещерам, в которых со времен основания монастыря погребали его насельников, а также представителей благочестивых русских боярских, дворянских родов, благоустроителей и благоукрасителей Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010