ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Общение с Богом и Христом Христос – умилостивление за грехи мира Познание Господа невозможно без соблюдения заповедей Его Кто ненавидит ближнего – тот еще во тьме Антихрист и антихристы Сыны Божии и дети диавола Дух Божий и духи обольстители Введение 1. Подлинность послания Писатель первого послания, известного под именем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в самом послании не называет себя по имени, как делают прочие апостолы в своих посланиях (единственный подобный пример в послании святого апостола Павла к Евреям); только в начале послания писатель косвенно лишь говорит о себе как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа ( 1Ин.1:1–4 ). Несмотря, однако же, на это, не может быть никакого сомнения, что послание это написано святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. 1) Вся христианская древность единодушно признавала это послание писанием Иоанна Богослова. Уже Поликарп Смирнский , ученик апостола Иоанна, приводит одно место из этого послания. Папий Иерапольский пользовался этим посланием, по свидетельству Евсевия. У Иринея Лионского находятся свидетельства о происхождении этого послания от апостола Иоанна в цитатах, взятых из этого послания в сочинении против ересей. Эти три свидетеля особенно важны: Ириней был ученик Поликарпа, а Поликарп и Папий были непосредственными учениками апостола Иоанна. Неужели можно допустить, чтобы они могли пользоваться посланием какого-нибудь неизвестного лица, считая его подлинным посланием апостола и евангелиста, их общего учителя? – Невероятно. Они не могли допустить в этом ошибку. Таковые же свидетельства о подлинности сего послания находятся у Климента Александрийского , Тертуллиана , в древнем так называемом Мураториевом каталоге, в сирском переводе новозаветных священных книг, так называемом Пешито, у Оригена , Дионисия Александрийского и у других. Наконец Евсевий причисляет это послание к несомненно каноническим писаниям, и никаких сомнений в подлинности его в древней Церкви не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Содержание Введение Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов 1.1. Пятикнижие 1.2. Исторические книги 1.3. Пророки 1.3.1. Пророки до вавилонского плена 1.3.2. Пророки после вавилонского плена 1.4. Учительные книги Глава 2. Мужи апостольские о Святом Духе 2.1. «Учение двенадцати апостолов» (дидахи) 2.2. Послание псевдоВарнавы 2.3. Послания Климента 2.3.1. Первое послание к Коринфянам 2.3.2. Второе послание к Коринфянам (неподлинное) 2.3.2.1. Пневматология гностиков 2.4. Пастырь Ερμα Выводы к главам 1 и 2 Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна 3.2. Структура и форма евангелия от Иоанна 3.2.1. О соотношении формы и содержания 3.2.2. Понятия параллелизма и хиазма 3.2.3. Хиастические структуры 3.2.4. Гипотеза Герхарда 3.3. Учение о Духе в евангелии от Иоанна 3.3.1. Пролог 3.3.2. Крещение Господне 3.3.3. Беседа с Никодимом 3.3.4. Иисус и самарянка 3.1.5. Ин. 6:35, 6:63, 7:37–39 3.1.6. Прощальная беседа Глава 4. Отображение пневмагологии апостола Иоанна в богословиИ Церкви 4.1. Основные вехи становления святоотеческой пневматологии 4.2. Аспекты современного богословия Святого Духа 4.2.1. О различии сущности и энергии в современном богословии 4.2.2. Паламизм и иоанновская пневматология Выводы к главам 3 и 4 Заключение Приложения Библиография     Автор – священник Московской Патриархии. Пневматология рассматривается в историческом развитии (Ветхий Завет, апологеты, затем Евангелие от Иоанна). Безусловным недостатком является отсутствие анализа синоптических текстов. Развитие пневматологии после апологетов дано кратко в одной главе. Есть библиография вопроса. Наиболее интересен анализ пневматологии четвертого евангелия, в части же историко-догматической автор считает возможным не анализировать католической пневматологии как таковой, а просто сослаться на «нетварные энергии» В.Лосского как достаточного опровержения «филиокве». Введение Переживаемое нами время на рубеже двух тысячелетий имеет особую атмосферу ожидания грядущих событий и одновременно оценки прошедшего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Сура. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Домовый храм Иоанна Кронштадтского Карта и ближайшие объекты Сурский Иоанно-Богословский монастырь, общежительный, в селе Суре, Пинежского уезда, в 212 верстах от города Пинеги, учрежденный в 1900 году из женской общины, основанной в 1899 году известным Кронштадтским пастырем отцом Иоанном Сергиевым на месте своей родины; при монастыре школа. К нему приписан Троицкий скит, в 18 верстах от него. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Сурский общежительный монастырь находится в селе Суре, на берегу реки Пинеги, в 213 верстах от уездного города того же имени. Этот монастырь весьма недавнего происхождения. Основание его связано с именем покойного кронштадтского пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева, который был уроженцем этой местности. Им первоначально учреждена была в селе Суре женская община в 1899 году. По указу Св. Синода, в 1900 году эта община обращена в женский монастырь. Архангельское подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Управляется он игуменьей. Храм в обители один, деревянный, во имя св. апостола Иоанна Богослова. При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Сообщение с монастырем из г. Пинеги поддерживается на пароходе по реке того же имени.   Источник: П.П. Сойкин " Православныя русские обители " Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства – Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского. Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 г. на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=16023

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Сведения о писателе Хотя в этом послании писатель нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и евангелисту св. Иоанну Богослову. Самый стиль послания живо напоминает нам Евангелие от Иоанна, как и многие слова и выражения. Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбаря Зеведея и жены его Соломин, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12-ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал " воанергес " , что значит " сыны Громовы " (Мк. 3:17). Повинуясь зову Господа (Мф. 4:21 и Лк. 5:10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближеннейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 5:37; Мф. 17:1; 26:37). Господь удостоил Иоанна особенной любви, которая наиболее трогательно выразилась на Тайной Вечере, когда Иоанн возлежал на персях Своего Божественного Учителя (Ин. 13:23,25), и в особенности при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Ин. 19:26). Благодарно вспоминая все это, св. Иоанн, не называя себя по имени, говорит в своем Евангелии о себе как об ученике, " которого любил Иисус " (Ин. 19:26). Со своей стороны и он отвечал преданной любовью своему Учителю: если любовь Петрова была более горячей и деятельной (Ин, 18:10; 21:15), то любовь Иоанна запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и стоял на Голгофе у самого креста (Ин. 19:26).

http://sedmitza.ru/lib/text/430604/

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VI. На Патмосе „Кто не от Бога, тот не слушает нас“. – Враги Иоанна. – „Я Иоанн брат ваш и соучастник в скорби“. – Гонение Домициана. – Донос императору на Иоанна. – Письмо Домициана проконсулу Азии, – Увещание. – Вызов Иоанна в Рим на суд. – Во дворце императора. – Чаша с ядом. – Спасение. – Бичевание. – Котел с кипящим маслом. – Возвращение в Ефес. – Новый донос. – Осуждение на остров Патмос. – От Ефеса до Патмоса. – Воскрешение юноши. – Укрощение бури на море. – Встреча с Маргоном. – Исцеление протектора. – Новое чудо. – Иоанну предлагают свободу. – Отказ св. Апостола. – У Патмоса. – Патмос. – Благовестническое служение на острове Патмосе. – Город Фора. – Изгнание „духа пытливого“ из Аполлониада. – Крещение дома Мирона. – Трибун Василий и жена его Харись. – Исцеление сына Хруса и Селении. – Столкновение с жрецами Аполлона. – Бичевание и заключение в темницу. – Освобождение. – Увещание не проповедовать более. – Новые благовестнические подвиги. – Исцеление расслабленного. – Изгнание духа нечистого. – Беседа Иоанна с евреем Каром о Спасителе. – Волхв Кинопс. – Прение с Иудеем Филоном. – Исцеление хромого, страдавшего „водным недугом“, жены игемона. – Благовестнические труды Апостола в городе Меринузе. – Ликос. – Воскрешение сына жреца Дия. – Изгнание духа лукавого из юноши. – Новое бичевание. – Разрушение храма Диониса. – Волхв Нукиан. – Благовествование Иоанна в городе Карове. – Встреча с евреем Фавстом. – Проклиания и Сосипатр. – Плоды благовествования на Патмосе. – Смерть Домициана. – Новый император Нерва. – Повеление возвратиться Иоанну из ссылки. – Просьба жителей Патмоса не оставлять их острова. – Обстоятельства написания Евангелия. – Последнее путешествие по острову Патмосу. – Исцеление слепого сына жреца Диева. – Крещение всего этого дома. – Обстоятельства написания Апокалипсиса. – Прощание Иоанна с христианами Патмоса. – Последнее слово – На корабле. – Снова в Малой Азии. – Значение апокрифов. В Прощальной беседе Спаситель говорил Своим ученикам: „если бы вы были от мира; то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но я избрал вас от мира; потому ненавидит вас мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Глава 11. Отец Иоанн о Божией Матери и мире сотворенном 1 Рассмотренные здесь свидетельства отца Иоанна Кронштадтского о его религиозной жизни, думается, в достаточной степени показывают, в какой мере его духовный опыт, питавший его богословие, связан с опытом Церкви. Из изложенного видно, что душа отца Иоанна, как всякого истинного христианина, не замкнута в себе, а открыта для постоянного общения в любви с Богом и Его Церковью. Поэтому, свидетельствуя о своей жизни во Христе, он свидетельствует не только о себе, а о целом, особом, светлом мире, в центре которого Бог – Духовное Солнце, а вокруг множество других светлых духов, отражающих Божественный свет. Этими излучениями постоянно озаряется его душа. Как сказано выше, в задачу настоящего труда не входит вовсе передача всего содержания трудов кронштадтского пастыря. Его цель преимущественно лишь в привлечении внимания к ним. Полный обзор их содержания привел бы к изложению целой системы догматического и нравственного богословия по творениям отца Иоанна Кронштадтского , который любовно откликнулся почти на все, что запечатлено в нашем Символе веры . В особенности привлекали его духовное внимание искупительный подвиг Господа Иисуса Христа и освящающее действие Святого Духа. При ограниченности места и поставленной задачи всего этого не изложить, но все же, говоря о свидетельствах отца Иоанна о том светлом мире, в котором он жил и за который боролся, нельзя не коснуться еще двух тем. Темы эти – свидетельства отца Иоанна о Божией Матери и его отношение ко всему сотворенному миру – космосу. Последнюю тему можно определить, как его миропонимание или миросозерцание. 2 «Любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия… Не любяй брата своего, егоже виде, егоже не виде како может любити Бога?( 1Ин. 4:20 )». 61 Вот еще одно из слов отца Иоанна Кронштадтского о неразделимости любви к Богу и к ближнему. Основание этой неразделимости – образ Божий в человеке, неотъемлемый и от грешника, которого также надо любить: «Люби всякого человека, – пишет отец Иоанн, – несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

«За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров Источник Содержание 1. Примеры экзегезы Ин. 1:30 в греческой христианской письменности (Ориген, Аполлинарий, свт. Иоанн Златоуст) 2. Ин. 1:30 в контексте антинесторианской полемики (свт. Кирилл Александрийский, Феодор Мопсуэстийский, Несторий) 3. Ин. 1:30 в контексте антимонофизитской полемики (свт. Фотий Великий, Степанос Сюнеци)     Настоящий доклад посвящен святоотеческой экзегезе слов св. Иоанна Крестителя из 1 гл. Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:30 = Ин. 1:15 ), произнесенных перед крещением Господним во Иордане. «26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (πσω μου ρχεται νηρ δς μπροσθεν μου γεγονεν, τι πρτος μου ν)» ( Ин. 1:26–30 ). Последний стих данного фрагмента, понимавшийся как пророчество, духовное прозрение, откровение, позволял предлагать разные богословские интерпретации, которые оказались учтенными и востребованными в христологических спорах IV-V вв. Уже в древности христианские экзегеты констатировали неоднозначность Ин.1:30 1 . Толкование Ин. 1:30 содержится прежде всего у тех схолиастов, которые комментировали и истолковывали Евангелие от Иоанна – у Оригена , Аполинария Лаодикийского, Феодора Мопсуэстийского, свт. Иоанна Златоустог о, свт. Кирилла Александрийского , в некоторых катенах 2 (и в том числе у блаж. Феодорита 3 ). Другая группа памятников – это соборные акты (III и IV Вселенских Соборов), а также позднейшая полемическая письменность, которая в нашем докладе будет представлена одним из посланий к армянам свт. Фотия Великого. Надо отметить, что Ин. 1:30 толковался, как правило, профессиональными экзегетами Писания; у известнейших греческих отцов, писавших в разных богословских жанрах (таких как прпп. Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , свт. Григорий Палама ), толкование данного стиха не встречается или встречается крайне редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства 09.03.2012 326 Время на чтение 15 минут Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Из «Шестоднева» Иоанна экзарха болгарского Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Иоанн экзарх болгарский – болгарский писатель и переводчик конца IX – начала X в., поколения, следующего за поколением первых переводчиков с греческого на славянский Константина-Кирилла и Мефодия. Он перевел «Богословие» и «Философию» Иоанна Дамаскина , перевел также, а отчасти переложил, применяя к славянскому языку, греческую грамматику Иоанна Дамаскина «О восьми частях речи». Написал «Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа». Ему приписываются также «Слово на Преображение» и сочинение «От сказания евангельского». «Шестоднев» представляет собой перевод-компиляцию «Шестодневов» Василия Великого , Севериана Гевальского и произведений Иоанна Златоуста , Аристотеля и др., дополненный самим переводчиком-компилятором. О строении своего произведения Иоанн-экзарх говорит в Прологе. «Шестоднев» посвящен Иоанном-экзархом большому любителю литературы и просвещения болгарскому князю Симеону. Этот князь погиб в 927 году в неудачной войне с хорватами. Стало быть, «Шестоднев» создан Иоанном-экзархом до этого года. «Шестоднев» – рассказ о мире, природе, растениях, животных и человеке, построенный как комментарий к библейскому рассказу Книги Бытие о сотворении мира. Шесть частей-«слов» произведения соответствуют шести дням акта творения. «Шестоднев» являет собой богатое собрание античных и средневековых «естественнонаучных» сведений и «натурфилософских» представлений. Этим сведениям и представлениям всегда свойственно со временем изменяться. Бессмертным остается основной пафос всего произведения Иоанна-экзарха в целом – интерес к природе и человеку и изумление их устройством. Этот пафос прекрасно выражен в публикуемых нами здесь двух самим им написанных предисловиях – ко всему «Шестодневу» и к его шестому «слову», где речь идет о человеке. Текст публикуется по русскому списку XV века – РНБ. Соловецкое собр., 318/338, л. 1–6, 192–193 об. ПРОЛОГ Что прекраснее, что сладостнее для боголюбцев, поистине жаждущих вечной жизни, нежели всегда держаться мыслью Бога и помнить благие дела Его? И раз уж ты, господин мой, славный князь Симеон-христолюбец, непрестанно познаешь заповеди Его и творения, дабы теми украсить и прославить себя, того же и мы держимся правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известный петербургский священник, создатель и директор Мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов по праву считается главным хранителем памяти Всероссийского Батюшки. Духовник Сестричества памяти игумении Таисии на Леушинском подворье. Автор научных статей по наследию св. Иоанна Кронштадтского, творчеству Ф.М. Достоевского, а также книг и статей по церковной истории и о современных подвижниках. Ведущий радиопрограммы на «Православном радио Санкт-Петербурга», автор и комментатор информационного агентства «Русская линия». Лауреат премии Клуба Православных журналистов в Москве «За работы по изучению наследия святого Иоанна Кронштадтского». И это далеко не все чины и регалии протоиерея Геннадия Беловолова… В год юбилея – столетия со дня преставления Иоанна Кронштадтского и сто восьмидесятилетия со дня его рождения – мы встретились с отцом Геннадием на Леушинском подворье в Иоанно-Богословском храме, настоятелем которого он является. «Мы мало знаем о батюшке Иоанне» – Все мы любим пастыря, который так возлюбил Россию, народ наш, но как ни странно, мы очень мало знаем об отце Иоанне Кронштадтском, – начал разговор протоиерей Геннадий Беловолов. – До сих пор мы только переиздаем то, что было написано до революции, либо – в середине XX века – Митрополитом Вениамином (Федченковым), а современных серьезных трудов, посвященных ему, увы, слишком мало. С того времени, когда впервые после революции у нас в стране публично было произнесено имя отца Иоанна Кронштадтского, в этом году минуло 20 лет. До сих пор помню, как одна знакомая в 1988 году пришла со службы в Духовной Академии и сказала: «Представляете – сегодня проповедь была об Иоанне Кронштадтском!..» Произнес эту проповедь Архимандрит Кирилл (Начис), духовник епархии, первый наместник Александро-Невской Лавры после ее возрождения, он много лет был в гонениях, в заключениях. Батюшка Кирилл преставился в этом году, в первый день Великого поста, после Прощеного воскресенья… Царство Небесное и вечный покой отцу Кириллу! Это был подлинный старец, и я думаю, не случайно именно ему выпала такая миссия после восьмидесяти лет молчания вновь открыто произнести имя отца Иоанна Кронштадтского. Проповедь его была записана и даже опубликована.

http://pravoslavie.ru/36797.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010