1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

История христианской Церкви знает много случаев, когда по молитвам святых мучеников их мучители обращались к Богу и сами через некоторое время становились мучениками за веру в Иисуса Христа. Но этого не произошло в случае царя Ирода Антипы. И мы читаем далее: Мф.14:11 . «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». Итак, в жизни царя Ирода произошло смешение похоти и человекоубийства. Итак, пророк Божий убит! Теперь блудливая мать и ее дочь могут быть спокойны: никто не потревожит их своими нравоучениями, уста мертвой головы сомкнуты, и Ирод надеется, что более никто не решится оскорбить его своим обличением. Но тревога не покидает всех этих людей – голову Иоанна Крестителя на блюде вносят в зал, где пируют царь Ирод Антипа и весь его «бомонда». Как учит древнее предание, неожиданно для всех мертвые очи и уста отверзаются, мертвая голова смотрит на царя Ирода, и, как приговор вечности, звучат страшные для Ирода слова: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!» И мы читаем далее: Мф.14:12–13 . «Ученики же его (то есть ученики Иоанна Крестителя) , придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» . Господь Иисус Христос, узнав о смерти Иоанна Крестителя, удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Господь Иисус любил Своего пророка и Предтечу, связанный с ним детской дружбой и служением Богу Отцу. Иисус всегда удалялся от людей для молитвы. Это была молитва о Друге Жениха. Именно так Сам Господь Иисус Христос в Своих притчах называет Иоанна Крестителя – «Другом Жениха». Сказано: «Имеющий невесту (то есть Церковь ) есть жених…» Небесный Жених Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. «…а друг жениха (то есть Иоанн Предтеча), стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» ( Ин.3:29 ). Друг Жениха, Предтеча и Креститель Господень, и ныне в Небесном Царстве Божием предстоит ошую Сына Божия и «радостью радуется, слыша голос жениха».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По такому принципу, очевидно, установлен срок празднования Преображения Господня. В нынешнем году к 1-го августа заканчивается чтение той главы Евангелия от Матфея, где содержится повествование о Преображении Господнем, а именно, главы 17-ой. Устав и приурочил праздник в честь этого события к постоянному числу месяца: к 6-му августа. То же нужно сказать и о празднике Усекновения главы Предтечи. Скорбное повествование о мученической кончине св. Иоанна Предтечи изложено наиболее полно в сравнении с другими евангелиями у евангелиста Марка. Последовательное чтение евангелия от Марка в нынешнем году начинается 22 августа; а в минувшем, 1966-м году, чтение его начиналось 2-го августа, и в последние дни августа прочитывалась шестая глава этого евангелия, в которой находится рассказ о пире у Ирода и убиении Предтечи. В связи с этим, несомненно, праздник Усекновения приурочен к концу августа, именно, к 29-му числу этого месяца. Какое значений имеет вынос Креста, с поклонением ему и особым богослужением в августе, и почему он приурочен к 1-му августа? Прямое основание для ответа находим снова в Евангелии. После насыщений четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами в пустыне и после исповедания ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим, – читаем в Евангелии – «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему Нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть»; вслед за сим Господь прибавил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эта беседа была за шесть дней до события преображения Господня. «По прошествии шести дней», сказано у Ев. Марка, Господь возвел своих ближайших трех учеников на высокую гору и «преобразился пред ними». Потом, сойдя с горы, Господь исцелил бесноватого отрока, указав ученикам при этом на необходимость для совершения исцелений не только веры и молитвы, но также и поста: «сей же род ничимже может, изыти, токмо молитвою и постом». Многократно с той поры стал Господь говорить ученикам о будущем осуждении Его на смерть в Иерусалиме, о распятии Его и о своем воскресении в третий день, особенно тогда, когда он направил свой путь с учениками в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В третьем стихе евангелист Матфей дает оценку того, кем же был Иоанн Предтеча: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.» В древних текстах не существовало знаков препинаний, поэтому пророчество Исаии можно прочесть иначе: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.» Возможны обе интерпретации. Исаия в своем пророчестве использует символику приготовления населения к приезду царя. И в древности, и в наше время перед приездом высокопоставленного лица в какой-либо населенный пункт, жители и местные власти тщательно, заранее осуществляют приготовления к приему. Очень важным элементом подготовительных работ является ремонт и укладка дорог. Исаия в своем пророчестве говорит, что скоро грядет царь, приготовьтесь, проложите ему прямой путь. Однако подготовка здесь требуется иного рода – не материальная, а духовная, поэтому и сам Иоанн Предтеча – не могучий строитель, но воин духовный. Об этом Матфей и говорит в следующем, четвертом стихе главы: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.»(Мф 3:4) Образ Иоанна Предтечи очень необычен и далек от понимания современного человека. Он жил подвижнечески, в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса (такая одежда «кусает» тело, раздражая кожу, однако она практична для жизни в пустыне, где ночью очень холодно). На бедрах его был кожаный пояс (что опять же практично). Известно, что люди «подпоясывались» (надевали пояс), когда готовились к какой-то деятельности, работе. Пояс был символом готовности к действию, а Иоанн постоянно его носил, таким образом, всегда был наготове. Питался Предтеча акридами (кузнечиками, саранчой) и диким медом, что говорит о том, что он потреблял самую простую, самую аскетичную пищу, ту, что находил в пустыне. Многие скажут, что таких подвижников совсем немного, и не только сейчас, но и в то время такие люди были большой редкостью.

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Иоанн Предтеча свидетельствовал народу, что до того, как он встретил Иисуса Христа, он не знал Его. Ему было открыто Господом, что придет Мессия, Спаситель, но он не знал, Кто это. И только когда Иисус Христос появился на берегах Иордана, тогда Господь подсказал ему, что это и есть Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира. Будучи уже в темнице Иоанн Креститель посылал к Спасителю учеников, чтобы те задали Ему прямой вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11. 3). И мы не знаем, почему Иоанн Предтеча послал своих учеников задать этот вопрос. Потому ли, что усомнился в тяжелую для него минуту или потому, как считают многие толкователи, что он тем самым хотел своих учеников укрепить в вере в пришедшего в мир Спасителя. Но Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11. 4-6). Может быть, это было то последнее предупреждение, которое Христос послал Своему Предтече, то послание, которое он должен был получить и окончательно убедиться, что Иисус Христос есть Спаситель мира. После того как произошло это страшное событие, когда была отсечена глава Предтечи, как верует Церковь, святой пророк и Предтеча спустился в адские бездны, чтобы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Его. И когда Господь Иисус Христос после Своей крестной смерти душой Своей сошел в адские бездны, то и там путь Его был уготован этим божественным человеком, который стоит на границе между Ветхим Заветом и Новым Заветом. И сегодня мы молимся Иоанну Предтече и просим его, чтобы он помог нам быть верными нашему призванию, на которое Господь нас поставил; чтобы Он помог и нам всегда распознавать глас Божий, обращенный к нам, слышать и исполнять то, что Господь нам повелевает. Будем в этот день престольного праздника нашего храма молиться святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чтобы он помогал нам твердо хранить православную веру, быть истинными последователями и апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Обстоятельства зачатия Предтечи изображаются в Евангелии от Луки. Священник Захария имел в алтаре явление архангела Гавриила. Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что к Захарии был послан именно архангел Гавриил, который был послан и для Благовещения к Деве Марии. Этим свидетельствуется вся важность благовествования о рождении Предтечи, которое излагается в связи с Благовещением. Рождество Предтечи, проповедника покаяния, возвещается архангелом как «радость и веселие, и многие (ποΛΛοι) о рождении его возрадуются» (Лк, 1,14). Эти слова о радости еше увеличивают свое значение оттого, что и в явлении пастырям ангела, возвещающего о Рождестве Христовом, ангел говорит им: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 1,10). Радость о рождестве Предтечи будет, прежде всего, для отца, а затем и для всех. Архангел возвещает также и имя еще не рожденного сына. «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему Иоанн» (1,13). Это наречение имени Божиим вестником имеет то значение, что явление Иоанна было предвечно предустановлено в путях Божиих. Имя не кличка, но сущность, nomen omen («имя предзнаменование»). То, что в благовествовании архангела, в котором имеет особый вес каждое слово, вводится имя Предтечи, свидетельствует о таковом значении Предтечи. Это становится особенно понятно, если сопоставить со словами ангела Иосифу о рождении Спасителя: «родит же Сына и наречет Имя Ему: Иисус» (Мф. 1, 21). Значение этого наречения имени еще более усиливается из обстоятельств самого рождения Предтечи — тем спором, который возник об имени новорожденного и с разрешением которого разрешилась и немота Захарии. «В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца его Захарием. На это мать сказала: нет, а назвать его Иоанном. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (1, 59–64). Что далее свидетельствуется о Предтече? Его величие, святость и облагодатствованность: «будет бо в е л и й пред Господом, и вина и сикера не имать пити (будет подвижником), и Духа Свята исполнится еще из чрева матери своея» (Лк. 1,5). Далее говорится об его действии как проповедника покаяния: «и многих от сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (1, 16). И, наконец, возвещается о нем, как о Предтече: «и той предыдет пред Ним духом и силою Илииной обратите сердца отцев на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершенны» (1,17). Этот стих представляет собой перифраз пророчества Малахиина о Предтече как «Илии Фесвитянине», что здесь изъясняется как «в духе и силою Илииною» (о чем ниже): «Се аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искренному его, да не пришед поражу землю в конце» (Мал. 4, 5–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

– Да поможет честный Предтеча. Благодарение Богу, в последние годы жизнь в монастыре была возобновлена по благословению патриарха. Сегодня монастырь действует и приносит паломникам тихую радость и успокоение. В пяти минутах пути от разрушенного монастыря уже слышался шум Иордана. Радостная дрожь охватила душу отца Саввы. Он удостоился возможности пожить, хотя бы и недолго, в монастыре своего покровителя, святого Саввы, а теперь находился там, где обитал великий, единственный в своем роде подвижник и покровитель всех монахов, честный Предтеча. Старцу показалось, что здесь можно встретить его бесплотный образ с огненным пророческим взглядом. Непроизвольно его губы, дрожащие от волнения, прошептали: «Честный Предтеча, не престани молитися за ны». В его уме промелькнул, словно живая картина, евангельский рассказ: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» 208 . Это было священнейшее место. Здесь звучали пророчества Предтечи, здесь приуготовлялся путь Господа, здесь стояла священная исповедальня, совершалось отпущение грехов, священнодействовала баня пакибытия 209 . Сюда направил некогда Свои стопы Сын Человеческий, безвестный среди безвестных, и крестился от Иоанна во Иордане 210 . А когда через некоторое время отец Савва, ухватившись за ветку вербы, чтобы не быть унесенным быстрым течением, совершил задуманное погружение в реку, то словно бы почувствовал сияние, исходящее от голубя, и громовой голос. Он как будто сам услышал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором, Мое благоволение...» 211 . Горячая молитва вознеслась в этот миг из его груди к Божественной Троице, Чье поклонение явилось здесь. Этот район вокруг Иордана, можно сказать, создан для молитвы. Здесь никогда не было недостатка в молящихся преемниках Предтечи, избранных и святых пустынников. А что за радость испытал бы отец Савва, если бы узнал, что на противоположном берегу, среди зарослей ежевики и тростника, в то самое время вот уже пять лет, вознося к небу свои непрестанные молитвы, подвизалась никем не замеченная пустынница Фотина – поистине героический образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Иоанн Златоуст говорит: " Разве прилично было бы Иоанну взять за руку Иисуса и повести по городам и весям, приводить Его в отдельные дома и представлять как Спасителя мира? " Конечно, так не могло быть: нужна была совершенно исключительная по торжественности обстановка, чтобы явить Господа Иисуса Христа, Спасителя мира, Мессию. Это и исполнил великий Предтеча Господень. Только ли к народу иудейскому перед Крещением Христовым относится призыв Иоанна Предтечи к покаянию? Только ли древним говорил святой Иоанн: Сотворите плоды достойные покаяния (Мф. 3; 8)? А нам, приближающимся к великому празднику Богоявления, разве не надо об этом подумать? Покаяние есть сокрушение о содеянных грехах, но одного сокрушения недостаточно, надо, чтобы покаяние было не пустым, а плодотворным. Надо, покаявшись в том, что мы жили не так, как велит Христос, начать жить по Его заповедям, принести плоды добра, плоды исполнения Его заповедей. Святой Иоанн Предтеча говорил пришедшим к нему на Иордан креститься и спрашивавшим, что надо делать: У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3; 11). Эти слова относятся прямо к нам. Святой Предтеча произнес и другие страшные слова, которые, безусловно, тоже относятся к нам: Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3; 9). Возле каждого из нас лежит секира, которая, если не покаемся и будем бесплодны, тотчас посечет нас. Будем помнить о св. Иоанне Предтече, о гласе вопиющего в пустыне, ибо и мы - в духовной пустыне и одиночестве, и в этой пустыне и доселе слышится глас его. Будем достойны того, чтобы встретить великий праздник, как добрые христиане. И да поможет в этом всем нам Господь наш Иисус Христос, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. 15 января 1950 г. Хвала Богу Слово в день Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля (Лк. 2; 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Человека именует Ангелом! Да, человек может быть Ангелом, ибо не велико расстояние между Ангелами Божиими и теми людьми, которые стяжали совершенную святость. Разве не достоин Предтеча Господень этого названия? Разве не стяжал он святости? Разве не назвал Его Сам Господь Иисус Христос величайшим из всех рожденных женами (см. Мф. 11; 11)? Надо было уготовать путь Господу, надо было смягчить сердца жестокосердных иудеев, приготовить их к тому, чтобы должным образом принять Господа Иисуса Христа. Предтеча славно исполнил это свое предназначение, ибо хотя глас его раздавался в пустыне, тем не менее услышан был далеко. И выходила к нему вся страна иудейская, все иерусалимляне, и крестились от него в реке Иордане, исповедуя свои грехи. Он был Ангелом, но при этом как смиренно он себя называл, как умалился пред Господом Иисусом, каким ничтожным рабом, даже хуже раба, чувствовал себя пред Ним, ибо он говорил: Идет за Мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк. 1; 7-8). А теперь не необходимо ли продолжение того дела, которое совершил Предтеча Господа Иисуса Христа? Разве только тогда, много веков тому назад, Господь стучал в сердца людей словами Своей проповеди? Разве только тогда надо было уготовать сердца людей к восприятию этой проповеди? Разве только тогда пустыня окружала св. Иоанна и в этой пустыне вопиял он? Нет, теперь каждый из нас находится в положении тех иудеев, к которым обращал Господь Иисус Христос Свою проповедь, начав ее словами: Покайтеся, ибо приблизилось царствие Божие (Мф. 4; 17). Разве и теперь не жестоки сердца людей, как были жестоки в то время? Разве пустыня неверия и богохульства не окружает нас со всех сторон? И ныне на нас, недостойных и грешных служителей Божиих, архиереев и иереев, возложено то же дело, которое было делом Предтечи Господня. И мы долны стучать в сердца ваши, и мы долны готовить вас проповедью своей к тому, чтобы вы достойно приняли Господа Иисуса Христа, ибо вот уже близок тот день, в который будет праздноваться великий праздник Крещения Господня, которое было началом Его проповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Призыв Предтечи – глас вопиющего в пустыне, но он гремит во всех веках, достигая и нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все наши пути. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться покаянной устремленностью к Богу. Этот глас будит нашу совесть. А совесть, говорят святые отцы, – это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель – Предтеча Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь. Уготовим наши души к встрече праздника Крещения Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение, чтобы очистились души наши от скверны всякого греха и мы узнали, что этой богоявленской водой мы становимся новым творением. Потому что не только приблизилось, но и открылось нам Царство Божие. Неделя пред Богоявлением Мк, 1 зач., 1, 1–8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» – это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия – от вечности. Начало Евангелия от Матфея – родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки – Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка – Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010