купели и сделавшихся чадами Божиими, тем более требуются плоды покаяния, плоды любви и милосердия друг к другу. Дух благодати Христовой есть взаимная любовь: сие заповедаю вам, да любите друг друга 100 . Аминь. Слово в неделю пред Просвещением Нынешнее воскресенье называется, возлюбленные братия и сестры, неделею пред Просвещением или – все равно – пред Богоявлением, пред Крещением. Из Евангелия сегодня положено читать от Марка первую главу, с 1-го до 9-го стиха. В Евангелии приведены пророчества или предсказания пророков Господних Малахии и Исаии о том, что пред самым пришествием Господа на землю во плоти, т. е. пред первым, а не вторым пришествием, – послан будет Предтеча, который приготовит Ему путь; у Малахии пророка, которому и память сегодня празднуется, этот Предтеча назван Ангелом 101 Божиим, по ангельской, святой, бесстрастной жизни Иоанна Крестителя; а у другого пророка – Исаии – он назван гласом вопиющего в пустыне, т. е. Иорданской, гласившим: приготовьте путь Господу; прямыми сделайте стези Ему 102 . В Евангелии сказано далее, что эти пророчества исполнились, ибо действительно, пред самым явлением Спасителя мира, явился великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, и выходили к нему все жители страны Иудейской и Иерусалима и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 103 . Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное беспристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; – говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т. е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедовал Он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его, я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вздымались и падали волны человеческого океана. Назревали и совершались великие политические события, международные войны, гражданские потрясения. Мир жил всем напряжением жизни человеческого гения и творчества, греха и порока. Но он не ведал, – никто в мире не ведал, – что исполнилась полнота человеческого возраста, что в Иорданской пустыне соблюдается до урочного часа величайший из рожденных женами. Неведомы пути Божии человеку. Глава II. Св. Иоанн Предтеча – проповедник покаяния «В те дни ( Мф. 3,1 ), когда наступило время явления Христа народу, явлен был ранее миру Предтеча. Он выступает внезапно из безвестности и сразу становится пророком-проповедником. Окончились годы приуготовительного подвига, молитвы, безмолвия, поста, богомыслия, и погружения в Слово Божие. – Предтеча был призван к своему служению: «бысть глагол Божии ко Иоанну Захариину сыну в пустыне» ( Лк. 3, 2 ). О чем был глагол μαБожий? Кроме общего призвания на служение проповеди покаяния, Иоанну была раскрыта тайна и его собственного призвания, как сам он свидетельствует по Евангелию от Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ио. I. 33). О проповеди Иоанна Крестителя согласно повествуют все три синоптические евангелиста ( Мф. 3, 1–12 ; Мр. 1, 1–8 ; Лк. 3, 1–18 ), также и евангелист Иоанн Богослов (1, 15–17, 19–28). рассказ об этой проповеди вводится всеми евангелистами в прямое повествование о явлении Господа И. Христа, как «начало Евангелия» ( Мр. 1, 1 ). И проповедь Предтечи, имеющая свое собственное значение и самостоятельное содержание, связана с его проповедничеством о Грядущем, с самосвидетельством Предтечи, которое содержится у всех четырех евангелистов: «и проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мр. 1, 7–8 ; Мф. 3,11 ; Лк. 3,16 , Ио. 1, 1,27). Проповедь Предтечи есть проповедь о Христе Грядущем: сам он весь влагается в это ожидание и сретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1,25). Эта дата является отправной для нового, третьего уже рассказа в этой же 1 -главе о свидетельстве Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: Се Агнец Божий δε μνς το Θεο вземляй грех мира τν μαρταν το κσμου (1, 29)». Евангелист Иоанн свидетельствует здесь как очевидец, ибо он был одним из учеников Иоанна, присутствовавших при происходящем и потрясавшихся слышанным. Отсюда и такая конкретность и (вопреки рационалистической критике) такая историчность в данном случае его рассказа. Заслуживает внимания, что евангелист, богослов и тайновидец, в орлином взлете своего богословствования не только повествует о предвечном Слове, но и о Предтече, именно как служитель Слова. Можно сказать, что, в то время как прочие евангелисты рассказывают о Предтече, евангелист-богослов показывает нам самого Предтечу в сокровенности его души, и в этом именно и заключается отличительная особенность четвертого Евангелия в отношении Предтечи. Оно содержит исповедание последнего. И в этих словах Предтечи о Христе: «се Агнец Божий, вземляй грех мира» – выражена такая полнота ведения о Христе, такое постижение его крестного искупительного подвига, что, можно сказать, в этих немногих словах содержится все Евангелие. Предтеча знал крестную тайну искупления и ее возвещал. Он возвещал ее словами того «ветхозаветного евангелиста»-пророка, которому дано было из тьмы веков зреть и постигать Голгофу: 53 глава, пророка Исайи, это чудо чудес в пророческих книгах 30 , конечно, целиком содержится в словах Предтечи, но уже как исполнение: агнец пасхальный, прообраз Агнца Божия, закалается в снедь верных. Предтеча здесь является истинным Второ-Исайей. Пророчество Исайи является чудесным не только по полноте проникновения в тайну искупительного страдания, но и по своему несоответствию и противоречию всем обыденным иудейским чаяниям царствующего, а не страждущего Мессии, Которого Царство есть не от мира сего. И Иоанн в свидетельстве своем является воистину евангелистом, каковым и именует его св. Церковь («проповедниче еси Христов, ангеле, апостоле», гл. 2, подобен). Во всем четвероевангелии нет более сжатой и исчерпывающей формулы для выражения искупительного дела Христова, нежели эти слова Предтечи (Ио. 1, 29). И далее Предтеча продолжает свое свидетельство: «Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который предо мною был, ибо первее меня был. Я не знал Его, но для того пришел я, крестя в воде, дабы Он явлен был Израилю». И свидетельствовал Иоанн, говоря (это новое повторение еще более усиливает значение слов), что «я видел Духа, сходящего с неба как голубь, и Он пребывал на Нем. И я не знал Его, но Пославший Меня крестить в воде, сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (1, 29–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

БЕСЕДА 57 Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, — и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самарянка сказала: “Придет Мессия …; когда Он придет, то возвестит нам все” (Ин. 4:25); и книжники вопрошали Иоанна: “Ты Илия? … Пророк” (Ин. 1:21)? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: “Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”. Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: “Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:11-13). Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею — не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот — Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде”? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: “Что же? ты Илия”? вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, — называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет; потому и сказал: “Илия должен придти прежде и устроить все”. Что такое — все? То, о чем сказал пророк Малахия: “Пошлю к вам Илию пророка …. И он обратит сердца отцов к детям …, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

По смирению заповедует никому не говорить, а вместе с тем и для того, чтобы, услышавши об этом, не соблазнились, когда позже увидят Его распятым. Ибо они могли принять Его за обманщика, который призрачно совершал приличное Богу. Обрати внимание на то, что созерцание Бога произошло после шести дней, то есть после того, как мир был сотворен в шесть дней. Ибо если не выйдешь за пределы мира и не подымешься на гору, не увидишь света: ни лица Иисуса, разумею Его Божество, ни одежды — плоти. Ты сможешь увидеть тогда Моисея и Илию, беседующих с Иисусом, ибо и закон, и пророки, и Иисус одно говорят и согласны между собою. Когда найдешь того, кто ясно истолковывал бы мысль Писания, то узнай, что он ясно видит лице Иисуса; если же он объясняет и обороты речи, то видит и белые одежды Иисуса, ибо выражения мысли — ее одежды. Но не говори подобно Петру: «хорошо нам здесь быть», потому что нужно всегда преуспевать и не останавливаться на одной степени добродетели и созерцания, но переходить к другим.     И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Обманывая народ, книжники говорили, что Он не Христос, ибо если бы Он был таковой, то Илия заранее пришел бы. Они не различали двух пришествий Христа: первого из них предтеча Иоанн, второго же — Илия. Это и Христос объясняет ученикам. Ибо слушай!     Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Говоря: «правда, Илия должен придти прежде», показывает, что он еще не пришел, придет же, как предтеча второго пришествия, и устроит в вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, устрояя их как бы в отеческое наследие, которого они давно лишились. Говоря же: «Илия уже пришел», намекает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что и хотели, убив Его, ибо, позволив Ироду убить его, хотя имели возможность воспрепятствовать, они сами убили. Тогда ученики, став вдумчивее, поняли, что Господь назвал Иоанна Илиею, потому что он был предтеча первого, как Илия будет предтечей второго пришествия Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его Пророка ли и проч. Иудеи почитали Иоанна за пророка, но И. Христос говорит, что он даже выше пророка, потому что он не только пророк, но и предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь: ей, глаголю вам, и лишше пророка (да, говорю вам, он больше пророка). О нем, как о предтече, прибавляет Господь, было предсказано самими пророками: сей бо есть, о немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего и проч. Так предсказано о предтече Христовом у пророков Малахии (3:1) и Исаии (40:3). Приготовить путь, т. е. уровнять путь. Чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Не воста в (из) рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь еще о величии Иоанна. Но чтобы Иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меньший) в царствии небесном, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого себя (Злат. Феофил. Евфим. Зигаб. и др.). Меньший по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, и унижали Его. О царстве небесном чит. в объясн. 2 ст. 3 гл.). 12. же кртител досел нбное ндитс нждею и нждницы восхищаютъ дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом, с того времени, как он указал на пришедшего Христа. Силою берется (нудится), не ожидается как грядущее, а уже берется как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с каковыми начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, и достигают, получают (восхищают) это царство (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мал. 3:1 ). Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна ( Мф. 11:7–13 ). В образе трости, ветром колеблемой, некоторые ученые видят намек на приспособленческую политику царя Ирода Антипы (отмечая при этом, что на иудейских монетах того времени изображался тростник). Во всяком случае, Ирод подразумевается в образе человека, носящего мягкие одежды и живущего в чертогах царских. Этому царю, заточившему Иоанна в темницу и затем обезглавившему его, противопоставляется Иоанн, чей образ жизни резко контрастирует с образом жизни царя. Выражение до Иоанна ( ως ωννου) может пониматься в двух смыслах: до Иоанна включительно или до Иоанна не включительно. Если включительно, значит Иоанн относится еще к Ветхому Завету. Кажется, в параллельном тексте Луки ( Лк. 16:16 ) аналогичное выражение ( μχρι ωννου) понимается именно так, о чем свидетельствуют слова того же автора в других местах ( Деян. 1:5; 13:24–25; 19:4 ). Однако Матфей помещает Предтечу в контекст уже новозаветного благовестия, о чем свидетельствуют слова: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется. Иоанн Креститель здесь представлен как начальное звено в том благовестии Царствия Небесного, которое в полноте раскроется в проповеди Иисуса. Встреча Христа с Иоанном Предтечей. Миниатюра. XIII в. При любом понимании слов до Иоанна для нас очевидно, что Иоанн Предтеча по своей ментальности, образу действий и содержанию проповеди принадлежит еще к Ветхому Завету. Он – последний из ветхозаветных пророков. В то же время он стоит на пороге Нового Завета: рассказ о нем занимает важное место во всех четырех Евангелиях; его проповедь тематически перекликается с проповедью Иисуса; он первым возвещает о приближении Царства Небесного. Многое из того, что в проповеди Предтечи было лишь обозначено или пророчески предсказано, в проповеди Иисуса получит свое обоснование и развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. Π. Ф. де Греббер. 1640 г. Таким был конец человека, к которому еще недавно стекались тысячи людей, чья проповедь гремела на всю Иудею. Судьба Иоанна стала прообразом судьбы Иисуса – Сына Человеческого, Чье служение на земле тоже станет путем умаления даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Казнь Иоанна предшествовала казни Иисуса. Параллелизм двух жизней, начавшийся со встречи их матерей – Марии и Елисаветы ( Лк. 1:39–56 ), продолжившийся их собственной встречей на берегу Иордана и параллельной миссией в течение некоторого времени, завершился тем, что каждый взошел на свой крест – сначала Предтеча, а потом Тот, о Ком он предсказывал. Церковная традиция говорит о том, что после своей смерти Иоанн Креститель сошел во ад, чтобы и там приготовить путь Иисусу, Который сойдет туда после Своей смерти на кресте. Евангелие от Матфея как бы намеренно и сознательно подчеркивает параллелизм жизней Иоанна и Иисуса, употребляя одни и те же выражения применительно к одному и Другому. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона. XVIII в. О желании Ирода убить Иоанна говорится: и хотел у бить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка ( Мф. 14:5 ). А об Иисусе: и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка ( Мф. 21:46 ). Слова взять и связать употребляются применительно и к Иоанну, и к Иисусу ( Мф. 14:3; 21:46; 27:2 ). Ирод приказывает казнить Иоанна как бы против своей воли ( Мф. 14:9 ), и Пилат выносит смертный приговор Иисусу вопреки своей воле ( Мф. 27:24 ). Сцена погребения Иоанна (мф. 14:12) по содержанию и используемому словарю является как бы предвестием сцены погребения Иисуса ( Мф. 27:57–60 ). Повествование евангелиста Матфея о смерти Предтечи завершается словами: Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один ( Мф. 14:12–13 ). Далее следует рассказ о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, после чего понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один ( Мф. 14:23–24 ). Почему евангелист так акцентирует внимание читателя на том, что Иисус дважды в течение короткого времени удаляется от учеников, чтобы побыть наедине? И почему это происходит сразу после того, как Он слышит о смерти Иоанна Крестителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Двадцать девятый день. Поучение 3-е. Усекновение главы Иоанна Предтечи. (О неблагообразных пиршествах и пьянстве). I. Святый Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его ( Марк. 6, 20 ). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его – Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ея, незаконную ее связь с Иродом: «ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (18). Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устрояет пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины, и нецеломудренною пляскою своею старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску, с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего-ж она просит? Наученная своею нечестивою материю, она говорит: «хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя». И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принесть главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери евоей. Итак пир пьяных людей закончился смертию великого праведника! II. Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. а) И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в свящ. писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различною скверною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Память 11 сентября 10.09.2022 567 Время на чтение 4 минуты Святой Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы ныне празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святой, и многое делал, слушаясь его (Мк. 6, 20). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его - Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ее, незаконную ее связь с Иродом: ибо Иоанн говорил Ироду, не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устроил пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины и нецеломудренною пляскою своей старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего ж она просит? Наученная своей нечестивою матерью, она говорит: хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя. И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принести главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери своей. Итак, пир пьяных людей закончился смертью великого праведника! Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в Священном Писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различной скверной.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/10/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010