По своей должности учитель обязан делать замечания. «Соль горька, но черви выгоняет и к гнилости не допущает. И лекарство хотя горькое, да принимаем к сохранению здравия нашего: так и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно». Обличать же ему подобает грехи, а не лица: «Обличительное слово подобно зеркалу, которое показует нам пороки на лице, да очистим их: так и слово обличительное представляет грехи, да, усмотревше их в совести на­шей, потщимся покаянием изгладить» (3, с. 485). 14. Педагогическое воздействие словом В рамках педагогического взаимодействия учителя и ученика нам важно уяснить двоякое действие слова: 1) Во-первых, слово – выражение мысли. Отсюда следует задача учителя – научить ребенка переводить мысли в слова, то есть четко изъяснять свои мысли. 2) Во-вторых, слово – средство к возникновению определенной мысли (т.е. когда ученик слышит или сам произносит (читает) слово, то оно возбуждает его мысль. От слова рождаются мысли. Исходя из второй особенности слова, задачей учителя становится – с помощью слова насадить в умах детей добрые мысли, но, главное, формировать с помощью слова правильное видение мира – мировоззрение. И, во-вторых, научить детей ответственно относиться к их собственным словам, больше молчать и быть внимательными к своим мыслям. Таким образом, учителю надлежит научить ребенка: –              говорить только то, что понимаешь, то есть осознанно. То же относится к чтению. Преподобный Амвросий Оптинский наставляет читать, что понятно. «Читать надо меньше, но понимать». То, что прочитал, «потом целый день жевать, как овца жвачку» (6, с.138); –              сначала думать, затем говорить. Ведь большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить. И «польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти» (преподобный Амвросий Оптинский ) (1, с. 378). Имея рассуждение прежде всякого слова, ребёнок научится говорить благоразумно и каждое слово, прежде, нежели сказать, будет обдумывать; –              не говорить, пока тебя не спрашивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

СКОРБЬ неизменно последует, и терпение облегчает, а РОПОТ усугубляет. Терпение исходит от смирения и сознания собственного недостоинства. ПОДРАЖАТЬ Богу в долготерпении. С помощью Христа можно все вытерпеть. ХРИСТОС учил и Сам показал пример терпения. Христос показал образец, как терпением побеждать ВРАГА. ХРИСТОС на Кресте терпел и за распинателей молился. В терпении брать пример с Христа. Любое оскорбление меньше того, что Христос терпел, поэтому и самому терпеть. Побеждать злых кротостию. Не воздавая злом за зло, побеждаем диавола. Рассуждения, укрепляющие терпение в БОЛЕЗНИ. Укрепляться в терпении рассуждением, что все случающееся бывает по воле Божией. Можно все легко терпеть, если предаться в волю Божию. Переносить наказание Божие с благодарностью. Терпение от рассуждения о благости Божией. Терпение рождается от познания премудрости Божией. Терпение укрепляется МОЛИТВОЮ. Терпение укрепляется ИСПОВЕДЬЮ. В СКОРБЯХ утешать себя тем, что есть много страждущих в гораздо большей степени. Для укрепления терпения помнить о страданиях мучеников. В скорби помнить о вечных муках и о вечном блаженстве. Ради будущего блаженства следует потерпеть всякую скорбь (8, с.1035– 1048). Без терпения спастись невозможно. Без добродетели терпения, как и слово Божие учит, невозможно спастись. «В терпении вашем стяжите души ваша» ( Лк.21,19 ) (6, с.104). Скорбь рождает терпение (Там же). Для пользы душевной следует благодушно переносить всякие несправедливые укоризны и вспоминать при этом свои проступки пред Богом и людьми (Там же, с.111). Христианская добродетель терпения является одной из важнейших добродетелей на пути спасения. На нее указывал Христос Спаситель ( Лк.21,19 ). Ее имели и спасались все святые (31). «В терпении вашем стяжите души ваша». Так говорит нам слово Божие (3, с.68). Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле и если понадобится, то и умереть за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его (Там же, с.25).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Действие терпения в семье и обществе Добродетель терпения не ограничивается в своем благотворном влиянии на одного, отдельного человека, но распространяется на семью и общество в целом. Ни один человек не свободен от каких-либо немощей, но более всего эти немощи заметны и сказываются в семейном кругу. Терпение и снисхождение к немощам друг друга следует прежде всего приобрести супругам. Только в этом случае могут сохраняться в семье мир и согласие (5.175). Подобным об­разом терпение оказывает свое спасительное действие и в обществе. Терпение более сохраняет общество, нежели оружие, и более сохраняет города, нежели стены (2.301) (7, с.282). Что способствует приобретению терпения Истинное христианское терпение рождается от веры. Не имея веры, человек весь смысл своей жизни полагает в увеселениях и приятном времяпровож­дении. Но когда такое течение жизни нарушается различными нестроениями и скорбными обстоятельствами, то он приходит в смущение, недовольство и ропот. Вера же убеждает в том, что все скорби временны и за ними последует вечная радость, в то время как нетерпением оскорбляется благость Божия (2.293) (7, с.282). Средство, укрепляющее в терпении Немаловажным средством, укрепляющим христианина в терпеливом перенесении скорбных обстоятельств, является надежда на Бога, от Которого христианин во время скорби «ожидает или избавления, или облегчения» (1.196) (7, с.282). Чем христианин побуждается к терпению Когда христианину приходится испытывать скорбь, причиняемую со стороны ближнего, он побуждается к терпению размышлением о том, что он виноват перед Богом своими грехами от юности своей, но Господь долго терпит и не наказывает его, ожидая покаяния. От этого размышления у христианина появляется снисходительность и терпеливое благоразумие по отношению к немощам своих ближних (5.188). К терпению подвигает христианина также любовь Божия к роду человеческому и высочайший пример Христа Спасителя, Который претерпел всевозможные мучения за спасение человека (7, с.283). Все добродетели посредством терпения очищаются

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Первый грех влечет за собой прочие. Грешник подобен человеку, оставившему прекрасную супругу и прилепившемуся к безобразной блуднице. Грешник, когда грешит, подобен младенцу плюющему на отца, находясь у него на руках. Грешник, когда грешит, поворачивается к Богу спиной. Согрешающий вредит и казнит самого себя. Согрешающий хуже язычника. Совершая беззакония, грешник идет в ров погибели. Делающий грех не в состоянии делать что-либо христианское. Правда Божия требует, чтобы и малый грех наказан был. Удовлетворить правде Божией за грех никто и ничто не могло. За грех наказания от Бога. Грех без казни не бывает. За грех человека страдает и неповинное естество. За грех бывают временные наказания. Бог ненавидит грехи и за них посылает НАКАЗАНИЕ. За грехи, как за долги, человек заключается в темницу. Пленение греховное не кончается и в будущей жизни. За грех – геенна и вечное мучение. За грехи человек достоин вечной смерти. Меч правосудия висит над грешником. Чем больше ГРЕХОВ, тем больший ответ на Суде. Бог судит не только внешние, но и внутренние грехи. Грехи будут свидетельствовать против грешника НА СУДЕ, если он не покается. Грешник некающийся не может называть Бога Отцем. Грешник, не внимающий Божиему повелению покаяться, будет осужден на Суде Страшном. Согрешающий и некающийся показывает неверие и тем хулит Бога. Грешник некающийся лежит и не идет ко спасению. Грешник нераскаянный сам виновник своей погибели. За нераскаянность в грехах Христос отречется от неисправных. Грешник ни во что вменяет благодеяния Божия. Покаявшемуся прежние грехи не повредят. Грехи сейчас заглаждаются кающимся, а с непокаявшихся взыщутся. Познавшим немощи свои необходимо врачевать их покаянием и призыванием Врача – Христа. Чтобы получить исцеление ДУШИ от греха, необходимо признать болезнь греховную и просить Христа об исцелении. Просить Бога об исцелении от греховной проказы и расслабления. Общие грехи общими молитвами и покаянием врачуются. Сразу каятьсяв грехе. Кающимся и перестающим грешить оставляются грехи, ради заслуг Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Таких грехов, доставляющих душе смертоносный вред, святитель Тихон Задонский насчитывает семь, а именно «1) гордость, еже есть бесчинное власти и славы желание, 2) лакомство, еже есть безмерное желание внешних благ, еже имети богатство и стяжание; 3) блуд и нечистота, еже есть бесчин­ное вожделение плотского сквернения или самим делом похоти телесной исполнение, 4) обжорство или чревоугодие еже есть безмерное ядение и пития употребления, 5) зависть, еже есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселие о зле, 6) гнев, еже есть безмерное желание отмщения, 7) леность или уныние, еже есть студеность (холодность) и нерадение о душевном спасении» (1.3) (7 с 306–307). Грехи против Святого Духа К виду грехов, которые направлены против Святого Духа, относится шесть «1) отчаяние, еже есть не надеятеся милосердия Божия, 2) излишнее упование на милость Божию, 3) сопротивление познавательной истине Священного Писания и догматов веры, апостолы и отцы святыми утвержденныя, 4) зависть к духовным благам, яже ближний приемлет от Бога, 5) во гресех пребывание и состарение во злобе; 6) нерадение о душевном спасении до кончины жизни своея» (1.3) (7, с.307). Грешник – самое бедное существо Человек, работающий греху, есть самое бедное существо, ибо грех становится идолом в его сердце, в котором приносится жертва другому богу (7, с.308) Грешник искажает истину Отрицание закона Божия и Его святости приводит человека к иска­жению истины (7, с.308). Грехи, умерщвляющие душу К третьей группе грехов, умерщвляющих душу и лишающих ее спасения, святитель относит грехи, «вопиющие на небо к Богу и просящие отмщения». Это – вольное убийство, содомский блуд, обида нищих, вдов и сирот, а также удержание или невыдача «мзды наемникам и делателям» (1.3). Такие грехи, если человек не отстанет от них и не совершит истинного покаяния и внутрен­него перерождения, умерщвляют в душе все святое и богоугодное и делают ее пленницей вечных адских уз (7, с.307). Грешник для удовлетворения составляет свой закон

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Любящий Христа бережется от всякого греха. Грешник так ослеплен, что не боится Бога оскорбить. Бог оскорбляется худыми делами. Бог вездесущ, и всякий грех досаждает Ему. Грешник не боится перед Богом Вездесущим бесчинствовать. Грешник когда грешит, бесчинствует перед Всеведущим и Вездесущим Богом. Только безумный и ослепленный может грешить перед Вездеприсутствующим Богом. Всяким грехом бесчестится имя Божие. Грешник, совершая ГРЕХ, бесчестит Бога и достоин смерти и вечного наказания. Грех удаляет от Бога. Грех отлучает от Христа и подвергает духовной СМЕРТИ. Когда человек ко греху обращен, значит, от Бога отвратился. Через грех человек отступает от Бога, изменяет Ему. Грех чем более укореняется в сердце, тем труднее искореняется. Впадая в грех, человек погубляет достояние Божие. Грех разлучает человека с Богом и ОСЛЕПЛЯЕТ ДУШУ. Грех заключает вход в жизнь вечную. Грех помрачает РАЗУМ и совесть. Грех помрачил ум. Грех умерщвляет ДУШУ. Грех – причина смерти. Следствие греха – СМЕРТЬ. Грех, как завеса, закрывает от человека духовное. Грехи, как кандалы, связывают человека по рукам и ногам. Грехи, как раны, уязвляют ДУШУ. Грех разлучает от Бога и лишает благодати. Человек, не обновленный БЛАГОДАТЬЮ, по грехам подобен скоту. Просвещаемый благодатью замечает и малые проступки и сокрушается. Грех терзает СОВЕСТЬ. Грех, как змий, терзает душу. Грех мучает человека и внутренне и внешне. Грех мучает СОВЕСТЬ. За грехи СОВЕСТЬ мучает. Грехи познаются от ЗАКОНА через СОВЕСТЬ. Грех наводит и временные казни. Ради грехов в мире происходят многие БЕДСТВИЯ. Растленное естество человеческое является причиной греха. Грех имеет начало от диавола. Грех сначала совершается в душе, а потом делами. Грех начинается в сердце, а члены только орудия сердца. Грех состоит в воле и в произволении человека, хотя на деле может не совершиться. Грех сначала услаждает, затем горесть бесконечная. Легко согрешить, но нелегко освободиться от греха. Грех противоестественен, так как первый раз грех совершается с большим трудом и СТЫДОМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Молитва Молитва об упокоении Молитва об упокоении всегда полезна для живых и умерших. Поминове­ние грешников показывает к ним любовь, и Господь, пришедший грешников спасти, воздает нам за это Своею любовью. Тем более Богу приятно, когда мы почитаем Его угодников. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас перед Господом (25, с.482). I. ЧТО ЕСТЬ МОЛИТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Молитва есть беседа с Богом и уподобление Ангелам. Прославление Бога есть ангельское дело. Великая благость, что человек сподобляется беседовать с Богом. Человек недостоин беседовать с Богом, но Бог Сам этого удостаивает чело­века. Бог прежде нашей молитвы знает все, что нам необходимо, но молитвой мы выражаем свою нужду и познаем помощь Божию. Молитва есть выражение истинной веры и надежды. Молитва показывает ВЕРУ христианина. Молитва укрепляет ВЕРУ. Оставление молитвы есть признак НЕВЕРИЯ. Оставляющий молитвы теряет ВЕРУ. Молитва есть проявление христианской любви к ближним. Молитва возводит человека на небо. Молитва нужна христианину, так как ею он испрашивает все необходимое у Бога. Молитва есть сильное оружие против ВРАГА. Молитва – оружие против ИСКУШЕНИЙ ДИАВОЛА. Молитва в ИСКУШЕНИИ избавляет от сети диавола. Молитва есть средство к избежанию греха. Молитва избавляет от скорби. Христианин без молитвы, что птица без крыльев. Необходимо молиться друг за друга. Необходимо призывать Бога во имя Иисуса Христа. Имя Иисуса да будет на сердцах. II. КАК ПРИОБРЕСТИ МОЛИТВУ И КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ Молитва возбуждается Духом Святым. Молитва есть дар Святого Духа. Молитве БЛАГОДАТЬ научает. Сам Бог возбуждает и научает молитве. К молитве побуждает нас Сам Бог, наши нужды, а также обстоятельства. Просить Бога, чтобы научил молиться. Истинной молитве следует учиться. Молиться кратко, но часто. Всякое время удобно для молитвы. Бог всегда слышит молитвы. Молитву Бог всегда слышит, но не всегда исполняет. Молитва всегда и везде возможна. Необходимо молиться на всяком месте и во всяком положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Что делать для искоренения раскола Следует: 1 . Преимущественно пред прочими учебными предметами преподавать в сельских школах детям историю Российской Церкви и православное исповедание веры, раскрывая в ясном свете дух христианства и силу Священного Писания, в котором наши отщепенцы находят точку опоры своим заблуждениям, так чтобы они могли знать основательно все предметы, относящиеся до религии, различать предания от догматов, обряды от Таинств, местные и частные обычаи от положительных законов христианской деятельности. – И этот внутренний процесс образования подчинить непосредственно духовной власти, предоставляя светской власти только лицевую сторону, или учреждение этих учебных заведе­ний и средства, потребные к поддержанию их. Ибо несовместно и для Церкви оскорбительно, чтобы духовные власти в деле, собственно им принадлежащем, подлежали контролю посторонней власти. От этого может быть застой в развитии духовной, религиозной жизни в среде народа. 2 . Определять в раскольнические приходы священников с добрым поведением, с твердым характером, кротких и бескорыстных, сильных в слове и учении, и обеспечить их совершенно в со­держании, приличном помещении и во всех житейских потребностях, так чтобы они, не имея никакой нужды в пособии со стороны прихожан, могли внушить им полную к себе доверчивость и уважение 3 . Приходские священники, как по­веренные своих прихожан в делах совести, должны влиять и на общественный их быт, поселяя в среде их дух общительности, единомыслия и братства, а в случае упадка материальных сил кого-либо из их сочленов, располагать обще­ство к поддержанию его совокупными силами, и тем самым предотвращать все поводы к сношению их с сектантами. А чтобы такая мера общительности не об­ратилась иному во вред, не повела к праздной и беспечной жизни и обществу не обратилась в большую тягость, строго наблюдать за поведением всех и каждого из членов его, и кто в чем будет замечен – в нетрезвости ли или другом каком предосудительном поступке, умолять, обличать, наказывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В чем заключается постоянная память о Боге Постоянное памятование любящего сердца о Боге заключается в непрерывном благодарении за Его бесконечные милости к грешному человеку в молитвенной беседе с Ним и богомыслии (Там же). От чего рождается благодарность Богу Чувство благодарности рождается от размышлений о Божиих благодеяниях, так как эти благодеяния не только неисчислимы, но и умом непостижимы, то и чувство благодарности у любящего человека никогда не должно иссякнуть. И эта благодарность со стороны человека есть богоугодное средство, привле­кающее в его душу благодатные струи Божественной жизни (Там же). Неблагодарность свидетельствует об отсутствии любви к Богу Прилепляющийся к мирским и суетным вещам не имеет любви Божией Привязанность к греховным страстям мира настолько пагубно влияет на жизнь христианина, что под их воздействием он может в своем сердце отречься от Христа. Кто не заботится постоянно иметь Бога в сердце и не упражняется в молитве, кто ослеплен самолюбием, не дающим ему видеть благодеяния, изливаемые свыше, тот лишается милости Божией. Вот почему неблагодар­ность – тяжкий грех, который свидетельствует об отсутствии любви к Богу и вопиет к небу, прося отмщения (Там же). Следствие ИСТИННОЙ любви к Богу Следствием истинной любви к Богу является безропотное перенесение христианином всех скорбей и жизненных испытаний, попускаемых по благой воле Божией, чтобы укрепить его в терпении и направить его духовные силы к приобретению искренней любви к Богу. А те, кто не стремится к стяжанию этой «богоподобной добродетели», бывают подобны тени, которая лишь во время солнечного сияния находится около своего предмета, а как только по­следний начинает двигаться, то вместе с ним перемещается и тень. Но когда нет солнечного света, тогда и тень отступает от предмета. Так точно бывает и с теми, которые в благополучии Бога благодарят, а в неблагополучии ропщут (Там же, с.232). Как приобрести любовь к Богу Ревностный христианин, стремящийся приобрести истинную любовь, направляет все свои усилия к подражанию Богу и Его спасительным нравам, то есть старается быть кротким, терпеливым, незлобивым, милостивым, и все по той единственной причине, что таковым является Господь, Которого он любит, к Которому стремится и Которому хочет быть подобным, а это уподобление откроет ему путь к еще более тесному единению со своим Творцом (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Любовь к врагам Любовь простирается на всех людей. СЕРДЦЕ, согретое любовью, источает ее на всех. Истинная любовь любит не только друзей, но и врагов. Верующий должен доказывать свою ВЕРУ тем, что любит всех людей, особенно врагов. Любовь всех одинаково любит – и добрых и злых. Любовь только к друзьям – не есть истинная. Люби врагов, ибо так заповедал Христос. Любовь к врагам – заповедь Спасителя, и Он пример показал. Не имеющий такой любви, грешит против заповеди Христовой. Любовь христианская должна превосходить любовь человеческую. Любовь к врагам невозможна для плотского человека, но последователь Христов должен победить себя. Любовь к врагам есть трудный подвиг, но звание христианина требует. Любовь к врагам есть свойство души христианина и уподобления Богу. Любовь к врагам есть высочайшая христианская победа. Возможно всем человекам научиться этой любви. Любовь к врагам приобретается постепенно. Христос любил, и мы должны подражать Ему. По примеру Спасителя, злобу побеждать любовью. Врагов должно жалеть, потому что они более себе вредят, чем другим. Вражда во враге достойна ненависти, а самого его следует любить. Скорбеть о их погибели. У кого нет такого настроения, тот не Христов. Любовь к врагам естественными силами трудноисполнима. Чтобы любить врагов, просить помощи у Бога. Любовь к врагам делает МОЛИТВУ дерзновенной. Этой добродетелью христианин самого себя и врага диавола побеждает. Любовь к врагам способствует духовному росту христианина. Кто любит врагов, тот сын Божий по благодати (8, с.496–504). Что побуждает любить врагов Истинно любящему христианину свойственна любовь к врагам; к этому его побуждает, во-первых, звание ученика Христова; а во-вторых, заповедь Спасителя. «…любите враги ваша...» ( Мф.5,44 ). Любящее сердце христиа­нина всегда ищет спасения каждого человека, и чем более человек недугует грехом, чем более находится во власти диавола, тем более он сожалеет о нем и скорбит (7, с.235–236). Любящий врагов духовно возрастает Если рассуждать по-человечески, то очень трудно любить того, кто делает зло. Однако вере и любви истинной ничего нет невозможного. В том именно и состоит назначение христианина, чтобы греховное естество покорять духу, зло побеждать любовью. И если ветхому, не просвещенному бла­годатью человеку бывает трудно это сделать, то новому, во Христа об­лекшемуся, все возможно. Христианин, воспитывающий в себе любовь к врагам, и сам от этого духовно возрастает, так как враждебное отношение недоброжелателей приводит его к познанию немощей, а это в свою оче­редь способствует искоренению гордости, тщеславия, самомнения и т.д. Следовательно, для человека, ищущего спасения, поношения, скорби и искушения являются неоценимым благом, возводящим его душу на небо (Там же, с.236).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010