ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Итоговый документ Всероссийской конференции " Глинские чтения: долг служения Отечеству " 15.04.2003 31 марта 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошла Всероссийская конференция " Глинские чтения. Долг служения Отечеству " , посвященная сороковой годовщине с начала священнического служения схиархимандрита Иоанна (Маслова) - выдающегося подвижника Русской Православной Церкви XX века, замечательного духовного пастыря, старца, богослова и педагога-нравоучителя. По итогам работы конференции была принята резолюция, полный текст которой ниже приводится полностью. Резолюция Всероссийской конференции " Глинские чтения: долг служения Отечеству " , посвященной 40-летию пастырского служения схиархимандрита Иоанна (Маслова) Сегодня наша страна переживает небывалый кризис, охвативший все сферы общественной жизни. Под угрозой оказались дальнейшее существование России как единого независимого государства, духовные и культурные ценности русского народа и других народов Российской Федерации, нравственные основы нашего общества. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос о воспитании патриота и гражданина России. Патриотизм - это не только пассивная любовь к Родине, но и готовность всеми силами служить ей. Участники конференции призывают граждан России к активному участию в жизни общества с целью защиты национальных интересов страны, отечественных духовных и культурных ценностей, с целью формирования государства, построенного на нравственных началах. " Будущее России - в безупречной нравственности ее руководства " , - учил святитель Феофан Затворник. Духовно-нравственное просвещение - одна из главных задач государства. Нравственность служит крепким основанием общественного и государственного благополучия. Будущее Отечества во многом зависит от духовно-нравственного потенциала народа и в первую очередь от молодежи, от ее доброты, честности, правдивости, трудолюбия, от ее способности беззаветно любить свою Родину. Воспитание следует рассматривать как один из важнейших факторов национальной безопасности.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=100

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Иоанна (Маслова) Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) вошел в историю Русской Православной Церкви как выдающийся духовный пастырь, богослов и педагог. Родился в 1932 г. В 1955 г. принят в число братии Глинской пустыни. В 1957 г. пострижен в монашество. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, был заведующим аптекой и одновременно клиросным. После закрытия монастыря в 1961 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжил образование в Московской Духовной академии. Еще в годы учебы ему было вверено духовное окормление прихожан, студентов и преподавателей. По окончании Академии около четверти века преподавал в Московских Духовных школах Пастырское богословие и Литургику. Почти 20 лет был ризничим Академического храма. В 1962 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1963 г. – в сан иеромонаха. В 1967 г. возведен в сан игумена, в 1973 г. – в сан архимандрита. Получил звание доцента Московской Духовной академии и ученую степень магистра богословия. Отец Иоанн обладал многими благодатными дарами (рассудительности, прозорливости, исцеления и другими). Приняв на себя подвиг старчества, он воспитал тысячи духовных чад, стекавшихся к нему с разных концов страны и из-за рубежа. Последние годы перед кончиной отец Иоанн (Маслов) был духовником Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии. Благодаря его трудам возродилась духовно-нравственная жизнь обители и наладилась ее хозяйственная деятельность. До самой кончины отец Иоанн отдавал все свои силы служению Богу и ближним. Несмотря на тяжелую болезнь сердца, которая в последний год земной жизни приковала его к постели, он продолжал принимать духовных чад и работать над богословскими трудами. 29 июля 1991 г. отец Иоанн преставился ко Господу в Сергиевом Посаде. По своему смирению никому не открывал, что принял схиму. Об этом стало известно лишь после его кончины. Святейший Патриарх Алексий II отмечает, что схиархимандрит Иоанн (Маслов) «принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру». «Его духовность, – указывает Предстоятель Русской Православной Церкви, – так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имя великого Богоносного старца Амвросия стоит в одном ряду среди наиболее любимых и почитаемых народом святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского... Свеча его святости своим ярким пламенем освещала не только всю православную Россию, но ее яркий свет вышел далеко за пределы пространства и времени. " Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе захватывал и восхищал души последующих поколений... Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний - все знали смиренного прозорливого оптинского старца... Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим - весь православный Восток " , - эти проникновенные слова схиархимандрита Иоанна (Маслова) как нельзя лучше отображают величие жизненного подвига преп. Амвросия Оптинского. О преподобном написано множество книг - различными духовными лицами, духовными и светскими писателями, давними и новыми авторами. И все же книга схиархимандрита Иоанна - особенная. В чем же ее особенность? О великом духоносном старце XIX века пишет духоносный старец нашего времени, ученик великих Глинских старцев, который сам пришел в меру " мужа совершенна " и в полноте обладал благодатными дарами Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости, исцеления, благодатного утешения и самым главным - совершенством христианской любви, безстрастием и чистотой сердца. О благодатной силе его духовного рассуждения свидетельствует тот факт, что о. Иоанна еще молодым иноком благословили Глинские старцы писать ответы на письма, приходившие в их адрес. При чем великий старец Андроник, дерзновенный молитвенник за мир, перечитывая ответы будущего схимника, с восторгом восклицал: " Так и надо писать! " Так еще с юности на нем лежала печать особого духовного избранничества. И главная особенность этой книги состоит в том, что схиархимандрит Иоанн как никто иной сумел проникнуть в духовный мир преподобного Амвросия, раскрыть красоту и глубину его святой личности. Об этой книге можно сказать ее же словами, но уже применительно к самому о. Иоанну: его слово горит огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревает теплотой любви каждое сердце; будучи чуждым холодности и внешней вычурности, оно дышит красотой христианского смирения, несет всем мир и радость. Житие Преподобного Амвросия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

Уклад церковной жизни в Древней Руси во многом отличался от современного и содержал во всей полноте черты глубокой христианской древности. Соблюдение церковного устава, церковных традиций находилось на должной высоте во всех слоях общества. В частности, неотъемлемой чертой русского народа было обязательное исполнение постов. Ярче всего это проявлялось в дни Святой Четыредесятницы. Пощение в этот период было обставлено осо­бенно строгой системой требований, обрядов и обычаев, которые охватывали всю духовную жизнь верующего. Отчасти это отношение к обрядовой стороне живо в народе и доныне. Однако ревность и строгость, которая существовала в то время, сейчас значительно ослабела. Ведь в сердцах древнерусских хри­стиан горел немерцающий огнь любви к исполнению всех обычаев и уставов церковных. Особая строгость соблюдалась верующими во время приготовления к принятию Святых Тайн. Созиданию и поддержанию такой благотворной духовной атмосферы в жизни народа в значительной мере способствовали различные церковные книги. Так, например, появились сборники поучений, приуроченных к дням Великого поста и недель приготовительных. Многие из них были взяты из «Златоструя» – весьма известной книги Древней Руси, содержащей в себе 136 статей, выбранных из творений св. Иоанна Златоуста . «Златоструй» был составлен в Болгарии при царе Симеоне и предназначался лишь для домашнего употребления. Более распространенным в Древней Руси был сборник нравоучительного содержания «Златоуст», получивший свое название от автора проповедей, из которых был составлен, – от св. Иоанна Златоуста . Различие названных двух сборников в том, что в «Златоусте» нравоу­чительные статьи подобраны и расположены в порядке годичного церковного круга, по неделям, начиная с Недели мытаря и фарисея, и предназначался он не только для домашнего употребления, но и для чтения в церкви за богослуже­нием. Иногда этот сборник содержал собрание проповедей лишь на Великий пост , оканчиваясь Словом св.Иоанна Златоуста на первый день Пасхи, тогда он назывался «постным Златоустом». Посредством поучений, находящихся в «Златоусте», Церковь призывала всех говеющих не только раскаяться в своих грехах и больше к ним не возвращаться, но и принести обильный плод добрых дел (7, с.457).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Схиархимандрит Иоанн (Маслов) известен как выдающийся подвиж­ник, духоносный пастырь, богослов, просветитель, писатель и педагог-нравоучитель. Родился Иван Сергеевич Маслов 6 января 1932 года в деревне Потаповка Глуховского уезда в семье, строго державшейся христианских обычаев и нравов. Уже в детстве проявилось одно из основных свойств его души – все самое трудное брать на себя, полагать душу свою за ближних. Брат деда – известный подвижник Глинской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иеромонах Гавриил (Маслов) – предсказал, что Иван будет монахом. Иван с детства посещал Глинскую пустынь. Когда ему исполнилось 22 года, настоятель Глинской пустыни преподобный Серафим (Амелин) благословил его жить в обители, затем в 1954 году принял в братство, дал послушание письмоводителя, всегда с любовью и вниманием относился к нему. 8 октября 1957 года по благословению настоятеля он был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Духовным отцом его стал известный Глинский старец, благочинный Глинской пустыни -преподобный Андроник (Лукаш) . Преподобный Серафим (Амелин) в послужном списке писал об отце Иоанне: «Монах Иоанн (Маслов) отличается исключительным смирением и кротостью». Отец Иоанн рассказы­вал, как преподобный Серафим (Амелин) после своей кончины (в 1958 г.) не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. После закрытия монастыря в 1961 г. по благословению старца Андроника отец Иоанн поступил в Московскую духовную семинарию. 4 апреля 1962 г. был рукоположен во иеродиакона, 31 марта 1963 г. – во иеромонаха, 1 сентября 1963 г. назначен помощником ризничего Академического храма, 1 октября 1963 г. – ризничим. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, вспоминая отца Иоанна в семинарские годы, пишет, что он был «молодой по возрасту, но по духу старец. Имел дух старческий, как у старцев Глинской пустыни». В 1965 г отец Иоанн окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, в 1969 г окончил МДА, защитив канди­датскую диссертацию по теме «Иеромонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Еще в годы юности мне в душу запали евангельские слова: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И хотя у меня, как у любого человека, не всегда получалось быть безупречным и целеустремленным, я хранил в душе верность избранному направлению. С ранних лет и до сих пор стараюсь учиться жизни у тех замечательных людей, с которыми довелось встречаться. С огромной благодарностью вспоминаю архимандрита Тихона (Агрикова) — замечательного труженика, талантливого проповедника и истинного монаха. Это был человек строгой духовной дисциплины, имевший большой опыт молитвы и подвижничества. Общение с ним особенно укрепило во мне любовь к Богу, к церковной жизни и, в частности, к иночеству. Я часто приходил к нему на исповедь, и, хотя его всегда ожидало множество духовных чад, он непременно находил время, чтобы со мной побеседовать, помочь разрешить сомнения и душевные переживания, утешить, если случались неприятности. Высокими образцами монашеского делания были архиереи — ректоры Московских духовных школ , которые в период обучения являлись для меня не только начальниками, но и добрыми помощниками: владыка Филарет (Вахромеев) , впоследствии — митрополит Минский и Белорусский, а также владыка Владимир (Сабодан) , ставший затем митрополитом Киевским и всея Украины. Множество верующих в те годы спешили за духовным советом к молитвеннику и исповеднику, претерпевшему за веру и участие в церковной жизни 12 лет заключения в тюрьмах и лагерях, архимандриту Свято-Троицкой Сергиевой лавры Феодориту (Воробьеву), долгое время исполнявшему послушание благочинного обители. Обладая огромным жизненным опытом, отец Феодорит не только для простых людей, но и для братии обители, и для приезжавших к нему пастырей явился примером стойкости в православной вере, смирения и благочестия. Со всей страны стекались к нему люди за духовной помощью и окормлением. С благодарностью поминаю в молитвах архимандрита Иоанна (Маслова), аскета, человека высокой духовной жизни. В ту пору он был ризничим Покровского академического храма. И хотя отцу Иоанну было тогда немногим более 40 лет, он ясно и глубоко понимал внутренний мир людей, обладал удивительным чувством сострадания и сопереживания ближним. Ему было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, исповедовал он и богомольцев. Все отмечали его духовную опытность и редкое умение давать правильную оценку сложным жизненным ситуациям. Довольно часто я исповедовался у отца Иоанна и поражался тому особенному душевному горению, которое делало его непохожим на окружающих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6050275...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проблема духовно-нравственного воспитания личности в контексте светских и христианских традиций Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 01.06.2009 1101 Время на чтение 14 минут Переустройство системы образования в современности, многолетнее забвение и игнорирование богатейшего духовного и педагогического опыта накопленного РПЦ за всю историю России, проблема возрождения духовных школ и возвращение к утраченному педагогическому православному наследию наших предков заставляет серьёзно задуматься о сохранении, распространении ценностей отечественной педагогической культуры. В последнее время отмечается резкое падение нравов в обществе и размывание духовно- нравственных ориентиров. В связи с этим многие учёные отечественной педагогики проявляют неподдельный интерес к педагогическому наследию Русской Православной Церкви и на ряду с этим, к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью постоянного научного поиска направленного на созидание нашего общества, на возвращение к духовно- нравственным идеалам, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлиять на систему современного отечественного образования. Учеными активно изучается наследие ученых-богословов таких, как свт. Феофана Затворника, св.прав. Иоанна Кронштадтского, протоиерея Василия Зеньковского, священника Георгия Флоровского, архимандрита Иоанна (Маслова), святителя Тихона Задонского, И.А.Ильина, Н.О. Лосского, К.Д.Ушинского, С.Л. Франка и многих других Существующая проблема современного духовно-нравственного воспитания и образования определяется прежде всего тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для плодотворного достижения целей образования, были сознательно вычеркнуты из системы педагогических знаний. Традиционные идеалы формирования нравственных основ личности через призму культурообразующей религии нашего народа, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в современных условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/01/...

Н.В.Маслов 1. Прежде всего схиархимандрит Иоанн дает определение: «Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем наши мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей» (4, с. 161). Далее важно определить, зачем человеку дан этот дар. Каково назначение слова? 2. В своих трудах отец Иоанн приводит изречения святых отцов (святителей Тихона Задонского, Иоанна Златоуста и др.), из которых следует, что слово дано человеку для: – прославления Бога; – взаимного общения и назидания. «Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога». Святитель Тихон Задонский «Язык наш дан, чтобы прославляли Бога и говорили то, что служит к назиданию, пользе». «Для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего». «Уста Бог дал для того, чтобы ты бросал полезные семена, распространял через них благословение и любовь». Святитель Иоанн Златоуст «Слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью». Святитель Григорий Богослов (7) Отец Иоанн делает вывод, что слово нужно употреблять для прославления Творца и на пользу ближних (4, с. 164). 3. Каково происхождение слова ? С одной стороны, слово порождает ум. «Слово – воплощенная мысль» (2, с. 24). «Наши слова, – пишет святитель Амвросий Медиоланский , – зеркало, видимое обнаружение нашего ума» (1, с. 192). «Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает». Преподобный Антоний Великий С другой стороны: «Двигатель языка – сердце». «Слова открывают содержимое сердца: что в сердце человека имеется, добро или зло, во вне чрез слово проявляется». Святитель Тихон Задонский (3, с. 836) От воли же человека зависит – говорить или промолчать, удерживаться от слов или же не сдержать язык. Таким образом, слово – индикатор нравственного состояния человека (ума, воли, сердца). 4. О великой силе слова отец Иоанн пишет: «Не словом ли угодники Божии совершали чудеса с помощью благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых?» (4, с. 161). 5. Далее он раскрывает действенность слова в ее различных аспектах:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Преображение Господне Значение праздника по церковным песнопениям Событие Преображения Господа на Фаворе описывается в Святом Евангелии ( Мф.17, 1–13 ; Лк.9,27–36 ). Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – Апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16,15–16 ). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть. Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна, именно тех апостолов, которые – по выражению церковной стихиры – «хотели быть с Ним и во время предания Его» (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах»), берет их, чтобы они, увидев чудо Его преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий. И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, ризы и одежда Его стали белы, как снег. С Преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр, в порыве восторга от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой Возлю­бленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» ( Мф.17,5 ). Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл. Явившиеся Преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Су­щества Сияние, господствуяй живыми и мертвыми», они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» (Преображение, великая вечерня, стихира на литии на «И ныне»). И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой ... Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» (Там же, 3-я стихира на литии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Христос Христос подробно предсказан пророками, что согласуется с учением апостолов. Христос есть Мессия. Дела Христа показывают, что Он есть Мессия. Христос, хотя прийти в мир, неоднократно предупреждал об этом. Все, что проповедывалось в Ветхом Завете, относилось ко Христу. Христос всем подобен человеку, кроме греха. Христос страдал по человечеству, а не по Божеству. Христос есть Истинный Бог В одном Лице Христа соединены неслитно и нераздельно два естества. О Христе свидетельствуют апостолы, которые с Ним ели, пили, ходили, видели Его. Христос – Сын Божий (Свидетельства Бога Отца, Иоанна Предтечи, ап.Петра). Каждое действие и событие в жизни Христа имеет непосредственное отношение к человеку. Христос ради спасения человека воплотился, жил на земле и умер. Христос воплотился, пострадал и отверз двери в Царство Небесное. Христос есть все и вся для человека. На конец веков Бог послал Сына для СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Христос принес свет в мир. Христос принес богатство благости Божией. Христос принес на землю благую весть. Христос с рождения терпел гонения. Христос смирился и обнищал. Христос был смирен, тих, кроток, милосерд. Христос показал пример святой жизни. Христос научил людей, как свято жить. Христос в Преображении показал, что Он – Бог и Царь славы. Христос говорил ученикам Своим о Своих страданиях. Христос показал образец СМИРЕНИЯ. Смирение Христа от любви происходит. Христос пострадал от народа, которому более благотворил. Христос Своими страданиями удовлетворил правде Божией. Страданиями Христа даровано всякое благо. Христос примирил Бога с человеком и человеков между собой. Христос страдал прежде страданий крестных, так как знал все, что с Ним произойдет. Христос пострадал добровольно. Христос принял страдания ради освобождения человека. Христос страдал за наши ГРЕХИ. Христос страдал и телом и душою. Христос пострадал за грешников. Христос пострадал за людей грешных. Страдания Христовы есть проявление милосердия Божия. В пришествии Христа на землю открылась благость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010