«Благословен грядущий во имя Господне… Осанна в вышних» ( Мк.11:9–10 ). В этом месте «осанна» уже означает «Спасение», т. е. спасение в «вышних». Или еще другое восклицание: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» ( Мк.11:10 ). Или: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» ( Лк.19:38 ). Или: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» ( Ин.12:13 ).Из этого всего множества голосов, из этих восклицаний, которые произносили взрослые и. в особенности дети, Христос принял только славословие детей. Он сказал: «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:16 ). Потому, что только восклицание детей было совершенно бескорыстно и совершенно безошибочно. Они прославляли Господа именно как Господа, как чудотворца, как великого учителя, как Спасителя, как Сына Божия. А другие восклицали, имея в уме грядущее земное царство, и не знали, что Христос идет стяжать Себе Царство не от мира сего; то Царство, которое обладает и живыми и мертвыми. Ни одно земное царство не владеет мертвыми, а Христос пришел, чтобы спасти и тех и других, т. е. и мертвых и живых. И вот этот вход Господень в Иерусалим есть как бы предпразднество Святой Пасхи. Сейчас Он только на земле совершает этот торжественный вход, а затем, совершив величайший подвиг страдания, распятия, смерти и погребения, воскреснет из мертвых и скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Это значит – власть и над живыми и над мертвыми. Поэтому и мы, совершая это праздник и веселясь, постараемся приобрести себе то искреннее детское чувство, которое мы все имели когда-то, когда были детьми, искренними, хорошими, когда в нас не было ни хитрости, ни лукавства и когда мы были совершенно преданы Господу. Постараемся вернуть себе это чувство и понять, что Христос Спаситель есть Господь и живых и мертвых, Спаситель и тех и других; т. е. для Него вообще нет мертвых, они не существую, перед ним все живы. Для Бога все живы. Он всех оживляет. И, получивши это чувств сознания великого подвига Господа Иисуса Христа, прославим Его и восхвалим Его в предстоящие великие, святые дни Страстной и Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Богочеловечество осуществляется в Господе нашем Иисусе Христе: Он – Сын Божий; Он – Бог, но Он же и человек, – в одном Лице соединяя в Себе природу Бога и природу человека. И Он призывает к этому Богочеловечеству всех. Он обращается к людям и говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» ( Мф.11:28 ). Он еще так говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, то любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:21–23 ). Вот какие обещания! Мы призваны все к соединению с Христом Спасителем, а через Него – с Самим Божеским Естеством. Мы призваны к тому Богочеловечеству, которое явилось в Господе нашем Иисусе Христе. Вот почему так велик праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы же должны любить Христа. Что значит любить? Это значит соблюдать Его заповеди, ибо Он Сам так и сказал, что если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. А заповедь Его заключается в том, чтобы мы верили в Бога и любили ближних своих. Вот тогда Он и Отец придут к нам и сотворят в нас Свою обитель. Молитвами Пресвятой Богородицы Девы да поможет нам Господь соблюдать заповеди Христовы, которые суть заповеди любви! Аминь. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта)1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ). Так ответила Пресвятая Дева Мария на то благовестие, которое произнес Ей Архангел Гавриил. Из этих слов видно Ее великое смирение. Мы, проходя дни покаяния, прежде всего приняли урок смирения из притчи о мытаре и фарисее ( Лк.18:10–14 ). Смирение мытаря тогда было показано нам в пример. Пример этот особенно ярко виден на фоне того превозношения, которое показал фарисей. Но мера смирения мытаря все же не так велика. Награда мытаря, по сравнению с фарисеем, заключалась только в том, что он пошел в дом свой оправданным больше, чем фарисей. Он смирялся, как раб, боясь наказания за свои грехи, и поэтому молился: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» ( Лк.18:13 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

«Божественна Благодать всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…» Итак, нам опасен застой, опасна неподвижность, губительно уныние, а нужны бодрость, искание, вера и движение. Господь обязательно укажет ищущему дорогу и подаст Свою спасительную Благодать. Крест, который несет каждый человек, тоже должен быть нами взят радостно, чтобы он не был сухим деревом, а стал процветающим древом. Аминь. Слово о совершенстве любви 14 декабря 1988 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Самоотверженная любовь, проявляемая в подвиге добрых дел, еще не конец совершенства. Плоды любви должны стать вечными. Прислушаемся: по всему миру раздается зов Христа: « Придите ко Мне…» ( Мф.11:28–30 ). Кто может услышать этот призыв? Только тот, кто не удовлетворяется ценностями этой жизни, но желает большего. Без этого большего он чувствует себя здесь как бы «труждающимся и обремененным». Человек становится перед выбором: он может пойти за Христом, а может не замечать Христа. Почему так? Потому, что далее Христос говорит: «Возьмите иго Мое на себя». Несмотря на то что далее Христос объясняет: «иго Мое благо», это все-таки иго. Требуется подчиниться Христу, а горделивый человек не хочет никому подчиняться. Возникает конфликт веры и неверия. Многие относятся к этому конфликту равнодушно; для других – он мучителен, и даже очень мучителен. Повторим все, что сказал Христос по этому поводу: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Этот зов Христа может услышать только кроткий человек. Будем внимательны, чтобы среди шумов и призывов мира сего услышать призыв Христа и последовать Ему. Только в этом случае плоды нашей самоотверженной любви введут на в Жизнь Вечную. Аминь. Слово о духе праздности (напечатано в газете «Московский Церковный Вестник». 1993) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нам с вами, возлюбленные братья и сестры, необходимо знать все свои грехопадения, которые удаляют на от духовного совершенства и от жизни в Боге. Свое шествие ко спасению мы должны совершить сознательно, с полным пониманием существа дела. Не просто идти спасительным путем, «как придется», но ясно определять конечную цель своего бытия, конечную цель своего шествия. Итак, нам необходимо знать, что же препятствует нам на этом спасительном пути.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Будем же, дорогие братья и сестры, внимательны к своему спасению, ибо, как предупреждает нас Апостол Павел, «день Господень так придет, как тать ночью» ( 1 Фес.5:2 ). И тогда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1 Фе.4:16–17 ). Об этом Втором, славном Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое наступит, может быть, в близкое к нам время, Апостол Павел говорит и в послании к Коринфянам. Там он пишет, что Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть… Тогда и Сам Сын покорится (Богу Отцу) Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1 Кор.15:25–28 ). Что может быть счастливее того состояния, когда Бог будет во всех? Бог, дающий Вечную Жизнь, просвещающий ее Своим Божественным Светом и ведущий эту жизнь ко все возрастающему совершенству! Это – блаженство и все возрастающая радость. Вот что предстоит человечеств после эпохи греха, который, казалось бы, грозит завладеть всем и погубить всех навеки. Этого Бог не допустит. Он победил грех, уничтожил смерть и приобщит Себе всех, возлюбивших Его и творящих заповеди Его. Поэтому мы, уверовавшие в Воскресение Христово, принявшие Святое Крещение, должны жить по-евангельски и всегда иметь перед собою, что бы ни случилось, звезду надежда на Господа. Он – Победитель всякого зла. Молитвами святых Апостолов Твоих Петра и Павла, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Аминь. Слово на праздник святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в 1987 году Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, вместе с воскресным днем, мы празднуем память святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это два совершенно разных человека. Святой Апостол Петр был человек простой, но грамотный; по профессии он, до своего призвания к апостольству, рыбак. Когда же Господь наш, Иисус Христос, призвал его следовать за Ним, Апостол Петр первый из всех исповедал ту веру, которая есть основание всего христианства. Он сказал Господу: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ). И Христос Спаситель подтвердил правильность слов святого Петра, ответив ему: «Блажен ты …потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В его святости есть две стороны: первая то, что он невинно пострадал, за то он и называется страстотерпцем. Он не за веру Христову пострадал. Нет. Но он пострадал невинно, такие люди называются страстотерпцами, они тоже есть среди Всех Святых. Вторая сторона святости – то, что он еще был младенец. Вспомним при этом слова Господа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф. 183 ). Детскому возрасту дана особая благодать от Бога – воспринимать все так просто, как оно есть. Вспомним, как Святая Церковь молится об умерших по воле Божией во младенческом возрасте: «Еще молимся о упокоении блаженного младенца (имя его), и о еже по неложному Своему обещанию, небесному Своему царствия того сподобить». Итак, хотя мы и молимся об упокоении его души, но тем не менее мы уже веруем, что Господь исполнит в отношении его Свое неложное обещание: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть царство Божие» ( Мк.10:14 ). Каждый должен сам понять, в чем же заключается особое свойство детей? Мы живем на земле, стараемся трудиться, подвизаться, сделать что-то хорошее и самим стать лучше. Мы должны двигаться вперед и становиться лучше, и хотя многие из нас этого достигают, но каждый должен вспомнить о том, каким же он был еще ребенком, и не потерял ли он тех добрых детских свойств? Какие же детские свойства можно отметить? Правдивость, искренность; дети легко воспринимают благовестие святой веры, принимают его сразу, почему и сказал Спаситель: «Кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не войдет в Него» ( Мк.10:15 ). Потому что для того, чтобы войти в Царство Небесное, нужна вера, и эта вера должна быть самой простой, самой легкой, такой верой, которую имели мы в детстве. Надо наблюдать за собой, не ожесточились ли мы? Не помрачилась ли вера наша какой-нибудь жестокостью, или сомнением, или равнодушием? Нам надо вернуться к тому, что мы имели в детстве, и этому пример – святой царевич Димитрий – отрок, и страстотерпец, и молитвенник о душах наших. Отрок, которого Господь принял в лик Святых Своих и сделал велики чудотворцем. Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В ночь же перед страданиями, на Тайной Вечери со Своими учениками, Он установил Таинство причащения. Он сделал это следующим образом. На вечери, «когда они ели, Иисус взял хлеб и благославив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примете, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Так совершилась Тайная Вечеря, которая была первой в мире Литургией. Святые Апостолы причастились Тела и Крови Христовых. То же самое делаем и мы по заповеди Господней: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Как же нужно жить причастнику? Надо стараться подольше помнить, что ты причастник. Надо вспоминать, какие великие обетования даны причастнику: единство со Христом и Вечная Жизнь. Но надо также знать о возможности искушений. Вспомним, что из двенадцати Апостолов, принявших участие в Тайной Вечери, один стал предателем, это Иуда, а другой отрекся от Христа, это Петр, девять разбежались, и только один – святой Апостоле Иоанн Богослов – оставался с Господом до конца. Тем не менее они все, кроме Иуды, суть святые ученики и Апостолы Христовы, потому что, когда Христов Воскрес, они уверовали, а затем, получив благодать Святого Духа, укрепились и своей проповедью обратили к вере во Христа весь мир. Будем же, вспоминая великие обетования Христовы, в то же время очень бдительны, чтобы не впасть в грех. Хуже всего грех Иуды – это предательство. Не дай Бог кому-нибудь предать Родину, мать или отца, как Иуда. Не дай Бог убежать от Господа, или, что еще хуже, отречься от Него. Если мы перестаем исполнять заповеди Христовы, забываем Боги и не любим ближних, то это очень похоже на то, что мы убегаем от Христа. Да поможет нам Господь, подобно его ученику Иоанну Богослову, Апостолу любви, быть вместе с Ним, любить Бога, нашу Родину и ближних. Аминь. Слово на праздник Входа Господня в Иерусалим 11 апреля 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Основой сегодняшнего торжества, называемого «Вход Господень в Иерусалим», является величайшее чудо, содеянное Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В самом деле, возьмите обычных людей. Псалтырь прекрасно описывает их состояние: это постоянная борьба на человека нападают враги, его искушают различные страсти, он вопиет к Богу и быстро получает избавление. Душа его просветлена и умиротворена. Но в любой следующий момент нападение может повториться, и борьба возобновляется. «Благодатное» – есть состояние другое. Оно совершенно ничем не тревожимо, оно похоже на состояние благоухающего цветка. Оно полно сил Пресвятого Духа, ему удивляется и сам Архангел, произносивши это приветствие, и Дева Мария. Это состояние совершенное, ничем не повреждаемое. И оно не остается без действия. Архангел предлагает действие, вполне согласное с женской природой Девы Марии. Он говорит, что Она родит Сына и наречет Ему имя Иисус, что «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Дева Мария после выяснения того, как это будет, когда Она не знает мужа, и после объяснения Архангела, что это будет сделано силою Духа Святого, умолкает. Перед Ней выбор: остаться ли в неизреченном блаженстве благоухающей благодати или пойти на труды деторождения и воспитания. И Она выбирает послушание: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ). И тотчас Сын Божий становится сыном Девы. Начинается новая история нашего спасения. В этой истории согласие Девы и действие силы Божией одинаково важны. Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь. Слово на Преображение Господне 19 (6) августа 1961 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы любим праздник Преображения Господня. Перед нашими глазами стоит гора Фавор. Мы представляем себе ее вершину, молящегося Спасителя и спящих учеников. И затем – какая перемена! Неземной Свет на лице Господа; Его одежды, излучающие сияние в светлое облако, собравшееся над горой. Все мы желаем воскликнуть вместе с Апостолом Петром: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» ( Мф.17:4 ). Несомненно, что и другие ученики чувствовали то же самое: созерцательный Иоанн и смиренный Иаков молчали и предоставляли темпераментному Петру, как всегда, первое слово.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами Бог; мы смертны по телу, но бессмертны душою; наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны встретить Господа. Будем же носить эту радость в сердцах наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних своих и прославлять Бога. Аминь. Слово в день Святой Троицы, Пятидесятницы «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятого Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Мы вспоминаем сошествие Святого Духа на Апостолов и называем это день днем Святой Троицы. Един Бог в Трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух – эта истина непостижима для нашего ума. Но это непостижимое нам известно, потому что открыто нам Самим Господом нашим Иисусом Христом. И это непостижимое знание принимается с верою всяким христианином, а первыми приняли его святые Апостолы. Апостолам вера в Пресвятую Троицу была открыта постепенно Господом Иисусом Христом. Посмотрите вкратце путь к этой вере, какой прошли святые ученики Христовы. Апостолы от юности своей, еще до встречи с Господом Иисусом, убежденно верили в Единого Бога, не зная ничего о Святой Троице. В жизни своей будущие Апостолы искали правды Божией. Приходит Господь Иисус Христос, приближает к Себе учеников, а ученики со внимание и любовью слушают Его слова. Этому любящему вниманию учеников постепенно открываются новые и поразительные вещи. Ученики сначала смотрят на Господа только как на Великого Пророка, а потом приходят к убеждению, что Он выше всякого Пророка, что Он – Сын Божий. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( МФ.16:16 ), – вот первое исповедание апостольской веры, произнесенное устами святого Петра. Господь Иисус Христос поддерживает и укрепляет эту веру своим одобрением. За эту веру Господь называет Петра счастливым (блаженным), самую эту веру называет Божиим откровением и далее сам подтверждает Свое Божественное Сыновство. Он говорит: «… не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). Тогда впервые верующему сознанию людей открылась истина о Двух Лицах Святой Троицы, истина о Боге Отце и Боге Сыне. Господь Иисус во многих поучениях еще полнее раскрывает эту истину, показывая, как Он и Отец имеют одинаковое Божественно достоинство.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

«В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал» ( Пс.17:7 ). Как видите, человек испытывает страдания от греха, но у него сохранилась любовь к Богу и способность обратиться к Нему. Бог немедленно отвечает на эту молитву: «Вопль мой дошел до слуха Его» ( Пс.17:7 ). То, что произошло после этого ответа, Пророк изображает следующими словами: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвигнулись основания гор… Наклонил Он небеса и сошел… И воссел на херувимов и полетел» ( Пс.17:8, 10–122 ). С такой энергией Он идет навстречу страждущему человеку; но не только одному человеку, а всему мирозданию. Из этого мироздания впоследствии надлежало родиться Пресвятой Деве Марии, непорочной представительнице поврежденного мироздания. Ее любовь ожидала Его. Итак, Господь наш Иисус Христос сошел с Небес . Он несравненно выше того Адама, ради которого совершилось это сошествие: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1 Кор.15:47 ). Но хотя Он – человек, Он остается Богом. Он – Богочеловек. Сосредоточим свое внимание на Его человеческой природе. Ей свойственна изменчивость. Эта изменчивость проявляется сразу после рождения: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» ( Лк.2:40 ). Такое возрастание продолжалось и дальше. Святое Евангелие отмечает его не только для младенчества, но и для двенадцатилетнего возраста Иисуса: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Мы можем из этих слов заключить, что человеческой природе вообще свойственна изменчивость; у Господа Иисуса эта изменчивость была только к лучшему. Мы можем заметить такое изменение и в событии Крещения Господня: «Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21–22 ). Далее Евангелие отмечает: «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана, и поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). Там происходит борьба с сатаной, победа над ним, после которой Он «был со зверями; и Ангелы служили Ему» ( Мк.1:13 ). побежденный дьявол временно отходит.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Ветхозаветная Церковь имела свои добрые качества: она проповедовала и верила во Единого Бога, отвергла поклонение идолам; она оставила нам священные книги Ветхого Завета, и самую любимую из них – Псалтирь. Из этих книг, при тщательном изучении, мы узнаем все пророчества о Христе: и о том, что Он должен был прийти, родиться в Вифлееме, проповедовать свое учение, пострадать и воскреснуть из мертвых. И, казалось бы, первосвященник должен был знать, что так должно быть. В какой-то степени он ведет себя как праведный судья. Он обращается ко Христу Спасителю и говорит: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мк.14:61 ), «ты ли Христос, Сын Благословенного?» ( Мк.14:61 ). До сих пор Христос Спаситель молчал, но на этот вопрос Он должен был ответить: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ). Может быть, некоторых смутит особая форма этого ответа. Как будто Христос не совсем точно сказал: «Я», но: «ты сказал». Надо объяснить, что такой была форма утверждения в то время. Ее приводит святой Евангелист Матфей. А святой Апостол Марк, чтобы от нас отвергнуть всякое сомнение и недоумение, записал в своем Евангелии, что на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Христос ответил : «Я; и вы узрите Сына человеческого, сидящего… на облаках небесных» ( Мк.14:62 ). После этого ответа – что надлежало бы сделать первосвященнику? Уверовать! Сколько он видел раньше чудес Христовых?! Совсем недавно он узнал о воскрешении Лазаря. Сколько он слышал Божественных слов?! И, может быть, он даже знал, что в среде членов синедриона есть верующие во Христа, какими были, например, Никодим и Иосиф. Но первосвященник думает о другом. Стена греховных бушующих страстей встает в сердце Каиафы и отделяет его от Христа. Среди них – страсть властолюбия, зависти и ненависти к Христу. И поэтому, вместо того чтобы уверовать, он возмутился, разодрал на себе ризы, чтобы услышать от своих единомышленников один ответ: «Повинен смерти» ( Мф.26:66 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010