Скачать epub pdf 25 марта 2019 г. исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. В 1957–58 гг. владыка Иоанн (будучи еще архимандритом) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии. К годовщине смерти митрополита Иоанна мы публикуем нескольких его писем киевского периода. Все они были адресованы другому известному иерарху – митрополиту Гурию (Егорову). Эту публикацию необходимо предварить кратким рассказом о совершенно особом жизненном пути митрополита Иоанна 1 . Будущий владыка родился 1(14) января 1909 г. в Петербурге в семье юриста Адмиралтейства Н. А. Вендланда. В крещении он был назван Константином. В 1930 г. К. Вендланд окончил Ленинградский горный институт, получив специальность инженера-геолога. Обучаясь в институте, он также посещал лекции на Богословско-пастырских курсах, которые тогда еще действовали в Ленинграде. Уже в это время в его душе созревает желание принять священный сан и послужить Церкви. Еще будучи студентом, в 1928 г., Константин Вендланд познакомился с архимандритом (впоследствии – митрополит) Гурием (Егоровым, 1891–1965) 2 , который стал его духовным отцом. В начале 1930-х гг. К. Ведланд работал геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1933 г. он переехал в Ташкент, где работал на кафедре петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Переезд в Ташкент был связан с тем, что именно здесь поселился после пятилетней ссылки архимандрит Гурий. До 1945 г. К. Вендланд жил в Ташкенте, работая преподавателем в высших учебных заведениях. Архимандрит Гурий создал в Ташкенте православную общину, для которой совершал богослужения на дому. К этой общине принадлежал и Константин Вендланд. 2 сентября 1934 г. архимандрит Гурий тайно постриг его в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . В 1936 г. по рекомендации архимандрита Гурия епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов) рукоположил о. Иоанна в иеромонаха. С этого времени иеромонах Иоанн тайно совершал богослужения в домовом храме в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Э.Л. Меженная Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) 1909, 1 (14) января . В Петербурге в семье юриста Николая Антоновича и Нины Петровны Вендланд родился сын Константин. 1917. Семья Вендланд переезжает в Крым. 1919, 11 (24) июня . Смерть отца, Н. А. Вендланда. 1921. Возвращение семьи в Петроград. 1925 . Окончание школы. 1925–1930 . Учеба в Ленинградском горном институте, посещение лекций на Богословско-пастырских курсах. Студентом Горного института начал работать в Геологическом комитете. Получение диплома инженера геолога. 1928, лето . Первая встреча с будущим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым). 1930–1932 . Работа геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. 1933 . После возвращения архимандрита Гурия (Егорова) с Беломорканала Константин Вендланд сообщил ему о своем тайном желании стать священником и монахом. Переезд в Бийск с архимандритом Гурием, работа в краеведческом музее. Приглашение на кафедру петрографии Среднеазиатского индустриального института. 1933–1945 . Преподавание в высших учебных заведениях Ташкента. 1934, 2 сентября . В день пророка Самуила архимандрит Гурий тайно совершил постриг Константина Вендланда в мантию с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . 1935 . Посвящение в иподьякона. 1936, 14 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) во иеродиакона (Старая Русса Новгородской области). 1936, 15 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) в иеромонаха. 1937. Участие в работе XVII Международного геологического конгресса. 1941–1946. Во время Великой Отечественной войны К. Н. Вендланд (иеромонах Иоанн) занимался поисками месторождений редких металлов для военной промышленности. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 1942. Защита в Среднеазиатском государственном университете диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук (тема исследования: «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского региона»). За сравнительно короткий период создал в Ташкенте свою школу геологов-петрографов. Автор значимых научных обобщений о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, которые нашли отражение в коллективных монографиях. Предвидел неизбежность возникновения нового раздела геологических наук – геосомалогии (учения о геологических телах).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Митрополит Гурий (Егоров) Предисловие Митрополит Иоанн (Вендланд) написал работу о своем духовном отце, митрополите Гурии (Егорове), в 1980 году. Оба они принадлежат к одной категории праведников, чей подвиг держания веры в часы бурь и смятений спас Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Познакомились они в 1927 году, когда архимандрит Гурий достиг уже возраста зрелости и за спиной его было немало деяний во славу Церкви, а девятнадцатилетний студент Горного института Константин Вендланд только вступал в самостоятельную жизнь. Встретились, чтобы уже никогда больше не расставаться, потому что узы, связавшие их, – самые крепкие из всех существующих, – это узы духовные. Большая часть жизни обоих пришлась на то время, когда на Церковь обрушились “врата ада”, но Господь дивными путями защитил Свою Церковь . При чтении воспоминаний митрополита Иоанна чуткое любящее сердце ясно увидит эти пути, и возрадуется, и возвеселится о Господе, Который так “премудро устрояет” жизнь каждого из нас и всей Церкви. Митрополит Гурий в годы гонений на веру несколько лет своей жизни провел в “местах не столь отдаленных” – на строительстве Беломорканала и в ссылке. Промысл Божий уберег митрополита Иоанна от подобных испытаний, но и более благополучный период “хрущевской оттепели” был не менее опасен для тех, кто хранил веру православную. Трудности архипастырского служения в те годы Святейший Патриарх Алексий II охарактеризовал так: “Каждодневным восхождением на плаху было епископское служение во время “незаметных” гонений 60–70-х годов, когда война репрессивной машины с теми, кто хоть как-то защищал права верующих, приобретала самые коварные формы. Мне хочется верить, что эти времена прошли”. Река времени, если она течет всего 15 лет, сглаживает в памяти многие водовороты и обрывы. 1980-й год, когда писались эти воспоминания, был одним из самых жестких по части идеологического закручивания гаек. Вот почему об этих “коварных формах” открыто писать никто не мог. Да Владыка Иоанн не коснулся бы их и в другое время по свойственным ему незлобию и деликатности. А главное, по его вере в то, что “от Господа стопы человеку исправляются” ( Пс. 36,25 ). Эти слова Пророка Давида Владыка Иоанн постоянно носил в своем сердце, беспредельно доверяя Господу. И этот труд его ясно показывает, как эти слова псалмопевца воплотились в жизни митрополитов Гурия и Иоанна, а также и тех подвижников благочестия нашего времени, жизнь которых по Промыслу Божию была тесно связана с их жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Э.Л. Меженная «Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство «…Как сейчас помню все мельчайшие подробности этого события, как я услышала твой плач из отдаленной комнаты, который наша милая Констанция Александровна старалась заглушить, ворочая кочергой дрова в камине. Помню, как бабушка вошла к нам в комнату и сказала перекреститься, потому что у нас родился братик. Потом пришел папа и говорил, что мы тебя оденем в матросский костюм и пойдем гулять в Никольский сад!..» – это Патриаршему Экзарху Северной и Южной Америки Иоанну (Вендланду) в Нью-Йорк в связи с его 55летием пишет старшая сестра Елизавета Николаевна, она же монахиня Евфросиния. Родился мальчик в Петербурге 1 января 1909 года (ст. ст.) в день Василия Великого . Крестили его через месяц в день собора Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста и нарекли именем Константин. Так под молитвенным покровом вселенских учителей и великого византийского императора-христианина началась жизнь того, кто по воле Господа двадцать четыре года спустя при монашеском постриге получит имя одного из святителей. И сам станет святителем. Почти на всех детских фотографиях Костя Вендланд изображен в том самом матросском костюмчике. Так одевали дворянских детей в начале ХХ века. Вот он совсем маленький, с белыми локонами до плеч – в петербургской квартире, расположенной напротив Никольского сада… Вот в Царском Селе, во дворе дома, где жила их семья. Мирным духом веет от этого летнего утра и его солнечных зайчиков! В Эстонии, в городке Тойла, на берегу Финского залива уже повзрослевший мальчик ловко тащит из воды корягу. В Тойлу семья Вендланд ездила летом 1914 года на курорт. Но пришлось быстро вернуться домой, потому что началась война. Первое сознательное проявление религиозного чувства у Кости проявилось в возрасте около трех лет: это было чувство блаженства, когда мама, уложив его в постель, осеняла крестным знамением. Так Владыка рассказывал о себе на склоне лет в небольшой работе «Пример возникновения и развития религиозного чувства», дневниковом повествовании о таинстве прихода в человеческую душу Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Э.Л. Меженная Содержание От автора «Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство Родовые корни Мама Папа Эли Путь к монашеству Репрессии тридцатых годов. Война Возрождение Троице-Сергиевой Лавры Возвращение Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) Крутой поворот «Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Пастырь, миссионер, дипломат. «Без Церкви – я мертв, и с Церковью – жив…» Европа Нью-Йорк – Переславль-Залесский Письма монахини Евфросинии из Переславля-Залесского духовному отцу митрополиту Гурию в Крым и брату митрополиту Иоанну в США Ярославская и Ростовская епархия Божий мир Отношения с властью О пастырском служении Иоанн Златоуст Путь к совершенной жизни Елизавета Александровна Живем или умираем – всегда Господни Последние годы По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Митрополит Иоанн (Вендланд). О пастырской молитве Высота и сила пастырской молитвы Примеры пастырской молитвы некоторых ветхозаветных патриархов и святого апостола Павла Высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа Пастырская молитва священников в Православной Церкви 1. Пастырская молитва совершается в атмосфере прославления Божества 2. Молитва священника о самом себе 3. Пастырская молитва о других 4. Священник ходатайствует не только перед Богом, но и перед людьми 5. Молитва священника вне алтаря 6. Личная молитва священника Заключение Под амофором его любви Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) Избранная библиография митрополита Иоанна Биографический словарь     По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского. Эта книга рассказывает об уникальном человеке – К. Н. Вендланде, митрополите Иоанне, который в 1967–1984 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна, оставившего мемуары о близких ему людях – родителях, сестре – монахине Евфросинии, духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Собственные дневниковые записи К. Н. Вендланда, а также письма его единомышленников, коллег позволили автору не только реконструировать на основе впервые публикуемых материалов биографию митрополита Иоанна, но и открыть читателю малоизвестные страницы истории духовного противостояния Русской Православной Церкви в пору «помрачения душ» в России, в 1920 – 1970е гг. Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. В издание также включены работа митрополита Иоанна «О пастырской молитве», хронология его жизни, библиография публикаций, биографический словарь. Книга предназначена для широкого круга читателей. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Автор настоящих проповедей прожил долгую жизнь, исполненную труда и молитвы. Имя его – митрополит Иоанн. В миру же – Константин Николаевич Вендланд. Дворянский сын, ученый, геолог, богослов, монах, удостоенный сана Святителя. Внешние события жизни Владыки Иоанна не могут не заинтересовать читателя, увлеченного историей Русской Православной Церкви. Будущий архипастырь родился в Петербурге 15 января 1909 года в семье со старинными традициями. Он – выходец из русской аристократической среды. Его семья находилась в родственных отношениях с Лермонтовыми, давшими миру великого русского поэта. В числе предков владыки – выдающийся военный инженер, генерал Карл Андреевич Шильдер, историограф Николай Карлович Шильдер. Отец будущего архиерея, Николай Антонович Вендланд, был юристом, человеком широких культурных интересов. Мать, Нина Петровна, урожденная Кашнева, заложила в душу сына глубокое религиозное чувство. Она прекрасно рисовала, играла на фортепьяно. И все это сумела передать своим детям. Владыка через всю жизнь пронес любовь к музыке. Он много рисовал, и часть его акварельных работ в настоящее время хранится в Ярославском художественном музее. В дружной семье Вендландов были еще две дочери: Елизавета (монахиня Ефросинья 1899–1970), и Евгения (монахиня Евгения, 1903–1943). В начале 1917 года в связи с тяжелой болезнью отца семья переехала в Крым. Там 10-летний Константин познакомился со священником Леонидом из Вознесенного храма в Ливадии, который ежедневно навещал больного Николая Антоновича. 11 июня 1919 года отец умер. Горе охватило всю семью. И в этот момент панихиды, которую Костя впервые услышал именно возле смертного одра своего отца, он осознал, что вера в Христа дает надежду на жизнь после смерти. По его собственным словам, он был потрясен и утешен: «Папа перешел туда, где «праведницы сияют яко светила». Папа жив!». Отец Леонид предложил мальчику прислуживать в алтаре, облачил в стихарь. «Папина смерть привела меня в алтарь», – говорил впоследствии Владыка. Это радостное служение длилось около двух лет. Приобретенный тогда опыт сначала детской, а потом отроческой молитвы Владыка Иоанн считал очень важным для своего последующего духовного развития.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Э.Л. Меженная По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Эти воспоминания я начала писать по благословению митрополита Иоанна (Вендланда) спустя две недели после смерти моего мужа Анатолия Меженного. Тогда я еще не понимала, что это такое – благословение. «Это вам будет большим утешением, – сказал он мне и добавил: – А, кроме того, человеческая память несовершенна, и как бы вы ни старались, многие подробности забудутся навсегда, если их не доверить бумаге». Тогда мне хотелось сказать о многом: об отношении Толи к жизни, к его и моим родителям, товарищам. Теперь, спустя годы, я твердо знаю, что это было отношение христианина. Можно было рассказать о его бескорыстной дружбе. Хотелось передать его отношения к разным событиям. Но это значило – описывать всю жизнь. Поэтому за основу я взяла духовные поиски Толи в последний год его жизни, его стремительный путь к Богу, его любовь к митрополиту Иоанну, безграничное доверие к нему. Знакомы они были чуть больше года. Отпев Толю и отмолившись за упокой его души сорок дней, митрополит Иоанн (Вендланд) умер 25 марта 1989 года, на сорок шестой день после кончины моего мужа… Познакомились мы с митрополитом Иоанном совершенно случайно. Наша родная страна стояла на пороге духовного возрождения. Тогда мы еще не подозревали об этом. Нашей религией, во всяком случае, моей, были образованность, начитанность, широкий кругозор, интересная работа, хорошие друзья. Само по себе ничего плохого в этих желаниях нет. Но в моей жизни не было места Богу и Церкви. Это меня вообще не интересовало. У Толи было подругому. Он был очень добрый человек. Любил и жалел людей, маленьких детей, всякую живность. Был очень внимателен к окружающим. Вырос он в деревне и, конечно, имел в сердце Бога, но по своей деликатности никогда об этом не говорил. За несколько лет до встречи с Владыкой Толя совершенно неожиданно заболел. Был он высокий красивый молодой мужчина, широкоплечий, мастер спорта по классической борьбе. Закончил юридический факультет МГУ, работал военным судьей. И вдруг, откуда ни возьмись, развилась болезнь сердца. К моменту знакомства с Владыкой врачи уже сказали нам, что без операции на сердце ему не обойтись. Мы были напуганы, с диагнозом еще не смирились и от родителей все скрывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

К 25-летию со дня кончины митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) Материалы о жизни и деятельности митрополита Иоанна (Вендланда) в преддверии юбилейной даты его кончины. 19 марта, 2014 Материалы о жизни и деятельности митрополита Иоанна (Вендланда) в преддверии юбилейной даты его кончины. В 1958 году после многолетней изоляции от всего мира Московская Патриархия открывает в Сирии одно из первых своих представительств. Для этого в Дамаск направляется архимандрит Иоанн Вендланд. Именно на него была возложена задача растопить лед непонимания, изменить отношение к Русской Православной Церкви на Ближнем Востоке. Архиепископ Нифон Сайкали, настоятель подворья Антиохийской церкви в Москве, рассказывал, какое впечатление тогда, в далекие 1950-е производил на окружающих этот приехавший из Советского Союза священник: — Особая личность, необыкновенно привлекательная. Он прекрасно говорил на французском, немецком языках. Это человек, который возвышал роль России на Ближнем Востоке. Он тянул людей к России. В нем я ничего не видел советского. Но он был патриотом, и государство его за это тоже уважало. Личность! Говорить о ком-то или о чем-то плохо было не по его характеру. Мы публикуем очередные фрагменты  из книги Эльвиры Меженной «Будем делать дела любви», в которых рассказывается о пребывании будущего митрополита Ионна (Вендланда) в Сирии и Ливане в конце 1950-х годов прошлого века. «…Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Если бы не горячее желание архимандрита Иоанна жить и служить Богу в родных пределах, о такой поездке можно было только мечтать. Антиохийская Православная Церковь насчитывает почти двухтысячелетнюю историю. Ее основатели — первоверховные апостолы Петр и Павел. Из Антиохии вышли святые и святители Евангелист Лука, Игнатий Богоносец, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Косьма, Андрей Критский. Именно в Антиохии последователи Христа «в первый раз стали называться христианами». До этого члены Церкви Христовой чаще всего именовали друг друга «учениками» и «братьями».

http://pravmir.ru/k-25-letiyu-so-dnya-ko...

На старом Ливадийском кладбище похоронен отец Владыки Иоанна – Николай Антонович Вендланд. На городском кладбище Симферополя у храма Всех святых покоится его духовный отец – митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров, умер в 1965 г.). Рядом с могилой Владыки Гурия была и могила любезного им обоим архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого , умер в 1961 г.), причисленного к лику святых 21 марта 1996 года. Мощи его почивают в Троицком кафедральном соборе города Симферополя, в котором служил архиепископ Лука, а после его кончины – и митрополит Гурий. В Крыму прошло несколько лет детства Владыки Иоанна. На протяжении всей жизни он вновь и вновь возвращался на эту землю. В Крым Владыка приезжал поклониться родным могилам, послужить в крымских храмах, полюбоваться природой, побывать на археологических раскопках, в древних пещерных городах. Вот что писал об этом митрополит Иоанн в 1971 году: «... На этот раз я увидел в Крыму кое-что такое, чего раньше не видел совершенно. Это – фантастические белые скалы, в которых на высоте 300–400 метров над дорогой вырублены пещерные города. Когда-то, в 1-ом тысячелетии от Р[ождества] Х[ристова] их населяли монахи. Теперь кое-где отдельные глыбы скал обвалились вместе с келиями, и потому можно легко войти в эту келию, посмотреть в ее круглое окно (также вырубленное в скале), увидеть углубления для икон, посмотреть на копоть от лампады, теплившейся под сводом такого углубления, осмотреть следы железных гвоздей, которые, вероятно, поддерживали полки с книгами. Но такой осмотр меня, конечно, мало удовлетворил. Мне хотелось добраться до самого города. И вот, в Тепе-Кермене нам это удалось. На совершенно неприступную с виду гору удалось сзади подняться на автомобиле. Мы остановились на травянистом склоне. Отдельные одинокие деревья: кизил, дикие яблони и груши, терн – украшали этот склон, образуя подобие некоего рая. Еще 100–150 метров по вертикали и по очень скользкому склону – и мы у скал. Множество келий, залов, алтарей (типичный для алтаря полусвод, врата и углубление, где стоял престол!) пронизывали скалы, как соты в улье. Наверху – хранилище (для зерна? для воды? или для вина?). У края – бездна. Как жили здесь эти подвижники? Каждый глоток воды – драгоценность. Каждая горсть зерна – неимоверный труд. Между тем пещеры еще дышат высоким взлетом духа. Кто были эти люди? Монахи? А может быть, целое племя христиан с семьями? (пещеры как бы подразделяются на группы вроде современных трехкомнатных квартир). Какой труд и какой инструмент употребили они, чтобы выбить в известняке (белом и довольно мягком, но все-таки – в камне) свои высокие жилища!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Αρχεο Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: Служим, живем и трудимся на благословенной земле 3 Φεβρουαρου 2022 τος 11:29 В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, и рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам ( 2, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Наследники Андрея Боголюбского — Ваше Высокопреосвященство, мы беседуем под занавес юбилейного года святого благоверного князя Александра Невского. Имя этого угодника Божия сопутствует Вам практически всю жизнь. Вспомните, пожалуйста, момент, когда Вы о нем впервые услышали. — Как и для многих мальчишек моего поколения, Александр Невский — любимый герой детства, вошедший в жизнь с фильмом Сергея Эйзенштейна. Когда его показывали в кинотеатре недалеко от нашего воронежского дома, смотрел всегда, благо детский билет стоил гривенник, можно было себе позволить. А после демобилизации со срочной службы поехал в Троице-Сергиеву лавру к герою-фронтовику, защитнику Сталинграда архимандриту Кириллу (Павлову), который много лет окормлял нашу семью, и попросил благословения трудиться на каком-нибудь приходе. Тот подумал и говорит: нужен пономарь в Покровском храме Переславля-Залесского. И дал рекомендательное письмо к настоятелю протоиерею Иоанну Белякову. И вот я попадаю на Плещеево озеро, кинокад­ры с которым врезались в память с детства, — в город, где святой благоверный Александр Нев­ский появился на свет, был крещен и посвящен в воины. Меня, коренного воронежца, сильно поразило, что за советское время в городе уцелело больше четырех десятков храмов и пять монастырей! Оставалась действовавшей, правда, одна лишь маленькая Покровская церковь, и по праздникам вся площадь перед ней заполнялась людьми. Рядом резиденция правящего архиерея митрополита Иоанна (Вендланда) — простого, добродушного в общении. Владыка Иоанн благословил меня на подрясник (а позднее дал рекомендацию на поступление в Московскую семинарию ), и я начал прислуживать на приходе.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5893572...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010