Мф.20:27 . «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;» Мф.20:28 . «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» « Мф. 20 , ст. 26–28. Служением человечеству приобретается седение одесную Сына Божия в Царствии Небесном. Так важна эта добродетель. Кто усердно, чистосердечно и бескорыстно служит существенным нуждам людей, тот подражает Сыну Божию, Который не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих. Пастыри стада Христова! Пользуйтесь своим званием к вашему спасению и получению высоких достоинств в Царстве Сына Божия. Служите пасомым усердно, чистосердечно и по возможности бескорыстно: ваше служение на небе ценится очень высоко» 127]. «Будь благопослушен сердцем, словом и делом во всякое время на служение другим, без малейшей досады или раздражительности, памятуя слова Спасителя: иже хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга [ Мф. 20:26 ]» т. 1, 213]. «По хозяйской или, лучше, денежной гордости и непонятной злобе мы часто не хотим удостаивать речи питающихся от нас, враждебно относимся к ним, вместо того чтобы нам более смиряться пред ними, как слугам их, по словеси Господню: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга [ Мф. 20:26 ], чтобы усугубить тем воздаяние Владыки чрез искреннее, нелицемерное Ему служение в лице меньших Его братии! О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да не мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо; Ты, – Общий всех Кормилец, питаешь, довольствуешь и хранишь; все под крылами Твоей благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, Дóндеже ущедриши нас [ Пс. 122:2, 3 ]. Аминь» т. 1, 214].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы видим, что Божественная благодать не действует в человеке насильственно, против воли его, и что нам нужно, со своей стороны, всячески трудиться над нашим спасением. Но тогда и речи нет о предопределении безраздельном (или абсолютном). Говоря о предопределении Божием (см.: Рим. 8:29 и близкие по смыслу места: Лк. 10:20; Деян.2:23; Еф.1:9, 11; Кол. 1:26), Писание везде подразумевает предведение Божие о жизни и делах человека, от которых зависит его спасение или осуждение. Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу , – говорит апостол. – Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28–30). Нам открыто, что на Последнем суде каждый будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10; см. также: Мф. 7:21; 16:27; 20:16; 25:24–46; Ин. 3:36; 6:47, 54; 1 Петр. 1:10; Рим. 2:6–11; 8:17; 1 Кор. 3:8; 2 Тим. 2:20). Священное Писание подтверждает это учение и косвенно. Так, в нем часто повторяется, что Бог хочет не смерти, но спасения грешника (см.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9; Рим. 3:29–30; 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6;  1 Тим. 2:4), что все люди призваны к спасению (см.: Мф. 28:19; 1 Петр. 3:9; Рим. 10:18; 2 Кор. 5:15;  1 Тим. 2:6 и др.) и что Бог умножил благодать Свою, дабы она безмерно превзошла грех, открывая всем путь к спасению (см.: Ин. 3:16; Рим. 5:15). А о том, что Церковь всегда держалась такого учения о предопределении, читаем у святых отцов: – Священномученик Ириней Лионский († 202): «Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими» – Святитель Иоанн Златоуст († 407): «Не за добрые только дела бывает это (избрание), но по любви (к нам), и не по одной любви, но и за нашу добродетель. Если бы достаточно было одной любви, тогда все должны были бы быть спасены; если же, с другой стороны, достаточно нашей добродетели, то излишне было бы явление Его (Сына Божия) в мире и все домостроительство

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Но взглянем внимательно в Священную Библию и здесь увидим, что ещё в раю был установлен брак Самим Господом Богом: «и благословил их (Адама и Еву) Бог – читаем в 1 главе Книги Бытия, – и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (ст.28). Перед сотворением жены «сказал Господь Бог не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказано: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:18:22–24 ). Также и после потопа «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.9:1 ). Сам Господь Бог помогал устроению брака Исаака с Ревеккою ( Быт.24 ) и Товии с Саррой ( Тов.5 ). Спаситель, освятивший брак своим личным присутствием на браке в Кане ( Ин.2:1 ), сказал: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мф.19:4–6 ), значит, брак есть таинство. Апостол Павел учит: «в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ). «Если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» ( 1Кор.7:28 ). «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (т.е., значит в церкви чрез известное священнодействие) ( 1Кор.7:39 ; ср. 1Тим.5:14 ). И так было ещё при апостолах! Тот же апостол брак прямо называет таинством великим: «тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ); а союз Христа с Церковью «исполнен благодати и истины» ( Ин.1:14 ); значит, и брачный союз благодатен, а потому-то он и совершается в Церкви чрез пастырей для преподания брачущимся благодати Господней. В посл. к Фессал. апостол Павел пишет: «вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса (и далее прибавляет, о каких именно заповедях он говорит): ибо воля Божия есть освящение ваше (в брак), чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Фес.4:2–3 ); ясно, что апостол брак называет заповедью Самого Господа нашего Иисуса Христа; и кто восстаёт против таинства брака, тех он именует «лицемерными лжесловесниками, сожжёнными в совести своей» ( 1Тим.4:2–3 ), Наконец, в послании к евреям брак он называет «честным и ложе (в браке) непорочным» ( Евр.13:4 ). Эта святость брака и потом его нерасторжимость неоднократно подтверждается и ограждается в Слове Божием (чит. Исх.20:17 ; Лев.20:10 ; Втор.22:22 ; Мф.5:32:19:6 ; 1Кор.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О Божественности Христа свидетельствовали и апостолы. Известно свидетельство ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога живого!». По словам Христа Сам Бог открыл Апостолу эту истину. (Mm.,XVI, 16–17)… Ап. Иоанн говорит о Божественности Христа и в Прологе к своему Евангелию и во многих других местах. В первом Послании он, например, пишет: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» (IV, 15; ср. I, 3, 7, II, 22, V, 5, 9–13, 20)… Ап. Павел свидетельствует о Сыне Божием, Который «родился от Семени Давидова по плоти» и был послан в мир для его спасения. (Рим., I, 3–4, VIII, 3). «В Нем обитает вся полнота Божества телесно», говорит он (Кол., II, 9; ср., I Тим., III, 16). Христос есть Творец мира (Кол., I, 12–20), Сияние Славы и Образ Ипостаси Божией (Евр., 1,3)… Апостол говорит, что его учение не от людей, но от Христа (Гал., I, 1, 12); он молится Христу, как Богу (И Кор., XII, 8–9 и др.)… Ап. Фома восклицает, видя Христа по воскресении: «Господь мой и Бог мой!» (Ио. XX, 28)… К этому можно было бы прибавить еще свидетельства архангела Гавриила, святых Захарии и Елизаветы, Иоанна Крестителя, Нафанаила, Марфы и даже бесов. Божественность Св. Духа не менее достоверна, в частности исходя из ряда текстов Деяний Апостольских (V, 4,39, X, 19, 28, VII, 51)… Непонятно, почему хула на Св. Духа была бы непростительна, если бы Он не был Богом (Мт., XII, 31)… Всё что говорится о явлениях и деятельности Духа также говорит о Его Божественности. Можно принимать Божественность всех трех Лиц Св. Троицы и не верить в то, что Они в подлинном смысле — личности. Никто не отвергал ипостасности Бога Отца, ибо это значило бы отвержение личного характера Бога. Можно даже сказать, что Бог Отец есть в преимущественном смысле личность: если личность есть начало жизни, то Бог Отец есть абсолютный Первоисточник жизни… Нет основания отрицать и того, что Христос есть личность, но можно оспаривать, что Он есть Божественная личность, считая, что Христос — Человек, в Котором Бог пребывает безлично.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Обрести Вечную Жизнь в Царстве Божием невозможно, не будучи соединенным со Христом, с Его Святой Церковью, которая, по выражению апостола Павла, является Телом Христовым, причем соединиться с Господом надо и телом, и душой. Поскольку мы состоим из души и тела, это соединение должно иметь две стороны: внутреннюю (наше искреннее желание) и внешнюю (определенную форму этого действия). Поэтому для вхождения в семью Христову – Православную Церковь – Иисус Христос установил особое действие, через которое человек духовно рождается для бессмертия, – Таинство Крещения. Святой Иоанн Креститель взывал к народу: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния ( Мф.3:2, 8 ). Покаяться – значит перемениться, изменить свои мысли, чувства; не только осознать свои грехи и перестать грешить, но и творить дела, противоположные нашим грехам. Иисус Христос принимает от Иоанна Предтечи Крещение на Иордане, чтобы взять на Себя грехи всех тех людей, которые будут очищаться в христианском Крещении. Спаситель побеждает их грехи Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Воскресением. После Воскресения Господь заповедует Своим ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ). Иисус Христос завершает Свою речь словом аминь, что означает «истинно так», «действительно так». Спаситель заповедует сначала научить человека истинной вере: Научите все народы… Затем людей, имеющих сознательную веру, приводят к Таинству Крещения, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:20 ). Принимая Таинство Крещения, человек дает торжественное обещание отречься от дьявола, от всей его гордыни и всякого служения греху. После этого принимающий Таинство дает обещание соединить свою жизнь со Христом и поклоняться Ему. Маленькие дети не могут иметь сознательной веры. Душа ребенка крепко связана с душами своих близких и в первую очередь – с душой матери. За ребенка свой выбор делают близкие. Вера мамы и крестных – это тот фундамент, на котором может строиться духовная жизнь детей. Если маленький ребенок способен любить маму, то, значит, он в состоянии любить и Бога. Иисус Христос высоко оценивает духовную цельность и искренность детей: Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ). Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ( Мк.10:14 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первосвященники, однако же, и в пасхальную субботу не знали покоя. Рано утром они пришли к Пилату и сказали ему; „господин, мы вспомнили, что этот обманщик говорил: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли Его и не сказали народу: Он воскрес из мертвых; тогда этот последний обман будет хуже первого“. Пилат сказал им: „вы имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете“. Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, но сделали то, что гроб Его, как по истине царский, был охраняем воинами. § 98. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. (Мф. 28, 1–15; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 1–11; Ин. 20, 1). «Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15, 10 ). «Оживить нас чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 2 ). «Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа?» (там же 13, 14). После полуночи с субботы на следующий после неё день (ныне воскресенье), Господь наш Иисус Христос, силою своего Божества, воскрес из мертвых. Стража стояла у гробовой пещеры, камень лежал, и печать была цела. Только сотряслась земля, когда Господь выходил из Своего гроба. Вскоре после сего явился Ангел Господень, отвалил камень от двери гроба 91 и сел на него. Вид его блистал, как молния, а одеяние его было бело, как снег. Приставленные ко гробу воины помертвели от страха; опомнясь же, бросились бежать. Прибежав в город, они рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Первосвященники, устроив совещание со старейшинами, дали стражам денег и сказали: „говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если же слух об этом дойдет до правителя, то мы уговорим его и избавим вас от неприятности“. Воины, получив деньги, поступили так, как им было приказано. § 99. Мария, Петр и Иоанн у гроба Спасителя. (Мф. 28, 1–8; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 12; Ин. 20, 2–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Потому-то вслед за вышеприведенными словами Спаситель высказывает одну из тех грозных, точно и ясно определенных Своих истин, которые не позволяют делать себе никакого ограничения: «Кто не со Мною, – говорит Он, – тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Учение Иисуса Христа есть учение о Царствии Божием: «приблизилось Царствие Божие» ( Мк.1:15 ), «постиже на вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), «Царствие Божие благовествуется» ( Лк.16:16 ), «ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ): «не приидет Царствие Божие с соблюдением... Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), и «проповестья сие Евангелие Царствия по всей вселенней» ( Мф.24:14 ) – вот оглашение и оглавление учения Иисуса Христа, вот призыв Его, обращенный от маленькой Иудеи к подданным «всей вселенной»: «и приидут, – говорил Он, – от восток и запад и севера и юга, и возлягут во Царствии Божием» ( Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). Этот призыв Спасителя обращен не к тем или другим якобы «сильным духом», но ко всем, «иже от Бога суть» ( Ин.8:47 ), и Царство Божие предназначено не тому или другому классу людей, а всем, приносящим плоды покаяния: даже «мытари и любодейцы вперед могут идти в Царство Божие» ( Мф.21:31 ), а якобы «прирожденные сына» онаго «увидят... себя изгоняемыми вон» ( Лк.13:28 ) и «извержены будут» ( Мф.8:12 ), так как в Царствии Божием и «последние» из людей могут быть «первыми и первые будут последними» ( Лк.13:30 ). На вопрос учеников: «кто больше в Царстве» Божием? Иисус Христос, призвав дитя, поставил его посреди их, и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:1–4 ); «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ); «цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

При этом св. Иоанн выражал уверенность, что те духовные дарования («помазание»), которыми обладают христиане, помогут им устоять в истине и отличить правду от лжи. Вот почему апостол и убеждает христиан не увлекаться проповедью лжеучителей («вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас»), а следовать тому истинному учению, в каком они при содействии Благодати Божией пребывали раньше. Если же вышеозначенные слова апостола Иоанна понимать по сектантски, т. е. в смысле отрицания для христиан всякого учительства вообще, тогда непонятно, зачем, в таком случае, Сам Господь поставил в Церкви « пастырей и учителей » ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ); для какой цели существовали в Церкви, по словам апостола Павла, « тысячи наставников во Христе »; для чего Сам апостол Павел « не пропустил ничего полезного, о чем не проповедывал бы и чему не учил бы всенародно и по домам » ( Деян.20:20 ) и т. д.? Вообще сектантам, отвергающим необходимость учителей и думающим, будто они знают все, полезно вспомнить слова св. апостола Павла: « Кто думает, что он знает что-нибудь тот ничего не знает так, как должно знать » ( 1Кор.8:2 ). И еще: « Кто думают, что он стоит, берегись, что бы не упасть » ( 1Кор.10:12 ). 3) Ин.6:45 . « У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший Отца и научившийся приходит ко Мне ». Эти слова Спасителя составляют прямое продолжение предыдущих слов: « Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день » ( Ин.6:44 ). Отсюда попятно, что под «научением» от Бога Отца разумеется то духовное дарование, которое приводит людей к сознанию своей греховности и к вере в Искупителя Христа. Однако последнее совсем не исключает для христиан необходимости в особом учительстве и учителях, которые бы наставляли христиан в истинах веры и просвещали светом учения Христова. Вот почему Сам Господь, как видели мы, и поставил в Церкви, по словам апостола, и «евангелистов, и пастырей и учителей» ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ). 4) Евр.8:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Протоиерей Иоанн Хильчук, настоятель Свято-Михайловского храма в селе Хотешове Камень-Каширского района на Волыни. Тогда еще молодой священник, но весьма ревностный к проповеди и служению. Пять часов утра, а в храме уже полно людей, как говорят, негде яблоку упасть. Очень требователен и строг в хранении благочестивой христианской жизни. Постник и молитвенник. Живое слово его проповеди проникало в сердце каждого слушателя. Сотни людей ехали со всех сторон к этому батюшке, чтобы духовно укрепить свою веру и очистить в покаянии свое сердце и душу. Ни один раз его вдохновенная проповедь зажигала в сердцах верующих жертвенную любовь к окружающим. Дух его веры жив до сих пор на приходе, где батюшка служил в молодые годы. Он еще жив и служит, вознося искренние молитвы обо всех. — Кто из святых служит для вас ориентиром и авторитетом в духовной жизни и почему? — Весной 1967 года я впервые прочитал житие преподобного Алексия, человека Божия. Это было потрясением моей юной души (мне было 19 лет). Второй раз подобное пережил, когда впервые посетил Почаевскую лавру и не мог отойти от раки с мощами преподобного Иова Почаевского. С этого момента появились мысли о монашестве. И когда в 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию, уже там прочитал житие преподобного Сергия Радонежского. Их богоугодная, подвижническая, терпеливая жизнь и до сих пор служит мне примером и вдохновением. Ревность не по силам — Какие ошибки, на ваш взгляд,  чаще всего совершают молодые священники в окормлении своей паствы? И как этого избежать? — Для священнослужителя руководством в житии и служении должны быть слова Христа Спасителя, которые Он завещал Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Кроме того, пресвитер церковный должен внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20:28). Апостол Павел пишет к Тимофею: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12). Нарушая эти наставления, молодые священники совершают грубейшие ошибки в своей пресвитерской жизни. Когда священник слишком увлекается себялюбием и, не имея никакого опыта, хочет показать себя мудрее своих собратий, он впадает в грех слепой гордости. Гордость воспаляет зависть, а зависть убивает живую веру.

http://patriarchia.ru/db/text/4842449.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010