Иоанн Богослов , апостол из 12-ти, евангелист (8/21 мая; 30 июня/13 июля ап.]; 26 сентября/9 октября) Иоанн Бранкович , Сербский, блж. (10/23 декабря) Иоанн Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Иоанн – Владимир , Сербский, кн., мч. (22 мая/4 июня) Иоанн Власатый , Милостивый, Ростовский чудотворец, Христа ради юродивый, (23 мая/5 июня [Ростов.]; 3/16 сентября; 12/25 ноября) Иоанн Воин , мч. (30 июля/12 августа) Иоанн Дамаскин , прп., песнописец (4/17 декабря) Иоанн Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Иоанн Златоуст , Константинопольский, патр., Вселенский учитель (27 января/9 февраля; 30 января/12 февраля свт.]; 14/27 сентября; 13/26 ноября) Иоанн Казанский , мч. (24 января/6 февраля) Иоанн Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Иоанн Кронштадтский , прав., прот. (20 декабря/2 января) Иоанн Кущник , прп. (15/28 января) Иоанн Лествичник , Синайский, игумен (30 марта/12 апреля; в Неделю 4-ю Великого поста) Иоанн Менюжский , Новгородский, отрок, прав. (24 июня/7 июля) Иоанн Милостивый , Александрийский, патр. (12/25 ноября) Иоанн – Моавий , Персидский, Багдатский, царь (9/22 июля) Иоанн Московский , Большой колпак, Христа ради юродивый (3/16 июля; 13/26 июня) Иоанн Новгородский , архиеп. (7/20 сентября) Иоанн Новый , Сочавский, вмч. (2/15 июня) Иоанн Палеолаврит , Ветхопещерник, иеромонах (19 апреля/2 мая) Иоанн Палестинский , прп., спостник прп. Симеона юродивого (21 июля/3 августа) Иоанн Пещерник , Вавилонский, прп. (9/22 июля) Иоанн Персидский , еп., сщмч. (1/14 ноября) Иоанн Петроградский , мч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Иоанн Печерский , Киевский, отрок, первомученик Российский, в Ближних (Антониевых) пещерах (12/25 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Иоанн Печерский , Многострадальный, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (18/31 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Иоанн Постник , Константинопольский, патр. (30 августа/12 сентября; 2/15 сентября) Иоанн Пророк , Предтеча и Креститель Господень (7/20 января; 24 февраля/9 марта; 25 мая/7 июня; 24 июня/7 июля; 29 августа/11 сентября; 23 сентября/6 октября; 12/25 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это почётный титул или награда, выдающаяся священникам (кюре) – «соборный», кафедральный священник. Потом из них выходит много епископов. СВЯТОЙ ИОАНН ПОСТНИК И ПАПА ГРИГОРИЙ I «Епископ Константинопольский» Иоанн «имел много качеств»: он творил великую милостыню, а постился так часто, что получил от этого прозвище « Иоанн Постник ». Но, к несчастью, он имел очень ужасный недостаток: гордость, и эта гордость сделала его завистливым по отношению к папе святому Григорию I. Он говорил: «Почему это святой Григорий – глава Церкви. Константинополь – более великий город, чем Рим: здесь живёт император, и так как Константинополь город главы империи, то ему же нужно быть и главою Церкви. Я должен быть папой». Святой Григорий знал его хорошо и говорил: «Иоанн по виду кроткий агнец, но он прячет волчьи зубы». Однажды Иоанн больше не выдержал. Он написал святому Григорию письмо, которое подписал так: «Иоанн, епископ всей вселенной» (Eveque de toute la terre), то есть глава всей Церкви. Святой Григорий был очень огорчён этим. Он стал думать: «Глава Церкви, конечно, (assurement) – я, потому что святой Пётр, глава апостолов, был епископом Рима, а я – его преемник. Что же мне теперь ответить? Я отвечу, что глава Церкви – я. Но чтобы укротить гордость и зависть Иоанна, я ему напомню, что глава Церкви не похож на царей народов, которые требуют великих почестей и делаются завистливыми гордецами. Я ему напомню то, что говорит Евангелие, что глава Церкви, более чем все прочие епископы, есть слуга христиан». И он написал Иоанну Постнику письмо: а вместо того, чтобы подписаться «Григорий, епископ всей Церкви», он написал: «Григорий, слуга служителей Божьих». И с той поры все папы подписываются так же, как и святой Григорий» (рр. 101–102). Больно читать: ссоры, вражда. И всё из-за первенства. Не буду говорить о Иоанне Постнике . Нужно посмотреть житие его внимательнее. Но папа нехорошо отозвался о нём («волчьи зубы» – уж это совсем не смирение... нисколько). А затем и самая подпись, смиренная лишь по форме, была специально придумана («стал думать») с целью «укротить» (calmer) гордость... Боже!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иоанн Милостивый, свт. † 619 г. (Болланд.). Происходил из Амафунта на Кипре от знатных родителей (житие стр. 108). В 611−618 был Александрийским патриархом, умер на Кипре. Житие, написанное Леонтием Неапольским († 668 г.) на основании личного знакомства со святым при посещении Александрии в форме рассказа Мины, Иоаннова эконома, с внесением поучительных эпизодов, рассказанных самим Иоанном. Издал с комментарием Gelzer («Leontios von Neopolis Leben des heiligen Johannes des barmherzigen» в «Sammlung ausgewählter Kirschenmund dogmengeschichtlichen Quellenschriften», 1893 г.). Отрывок из жития, составленного Иоанном Мосхом и Софронием, которым пользовался Метафраст, изд. Гельцером на стр. 108−112. Метафрастова переработка у Migne, P.G., 114, 896−965. Память 12 ноября. Иоанн Молчальник, прп. † 558 г. (Болланд.). Происходил от знатного вельможи из Никополя Армянского. Был епископом Колонийским, потом ушёл в Палестину. Точное и прекрасное житие, написанное ещё при жизни святого Кириллом Скифопольским , на основании рассказов самого святого и его учеников (см. стр. и Издано в AASS, май, III, Память 3 декабря. Иоанн Постник , прп., игумен монастыря Петры, основанного им в Константинополе при Алексее Комнине. Происх. из Каппадокии. Житие-энкомия, произнесённая на празднике монастыря патриархом Каллистом (XIV в.), и рисующая реформу монастырской жизни при Комнинах и Палеологах. Издано Gelzer’oм с комментарием в «Zeitschrift für Wissenschaft Theologie», 1886, 59−89. Иоанн Постник , свт., патриарх Константинопольский, † 595 г. (Krumbacher, 1149). Отрывки современного жития, читанные на VII соборе, напечатаны у Mansi («Conciliorum ampl. collectio», 80−85 ст.). Память 2 сентября. Иоанн Предтеча. Обретение главы. Ряд преданий с трудно, или почти вовсе неопределимой хронологией (VIII–IX вв.). Издан в AASS, июль V, 615−631. Иоанн Психаит, прп., † при Михаиле II около 820 г. (Болланд.). Сын сельского священника, из местности на границе фемы Вукелляриев и Галатии, игумен Исихаитской обители в Константинополе. Житие, составленное во 2 половине IX в. одним из иноков (Лопарев, Греческие жития, 231). Издано Van den Ven’oм (в «Museon», 1902 г. стр. 11−32). Память 26 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каноники    Это почётный титул или награда, выдающаяся священникам (кюре) — «соборный», кафедральный священник. Потом из них выходит много епископов. Святой Иоанн Постник и Папа Григорий I    «Епископ Константинопольский» Иоанн «имел много качеств»: он творил великую милостыню, а постился так часто, что получил от этого прозвище «Иоанн Постник». Но, к несчастью, он имел очень ужасный недостаток: гордость, и эта гордость сделала его завистливым по отношению к папе святому Григорию I. Он говорил: «Почему это святой Григорий — глава Церкви. Константинополь — более великий город, чем Рим: здесь живёт император, и так как Константинополь город главы империи, то ему же нужно быть и главою Церкви. Я должен быть папой».    Святой Григорий знал его хорошо и говорил: «Иоанн по виду кроткий агнец, но он прячет волчьи зубы».    Однажды Иоанн больше не выдержал. Он написал святому Григорию письмо, которое подписал так:    «Иоанн, епископ всей вселенной» (Eveque de toute la terre), то есть глава всей Церкви.    Святой Григорий был очень огорчён этим. Он стал думать: «Глава Церкви, конечно, (assurement) — я, потому что святой Пётр, глава апостолов, был епископом Рима, а я — его преемник. Что же мне теперь ответить? Я отвечу, что глава Церкви — я. Но чтобы укротить гордость и зависть Иоанна, я ему напомню, что глава Церкви не похож на царей народов, которые требуют великих почестей и делаются завистливыми гордецами. Я ему напомню то, что говорит Евангелие, что глава Церкви, более чем все прочие епископы, есть слуга христиан». И он написал Иоанну Постнику письмо: а вместо того, чтобы подписаться «Григорий, епископ всей Церкви», он написал: «Григорий, слуга служителей Божьих». И с той поры все папы подписываются так же, как и святой Григорий» (рр. 101—102).    Больно читать: ссоры, вражда. И всё из-за первенства. Не буду говорить о Иоанне Постнике. Нужно посмотреть житие его внимательнее. Но папа нехорошо отозвался о нём («волчьи зубы» — уж это совсем не смирение... нисколько). А затем и самая подпись, смиренная лишь по форме, была специально придумана («стал думать») с целью «укротить» (calmer) гордость... Боже!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4091...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV ПОСТНИК Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ιωννης Νηστευτς; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I , который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. ( Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5). Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи ( John of Nikiou. 1916. P. 156).

http://pravenc.ru/text/469584.html

Так, в 590 г., когда в Персии разгорелась междоусобная война, патриарх Иоанн «выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персидском престоле шаха Хосрова II… Иоанн Постник считал, что этот договор не принесет выгод империи, но Маврикий не внял предостережению святителя. В отношении монофизитов Иоанн стоял за веротерпимость. Он не считал полезным оказывать на них давление, чтобы подтолкнуть их к установлению общения с Кафолической Церковью. «Когда константинопольские клирики предложили ему преследование монофиситов и сослались на то, что так делал Евтихий, то Иоанн Постник ответил, что это был патриарх Евтихий, что пускай идут к нему и спросят его, позволит ли он теперь преследовать монофиситов» 611 . Эта не лишенная мрачного оттенка шутка Иоанна отвадила ту часть клира, которая не хотела смириться с присутствием монофизитов в самом Константинополе, от попыток подтолкнуть патриарха к притеснениям религиозных оппонентов. Монофизитский автор Иоанн Эфесский, отдавая должное миролюбию Иоанна Постника , в своей «Церковной истории» представил его по контрасту с его предшественником Евтихием как «тихого старца, который мирится с присутствием в Византии противостоящих официальной Церкви исповеданий и не применял к ним репрессивных мер» 612 . Но терпимость к монофизитам, расходящимся с православными по одной из догматических тем, вовсе не обозначала, что святой патриарх был готов относиться снисходительно к любому религиозному преступлению. В самом начале его патриаршего служения, в 583 г., как рассказывает Феофилакт Симокатта, в Константинополе был предан суду некий Павлин, обвиненный в колдовстве. Павлин имел «серебряную чашу, в которую он собирал потоки крови, когда вступал в общение с отверженными духами» 613 . Эту чашу он продал купцам, а затем она была перепродана епископу Гераклеи, и тот употребил ее вместо старой медной чаши для сбора мира, которое источали мощи святой мученицы Гликерии, после чего истечение мира прекратилось. И самого епископа, и горожан Гераклеи это происшествие повергло в глубокую печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По указываемой молитве в занимающем нас случае имеется то же самое наставление касательно епитимии, что и в основной редакции, только в весьма большем сокращении. II. Пред исповедью полагается чтение двух псалмов 50 и 69, «Трисвятое» и «Господи помилуй» или 40 или 24 раза, при таковом же числе поклонов, и уже помянутое выше молитвенное обращение к Богу кающегося. Вопросы редактируются совершенно так же, как это есть в пространной (основной) редакции. По исповеди положена одна только «Εχ π τν ξομολογουμνων: Θες Σωτρ μν δι’ μς κα τν μετραν σωτηραν νθρωπος γνεσθαι καταξισας»... Молитва отличается очень пространным изложением, в каковом она известна нам по единственному подразумеваемому теперь памятнику; но прототип её, о котором речь будет ниже 192 , встречается очень часто. Этим и обнимается здесь весь литургический состав устава. Вслед за отмечаемою молитвою здесь помещены те же наставления об епитимиях, как и в предыдущем случае 193 . Из других особенностей в данном случае можно отметить разве упоминание про возможность совершать исповедь не только в храме, но и во всяком чистом и укромном месте, да надписание устава. Последнее отличается здесь крайнею подробностью, направленною к уяснению цели памятника. Суть его, впрочем, обнимается такими первоначальными строками: «Διφοροι διαφορα κα διαθσις τν ξομογουμνων κρθια μαρτματα πατρσιπνευματικος συγγραφεσαι παρ’ ωννου μοναχο, ο πωνυμα τκνον τς πακος» 194 . Сообразно этому надписанию, автором памятника выставляется не Иоанн Постник , а Иоанн монах, по прозванию «чадо послушания». Такое надписание не составляет в литературе новости и известно уже по изданию Морином другой переделки Постникова устава, причем монах Иоанн называется там еще – диаконом и учеником Василия Великого 195 . При этом принято уже признавать, что под именем Иоанна монаха здесь разумеется тот же Иоанн Постник , столь прославившийся в церкви своею аскетическою жизнью. Такое мнение в значительной степени оправдывается – с одной стороны, несомненным и прямым заимствованием рассматриваемого устава из обычной (обширной) редакции Постникова устава исповеди, а с другой – надписанием уставов, почти во всем подобных исследуемому именем И. Постника. К таким уставам относятся те,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Спустя некоторое время комит фемы Анатолик Астерий, у которого был личный конфликт с Григорием, снова стал настраивать народ против патриарха. Когда Астерия сменил Иоанн, по характеристике Евагрия Схоластика человек слабый и бесхарактерный, патриарха Григория публично обвинили в подстрекательстве к беспорядкам и в сожительстве с собственной сестрой. В ответ патриарх потребовал, чтобы его дело рассмотрел сначала императорский суд, а затем Константинопольский Собор. С этой целью Григорий в сопровождении Евагрия отправился в Константинополь . В 588 году Константинопольский патриарх Иоанн IV Постник созвал поместный Собор , где присутствовали император, патриарх Александрийский Евлогий и патриарх Иерусалимский Иоанн IV . На Соборе была доказана невиновность патриарха Григория, а клеветники были приговорены к бичеванию и ссылке. Этот судебный процесс сыграл важную роль в отношениях Рима и Константинополя: оправдательные документы по делу патриарха Григория были отправлены в Рим, при этом в них Иоанн IV Постник именовал себя Вселенским патриархом. Это вызвало сильное недовольство папы Пелагия II (579-590) и привело к конфликту, который продолжался и при его преемнике - Григории I Великом (590-604). В конце мая 589 года патриарх Григорий вернулся в Антиохию , недавнее сильное землетрясение усилило недовольство среди жителей и спровоцировало мятеж в войсках. Прикованный к постели патриарх встретился с зачинщиками мятежа в окрестностях Антиохии и убедил их подчиниться командованию. В успехе этой миссии оказался важен высокий авторитет Григория в солдатской среде, основанный на постоянной материальной помощи войскам со стороны Патриархата в предыдущие годы. Свт. Григорий хотел встретиться c прп. Симеоном Столпником , но не успел сделать это до кончины Симеона. Патриарх Григорий вернул в лоно православной Церкви множество монофизитов и обратил в христианство большое количество язычников . Кроме того, все историки упоминают щедрость Григория и постоянные милостыни нуждающимся. Особое место в числе добродетелей патриарха, отмечаемых Евагрием, занимает его умение понимать специфику любой сложной ситуации и действовать сообразно обстоятельствам.

http://drevo-info.ru/articles/10296.html

Ему приходилось принимать меры, чтобы удержать в лоне Кафолической Церкви тех, кто ранее, при Юстине, воссоединился с нею в евхаристическом общении, но продолжал придерживаться прежних богословских взглядов. Так, однажды он был встревожен сообщением, что в одном из женских монастырей, насельницами которого были выходцы из Сирии, монахини по-прежнему поют Трисвятое с прибавкой «распныйся за ны». Патриарх, посетив эту обитель, попытался убедить ее насельниц отказаться от подобного добавления к молитве, которое он считал монофизитской вставкой. В ответ он услышал: «С них достаточно того, что они отступились от своей прежней веры и вошли в общение с синодитами (то есть халкидонитами; эмоционально это звучало примерно так, как если бы отечественные единоверцы говорили об общении с никонианами. – прот. В.Ц. ); но они никогда не согласятся отступиться от убеждения, что Христос есть истинный Бог, пострадавший за нас» . Патриарх, естественно, был далек от мысли понудить их отказаться от этой их веры, которая была и его верой. Он попытался побудить их к преодолению своих предубеждений против Халкидонского Собора, прислав им свое богословское сочинение, а они ответили ему: «Мы – женщины и в богословских тонкостях ничего не понимаем; предания же восточных отцов никогда не оставим» . Святитель Иоанн Постник, Патриарх Константинопольский Святой Евтихий отошел ко Господу 6 апреля 582 года, незадолго до смерти императора Тиберия, по воле которого на патриарший престол избран был Иоанн Постник. Свое прозвище он получил из-за крайне аскетического образа жизни: нередко он не вкушал пищу в течение шести дней подряд, от понедельника до субботы включительно, отчего его тело иссохло. Ко времени своего избрания он имел сан диакона, но при этом ранее, при патриархе Иоанне Схоластике, он занимал в Константинополе заметную должность сакеллария – хранителя патриаршей ризницы. Святой Иоанн был выходцем из провинции; возможно, он родился в Каппадокии, в бедной семье, время его появления на свет неизвестно; в юности он обучался ремеслу резчика – среднего образования, включавшего классические тривиум и квадривиум, он не получил, вероятно, оно было не по средствам его родителям.

http://pravoslavie.ru/88604.html

К такому постановлению, основанному на местных соображениях, можно приложить и следующее общее замечание древних вселенских соборов и отцов, относительно продолжительных епитимий: «подобает, говорят они, и то и другое ведати, и принадлежащее к совершенству покаяния, (т.е.. по всей строгости положенных правил), и принятое в обычай, т.е. сокращение и облегчение епитимий. По обстоятельствам места, времени, лиц кающихся» (VI всел. 102. Вас. вел.. 3). Таким образом допуская в употреблении древних правил силу обычая, соборы и отцы тем самым уже ограничивают обязательную силу покаянных правил. Впрочем правила эти и никогда не излагались безусловно, в виде непременных законов; напротив, правила одних соборов и отцов были много изменяемы другими. Так напр. св. Иоанн постник (VI век) весьма умерил строгость правил св. Василия великого и Григория нисского . За преступления, которые св. Василий великий показывал отлучением от Св. Тайн на 15, 20 лет (напр., за кровосмешение), св. Иоанн постник полагал епитимию только на 2 и на 3 года, с тем разумеется, чтобы раскаяние в грехе и исправление было совершенно. Замечательно также, что соборы вселенские VI и VII, в наказание разных грехов и преступлений, хотя полагают отлучение, но уже не определяют с такою строгостью числа лет и образа покаяния, как соборы первых веков. По нашим законам, церковные наказания не подлежат и всемилостивейшим манифестам 69 . Также в случае прощения Высочайшей властью преступника, осужденного, сверх гражданского наказания, еще на церковное покаяние, – это покаяние не слагается с него прощением вины, а прекращается или продолжается по усмотрению духовного начальства 70 . 6 Как поступать в таких случаях, когда что-либо уканет от Божественной Крови и Тела, см. в учительном известии при служебнике. 22 Св. зак. т. 14 о пред. прест. разд. 1. примеч. к ст. 28. Уст. конс. ст. VI. При имп. Петре в. положено было не бывающих у исповеди и св. причастия подвергать денежному штрафу. 1718. в Соб. зак. V. 3769. Это постановление было впоследствии подтверждаемо, и только в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010