В жизни всё бывает недаром. В жизни есть мудрость живого Божьего Промысла. Он открывает человеку иногда не только неизбежное, но и возможное, еще зависящее от самого человека, от его нравственных путей. Суд над собой. Вступя на путь нравственного совершенствования в Боге, человек творит суд над собой и этим помогает всем окружающим. Не удивляйся силе беззаконий. Те, которые удивляются временной силе беззакония, должны перестать удивляться этому, принять слова Христовы, что Он будет последним победителем всего. Дух «Вавилона» пытается захватить всё человечество. Только именем Христовым можно защититься от этого зла. Только в истине Христовой человек способен заметить свою ложь и ложь окружающей его жизни. Надо смотреть вглубь себя. Человеку надо научиться смотреть вглубь самого себя. Только та личность, которая осознает глубину своего человеческого существа, может противостоять своему растворению в коллективизме, убивающем ее душу. Имя Господне. Имя Христово придает всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки. Подлинная вера. Надо уметь человеку принимать и трудное, чтобы оказаться верующим истинно. Веровать в Бога при условии только жизненных удобств и отпадать в другие минуты, – это неосновательная вера. А веровать так, чтобы непрестанно видеть Божий Промысл, заботу Божью о себе и о других людях в радостных и горестных событиях, – это подлинная вера и разумение путей Божьих. Человек спасается верою, но не одной только верой – «и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ), но верой, «действующей любовью» ( Гал. 5:6 ), принятием Христовой жизни в свою жизнь. Вера, хотя бы и совершенно Православная, не может спасти душу, потому что «вера без дел мертва». Малая любовь . Малая, но непрестанная любовь есть неугасимая лампада Богу в храме души. Над человеком распростерта любовь. Только ее надо уметь увидеть внутренними глазами. Это и есть вера. Нам не всегда понятны исцеляющие пути Любви. Но, поверив в эту Любовь над собой и над миром, человек видит духовными глазами жизнь в свете высшего ее назначения. То, что раньше казалось непонятным, предстает человеческой светлой вере как нечто необходимое и важное. Так зреет мудрость в душе и открывается вечность. Благодать Божья, любовь Божья не застаиваются в сердце. Им свойственно идти дальше, и этому сердце назначено быть проводником. В такой силе нуждаются люди, и дается она всякому, даже самому немощному, который, сознавая свою немощь и пустоту, идет к Источнику и наполняется от Него!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Восхождение. Вера есть не только убеждение, но и состояние. Не только состояние, но и восхождение от славы в славу ( 2Кор. 3, 18 ). Нет мелочей. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним прелюбодейственным взглядом. Маленькая травка беззакония так же окаянна пред Богом, как и большое дерево преступления. Множество мелких грехопадений, несомненно, тяжелее для души, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии. И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и от самых малых преступлений. Мера культуры. ...Лишь в отказе от самости выявляется мера истинной культуры людей и народов. Как мало в нас света! Мир изнемогает от малости Божьего света в людях. Верный признак духовной любви. Любовь плотская, душевная легко переходит в чувства противоположные. С любовью духовной этого никогда не бывает. На молитве. Молящийся по молитвеннику иногда видит, что не посторонние мысли развлекли его, но молитва сама, поднявшись из глубины сердца, уже не дает «чужому» слову проникать в ум. Надо тогда молиться самовозникшей молитвой. Отражение. Кто любит нас – бледно отражает Божью любовь. Ненавидящие нас отражают Божье Правосудие. Равенство. Сила любви равна способности к крестоношению. Соль. Даже самая простая мысль, высказываемая Ангелами, бесконечно остра. Дух захватывает от нее. Это соль. «Имейте в себе соль» (см. Лк. 14, 34 ). Власть. Человеку дана власть претворять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога. Каким можно быть. Мы бы не выдержали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе. Утаение. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» . И в откровении о Своей любви Господь утаивает полноту ее. Проявление веры. Вера во Христа проявляется именно в приятии духа Его, духа Христовой, высшей правды «не от мира сего», любви ко всякому человеку, ко всякому народу, жажды спасения всех, особенно и именно грешников, ибо ради спасения грешников пришел Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Море житейское. Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды. Свое мнение. И смиренный, и гордый лучше того, что они сами о себе думают. Источник радости. Господи! Ты всё знаешь ( Ин. 21, 16 ). Источник особой радости. Если удалось что-то доброе. Когда удается сделать что-либо доброе – это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту сладкую пищу, чтобы ты принял ее... укрепился ( Деян. 9, 19 ). Как достичь Царствия Божия. Царствие Божие «усилием берется». Надо «зарабатывать» высшую жизнь, нищенствовать, стоя на зное и холоде этого мира, протягивая руки к Небу. Если чувствуешь одиночество. Чувство одиночества есть знак не соединенности со Христом и томление по Нему. Если предпочитаешь волю Божию. Если человек ищет волю Божию прежде своей, то Господь исполняет даже самые неосознанные, даже будущие его желания. При обидах. Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, – ответ Христовых страданий. Господь говорит. Господь всегда говорит (душе), даже если не слышат люди. Пусть не смущаются переставшие слышать Господа, пусть говорят с Богом. Как себя ограничивать. Надо окружать себя доверием к Богу, связывать себя зовами Его и блаженствами. Свет наш... Ужаснулись бы мы все, осознав всю ничтожность света, излучаемого через нас. Одно из совершенств любви. Знать меру в обнаружении своей близости к кому-либо. Невнимание. Мы роняем Благодать, как Причастие, своим невниманием на пол души. Чей ты сын? Если человек не сын Небесного Отца, он сын отца лжи. Нельзя. Бога нельзя любить немного. В чем ценность (духовная) человека? Начало ощущения своей действительной ценности – в углубляющемся сознании своей нищеты. Важно понять. Мы должны друг друга прощать и любить и должны понять, что грешим по принуждению, по рабскому состоянию и виноваты в том, что не взыскиваем помощи, укрепления, исцеления и прощенья за волю свою злую, за волю, не устремленную ко всецелой любви Христовой. Сила смиренной молитвы. Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но – еще лучше. Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые – самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребенку, просящему пламя свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Для того чтобы из-за дела веры прийти к таким решениям, люди стали слишком равнодушны к вере. Наш путь стал ровнее, и каждому, кто стал бы роптать на суровость мира и злобу его, можно бы сказать пристыжающее слово: вы страдаете от мира еще далеко не до крови. Но, тем не менее, и верна, как и некогда, в словах Господа святая истина: «Если бы вы были от мира, то мир бы свое любил, но так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, то мир вас ненавидит». Мир иначе не может. Естественное желание сердца человеческого – жить со всеми в мире. Не раз молодые сердца предпринимали решение в беспечной вере в себя: я хочу со всеми ладить, я ни с кем не должен вступать в антагонизм. Но самый благонамеренный скоро убеждается, что это невозможно. И кротчайшая агнца душа неизбежно встречает на пути своем злого волка, который говорит: «Ты мне воду мутишь». Кто верует, тот должен и исповедать свою веру. Кто в мире желает служить Богу, тот должен действовать в мире, но всякое исповедание неизбежно встречает возражения, и всякая деятельность неизбежно приводит к борьбе. Само собою понятно, что последователю Христову причиняет скорбь то, что его честные убеждения и стремления не признаются в мире, что его честная работа встречает всюду противодействие, что там, где сеял он только любовь, приходится пожинать зло. И ученик Христов нередко готов вопрошать вместе с Учителем: «Кое зло сотворих вам или чим стужих вы?» Чем оскорбил? Истиной ли, которую ты проповедуешь и исповедуешь и которую мир не может переварить, или праведностью, которую ты осуществляешь в жизни своей и которая служит миру укором, или миром Господним, который написан на лице твоем и которого мир не может простить тебе, или небесной неземной настроенностью, которая светит из твоего поведения и посрамляет, и обличает их земную настроенность, – этим ты оскорбил мир, а мир скорее простит тебе десять грехов и пороков, которые тебя равняют с прочими, чем одну добродетель, которая возвышает тебя над прочими. Почему Каин убил Авеля? Потому что дела Каина были злы, а дела Авеля были хороши и праведны. Почему книжники и первосвященники осудили Спасителя? Потому что Он был Свет, а тьма ненавидит свет. Посему не удивляйтесь, дорогие братья, если мир вас ненавидит. В этом нет ничего особенного. Не дайте сбить вас с пути насмешками злых и ненавистью порочных. Идите прямой дорогой во имя Господне чрез злобствующий мир и мыслите: я должен... а мир не может иначе. Он не был бы миром, если он не предпочитал бы ложь заблуждений своих истине, эгоизм – любви, свою леность – ревности к делу Божию, суете мирской – святость. Я не ученик Христов, не воин Его, если творю угодное всем людям, если с толпою иду широким путем вместо того, чтобы держаться немногих спутников, шествующих узким путем. Итак, вперед во имя Господне в сознании: «Я должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Или ты будешь спрашивать, для чего и почему, когда Сам Господь наказует и взыскует тебя? Или ты скажешь, когда Господь посылает тебя в школу крестную, я не нуждаюсь в науке ее? Говори так: я нуждаюсь в этом, я должен пройти школу крестную, я должен пострадать со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть. При посещениях Господних я должен мыслить и чувствовать себя так же, как дитя, наказуемое любящей десницей отцовской, как лоза виноградная под обчищающим ножом садовника, как железо под формирующим его молотом, как золото в очищающем его огне, как виноградная кисть под горячим лучом солнца. Это «я должен» Божественно, и я не могу отступить от него. Если вы, дорогие мои, соглашаетесь с этим здесь, в доме Божием, то держитесь этого же принципа, когда вас посетят скорби, когда крест станет уделом дома вашего. Это азбучные истины, и всё же их приходится повторять при каждом одре болезни и с каждым учеником, вступающим в школу скорби. Это знают пастыри, ибо тот, кто уже тысячекратно проповедовал эти истины другим, при каждом жизненном случае повторял их для себя. Ты Сам, Господи, помоги нам возможно шире и глубже усвоить этот урок Божественного «я должен». Уже древние греки, да и другие народы, благоговели перед Божественным долженствованием, пред священной необходимостью, пред неизменяемой участью, зависимостью человека от Божества. Подклонение своей воли под это Божественное «я должен», беспрекословное следование за решением воли Бога – это именовалось у мудрецов мудростью, у героев мужеством, у благочестивых – святостью. Во сколько же раз охотнее должны мы, христиане, следовать этому долгу, когда мы знаем, что нас ведет не слепая судьба, но что ведет нас благожелательная для нас воля Отчая, поведшая и Христа на Голгофу и на крест, но чрез Голгофу и крест к славному воскресению, а посему мы должны доверять Ему даже тогда, когда смысл этого водительства нам не ясен. Каких благ было бы лишено человечество, какого величия, славы и блаженства, если Спаситель внял бы голосу Петра: пощади Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Спешите делать добро. Слово Божье советует торопиться богатеть добрыми делами и приобретать сокровище неоскудеваемое на небесах, которого ни вор не может украсть, ни тление не может коснуться и которого никакая смерть не одолеет. Пост и молитва. Пост и молитва тесно связаны между собою, как бы пополняющие друг друга, помогают нам и поддерживают нас. Глубоки наши раны, упорны наши нравственные недуги, неотступны наши искушения. Будем упорны и мы в постоянной борьбе с тем родом, который изгоняется только молитвой и постом. Цель верующих. Нет другой задачи у верующих, как только уподобиться Сыну Божию, усыновиться Богу. Из веры. Дела любви, дела самоотвержения, развития духовных наших сил, укрощение нашего нрава и греховных наклонностей, подражание Господу естественно исходят из веры, истинной, глубокой веры. «Воля Божья есть освящение наше». Нет преград. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть, и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца. Спасаемся верою. Людям дана возможность спасения. Человек спасается верою, доверием к Богу. При несогласии. Если даже нам случится встречать мнения, с которыми мы согласиться не можем, будем всё же стараться сохранять всегда дух кротости, которым только и можно победить. Силой Духа Святого, «очистив души наши к братолюбию, научимся любить друг друга». Настанет час. Настанет час, когда заградятся перед Ним все уста, когда узрит Его всякое око и каждая душа неверующая будет принуждена преклониться перед Ним. Хорошо с Богом. Не найдется ни одного истинного христианина, который бы не воздал Господу славу за то, что жить с Ним хорошо. Так хорошо, что лучше всё претерпеть, чем с Ним разлучиться. Наши «старцы». Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам «старцами», научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение. Господь всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное. Искренним христианам. Если мы искренние христиане, то пусть опасение огорчить Христа заглушит в нас личные обиды и побудит нас словом, делом и помышлением прославлять Его Святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Т о и из политической мотивировки увольнения Думписа по 36 параграфу должно отпасть именно то, на что с особою силою напирает г Бастьян. Но основа этой политической мотивировки остается: Думпис прогнан со службы по политическим мотивам. Определенно известно, что Думпис не марксист и ни на какие сделки с воротилами марксизма не способен. И он, и Зарин – люди, государственно мыслящие в духе существующего латвийского демократического государственного строя. Им в значительной степени обязана забастовка своим провалом. Не в этих ли фактах кроется жестокая расправа и с тем, и с другим Я сравнительно долго задержался на этом вопиющем деле потому, что чистка эта знаменует освобождение ведомств от тех элементов, которые имели мужество возражать против марксизации государственного аппарата демократической Латвии и использования государственного аппарата для целей марксизма. При ликвидации одной из должностей ж д инспекторов был ликвидирован Чакур, честнейший и безупречнейший во всех отношениях специалист, но тоже не марксист. Г Кревс не нашел возможным порочить г Чакура как человека – службиста, но указал, что Чакур ликвидирован потому, что он человек богатый, домовладелец, а другой инспектор не имеет никакой собственности, кроме своей рабочей силы. Оказывается, однако, что и оставленный на службе инспектор не является человеком неимущим. Невдалеке от дома г. Чакура красуется прекрасный доходный дом его счастливого коллеги. Но по странному свойству зрения г Кревса, дом Чакура он разглядел в удвоенном виде, а дома его коллеги не разглядел и объявил несуществующим. Впрочем, с несомненностью ясно то одно, к чему мы и ведем свою речь: суровому вычищению из ведомств подвергались немарксисты. Чистка носила не иной, как чисто партийный характер. Марксистов не вычищали. Наконец, еще один демагогический конек марксистов – это монополия благоволения к меньшинствам, и особенно к русскому меньшинству, из срока в срок отдающему на выборах свои голоса за марксистских кандидатов, якобы отъявленнейших друзей и покровителей русских и всего русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Хирургическая операция, рекомендованная с парламентской трибуны нашею социал- демократией над страупинскою православною приходскою общиною внешне вполне удалась. В тех политических кругах, которые ставят своею целию постепенный, но полный разгром православия в Латвии, эта операция разгрома православной приходской общины будет встречена с обычным злорадным ликованием, с каким встречали они и прежде бывшие разгромы православных организаций и учреждений. Как при случаях громлений евреев, так и в данном случае, и во всех других подобных случаях, громящие нас – православных силы пребудут в тени неизвестности. Но самый факт нещадного и беззаконного громления нас налицо и очевиден для всех не слепых. Если безнаказные погромы и разгромы влияют на международную репутацию и судьбу великих и старых народов и государств, то тем более для молодой и небольшой Латвии для ее репутации и судеб этого порядка факт не безразличный. Я – латыш по рождению и верный сын суверенной Латвии – без ужаса не могу и подумать о том, какую международную репутацию и будущность готовят своей стране и своему народу те политики, которые более 15 проц (православных и евреев) населения Латвии обрекают на существование под знаком периодич и систематич громления. Горькую, незабываемую горечь сеют они не только в сердцах более 15 проц своих сограждан, но и во многих и многих миллионах сердец их единоверцев. Ни один подлинно культурный человек, ни один подлинно культурный народ не может одобрить политику громления. Громимых удары громления сплачивают и закаляют. Что в среду громящих приемы громления вносят гибельное моральное разложение, свидетелями этого мы были минувшею весною, когда «свои» стали громить «своих же». Будущее и, может быть, недалекое будущее еще и еще покажет всю полноту и внутри и во вне порождаемого политикою потаканья громилам и громлению. Многим такое утешение казалось основательным. Многим уже мерещился спасительный судебный приговор, гарантирующий неприкосновенность священного достояния прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Европа будет смотреть на Латвию как на советскую отдушину, сулящую Европе только все самое нежелательное. На Латвию со всех сторон будут смотреть как на послушное орудие в руках Советов и к ней будут относиться совершенно так же, как ныне относятся к Советам. Едва ли здесь есть хотя один наивный человек, который бы думал, что благодаря договору СССР станет искренним другом и благожелателем Латвии? На договоре Латвия теряет, но не приобретает, поэтому он должен быть переработан. Из него должны быть выключены все бессмысленные и вредные привилегии советам. В договоре должны быть обеспечены не только интересы СССР, но и интересы Латвии. Его надлежит сдать в комиссию Сейма или в специальную комиссию для переработки. Сторонники договора напрасно стараются запутать общественное сознание Латвии какими-то измышленными жупелами, могущими обрушиться на Латвию в случае требования переработки договора. Если сегодня договор не будет ратифицирован, Латвия как в хозяйственном, так и в политическом отношении сохранит свое статус-кво. Не блестящее, но вполне удовлетворительное положение. Но если сегодня договор будет ратифицирован, хозяйственное положение ее не увеличится ни на йоту, но международное положение ее ухудшится настолько, что даже ее суверенное бытие можно будет считать состоящим под серьезнейшею угрозой. Вообразите себе тот неизбежный момент, когда она найдет себя вынужденной оказаться от злополучного и позорного для нее торгового договора. Это поставит ее пред необходимостью войти в действительный и серьезнейший конфликт с СССР, ибо СССР добровольно не сдаст тех для него чрезвычайно выгодных позиций, которые ему дает торговый договор. Во время этого конфликта небольшой Латвии придется стать один на один с большим СССР, к тому же покрывшим на основании торгового договора всю Латвию своими ячейками в виде забронированных отделов торгпредства. Если Латвия сегодня будет иметь неразумное дерзновение пренебречь своими друзьями и благожелателями, в тот критический момент она не найдет себе друга и благожелателя, и большой сосед будет иметь полную возможность распорядиться ее судьбою по своему произволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Всем известно, с какою поразительною суровостью относятся у нас к так называемым эмигрантам. Даже люди с мировыми литературными, научными и артистическими именами для того, чтобы проникнуть в Латвию, должны выполнить массу формальностей и внести залог в обеспечение своевременного выезда. Но вот, неведомо какими путями, вне формальностей, без залога, проник в Латвию эмигрант с неведомым, но, говорят, очень сомнительным прошлым и даже настоящим. При наличии у нас сурового антиправославного фронта этот эмигрант, не имеющий никакого духовного сана и заявивший себя рядом поступков, безусловно, нетерпимых в Православной Церкви, вдруг самозвано и самочинно начинает именовать себя «митрополитом Агафангелом». В Риге, где подлинного митрополита Агафангела, ныне занимающего среди русской иерархии первое после патриарха место, прекрасно знают, самозваный «митрополит Агафангел», конечно, не мог пойти в оборот. Он направился, полагаем, не случайно в Латгалию, где митрополита Агафангела знают лишь понаслышке. На днях его видели в Двинске и в окрестностях Двинска. Он не только именует себя «митрополитом Агафангелом», но предъявляет уже и документы с именем митрополита Агафангела. Уже прислано из Латгалии несколько запросов. Недоумевающие православные спрашивают: действительно ли это митрополит Агафангел? И если это подлинный митрополит Агафангел, для какой цели он прибыл в Латвию? Почему путешествие свое по Латгалии совершает в образе грязного оборванного бродяги? Действительно ли он принял на себя подвиг юродства, и как относиться к его странным политическим и церковным вещаниям? Если же это не подлинный, а самозваный митрополит Агафангел, то допустимо ли, чтобы он профанировал своим самозванством и поведением и речами, высокочтимый в среде православных сан митрополита и достопочитаемое имя высокого святителя, оставившего по себе наилучшую память в Ссылаясь на весьма хитроумно скомбинированный комплект документов местного происхождения, самозванец дискредитирует православие и православных, делая их посмешищем среди иноверных, так сказать, не без ведома выдавших ему документы. В пределах одной соседней страны этого рода прием антирелигиозной пропаганды явление обычное. Но в нашем антиправославном фронте до такого приема унизились, кажется, впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010