Даже по отношению к иерархии поставленной цели большевики не достигли. Правда, имена некоторых иерархов на Руси ныне произносятся с омерзением, их клеймят самыми позорными кличками, но это относится именно к тем иерархам, которые или творят, или творили угодное большевикам. Замученных же иерархов массы чтут как священномучеников. На могилы их, если таковые известны, совершаются паломничества, несмотря на запреты, запрещения и репрессии. Имена томящихся в тюрьмах и ссылках произносятся с благоговением как имена живых исповедников веры. От скудости или даже от нищеты своей верующие посылают им в тюрьмы и ссылки усердные приношения. С риском для жизни к местам ссылки отправляются ходоки, чтобы проведать своих пастырей. Грозных наркомов и чекистов осаждают делегации от рабочих и крестьян с ходатайствами за заключенных архипастырей и пастырей. Мы знаем случаи, когда верующие добровольно садились в Чека в качестве заложников-смертников и поручителей за своих духовных отцов или выручали ни в чем неповинных пастырей, или умирали вместе с ними в качестве жертв бессудия и произвола. Вырванных из тюрем и ссылок пастырей народ встречает с восторгом и назло власти обращает вновь вступление их в должность во всенародное торжество. В этих случаях, конечно, торжество уже не является чисто религиозным торжеством; народ торжествует победу над произволом и неправдою власти. На тех мужественных вождей духовных, которые сильны сохранить твердость в вере среди ужасов ГПУ и Чека, народ смотрит не только как на борцов за религиозную идею, но и как на борцов за попираемые и попранные права народа. В глазах масс они не только религиозные герои, но и герои национальные. При наличии таких обстоятельств и таких настроений арест нареченного главы Православной Российской Церкви, местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра, несомненно, будет способствовать поднятию в массах религиозного церковного сознания и даст лишний повод русскому народу осознать свои исполненные горечи и озлобления отношения к предержащей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Десятилетняя разрушительная работа III интернационала не имеет в истории не только ничего равного по ужасам, но и ничего подобного. Я указал, что, молясь о жертвах III интернационала, мы должны помнить, что он имеет напряженную тенденцию расширить сферу своих опустошений. То, что в течение десяти лет совершено в пределах одной страны, может стать и станет уделом всякой другой страны, которая не остережется от обольщений и козней III интернационала. Я указал, что, веруя в Бога и Его святую правду, мы можем утешать себя несомненною надеждою, что почившие жертвы лихолетья найдут у Бога воздаяние по подвигу своему, что разрушительная злая работа III интернационала не может быть вечна уже потому, что она – злая работа. Добро и правда восторжествуют. За лихолетьем разрушений настанет пора работы добрых сил, которые обновят поруганное и разрушенное. Таковы тезисы моей речи. Сама речь по независящим от меня причинам не могла появиться в печати, но появится, как только минуют препятствия. Стенограммы или предварительного письменного текста моей речи полпред, конечно, не мог положить в основу своего протеста, ибо этого рода материала он не имел. Очевидно, в основу протеста положены какие-то, мне неведомые, отчеты о панихиде и речи, за содержание которых ни я, ни латвийское правительство, конечно, не ответственны. 1927. No 683. С. 1. Речь архиепископа Иоанна в Сейме Высокое собрание! По моему разумению и наблюдениям нынешний кабинет министров, хотя именуется коалиционным, на самом деле является чисто марксистским кабинетом. Вкрапленные в кабинет министры немарксисты – люди или совершенно не имеющие парламентской базы, или опирающиеся на скудную дробь. Что могло побудить наших марксистов ввести в свой кабинет таких людей без базы? Наши массы в громадном своем большинстве решительно настроены против Маркса и его чад. Когда девять лет тому назад в нашей стране обосновалась было, марксистская диктатура, массы без различая национальности восстали и вооруженною рукою ниспровергли ненавистную диктатуру. Во все девять лет суверенного бытия Латвии пресса Латвии на языках латышском, русском, немецком, еврейском и польском единодушно стоят против Маркса и марксистов. Хотя наши домашние марксисты еще не успели проявить себя так решительно, как это сделали соседние, массы инстинктивно чувствуют, что и наши марксисты представляют собою опасную угрозу для всех тех ценностей, которые массы привыкли считать священными и неприкосновенными. При таких настроениях масс чисто марксистский кабинет у нас немыслим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Не надо упускать из виду и того, что есть в договоре обстоятельства, направленные не только к питанию нашей промышленности. Некоторые категории товаров, предположенные ко ввозу из СССР, ударят по нашей промышленности и неблагоприятно сузят ее местное производство. Все это вместе взятое дает нам право сказать, что надежды на благоприятное влияние выполнения договора на нашу промышленность, во всяком случае, в сильнейшей степени преувеличиваются сторонниками договора в нынешнем его виде. Сильно преувеличивают значение договора и в области нашей торговли, как это полагают и наши торговые авторитеты. Наш крестьянин, и в частности латгальский русский крестьянин, от договора, как мы уже отмечали, потерпит урон, ибо государственные кредиты отхлынут от него в сторону питающейся сов заказами промышленности. От нашего вывоза в СССР менее всего выгод получит наш крестьянин. К вывозу предположено на 500.000 руб. семян клевера и др , на 200.000 руб. племенного скота и некотор мелочи. Столько чистой прибыли от этой малости получит наш крестьянин, если таковая вообще будет, получит ли по копейке на душу, это еще вопрос. Велики ли будут барыши наших купцов при валовом обороте в несколько миллионов рублей при отмеченных и в нашей и заграничной прессе специфических особенностях торговли с Советами? Несомненно, что и купец наш от торговли с советами не расцветет. Но, может быть, государство будет иметь крупные барыши от договора с Советами? Что оно этим договором обречено на потерю чистых 3.6 милл на пошлинах, это несомненно. Что при составлении государственного бюджета придется для возвращения этих миллионов в статьи бюджета, опять адресоваться к карману обывателя, это тоже не подлежит ни малейшему сомнению, а прямых барышей казне договор не сулит никаких. Мне кажется, договором в нынешнем его виде не обеспечены Латвии решительно никакие прямые и несомненные выгоды. Выгоды на воде вилами писаны, но колоссальные политические невыгоды наперед и абсолютно несомненны. С момента ратификации договора лимитрофы будут смотреть на Латвию как на ненавистный клин, расколовший единую цепь лимитрофов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Герой рождественских боев, Георгиевский кавалер. За участие в антибольшевистской организации был приговорен к расстрелу в Москве. Посмертно в Латвии был награжден орденом Лачплесиса всех степеней. 39 В современных источниках фамилия чаще передается как Магго Петр Иванович (1879–1941) – родился в Двинском уезде в семье крестьянина. С октября 1919 – надзиратель внутренней тюрьмы ВЧК, с 1920 – ее начальник. Приводил в исполнение расстрельные приговоры. 40 Современное название – Лиепая. 41 Возможно, имеется ввиду Кродер Ян Петрович (1860– 1938) – латышский революционер, член ВКП(б) с 1904 г.; участник гражданской войны. В 1919 г. был председателем уездного ревкома в Калачинске (Омская губерния). Есть сведения о том, что впоследствии он проживал в деревне Коломовка Чудовского района Ленинградской области, был членом колхоза «Стрелнекс» и казначеем Коломовского сельсовета. В 1938 г. арестован, 21 октября 1938 г. расстрелян в Ленинграде. 42 Имеется в виду Петерсон Рудольф Августович (1897– 1937) – комендант Московского Кремля в 1920–1935 годах. В 1937 г. был арестован. Военной коллегией Верховного суда СССР обвинен в принадлежности к контрреволюционной террористической организации, расстрелян. 43 Вацетис Иоаким Иоакимович (1873–1938) – полковник русской армии, в 1917 г. перешел на сторону Советской власти. С 1 сентября 1918 по 9 июля 1919 г. – главнокомандующий всеми вооруженными силами РСФСР. С августа 1919 по 1921 работал в Реввоенсовете Республики. С 1922 – профессор Военной академии. В 1937 арестован, обвинен в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации. 28 июля 1938 года расстрелян. 44 Смилга Ивар Тенисович (1892–1937) – член партии с 1907 г. В 1917 г. – член Кронштадтского комитета РСДРП(б), председатель областного Исполнительного Комитета армии, флота и рабочих Финляндии. Участник гражданской войны, член РВС ряда фронтов. После гражданской войны на хозяйственной работе. Во внутрипартийной борьбе поддерживал Л.Д. Троцкого. В 1937 г. расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

«Ласковое-де теля двух маток сосет». Этою политикою не удовлетворились ни марксисты- протестанты, ни демократы. Лайцен возмутился двуличием и двуязычием оппортунистов и поставил им вопрос ребром: «С кем вы будете на баррикадах, с буржуями или с коммунистами?» Более горячие протестанты в поведении оппортунистов усмотрели и и «социал-фашизм», и «социал-предательство». Отрицательно к двуличию и двуязычию оппортунистов отнеслись и демократы, но решили дать оппортунистам выявить себя до конца. Один из лидеров оппортунизма, очевидно, все еще не теряя надежды угодить протестантам и удержать за собою пролетарские массы, провел параллель между положением нынешней Латвии и былой России и в пророческом пафосе возвестил, что управляемая имущими классами Латвия будет сметена с лица земли так же, как была сметена былая Россия. Официоз их стал вещать: «Борьба, которую рабочий класс всегда вел и будет вести против всякого капиталистического строя, при нынешних чрезвычайно бедственных обстоятельствах должна стать особенно необходимой и острой» («Социалдемократс», 1929, No 13). Ужи остались ужами, оппортунисты – оппортунистами. Извиваются. Говорят, да недоговаривают. Кто эти метельщики, которые сметут Латвию с лица земли? Каков тот строй, которого вы ждете по сметении демократической Латвии? (Депутат Майзель обращается к оратору с каким-то вопросом). На вопрос Майзеля отвечу вопросом же: «Скажи мне, ветка Палестины, Где ты росла, где ты цвела? Каких холмов, какой долины Ты украшением была? Ты не Бронштейну ли служила? Советов луч тебя ласкал? Зачем же ты им изменила? Какой скандал, какой скандал...» Таков голос прессы, вами не опровергнутый. Если это не так, опровергайте данные прессы, и ваше опровержение будет и ответом на мои искренне недоуменные вопросы. Какая цель этих оппортунистических, двуязычных тирад с недомолвками? Опять: с одной стороны, угодить марксистскому пролетариату, а с другой – запугать круги демократических граждан? Но, г оппортунисты, вы поняты на обоих фронтах. Вам не верят уже ни там, ни здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Договор этот злополучен уже по своему рождению. Подлинными родителями этого договора являются наша правящая социал- демократия и восточные правящие марксисты. Он выражает сближение этих двух правящих групп, а не двух народов. Несоциалистические массы Латвии, наперед настроенные против обоих родителей, наперед преднастроены и против их детища. Ничего доброго для граждан демократической Латвии и для Латвии несоциалисты наши не ждут и не могут ждать. Вся сумма сомнений, опасений, тревог и подозрений, какая годами накопилась в умах и сердцах наших несоциалистов по отношению к восточным марксистам и нашим соц -демократам неизбежно должна была лечь и легла и на их детище – торг договор. Несмотря на то, что к составлению договора наше социалист правительство пристегнуло и некоторые несоциалистические имена, массы смотрели и смотрят на договор, как на исключительно марксистский и притом не столько экономический, сколько политический, а на привлечение к его колыбели и немарксистов, – как на алиментное привлечение, хитроумно скомбинированное для отвода глаз. Недаром этот якобы «торговый» договор составляли не купцы, а политики. Наши правители текущего дня – г социалисты – углубили эту предвзятую непопулярность договора тою антидемократическою таинственностью, которою окружили колыбель договора. Договор, подписанный еще в начале июня, в течение ряда месяцев содержался в подозрительном секрете не только от масс латвийских граждан, на шеи которых должны лечь обязательства договора, но даже от тех ответственных поверенных народа, рассмотрению и ратификации которых договор должен подлежать. Члены иностранной комиссии Сейма получили на руки текст договора только 1-го сентября с г со строжайшим притом наказом ни устно, ни письменно не знакомить никого с содержанием договора. Не только с избирателями, даже с софракционерами по Сейму мы не смели обсуждать договор. Члены других ответственных комиссий Сейма получили текст договора еще позже. Прочие члены Сейма получили его почти что накануне обсуждения в Сейме и при этом, кажется, не все получили его со всеми приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

И в дальнейшем моя служба шла только на повышение, при самых наилучших отношениях ко мне и духовных властей, и паствы. Желающие благоволят удостовериться в этом из принесенных мною с собою официальных документов. Только в стане безбожных марксистов я не пользовался расположением, ибо я служитель Бога, а они противники Его. Марксисты мне ставят в обвинение то, что я на местах моей российской службы неизменно был другом национально– мыслящих русских людей, организовывал их для защиты национальных прав и интересов. Марксисты забывают, что на всех местах моей российской службы моими пасомыми были подлинно-русские люди и забота о них составляла мой священный архипастырский долг. Или марксисты хотели бы, чтобы я с высоты своего архипастырского поста протянул бы руку тем подложно-русским марксистам, которые прикрываясь различными чисто русскими псевдонимами вроде Троцкого (Бронштейна), Зиновьева (Апфельбаума), Сталина (Джугашвили) и т п , вели под маскою благожелательства подлую работу разложения и денационализации русского народа? Результаты этой подлой работы ныне у всех налицо. Может быть вам, г марксисты, этакая работа по душе, но я всегда был и пребуду определенным противником таких ваших марксистских методов разложения национальных организмов. Я всегда стоял и стою за здоровый национализм латышский ли то, русский ли то, немецкий ли то, еврейский ли то, польский ли то. Я ваш ярый противник здесь, в Латвии, между прочим и потому, что вы интернационалисты, озлобленные противники всего национального. Я здесь, с этой кафедры, не имею возможности перечислить все те грубейшие оскорбления, которые вами нанесены национально- мыслящим и национально-действующим гражданам Латвии. Грубы вы были всегда и к национальному большинству Латвии – латышам, но особенно беспощадны были к национально мыслящим русским. «Истинно русский» – для вас бранное слово. Ваш лидер с этой кафедры заявил, что только обскуранты могут считать русский язык языком культурным. Он же обратился к ищущим латвийского подданства русским с этой же кафедры с незабываемым и презрительным: «Пусть убираются они туда, откуда пришли или туда, где они желательны».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Летописные черты из истории и быта Великого Новгорода напоминают черты из былинного богатырского эпоса. Удалой богатырь и велик, и силен, и богат, а главное – свободен. Он сам себе господин, никакой воле, кроме своей собственной, не подчинен. Он дорожит свою вольностью и за нее готов на все жертвы. На каждое покушение на его удалую вольность у него всегда наготове и меткое слово, и решительное дело. Князь ли покушается на его вольность, ему заявляет вольнолюбивое вече: «Ты сам по себе, а мы сами по себе», – и ему «кажут путь из Новгорода». На попытку навязать Новгороду неугодного князя вече шлет отцу претендента: «Коли у твоего сына две головы, то присылай его». Вольное Новгородское вече мало дорожило своими выборными князьями, посадниками, тысяцкими и сменяло их часто по самым разнообразным поводам, но чаще всего за нарушение новгородских вольностей. Лишь в области св православной веры Новгород не позволял себе вольничать. Ее он хранил в святой чистоте, ее оберегал ревностно и ее авторитет признавал беспрекословно. Удалой богатырь, не признававший над собою никого и ничего в этом мире, пред величием Бога смиренно преклонялся и всю свою жизнь стремился поставить под покров религиозных верований и религиозных святынь. По центральному храму новгородцы свой город именовали городом св Софии. Верность святой вере для новгородца была не только религиозною, но и патриотическою добродетелью. Идя отражать врага родного вольного города, новгородцы говаривали: «умрем честно за святую Софию», про павших в бою говаривали: «Главы своя положиша за св Софию. Без благословения своего владыки (архиепископа) новгородцы не предпринимали ни одного важного дела. За его примирительным словом обращались к нему в спорах. Когда на вечевых собраниях разгорались страсти и удалые новгородцы от словопрений переходили в свалку не на жизнь, а на смерть, только кроткий, но авторитетный голос владыки мог положить конец губительному бою. Летописцы, изображая быт новгородцев, с восторгом отмечают в новгородцах их непоколебимую верность вере и смиренную покорность ее велениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

По мирному договору юридические и физические лица Латвии должны получить обратно все те свои вклады, которые они в свое время положили в кредитные учреждения былой России. Общая ценность этих вкладов неимоверно велика. Еще в начале Латвии, когда далеко не все граждане Латвии были здесь налицо, требований на вклады поступило в реэвакуац учр на сумму свыше 80 милл золотых рублей. Эта сумма выражает лишь часть общей стоимости вкладов. Вклады принадлежат не только представителям имущих классов, но и самым настоящим пролетариям, батракам, заводским рабочим, мелким ремесленникам, мелким служащим, крестьянам. Вкладчиками являются пенсионные, погребальные кассы, кассы взаимопомощи, питавшие самые бедные обездоленные классы населения, престарелых неработоспособных трудяг, инвалидов, сирот и вдов. Как нам известно, пролетарское правительство не исполнило этого своего договорного обязательства даже постольку, поскольку оно касалось пролетариев из пролетариев. Наши заводские рабочие, оставшиеся без работы и хлеба, вследствие эвакуации из пределов Латвии в глубь России промышленных местных учреждений, имели право надеяться, что рабоче- крестьянское правительство, согласно своему обещанию в мирном договоре, возвратит в Латвию промышленные учреждения, эвакуированные из Латвии и тем даст нашим заводским рабочим возможность вновь быть и при работе по специальности и при насущном хлебе. Представители Латвии разыскали на территории Сов Союза более пятидесяти промышленных учреждений, эвакуированных в свое время из пределов нынешней Латвии, и наладили их реэвакуацию. Реэвакуация не могла состояться вследствие препятствий, чинимых рабоче-крестьянск прав и наши специалисты-рабочие по-прежнему сидят без работы по своей специальности, а часто и без всякой работы. Не говорим уже о том, что неисполнением этого обязательства мирного договора заторможено восстановление нашей промышленности, и Латвии в лице ее промышленников нанесены многомиллионные убытки. Вопреки обязательству мирного договора на территории СССР открыто и не без поддержки официальных кругов функционируют организации (напр , Латсекция с ее многочисленными отделениями), ярко враждебные «белой Латвии» и ее строю с соответствующими печатными органами (вроде «Кревияс Циня»). Обещанная мирным договором и существенно необходимая для Латвии консульская конвенция доселе не заключена не по вине Латвии. То же нужно сказать про смешанную комиссию для разрешения споров между латвийскими гражданами и СССР и его гражданами. Мы, возвращенцы из пределов СССР, на себе испытали все неудобства самовластного определения наших прав без участия представителей Латвии. Видный юрист, б юрисконсульт Латвийского посольства в Москве г Р. Фрейман, суммируя свои наблюдения по выполнению мирного договора, говорит, что Москва не исполняет своих обязательств по мирному договору не вследствие объективной невозможности их исполнения, а вследствие упорного нежелания их исполнять.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В области громления православия родство достигло уже таких степеней, что соседскую руку наши рыцари громления уже с полным правом могут называть братскою и мы, видевшие жизнь православия и там, и здесь, уже поставлены пред вопросом: где хуже? Мы долго терпели молча, надеясь, что психоз бессмысленного, ни на чем не основанного громления пройдет сам собой, что здравый смысл одержит победу над безумием. Мы всемерно щадили и внутренний мир, и внешнюю репутацию молодой страны. Однако есть предел и кротости, и терпению. Мы доведены до предела. При всей любви к родине мы вынуждены констатировать, что судьбы ее находятся в руках, которые нас держат в постоянной тревоге, близкой к отчаянию. Если у юной, войною расслабленной страны не хватит силы воли, здравого смысла и моральной силы, чтобы положить предел произволу громил, она вынуждена будет дожить до давления совне. Не только громимые национальные меньшинства, не только угнетаемый рабочий класс, но и мы, православные, как члены вселенской организации, имеем право на международную защиту, и мы будем вынуждены искать ее, если тут в Латвии, вместо защиты, мы будем встречать только издевательства и все новые и новые формы угнетения, насилия и громления. 1926. No 231. С. 1 Заговорили... Ответ г. начальнику Управления духовных дел Латвии Когда мы познакомились с вызванною нашими статьями беседою г начальника управления духовных дел, мы сразу решили, что не все в этой беседе может принадлежать почтеннейшему пастору Мюленбаху. Наше предположение подтвердилось. Однако и с тем, что г Мюленбах оставил за собой, согласиться решительно невозможно. Ни наш кафедральный собор, ни наши духовно-учебные заведения в России не считались и не были государственною собственностью, следовательно, и механический перевод их, якобы на основании мирного договора, в государственную собственность Латвийской республики сделан неправильно и произвольно. То правда, что Российское государство и средствами своей казны, и своими живыми силами принимало самое живое участие в храмоздании. Это участие было делом узаконенным. В Привисленском и Западном крае до 1890 года министерство внутренних дел по обязанности занималось и храмозданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010