Матфей написал Евангелие по-еврейски, Марк по-латыни в городе Риме (принявши его) от Симона, Лука по-гречески, Иоанн написал также по-гречески в Антиохии 2556 , потому что остался в живых до времени Траяна. Марк проповедовал в Египте, Иоанн в Азии, Матфей у Индов и в Иудее, Фома у Парфян, Иаков Зеведеев в Галлии, Андрей у Скифов, Македонях и Ахейцев, Пётр в Порте и Риме и у Галатов, Кимвров 2557 . Вифинцев, Азийцев и Мердзинов 2558 , Павел от города Иерусалима до Испании. Варфоломей передал Евангелие Матфея Индам и был там епископом, и проповедовал в Ликаонии, Филипп проповедовал у Греков 2559 и Гала- —356— тов, Крисп у Далматов 2560 , Тит у Критян, Левий в странах ниже Понта, Фаддей один из семидесяти в Уре 2561 во дни Авгаря, который был правителем этого места и которого он исцелил от болезни. Того же св. Ефрема. Спустя сорок лет после вознесения Господа началось разрушение Иерусалима. Пред войной Тита все Апостолы разошлись по всем языческим народам, как повелел им Господь: „идите во всю землю ( Мк.16:15 )“. Его же о сектах. Фарисеи говорят, что не всё бывает по предопределению, но некоторые вещи происходят сами по себе, поскольку бывают случаи, которые с одними происходят, с другими (же) не случаются. Саддукеи отвергают промысл, уча, что нет промысла и что люди не посредством его достигают совершенства, но что благо возникает само по себе и зло само по себе, и всё происходит само по себе. Но ессеи приписывают промыслу власть над всем и говорят, что без него не может быть ни порядка, ни смысла в жизни человеческой. Кроме того, иную секту составляют галилеяне, которые всегда странствуют, и иную мазберхтенсы 2562 , самаряне и габионенсы 2563 , (живущие) среди Израиля. Саддукеи получили начало во дни Иоанна, отделившись в качестве праведников от народа и отвергая воскресение мёртвых, надеясь на самих себя, поскольку, как они говорят, не должно покланяться Богу и почитать (Его) ради награды милостью. Самаряне тоже отвергают —357— воскресенье мёртвых и покланяются не в святом городе Иерусалиме, а на горе Гаризим, а также ещё ожидают какого-то простого 2564 пророка, который изложит и изъявит то, что тёмно в пророчестве Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На втором году жизни Стефана на Проконнисе умерли его мать и сестра; вскоре открылось, что он продолжает учить иконопочитание; его опять хватают и представляют царю; следует сцена с монетой и Стефана заключают в тюрьму за поругание императорского портрета. Гонение на монахов в это время, то есть в 764–765 годах, по-видимому, уже в полном разгаре: в тюрьме Стефан встречаете до 342 монахов из разных мест; из них многие уже искалечены – с отрезанными носами, ушами, руками (ср. Ν: κα μελν κτομν, что впрочем скорее означает тоже, что τ ενουχζειν), Здесь Антоний критянин рассказывает о сожжении аввы Павла «архисатрапом» Феодором Лардотиром; Феостирикт, пресвитер пелекитского монастыря, рассказывает о зверствах Лаханодраконта, воеводы Азии: как он 38 человек посадил в деревянные колоды и потом засыпал в подвале камнями и землей (ср. Ν: ν ξλοις κρεμσθαι); прочих кого сжег, кому опалил смолой бороды, кому отрезал нос. Далее упоминается засеченный бичами Петр влахерпский, и Иоанн, игумен монагрический, утопленный в море в мешке (ср. N: κα τος μν ν θαλσση ποντοσθα). Наконец последние подчеркнутые строчки в выше выписанном отрывке («иные, влачимые чернью» etc.) весьма прозрачно намекают на смерть самого св. Стефана (1176–1177),-и на известные процессии монахов, связанных попарно с женщинами, в ипподроме, описанные Феофаном (I, 437) под 21 августа 4 индикта 6257 (766) г.; сравни также известие Никифора стр. 72, что иные монахи, уже до смерти Стефана, под влиянием угроз или прельщений меняли монашеское платье на светское и женились. Мученичество самого Стефана совершилось, по Феофану, 20 ноября того же 4 индикта, по житию 28 ноября, на 50 (так рукопись Regius) или на 53 году его жизни (1177D и примечание). Чтение Regius согласно с Феофаном и с прочими хронологическими указаниями самого жития, и приводит нас к 20–28 ноября 765 года 155 . Итак, если считать житие св. Стефана вполне во всем его содержании, хронологически точным, то весь фактический материал, вошедший в речи первого отдела N, был уже налицо к концу 766 года, и, стало быть, самый наш текст мог возникнуть около этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Это означало не что иное, как желание быть сотрудником в типографии Альда. Была ли удовлетворена просьба Михаила? Положительный ответ кажется более чем вероятным, если обратить внимание на контекст, на деятельность и занятия Альда Мануция и Сципиона именно в это время. 1502—1503 годы — начало формирования Новой академии Альда, на замысел которой могла повлиять флорентийская Академия Марсилио Фичино, подражавшая, в свою очередь, афинской Академии Платона. «Академии» появлялись в это время и в ряде других городов Италии, но Новая академия Альда выделялась среди них по своему вкладу в активизацию греческих штудий и изданий. Ближайшими сподвижниками Альда в этом начинании были Сципион Картеромах (адресат писем 1503 года) и уже известный нам Иоанн Григоропулос, тоже друг Михаила Триволиса. Именно Сципион был автором появившегося в августе 1502 года документа, называемого «конституцией» или «законом» «Новой Академии» и написанного от лица всех троих: «Поскольку серьезные любители образования получают большую пользу от бесед на греческом, мы трое, Альд Римлянин (так именовал себя Альд Мануций), Иоанн Критянин (то есть Григоропулос) и третий — я сам, Сципион Картеромах, приняли за правило, что нам разрешается говорить друг с другом только по–гречески» . Далее следует полушутливый, с долей юмора пассаж о денежных штрафах за нарушение правила (возрастающих в геометрической прогрессии), о совместных обедах и ряд других деталей. Но юмор и серьезная цель, как пишет исследователь документа Н. Вильсон, не противоречат друг другу. Документ показывает существование замысла или плана такого сообщества; Альд собирал вокруг себя группу ученых, единомышленников и энтузиастов, объединяемых в «Новой Академии» с целью выбирать греческих авторов для напечатания и искать решение возникающих при этом различных филологических и литературных проблем. Поскольку при формировании академии предусматривалось привлечение новых участников, ученых, образованных людей, сведущих в греческой литературе, то можно предполагать, что ответом на обращенную к одному из основателей Сципиону Картеромаху просьбу Михаила («вытащи меня к вам») было приглашение его в Венецию, участие в делах академии и в новых изданиях Альда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Крещение Господне. Роспись ц. вмц. Параскевы в Ероскипу. XV в. Крещение Господне. Роспись ц. вмц. Параскевы в Ероскипу. XV в. После тур. завоевания К. в 1570-1571 гг. мн. художники покинули остров. В Венеции работали мастера Иоанн Киприот (роспись купола ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи, 1589), Петр, Доменик Киприот, в К-поле - Иоанн Адолос, в Эпире - Онуфрий Киприот; их произведения выполнены в итало-визант. стиле. Из-за упадка художественной деятельности на К. в этот период увеличился ввоз икон с Крита, Ионических о-вов и из Венеции: на острове бытовали произведения Еммануила Джанфурнариса, Мелетия Критянина, Теодороса Пулакиса, Эммануила Цанеса. В кон. XVI-XVII в. кипрская иконопись развивалась в русле общих тенденций поствизант. искусства. Если работавшие на К. на рубеже XVI и XVII вв. художники продолжали следовать итало-визант. традициям живописи (Сильвестр, Лука Тохнитис, Луджиос Флангис), то для иконописцев 1-й пол. XVII в. характерна тенденция к некоторой упрощенности стиля и к сближению с народным искусством: диспропорциональность рисунка, плоскостность и декоративность цветового решения (свящ. Димитрий, изограф Давид, протопр. Симеон, Герасим Палпис и свящ. Феофилакт Палпис). На К. практически прекращается создание настенных росписей, а сохранившиеся образцы значительно уступают по качеству исполнения фрескам венецианского периода (напр., стенопись нартекса ц. Преображения Господня в с. Палехори, 1612). В иконописи этого времени часто встречаются авторские и вкладные подписи с точными датами создания образа, вводятся изображения именитых заказчиков. Обширное художественное наследие оставил свящ. Павел Иерограф («Священнописец», работал в 1622-1668), иконописец и автор немногих сохранившихся росписей XVII в.: в соборе мон-ря Архангелу (1650-1652), ц. вмч. Георгия Победоносца в Кало-Хорьо близ Клиру (1656), нартексе ц. арх. Михаила Антифонита близ Калогреи (1659) и др. Его произведения отличаются индивидуальным почерком: масштабные коренастые фигуры с немного искаженными пропорциями, сдержанная цветовая палитра, орнаментальная разработка одеяний, широкие коричневые описи рисунка на личном, узнаваемый тип ликов с крупными чертами, который отчасти изменился в поздний период творчества мастера. Его современником был Соломос Иерофит («Иисус Христос Спаситель мира», 1641, Музей Киккского мон-ря). Продолжателем традиций свящ. Павла во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. можно считать свящ. Фому, в произведениях к-рого усиливается графичность и схематизм образов.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

После освобождения Крита от арабов возрождением мон-рей и монашества на острове занимался прп. Иоанн Отшельник (Ксен). В конце жизни его деятельность распространилась и на Зап. Крит. Он построил близ совр. сел. Азойирес (к северо-востоку от Палеохоры) ц. вмч. Георгия Победоносца, подчиненную Мириокефальскому мон-рю. Согласно критским преданиям, Иоанн Отшельник нек-рое время жил близ совр. сел. Спилья (примерно в 15 км к западу от Кисама), где существует пещерный храм в его честь. Последние годы жизни преподобный провел в уединении на побережье Акта (побережье совр. зал. Ливадия). Местные жители считают, что он подвизался недалеко от совр. с. Кавуси. Там был сооружен 2-нефный храм во имя вмч. Евстафия Плакиды и прп. Иоанна Отшельника, вост. часть к-рого устроена в скале. В XIII в. храм был расширен к западу, росписи кон. XIII в. включают в т. ч. житийный цикл прп. Иоанна (сохр. фрагменты) и его фронтальное ростовое изображение. Снаружи с сев. стороны устроены 4 гробницы, крайняя восточная почитается как гробница прп. Иоанна Отшельника. Границы епархии визант. периода точно не известны, но в любом случае она была меньше совр. К. и С. м., т. к. в ее юж. части существовала Кантанская епископия (Кантан находился близ совр. сел. Какодики в окрестностях Канданоса). В венецианский период должность правосл. епископа была упразднена. Единственным епископом-греком при венецианцах был Герасим (в миру Георгий) из богатого и знатного кидонийского рода Палеокапасов. Он обладал графским титулом, получил образование в Падуе и впосл. стал эфором (инспектором) Падуанской гимназии. Будучи униатом, он принял монашеский постриг и стал игуменом мон-ря Анкарафу . На свои средства он отправлял критян на обучение в Падуанский ун-т. Венецианцы построили в городе укрепления, благодаря которым он получил новое имя - Кастелион (сохр. до 1969). В венецианский период основаны мон-ри св. Иоанна Предтечи в долине Гьона (XVI в.), Гонья (1618, на месте визант. обители) и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы (ранее 1637). Церкви вмч. Георгия Победоносца близ бухты Мениес (здание и фрески сер. XIV в.) и ап. Павла (здание кон. XIV в., фрески сер. XV в.) на мысе Спата в XV-XVI вв. были преобразованы в небольшие обители.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

В сих видах у него была переписка с кардиналом Коллоредом и с иезуитами, в общество которых вступил племянник его Иоанн Андреас в 1707 году. Писал он об этом и в венецианский суд о богохульстве (π τς βλασφημας), начав свое письмо словами: Da quando nel Consilio di Firenze... За эту сатанинскую дерзость Мелетия мисадельфийского, а не филадельфийского ухватились в Риме и обещали ему уравнение с латинскими архиереями и жирные выгоды. Тогда он представил папскому легату свое письменное исповедание римской веры чрез посредство находившегося в Венеции фратора Сан-Филиппа Нери Иоанна Бабтиста Бедетти, а в церковь св.Георгия начал вводить свои новшества: отменил освящение воды в Богоявленьев день, отнял у братства право избирать ефимериев, дабы самому находить их единомысленных с ним, и вовлекал в свое заблуждение иереев и мирян слабейших (1698–1699гг.). Такие дерзости возмутили всю греческую общину, увидевшую себя под гнетом неблагодарности и законопреступления, и она 18 августа 1699 года подала жалобу в силлогос советников на дерзкие злоупотребления Мелетия. Тогда сей предатель веры и свободы пошел еще далее. Отыскав с помощью Алусия Морозини забытые постановления 1534 и 1542 годов, о которых говорено выше, он принуждал сослужащих с ним иереев принять чуждое вероисповедание. Братство же, устраненное от избрания ефимериев, тщетно усиливалось прекратить все эти обиды. Между тем из Рима явился в Венецию францисканский монах Михаил Ангелос, критянин, наперсный друг Мелетия, и сообщил ему мнение и желание папы Климента XI, чтобы он содействовал обращению еллинов в латинскую веру. Затем сей фратор стакнулся с двоюродным братом Мелетия Георгием Сакеллари, который один из всех православных христиан предстательствовал за сего архиерея; и вот решено было ими, чтобы советники силлогоса отвергли всякое домогательство братства. И действительно, они отвергли веское и справедливейшее прошение его от 7 июля 1707 года, хотя и порицали Мелетия как человека сварливого, как нововводителя и лицемера.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Святая трапеза, четырехугольная, среди алтаря утверждена на одной колонке из красного мрамора. Над нею высится сень, поддерживаемая четырьмя столбиками из мрамора белого Все это изготовлено под надзором благочестивых и сведущих православных христиан, дабы в храме не появилось что-нибудь не церковное, как это заметно в некоторых восточных храмах в Западной Европе. Святая трапеза освящена по уставу бывшим далматинским архиереем Венедиктом Кралевичем 22 декабря 1853 года. Позади ее на царских вратах, внутри алтаря, историрована Тайная Вечеря кистию Венедикта Ембория критянина в 1606 году. В алтарном диакониконе красками написаны Сошествие Святого Духа на апостолов и четыре ангела в углах, а в проскомидийном отделении етимасия (т.е. престол с стоящим на нем крестом), Константин и Елена и другие святые, в углах же четыре евангелиста. В восточных углублениях (ψδες) диаконикона и жертвенника красками же изображены Вознесение Христово и Осязание Фомы. Эти изображения очень древни (1593г.) и хороши, а написал их Иоанн кипрянин, тот самый, который историровал и купол храма. В диакониконе хранится плащаница Христова под стекляным поставом. Она написана в 1677г. рефимнийским иереем Еммануилом Цане. Там же у южной стены стоит большой крест деревянный, украшенный мозаикой из черепахи и перламута. Он выносится на средину храма во время утрени Великой Пятницы по древнему обычаю. Пред ним горит неугасимая лампада, вылитая из серебра. А написанное на нем Распятие возбуждает во всяком благоговение и умиление. Этот крест, изготовленный в Кифире, пожертвован в 1662 году Димитрием Перули афинянином. Над сим крестом в полукруге красками написан Пилат, умывающий свои руки. Там же иерейский умывальник сделан из красного мрамора и устроен шкаф, в котором хранятся церковные книги. А в углублении проскомидийного отделения алтаря историровано Снятие со креста, вероятно, Михаилом Дамаскиным, о котором говорено выше. Над углублением же этим изображен безначальный Отец с надписью: Ветхий денми. На стенах сего отделения написаны святые диаконы Лаврентий, Пармен, Прохор и прочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

9 Breve cenno delle religioni, delle sette e dei riti, che si praticano in Terra Santa – del Padre Francesco de Perinaldo, pag. 80 (Одесск. Вести. 1859 г. 31). 11 Baron. Ad an. 1097 cum critic. Annotation Pagi. Муравьева – Правда Вселенской церкви, стр. 296 и 318. 12 Παρενθςτοι, παρεμβδλιμοι – как называет их Критянин Иоанн Фока, описавший свое путешествие во Св. Землю 1185. (Помещено в сборник Аллатия: 1653). 13 Это явствует из того, что по изгнании крестоносцев, униатов в Св. Земле не осталось, нынешние униаты – позднейшего происхождения. 16 Вальсамон, патриарх Антиохийский, не жил в Антиохии, состоявшей тогда под властью крестоносцев, а в Константинополе, в отведенном ему монастыре. Скончался около 1197 года. Латинских пленников много было в Египте, которого султаны вели беспрестанные войны с крестоносцами. 17 См. четвертый ответ Хоматена в пятом томе собрании: Συνταγμα των ιερων χαι θειων χανδνων.... 1854. 19 Письмо Неофита «О бедствиях Кипра», во 2-м томе собрания Котелерия – Monumenta ecclesiae graecae. Parisiis. 1681. Число жителей греческого происхождения было на Кипре в половине XV столетия около 150.000, а латинского 40.000. Вероятно, 25 У Лекьена в Oriens Christ. Вычислено 32; но не все митрополии, им исчисленные, были занимаемы Латинянами, хотя бы на короткое время; например, Трапезундская, Филиппийская, Эфесская, Сардийская, и может быть, несколько других; значит, предполагалось только поставить туда митрополитов латинских, подобно тому, как по завоевании Константинополя, рыцари уже мечтали поделить между собою все области империи, принадлежавшие ей некогда при Константине Великом и Феодосии Великом, даже за Евфратом. При всякой митрополии учреждены были «капитулы». Из монастырей, занятых или устроенных Латинами, заметим: Хортаитский, близ Солуни, Дафнийский, близ Афин, оба принадлежавшие ордену Цистерианскому. Особенно распространились так называемые нищенствующие ордена: Доминиканцы, кроме монастырей в Фивах, Кларенце, Андравиде и др., имели один и в самом Константинополе. Францисканские монастыри уже в 1260 году делились на три благочиния (custodiae): Негропоитское, Фивское и Кларенцское. И духовные рыцарские ордена имели свою долю в землях греческих. В столице Ахейского княжества, Андравид, Темплиерам принадлежал монастырь св. Иакова; Ионниты владели прекраснейшим из Константинопольских монастырей, именно монастырем св. Сампсона, и богатыми поместьями в Фессалии, близ города Кардяки. Heyd – Kolonien d. Romishen Kirche in den Kreuzfabrer-staaten (Zeit-schrift fur historische Theologie. 1856, 2 Heft, S. 308). Афонские монастыри были объявлены принадлежностью римского престола и вверены надзору латинского Севастийского (титулярного) престола (1208). Этот произвел в них такие насилия и грабежи, что сам папа Иннокентий, в 1214 году, с негодованием называл их недостойными описания. В 1234 году, вся Афонская гора уже свободна была от латинской власти, вследствие побед Болгарского царя Асеня II над Латинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

С упадком греческих республик и Крит начал приходить в упадок. В 69 году до Р. Х. римский консул Метелл сделал его римской провинцией. Оживлённые торговые сношения привлекли на Крит множество людей низкого нравственного уровня, жаждавших наживы. В результате явилась нравственная порча, которая проявлялась в разврате и в склонности к обману, так что у греков «говорить по-критски» сделалось синонимом слову «лгать». Ещё древний поэт Эпименид, уроженец Крита, отметил это свойство своих соплеменников, а св. апостол Павел утвердил истину его слов в своём послании к Титу (1:12–13). Среди жителей Крита было много и иудеев, которых привлекла сюда торговля. Когда появилось на Крите христианство, в точности нам не известно. Из книги Деяний (2:11) мы знаем, что среди свидетелей чуда Пятидесятницы были и критяне, слышавшие вдохновенную проповедь апостолов на своём родном языке. Без сомнения, они и были первыми благовестниками христианства у себя на родине. Возможно, что главным проповедником христианства на Крите был св. Тит. Но прочное устроение Церкви Христовой на Крите принадлежит, как это ясно видно из послания к Титу, св. апостолу Павлу, трудившемуся здесь, по-видимому, во время своего четвёртого благовестнического путешествия, по освобождении из первых уз. Им были основаны церкви по всем городам, но он не успел поставить всюду пресвитеров, и поручил сделать это Титу (1:5). В числе сотрудников и помощников Тита на Крите были некий Зина законник и известный своею учёностью и красноречием Аполлос ( Тит. 3:13 ). Время и место написания послания к Титу Св. Иоанн Златоуст говорит: «Мне кажется, что апостол писал это послание во время между первым и вторым своим заключением. Это послание, кажется мне, предшествует второму посланию к Тимофею. Ибо то писал он при конце жизни, находясь в узах (последних), а это в такое время, когда был отпущен и свободен от уз». Освобождён от первых уз св. апостол Павел был около 64 года, когда и отправился в четвёртое своё путешествие, посетив Крит.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

25 Фессалоника – или Солунь, главный город второго округа Македонии, на северной окрайности моря Эгейского. Название свое получил от Македонского царя Кассандра, который так назвал его в честь своей супруги Фессалоники. 27 Афины, город Греции, столица Аттики, славившаяся любовью к просвещению. «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-либо новое» ( Деян.17:21 ). Апостол Павел нашел этот город погруженным в идолопоклонство; между алтарями их он нашел один с надписью «Неведомому Богу». Свою проповедь в ареопаге он начал речью по поводу этой надписи. 28 Коринф, город на перешейке между Эгейским и Ионнийским морями. Его положение между двумя морями давало ему возможность вести торговлю с западом и востоком. Богатство водворило в нем всевозможные пороки; самый разврат в нем был освящен культом Венеры. 29 Кенхреи – город с гаванью близ Коринфа; в ней останавливались корабли Египта, Сирии, Финикии, Малой Азии и др. 30 Ефес, знаменитый город Ионии, в расстоянии одной мили от Икарийского моря, на холмистой местности, при реке Каистре. В Ефесе апостолом Павлом была основана церковь , упоминаемая в Апокалипсисе. На севере Ефеса были другие такие же церкви в городах Смирне, Сардисе, Фиатире и (на востоке) Филадельфии. Из семи церквей Апокалипсических, все, кроме Ефесской и Фиатирской, основаны св. Иоанном Богословом. 34 Самос – остров в Эгейском море (ныне – Сусам-Аудаси). – Между Самосом и Никсосом, на юго-запад от Ефеса находится остров Патмос, на котором был заточен Св. Иоанн Богослов. 43 Крит – остров на Средиземном море, на юге Архипелага. Апостол Павел поставил Тита епископом Критской церкви и заповедал ему строго обличать Критян, потому что они «всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» ( Тит.1:12 ). Читать далее Источник: Библейская география. Пособие к чтению Библии и изучению Священной истории/Сост. А.Ф. Соколов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – С.-Петербург : Изд. Д.Д. Полубояринова, 1892. – 67, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010