передал церковь обновленческой общине. Священник-обновленец был арестован 20 мая 1938 г., после чего службы в храме прекратились. 20 июня 1938 г. президиум горсовета постановил использовать церковь " под хозяйственные цели " . После закрытия в помещении храма были зерносклад, склад фабрики " Игрушка " . Колокольня, ограда, купол, внутреннее оформление (иконостас, стенная роспись, пол, духовая печь) были утрачены. Передача храма церкви произошла 30 января 1996 г. Первая служба проведена 11 апреля 1996 г. В 2002 г. восстановлен иконостас (иконы написаны шуйским художником-иконописцем Токаревой И.А.). С 2003 г. в храме находятся мощи Святого мученика Авксентия (Калашникова). Сейчас храм активно восстанавливается - построена новая ограда, установлен купол, выполнен ремонт, предполагается восстановление колокольни. В Петропавловской церкви в начале XX века происходили чудесные исцеления от иконы Святителя Николая. Родственница старосты церкви Флавия Блинова будучи двенадцатиетней девочкой упала с дерева и полностью ослепла. Ей приснился сон, где она узнала, что может обрести зрение, найдя икону Святителя Николая где-то за Осиновой горой на болоте (ближайший к городу лесной массив - Ч.Д.). Она не восприняла сон всерьез, но сон повторился. Благословясь у священника Петропавловской церкви, где была прихожанкой, женщина пошла в лес. Грибники довели ее до леса, она неопределенно долго ходила (возможно, несколько недель), уснула на болотной кочке, во сне увидела икону, проснулась, нашла икону на ощупь под кочкой. Обратно в город вернулась по колокольному звону. Принесла икону в Петропавловскую церковь, стала мазать глаза маслом от лампады, зажженой при иконе. Через несколько дней наступило прозрение. Зрение стало таким хорошим, что в 92 года она могла читать без очков. Другая женщина также исцелилась от глухоты, используя лампадное масло от иконы Святителя Николая. Николо-Шартомский благовестник, 1993. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Федосов Е.В. Шуйский ковчег. Сборник очерков об истории и сегодняшнем дне храма Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в г.Шуе Ивановской области. М.: " Артмедиапринт " , 2004 - 84 с. Ф.Г. Журов " Возникновение села Петропавловского близ гор. Шуи "/" Памятная книжка Владимирской губернии за 1895 г " . 1895.

http://sobory.ru/article/?object=06252

Он имеет суровый, " глыбистый " облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую. В " Памятниках Отечества " читаем: " Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещённым к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объёма имеют неравные отрезки, разделённые четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении " . " Свод памятников архитектуры " напоминает нам о том, что Никольский собор - " самый ранний памятник архитектуры Ивановской области " и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причём вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский - это всё-таки разные жанры. Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика - в данном случае " архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею " . И сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были " добротно-архаичными " , укоренёнными в XVI веке. Есть версия, что первоначально собор имел покрытие по закомарам и иную (надо полагать, луковичную, наиболее употребляемую в XVII веке) форму глав.

http://sobory.ru/article/?object=20721

То в 1619 году: " польские и литовские люди, черкасы и с Вязников воры, и казаки, в вотчине у Николы Чудотворца были... и монастырскую вотчину разорили; и в церкве образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырские побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьян посекли... " В 1624 не успев восстановиться после погрома, обитель ограбили разбойники, убив притом и нескольких монахов; наконец, в 1645 году обитель " изволением Божиим, от молнии, до основания " выгорела. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая, согласно большинству источников, освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона. Эта дата, однако, вызывает споры. Она выведена из надписи на водружальном кресте, но смысл её таков, что позволяет говорить скорее об освящении в 1651 году именно самого креста. А собор мог быть достроен несколькими годами позже. Никольский собор пережил вместе с Шартомским монастырём самые разные периоды: упадок после секуляризационной реформы 1764 года, когда монастырь потерял все свои владения и неумело пытался выживать в новых " подневольных " условиях, расцвет второй половины XIX века и разруху ХХ столетия. В 1920-е годы его закрыли, реквизировав ценную утварь, а библиотеку и " неценные " иконы большей частью сожгли. Дальнейший сценарий бытования монастырских зданий был стандартным: их использовали под склады, в Никольском соборе долгое время располагался склад зерна, а в некоторых помещениях жили люди. Частичной реставрацией монастырь " осчастливили " лишь в 1980-е годы, но и всё равно в 1990-м году, когда его возвратили Церкви, зрелище он представлял собой поистине печальное. Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=20721

— То есть у вас не было сильных переживаний по поводу того, что вот взяли и бросили любимое дело? — Судьба, сам человек, его внутренний мир — гораздо важнее, гораздо интереснее, глубже любого дела, любой актёрской, режиссёрской или какой-либо профессии, любой профессии. И душа человека всегда пытается найти нечто необходимое для нее, зовёт, и надо прислушиваться к этому зову… Важно, чтобы не дело руководило человеком, а наоборот. Это, конечно, сказать легко, все мы – рабы привычки… «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она», — Пушкин сказал очень точно. «Ангелы за владыкой!» — Помните знаковые встречи в Вашей жизни, которые помогали двигаться дальше? — На меня колоссальное впечатление произвели встречи со старицей Любовью, которая жила в Питере, потом какое-то время – в ивановском Николо-Шартомском монастыре. Я собственными глазами увидела, как силой благодати может измениться, преобразиться лицо старой больной женщины – самым прекрасным образом. Тогда мне подумалось: такой, наверное, она будет в Раю, как и все, кто удостоятся там оказаться. Она многое сказала очень точного – и мне, и афонским монахам, с которыми я приехала. Я думаю, что она теперь во святых и молится за нас. Также как и владыка Питирим. Этот был человек необычайной красоты – прежде всего — духовной, мощи, внутренней силы. Сколько он сделал для Церкви! Мне посчастливилось в конце девяностых потрудиться в Издательском отделе Московского Патриархата, в Воскресной школе, которую организовал владыка Питирим. Его службы оставляли непередаваемое чувство, его слово, его взгляд приводили в трепет. Вокруг него всегда бегали дети, которых он очень любил, и которые его обожали. Однажды кто-то из совсем маленьких говорит: «А за владыкой — ангелы, ангелы!». Дети-то – они не врут… Оставили в душе свой след встречи с игуменом Борисом (Храмцовым). Значимо для меня и общение с Владыкой Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским, не говоря уже о моём духовном отце Георгие. Когда говорим «отец» — этим словом все сказано.

http://pravmir.ru/inokinya-olga-gobzeva-...

Подражатель преподобного Сергия      Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря: Самый добрейший, самый святейший – что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву – это самое главное. А все житейское – приложится (Мф. 6:33), – напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него(Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать – подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными. Батюшка очень любил монахов      Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии: Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему. Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал. У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах. Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь – монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально – когда человек становился к этому готов.

http://pravoslavie.ru/109300.html

Протоиерей Андрей Шабанов: пресс-служба Вязниковского благочиния. Вязниковской слободой владели вдова Фёдора Ивановича Мстиславского Ирина Михайловна и его сестра Ирина Ивановна, которые в 1622 г. и вложили в Никольскую церковь Вязниковской слободы икону Казанской Божией Матери, написанную иноком Николо-Шартомского монастыря (около Шуи) Иоакимом. Об этом событии практически сразу узнал Великий Государь Михаил Федорович (1613–1645). В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что 11 октября 1624 г., по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 октября два чуда. В этой выписке не названа церковь, в которой находилась Чудотворная икона. Сохранились документы о поездке царя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу. «В декабре 1640 г. ясельнечему И. Биркину и дьяку Г. Пятово было велено «дать в Государев объезд в Вязники под образы да в казну в сани лошадь, в мастерские в двои сани две лошади, да под верхи государевы мастерские палаты подъячему лошадь, крестовым дьякам четырем человекам по лошади, комнатному истопнику лошадь, государеву мастерские палаты истопнику лошадь, государеву мастерские палаты часовнику, да палатным мастерам двум человекам, чеботнику, да шапошнику по лошади». Такое представительство мастеровых людей говорит само за себя. Скорее всего, должны были решаться вопросы, связанные с дальнейшим развитием в слободе кожевенного и льняного производства, отсюда и такой набор представителей Государевой мастерской палаты. Для хозяйственных нужд везли в Вязники и Государеву казну. Все это наводит на мысль, что поездка Государя Михаила Федоровича скорее была выездом вотчинника в свое хозяйство, чем поездкой Царя на богомолье. Эта поездка для слободы имела большое значение. Помимо определения повинных поставок к Царскому столу овощей и фруктов, среди которых преобладали яблоки, огурцы и вишни, поставок меда и рыбы, холста и других ремесленных изделий, вязниковцы использовали приезд Царя, чтобы решить вопросы дальнейшего развития.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Павел разумел, видимо, отсутствие окладов. Действительно, священник П. Зверев уже в самом конце столетия писал об иконостасе собора: " Иконостас... шестиярусный, древний. За исключением двух икон в нижнем ярусе, все остальные иконы без риз " . Шестым ярусом автор считает, как следует из текста, " резное распятие с предстоящими или же, наоборот, самый нижний ряд, под местным, о котором он пишет: " Над самым полом находятся картины из исторических ветхозаветных событий, как то: встреча Авраама с Мельхиседеком, принесение Исаака в жертву, - видение Моисеем купины, - поклонение Евреев золотому тельцу при Синае, - благословение Исааком Иакова, - опускание Иоасифа братьями в ров и т.п " . Интересно также свидетельство Зверева о раме иконостаса (интересно прежде всего потому, что, вероятнее всего, именно в таком виде она сохранилась до закрытия и разграбления собора): " Царские врата массивны: около 5 аршин вышины и 3 ширины, - резные, вызолоченные на полимент; над ними, в нише иконостаса, два резных Ангела, осеняющих врата рипидами... " К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нём, " Памятники Отечества " скупо сообщают: " На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок " . В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещённые у левого и правого клиросов. Слева - иконы Божией Матери " Тихвинская " и " Шуйская-Смоленская " , справа - " Нерукотворный образ Спасителя " очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса (но только не в Никольском соборе, а где-то ещё). А раньше, до революции, согласно свидетельству священника всё того же П. Зверева, главными святынями монастыря являлись Казанская икона Пресвятой Богородицы и образ Николая Чудотворца, помещавшиеся в Никольском соборе, первая - против левого клироса, вторая - против правого. Также заслуживали внимания иконы " редкого письма " , древние, ещё ко временам патриаршества относящиеся, напрестольные кресты и богослужебные книги. До наших дней эти " исторические " святыни не дожили, и об этом остаётся лишь сокрушаться. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20721

Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырям. В Суздале монастыри с вотчинами: Спасо-Евфимьев, Покровский девичий; без вотчин: Васильевский, Ризположенский девичий, Троицкий девичий, Александровский девичий, Николаевский девичий; в Суздальском уезде – монастыри с вотчинами: Спасский-Куноцкий; без вотчин: Успенский, Золотниковская пустынь, Макарьевская пустынь, Богоявленская пустынь на Истре, Ивановский девичий монастырь, Козмодемьянова пустынь, Николаевский монастырь – Пищикова пустынь, Петропавловский монастырь, Покровская пустынь, что в с. Иванове, Городецкая пустынь – Девичий монастырь, Покровский девичий монастырь, что на Куксе, Богородицкий девичий, что на Котме, Свято-озерская пустынь, Ламская пустынь, Холуйская пустынь; в Юрьеве – Архангельский монастырь с вотчиной; в уезде – Черевский монастырь – Дубовые церкви с вотчиной, Введенский девичий без вотчин; в Шуе – Троицкий монастырь с вотчиной; в уезде – Николаевский Шартомский монастырь с вотчинами, Введенский девичий монастырь без вотчин. Дополнительные сведения о названных монастырях можно найти у В. В. Зверинского – в его «Материале для историко-топогр. исследования о православн. монастырях в Росс. Империи», вв. I–III; у священ. Ратшина в «Полном собр. истор. свед. о монастырях», у Амвросия – История Иерархии тт. II–VI; у П. Семенова в географ.-стат. словаре Российской Империи тт. I–V... Но по епархиям монастыри нигде не указаны, что и имелось в виду в представленном примечании. Более обстоятельная ведомость монастырей с распределением их по епархиям, относящаяся к первой половине XVIII в. помещена в конце тома особым приложением II. 744 Напр., роспись о том, сколько в Тверской епархии городов и в них монастырей, помечена 25 сентября 190 года, а вся ведомость об епархиальных городах и монастырях помечена сентябрь-октябрь 7190/1681 г. В ней не указано количества дворов за казанскими, нижегородскими, ростовскими и другими монастырями... Эти справки, очевидно, наведены после того, как проект от 2 сентября 1681 г. был уже составлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Пермского и Соликамского Мефодия в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря города Перми и Белогорского Николаевского мужского монастыря деревни Белая Гора Пермского края. 2. Утвердить Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря поселка Горные Ключи Приморского края. 3. Утвердить Преосвященного архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева мужского монастыря города Великого Новгорода и Иверского Валдайского мужского монастыря города Валдай Новгородской области. 4. Утвердить Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Ивановской области. 5. Утвердить Преосвященного епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря села Норовка Пензенской области. 6. Утвердить Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в должности настоятеля (священноархимандрита) Казанского мужского монастыря города Тамбова. 7. Утвердить Преосвященного епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря села Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия. 8. Наместников прочих мужских монастырей Пермской, Владивостокской, Новгородской, Иваново-Вознесенской, Пензенской, Тамбовской, Улан-Удэнской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).   ЖУРНАЛ 170 СЛУШАЛИ: Рапорт протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, с просьбой о назначении ему заместителя председателя.

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

Состоялось отпевание иеромонаха Дамаскина (Волина) 5 февраля 2023 г. 15:12 4 февраля 2023 года в кафедральном соборе Воскресения Господня г. Шуи Ивановской области состоялось отпевание руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Шуйской епархии Ивановской митрополии , насельника Николо-Шартомского мужского монастыря иеромонаха Дамаскина (Волина),  погибшего  23 января в зоне проведения СВО. Богослужение возглавили епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Савватий (Перепелкин) . Архиереям сослужили секретарь Шуйского епархиального управления протоиерей Василий Добычин, наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук), духовенство епархии. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор, братский хор Николо-Шартомского монастыря, хор Перервинской духовной семинарии. Епископ Шуйский Матфей зачитал соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла . Также владыка выразил личные соболезнования матери погибшего священнослужителя. Заместитель губернатора Ивановской области Е.Л. Нестеров передал соболезнования от губернатора С.С. Воскресенского. Со словами сочувствия и поддержки выступили глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов и командир воинского подразделения, где в последние дни жизни трудился отец Дамаскин. В адрес епархии пришло соболезнование от главы городского округа Шуя Н.В. Корягиной. Иеромонах Дамаскин (Волин) был погребен на братском кладбище Николо-Шартомского монастыря. В этой обители он принял монашеский постриг и понес многочисленные труды. Шуйская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6002319.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010