Славившийся в то время духовною жизнию настоятель Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф возведен был на патриарший престол. Во время войны с Польшею, царь зная Иоасафа и иноков сей обители, просил их молиться о нем и блюсти пост. Когда одержана была победа над врагами, царь приписал это молитвам иноков и назвал их небесными человеками и земными ангелами. Иоасаф скончался 17 Февраля 1672 года. Патриарх Питирим После Иоасафа престол патриарший занял Новгородский митрополит Питирим. Когда Никон удалился от патриаршего престола, Питириму поручено было управление церковными делами, a no смерти Иоасафа, он и сам возведен был на престол патриаршества. Он управлял церковию весьма короткое время и скончался 1673 года Апреля 19 дня. Патриарх Иоаким Патриарх Иоаким происходил из дворян Савеловых. Стремясь к иноческой жизни, он поступил в один из Киевских монастырей. Живя в строгом уединении и подвижничестве, Савелов скоро сделался известным Никону, который вызвал его в Чудов монастырь. Когда Питирим сделался местоблюстителем патриаршего престола, тогда он произвел Иоакима в сан Архимандрита Чудова монастыря. По смерти Питирима, Иоаким занял патриарший престол. Главным предметом пастырских его попечений было распространение в народе духовного просвещения. С этою целью он заводил духовные училища и для этого вызвал из Греции ученых мужей Иоанникия и Софрония Лихудов , которые оказали полные успехи в развитии наук в училищах. Когда возник буйный замысел раскольников – восстановить старую веру, патриарх Иоаким показал себя ревностным защитником церкви. Никита Пустосвят собрал в Москве чернь и требовал восстановления старой веры; он желал вступить в прение с патриархом. Изошедши на лобное место с иконами, аналоями и свечами, раскольники читали защищение старой веры; отвергали Никоново исправление церковных книге, но Иоаким не соглашался с ними беседовать; тогда раскольники явились в Кремль. Патриарх посылал их увещевать, но они желали говорить с самим патриархом о вере. После этого патриарх, вознесши молитву к Богу, пошел в Грановитую Палату, где в присутствии малолетних царей и было назначено прение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Н. Ф. Каптерев так сформулировал значение Собора 1667 г. по вопросу о власти: «Таким образом, состоявшимся соборным решением Церковь признана была вполне самостоятельным и независимым от царства учреждением, которое имеет своего самостоятельного, независимого главу, свои собственные законы, свой самостоятельный суд и собственное управление, так что всякая опека со стороны светской власти, доселе тяготевшая над архиереями, всякое ее вмешательство в общие церковные и частные епархиальные дела признаны были Собором незаконными... По требованию Собора ненавистный Никону и всем архиереям Монастырский приказ был уничтожен как учреждение, не согласное с признанием независимости духовенства от светской власти, благодаря чему подсудность духовенства светским судьям была окончательно уничтожена... Должны были прекратить свое существование и светские архиерейские чиновники, назначаемые к архиереям светскою властию и так сильно стеснявшие самостоятельность и независимость архиерейского епархиального управления» . Деятельность следующего патриарха, Иоакима, на время правления которого пришлись весьма драматичные события гражданской и церковной истории: смена царств, народные восстания и церковные Соборы, во многом определилась закрепленной Собором 1667 г. самостоятельностью Церкви. Род Савеловых, к которому принадлежал будущий патриарх, известен с XV в. и ведет свое начало из новгородского села Сивкова, при Иване Грозном переселен в Можайский уезд . Иоанн Савелов родился 6 января 1621 г. Достигнув совершеннолетия, женился, имел четырех детей. На военную службу послан на Украину. В 1652 г., узнав о смерти жены и детей, принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре под именем Иоакима . Хотя о начале его биографии известно немного, можно уверенно предположить, что именно тогда была заложена основа характера, образованности и деятельного отношения к миру, которые в полной мере проявились у Иоакима на патриаршем престоле. Старообрядцы же писали, будто Иоаким в молодости даже не был обучен грамоте, что, по мнению В. К. Зиборова, следует как обычный полемический прием. Известно предание, что будущий патриарх получил образование в Киевской Духовной Академии . В 1657 г. Иоаким по приглашению патриарха Никона перешел в Иверский монастырь, но вскоре был назначен патриархом строителем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Иоаким просил у патриарха отпустить его в Межигорский монастырь и получил разрешение на переход. Но, встретившись в Москве с Федором Ртищевым, задержался в столице, видимо привлеченный ученым братством монастыря

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

12 В он же (Преображенский близ Москвы монастырь) на житие призва (болг. Феодор Ртищев) из Киева из св. Лавры Печерской и из Межгорского и из иных малороссийских монастырей иноков, числом тридесять, в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных – см. Др. Рос. Виелиое. Изд. 2 ч. XVII, стр. 400. Житие милост. Мужа Федора Ртищева. 13 Г. Устрялов читал не 7163, а „7165 лета» – но мы опять склоняемся к чтению преосв. Филарета потому в 7165 (1657) году Иоаким Савелов прибыл уже в Москву. Сх Ак. истор. т. IV, 108. 15 Во время своего патриаршества он собственным иждивением начал постройку в том монастыре великолепной Преображенской церкви грамотою 1687 г. февраля 28 подтвердил право и титло патриаршей ставрополии и в знак особенного благоволения к сей обители прислал в оную свой портрет, который и доселе хранится там, в церкви (См. Опис. Киево-Соф. соб. стр. 207–8 и прилож. 32 стр. 160–1). В своей духовной он завещал из своей домовой патриаршей казны три тысячи рублей «на церковное каменное строение» и даже не завещал погребсти себя «по прежнему обещанию» только «ради дальня от Межигорскаго преображенскаго монастыря разстояния и великаго неудобства» (см. завещание). 16 Вот что, напр., известно о вызове Никоном игум. Иоаким. «Слышал же аз – говорить Никон – яко чадо благочестие сеет и аки овцы посреди волков водворяются, от ляхов и еретиков всегда наветуемы, иаче не в нынешнее ратное время скудостию потребных оскорбляема, источию мирста, но и монастыри мнози. Вы же тако Лавра велика, зовомая Кутейно, близ славна города Орши, иже быть глава и начало общему житию со всей белой России и Литви, составлена не от имений, но от приходящих и отдающих милостыню, своими труды и поты сооружи и иночиствующих множесва собора и в своей пастве всех имея: но и благочестие во всей бедной России удержи во время отвращеных униатов... Молих убо аз благоч. Государя Алексея Михаиловича, да повелят ни перевести оныи обители Кутеипксая предвоспомятому таго игумену Иоиля и братию всю в монастырь Пречистыя Богородицы Иверскея и св. новаго исповедника Филиппа митрополита на озеро свято (т.е. Валдайское) в уезд великаго Новгорода, юже помощию Божию начах вновь строити для устроения общаго жития. См. Рук. древн. Памяти. Снегирева, вып. 1-й об этом же почти слово в слово говорится у Шушерина см. «жит. Никона» стр. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Во время национально-освободительной войны Б. М. Хмельницкого М. м. уцелел, но прилегающие угодья и села были разорены. Однако именно на 2-ю пол. XVII в. приходятся основные земельные приобретения обители. 25 июня 1665 г., при игум. Иове (Станиславском), М. м. сгорел. По Андрусовскому перемирию 1667 г. М. м. отошел Речи Посполитой (см.: Мицик. 2000. С. 169-170). В связи с этим мон-рь, напр., должен был поддерживать дружеские отношения с гетманом правобережного казачества О. Гоголем, к-рый в 1676 г. был поселен с казацким войском недалеко от Киева, в Дымерской вол. После подписания «Вечного мира» между Варшавой и Москвой в 1686 г. Киев и М. м. окончательно вошли в состав Гетманщины и Московского царства. Со 2-й трети XVII в. М. м. получал из Москвы значительную материальную поддержку. В Москву за милостыней регулярно ездили игумены Варнава (Лебедович), в 1647 г. получивший в российской столице книги и соболей на 100 р., Иов (Станиславский) и особенно часто Феодосий (Васьковский). В нач. 1655 г. в М. м. игум. Варнава постриг в монашество И. П. Савёлова (впоследствии Иоаким , патриарх Московский и всея Руси). После пострига мон. Иоаким служил келейником у «благоговейного старца» иером. Маркиана. В апр. 1657 г. царь Алексей Михайлович послал в М. м. через «старца» Иоакима 100 р. До конца жизни патриарх Иоаким с благодарностью вспоминал о месте своего пострига, помогал М. м. во время строительства каменного Преображенского собора, присылал деньги, кровельное железо, иконописцев, а также жаловал церковную утварь и книги. Перед кончиной патриарх завещал межигорцам 3 тыс. р. на церковное строительство; хотел быть погребенным в обители ( Савелов Л. М. Грамоты рода Савёловых. М., 1912. С. 63). Согласно биографии Ф. М. Ртищева , в основанный им московский Андреевский училищный мон-рь наряду с иноками киевского Братского мон-ря приглашали и межигорских монахов (Житие милостивого мужа Феодора званием Ртищева//ДРВ. М., 1791. Ч. 18. С. 396-422). Игум. Феодосий ездил в Москву в 1670, 1676, 1680, 1681, 1690 гг., а межигорские монахи в последней трети XVII в. бывали в Москве почти ежегодно. В 1670 г. игум. Феодосий получил из царской казны 135 р. деньгами и соболями, 30 р. из патриаршей казны, ризы, ладан, сукно - все это в размере гораздо большем, чем получали др. мон-ри. В 1688 г. иером. Иродион (Жураковский) возглавил посольство к патриарху Московскому Иоакиму для подтверждения права М. м. на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, игум. Иродион ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. игум. Иродион пребывал в Москве для «испрошения» милостыни.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

После Иоасафа был Иосиф с 1640 по 1652 г., также не имевшего титула «великого государя». При нем было издано уложение 1649 г., значительно уменьшившее значение церковной иерархии и патриарха, уничтожавшее судебные привилегии духовенства с учреждением особого монастырского приказа. Следующим патриархом был Никон, при котором патриаршая власть достигла апогея. Во время удаления Никона, до суда над ним, церковью управлял митр. Крутицкий Питирим. Приговор над Никоном был, вместе с тем, приговором над патриаршеством в России: собор 1667 г. признал, что патриарх не должен носить титула «великого государя» и не должен вмешиваться в мирские дела; стало очевидно, что патриарх не всемогущ и власть его – не самодержавие царя. С другой стороны, собор 1667 г. признал за патриархом независимость в делах церковных и духовенства. Патриархом на соборе был избран Иоасаф II, 1667­­­–1673 г., человек очень тихий и незначительный. После Иоасафа II патриархами были: Питирим в 1673 г., Иоаким Савелов, 1673–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг. Они не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства, особенно судебные. В 1675 г. был закрыть монастырский приказ, в 1689г., новгородцы ходатайствовали перед Иоакимом о том, чтобы духовных лиц судили в приказной палате, а не на митрополичьем дворе; однако, Иоаким пригрозили им судом Корея, Дафана и Авирона. Сближение России с Западом вызвало оппозицию со стороны Иоакима н Адриана. Ограниченные и неспособные возвыситься над рутиной старины, они всячески препятствовали реформам, видя подрыв религии даже в перемене внешности русского человека. Близорукий Иоаким в завещании своем требовал, чтобы правительство не сближалось с Европой; Адриан также пробовал идти по его стопам. Петр стал тяготиться патриаршеством, так как в лице патриарха видел всегда противника, символ недовольства, силу, грозившую стереть после его смерти все его благие начинания. Поэтому, когда Адриан в 1700 г. умер, Петр, сразу не решаясь покончить с патриаршеством, назначил местоблюстителя в лице митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

54 Антоний (Храповицкий) митрополит. Указ. соч. С. 245. Это подтверждается данными: проф. Бриллиантов Патриарх Никон в заточении на Белоозере. Спб., 1899. С. 122. Оба автора говорят о специальной книге в Ново- Иерусалимском монастыре, где записывались проверенные случаи благодатной помощи людям у гробницы святейшего. Их бессчетное множество. Последнее зафиксировано в 1915 году. 59 Об этом патриархе см.: Н. А. А. Московский Патриарх Иоаким//ЧОИДР. 1847. 7; Барсуков Н. П. Всероссийский Патриарх Иоаким Савелов//Памятники древней письменности. Вып. 33, приложение 5. Спб., 1891; Иоаким, Патриарх Московский. Житие и Завещание.//ЧОИДР. Спб., 1879. Т. 62; Цвет духовный Святейшего Иоакима Патриарха Московского и Всея России. М., 1882. 62 Соловьев говорит даже, что на Маркелла была подана челобитная с обвинением в ереси. См.: там же. С. 478. Подробней о патриархе Адриане см.: Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913. 66 См. А. М. Воскресение чаемое или восхищаемое? (С. 254) со ссылкой на: Пыпин А. Н. Русское масонство. XVIII – первая четверть XIX в. Пг., 1916. С. 498, 530. 70 В предисловии к Служебнику 1654 года сам патриарх Никон говорит о том, как в начале первосвятительства своего он «упразднися от всех (дел)... и входя в книгохранильницу, со многим трудом, многи дни в рассмотрении положи». Святейший старался «рассмотреть», что же является главнейшей задачей русского патриарха. Ему ответила на этот вопрос книга об учреждении патриаршества в России, подписанная восточными патриархами в 1593 году. В ней говорилось, что патриарх Московский есть брат всем восточным патриархам, единочинен им и сопрестолен, а потому должен быть согласен с ними во всем, и утверждалось: «так как Православная Церковь получила совершенство не только в догматах Боговедения и благочестия, но и в священно-церковном уставе, то справедливость требует, чтобы и мы потребляли всякую новину в ограде Церкви, зная, что новины всегда бывают причиною церковного смятения и разделения, чтобы следовали мы уставам святых отцов, и чему научились от них, то хранили неповрежденным, без всякого приложения или отъятия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 декабря 1672 г. хиротонисан во митрополита Новгородского и Великолуцкого. Вскоре ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам Патриаршего управления, 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру. Время управления Патриарха Иоакима Русской Церковью характеризуется активной деятельностью Первосвятителя по укреплению центральной власти в России, как духовной, так и светской, в условиях углублявшегося церковного раскола и борьбы придворных группировок при молодых и слабых правителях. Патриарх был одним из наиболее влиятельных государственных деятелей того времени. После кончины Алексея Михайловича (29 января 1676 г.) он благословил на царство Феодора Алексеевича; исследователи считают, что Предстоятель сразу же позиционировал себя одним из центров высшей власти в государстве наряду с царем. Он сыграл важную роль в разрешении политических кризисов 1682 и 1689 гг. 27 апреля 1682 г., в день смерти бездетного Феодора Алексеевича, Патриарх возглавил избирательный собор, на котором царем избрали Петра. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Патриарх Иоаким встал на защиту царевичей и вдовствующей царицы, 25 июня венчал на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. Во время противостояния Софии и Петра летом-осенью 1689 г. находился в Троице-Сергиевом монастыре вместе с юным царем. В сфере церковного управления прилагал активные усилия к консолидации русского епископата и укреплению своей власти в условиях углублявшегося церковного раскола и нараставшей социальной напряженности в стране, последовательно боролся с враждебными Православной Церкви явлениями. При Патриархе Иоакиме регулярно собирались Архиерейские Соборы, основными задачами которых были проведение в жизнь решений Собора 1666-1667 гг., в первую очередь борьба с расколом, укрепление авторитета духовенства (преимущественно епископата) и меры по обособлению духовенства в особое сословие; Предстоятель добивался, чтобы духовные дела подлежали ведению только духовных лиц.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245815...

В 1655 г. в обители принял постриг будущий патриарх Московский Иоаким (в миру Иоанн Савелов). Он родился в 1621 г. в семье царского придворного, с 15 лет находился на государевой службе, в 1653 г. получил офицерский чин, в 1654 г. был направлен в Украину, где после известия о скоропостижной кончины жены и детей (возможно, от эпидемии чумы) решил стать иноком. В 1657 г. патриарх Никон перевел о. Иоакима на служение в монастырях России. В 1672 г. о. Иоаким стал митрополитом Новгородским, в 1674 г. занял патриарший престол (†1690). С 1676 г. иноки Межигорья просили у него помощи в сооружении каменной церкви. В ответ иерарх не раз присылал милостыню на эту и прочие нужды обители. В 1723 г. в Межигорье принял рясофорный постриг студент Киево-Могилянской Академии Иоаким Горленко – внук гетмана Даниила Апостола и будущий свт. Иоасаф Белгородский (1705†1754) . В 1786 г. обитель вошла в список монастырей, определенных к упразднению в связи с отчуждением церковных земель государством. В ночь перед назначенным на 23 апр. 1787 г. визитом императрицы Екатерины II монастырь сгорел (народное предание XIX в. истолковало это как поджог в знак протеста против закрытия обители, или умысел самой государыни – последний вариант отражен в поэме Т.Шевченко «Невольник» 1859 г.: «Як цариця по з Нечосом Спаса по у гуляла,/на пожар той поглядала, нишком В 1796 г. близ монастыря открыли фаянсовую глину, а в 1798 г. в обители устроили фаянсовую фабрику, которая славилась своими изделиями, но оказалась убыточной и в нач. 1860-х гг. была закрыта. С 1801 г. каменные храмы монастыря действовали как приходские. В 1884 г. правительство вернуло Межигорье Церкви и разрешило возродить обитель, к которой для этого в 1886 г. приписали киевский Свято-Троицкий (Ионинский) монастырь, поручив его основателю и настоятелю прп. Ионе (Мирошниченко, †1902) опеку над древней святыней (по ее статусу, о. Иона тогда же был возведен в сан архимандрита). Подвижник блестяще исполнил эту миссию, но тяготился двойственным положением Ионинской обители, лишенной самостоятельности, и в 1894 г. исходатайствовал ее отделение от Межигорской.

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

Царь Феодор Алексеевич вспомнил о заключённом Никоне, он посылал просить его возвратиться в Воскресенскую обитель. С радостью принял эту весть Никон, ослабевший уже в силах, престарелый старец; он близок был к концу своей жизни. На пути из заключения он занемог. На реке Волге, по которой плыл, Никон почувствовал приближение смерти. Приобщившись Святых Христовых Тайн, он мирно скончался о Господе в 1681 году, августа 17 дня. Патриарх Иоасаф II По удалении патриарха Никона в заключение, царь Алексей Михайлович повелел, собору русских святителей, избрать на праздную Всероссийскую кафедру, достойного по жизни и просвещению пастыря церкви. Славившийся в то время духовною жизнью, настоятель Троице-Сергиевской Лавры, Иоасаф, возведён был на патриарший престол 1667 года, февраля 10. Во время войны с Польшей, царь, зная Иоасафа и иноков сей обители, просил их молиться о нём и блюсти пост. Когда одержана была победа над врагами, царь приписал это молитвам иноков и назвал их небесными человеками и земными ангелами. Иоасаф, как опытный пастырь церкви, во время своего патриаршества заботился более всего о мире и спокойствии церкви. Он скончался 17 февраля, 1672 года. Патриарх Питирим После Иоасафа престол патриарший занял Новгородский митрополит Питирим. Когда Никон удалился от патриаршего престола, Питириму поручено было управление церковными делами, а по смерти Иоасафа, он и сам возведён был на престол патриаршества 1672 г., июля 6. Он управлял церковью весьма короткое время и скончался 1673 года, апреля 19 дня. Патриарх Иоаким Патриарх Иоаким происходил из рода дворян Савеловых. Первоначально он поступил в один из Киевских монастырей. Живя в строгом уединении и подвижничестве, Савелов сделался известным Никону, который вызвал его в Чудов монастырь. Когда Питирим был местоблюстителем патриаршего престола, тогда он произвёл Иоакима в сан архимандрита Чудова монастыря. По смерти Питирима, Иоаким занял Патриарший престол, 1674 года, июля 26. Главным предметов пастырских его попечений было распространение в народе духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Нельзя не согласиться с уважаемым Анатолием Дмитриевичем, но иногда, чтобы лучше понимать то ,что происходит с нами сегодня, надо обернуться и посмотреть назад… а нам, православным, знающим, что «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», это делать нужно обязательно. Вот сегодня память прп. Анны Кашинской (второе прославление) св.блг.княгини, чьим заступничеством и чудесами у её св.мощей утешались православные г.Кашина…. А потом её «разканонизировали»…вот так.. была Святая, а теперь Патриарх Иоаким решил – и перестала быть! Патриарх сказал! Ну и прочие митрополиты подсуетились - аж двумя Соборами(один Великий), всё чинно, благородно… Анафема однако, аще кто благоверную княгиню схимонахиню Анну – святой почитать будет! А потом…всего-то через 230 лет вновь Святую – Святой стали почитать – только уже по распоряжению Великого Синода… Патриархи-то кончились… Иоаким(Иван Петрович Савелов-1) предпоследним был… А потом власть пришла «богоборческая» - стала храмы рушить, да над мощами ругаться…только вот Святых разканонизировать не заставляла…не додумалась, а в 42-м году, даже в кино Святого прославила! Вот оно как бывает… Простите, я это пишу не в защиту «бунтующего схиигумена», повторюсь, во многом согласен со статьей, но дело-то и опасность не в нём… Это следствие…а причина в том, что Россия могла бы стать Русью Святой, Ковчегом, хранящим веру православную и человека, как образ Божий на этой земле - а становится «общечеловеческим» электронным концлагерем – да, упираясь, как Иванушка в печь на лопате...но бредёт, себя уговаривая, мол «несть власти, аще не от Бога, и послушание выше поста и молитвы»…ковыляет потихонечку… Могла бы Русская Церковь – Святая, Апостольская стать Соборной для всех Поместных Церквей и тех, кто уже чует смрадное дыхание Зверя, выходящего из Бездны, - а вместо этого выстроила свою собственную «вертикаль власти», «систему» - жестокую, бездушную, безлюбовную… Не с осуждением пишу всё это, а с горечью, «ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?» «Человеческая работа» заканчивается, наступает «работа Господня»… И нам нужно быть готовым, каждому на своём месте и при своём деле, в молитве и памятовании о смерти… А у Господа нашего обителей много! Св.прп. Анна Кашинская в сонме Святых в Земле Русской просиявших! …а где патриарх Иоасаф? – Господь знает… Простите…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/24/bu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010