По субботам же только в продолжение всего поста пелись большие панихиды по усопшем и во всех монастырях на Руси; а «Четыредесятница по чину (сорокоустье) исправляема была уже, после Фомины недели 657 . Семидесятилетнему старцу, почти шестнадцать лет занимавшему Московский патриарший престол и в эти шестнадцать лет постоянно испытывавшему столкновения с самыми разнородными общественными элементами и всегда с достоинством выходившему из этих столкновений, – Иоакиму, после его смерти, воздана была, таким образом, во всей полноте честь как первосвятителю Русской церкви вопреки даже его скромному желанию! 1 Год рождения патриарха Иоакима мы определяем по его духовному завещанию, написанному в 1690 году, после 19 Февраля, дня рождения царевича Алексия Петровича, который уже упоминается в завещании, и прежде 17 Марта – дня кончины патр. Иоакима, где он говорит о себе, «доидох судьбами Божиими состарения деть ныне седимидесяти – см. Ист. Петра В. Устрял. т. II, прплож. N VI. 3 Максимович (см. Паломник Киевский 1845 г. стр. 133) говорит, что «в начале XVII стол.в Межигорский монастырь пришел из Москвы дворянинИоанн Петрович Савелов, который, принавши внеммонашеский сан под именем Иоакима, был впоследствии патриархом московским. Но Максимович не указывает, на чем он основывается в этом случае, и мы имеем право недоверять ему, тем более, что Иван Петрович Савелов называется у Берха стольником под 1670 г. см. Цар. Ал. Мих ч. II, стр. 144. 4 Арх. Аполлос (см. чтен. В импер. Общ. Ист. И древ. Рос. 1848 г. 7 Иоаким) и вслед за ним г. Аскоченский (см. «Киев» ч. I, стр. 164) говорят, что Иоаким получил образование в Киево-Могилевской коллегии., но для такого мнения нет исторических данных. 6 Слова Пуффендорфа – см. Введен в историю, перев. Бориса Волкова 1767 – 77 г. Наук.и Лит. При Петре Вел. Пекарского т. I, стр. 326. 9 Смотрите Духовн завещание «обещахся… за моя злая дела… яже в мирском житие и динских случаях полковых содеях» (см. Обозр. Дух. Рус. Литературы стр. 354 Филарета). Это место г. Устрялов читает иначе – именно… «в мирском житие и во иных случаях только " … Откуда произошло такое разногласие в чтении мы не знаем, по чтению преосв. Филарета мы отдаем преимущество на том основании, что оно подтверждается знакомством Иоакима с военною службою и его живым участием в ней, какое он называет в том же завещании. 10 См. свидетельство об этом Рейтегнерельса Ж. М, Н. Просв. 1839 г. XXIII, 20, 44, еще см. «Собрание разных записок о П.В.» Туманского ч. I, стр. 3 11 «Посмотри – говорил об этом монастыре Петр Могила униату, – посмотри в Киевской земле на монастырь Межигорский, в котором более полутороста иноков живет в общине, питаясь трудами рук своих по примеру великого Антония пустынножителя – см. «Камень, альбо иесь». Киев 1644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов) Родился в 1620 году Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 года – архимандрит Чудовского монастыря. 22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским. В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей. В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе. Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов. В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря. Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Савелов поэтому в 1655 году, на 35 году своей жизни оставил военную службу, решившись принять монашество, – «обещаясь и желая, как он сам говорит, (в завещании) плакатися – о своих грехах». Местом для своих подвигов он избрал Киево-межигорский монастырь. Почему выбор его пал именно на южнорусский Межигорский монастырь, а не на какой-либо московский этого он не объясняет; но можно и со всею почти достоверностью думать, что этот выбор основывался на нравственном превосходстве иноков этого монастыря, примерное общежитие 11 которых известно было не только в Малороссии, но и в Москве 12 . Савелов на Юге надеялся найти надежное пристанище для своей души требовавшей уединения и постригся там в иноческий чин с намерением не оставлять места пострижения во всю свою жизнь. «Егда аз прешедшаго 7163 лета 13 пришел в Киев общаго жития Межигорский монастырь, говорит он о себе в своем завещании, тогда обещахся и в велием моим усердии желах, дабы из тоя святыя обители никаковым образом нигде исходити, или уединенно в пустыне или в отшельничестве кончити житие мое и тело мое грешное в том обещании моем Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Межигорском монастыре погребсти хотел». Но не суждено было исполниться этому намерению Иоакима. В 1657 году он перешел во вновь-устроявшийся тогда патриархом Никоном Иверский-новгородский монастырь 14 . Причина этого перехода Иоакима из Межигорского монастыря на Север для нас неизвестна, но нужно думать, что она заключалась не в самом Савелове, который на всю жизнь сохранил самую сильную привязанность к месту своего пострижения в иноческий чин 15 , а в Никоне тогдашнем патриархе московском. Никон, устраивая в Новгородской епархии Иверский монастырь, желал дать иное, более строгое направление великорусскому монашеству, и собирая поэтому сюда иноков, отличавшихся строгим исполнением своих обетов, как кажется, предпочитал в этом случае монахов южнорусских, которые жили по преимуществу «общею жизнью» и благочестие которых было испытано множеством стеснений от иезуитов и униатов 16 . Естественно, поэтому, предположение, что Иоаким, поступивший в Межигорский монастырь и посвятивший себя строгой иноческой жизни и, кроме того обладая, как увидим впоследствии, практическим характером, мог обратить на себя внимание не только иноков монастыря, но и покровительствовавшего монастырю запорожского начальства, которое при сношениях с Москвою и с Никоном и могло рекомендовать последнему Иоакима, как одного из таких монахов, какие нужны были для вновь устрояемого монастыря. И это наше предположение получает еще большую степень вероятности от того, что старец Иоаким прибыл в Москву и был определен в Иверский монастырь в сентябре 1657 года, – в такое именно время когда новоизбранный гетман, по смерти 17 Богдана Хмельницкого, Иван Виговский находился в самых оживленных отношениях с Москвой и искал себе покровительства и поддержки у сильного патриарха Никона 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

на Петров день и Павлов, а от всего дела дать по договору ему, Кузьме, из домовой казны 50 рублев». 23 октября 1689 г. по помете на письме казначея старца Паисия Сийского выдано серебряного ряду торговому человеку Ивану Иванову, что у него куплено, по указу святейшего патриарха, в его патриаршее село Дмитровское в новопостроенную каменную церковь Димитрия Солунского с приделом Николая Чудотворца, сосуды серебряные служебные, потир, дискос резные, звезда, лжица, весу во всем фунт, два золотника и за те сосуды всего 10 рублев 20 алтын 4 деньги отдано». Того же числа выдано котельному ряду торговому человеку Федору Яковлевичу Турченину за колокол, весу в нем шесть пудов тридцать два фунта, который у него куплен и поставлен в селе Дмитровском при церкви св. вмч. Димитрия, всего 31 рубль 9 алтын 2 деньги, да в том же колоколе от подписи 8 алтын 2 деньги». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г. Село Дмитровское на Ильинском шоссе в Красногорском районе получило свое название по церкви великомученика Димитрия Солунского. Каменный храм появился здесь в 1689 году, когда село входило в число домовых патриарших вотчин. Храмоздателем стал патриарх Иоаким. В 2014 году приход получил патриарший статус, а, кроме того, стал подворьем Высоко-Петровского монастыря в Москве. Святыней храма является икона великомученика Димитрия Солунского, называемая «Чудо о царе Калояне». Зеленый штандарт с буквами «ПК», который развевается у входа на территорию храма в селе Дмитровское, принадлежит нынешнему патриарху Кириллу. Флаг свидетельствует об особом церковном статусе прихода, который подчиняется напрямую патриарху, минуя церковное начальство благочиния и епархии. Такое положение прихода исторически обосновано, ведь считается, что каменную церковь возвел предпоследний московский патриарх Иоаким, занимавший эту должность в досинодальный период российской Церкви. Патриарх Иоаким был уроженцем подмосковной земли, он родился в 1620 году в знатной семье можайских землевладельцев Савеловых. К слову, в Лужецком Ферапонтовом монастыре в Можайске в нижнем ярусе шатровой колокольни находится фамильный склеп-усыпальница этого рода. Отец будущего патриарха Петр Иванович Савелов был царским кречетником. Среди родственников строителя Дмитровской церкви было много мастеров соколиной охоты, которые, подобно его отцу, служили при государевом дворе сокольниками. Жизнь юного Ивана – так звали Иоакима в миру – по началу двигалась по проторенной отцом и дядями колее, и ничто не предвещало выбора им церковного служения. После достижения четырнадцати лет Иван Савелов, по-видимому, занимался семейным делом – государевой охотой. Он женился, и в браке родилось четверо детей. Позже Иван поступил на военную службу, участвовал в походах во время войны с Речью Посполитой в 1654-55 годах.

http://sobory.ru/article/?object=03249

Поворот в судьбе будущего патриарха произошел после неожиданной смерти супруги и детей во время эпидемии чумы. Иван Савелов постригся в монашество с новым именем Иоаким в Межигорском Преображенском монастыре под Киевом. Инок Иоаким мечтал остаться в этой обители до конца жизни и быть погребенным в ограде пустыни, но вопреки желанию он неоднократно переводился из монастыря в монастырь на разные должности и, наконец, стал архимандритом Чудова монастыря в Москве. Архимандрит Иоаким стал близок царю Алексею Михайловичу. Иерарх играл важную роль в проведении Московского собора 1666-1667 годов, поддерживал церковные нововведения и одобрял преследования старообрядцев. В политических смутах конца XVII столетия Иоаким всегда становился на сторону царевича Петра, которого крестил во младенчестве, но в идеологическом плане патриарх осуждал западные заимствования. Иоаким оставил письменное завещание, в котором сетовал, как вольно в России чувствуют себя «еретики» и убеждал правителей не разрешать строить храмы иноверцев и перенимать их обычаи. Вот что писал патриарх незадолго до кончины: «но и паки воспоминаю еже бы иноверцам еретикам костелов римских, кирак немецких и татаром мечетей в своем царстве и обладание всеконечно не давать строить нигде, и новых латинских иностранных обычаев и в платий перемен по иноземски не вводить». Этот характерный для своего времени текст в то же время показывает, что Московское царство конца XVII века было достаточно веротерпимой страной. Иоаким приводил в пример «еретические» немецкие земли, где нет ни одной православной церкви, и требовал таких же мер для немцев и латинян в России. Село Дмитровское и до постройки каменного храма Иоакимом было связано с русскими патриархами. В 1630-е годы царь Михаил Федорович пожаловал его своему отцу патриарху Филарету. Останавливался в Дмитровском по дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и патриарх Никон. Есть легенда, что шатровая колокольня Дмитровского храма возведена над основанием, где когда-то располагалась келья Никона.

http://sobory.ru/article/?object=03249

Деятельный и благочестивый дворянин Петр Савелов женился на кроткой и боголюбивой девице из дворянского рода Редькиных. 6 января 1621 г. у них родился сын Иван. Видимо, дети Савеловых нередко умирали во младенчестве, потому что позже родители назвали еще одного сына Иваном (это был младший брат Иоакима). Выжили четыре брата — оба Ивана, Тимофей и Павел. Близость смерти укрепляла благочестие родителей, воспитавших сыновей в страхе Божием. Со временем мать приняла иноческий чин под именем Евпраксии. Юность будущего патриарха напоминала дворянскую утопию. Он рос в мире и благоденствии; семья неуклонно богатела, тогда как большинство дворян нищало (и вскоре на служилую душу приходилось в среднем менее двух крепостных дворов). Иван Петрович Савелов-Первый выучился читать, писать и петь в церкви по крюковым нотам. Достигнув " совершенных лет " , был записан в службу и нечувствительно по ней продвигался. В 1644 г. он был уже сытником и получил, на зависть соседям, поместья в Можайском и Белозерском уездах. Благодаря службе при дворе Иванушка попал в московский список высшего дворянства. Это не принесло лишних беспокойств, кроме необходимости содержать, двор в Москве, где дворянин его ранга должен был в очередь с другими жить, ожидая государевых поручений. Само собой разумеется , по совершеннолетии сына отец и мать нашли ему супругу, именем Евфимию, " от благочестивых родителей рожденну и воспитанну " . Она принесла Ивану Петровичу четверых детей. Он тем временем получил оклад в 350 четвертей и управлял поместьями в Можайском, Белозерском, Верейском и Мещерском уездах столь рачительно, что в 1651 г. сумел прикупить в вотчину сельцо Мелешево в Можайском уезде с пахотной землей в 30 четвертей . Конец утопии положила война. Инок Иоаким Страх и ненависть, которые патриарх Иоаким испытывал к войнам, легко объяснимы ударом, обрушившимся на счастливую семью Савеловых в 1654 г. Все началось с призыва Ивана Петровича на военную службу в рейтарском строю: тяжелой кавалерии, выступившей вместе с великим государем Алексеем Михайловичем в поход на " злого супостата, похитителя российских земель и мучителя православных братьев в Малой и Белой Руси " — польского короля.

http://sedmitza.ru/lib/text/443313/

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ИОАКИМ (Савелов), Патриарх Московский и всея Руси Из " Каталога русских архиереев " , готовящегося к изданию в Сретенском монастыре. Родился в 1620 году. Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 года - архимандрит Чудовского монастыря. 22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избрат Патриархом Московским. В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь Владимирской Божией Матери в г. Арзамасе, вместо сгоревшей. В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе. Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, " кому под кем стоять и заседать " , установил кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении притча и приходов. В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

Приобщившись Св. Христовых Таин, он мирно скончался о Господе в 1681 году августа 17 дня. Патриарх Иоасаф 2-й Патриарх Иоаким происходил из дворян Савеловых. Стремясь к иноческой жизни, он поступил в один из Киевских монастырей. Живя в строгом уединении и подвижничестве, Савелов скоро сделался известным Никону, который вызвал его в Чудов монастырь. Когда Питирим был местоблюстителем патриаршего престола, тогда он произвел Иоакима в сан архимандрита Чудова монастыря. По смерти Питирима, Иоаким занял патриарший престол 1674 г. июля 26. Главным предметом пастырских его попечений было распространение в народе духовного просвещения. С этой целью он заводил духовные училища и для этого вызвал из Греции ученых мужей Иоанникия и Софрония Лихудов , которые оказали полные успехи в развитии наук в училищах. Когда возник буйный замысел раскольников восстановить старую веру, Патриарх Иоаким показал себя ревностным защитником церкви. Никита Пустосвят собрал в Москве чернь и требовал восстановления старой веры, он желал вступить в прение с патриархом. Взошедшим на лобное место с иконами, аналоями и свечами, раскольники читали защищение старой веры, отвергали Никоново исправление церковных книг, но Иоаким не соглашался с ними беседовать; тогда раскольники явились в Кремль. Патриарх посылал их увещевать, но они желали говорить с самим патриархом о вере. После этого патриарх, вознесши молитву к Богу, пошел в Грановитую Палату, где в присутствии малолетних царей, было назначено прение. Когда патриарх отправился во дворец, за ним ворвались и раскольники. Патриарх после всех прений возразил: «что вы за судьи старой и новой веры? Дело это принадлежит одним пастырями церкви». Но раскольники продолжали упорствовать. Опровергнутые в своих убеждениях, особенно в отношении перстосложения Креста, они были взяты под стражу, и всё скопище их рассеялось. Патриарх Иоаким отличался особенным попечением о призрении нищих. В большие праздники и поминальные дни он раздавал большие милостыни. Так, например: в праздник Успения Богоматери, он питал до 2000 человек. Скончался он в 1690 году марта 17 дня. Патриарх Адриан

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года. Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) – Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По благословению Патриарха Иоакима ‚было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию. В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая NempaI, после смерти царя Феодора Алексеевича. Адриан (в миру ? Андрей) (1627–1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии – одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая – ревнителей Православия, возглавляемая патриархом Иоакимом. Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в 1685 году от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе «греческого» училища, основанного в Москве в 1679 году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе патриарха Иоакима созывался Собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен. С чувством особой суровости и даже враждебности относился патриарх Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве. С особой настойчивостью преследовал патриарх Иоаким патриарха Никона , низложенного с патриаршего престола. В 1676 году он перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор. Следует отметить, что патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении. Оценивая деятельность патриарха Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В то же время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью. Труды: Увет духовный, или опровержение челобитной соловецких раскольников, поданной царю Алексею Михайловичу. – М., 1682; М., 1753; М., 1791.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010