Ныне такое время, когда Истина вообще всячески затемняется, часто будучи прикрываема именно человеческими немощами. А когда Церковь воссозидается, а воссозидаться Она может и должна на Истине, то долг выявить эту Истину лежит прежде всего на Архипастырях. Столкнутый с канонического пути, митрополит Агафангел под влиянием переписки с митрополитом Сергием, выяснившим ему всю ошибочность его откола, скоро восчувствовал её. Официально эта группа епископов заявила митрополиту Сергию о своём отколе от него 24 января (6 февраля) 1928 г., а уже в марте он просил митрополита Сергия пересмотреть его дело. Последний ответил ему согласием на то и выразил свою надежду на его возвращение, т. е. подчинение канонической власти. Но обычно падение совершается легко, а восстание медленно, требуя подвига смирения, которое дорастает до нужной силы духовным трудом и помощию Божией. Тем более затрудняется это духовное восстание, если окружающая живая духовная атмосфера сдерживает его. А около Ярославского Первоиерарха, кажется, это и было. Член Патриаршего Синода архиепископ Павел [Борисовский], после погребения митрополита [Агафангела Преображенского. – Сост. ], разбирая дела его личной канцелярии, нашёл одно дело, привезённое им в Синод, представляющее в себе официальную просьбу группы православных г. Екатеринбурга к митрополиту Агафангелу, в которой они пишут ему: «У нас есть архиепископ Иоаким [Левицкий ?], член Московского Синода, григорьевщина; а тут ещё епископ Виктор [Островидов], Вятский викарий (сторонник митрополита Иосифа) зовёт к себе; где же Истинная Церковь ? Кого нам держаться?» Митрополит Агафангел на этом прошении 17 сентября 1928 г. положил резолюцию: «Рекомендую держаться архиепископа Иоакима». Однако резолюция из канцелярии не была отправлена просителям. Но все же с митрополитом Агафангелом был большой его духовный подвиг, его лишения за Церковь , приобретавший для него большую моральную ценность от его преклонных лет. В них он нашёл себе благовременную помощь свыше ( Евр.6:9–10 ), чтобы, стряхнув временное искушение, подняться на высоту спасительной Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Провозгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь . 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековый союз Церкви и государства рушился, но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер. Между тем, огульно обвиняя епископат в реакционности и опираясь на поддержку либеральных общественных кругов, а также обновленчески настроенной группы петроградского духовенства, обер-прокурор уже в апреле 1917 г. начал настоящую войну с иерархией. Без согласия Синода он распорядился передать «Церковный вестник» из ведения Синода совету Петербургской духовной академии, а редактором журнала назначил известного своим либерализмом профессора Б. В. Титлинова. С этих пор «Вестник» стал рупором обновленческого движения; в нем печатались статьи с клеветой на прошлое Церкви, с грубыми нападками на ее иерархический строй, с развязными обвинениями архиереев в монархизме. Когда после Пасхи члены Синода вернулись в Петроград, у них сложилось единое мнение о незаконности передачи газеты Петроградской академии. Но обер-прокурор считал, что все совершилось на законных основаниях и журнал при новой редакции будет соответствовать, как он заявил, «современному церковно-общественному течению мысли». 15 апреля в зал заседаний Синода вошли В. Н. Львов с группой чиновников и военных. Революционный обер-прокурор, служивший прежде в кавалергардском полку, громко скомандовал: «Прошу встать! Объявляю указ Временного правительства», – и зачитал распоряжение о прекращении зимней сессии Синода и об увольнении в свои епархии его членов: митрополита Киевского священномученика Владимира (Богоявленского) , архиепископов Литовского святого Тихона, Новгородского Арсения (Стадницкого) , Гродненского Михаила (Ермакова), Нижегородского Иоакима (Левицкого), Черниговского Василия (Богоявленского), протопресвитеров Александра Дернова и Георгия Шавельского – всех, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) , и о вызове новых членов и присутствующих на летнюю сессию. Митрополит Владимир, архиепископы Тихон, Арсений, Михаил и Иоаким составили акт, в котором подтвердили свое несогласие с незаконной передачей «Вестника» совету Петроградской академии, и сделали заявление о том, что «новый состав Святейшего Синода должен быть образован способом каноническим, т. е. архиереи должны быть избраны архиереями, а члены от белого духовенства – голосом последнего». К этому заявлению впоследствии присоединились архиепископ Сергий и протопресвитеры А. Дернов и Г. Шавельский .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Часть вторая. Новейший период Глава 1. Поместный собор русской православной церкви 1917–1918 гг. и восстановление патриаршества 1. Русская Церковь при Временном правительстве После отречения императора Николая II и образования Временного правительства 9 марта 1917 г. Святейший Синод обратился к всероссийской пастве с посланием: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу. Между тем в России начинался развал государства, фронт подступал к столице, на окраинах страны сепаратисты, не дожидаясь Учредительного собрания, в явочном порядке провозглашали автономии, парализовав деятельность правительственных служб и местных учреждений власти. Повсюду происходили самочинные экспроприации. Разлагающие веяния проникли и в церковную среду. Сразу же после Февраля возобновила свою деятельность образованная в 1905 г. «группа 32-х» священников, переименованная затем в «Союз церковного обновления»; по инициативе священников И. Егорова, Д. Попова, А. Введенского в Петрограде под председательством протоиерея Димитрия Попова был учрежден «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Действуя под покровительством Временного правительства, этот союз настаивал на скорейших преобразованиях церковного строя, которые должны были принять самый радикальный характер. Опасность раскола угрожала и с другой стороны: на окраинах бывшей империи – в Грузии и даже на Украине – вслед за политическими автономиями готовилась почва для провозглашения автокефалии. Уже в марте Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В. Н. Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой петроградского митрополита Питирима (Окнова), престарелого московского святителя Макария (Невского) и архиепископа Тобольского Варнаву (Накропина), обвинив их в тесных отношениях с Распутиным. Вслед за этим по всей стране начались увольнения архиереев, либо под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, либо даже по юридически несостоятельному и не имеющему никакого канонического значения обвинению в поддержке старого режима. На покой были уволены архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Воронежский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий) . Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Низвержение архипастырей и самоуправство в епархиях радовали обер-прокурора: «Я боюсь равнодушия, а всякий бунт приветствую; я исполняю волю народа, я гоню архиереев, ибо народ этого требует».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В сознании церковного народа особенно высоко стоит имя Митрополита Петра (Полянского) , о котором недавно стало известно, что его страдальческое житие закончилось насильственной смертью – расстрелом в 1937 году. В течение 12 лет до своей мученической кончины он являлся Главой Русской Церкви – Местоблюстителем Патриаршего престола, реально исполняя эту должность лишь несколько месяцев, но и в остальное время своего местоблюстительства оставаясь символом преемства Патриаршего возглавления и единства Церкви. Его возможная канонизация могла бы также послужить преодолению разделений и разномыслия в оценке прошлого у церковной общественности как внутри страны, так и в диаспоре. Нет никаких канонических затруднений в прославлении тех мученически скончавшихся архипастырей, пастырей и мирян, кто отошли ко Господу до разделений 1927 года. В годы гражданской войны погибло около 20 архиереев. Среди них архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), сделавший на Соборе 1917–1918 годов доклад о восстановлении Патриаршества, епископ Тобольский Ермоген (Долганов), архиепископ Пермский Андроник (Никольский) , бывший архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий). В те годы погибла не одна тысяча священников, имена некоторых из них имели всероссийскую известность. Это – протоиереи Иоанн Восторгов , Алексий Ставровский, Философ Орнатский и ряд других священномучеников. Нет канонических затруднений и в причислении к лику святых вслед за уже канонизованным протопресвитером Александром Хотовицким тех архипастырей и пастырей, кто никогда не разрывал общения с законной церковной властью в лице Митрополитов Петра (Полянского) и Сергия (Страгородского) и чье праведное житие было увенчано мученической кончиной в 30-е годы; особенно обильно лилась кровь во второй половине десятилетия. При этом прежде других вспоминаются имена митрополитов Евгения (Зернова), Серафима (Чичагова) , Анатолия (Грисюка) , Константина (Дьякова), Серафима (Александрова) , протопресвитера Николая Арсеньева. В годы гонений на Церковь вместе с архипастырями и пастырями пострадало и множество мирян. Многие из них совершили мученический подвиг, пролив кровь за Христа; еще больше число тех, кого подвергали арестам, тюремным заключениям, кто отбывал лагерные сроки за исповедание православной веры и часто завершал свою исповедническую жизнь смертью в неволе. Речь идет, разумеется, не вообще о жертвах репрессий или братоубийственной гражданской войны, принадлежавших к Православной Церкви, – таковых миллионы, – а о тех, кто действительно пострадал за Христа и Его Церковь : о таких лицах, как профессор Иван Васильевич Попов, арестованный в июне 1936 года (после чего сведения о нем теряются), как расстрелянные в 1918 году член Поместного Собора 1917–1918 годов Леонид Ница и воронежский епархиальный миссионер Лев Кунцевич, как менее известные или вовсе безвестные члены жертвенных «двадцаток» 1920–1930-х годов, большинство из которых было репрессировано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Когда Патриарх отправился во дворец, за ним ворвались и раскольники. Патриарх, после всех прений, возразил: «Что вы за судьи старой и новой веры? Дело это принадлежит одним пастырям церкви». Но раскольники продолжали упорствовать. Опровергнутые в своих убеждениях, особенно в отношении изображения креста, они были взяты под стражу и всё скопище их рассеялось. Патриарх Иоаким отличался особенным попечением о призрении нищих. В большие праздники и поминальные дни он раздавал большие милостыни. Так, например, в праздник Успения Богоматери он питал до 2000 человек. Скончался он в 1690 году марта 17 дня. Патриарх Адриан Последний Патриарх был Адриан. Первоначально он возведён был на кафедру Казанского Митрополита, а после Иоакима посвящён в сан Всероссийского Патриарха. Когда в России началось преобразование, Адриан, как державшийся старины, смотрел на это с некоторым негодованием; поэтому он более уклонялся от дел правления. Адриан имел особенное попечение о церквах, и много содействовал построению их. Так, кроме Перервинского монастыря, который он построил на собственное иждивение, соорудил в Чудове монастыре церковь во имя Алексия Митрополита, с приделом Благовещения Божией Матери. Чувствуя себя слабым по силам, он проводил последнее время своей жизни в Перервинском монастыре. Со смертию Адриана окончилось в России патриаршество. Дела церковные после него поручены были Митрополиту Стефану Яворскому , который был местоблюстителем патриаршество до 1721 года. В этот год был учреждён Святейший Синод, и управление церковью перешло в его ведение. О других замечательнейших предметах Успенского собора В Успенском соборе находятся замечательнейшие предметы священной древности: Так называемые Корсунские врата, находящиеся при южных дверях собора, на коих изображены различные события из Священной Истории. Они взяты были в Москву из Суздаля, куда принесены были из Корсуни при Великом Князе Владимире, поэтому и получили название Корсунских. Позади правого клироса находится древняя первосвятительская кафедра с посохом Св. Петра Митрополита, на которой Московские Первосвятители присутствовали во время Богослужения. По древнему обычаю во время священнослужения диакон кадил святительскому месту, даже в отсутствие Патриарха. Неподалёку от Патриаршего места находится трон Владимира Мономаха , или старое Царское место, с историческими надписями. По преданию, этот трон перенесён был из Киева во Владимир вместе с Великокняжеским престолом, а оттуда при Великом Князе Иоанне Даниловиче, в Москву. Позади левого клироса возвышается царский трон, где Великие Князья и Государи присутствовали во время Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Такая скорее эмоциональная критика сосуществовала с конструктивными замечаниями и предложениями пересмотреть те или иные пункты указа. Поскольку реформа законов, регламентирующих религиозную жизнь страны, продолжалась, возникало желание повлиять на законотворчество. Так, например, епископ Симбирский Гурий на основе сравнительного анализа прежнего и нового законодательства предлагал собственную редакцию законов: 1). Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно повлечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий. Но в случае совращения отпавшим в новую веру лиц православного исповедания, находящихся от него в какой-либо зависимости, действие сего узаконения прекращается . 2). Отпавшее от православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало, когда после надлежащих увещаний получит от своего духовного начальства удостоверение о сознательном и свободном от какихлибо влияний уклонении от православия и настойчивом намерении покинуть оное. 3). Дети отпавших, не достигшие совершеннолетия, остаются в православной вере, и религиозное попечение о них поручается особенному вниманию настоятелей прихода и восприемников сих детей. 4). Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей, детей неизвестных родителей, крестить по обрядам своей веры. 5). Все законы гражданские и уголовные, ограждающие веру последователей Российской Православно-Кафолической Церкви, а равно и ее господствующее положение в православном Российском государстве – остаются в полной силе и неприкосновенности. 169 Епископ Оренбургский Иоаким (Левицкий) 170 предлагал ввести в законодательство положение, препятствующее православным приходам целиком переходить в иную конфессию. По его мнению, храмы, приходские дома и все церковное имущество следовало признать собственностью епархий, чтобы отделившиеся приходы не могли на них претендовать. 171

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В их числе ректор Московской духовной академии епископ Феодор, за «поддержку старого режима», и бывший Нижегородский викарий, а потом епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев), за «черносотенные выступления». Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий), из вдовых священников, был хорошим администратором старой школы. Все положенное по должности добросовестно исполнял, много разъезжал по епархии. Дочери председателя казенной палаты, Соне Булгаковой, тогда еще подростку, запомнился владыка величественным духовным сановником, холодным и властным. Епархию он возглавил в 1909 году, в 1916 стал архиепископом. При нем был порядок, но – безжизненный. Когда же началась революционная смута, он стушевался, большей частью отсутствуя: то в Петрограде (был постоянным членом Синода), то он в Москве (как член Всероссийского Поместного Собора). 23 марта он вернулся из столицы и прибыл на собрание городского духовенства, где счел нужным высказаться по поводу позоривших его обвинений. Оправдывался он, в основном, по двум пунктам. В мнимой связи с жандармским управлением и в сочувствии Союзу русского народа. Выяснилось, что жандармское управление в самом деле арендовало часть архиерейского дома, но владыка делал все возможное, чтобы оно оттуда съехало, а вместо них намеревался впустить беженцев; это не оказалось возможным только в силу «нового квартирного закона». По вопросу о поддержке им черносотенцев лучше послушать самого епископа: «Мне ставят в вину еще то, что я сочувствовал Союзу русских людей. Но как же я мог не сочувствовать этому союзу, когда на его знамени было написано: за православие, самодержавие и русскую народность. Мне кажется, что и вы все должны сочувствовать этому знамени. Как я мог не служить православию, как я мог не любить русскую народность, как я мог искренне не поддерживать самодержавный строй гражданского управления? Но я никогда не работал в Союзе русских людей. Теперь у нас другое правительство, и я опять не за страх, а за совесть служу новому правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Добавим от себя к этому замечательному свидетельству, что организованное Владыкой Амвросием Елабужское Братство Трезвости, действительно, весьма активное и деятельное, устроившее чайную-столовую для бедных, выпускавшее множество литературы и пр., возглавлял тот самый о. Павел Дернов, что в 1918 году вместе с чадами своими был зверски убит большевиками, и чье имя среди прочих было помянуто Святейшим Патриархом Тихоном на литургии 31 марта/13 апреля 1918 года в память всех за веру и Церковь Православную убиенных. Сам о. Павел закончил Казанскую Духовную Академию (Миссионерские Курсы). На некоторое время кампания против Епископа Амвросия утихла. Св. Синод рассматривал даже вопрос о выделении Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию с отпуском необходимых средств государственным казначейством, однако, Февральский переворот дал ход иным преобразованиям. Монархически настроенные архиереи, не слишком согласные с декретами Временного правительства (ведь декрет об отделении Церкви от государства — плод деятельности именно Временного правительства) или открыто выступавшие против охлократического засилья, были смещены новым обер-прокурором Львовым. Вместе с действительно одиозными иерархами — митрополитом Питиримом (Окновым) и архиепископом Тобольским Варнавой, были уволены на покой и такие замечательнее святители, как архиепископы: Нижегородский Иоаким (Левицкий), Тверской Серафим (Чичагов) , Харьковский Антоний (Храповицкий) , епископ Черниговский Василий (Богоявленский) и др. 18 марта ст. ст. 1917 года на покой был уволен и Владыка Амвросий Сарапульский с назначением его настоятелем Свияжского Успенского монастыря (в аналогичную «ссылку», только в Николо-Угрешский монастырь, попал и митрополит Московский Макарий (Невский) , при жизни прозванный Апостолом Алтайских инородцев). С этого момента начинается другой славный период деятельности Преосвященного Амвросия — свияжский. Вступив в управление Свияжским монастырем, епископ Амвросий столкнулся с трудностями двоякого рода. Внутренними, ибо хозяйственные дела обители были запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих вели соблазнительный для паломников образ жизни. И внешними — по причине неизбежного столкновения с властями. Так, уже 28 августа 1917 года Владыка телеграфировал в Москву оберпрокурору Св. Синода:

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

1913 г. – монах Троице-Сергиевой Лавры. Инспектор Московской Духовной Академии во время ректорства епископа Феодора Поздеевского . Архимандрит. Профессор Академии, магистр богословия. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви по избранию от Московской Духовной Академии. Один из самых пламенных защитников Патриаршества. После избрания Патриарха Тихона становится его секретарём. 1920 г., 12(25) мая – хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. 1923 г., 6 июня – Патриархом Тихоном возведён в сан архиепископа. 1923 г., декабрь – сослан в Соловецкий лагерь. Один из составителей обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов, так называемого «Соловецкого послания». 1929 г., 28 декабря – скончался от сыпного тифа в петроградской тюремной больнице, в Крестах. Уже до революции был широко известен в церковных кругах как талантливый, своеобразный и оригинальный богослов и проповедник. Мужественный и стойкий борец за Церковь Христову. Большинство его богословских работ посвящено раскрытию православного учения о Церкви. ИОАКИМ (Левицкий Иоанн Иоакимович), архиепископ Нижегородский, 1853 г. – родился в с. Петрушек Киевской губ. Образование получил в Киевской духовной семинарии. 1879 г., 30 марта – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Назначен преподавателем в Рижскую духовную семинарию. 1880 г. – рукоположен в сан священника. 1893 г. – принял монашество (после смерти жены в 1886 г.), ректор Рижской духовной семинарии. 1896 г. – хиротонисан во епископа Балтского, викария Каменец-Подольской епархии. 1897 г. – епископ Брестский. 1900 г. – епископ Гродненский. 1903 г. – назначен епископом Оренбургским и Уральским. Выдающийся миссионер и просветитель. 1908 г. – епископ Оренбургский и Тургайский. 1910 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 1916 г. – архиепископ. 1917 г. – участник Собора Российской Православной Церкви в Москве. Из Москвы направился в Крым, где был повешен бандитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Межигорский монастырь (упразднён при Екатерине II, окончательно разрушен в 1935 г.) В Межигорье 22-летний инок Иларион (под этим именем был пострижен в монашество Иоаким Горленко) своей строгой подвижнической жизнью обратил на себя внимание киевского духовного начальства. В 1727 г. он принял великий постриг с именем Иоасаф от ректора Киевской академии игумена Братского монастыря Илариона Левицкого. Вскоре иеродиакон Иоасаф был определен в преподаватели академии. В эти годы Иоасафа Горленко приблизил к себе и посвятил в иеромонахи высокопреосвященный подвижник-аскет Архиепископ Киевский Рафаил Заборовский (уроженец Галиции, ставший советником Священного правительствующий синода при императрице Елизавете). Иоасаф был поставлен в клирики Софийского кафедрального собора и введён в состав Киевской духовной консистории. В 1737 г. архиеп. Рафаил назначает 32-летнего иеромонаха Иоасафа игуменом знаменитого Мгарского монастыря под Лубнами. За год до того в обители пожар истребил все деревянные здания, а в 1728 г. в ней обрушилась соборная церковь. Молодой игумен, несмотря на острую нехватку средств, выстроил девяностометровый каменный корпус келий. Однако для возобновления храма средств не было, и осенью 1742 г. игум. Иоасаф отправился в столицы для «испрошения доброхотных пожертвований». В Санкт-Петербурге он был принят императрицей. Елизавета Петровна приказала выдать просителю на сооружение храма 2000 руб. Государыня была впечатлена назидательным Словом игумена Иоасафа «Как далеко от нас живот вечный». В 1744 г. по указанию царицы будущий святитель был возведен в сан архимандрита и через некоторое время назначен наместником Троицкой Сергиевой Лавры. При этом за ним оставлялось настоятельство Мгарского монастыря. За четыре года служения в Лавре «он явил себя весьма ревностным и полезным соработником» её настоятеля архиепископа Переславль-Залесского, викария Московской епархии Арсения Могилянского - уроженца городка Решетиловка (ныне Полтавская обл.), который в 39 лет был назначен императрицей проповедником при дворе.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/18/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010