После кончины 30 января 1884 года (по ст. ст.) блаженной Пелагеи Дивеевской Параскева навсегда поселилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, где приобрела буквально всероссийскую известность благодаря дару прозорливости. Во время саровских торжеств 1903 года по канонизации преподобного Серафима Саровского блаженную посетили император с императрицей и члены царской семьи. Согласно дивеевскому преданию, Параскева предсказала им рождение сына-наследника. С этого времени началось почитание старицы царской семьей, так что, по свидетельству ее келейницы Евдокии Барсковой, к блаженной постоянно приезжали великие князья с вопросами от государя. Блаженная скончалась 22 сентября 1915 года (по ст. ст.) в третьем часу дня. Она была похоронена за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря в кирпичном склепе, над которым устроили часовню. Отпевание блаженной совершил епископ Нижегородский Иоаким (Левицкий). В советское время захоронение блаженной подверглось осквернению. При возобновлении монастыря в 1990 году могила была восстановлена и на ней поставлен крест. Во время торжеств, посвященных 250-летию рождения преподобного Серафима Саровского, 31 июля 2004 года блаженная Параскева была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, а 6 октября того же года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил ее общецерковное почитание. Святые мощи были обретены 20 сентября 2004 года и почивают ныне в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Память ее празднуется 22 сентября/5 октября, а также в день памяти Собора Дивеевских святых 14/27 июня. Домик-келья, где она жила, в 2004 году передан монастырю, ныне в нем находится музей блаженной Паши и истории Дивеевской обители. Иерей Георгий Павлович Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pasha-sarovskaya/

Оренбургская и Бузулукская; в 1938–1957 гг. – Чкаловская (именование г. Оренбург); Оренбургская; Оренбургская и Бузулукская, паки. Викарные кафедры: Челябинская, Кустанайская. 13.11.1799 26.05.1806 10.06.1806 06.01.1819 02.03.1819 19.05.1823 Феофил Татарский 17.06.1823 01.12.1828 Амвросий II Морев 03.02.1829 08.08.1831 Аркадий Федоров 27.09.1831 30.10.1835 16.11.1835 20.11.1849 Иоанникий Образцов 20.11.1849 27.08.1853 Иосиф Богословский 27.08.1853 17.03.1858 Антоний Шокотов 15.06.1858 17.03.1862 19.05.1862 09.11.1866 Варлаам Денисов 09.11.1866 23.05.1879 Митрофан Вицинский 23.05.1879 05.04.1882 Вениамин Быковский 05.04.1882 01.05.1886 Вениамин II Смирнов 01.05.1886 22.10.1895 Макарий Троицкий 22.10.1895 29.10.1896 15.11.1896 05.12.1896 22.12.1896 26.11.1903 Владимир Соколовский-Автономов 26.11.1903 13.08.1910 Иоаким Левицкий 13.08.1910 26.07.1914 01.06.1913 01.08.1913 30.07.1914 01(14)03.1920 29.07(11.08) 1923 06(18)11.1923 18(31)07.1924 31.12.1925(13.01.1926) 31.12.1925(13.01.1926) 20.12.1927(02.01.1928) в/у сщмч. Иаков Маскаев 16(29)11.1928 Дионисий II Прозоровский 16(29)11.1928 17(30)12.1931 17(30)12.1931 09(22)05.1937 10(23)05.1937 20.07(02.08.)1937 01(14)02.1945 23.08(05.09)1948 09(22)02.1949 13(26)09.1950 18(31)10.1950 03(16)11.1953 21.11(04.12)1953 18(31)05.1960 Михаил II Воскресенский 18(31)05.1960 01(14)05.1963 01(14)05.1963 11(24)01.1999 05(28)12.1999 Оренбургская, обн. (см. Чкаловская, обн.) Орехово-Зуевская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена 03(19)03.1987. 1926 21.08(03.09)1927 Сщмч. Никита Делекторский 16(29)09.1928 12(25)09.1929 Иоанн Соколов II 12(25)09.1929 04(17)03.1931 Питирим Крылов 04(17)03.1931 01(14)05.1934 Иоанн Соколов II, паки 01(14)05.1934 01.1936 Иоанн II Широков 10(23)03.1987 09(22)11.1990 03(16)07.1995 06(19)08.1995 06(19)08.1995 Орехово-Зуевская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обер-прокурор, действовавший от имени демократической власти, как ранее его предшественники –от царского имени, охранял церковное благочестие, понимаемое, впрочем, совсем не так, как это было до Февраля. Стремление восстановить соборное начало воспринималось светскими властями как необходимость любыми средствами (т. е. и очевидно неканоническими) «очистить» Церковь от «реакционеров», не считаясь с явными нарушениями норм церковного права. Требования с мест (в том числе и от всякого рода исполнительных комитетов) были для этого прекрасным поводом. Рассмотренный мной случай с увольнением архиепископа Варнавы достаточно иллюстрирует сказанное выше. Итак, механизм отставки неугодного епископа весной 1917 г. был достаточно прост. Отставка эта, как и прежде, зависела от светской власти. Разумеется, в отставке некоторых архиереев члены Св. Синода были заинтересованы не меньше правительства, но данное обстоятельство являлось лишь «дополнением» к старому дореволюционному (неписаному) правилу. Уже в марте члены Св. Синода смогли в этом убедиться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что 9 марта 1917 г, «безапелляционный вершитель церковных дел» В. Н. Львов получил специальное послание от находившихся в то время в столице членов Св. Синода (это были архиепископы Сергий (Страгородский) , Тихон (Беллавин), Арсений (Стадницкий) , Михаил (Ермаков), Иоаким (Левицкий), Василий (Богоявленский)). Они заявили, что не могут брать на себя ответственность за действия правительства, и присутствовать в Синоде без полномочий российской иерархии. Ответ Львова был лаконичен и прост. Он передаст всю полноту власти только Собору. В тот же день 9 марта члены Синода встретились с председателем Государственной Думы М. В. Родзянко, надеясь на его содействие в разрешении конфликта. Однако ничего серьезного из этого посещения не получилось. И хотя большая часть синодалов продолжала настаивать на своей независимости, появилось также меньшинство во главе с Сергием (Страгородским) , возражавшее против такой нетерпимости и желавшее найти компромисс с новой властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и иные с ними. Священник Владимир Карпинский, священник о. Сергий, псаломщик Иоанн Тарутанов, староста Алексей Мигунов, жена его Ирина и раба Божия Мария Шипилова................ 134 СЕНТЯБРЬ 21.09 (04.10) Митрополит Феофан (Туляков)................ 140 22.09 (05.10) Блаженная Парасковья Саровская............. 143 ОКТЯБРЬ 17.10 (30.10) Архиепископ Александр (Щукин).............. 155 24.10 (06.11) Епископ Лаврентий, викарий Нижегородской епархии, протоиерей Алексей................ 161 Мученики, исповедники и подвижники благочестия нижегородские: архиепископ Иоаким (Левицкий), епископ Неофит (Коробов), блаженная Степанида, священники Владимир Драницын, Сергей Кислицын, Андрей Скворцов, Григорий Весновский, Алексей Чудецкий, Александр Благовещенский, Александр Карпинский, Иоанн Сахаров, Иоанн Сеготский, Иоанн Розанов, Владимир Слободской, епископ Фостирий (Максимовский), миряне Николай Шумов, Николай Лебедев, Пиама, Иоанн, монахиня Вера, протоиерей Иоанн Знаменский, протодиакон Иоанн Воздвиженский, диакон Николай Воздвиженский, регент Михаил Вячеславов, игумен Дорофей Павлов, священник Вячеслав Ильинский, игумен священник Михаил Скомицкий, и сын его Константин, миряне: Косма Боганов, Никифор Шишканов, регент Порфирий, Александр Савелин, Петр Делява, Петр Левадонов, священники Александр Крылов, Павел Борисоглебский, Порфирий Колосовский, мирянин Николай Филиппов, священник Михаил Адамонтов, диаконы Иоанн Мошков и Вениамин Владимирский, раба Божия Елизавета Сидорова, священники Алексей Молчанов, Валентин Никольский, мирянин Иаков Гортинский, монахиня Анна (Ежова), священники Иоанн Лазарев, Петр Сахаровский, Иоанн Никольский, Андрей Бенедиктов, Александр Беляков, диакон Андрей Батистов, миряне А.Д.Овсянников, А.Н.Никольский, В.С.Цветков, священники Виктор Лебедев, Макарий Кряжев, Николай Надешов, Иоанн Сатирский, диакон Павел Архангельский, священники Иоанн Ромашкин, Петр Лебединский, Николай Хвощев, Александр Никольский, миряне Александр Блохин, Петр Лонсков, Стефан Матюшин,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Священник Иаков Леонович был расстрелян 28 сентября 1937 года в четыре часа дня. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) С вященномученик Иаков (в миру Иаков Иванович Маскаев) родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева. В 1901 году Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Учась на последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника. В 1901 году у них родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который был уже тогда священником, горячо молился о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко всем святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому и дал обет, что, если младенец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. По чудесном выздоровлении сына он исполнил свой обет и совершил паломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 году. В 1901 году Иаков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Зобово, расположенном в 180–ти километрах от Оренбурга. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. Он неустанно проповедовал, его усилиями в течение нескольких лет была построена в селе новая церковь. Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков был одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, он активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско–японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковноприходской школы в деревне Ворониной. С 1913 года он значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков со своими прихожанами щедро жертвовали на нужды русских воинов, и пожертвований всегда было больше, чем в каком бы то ни было другом приходе в епархии, хотя они жертвовали не от материального избытка, а от широты милующих сердец, жертвовали всё, что имели.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский (память 24 октября по старому стилю) С вященномученик Лаврентий, епископ Балахнинский (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил он из духовного звания. Закончив Тульскую Духовную Семинарию, он продолжил обучение в Санкт–Петербургской Духовной Академии. После завершения обучения в 1902 году Евгений на Валааме был пострижен в монашество с именем Алексий. В 1912 году отец Александр назначается на должности ректора Литовской Духовной Семинарии и настоятеля Виленского Свято–Троицкого монастыря. Там он знакомится с архиепископом Тихоном, будущим Патриархом, который в 1917 году представил его к хиротонии. В феврале того же года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Владыка был усердным делателем Иисусовой молитвы, учеником и другом Оптинских старцев. Незадолго до его мученической кончины преподобный Анатолий (Зерцалов) трижды земно поклонился ему. В Нижнем Новгороде Владыка благословил создание Спасо–Преображенского братства по возрождению церковно–общественной жизни. Тогда же было организовано религиозно–философское общество, в заседаниях которого принимал участие Владыка. Сам Святитель жил в Печерском монастыре, часто служил, говорил проповеди. Он остался один в это тяжёлое время управлять всей Нижегородской епархией, так как правящий архиерей архиепископ Иоаким (Левицкий) принял мученический венец, будучи повешен в Крыму бандитами. Когда в епархии начались аресты пастырей, Владыка посещал их в тюрьме. В конце августа 1918 года чекисты арестовали и Владыку. В тюремной камере он непрестанно молился, не обращая внимание на насмешки сокамерников. Вскоре те, видя силу духа Владыки, стали стремиться подражать ему. Один Святитель, увидев присланные с тюрьмы изношенные чётки Владыки, которые тот просил заменить на новые, сказал:«Трудовые чётки». В тюремном храме Святителю было разрешено служить по праздникам, и это было для него утешением и поддержкой. Власти отказались выпускать его даже тогда, когда верующие, собрав залог (сумму 16 тысяч рублей), обратились к ним с просьбой освободить своего архипастыря.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

И все же потрясений Церковь не избежала. В марте 1917 г. начались первые увольнения архиереев. Сразу после переворота был арестован митрополит Петроградский Питирим (Окнов), в свое время близкий к Г.Е.Распутину и теперь пострадавший за эту близость. Еще один уволенный в начале марта приверженец царского фаворита – архиепископ Тобольский Варнава (Накропин). В связях с Распутиным был обвинен и московский митрополит – святитель Макарий (Невский) . Однако в отношении этого иерарха обвинения были несправедливы – сам архипастырь в том же 1917 г. заявил, что с Распутиным до назначения в Москву он знаком не был и виделся с ним всего один раз, когда тот посетил его для поздравления. Оправдания не помогли – митрополит был лишен кафедры. В составе Святейшего Синода остались: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) , архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , архиепископ Литовский Тихон (Беллавин), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) , архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий), архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), протопресвитер Александр Дернов, протопресвитер Георгий Шавельский . 4 марта 1917 г. приступил к своим обязанностям и новый обер-прокурор – В.Н.Львов – однофамилец главы Временного правительства. Войдя в зал заседаний, обер-прокурор сразу же потребовал убрать из него царское кресло. Поскольку сами императоры на заседаниях Синода никогда не присутствовали, кресло играло роль своеобразного символа подчиненности Церкви царской власти. Однако желанной независимости от государства Церковь так и не получила. Хотя В.Н. Львов и заявил о предоставлении ей полной свободы, он указал и на право светских властей останавливать синодальные решения по своему усмотрению. При всей своей демократичности Временное правительство смотрело на Церковь так же, как прежде смотрела царская власть, – как на часть государственного механизма. Православие оказывалось в более тяжелом положении, чем другие религиозные течения – в соответствии с законом от 20 марта отменялись все ограничения в правах, связанные с национальной и религиозной принадлежностью. Но если иноверные и инославные действительно получили свободу, то для Церкви всё осталось на уровне ни к чему не обязывающих деклараций. Синодальная система, построенная царем Петром I как часть абсолютистского государства, должна была остаться и впредь. В делопроизводстве Российская Церковь по-прежнему именовалась «духовным ведомством» и «ведомством православного исповедания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из них особенного внимания заслуживают: а) Евангелие, устроенное Царицею Наталиею Кирилловною в 1698 году. Оно отличается особенною величиною и богатством украшений; б) Евангелие, так называемое, ходовое, XVI века, украшенное крупным жемчугом. Оно употреблялось во времена Всероссийских патриархов в неделю Ваий, при торжественном шествии патриарха на осляти от Успенского собора к Лобному месту; в) Крест напрестольный с частью Животворящего Древа Креста Господня и с частицами мощей разных Святых; г) Крест серебряный, сканный, заключающий в себе части святых мощей и камень от гроба Божией Матери; д) Крест золотой, гладкий, устроенный по повелению великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей; е) Крест царя Константина, золотой, украшенный финифтью, жемчугом и драгоценными каменьями. Сей крест принесён из Афонской горы, и носим бывает в крестных ходах; ж) Крест осьмиконечный, с филигранью, с частицами святых мощей, украшенный жемчугом и драгоценными каменьями. Он устроен был при царе Феодоре Иоанновиче в 1594 году, как видно из надписи на этом кресте; з) Панагия древняя, золотая, в коей на камне изображён пророк Даниил. Эта панагия находилась некогда в Иосифове Волоколамском монастыре, где жил митрополит Даниил, которому вероятно и принадлежала эта панагия; и) Древние сосуды, употреблявшиеся для святого Причащения, известные под именем Антониевых – один из них яшмовый, другой – ониксовый. Патриарх Иоаким на соборе в 1682 г. против старообрядцев, представил эти сосуды в доказательство правильности употребления четвероконечного креста, так как на этих древних сосудах кресты изображены четвероконечные; к) Сосуды золотые, украшенные драгоценными каменьями; вклад царя Феодора Алексеевича 1680 году; л) Сосуды таковые же, украшенные бриллиантами, яхонтами и другими драгоценными каменьями, пожертвованные в 1775 году императрицей Екатериной II, в благодарность Господу Богу за победу над Оттоманскою Портой, и за полезный и славный для России мир; м) Сосуды золотые, украшенные драгоценными каменьями, пожертвованные тою же императрицей Екатериною II в 1791 году; н) Потир золотой с драгоценными каменьями, пожертвованный императрицей Марией Феодоровной, в 1788 году; о) Два Сиона, или Иерусалима, серебряные, устроенные по повелению великого князя Иоанна Васильевича в 1486 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Из других митрополитов Московских здесь погребены: Геронтий, Симон, Макарий и Афанасий. О Всероссийских патриархах, коих гробницы находятся в Успенском соборе Подле юго-западной стены находятся гробницы святейших патриархов Всероссийских: Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа I, Иосифа, Иоасафа II, Питирима, Иоакима, Адриана, кроме Никона, который похоронен в Новом Иерусалиме. Благочестивеший царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы, по примеру Восточной церкви, и Русская имела у себя патриарха. Когда прибыл в Россию, по делам церкви, Восточный патриарх Иоаким, царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Немного времени спустя прибыл в Россию Константинопольский патриарх Иеремия. Он объявил царю, что прибыл от лица Вселенских патриархов учредить в России патриаршество. Вселенский патриарх Иеремия, известный своею ревностью к церкви, прежде всего, был по мыслям царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол. Иеремия благодарил царя за такое предложение, но высказал, что быть ему патриархом в России, без согласия Восточных патриархов нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить патриаршество. 19 января 1589 года, приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру патриарха из русских святителей, в храме Успения, в приделе Похвалы Богородицы, под председательством самого царя. Признаны были достойными кафедры Всероссийской: Иов митрополит, Александр епископ Новгородский, Варлаам епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова. 23 января происходило посвящение нареченного патриарха. Литургию совершал Вселенский Патриарх Иеремия, в присутствии самого царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, а царь возложил на него панагию и говорил речь. Патриарх Иов 13 Патриарх Иов был истинным пастырем церкви. В то время, когда водворился в России самозванец Лжедмитрий и хотел ввести латинскую веру, тогда Иов показал себя ревностным защитником православия и потерпел самые тяжкие испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Л. 195 Да у были два жидовина... и на ково они сказали, и тхь поймали же. – В качестве «детей боярских» в Воскресенском монастыре у патриарха Никона жили крещёные евреи – Михаил Афанасьев и Демьян Иванович Левицкий. 15 октября 1666 г. Михаил известил на Никона «государево дело». Исследователи выделяют пять основных пунктов обвинения М. Афанасьевым патриарха Никона : 1) обвинение в «жидовстве» личного врача царя Алексея Михайловича бросает тень на самого царя; 2) в окружении Никона близкие ему люди – зять, крестник, подьячий – занимаются «татными» делами; 3) Никон обвинён в жестоком обращении с подчинёнными, например в сечении невиновных кнутом и плетью, битье палками, а также в ссылке неугодных в дальние обители – Иверский и Крестный монастыри; 4) приём Никоном «служилых и торговых» иноземцев из московской Немецкой слободы в Воскресенском монастыре, включая посещение церквей, колокольни и трапезы в патриарших хоромах, что было строжайше запрещено церковными правилами; 5) Никон парился в бане с «молодицами» и склонял к сожительству жену доносителя – Фельдман, Прокопенко 2001, 355–356, 359–366. 21 октября по «делу», объявленному М. Афанасьевым, в Воскресенский монастырь с обыском и допросом приехали архимандрит Чудова монастыря Иоаким и думный дьяк Разрядного приказа Дементий Башмаков с отрядом стрельцов, которые с согласия патриарха Никона увезли в Москву его крестника Дениса Долманова, зятя Евстафия Глумилова (по доносу Афанасьева, именно они, Денис и Евстафий, а также подьяк Иван Шушерин, ведали у Никона тайными делами), Демьяна Левицкого с женою, жён Михаила и слесаря Трофима, а также ящик с письмами – Гиббенет 2, 299–303; Фельдман, Прокопенко 2001, 355. 23 октября патриарх Никон подал челобитную царю по поводу объявления Михаилом Афанасьевым «государева дела» с приложением в копиях расспросных речей и письма Демьяна Левицкого к нему. Тогда же были допрошены Денис Долманов, который сказал, что к патриарху Никону в Воскресенский монастырь приезжали иностранцы с жёнами и осматривали церковное строение. Афанасий Зиновьев, который говорил, что бывал у патриарха Никона и ночевал в монастыре, а также писал из Астрахани и лично говорил Никону о приезде восточных патриархов в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 8; Гиббенет 2, 303. Следствие по доносу М. Афанасьева и Д. Левицкого на патриарха Никона завершилось только 27 апреля 1667 г., когда обвинители Никона предстали на соборе перед вселенскими патриархами, и решением было принято в их пользу – Дело 1897, 320–322 84).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010