Чем же оправдываются сектанты?   Они указывают на слова Господа Иисуса: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало» (Ин. 6:63), — и рассуждают так: значит, питание Телом Христовым бесполезно. Что отвечать на такое извращение св. Писания?   Здесь ничего не говорится о том, что Тело и Кровь Господни бесполезны для верующих. Здесь сказал Спаситель, как должно понимать Его слова о хлебе жизни. Обещание Господне не плотское бесполезное рассуждение, не самообольщение, как казалось фарисеям, но действительность: «слова, которые говорю Я вам. суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Когда Господь на тайной вечери дал Апостолам «Плоть Свою» и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», то Апостолы не сказали Господу, что это бесполезно, как говорят наши сектанты, но приняли пречистое Тело и Кровь, и совершали сами таинство святого причащения и нас научили это делать. Даже составили Божественные литургии Тела и Крови Господних. Таковы литургии Апп. Иакова, Марка и Петра. Что отвечать сектантам, когда они говорят еще словами Апостола: «Мы никого не знаем по плоти, если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16)?   Здесь ничего не говорится о таинстве Причащения, о котором Апостол пишет в 1 Кор.10—11; здесь Апостолом утверждается только то, что после Воскресения Христова мы уже никого не знаем в смертной плоти, но убеждены в бессмертии всех. Прежде знали Христа по плоти, знали, что Он ел, пил, спал, страдал на кресте, а теперь знаем, что Он с воскресшей плотию «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). Тело Его одухотворилось и прославилось, и тело всякого истинно-верующего в Него Он «преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Фил. 3:21). Что отвечать сектантам-толстовцам, когда они говорят, что под хлебом жизни в Писании разумеется учение Христово, которым и должны питаться?   В ответ должно спрашивать их, что разумеется в таком случае под «чашей благословения» (1 Кор. 10:16). Апостолы прекрасно понимали, что должно разуметь под хлебом жизни, и, однако, они научают о приобщении Тела и Крови Христовых. Свв. Апостолы, в посрамление толстовцев и всех вообще сектантов, составляли чин литургии. Никто из сектантов не отвергает этого Божественного священнодействия, и все они должны сознаться в том, что далеко ушли от Христа и уподобились древним жидам, говорившем о Христе: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?... Какие странные слова! Кто может это слушать» (Ин. 6:52, 60)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

255. …какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6:60). 256. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:39). 257. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25). 258. …совокупность совершенства (Кол. 3:14). 259. Кол. 2:8. 260. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). 261. Евр. 10:22. 262. …беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне; …их более, нежели волос на голове моей (Пс. 37:5;. 39:13). 263. …постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу… сердце мое оставило меня (Пс. 39:13). 264. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. …Чресла мои полны воспалениями, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. …Нет целого места в плоти моей (Пс. 37:11, 8, 6, 4). 265. …уста их мягче масла (Пс. 54:22). 266. Быт. 3:23–24. 267. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 268. …говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3:9). 269. «Подражание», Московского издания, 1834 г., кн. 3, гл. 2. В указываемом нами месте западного писателя разгорячение, самомнение и самообольщение выставляются так ярко и живописно, что признается не лишним представить вниманию читателя самый текст: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Я — раб Твой! Вразуми меня, да познаю свидетельства Твои. Приклони сердце мое к словам уст Твоих, и да снидет, как роса, глагол Твой. Сыны Израилевы говорили некогда Моисею: «Говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, дабы нам не умереть». Не так, Господи, не так молю я! но паче с пророком Самуилом смиренно и ревностно умоляю: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Да не говорит мне Моисей или другой кто из пророков, но паче говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение и просвещение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня; они же без Тебя не могут иметь никакого успеха. Могут звучать слова их, но Духа не сообщают! Они изящно говорят, но, когда Ты молчишь, не воспламеняют сердца! Они передают буквы, но Ты отверзаешь смысл! Они изрекают таинства, но Ты отверзаешь разум иносказаний! Они объявляют Твои веления, но Ты подаешь силу к исполнению! Они показывают путь, но Ты даешь крепость проходить его! Они действуют только извне, но Ты наставляешь и просвещаешь сердца! Они орошают внешне, но Ты даруешь плодоносие! Они взывают словами, но Ты даешь слуху разумение! И потому да не говорит мне Моисей! Говори Ты, Господи, Боже мой, вечная Истина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

В другой раз Господь Иисус Христос славословил Бога Отца за то, что истинный смысл учения Его остался сокрытым от тех, которые считают себя мудрыми и разумными, и открыт разумению младенцев, людей простых и не книжных, каковы были, напр., Его ученики «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли», говорил Он, «что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение ( Мф.11:25–26 ). Итак простота, невинность и смирение – одни из более верных средств к восприятию учения Христова. Кроме этого, братие, восприятие учения Христова обусловливается также и доброю нравственною жизнию. Христианская вера и жизнь находятся между собою в такой неразрывной связи, что как первая приводит человека к доброй жизни, так и последняя укрепляет в нем первую. Вот почему, братие, Иоанн Креститель, приготовлявший людей ко Христу, начал проповедь свою с требования покаяния. Точно также и Иисус Христос не отделял покаяния от веры. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ), говорил Он. Следовательно, покаяние, – изменение нравственного состояния, – является необходимым условием для веры. Вот почему для убеждения в божественности Своего учения Господь Иисус Христос предлагал Своим слушателям испытать его на деле «Кто хочет», говорил Он, «творить волю Его (Бога Отца); тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» ( Ин.7:17 ). Итак, братие, вот какие условия необходимы для восприятия учения Христова. Понятно, посему, что те люди, которые руководятся одним только своим разумом, мыслят только по земному, люди, по выражению Св. апостола Павла душевные, не в состоянии будут восприять учения Христова. Однажды Иисус Христос беседовал с иудеями о таинстве причащения. Они соблазнились учением Его, хотели понять своим плотским умом возможность того, чему Он учил, почему и говорили «какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ). Иисус Христос ответил им «дух животворит, плоть не пользует нимало Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Итак, видно, что было некогда и может еще быть на земле нетление. Но вместе с тем видно и то, что источник этого чрезвычайного явления давно иссяк. Укажет ли нам его певец Воскресения? Приидите, - говорит он, — пием новое питие - Христа, одождившего из гроба источник нетления. Мы возвращаемся, таким образом, опять к боговместимой пещере Воскресения. В ней, то есть в совершившемся в ней событии, и заключается новый источник нетления. В ней Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ( Ин. 10; 11, 10 ) Жизнь, которая начинается и оканчивается дыханием человека, носится то возрастающим, то умаляющимся телом, слагается вся из противоположностей, беспрерывно одна другую сменяющих и одна с другой враждующих, очевидно, не есть истинная жизнь души человеческой. Эта жизнь, существующая во времени и на время, называется временной. Живя ею, душа постоянно трудится для другой, истинной жизни — вечной, которой та составляет только малую долю, начало, наглядное Выражение, частный и случайный образ. Эту вечную жизнь, выходящую за пределы земной жизни и — после падения человека — не управляемую более ее собственными слабыми силами, пришел на землю даровать человечеству Сын Божий. К этому потоку жизни, льющемуся из живоносного гроба, приглашает нас и священнопевец. Пророчески говорил о ней многократно Господь наш Иисус Христос. Но здесь, братия, готово повториться то же, что было в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: Какие странные слова! кто может это слушать? ( Ин.6:60 .) Где же жизнь вечная”? Как же не умрет во веки? Спрашивает и теперь робкая мысль ученика Христова. Напротив, никто из веровавших в Него, соблюдающих слово Его, ядших Плоть и Кровь Его не остался жив, все померли, помирают и помрут несомненно. Поспешим пресечь тягостное недоумение Господним словом: Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? ( Ин.6:61-62 .) Что тогда? Остается досказать. Тогда, — отвечает колеблющаяся между опытом и словом Божиим мысль, — Сына Человеческого надобно будет признать Сыном Божиим и Богом, Которого слово не может быть ложно. Что же далее? Не видели ли мы Его в самом деле восходящим туда, где был прежде? Отчего же и после вознесения Его на небо продолжается прежний порядок тления и смерти между людьми как верующими, так и не верующими?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

От познания истины Божией последует: 1) Ни в чем не будем сомневаться, что Бог ни открыл, или обещал, или предсказал в Святом Писании. 2) О свойствах Божиих, в Писании Святом нам открытых, твердо уверяемся. 3) Познаем волю Его, чего она от нас хочет и чего нам хочет, то есть хочет нас спасти и блаженными сотворить, а от нас требует почитания, благодарности, и прочего. 4) Уверяемся в предсказаниях о будущем, то есть о воскресении мертвых, о суде Христовом, о вечной муке и жизни вечной, так как все это в Писании Своем открыл нам Бог. 5) И так познание истины Божией возбуждает в нас веру, надежду, страх, любовь к Богу и ближнему. 6) Последует верность к ближнему и уничтожается ложь, лесть, обман, лицемерие. Бог истинно и верно с нами поступает, и нам должно верно с ближними поступать. Рассуждай об истине Божией, и читай святое Его слово, и утвердишься в истине. Точно веруй, что подобает всему написанному исполниться. Слово Божие есть истина (Ин 17:17). Истина Божия научит тебя веровать всем заповедям Его, веровать в Евангелие Его, бояться суда Божия и последующей казни, желать и усердно искать вечной жизни, презирать мир и все, что в мире, каяться усердно и молиться, и призывать имя Его. Спасайся. Письма 51 – 60   Письмо пятьдесят первое Ныне святость Божию представим сердечным очам нашим, и в размышлении о ней поучимся на пользу нашу. Бог, святой и милостивый, да поможет нам. Апостол Его святой представляет нам святость Его и учит нас так: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Как свет непричастен тьме, так Бог непричастен никакому пороку и греху Воля Его святая хочет того, что добро, и делает то, что добро, и не хочет никакого зла и не делает никакого зла. Бог есть свет, свет без тьмы, правда и святость без всякой неправды, неповинность без всякого порока, истина без лжи, премудрость и разум без всякого неведения. От рассуждения и познания святости Божией учимся: 1) Свято и непорочно жить, если хотим с Ним общение иметь. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине, и прочее (1 Ин 1:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1440. Ин. 3. 4. 1441. Ин. 6. 60. 1442–1443. Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1444.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3–4.) 1445. 2 Кор. 10. 5. 1446. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 1447. Гал. 5. 24. 1448.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.) 1449.  …«встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14). 1450.  Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9). 1451. См.: …язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1. 6). 1452.  Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 1453.  …неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 1454.  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5). 1455. 2 Кор. 5. 12. 1456.  …мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). 1457. Иак. 1. 17. 1458.  …в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4). 1459. 1 Кор. 1. 17. 1460.  …Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27–29). 1461. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбей. 1462. По Иннокентию: Низибий Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о поклонении Богу Ин.4:23–24 . «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Объяснение. Если бы сказано было поклоняться в одном духе и не было бы добавлено ещё и истине, то, конечно, телесные движения в деле молитвы были бы излишни; но ведь поклоняться в духе и истине значит без притворства и лицемерия: 1Ин.3:18 . Не духом, а только телом можно лицемерить, а что истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях, об этом нам свидетельствует и Слово Божие: 1Кор.6:20 ; Мф.28:9 ; Лк.22:41 ; Ин.13:15 ; Рим.12:1 . Деян.17:25 . (Бог)... «Не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». Объяснение. Бог не требует служения, как нуждающийся в нём, но требует его как всеблагий Отец, создавший людей для блаженства и вечной жизни, которых они не могут иначе обрести, как только чрез служение Богу: Мф.4:10 . Не требует Бог жертвы для своего блага, но требует для нашего блага и потому ставит в пример вдовицу, пожертвовавшую всё, что она имела: Лк.21:2–4 . Не отрицается, а утверждается Священ. Писанием прославление Бога не одной душой, но и телом в молитве: 1Тим.2:8 ; 1Кор.6:20 . Деян.28:8 . «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошёл к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его». Объяснение. Отсюда видно, что было в обычае у апостолов возлагать руки на больных для сообщения им исцеляющей благодати Святого Духа. Сопоставляя это место с другими местами кн. Деяний, приходим к заключению, что в апостольские времена в Церкви Христовой возложение рук употреблялось для сообщения трояких даров: 1) общих всем верующим (без различия между мирянами и духовными): Деян.8:17; 2 ) свойственных различным ступеням священства, например, диаконам: Деян.6 :б; или пресвитерам: Деян.14:23 ; и 3) потребных для исцеления от болезней тела: – Деян.28:8 , но всё сие производит один и тот же Дух: 1Кор.12:11 . В этом же 8 ст. говорится, что святой апостол Павел помолился, да и вообще в книге Деяний часто молитва сопровождалась внешним, телесным действием – преклонением колен: Деян.7:60:9:40:20:36:21:5 ; отсюда вразумление тем, кто отвергает нужду и значение телесного поклонения: 1Кор.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

9–13, 26), здесь разумеются не хлеб и вино, употребляемые для таинства причащения, а простой хлеб и рыба, которыми насытился народ; под «пищей же, пребывающей в жизнь вечную», разумеется св. тело Христово, подаваемое в причащение, как это видно из след. слов: «Я есмь хлеб жизни. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хле6 же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:48,50 – 51 ). Если бы под «пищей, пребывающей в жизнь вечную», разумелось учение, то Спаситель не сказал бы: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя», так как Свое учение Он уже раньше возвестил народу и ученикам и нигде никогда не называл этого учения плотию и кровию, а чтением слова Божия – вкушением плоти и крови Его. Во-вторых, говоря о хлебе жизни, Иисус Христос противополагает его манне и указывает различие между ними. Ваши отцы, говорит Он, ели в пустыне манну, которую давал им с неба Отец небесный, но евшие этот небесный хлеб умерли; Я же дам такой хлеб, который даст жизнь вечную– хлеб жизни (ст. 31–35, 48–51). Так как евреи ели в пустыне действительный хлеб, то и хлеб, даруемый Христом в причащение, должен быть действительный, какова и есть плоть Его, которую Он дал за жизнь мира. В-третьих, если бы Христос говорил об учении, т. е. как бы так: вот Я учил вас истине и еще буду учить, то едва ли бы «Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою», а многие из учеников говорят: «какие странные слова! кто может это слушать»? (ст. 52, 60). Очевидно, те и другие поняли слова Господа о вкушении Его плоти буквально и думали, что Он действительно даст для вкушения то самое тело, в котором жил на земле и которое они видели своими глазами. Господь же не только не отверг такого их понимания и не указал на неправильность его, как делал обыкновенно (см. Мф. 16:6–12; Ин. 11:11 –14 ; ср. Ин. 3: 8–6; 4:32–34, 8:21 – 32 ), а напротив, еще с большей ясностью и раздельностью изложил учение о вкушении Его плоти и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   От познания истины Божией последует:    1) Ни в чем не будем сомневаться, что Бог ни открыл, или обещал, или предсказал в Святом Писании.    2) О свойствах Божиих, в Писании Свя­том нам открытых, твердо уверяемся.    3) Познаем волю Его, чего она от нас хо­чет и чего нам хочет, то есть хочет нас спасти и блаженными сотворить, а от нас требует по­читания, благодарности, и прочего.    4) Уверяемся в предсказаниях о будущем, то есть о воскресении мертвых, о суде Хрис­товом, о вечной муке и жизни вечной, так как все это в Писании Своем открыл нам Бог.    5) И так познание истины Божией воз­буждает в нас веру, надежду, страх, любовь к Богу и ближнему.    6) Последует верность к ближнему и унич­тожается ложь, лесть, обман, лицемерие. Бог истинно и верно с нами поступает, и нам должно верно с ближними поступать.    Рассуждай об истине Божией, и читай святое Его слово, и утвердишься в истине. Точно веруй, что подобает всему написанно­му исполниться. «Слово» Божие «есть истина» (Ин 17:17). Истина Божия научит тебя веро­вать всем заповедям Его, веровать в Еванге­лие Его, бояться суда Божия и последующей казни, желать и усердно искать вечной жиз­ни, презирать мир и все, что в мире, каяться усердно и молиться, и призывать имя Его.    Спасайся. Письма 51 — 60    Ныне святость Божию представим сердеч­ным очам нашим, и в размышлении о ней по­учимся на пользу нашу. Бог, святой и милос­тивый, да поможет нам.    Апостол Его святой представляет нам святость Его и учит нас так: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5). Как свет непричастен тьме, так Бог непричастен ника­кому пороку и греху Воля Его святая хочет то­го, что добро, и делает то, что добро, и не хо­чет никакого зла и не делает никакого зла. Бог есть свет, свет без тьмы, правда и святость без всякой неправды, неповинность без всякого порока, истина без лжи, премудрость и разум без всякого неведения.    От рассуждения и познания святости Бо­жией учимся:    1) Свято и непорочно жить, если хотим с Ним общение иметь. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине», и прочее (1 Ин 1:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И прежде всего, как вообще суд Божий над иудеями не был подобен судам человеческим, но был следствием дарования людям высочайшего блага – духовной жизни, наступления царства Божия, и неспособности иудеев к этому благу, так и ослепление притчами предполагает, что в притчах заключались глубокие истины для тех, которые их разумели, и что они были ослеплением для тех, которые их или не разумели или, разумея, не принимали тех истин. Таким образом, в то время, как одни ожесточались притчами, других были блаженны очи, что видели, и уши, что слышали притчи ( Мф. 13:16–17 ). Неразумение притчей вызывалось их формою, тем, что они предлагались народу без изъяснения, а непринятие скрывавшихся в них истин при разумении их объясняется свойством этих истин, содержанием притчей, причём первоначальною причиною и непонимания речи Христа и непринятия её было то, что иудеи не могли слышать слова Его ( Ин. 8:43 ), оно не вмещалось в них (поэтому Мк. 4:33 ). Следствие было одинаково: когда иудеи не понимали притчей Христа ( Ин. 10:6 ), они отходили от Него ( Ин. 6:60–66 ), и когда понимали их, они старались схватить Его ( Мф. 21:45–46 пар.), а между тем те и другие притчи заключали в себе глубокие истины и делали блаженными апостолов. Поэтому в притчах Христа форма и содержание нераздельны. Не входя в рассуждения о том, что такое притча, легко видеть ту особенность притчей Христа, что в них форма не была (не говорим уже чуждою, но даже) внешнею для содержания, внешним образом, как это бывает в художественных произведениях вообще и, в частности, в баснях. В притчах Христа образы служат формами или символами живых отношений (Его к народу), а не образами мыслей и чувств. Семя в Его притчах символизирует слово Его, потому что слово Его действительно растёт в человеческом сердце или заглушается, – всходит и растёт так, что человек не знает; Он уподобляет царство Божие доброму семени, вместе с которым вырастают плевелы, потому что как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века сего; Он уподобляет Себя пастырю, жениху, сыну хозяина виноградника, потому что Он действительно пастырь, жених, сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010