Мк. 14:33–34 ) и холодное равнодушие даже со стороны ближайших родственников ( Мк. 6:2–6 ср. Лк. 4:23 , ср. Мф. 13:54–58 , Ин. 7: 5 ), – все это было зна­комо Ему наравне с другими людьми, и все это по отношению лич­но к Нему покрывалось ещё исключительным подвигом Его непре­рывного мученичества. В ответ на свои заботы о религиозном про­свещении людей Он встретил злобную ненависть со стороны обличаемых Им невежд и даже прямые покушения на Его жизнь со стороны многочисленных изуверов ( Ин. 5:16, 7:19, 11:53 ; Лк. 4:23–30 ; Мф. 12:14 , ср. Мк. 3:6 ), и перенёс действительное осуж­дение Его на позорную смерть, и пережил возмутительное глумле­ние даже над самым позором крестной смерти Его ( Мф. 27:33–43 , Мк. 15:29–32 , Лк. 23:35–37 ). Между тем и физические лишения, и нравственные страдания, и незаслуженные гонения от сильных врагов, и самая смерть на кресте выпали на долю Его многостра­дальной жизни не по какому-нибудь роковому стечению случай­ных обстоятельств, т.е. не потому, что какая-нибудь злая судьба, вопреки Его собственным помышлениям и желаниям, сделала Его несчастным неудачником в жизни. На самом деле Он имел в своём распоряжении самое могущественное средство, чтобы приобрести Себе рабское поклонение людей, потому что Он мог кормить людей и мог спасать их от всяких несчастий; и люди Его народа, несомненно, были бы весьма рады увидеть Его на царском престоле Его знаменитого предка. Но Он сам отверг это желание людей ( Ин. 6:15 ) и Сам не пожелал сделаться властелином мира ( Мф 4:8–10 , ср. Лк. 4:5–8 ); потому что над преходящими рядами зем­ных человеческих царств Он ясно видел вечное Божие царство и желал только одного, чтобы в людях оправдалась истина этого цар­ства ( Мф. 6:33 ). Люди же на самом деле вовсе не знали этого цар­ства и совсем не искали правды его – в этом именно и заключается вся тайна глубоких человеческих страданий И. Христа. До начала евангельской проповеди люди вовсе не знали о том, что такое Божие царство, и где оно находится, и когда оно откро­ется, и как оно откроется.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его — начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. и греческого слова: НИ-КА; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин.6:22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор.10:17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.    Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами, так называемые, «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «в воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину, в форме куба, с произнесением слов прор. Исаии: «яко (как) овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его» (Ис.53:7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Ин.1:29) и полагается на дискос. — Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин.19:34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

49. Лк.24:45. 50. 1Кор.2:10. 51. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52. Иак.3:17. 53. τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54. Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55. «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56. περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58. αμιγως — неслиянно, без смешения. 59. η ενργεια — деятельность, энергия. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61. Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63. η οικονομας — икономия, домостроительство. 64. Лк.1:26. 65. Ис.6:6–7. 66. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69. Мф.28:20. 70. Мф.5:19. 71. Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72. Ис.66:1. 73. Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75. 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76. Мф.5:6. 77. Прем.13:5. 78. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80. Быт.2:15. 81. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82. Ин.17:20–21. 83. Ин.14:3. 84. Лк.23:43. 85. Ин.14:3.

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

Невидимое существо евхаристии: действительность, образ и следствия присутствия Иисуса Христа в сем таинстве. Мы веруем, что в то самое время, когда священнослужитель, совершающий, по заповеди Спасителя, таинство евхаристии, призывая Духа Святого на предложенные Дары, благословляет их с молитвою к Богу Отцу: сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым, хлеб и вино действительно прелагаются в тело и кровь Христовы наитием Духа Святого. Такое учение Православной Церкви имеет непоколебимые основания в Св. Писании и Св. Предании. Сюда относятся: 1 . Слова Спасителя о таинстве евхаристии ( Ин.6:51 ), которые необходимо понимать буквально, ибо буквально их поняли иудеи, к которым обращена была речь Спасителя. Когда они услышали: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира, то начали спорить между собой, не понимая возможности такого чуда ( Ин.6:51–58 ). Точно так же поняли эти слова Спасителя и бывшие здесь ученики. 2 . Все евангелисты свидетельствуют, что Господь Иисус на Последней вечери, взяв хлеб, благословил, преломил и, раздавая его ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание, – и взяв чашу с вином, подал ее ученикам говоря: пийте от нее вси: сия бо есть кровь Моя, Нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов. Отступить от буквального смысла слов Спасителя, в которых Он ясно свидетельствует, что под видами хлеба и вина в таинстве преподаются Его истинное тело и истинная кровь, нет никакого основания. Необходимость причащения под обоими видами, и плоды таинства. Причащаться телу и крови Господней есть необходимая обязанность христианина. Эти видно: 1 . Из слов Спасителя· аще не снесте плоти Сына Человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный ( Ин.6:53–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

52) Как блаженный Давид, играя на гуслях, успокоивал давимаго злым духом Саула (1 Цар. 16, 23): так всякое слово духовное, сладостное по проникающим его мысленным созерцаниям, успокоивает страждущий эпилепсиею ум, освобождая его от давящей его злой совести 50]. 53) Чермен с добрыми очами, подобно великому Давиду (1 Цар. 16, 12), есть тот, кто при светлости жизни по Богу, имеет светозарное подобно ей и слово ведения. В таких добрая деятельность сочетавается с созерцанием; — и первая блестит разными видами добродетелей, а вторая светит Божественными помышлениями 51]. 54) Молящийся получить насущный хлеб, конечно не весь приемлет его, как он есть сам в себе хлеб, но как может приять приемлющий. Всем просящим дает Себя Хлеб — животный — (Ин. 6, 35), как человеколюбивый, не всем однакож поровну; но соделавшим великия дела правды больше, а тем, кои скудны такими делами, меньше: каждому сколько может приять достоинство (или благонастроение) его ума 56]. 55) Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущь посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель Он отсутствует. И опять, мужу созерцательному Он присущь чрез истинное ведение вещей; от того же, кто в какой либо мере в сем погрешает, отсутствует 58]. 56) В начале обучения людей ко благочестию дело обыкновенно идет так, как бы оно относилось только к телу. И беседуем мы на первых порах приступления к Богочестию более по букве, нежели по духу. Потом мало по малу приступая ближе к духу, и плотяность речений утончая духовными созерцаниями, в чистом чисто бываем уже мы Христе, сколь ко это возможно людям; так что можем говорит по Апостолу: аще и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому неразумением (2 Кор. 5, 16). Это по причине простаго (или чистаго) приступания ума к Слову без покровов на Нем, так как мы преуспели уже от плотскаго разумения Слова взойти к узрению славы Его, яко Единороднаго от Отца (Ин. 1, 14) 61]. 57) Кто начал жить жизнию во Христе, тот превзошел правду и подзаконную и естественную: что давая разуметь Божественный Апостол говорит: во Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание (Гал. 6, 15), — словом — обрезание обозначая подзаконную правду, а словом: необезание—намекая на подобную же праведность по закону естества 62].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

—458— ществовать бесконечно: то Творец некоторым образом обходит слабость в созданных существах и искусственно как бы устрояет им вечность. Именно: постоянные преемства каждого из существ подобных и природные переходы друг в друга бытий однородных и одновидных, всегда стремящиеся к дальнейшему (непрерывному) течению, соделывают творение всегда явным и сохраняют Создавшему Богу всегда существующим. Это вот и означает, что каждое из существ в себе самом сеет семя по роду и по подобию ( Быт.1:11–12 ), как неизреченно повелел Творец. Так во всем «жизнь была», что и означает изречение Ин.1:4 73–75. Слово было в тварях, как жизнь по природе, примешивая Себя (ναμιγνς) существам (созданным) посредством причастия (δι μετοχς) и будучи в тварях как жизнь... Итак, если причаствует в тварях (μεϑετς ν τος γενετος) Животворящее Слово, то Само Оно не должно быть между причаствующими (ν τος μετχουσιν), но очевидно есть другое, отличное от них (т. е. Творец и Бог). 1:3–4. 76–79, – животворить 6:32–33. 478, – 6:53. 50, –6:55. а, – есть жизнь по природе, а не по причастию к жизни Отца, как тварь 6:57. 58. дал., – саможизнь (ατοζω) 6:57. 64, –19:42. Сын есть наравне с Отцом Всемогущий Творец мира 1:10. а. 181–1 82, – имеет равную действенность с Богом Отцом 5:19. 340, – 5:36–37. Через Сына, как через Свою Силу, Бог Отец творит все 5:22, – все принадлежит Богу Отцу и Сыну 17:6–8. 55. Как бы местом каждого из существ является собственная природа Сына, от которой оно как бы исходит, переходя в другое нечто и становясь тем, чем не было 16:26, – 27, 21. Все от Бога, но не без Сына 17:1. Сам будучи не сотворен, творит все 1:10. а, – Сын есть свет по существу 1:9–10. 117, – собственно и истинно, а тварь – только по причастию к Нему 1:9. 106. Как свет, освещает все твари, хотя они и не просвещались, по причине своей греховности 1:10. б. Сын Божий воплотившийся. Ср. Слово Божие и Христос. Воплотился подобно нам, то есть стал человеком (σαϑην αϑ’ μς, τουτστι γγονα νθωπος), 8:42. 344, – Он есть Посредник – Слово, соединяя с Собою человеческое через Свое единение с плотью и будучи соединен природно с Родителем, как Бог, 1:13, – Бог, ставший человеком, несказанным некиим и неизреченным соединением занимая как бы среднее место, так что ни из определения истинного божества не выходит, ни остав-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

БУДУТ: имоуть И276 6 – у де Боора и во Втор. 28:53 форма 2 ед. «будешь». СЫНОВЕЙ: υν Б397 21 : в Тр И275 7 – порча из сыновьныхъ . Отмечено в [Истр. II, 160]. СЫТАЯ. В пер. тоучна... н млада И275 9 , в греч. синонимическая пара: παλ...κα τρυφερ Б397 24 (=Септ Втор. 28:56 ) ≈ «нежная и изнеженная». Прил. τρυφερ было связано с τρφις «откормленный» (τρφω «кормить»), а для παλς выбрано альтернативное значение, определения переставлены. В Острож синонимическая пара: юна же въ ва с жена и млада . В синод. пер.: «жившая в неге и роскоши». В ПРИТЧУ: ν παραβολ Б398 3 ; в Тр въ състании И275 11 «в стане» – по смешению однокоренных παραβολ «притча» и παρεμβολ «военный лагерь, стан» (παρα-βλλω, παρ-εμ-βλλω). Место у Амартола сильно переосмыслено сравнительно с его библ. источником ( Иер. 28:58 ). И ОСТАНЕТЕСЬ – в Тр утрата конца слова: станеть И275 12 . АДОНАЙ, TO ЕСТЬ СУЩИЙ, ГОСПОДЬ – глосса перевода; см. комм. к И187 7 . СМЕРТЬЮ: смртью И275 28 в соот. с ν θαντ, которое здесь, однако, нужно понимать как своеобразный каузатив к смерти: «смертоносная болезнь», «мор». И276 ВОЗЬМУ: приимъ И276 4 на месте πολεψομαι буд. мед. Б399 13 «оставлю (в живых)» от πο-λεπω «оставлять». Эта основа, как обычно, была смешана с омофоничной πολψομαι (πο-λαμβνω). В Острож оставлю себ м жа Иер. 12:16 . Перевод Врем не меняет ситуацию, отличаясь лишь позицией деятеля: ‘‘оставлю себе» – пассивная, «возьму (себе)» – активная. ВСЕХ; в Тр во – похоже на порчу из вьс . ЕМУ: πρς ατν; в пер. в себе – как πρς αυτν. КУДА-НИБУДЬ: мо на месте δπουθεν «подразумевается»; ср. πθεν «откуда». Из-за этой смысловой замены утратилось пояснение к противопоставлению: «поражай всех – расточи каждого». КОТОРОГО ОНИ ПРОНЗИЛИ: именно так и сказал пророк: Острож възртъ нань егоже прободоша Зах. 12:10 . Так и в Ин. 19:37 . Толкование этого места Амартолом не соответетвует экзегетической традиции. К тому же эта фраза по Ин. 19:37 приписана Амартолом Христу. КРЕСТОМ: кр с ть – в греч. латинизм σγνον (signum), который соответствует греч. σημεον «знак».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   сознательно исключает всякий поверхностный спиритуализм в понимании Евхаристии. «Ядение» не есть приточный образ для выражения высшей степени веры, ее полной меры. Такое переносное значение могли бы еще иметь аористные формы φαγη, φαγεν и т. д. в ст. 51, 52, 53. Но его не может иметь глагол τργω, заступающий их место в ст. 54 и повторно употребляющийся в конце отрывка (ср. ст. 56, 57, 58). Различие глаголов не подлежит переводу на современные языки. По-русски в обоих случаях приходится ставить глагол «есть». Да и в исторической эволюции греческого языка глагол τργω выцвел, и в наше время в общем значении «есть» употребляется и он. Но в своем первоначальном значении, которое он, несомненно, имеет и в нашей беседе, его правильный перевод был бы «глодать», «жевать». Именно в этом значении, я бы сказал грубо материалистическом, этот глагол не допускает спиритуалистического перетолкования. Речь идет о принятии в снедь плоти и крови Сына Человеческого в прямом и буквальном смысле слова. Потому и вызывает учение Иисуса соблазн иудеев (ст. 52), , несомненно, усугубляется тем, что вкушение крови — всякой крови — было строжайше запрещено Законом. Как вера в первой части беседы (ср. 40), во второй — такое ядение плоти и крови Сына Человеческого мыслится как условие спасения в том же двояком его разрезе жизни и воскрешения в последний день (ср. ст. 54). Но ядение плоти и крови Сына Человеческого предполагает отделение крови от плоти, достигаемое не иначе как через насильственное ее излияние. Это смысл ст. 51 в любой форме его текста. Он должен быть понимаем как указание на предстоящие Страсти. Эту же мысль о близости Страстей мы отметили и в гл. V. Но гл. V относится к Иерусалиму, и отметили мы эту мысль в историческом контексте. Присутствие ее в Ин.6:51, составляющем часть учения и относящемся к Галилее, показывает, что она была уже неотступна в сознании евангелиста. Как Вознесение Сына Человеческого в Ин.3есть объективное условие действенности христианского крещения, так, еще в большей мере, еще непосредственнее, отдача плоти Иисуса за жизнь мира есть условие евхаристического причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как совершил Господь Иисус свое первосвященническое служение. Так как люди, в лице прародителей, не исполнили воли Своего Творца, не послушались Его заповеди; так как и каждый из последующих их грехов был новым преслушанием воли Божией, то Христос Спаситель, чтобы удовлетворить за эти грехи человеческие вечной Правде, восхотел вместо их, Сам исполнить за людей, во всей целости и широте, волю Божию, явить в Себе образец послушания ей, уничижить Себя до последней степени (См. Филипп. 2:6–8). Это первый крест, взятый за вас нашим Спасителем, крест вольного самоотвержения. Так как люди своим первым преступлением в раю и последующими своими грехами справедливо заслужили гнев Божий, подверглись проклятию и бедствиям, то Христос, чтобы избавить людей от этих бедствий и страданий, воспринял с людей на Себя весь гнев Божий и потерпел за нас все, чего мы достойны были за свои беззакония. Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труд, и в язве от Бога, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших (Исаии 53:4–6). Это второй крест Спасителя. Таким образом, первосвященническое служение Иисуса Христа обнимает собой всю Его земную жизнь. Во все это время, которое называется состоянием цстощания Спасителя, Он постоянно нес на Себе Свой крест самоотвержения, послушания, был постоянно умилостивительной жертвой Богу за наши грехи. Вполне же совершилось первосвященническое служение нашего Спасителя в Его крестной смерти с ее предшествовавшими и сопровождавшими обстоятельствами, ибо здесь достигли уже самой высшей степени и смирение нашего Спасителя, и Его послушание воле Божией, и Его страдания и скорби. Смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас жертва . 1 . Эта важнейшая истина была возвещена еще в прообразованиях и пророчествах ветхозаветных. Так медный змий, спасавший от смерти укушенных ядовитыми змиями и взиравших на него с верой, предзнаменовал, что тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:14–15 ). Кровь жертвенных животных, закалавшихся для очищения людей от грехов, и, в частности, кровь козлиная или тельчая, с которой входил первосвященник однажды в год во Святое Святых для кропления на очистилище за грехи всего народа, – все это указывало народу Божию, что для истинного очищения от грехов всего человеческого рода будет пролита кровь агнца заветного. Из Пророчеств достаточно вспомнить яснейшее, произнесенное пр. Исаией (58:5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010