Вспомни двадцатую главу Евангелия от Иоанна. Воскресший Иисус Христос впервые является Апостолам, и сразу, как самое главное, говорит: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Грешит ли человек против ближнего, грешит ли против себя, – во-первых, он грешит против Бога, Который все сотворил и всему установил законы. Кто же, кроме Него, имеет право и разбираться с нарушителями этих законов? А здесь мы видим, что Иисус Христос эту, Ему одному принадлежащую власть – прощать или не прощать, – вручает ученикам. Ученики потом в таинстве рукоположения передавали ее своим преемникам по управлению церквями, и опять же эта власть дошла и до священника, стоящего перед тобой и готовящегося принять у тебя исповедь и возвестить Христовым именем прощение твоих грехов. Так что здесь не шутки и не игры, здесь все по-настоящему. Но все же, как это может быть? Но какое, все же, странное установление!... Где это видано, чтобы ради единения с кем-то – вкушать его плоть и кровь?... Точно такая же реакция была и когда Сам Иисус Христос впервые стал готовить к этому учеников. Тогда Он сказал, что отдает Плоть Свою «за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). И предупредил, что «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и идущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:53–57 ). А ученики в недоумении воскликнули: «какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ). Но, повторяем, если мы веруем в Иисуса Христа как в нашего Бога, то всякое Его слово – понимаем его или еще не понимаем – является для нас конечной инстанцией, последним объяснением. И мы не отойдем от Господа Иисуса с теми «из учеников Его» , кто, сказав: «какие странные слова» , «уже не ходили с Ним» . Мы останемся вместе с теми, кто, не смотря на всю странность услышанного, воскликнул: «Господи! К кому нам идти?» – Хотя мы тоже еще не уразумели того, что Ты сказал, но Ты говоришь о том, о чем никто на земле не говорит, – «Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин.6:66–69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь же, не гнушаясь даров Пославшего Его, но порицая принимающих дары (и) зная, к какой цели стремится их жестокая душа, сказал им: «Вот хлеб, который сходит с небес; если кто будет вкушать от него, тот разве умрет?» Никоим образом, говорит, потому что это есть хлеб, который дан всему миру (Ин. 6:33). Моисею дана была несовершенная манна, потому манна его давалась только Израильтянам. А чтобы показать, что дары Моисея превосходятся Его дарами, как и призвание жестоковыйного народа превосходится призванием язычников, говорит: «всякий, кто вкушает от этого хлеба, будет жить вовек» (ср.: Ин. 6:51). Потому что хлеб Божий сошел с неба и к тому же дан всему миру. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его к Себе Отец, пославший Меня» (ср.: Ин. 6:44). Это сказал для того, чтобы учение, данное им от Бога, вызвать в них к действию. Но где же то, что (сказано Им): «Я есть путь и дверь овцам [т. е. каким образом Христос мог назвать Себя «путем и дверью», если не Он, а Отец привлекает людей к себе? Это возражение святой Ефрем не удостоил ответом]» (ср.: Ин. 10:7)? Далее, сказал это для того, чтобы каждый из них делался совершенным, как привлеченный Богом, и таким образом становился бы Его надежной собственностью. Ибо те, которые пришли ко Христу, были наименованы во имя Отца, а те, которые погибли, (названы) по имени сатаны. «И никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин. 17:12). На таком основании народ Израильский, который согрешил, назван по имени Моисея, потому что упорно стоял на повелениях Моисея. «Кто злословит отца своего или мать свою, смертию да умрет» (ср.: Мф. 15:4. Исх. 20:12. 21:17), а кто хулит Бога, да будет распят (Лев. 24:16). Этими словами Бог сравнил почитание родителей с почитанием Его Самого; подобное сравнение сделал и пророк, говоря: «если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где страх предо Мною?» (ср.: Мал. 1:6). Это (же) подтверждает Господь, говоря: «Бог сказал: почитай отца твоего и матерь твою. А вы говорите каждому из отцов ваших и матерей ваших: вот, дар то, чем бы ты от меня попользовался» (ср.: Мф. 15: 4–5). И сын, которому ты дал такой закон, не постарается впоследствии почитать отца и мать. Быть может, поэтому и фарисеям, которые возбуждали на Господа последователей своих, сказал: «Ради предложенной пищи Я не смотрю на лицо того фарисея, который пригласил Меня на пир, как вы обыкновенно делаете», — ибо и он также не почитает отца и матери. Слова: «всякое растение, которое не насадил Отец Мой Небесный, искоренится» (ср.: Мф. 15:13), должно понимать относительно преданий их старцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Мк.6:42 .  И ели все, и насытились. Мк.6:43 .  И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Мк.6:44 .  Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. О чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами см. Мф.14:14–21 . Евангелист Марк прибавляет, что Христос, сжалившись над народом, который был похож на овец без пастырей (ср. Мф.9:36 ), много учил здесь народ (стих 34). Он же определяет ту сумму, какую апостолы считали возможным истратить на покупку хлеба для народа (200 динариев – ок. 40 руб., что соответствует стоимости 800 г серебра), и замечает, что Христос велел «рассадить» народ «на зеленой траве» – время было весеннее, перед Пасхой (ср. Ин.6:2 ) – «отделениями» (стих 39). Мк.6:45 .  И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. Мк.6:46 .  И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Мк.6:47 .  Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. Мк.6:48 .  И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Мк.6:49 .  Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Мк.6:50 .  Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. Мк.6:51 .  И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, Мк.6:52 .  ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. О чуде укрощения бури см. Мф.14:22–33 . Евангелист Марк замечает, что Господь понудил своих учеников отплыть раньше Его по направлению к Вифсаиде (стих 45). Некоторые предполагают, что было два города с таким именем: Вифсаида Юлиева на восточной стороне моря, где и произошло насыщение пяти тысяч, и Вифсаида западная – родной город апостолов Андрея и Петра (еп. Михаил). Но с таким предположением нельзя согласиться. Археологические исследования не открыли какой-либо другой Вифсаиды, кроме той, которая находилась на северо-восточной стороне Тивериадского моря ( Мк.8:22 ). Лучше поэтому принять перевод (Воленберга): «понудил: плыть вперед на другую сторону – к месту, которое выходит на Вифсаиду», т.е. «лежит на противоположной стороне от Вифсаиды», около которой в настоящее время находились ученики с Христом. Таким образом, ученики отправились в лодке, а Господь, по-видимому, намеревался пройти берегом моря, перейдя вброд через Иордан, отделявший Его от того места, куда Он направил Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк. 10:1–32 ). Итак, кажется сообразнее со смыслом иносказания рассматриваемого разуметь под добрым пастырем Господа Иисуса, под наёмником – тогдашнюю иерархию, под волком – фарисеев. – Не пастырь: пастырь берётся здесь как собственник, который пасёт своих, ему принадлежащих овец; ему противополагается нанятый пастух, которому овцы не свои. Господу Иисусу эти овцы свои частью потому, что Он Господь всех, частью по искуплению Им всех ( Деян. 20:28 ; Тит. 2:14 ). – Видит приходящего волка: как только ещё издали завидит бегущего волка, уже убегает от овец, заботясь только о своей безопасности, – черта, указывающая в наёмнике своекорыстие, самолюбие и малодушие. – Волк расхищает овец: выражение относится к действию волка в отношении к отдельным овцам, – он похищает тех из них, на которых нападает, умерщвляет их, а потом уносит; следующее же выражение разгоняет их – распугивает овец – относится к целому стаду; от страха всё стадо разбегается. Таковы и враждебные действия фарисеев в отношении к стаду Божию, или членам Церкви: своими ложными учениями и действиями они губили души их и разгоняли всё стадо; страх пред враждебной силой и был таков, что боялись открыто исповедовать веру в Господа Иисуса (12:42–43; 9 и др.). 14. Ин. 10:14 . Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Ин. 10:11 ; 2Тим. 2:19 ; Ин. 10 д.; Ин. 8:43, 47, 7:29 . 15. Ин. 10:15 . Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Мф. 11:27, 15:13 ; Ин. 6:51 . В противоположность этим недобрым пастырям-наёмникам Господь ещё раз указывает на Себя как на доброго пастыря, выставляя на вид две черты отношений Своих к овцам: взаимное тесное познание между пастырем и овцами и самоотвержение пастыря до смерти ради овец. – Знаю Моих: тех, которых дал Ему Отец (6:37), или вообще верующих в Него. Он знает их, их внутренние расположения, нужды, опасности для них. – И Мои знают Меня: и верующие знают своего Господа; верою, сердцем они ощущают и разумеют Его, как своего Искупителя и верховного благодетеля, в котором они находят удовлетворение всем своим духовным потребностям, покой, счастье, блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После отшествия из мира Христос вместо Себя послал " другого Утешителя " , Духа Святаго, Духа истины (Ин. 14, 16, 17). Он " научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (ст. 26); Он " наставит вас на всякую истину " (16, ст. 13). " Жестоковыйные, — говорит Стефан своим соплеменникам евреям, — вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы " (Деян. 7, 51). — И доселе упорствуют они. " Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас " (1 Ин. 4, 6). — Сколько уже раз указывается, что вера — от Бога: в ком Бог, в том и вера будет. И наоборот. Следовательно, дело совсем не в уме, не в знаниях, а в духе, в сердце — и еще глубже: в Боге, живущем в сердце и открывающемся ему. А в ком Бог пребывает? — " Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том " (1 Ин. 3, 24). В частности, — и даже в особенности — " Кто не любит, тот не познал Бога. потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8); " …если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… " (1 Ин. 4, 12). " Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного… " (1 Ин. 5, 20). Христос есть основа веры. Вера наша " не на мудрости человеческой, но на силе Божией " (1 Кор. 2, 5). " А нам Бог открыл это Духом Своим " (2, 10). " Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать " (1 Кор. 8, 2). " Но кто любит Бога, тому дано знание от Него " (ст. 3). Много и еще есть подобного материала в Слове Божием. Впрочем, все оно учит вере. Но только не философским путем, а несравненно более иными способами: непосредственным откровением о проявлениях иного мира, фактами и проч. Об этом будем после говорить; а сейчас скажем о вере и отношении к ней знания, науки… К этому и перехожу. Веруют ли ученые? В широких кругах интеллигентного общества установилось, как известно, ужасное предубеждение, будто наука несовместима с верою; или проще, что ученые, умные люди не могут веровать. И должно сказать правду, что фактически это имело основание: наши, сравнительно образованные, классы в последнее столетие несомненно проявили огромную наклонность к неверию. Неверие сделалось почти признаком " мыслящего " человека. Все мы, русские, знаем это и по опыту школьному, и по выдающимся писателям нашим, и просто по интеллигентскому быту. Вера ушла от интеллигенции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Ин.1:10 .  В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Отождествляя в своем представлении Логос, Который тут назван также Светом и жизнью, и Человека – Иисуса, Иоанн говорит здесь и далее о свете как о человеке ( «Его» – ατν «не познал»: ατν – мужской род). Мессия был уже в мире, когда Иоанн Креститель начал свидетельствовать о Нем, был и после, когда этот богопосланный свидетель уже замолк навсегда, и естественно было думать, что созданный некогда Им мир признает в Нем своего Творца. Но этого, к удивлению, не случилось: мир Его не узнал и не принял. О причине такого странного явления евангелист не говорит. Ин.1:11 .  Пришел к своим, и свои Его не приняли. Еще более загадочным явилось отношение к Мессии – воплотившемуся Логосу – того народа, о котором Мессия бы мог сказать: «Это народ Мой» (ср. Ис.51:4 ). Иудеи, эти самые ближайшие к Мессии люди, не приняли Его ( παρλαβον – указывает на то, что они должны бы принять Христа на постоянное пребывание к себе, ср. Ин.14:3 ). Ин.1:12 .  А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Однако нашлись люди как из иудеев, так и из язычников (выражение σοι, по-русски – «тем, которые», обозначает верующих без различия происхождения), которые приняли Его за Того, кем Он Себя объявлял. Этих принявших Христа евангелист называет верующими в Его «имя», т.е. в Его силу как Сына Божия (ср. Ин.20:31 ). Принявшим Его Христос дал «власть» ( ξουσαν), т.е. не только право, но и способность, силу становиться чадами Божиими (русский перевод здесь неправильно употребляет глагол «быть»; стоящий здесь глагол γενσθαι значит именно «делаться», «становиться»). Таким образом, действительными чадами Божиими христиане становятся постепенно, путем усиленной борьбы с остатками греховных наклонностей. «Называться» же чадами Божиими они могут всегда ( 1Ин.3:1 ). Ин.1:13 .  которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Здесь евангелист точнее определяет, что значит быть чадом Божиим. Быть чадом Божиим – значит быть в несравненно более близком общении с Богом, чем в каком пребывают дети со своими родителями. Духовное рождение от Бога дает человеку, конечно, и несравненно большие силы для жизни, чем обыкновенные родители передают своим детям, сами будучи слабыми (на это указывают выражения «плоть» и «муж», ср. Ис.40:6 ; Иов.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18 ; Деян.15:24–28 , и вовсе не говорит о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2 ; Деян.13:1–3 . Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу. Гал.5:1:13 . «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу». Объясн. Апостол и здесь говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона: Кол.2:10–12 ; Евр.10:4–9 , но ни слова не говорит здесь об освобождении, например, от постов, освящённых примерами Христа: Мф.4:2:6:16–18 , и апостолов: 2Кор.6:4–5 . Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе, и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24. 28) О христианской надежде Евр.13:5 . «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ). Объясн. «Не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ), – сказал Сам Бог, хотя и чрез другое лицо, именно чрез святого пророка Давида: 1Пар.18:20 . Слова Богоносных мужей, которым Бог открывал волю Свою, мы справедливо считаем словесами Божиими, и потому мы должны вполне надеяться, что Бог не покинет нас: Ин.16:28:17:13 ; Мф.7:7 . 29) О радостях христианина Ин.16:22 . «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Объясн. Здесь разумеется и радость учеников о воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20 , и радость о соединении с Ним: Ин.14:23 , особенно чрез таинство Плоти и Крови: Ин.6:51:56 , и тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12:2:9–10:31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Всякое изображение предмета в веществе, соединенное с обоготворением ( Деян.7:43 ) – есть идол: но идол в мире значит ли что-нибудь, или идолу приносимая жертва значит ли что? Одно только значит, что идол – ничто, и что приносящие идолу жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:19–20 ). 42. Солнце, луна и звезды ( Деян.7:43 ) стройным течением своим и порядком подобны воинству ( Мф.24:29 ). 43. Скиния есть подвижный храм, в котором живут ( Ин.1:14 ) и служат она же есть и скинома (σκνωμα) – тело ( 2Пет.1:13, 14 ): мы храм Бога живаго, – постоянное жилище, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить, и буду их Богом, и они будут моим народом ( 2Кор.6:16 ). И так, какая сообразность между храмом Божиим и идолами ( 2Кор.6:16 )? Христиане! Не ходите под одним для вас чуждым ярмом с неверующими; ибо какое сообщение у праведности (у праведников) с беззаконием (с беззаконными)? Что общего между светом и тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое участие у верного с неверным ( 2Кор.6:14, 15 )? 44, 47–48. У Израильтян в пустыне была образцовая скиния, а Соломон построил Богу образный храм, во образ нерукотворенного храма ( Ин.2:21 ): тем имел Закон (ветхий завет) будущих вещей, а не самый образ, и приносимые в законе жертвы не могли сделать совершенными приносящих ( Евр.10:1 ; Рим.12:1 ). 48. Всевышний не в рукотворенных храмах живет: Бог есть Дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Всевышний не в рукотворенных храмах живет: принесите тела ваши Богу в жертву живую, святую, разумную ( Рим.12:1 ), чего требует служение Богу – Духу. 48–49. Храм Божий есть небо и земля, храм нерукотворенный; и истинные поклонники суть те, которые поклоняются Ему не в одном Иерусалиме, но на всяком месте владычествия Его, в духе и истине ( Ин.4:21, 23 ). Святое человечество Сына Божия есть высокая лествица, возносящая к Богу – Отцу, и лествица, по которой снисходят Ангелы ( Ин.1:51 ) для служения спасению человеков ( Евр.1:14 ). 49–50. Кто сотворил небо и землю, тот на небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

2) Они считают, что учение о преосуществлении противоречит учению о личности Христа. Он «принял подлинное человеческое тело, и Он до сих пор имеет его. Он будет иметь его всегда, Это тело имеет определенные ограничения и не находится на земле в настоящее временя. Такое тело не может присутствовать сразу в тысячи таинствах» 49 . 3) они считают, что слово εστιν (есть) нужно понимать метафорически, как во многих других случаях, когда «Он пользовался метафорическими характеристиками Самого Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ); «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ); «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:11 ); «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:35 ). На вечере Господней Он прибег к подобным же метафорам, поменяв подлежащее и именную часть сказуемого: «сие [хлеб] есть Тело Мое» и «сие [вино] есть Кровь Моя». В переносном смысле заявление Иисуса можно передать так: «Сие представляет [или означает] Тело Мое» и «Сие представляет [или означает] Кровь Мою " » 50 . 4) Они считают, сто слова «есть» Его Тело и «пить» Его Кровь – «значит прийти к Нему и уверовать в Него ( Ин. 6:3551 . 5) Они считают, что употребление человеческой крови и плоти были отвратительны для иудейского сознания. «Закон строго запрещал пить кровь» 52 . 6) По учению Радикальной Реформации Вечеря Господня является воспоминанием о Христе «доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:24–26 ). «Это говорит нам о реальности Его человеческого Тела и обыкновенных нормальных качествах и Его отсутствия на Вечери Господней. Мы не вспоминаем того, кто присутствует с нами видимым образом» 53 . 7) Критикуя учение о жертвенном характере Евхаристии, они считают, что «она [Евхаристия] предполагает повторную жертву Христа всякий раз, когда творится причащение, что недвусмысленно опровергается Евр. 9:28 10:10–12 («так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение»; «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Он же, принеся одну жертву за грехи…»)» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В – Значит твёрдо решено, что Дух – собственный для Сына, притом совсем не только ввиду того, что Он есть Слово, явленное от Отца, но и когда полагается, что Он стал человеком, таким, как мы. 389 . Поэтому, хотя Он и существует как Жизнь всего по —137— причине неизреченного рождения от Живаго Бога, о Нём говорится, что Он оживотворяется вместе с нами. Но тогда можно увидеть, что Он с одной стороны – охотно уделяет собственной плоти славу подобающих Божеству деяний, а с другой стороны – усваивает относящееся к плоти, некоторым образом словно бы придавая это и Своей собственной природе через единение по домостроительству. 390 А – Но разве 391 , что приходить свыше и с небес и быть в состоянии животворить всё, чему Он пожелает послать жизнь, более всего подобает Тому, Кто по природе есть Слово от Бога Отца? 392 А – Так что же? 393 допустить, что творить по Божески – свойственно человеческой природе? В – Я-то, со своей стороны, – нет. А – Тогда почему Он хотя и животворит нас как Бог, однако не через причастие только Святому Духу, но и тем, что предлагает для съедения воспринятую плоть? 394 А именно, Он —138— сказал: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). А когда однажды иудеи зло осмеивали Его, пытаясь отдать первенство, не знаю как, блаженному Моисею, и открыто говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Какое Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? ( Ин.6:31 ; ср. 6:30). Что же совершаешь Ты, Который будто бы доставил нам тело с небесной высоты?», Он ответил: Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (ср. Ин.6:33 ). И кроме этого снова, чуть ли не пальцем указывая на Себя в собственном теле, сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и шлющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:51,56–57 ). Однако разве не вер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010